Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 8 | страница 9
ЅОСТАНАЙ ЅАЛАСЫ …КIМИЯТЫНЫў БIЛIМ

Ж…НЕ СПОРТ Б‡ЛIМI

Городской отдел образования и спорта акимата г.Костаная

Городское методическое объединение

учителей математики, физики

МАТЕРИАЛЫ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ

ГОРОДА КОСТАНАЯ

г.Костанай

2005 г.

Августовская конференция учителей математики, физики города Костаная,

2005 г., г.Костанай

Тема: ЕДИНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ XXI ВЕКА.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


  1. 10.00-10.30 - Анализ состояния физико-математического образования и качества знаний

учащихся по результатам ЕНТ в образовательном пространстве г.Костаная.

Елешова Галия Жумабековна, методист ОО и С

  1. 10.30-10.40 - Информационные технологии – основы эффективного обучения на уроках

математики.

Голубева Елена Александровна, учитель математики сш № 2

  1. 10.40-10.50 - Использование личностно-ориентированного подхода в развитии научно-

исследовательских возможностей ребенка.

Шиндяйкина Елена Геннадьевна, учитель математики сш № 16

  1. 10.50-11.00 - Использование новых педагогических технологий, как основа повышения

качества образования.

Жаменкенова Назгуль Зайнуллиновна, учитель математики сш № 7

РАБОТА СЕКЦИЙ

СЕКЦИЯ 1 «Управленческая культура учителя математики 21 века»

Руководитель: Ядрова Светлана Васильевна

  1. 11.10-11.20 - Обновление содержания образования на всех его уровнях и повышение

качества работы с одаренными детьми.

Ядрова Светлана Васильевна, учитель математики ЕМГ

  1. 11.20-11.30 - Инновационные процессы в системе повышения профессиональной

компетентности педагогических кадров 21 века.

Борзенкова Надежда Никитична, учитель математики сш № 16

  1. 11.30-11.50 - Использование интерактивных методов обучения на уроках математики

для повышения уровня коммуникативных умений.

Сологуб Галина Ивановна, учитель математики гимназии им. М.Горького

СЕКЦИЯ 2 «Управленческая культура учителя физики 21 века»

Руководитель: Зубова Валентина Петровна

  1. 11.10-11.20 - Интегративность подхода в обучении физики – как один из факторов

повышения качества образования.

Зубова Валентина Петровна, учитель физики сш № 17

  1. 11.20-11.40 - Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного

пространства, в условиях нового содержания образования,

ориентированного на результат.



Уварова Светлана Владимировна, учитель физики сш № 22

  1. 11.40-11.50 - Использование возможностей информационных технологий для

обогащения образовательного пространства урока физики.

Мухаметов Мурат Муртазович, учитель физики сш № 23

СЕКЦИЯ 3 «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»



Руководитель: Храмина Лидия Михайловна

1. 11.10-11.20 - Создание развивающего пространства для профессионального роста

педагогических кадров 21 века.

Храмина Лидия Михайловна, учитель математики сш № 8

2. 11.20-11.30 - Развитие познавательных интересов учащихся.



Искакова М.С., учитель матматики сш № 7

3. 11.30-11.40 - Повышение качества образования на основе технологизации обучения

на уроках математики «Опыт применения информационных технологий на уроках математики»

Малыгин А.Л., учитель математики сш № 22
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕНТ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Г.КОСТАНАЯ.
Елешова Галия Жумабековна, методист ОО и С
Вся работа городского методического объединения учителей математики, физики направлена на реализацию методической темы «Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда»

Цель методической работы заключалась в осуществлении преобразований, направленных на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.

