Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
РГП «Казахский национальный педагогический университет

имени Абая»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра Теории и методики дошкольного и начального обучения

Материалы открытого занятия

Лекция

Тема: «Самостоятельная работа и особенности ее организации на уроках математики в малокомплектной начальной школе»

Преподаватель:

к.п.н., доцент Акпаева А.Б.
Дата проведения 07.04.2011


Алматы 2011
СОДЕРЖАНИЕ


Лекция 6. Самостоятельная работа и особенности ее организации на уроках математики в малокомплектной начальной школе. 2

1. Актуализация опорных знаний. 3

2. Фиксирование затруднения студентов при составлении самостоятельной работы в плане конспекте урока. 4

3. Постановка проблемы, формулирование темы занятия. 4

4. «Открытие нового знания в проблемно-подводящем диалоге. 4

5. Комментирование типовых заданий 7

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. 10

7. Рефлексия 10

10

8. Формирование системы знаний в заданиях для СРСП 10



Приложение 1 Этапы урока в традиционной технологии обучения 10

Приложение 2А Норма учебной деятельности 12

Приложение 2В Этапы урока в технологии деятельностного метода 13

Приложение 3 Условные обозначения 17

Приложение 4 А Эталон выполнения заданий 17

Приложение 4 В Примеры заданий с инструкциями и приемами самопроверки 18

Приложение 5 Алгоритмы исправления ошибок 19

Приложение 6 Бланк структура самостоятельной работы по математике в МКНШ 22

Приложение 7 Основные выводы 24

Приложение 8 Тест 25




Лекция 6. Самостоятельная работа и особенности ее организации на уроках математики в малокомплектной начальной школе.



Основные вопросы темы.


  1. Функции и виды самостоятельной работы, ее длительность.

  2. Особенности организации самостоятельной работы в условиях малокомплектной школы.

  3. Пути повышения интереса к выполнению самостоятельной работы.


Оборудование: карточки с шагами учебной деятельности. Презентация самостоятельная работа на уроках ОНЗ и рефлексии, планы-конспкты уроков (подготовленные студентами), УМК по математике для начальной школы, условные обозначения с.р.и работы с учителем.
Литература:

  1. Лебедева Л.А. Акпаева А.Б. Теория и технология обучения математике в МКНШ, Алматы 2009

  2. В помощь малокомплектной школе. /Под ред. Ж. Караева. Астана, 2000.

  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2002.

  4. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М., 1972.

  5. Суворова Г.И., Храпченков Г.М. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе. А-а., 1984.

  6. Суворова Г.Ф. "Организация учебных занятий в сельской

малокомплектной школе" М., 1989.

http://www.school2100.ru/

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

Вид лекции: активная лекция.

Ход лекции.

1. Актуализация опорных знаний.


Перечислите основные особенности однопредметного урока математики в МКНШ:

Урок в МКНШ характеризуется:

1. Обязательным, ежеурочным проведением самостоятельной работы каждого класса.

2. Необходимостью чередования самостоятельной работы с работой под непосредственным руководством учителя.

3. Определением объема задания для самостоятельной работы в зависимости от содержания деятельности учителя, так как время, выделяемое на самостоятельную работу одного класса, прямо зависит от времени, необходимого для непосредственной работы учителя с другим классом.

4. Ограниченностью применения приборов, наглядности, зарисовок, больших таблиц и т.д., а также демонстрации диафильмов в ходе объяснения, так как дети другого класса отвлекаются, что становится помехой, нарушает ход учебного процесса.

По сравнению с обычной школой учащемуся МКНШ приходится больше работать самостоятельно. Какую работу называют самостоятельной? Найдите в тексте лекции и подчеркните.

В учебнике педагогики ПодласогоИ.П. говорится (презентация слайд1-2): Самостоятельная работа – это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, которая проводится без участия учителя. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг. Самостоятельная работа требует размышлений, формальное выполнение задания исключается, так же как и списывание.

Какой основной тип урока в НШ? Все студенты помнят, что основной вид урока в обычной, а тем более в МКНШ- комбинированный. Сегодня мы не будем рассматривать уроки контроля и обобщения знаний. Давайте вспомним, какие этапы может включать урок, если на уроке изучается новая тема, либо это урок закрепления (или лучше назвать его по типологии уроков ТДМ-урок рефлексии)

Студенты перечисляют этапы. Преподаватель выкладывает карточки с этапами на стол (приложение 1).

Я опущу этапы оргмомента и итога урока, выложу на столе основные этапы урока по традиционной классификации и по ТДМ.(карточки-этапы урока и диафильм- этапы УД-Приложение 2 А,В). Почему я опять возвращаюсь к технологии деятельностного метода? Известно, что в МКНШ учитель чередует работу под его руководством с с.р.. А с.р. –это деятельность учащихся, а любая деятельность, и в первую очередь учебная, подчиняется структуре, которая так подробно и понятно описана ТДМ.

Теперь я попрошу вас соотнести этапы традиционные и этапы урока в ТДМ. Карточки (приложение 1 и 2) на столе раскладываются друг над другом. Или устно проговаривается. Подумайте, на каких этапах можно предложить самостоятельную работу учащимся. И выложите карточки с обозначением с.р. над этими этапами. А там, где нужна непосредственная работа с учителем, положите карточку, обозначающую работу с учителем.(Карточки- условные обозначения) (приложение 3)

2. Фиксирование затруднения студентов при составлении самостоятельной работы в плане конспекте урока.


Посмотрите в свои конспекты урока, что вы приготовили к лекции на СРС. На каких этапах урока вы предусмотрели СР(здесь и далее сокращено самостоятельная работа) учащихся? Какие цели преследует придуманная вами в конспекте самостоятельная работа, кроме той цели, что дети этого класса в порядке очереди вынуждены обходиться без учителя в данное время (этап).

3. Постановка проблемы, формулирование темы занятия.


Задумывались ли вы при составлении конспекта над тем, какие функции выполняет СР, что это за это вид, какова будет ее длительность. А также как она будет проверяться, смогут и захотят ли дети ее выполнять. Как подобрать задания для СР и откуда их взять?

Сформулируйте тему занятия: «Самостоятельная работа и особенности ее организации на уроках математики в малокомплектной начальной школе»




страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: