страница 1 Выступление на городском семинаре для учителей начальных классов
28.02.2008г. Ляхова З.Д., зам. директора по УР
Тема: «ПГК как результат управления качеством математического образования в начальной школе».
В преддверии перехода на 12 – летнее обучение усиливается роль школы в повышении качества математического образования в начальной школе.
Начальное образование
Начальное образование представляет организованную систему воспитания и обучения и является одним из уровней образования в системе непрерывного образования Республики Казахстан. В основе структурно – содержательной модели начального образования лежит:
-
Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении.
-
Интенсивность образования. Ведущие виды способов деятельности педагога и учащихся.
-
Обеспечение познавательной активности и самостоятельности мышления.
Главная цель 12-летнего общего образования: Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. (Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан).
Определены актуальная проблема: Формирование компетентной личности; требования к личности:
-
креативность;
-
активность;
-
достаточный уровень социально-жизненной компетентности;
-
развитый интеллект;
-
высокий уровень предметной компетентности;
-
устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Определены ожидаемые результаты образования в виде следующих ключевых компетентностей:
-
коммуникативная компетентность;
-
предметная компетентность;
-
информационная компетентность.
Ведущая деятельность – учебная. Способы деятельности:
продуктивная; поисковая; исследовательская; самостоятельная; практическая.
Цель математического образования:
-
Способствовать общему развитию учащихся
-
формирование устойчивого интереса
-
дать представление о математике как науке
-
формирование ЗУН необходимых в практической деятельности.
-
развитие математического стиля мышления
Система работы учителя по подготовке к ПГК включает следующие аспекты:
-
Качественный уровень педагогических кадров: прохождение курсов переподготовки учителями 4-х классов по данной проблеме;
-
Целенаправленная работа методической службы: работа в проблемной группе «ПГК-2008» из состава ведущих педагогов, учителей, работающих в 4-х классах; планирование работы МО, кл. руководителя по повышению качества сдачи ПГК; составление графика проведения пробного ПГК (ежемесячно); подготовка информационно – аналитической справки по итогам ПГК, экспресс – анализа качественного уровня преподавания предмета математики в сравнении со 2 четвертью;
-
Организационный: организация «Школы ПГК»; проведение контроля качества знаний по математике в форме тестирования (еженедельно, ежемесячно); разработка тестов из 20 заданий закрытого вида; организация индивидуальной дифференцированной работы со слабоуспевающими учащимися на уроке математики; организация дополнительных занятий – консультаций с группами учащихся (2 раза в неделю): слабоуспевающими и успевающими на «отлично» в соответствии с планом мероприятий коррекционной работы по подготовке учащихся 4-х классов к ПГК;
-
Эффективная работа психолого – педагогической службы: организация тренингов с целью снятия напряжения, стрессовых состояний с учащимися 4-х классов;
-
Особенности организации учебно – воспитательного процесса:
-
Использование инновационных технологий: модульного обучения, уровневой дифференциации, критического мышления, продуктивного обучения;
-
отказ от репродуктивных методов обучения, применение развивающих методов обучения: частично – поисковый, исследовательский, фреймовые, практические, самостоятельные.
-
интенсивность прохождения материала за счет пропедевтики, использования модульной технологии, учета уровневой дифференциации, повышенной плотности урока, высокого темпа урока;
-
интерактивные формы взаимодействия: индивидуальные, работа в парах, малых творческих группах;
-
использование разноуровневых заданий (стандартных, повышенной сложности, творческого характера)
-
Нестандартные виды уроков: урок-тренинг, урок-практикум.
-
Наглядно – информационный: (оформление стенда «Мы готовимся к ПГК»), памятки для учащихся и их родителей, инструкции по проведению ПГК)
-
Наличие материально – технических условий (подготовка тестового материала, листов- ответов)
-
Мониторинг: создан единый банк контрольно – измерительных материалов, включающий учебно – практический материал «Сборник контрольных работ по математике», «Тесты по математике», разноуровневые задания; разработаны и введены диагностические карты обученности; результат обученности отслеживается по следующим параметрам:
Параметры оценочной деятельности
Сущность:
-
Качество усвоения знаний (Уровень обученности по предмету.)
-
Степень сформированности учебной деятельности. (Способы деятельности)
-
Степень развития качества умственной деятельности (сравнение понимание…)
-
Степень развития познавательной активности
-
Степень прилежания
Функция контроля знаний:
-
Образовательная
-
Развивающая
-
Воспитывающая
-
Эмоциональная
-
Диагностическая
-
Прогностическая
-
Ориентировочная
-
Управленческая
Принципы контроля: -
Объективность
-
Всесторонность
-
Систематичность
-
Наглядность
-
Индивидуальность
-
Дифференцированность
-
Разнообразие форм
-
Единство требований
Виды контроля:
Предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Виды заданий: математический диктант, тестовые задания, разноуровневые задания-упражнения.