Исходя из этого, методическое объединение учителей математики, физики определяет следующие задачи:



  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий

  • Повышения качества преподавания математики, физики на основе технологизации образовательного процесса

  • Формирование готовности учителя к работе с одаренными учащимися

Вся деятельность методической работы направлена на:

  • Управление непрерывным образованием педагогических кадров, работе с молодыми специалистами

  • Руководство творческими группами, деятельностью ШМО, ШМУ, ШПО

  • Организацию мониторинга качества обучения

  • Организацию практической деятельности по развитию одаренности

Основными формами методической работы при этом являются: теоретический семинар, семинары-практикумы, проблемно-деловая игра; мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации; творческие группы, ШПО, ШМУ, творческие отчеты, посещение и анализ уроков и др.

Для педагогических работников первоочередной задачей является повышение уровня их профессиональной компетентности, т.к. от этого во многом зависит качество образования. Поэтому, одним из путей формирования личностных и профессиональных качеств человека является система повышения и переподготовки учителей.

Существующая система повышения квалификации построена от школьного методического объединения и направлена на то, чтобы учитель не только владел своим предметом, но и умел свободно ориентироваться в своей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, строить учебные планы, формировать у учащихся навыки самообразования.

За 2004-2005 уч.год курсовую подготовку прошли 17 педагогических работников (за 2003-2004 уч.год – 33 чел.).

Курсы призваны были решать задачи: расширять общепедагогические и психологические знания учителей; оказывать им помощь в планировании и организации педагогической деятельности, в освоении новых методических приемов обучения, позволяющих добиться прочных умений, навыков учащихся и высокого качества УВП. Для реализации данных задач были организованы курсы:


  • Организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к УПД. (Руководитель: зав.кабинетом ИПК Субботина С.Г.). Обучалось 3 педагога из шк.: № 3, № 17, № 16

  • Использование информационных технологий, инновационных методов в преподавании математики, физики, как подготовки учащихся к ЕНТ. Обучалось 8 педагога из шк.: № 20, № 16, № 17, № 19, № 115, веч 2., ош № 14, ош № 21

  • Технология подготовки выпускников к ЕНТ Обучалось 2 педагога из шк.: № 9, № 22.

  • Интерактивные методы обучения. Обучалось 2 педагогов из шк: №16, № 23

В работе этих курсов также приняли участие школы города: сш № 1, №2, № 3, № 8, № 7, гимназия им.М.Горького, гимназия им. С.Мауленова, сш № 16 , № 19, № 20.

Кроме того, учителя были участниками выездных семинаров:

- «Методические особенности работы по УНП 7 кл.», г.Рудный

- «Пути преодоления профессиональных затруднений учителя при работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию к УПД», Алтынсаринский р., Силантьевская сш.

- «Применение блочно-модульной технологии на уроках математики»

Содержание работы по совершенствованию методической подготовки учителей осуществляется через работу школьных методических объединений. Руководители методических объединений – это творческие педагоги, понимающие, что уровень квалификации учителей зависит и от уровня организации методической работы в их методических объединениях. Руководители МО – это 15 учителей высшей категории, 10 учителей первой категории, 2 учителя второй категории, 3 учителя без категории.

В течение года прошло 4 заседания руководителей школьных МО, было организовано 8 семинаров-практикумов для учителей-предметников. Все они являются актуальными и значимыми.

Одной из форм практической работы с педагогами является организация и проведение школы молодого учителя и школы передового педагогического опыта.

В школах города работает 16 молодых специалистов, (что составляет 7 % от общего количества педагогических работников).

Основная цель работы с молодыми специалистами заключалась в следующем:

- формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании

- помогать учителю, стараясь в своей деятельности на достижение педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

Формы работы с молодыми кадрами - это наставничество, индивидуальное консультирование, теоретические и практические семинары.

Так на базе средней школы № 8 были проведены семинары: «Интенсификация и оптимизация учебного процесса», «Технология подготовки выпускников к ЕНТ по математике», «Оценивание знаний учащихся, система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников».

На базе средней школы № 17 была организована работа школы передового опыта, в результате которой были разработаны методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения в контексте интеграции обучения.

