страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается интерес,
инициатива и самодеятельность.
Н. А. Умов
Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям.
Познавательный интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений, навыков. Интерес к знаниям в узком смысле слов, применительно к школьному процессу обучения – это направленность личности ребенка, подростка на овладение всей совокупностью знаний, изучаемых в школе.
Стойкий познавательный интерес – это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой и стремится к совершенствованию своей личности. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания.
Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависит от конкретной ситуаций, и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах.
Таким образом, воспитание у школьников глубокого интереса к знаниям – сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учения, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся.
Основные предпосылки, обеспечивающие успех решения проблемы познавательного интереса в повседневной практике: творческое применение каждым учителем принципов и методов обучения и воспитания; овладение искусством пробуждения и развития познавательного интереса, создания ситуаций заинтересовывания, ожидания и т. д.; творческий микроклимат в педагогическом коллективе. Эффект взаимодействия всех условий и предпосылок определяется прежде всего тем, насколько успешно овладел каждый педагог методами творческой деятельности. Благодаря творческой педагогической деятельности учителя воплощаются и реализуются те требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения, которые предъявляются обществом школы.
Проблема познавательного интереса решается каждым учителем и каждым педагогическим коллективом с учетом конкретных условий и возможностей. Однако общие принципы подхода к проблеме позволяют выделить три основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами усложняющейся деятельности по формированию познавательного интересов.
Первый – эмпирический. В основе лежит опытное представление о необходимости воспитания у детей познавательного интереса, особенностях его пробуждения на разных этапах урока.
Учитель, особенно молодой, проработав некоторое время, убеждается, что без овладения вниманием учеников, создания ситуаций заинтересованности предметом, новой темой урока очень трудно осуществлять свою профессиональную деятельность успешно. Если педагогу не удается длительное время пробудить у детей даже первоначальный интерес, он начинает испытывать беспокойство, тревогу, что может вызвать неуверенность в силах и профессиональных способностях. А это уже опасно. Учитель ставит перед собой задачу – проанализировать опыт лучших педагогов, критически взглянуть на свою практику обучения. Быстро найденные причины неудач вовремя устранить с помощью несложной соответствующей корректировки. Здесь педагогу помогает подбор специального дидактического и методического материала для учеников, система проблемных вопросов, отработка своего вступления к новой теме урока и д.р. Можно определить этот уровень как начало работы педагога по формированию интересов учащихся. Вполне естественно, что решение любого вопроса требует его досконального изучения. Это главное на данном этапе.
Второй уровень – творческий, с элементами научно – исследовательского подхода. Он свойствен учителям и руководителям школ, проработавшим не менее трех- пяти лет, проявившим достаточно развитые научно – педагогические и психолого – методические интересы. На этом этапе деятельности усложняются задачи, которые выдвигают перед собой учитель, и как результат – усложняются требования, предъявляемые педагогом к учащимся.
Третий, высший уровень решения проблемы – научно – исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению интересов, склонностей, способностей учащихся. На этом этапе, с учетом состояния здоровья учащихся, уровня их предшествующие учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для проявления и развития творческой личности ученика. Учитель, успешно решающий проблему познавательного интереса прежде всего педагог – исследователь.
Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы познавательного интереса, связаны со многими факторами. Важнейшие из них:
-
качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей;
-
усиливающееся влияние научно – технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу – формирование личности педагога – исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества;
-
постоянно меняющиеся ситуации в учебно – воспитательном процессе, связанные прежде всего с новым уровнем знаний учеников.
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики.
По характеру проявления познавательного интереса в процесс изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса:
-
I – низкий уровень;
-
II- средний уровень;
-
III – высокий уровень.
Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями.
Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов.
Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.
пи
па
пс
упд
уд
пд
ПИ познавательный интерес к математике;
ПА познавательная активность – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС познавательная самостоятельность – характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны.
УПД учебно- познавательная деятельность – такая деятельность, результатом которой являются открытие учеником новых знаний, умений и навыков.
УД учебная деятельность – деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков.
ПД познавательная деятельность – деятельность, результатом, которой является открытие учеником, неизвестного для него знания.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубоко интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Урок – путешествие – это игра, но игра решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. Педагог должен помнить, что у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. В любой игре содержится психолого– педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на “преодоление этапов”. Урок – путешествие можно отнести именно к такому виду, которое очень хорошо применимо при обобщении тем, глав.
Мною были проведены следующие уроки – путешествия по темам:
”Измерение геометрических фигур” (5 кл.);
“Путешествие в страну действий с десятичными дробями” (5 кл );
“Обыкновенные дроби” (5 кл.);
“Преобразование рациональных выражений” (7 кл.).
Хочу сказать, что на каждый урок имеется презентацию, одну из которых мы можем посмотреть.
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешкого педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670). Мне хочеться завершить выступление его слова, написанные в знаменитой книге “Великая дидактика”: “Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно”.
Повышение качества образования на основе технологизации обучения
на уроках математики
Малыгин А.Л., учитель математики сш № 22
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.
Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; также данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения – как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д.
При реализации межпредметных связей информатики с математикой мы используем проектно-групповую и индивидуальную модели, т.к. они позволяют информатизировать учебный процесс, достигать этой цели меньшими затратами и в большей мере соответствуют современным инновационным учебным заведениям.
К преимуществам применения новых информационных технологий на уроках можно отнести следующие:
- Новые информационные технологии могут привлечь пассивных, сделать занятия более наглядными;
- Совершенствуется самостоятельная работа;
- С помощью новых информационных технологий можно привлечь отстающих детей. Появится желание лучше и крепче усваивать учебный материал;
- Применение информационных технологий позволяет усилить дифференцируемый подход к обучению, дает больше возможностей каждому ребенку работать в своем темпе. Дает новые возможности для осуществления принципа наглядности в обучении. Приучает ребенка к самостоятельной работе с материалом. Дает новые формы работы на уроке и вне его (как самостоятельной, так и коллективной), интересные ребенку своей новизной. ПК сам по себе на данный момент представляет мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании – инструмент развития творческих способностей;
- Новые информационные технологии позволяют создать дидактические материалы для работы на уроке, более интересно проводить уроки, тем самым заинтересовать учеников. Уроки могут проводиться в разных формах;
- Увеличивается скорость урока;
- Доску и мел на любом уроке необходимо дополнять представлением темы, задач, этапов, выводов урока в форме презентации-разработки, активно дополненным иллюстративным материалом. Это повысит интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала;
- Освободить время урока, которое должно быть потрачено на изображение чертежей, схем, таблиц, и взаимосвязь между ними, более наглядно отображать применение каких-либо правил, аксиом, теорем.
В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.
I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
II. Решение текстовых задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
III. Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
В идеале система обучения призвана обеспечить учащимся возможность оперативно добывать необходимые знания, находящиеся в глобальном информационном пространстве. Каждый школьник должен получить за период обучения не только фундаментальные знания, но и методы оперативного самостоятельного овладения знаниями, в частности с помощью включения в процесс обучения фантастическая скорость обновления информации предъявляет особые требования и к современному выпускнику. Способность к восприятию и переработке информации, самообразованию и самоорганизации позволяют повысить эффективность образования как процесса формирования информационного потенциала.
Полноценное образование может быть достигнуто лишь благодаря совершенствованию активных форм обучения, когда ученик сам стремится к познанию, творчеству, а именно способен к целенаправленной осознанной информационной деятельности, которая заключается в совокупности процессов сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения информации.
Современное оснащение кабинетов компьютерной техникой и интенсивное использование на уроках, во внеурочное время постепенно становится, хотим мы этого или нет, обязательным атрибутом современной школы. И рано или поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс компьютерной системы обучения.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих 3-х вариантах:
-
Как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
-
Как основная (определяющая наиболее значимое из используемых в данной технологии частей).
-
Как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера).
При этом для ученика он выполняет различные функции:
КОМПЬЮТЕР
Учитель
Сотрудничающий коллектив
Объект обучения
Досуговая среда
Рабочий инструмент
В функции учителя компьютер представляет:
КОМПЬЮТЕР
Источник учебной информации
Наглядное пособие (с возможностями мультимедиа и телекомм-ий)
Индивидуальное информационное пространство
тренажер
Средство диагностики и контроля
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуют развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.
Небольшой, пока, опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ.
Физико-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, физики, их возможностями в развитии и формировании мышления человека, их вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Физико-математическое образование является неотъемлемой частью естественно-математического образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Заседание секции городского методического объединения учителей математики, физики способствовали обсуждению директивных, нормативных документов МОН РК, областного Департамента образования, городского управления образования, определению стратегических приоритетов в развитии физико-матемаического образования, обновлению содержания образования, повышению качества физико-математического образования, осуществлению преобразований, направленных на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.
С целью совершенствования системы методической работы, совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, выработки единой стратегии по обновлению содержания физико-математического образования, по результатам работы конференции были выработаны следующие рекомендации:
Городскому методическому объединению:
1. разработать план мероприятий по реализации предложений и замечаний, внесенных участниками августовской (2005 г.) конференции учителей математики, физики.
2. осуществлять активную методическую работу с педагогическими кадрами через семинары, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, школы молодого учителя, в условиях новой модели образования, ориентированной на результат.
Школьным методическим объединениям:
1. Развивать и стимулировать инновационно-творческую, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу среди учителей и учащихся, подчинить ее целям образования 21 века, развитию современных образовательных технологий, таким ее направлениям, как обеспечение доступности, повышения качества, эффективности, фундаментальности, конкурентноспособности.
2. Повысить качество преподавания математики, физики на основе технологизации образовательного процесса.
3. Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий путем внедрения в практику инновационных технологий.
4. Осуществлять преобразования, направленные на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.
-
Обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха; использовать технологию дифференцированного обучения для развития творческого потенциала каждого ученика.
-
Направить деятельность учителя на формирование уверенности у учащихся в своих силах, способностях, ответственности, честности, товарищества; на приобщение к ежедневному трудовому напряжению, на воспитание трудолюбия, воли.
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
|