ТЕСТЫ
Тесты – это стандартизированные задания, связанные между собой, для выявления уровня ЗУН, способностей и других качеств личности.
Виды теста: открытые и закрытые тесты должны удовлетворять нормам:
-
научности (для чего? для какой цели предназначен?)
-
надежности (о том, на сколько полученные результаты являются стабильными, на сколько не зависят от случайных факторов)
-
Объективности (заключается в научно – обоснованном содержании тестовых заданий, адекватном оценивании ЗУН).
Требования к к тестам обученности (достижения):
-
краткосрочные
-
однозначные
-
правильными
-
относительно краткими (сжатые ответы)
-
информационными
-
удобными (для математической обработки)
-
стандартными (для широкого практического использования)
-
соответствие содержания тестов Госстандарту, учебной программе, учебнику 4 –го класса
-
соответствие по сложности, трудности выполнения 20 заданий: А- 8, В –10, С – 2 задания
Структура тестов. Разбивают на 2 уровня.
1 уровень: проверка умений воспроизводить нужную информацию, узнавать объект.
2 уровень: умение применять знания 1 уровня на практике.
Тесты на предварительном контроле.
- удобны для пропедевтического использования, т.к. далее будет известен прирост
-тест текущего контроля (6-7 заданий), охватить знания 3-х уроков, с анализом допущенных ошибок
- кратковременные тесты (с выбором ответа, на установление частности , да-нет).
Содержание разноуровневых заданий - упражнений с учетом уровня усвоения знаний:
1.Уровень. Воспроизведение информации, осмысление, фиксирование. Задания репродуктивного характера на:
-припоминание и актуализацию уже имеющихся знаний по пройденным темам
-самостоятельное приобретение основных опорных знаний по новой теме, формирование правил, определений, понятий
-закрепление и применение усвоенных правил, определений, понятий
(воспроизведение изученного в процессе применения на практике)
Условные обозначения в учебнике по математике: красный цвет – обозначение нового понятия и связанного с ним упражнения.
2.Уровень. Усвоение по образцу. Задания алгоритмического характера на:
-систематизацию и упорядочение ранее изученного материала в изменённой ситуации
-на внимание, задания составленные с учетом национальных особенностей, имеющих познавательное и поучающее значение (кроссворды, ребусы, логические задачи)
-проверочные задания
Условные обозначения в учебниках по предметам: синий цвет – обозначение упражнения, развивающего познавательные способности учащихся.
3.Уровень. Творчество. Задания эвристического характера на:
- глубокое осознание знаний, требующих поисковой деятельности.
Задания повышенной трудности (творческие) на:
-
осмысление понятий и связей, способов действий, накопленных в учении и
жизненном опыте, силой воображения и активного мышления
- создание нового, оригинального (сочинения, доклады)
Условные обозначения: зеленый цвет – обозначение нестандартного упражнения для развития логического мышления учащихся.
Критерии сформированности математических понятий.
1.Правильности (4+5=9)
2.Осмысленности (4хх=32)
3.Разумность(4х24=10х4)
4.Рациональность(230х407)
5.Обобщенность
6.Объективность (65-14,64-17)
7.Абстрактность (сначала рассказать о каком-то действии, а потом сформулировать правило)
8.Прочность.
Методика обучения решения текстовых задач.
Методика использования решения задач в практике.
Цели:
-
Для ознакомления с новыми понятиями
-
Для ознакомления со свойствами арифметических действий
-
Для показа области применения понятий
-
Для углубления и расширения изученных понятий
-
Для формирования вычислительных навыков.
-
Для обучения методики и приемам решения задач.
Способы решения задач.
1.Краткая запись условия задачи.
2.Поиск составления решения задач (лучше исходить от вопросов)
3.Решение задач разными способами: арифметический, алгебраический, геометрический, практический.
4.Проверка решения задачи: прикидка, соотнесение результата с задачей, решение другим способом.
5.Исследование задач (после решения задач)
Цель:
-
Находить другие способы решения задач
-
Проводить анализ задач
-
Проводить элементы исследований
-
Изменить условие
-
Поставить новый вопрос
-
Решить другим способом
-
Изменять числовые данные так, чтобы появился новый способ решения.
-
Обоснование правильности решения задач.
Примерная структура урока
(на основе модульной технологии)
Цель: подготовка к ПГК.
Ход занятий
I. Вводная часть.
1.Проблематизация.
2.Актуализация знаний. (Устный счет)
II. Основная часть. Диалогическое общение. (Организация индивидуальной работы, в парах, творческих группах)
-
Разноуровневые задания и упражнения
-
Стандартные задания
-
Повышенной сложности (Одно из них: математическое сочинение)
-
Нестандартные задания. Логические задачи.
-
Интеграция 3-х модулей: арифметический, алгебраический, геометрический блоки.
III. Итоговая часть. Пробное тестирование..
страница 1
|