Одно из направлений деятельности горМО, обеспечивающее профессиональный рост учителя, – это проведение различных конкурсов. В частности:

«Физико-математический турнир», «Фестиваль инновационных проектов», «Дистанционная олимпиада младших школьников», целью которых стало: совершенствование учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы учителей, обобщения и широкого распространения передового опыта, выявление талантливых, творчески работающих педагогов.

С целью вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность, активизации внеклассной работы по физике, математике второй год проходит Физико-математический турнир, в котором принимают участие все школы города.

Новой формой работы стал Фестиваль инновационных проектов.

На Фестивале было представлено 29 проектов из 19 школ города, из них во второй тур было отобрано 14 проектов из школ № 2, 3, 7, 8, гимназии им. М.Горького, 16, 20, 22, 23, гимназии им.С.Мауленова, ЕМГ, 30, 115.

На I этапе Фестиваля рассматривались научные проекты, презентации, видеоматериалы, а на II – осуществлялась защита представленных проектов.

По общим итогам определились:

1 место - Голубева Елена Александровна, учитель математики сш № 2, Сологуб Галина Ивановна, учитель математики гимназии им М.Горького;

2 место – Мухаметов Мурат Муртазович, учитель физики сш № 23

3 место – Балабаева Райгуль Дабылкызы, учитель математики гимназии им С.Мауленова

Также грамотами были отмечены работы учителей: Уваровой С.В.,сш № 22, Жаменкеновой Н.З., сш № 7, Шиндяйкиной Е.Г., сш № 16.

Нужно отметить на отсутствие научно-исследовательской работы учителей математики, физики сш № 1, 4, 6, 28, 122, ош № 13, 14, 21, 25.


Характерной особенностью работы методического объединения является стремление педагогов преобразовать педагогический процесс, не только апробируя и внедряя инновации, но и разрабатывая свои авторские работы.

На январь 2005 г. педагогами города было лицензировано 5 работ по математике.

1 работа Мухаметова Мурата Муртазовича, учителя физики сш № 23 «Электронный учебник Физика 8 класс» Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан внесена в перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования.

С января 2005 г. по май 2005 было рассмотрено 7 проектов учителей, из которых на городской экспертный совет представлено 5 работ, из них на городском уровне был обобщен опыт 2 работ, из которых:



  • программа – 1,

  • сборник задач – 1

Работы представлены педагогами первой категории, прошедших курсовую переподготовку, что свидетельствует о наличии обратной связи и взаимосвязи содержания коллективных форм методической учебы с самообразовательной деятельностью учителя.

В основном учителя предлагают программы, но не сопровождают их учебно-методическим комплексом, нет работ по методике преподавания предмета, в работах нет ярко выраженной авторской позиции.

Основным условием улучшения качества образования является повышение квалификации работников образования. Как один из этапов подготовки и переподготовки учителей при повышении квалификации имеет место аттестация педагогических работников.

В 2004-2005 уч.гг. 25 педагогов аттестовались на подтверждение первой и высшей категории, из них 3 руководителя школ подтверждали свою высшую квалификацию, 5 педагогов аттестовались на присвоение высшей и первой категории,.

Из 17 педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, 1 педагогу (Шиндяйкиной Е.Г., сш№16) присвоена первая категория, 3 учителям (Ткач веч.ш№2, Лавецкая Е.И., сш № 17, Лозейко Н.Т., сш № 17) подтверждена первая и высшая категория. Все это свидетельствует о закономерности между повышением квалификации учителей через различные курсы и ростом квалификационных категорий преподавателей.

В ходе аттестации было посещено 101 уроков, из них 89 – традиционных уроков, 11 – с использованием инновационных технологий, 1 – нетрадиционный.

Большинство педагогов, претендовавших на квалификационные категории, образованы, с высокой общей культурой и профессиональной компетентностью, знающие передовые педагогические технологии и использующие их на практике. Особо отмечены при аттестации уроки учителей: Сологуб Г.И., Аржаматовой , Дъяков В.Н., Бабич С.И., Мякишева С.И., Ядрова С.В.

На сегодняшний день предпочтение отдается активным формам организации образовательного процесса по сравнению с объяснительно - иллюстративными.

Однако, исходя из анализа всех посещенных уроков, можно сделать выводы, что трудности у педагогов связаны с умением создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность учащихся в меру их способностей и склонностей, умением комплексно применять различные средства обучения, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материла, сложностью формирования мотивов учения, познавательного интереса учащихся к данному предмету.

По итогам посещенных уроков была скорректирована деятельность по оказанию индивидуальной методической помощи педагогам, организована наставничество и кураторство.

Для реализации задач, поставленных «Концепцией развития РК до 2015 г.» имеется достаточный кадровый по­тенциал и уровень квалификации учителей математики, физики.

В составе городского методического объединения учителей математики, физики 225 педагогов, из них 223 с высшим образованием, 2 со средне - специальным образованием. Стаж работы учителей до 3 лет – 8 человек, от 3 до 11 лет - 35 педагога, свыше 11 лет – 182 человек. 64% учителя имеют высшую и первую квалификационную категорию, вторую категорию имеют – 23% педагога и 13% учителей без категории.

Удостоены звания «Отличник образования» РК 16 учителей математики, физики, «Ветеран труда» - 3 педагога, 2 учителя награждены грамотами министерства образования.

Достаточен опыт внедрения учителями педагогических технологий в образовательном процессе, влияющий на качество обучения.

Педагогические технологии, используемые в процессе обучения, следующие:

«Информационно – компьютерная технология» - ЕМГ, сш № 5, 23

Технология развивающего обучения –ЕМГ, гимназия им.М.Горького, сш № 1

Технология уровневой дифференциации – сш № 1, 2, 3, 5, 4, 16, 17, 19.

Технология проблемного обучения – сш № 9, ЕМГ, гимназия им.М.Горького, № 22

Блочно-модульная технология – сш № 5, № 11, ош№ 14, ош № 21, сш 20



Материально-техническая база.

Эффективность труда педагога зависит от многого: его знаний, умений их дать, эрудиции; опыта и многого др. А также от условий, в которых идет процесс обучения и воспитания, которые, зачастую, создает себе сам учитель. Все это указывает на необходимость материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования, помещения в соответствии с государственными нормами.

Несмотря на сложности финансового обеспечения, кабинеты в школах , в основном, соответствуют требованиям оснащенности учебно-методическими материалами для выполнения гос. стандарта знаний. Это школы: гимназия им. М.Горького, гимназия им.С.Мауленова, ЕМГ, сш № 1

Вместе с тем, есть и недостатки: не везде имеется необходимое ТСО; не эстетичное оформление; старое оборудование и мебель, слабая дидактическая база. Не во всех школах кабинеты оснащены всеми необходимыми приборами и средствами для выполнения лабораторных работ, демонстрации опытов, для выполнения физ. практикумов, причем многие приборы очень старые, многие из них несколько раз побывали в ремонте, некоторые приборы заменены самодельными приборами.

Возможность выхода в Интернет имеется в каждой школе. Но в связи с загруженностью кабинетов информатики, доступ к компьютерам и выходу в Интернет ограничен.

За период 2004-05 учебного года программа по математике, физике выполнена во всех школах в полном объеме.

Качество обучения за 2004-05 уч.г. составляет - 40,8%, успеваемость – 97%.

По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение качества обученности на 1,5%, что объясняется слабой индивидуальной работой с неуспевающими учащимися, отсутствие системной работы над повышением качества обучения, отсутствием четкой и своевременной диагностики и коррекции обучения.

Одним из направлений работы с одаренными учащимися является профильное и углубленное обучение.

На сегодняшний день в школах города складывается определенная система профильного обучения по математике и физике:

В 13 школах города ведется профильное обучение по математике, где в 60 классах обучается 1539 учащихся. Профильное обучение по физике ведется в 3 школах, где в 8 классах обучается 217 учащихся. Углубленное изучение математики ведется в 3 школах, где в 3 классах углубленно изучают математику 82 учащихся и углубленное изучение физики в 1 школе - 1 класс 28 учащихся.






Кол-во классов

Кол-во детей

% усп

% кач

рус

каз

рус

каз

рус

Каз

рус

каз

Профильное обучение

54

6

1375

164

100

100

66

63

Углубленное обучение

3

1

84

26

100

100

56

88

Анализ профильного и углубленного обучения показал, что городе ведется определенная работа по организации профильного и углубленного обучения, что администрация образовательных учреждений предусматривает создание оптимальных условий для профильного изучения предметов, целенаправленно продумывает кадровую политику профильного обучения.

Однако на сегодняшний день обозначились проблемы в реализации идеи профильного обучения:



  • отсутствие единого подхода в организации профильного обучения

  • недостаточная обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями в режиме профильного обучения

  • отсутствие методического сопровождения по дифференцированному обучению в профильных классах с учетом уровневого подхода

Отслеживание результатов влияния профильного обучения на качественные показатели учебно-воспитательного процесса свидетельствует о соответствии качественных показателей и результативности участия в городских и областных олимпиадах, но необходимо обратить внимание на результативность участия в различных интеллектуальных конкурсах (Физико-математический турнир, дистанционная олимпиада для младших школьников, олимпиада по физике).

Сравнительный анализ результативности участия в областных олимпиадах показал, что:

в сравнении с прошлым годом количество школ, участвующих в областной олимпиаде, по математике увеличилось, а по физике количество школ осталось прежним, но вместо школы № 18, в этом году прошла школа № 16.





математика

Физика
Школа

2002-03

2003-04

2004-05

2002-03

2003-04

2004-05

Сш 1




3 место

-







-

Сш 6










1 место







Гимназия им.М. Горького

1 место

3 место


2 место

3 место


2 место

3 место

2 место

3 место


3 место

1 место

3 место


Сш 16




-

-







3 место

Сш 122




-

1 место







-

Сш 17




-

-




2 место

-

Сш 19




-

-







-

ЕМГ




-

-

3 место

3 место

-

Сш 18



















Итого:

2 приз. места

3 приз. места

3 приз. места

4 приз. места

3 приз. места

3 приз. места

Анализ олимпиад по математике в разрезе трех лет свидетельствует о небольшом росте динамики призовых мест в сравнении с 2002-03г., в 2004-05 г. остается на прежнем уровне в сравнении с прошлым годом. По качеству имеется небольшая динамика: одно первое место.

По физике анализ олимпиад свидетельствует о небольшом спаде динамики призовых мест в сравнении с 2002-03г., в 2004-05 г. остается на прежнем уровне в сравнении с прошлым годом. По качеству имеется небольшая динамика: одно первое место.

Целенаправленная систематическая работа с интеллектуально способными учащимися организована в следующих школах:

Математика – гимназия им М.Горького, сш № 122, сш № 16, сш № 1

Физика – гимназия им.М.Горького, ЕМГ, Сш № 16, сш№17, сш№18, сш №19

Однако и в данных школах работу с одаренными школьниками ведут лишь отдельно взятые педагоги:

Математика:



гимназия - Сологуб Г.И., Мальшакова Г.Г., Семашко Н.Г

Сш № 1 - Шекетера В.А.

Сш № 16 - Борзенкова Н.Н.

Сш № 122 - Алшинбаева К.А.

Физика:


ЕМГ - Бабич С.И., Сивохина Л.А.

Гимназия - Дьяков В.Н., Аржаматова Н.А.

Сш № 16 - Черкасова З.И.

Сш№17 - Зубова В.П.

Сш№18 - Жолдасбаева С.А.


страница 1 страница 2 ... страница 8 | страница 9

Смотрите также: