Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 | страница 9

Сш№19 - Колесникова В.В.


Для развития познавательного уровня учащихся, углубления и расширения знаний, подготовке к ЕНТ, в школах города ведутся факультативные занятия по математике, физике.

Всего по городу 55 факультативов по математике, физике, где занимаются 1052 учащихся. Учащиеся имеют возможность получить дополнительные знания по предметам, повысить умения и навыки по решению олимпиадных и нестандартных задач.

Одним из факторов, препятствующих получению качественного образования, является субъективизм при оценивании учебных достижений во время учебы и по ее окончании.

С целью создания системы внешней оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования, с 2004 года в республике было введено единое национальное тестирование (ЕНТ) - независимая от организаций образования государственная система оценки качества образования, основанная на новых технологиях, совмещающая государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в колледжи и вузы.

Основными задачами ЕНТ стали обеспечение государственного контроля и управления качеством образования при помощи единых измерительных материалов, повышение объективности, достоверности оценки качества образования.

Введение ЕНТ позволило объективно оценивать деятельность организаций образования, определять их реальный рейтинг, повысить мотивацию учащихся и учителей в хороших результатах обучения.

В 2005 году, по данным городского отдела образования и спорта, всего по городу в тестировании принимали участие 1771 выпускников школ, что составляет 94,8 % от числа всех выпускников.

Не принимали участие 9,6 % выпускников - около 179 человек. Они сдавали обычные выпускные экзамены.

По итогам тестирования из 120 возможных баллов по четырем предметам - от 101 до 120 набрали 3% или 52 выпускника школ. Это учащиеся школ: Гимназии им.М.Горького (14 уч.), ЕМГ – 6, сш № 2 - 6 выпускников, сш № 23 – 5 выпускников.

Самый высокий результат показала ученица средней школы № 2 Лущевская А.В. – 117 баллов.

116 баллов – у ученицы гимназии им. С. Мауленова –Кузыбаевой Н.С.. Жиентаев Н.С. – ученик ЕМГ набрал 115 баллов и т.д.

Низкий уровень знаний показали 9% выпускников (159 уч.), набравшие от 0 до 39 баллов (что соответствует оценке «два»). Это учащиеся средних школ № 20 (18 уч), сш № 28 (15 уч), сш № 22 (11уч.), сш № 8 (11уч.).

Большинство учащихся - 57 % (1005 чел.), набрало от 40 до 70 баллов, что соответствует в традиционном варианте оценке «три».

Неплохой показатель в том, что почти треть всех участвующих –31% (555 уч.) набрали от 70 до 100 баллов.

Единая национальная система тестирования позволила объективно оценить работу каждой области, района, города, каждой школы, каждого учителя, работающего в выпускных классах.

По итогам ЕНТ по области г.Костанай стоит на пятом месте (средний балл 62,3 из 93,8 баллов максимальных).

В пятерку лучших учебных заведений по городу Костанаю входят следующие школы:

гимназия им. М.Горького (средний балл – 80,8), ЕМГ (средний бал – 75,8), Сш № 2 (средний бал – 73,1), сш № 23 (средний бал – 72,1) и сш № 17 (средний бал – 67,1). По сравнению с прошлым 2004 годом показатель среднего балла в данных школах имеет положительную динамику роста.

Лучшей школой оказалась гимназия им.М.Горького, выпускники которой набрали в среднем 80,8 балла, и нет ни одного школьника, который бы набрал менее 40 баллов.

Следом идут школы: ЕМГ, сш № 2, сш № 23, сш № 17.

ЕНТ проводится по четырём предметам: математике, русскому (казахскому) языку, истории Казахстана и предмету по выбору самого ученика, который является профильным для поступления на ту или иную специальность.

Предметами по выбору были следующие: иностранные языки (английский, немецкий, французский), литература, биология, химия, география, физика, история. Причем, при выборе доминируют следующие предметы:

география (34%-575 уч.), физика (26% - 435 уч.), биология (18% -307 уч.). Это свидетельствует о том, что предпочтение при выборе предмета уделяется естественнонаучным дисциплинам, необходимым при поступлении в институт.


Выбор предмета

предмет

кол-во выпуск-ов

% выбравших

гео

575

34,0%

физ

435

25,7%

биология

307

18,2%

анг язык

174

10,3%

вс

110

6,5%

химия

56

3,3%

лит

11

0,7%

нем

11

0,7%

каз лит

8

0,5%

франц

3

0,2%

Среди школ города Костаная большее количество выпускников, выбравших предмет физика, в средних школах:

Сш № 1 38 уч. 8,7% (учитель Гомзякова З.Г.)

Сш№ 8 32 уч. 7,45% (учитель Редькина Л.Г.)

Сш № 17 28 уч. 6,4% (учитель Зубова В.П., Годов В.И.)

Сш № 20 26 уч. 5,98%(учитель Ковалик В.В.,Садвокасов Ж.К)

Гимназия Горького 26 уч. 5,98%(учитель Дьяков В.Н.)

Анализируя результаты ЕНТ по математике, физике можно отметить следующее:

В разрезе г.Костаная самые высокие результаты по математике принадлежат инновационным школам: ЕМГ – 17,3 балла и гимназия им. М.Горького – 17,2 балла. По средним школам высокий результат показывают: сш № 2 – 14,7 балла, сш № 23 – 14,3 балла.

По физике места распределились следующим образом: самый высокий результат - сш № 2 - средний балл 16 баллов, сш № 17 – 15,9 баллов, гимназия им. М.Горького – 14,6 баллов, ЕМГ – 14,4 баллов, сш № 7, сш № 30 – 13,9 баллов.

Преимущество ЕНТ заключается в том, что оно является формой независимой внешней оценки знаний учащихся, показывающее реальные результаты работы каждого учителя, работающего в выпускных классах.

Можно отметить, что лучшие результаты по математике (30 баллов) показали следующие учащиеся: сш№ 2 - Лущевская А., учитель высшей категории Ваулина С.М.., сш № 1 – Кинжитаева Г.Б., учитель высшей категории Васильченко Л.В. Высокие показатели имеют также учащиеся гимназии им. М.Горького, ЕМГ, сш № 23, сш № 2, сш № 1, сш № 17.

Среди учителей, максимальное количество выпускников которых набрали более 15 баллов, что соответствует оценкам «4» и «5», относятся: Сологуб Г.И., учитель математики высшей категории гимназии им.М.Горького, (39 уч.), Парасовская Вера Кузминишна, учитель первой категории сш № 23, (36 уч.), Перепелякова Надежда Васильевна, учитель высшей категории ЕМГ, (31 уч), Ларина Раиса Андреевна, учитель высшей категории сш № 17 (24 уч.), Лыткина Надежда Ивановна, учитель высшей категории сш № 16 (22 уч.), Васильченко Лариса Владимировна, учитель высшей категории сш № 1 (21уч.), Чернышова Клавдия Николаевна, учитель высшей категории гимназии им. М.Горького (20 уч.), Жакупова Ляйла Камешевна, учитель высшей категории гимназии им. С. Мауленова (20уч.).

Лучшие результаты по физике (28 баллов) показывают учащиеся сш № 17, учитель высшей категории Зубова В.П., учащиеся сш № 2 – учитель высшей категории Шлафман И.О., сш № 1 – учитель высшей категории Гомзякова З.Г., ЕМГ - учитель первой категории Сивохина Л.А, гимназия им М.Горького – учитель высшей категории Дьяков В.Н.

Более 15 баллов, что соответствует оценкам «4» и «5», набрали, подтвердив свои знания, учащиеся следующих учителей: Зубовой Валентины Петровны, учитель физики высшей категории сш № 17, (15 уч.), Шлафман Инны Овшияновны, учитель первой категории сш № 2, (14 уч.), Дьякова Вячеслава Николаевича, учитель высшей категории гимназии им. М.Горького, (11 уч), Гомзяковой Зинаиды Григорьевны, учитель высшей категории сш № 1 (10 уч.), Сивохиной Любови Анатольевны, учитель высшей категории ЕМГ (10 уч.).

Однако, несмотря на высокие показатели по математике средний балл по городу составил 11,1 балла. По сравнению с прошлым годом, этот показатель имеет небольшую положительную динамику (вырос на 0,23), но он остается самым низким по области.

По школам наблюдается небольшая динамика, однако в ряде школ имеет место спад. Так, в сш № 30 показатель среднего балла по математике по сравнению с прошлым годом упал на 1,43, в сш № 122 – на 1,26 балла, в сш № 6 – на 0,6 балла, в сш № 22 – на 0,18, с № 28 – на 0,13 балла, сш № 7 – на 2,1 балла.

Самые низкий средний балл по математике показывают учащиеся школ: сш № 6 – 8 баллов, учитель первой категории Шаяхметов Р.А, сш № 28 – 8,2 баллов – учитель высшей категории Брынза Л.Н., веч.шк.№ 1 – 8,3 балла, учитель второй категории Яцыно Л.В., сш № 20 – 9,1 балла.

Не подтвердили свои знания, набрав минимальное количество баллов (1балл), учащиеся: Колдырев В.В., ученик сш № 1, учитель первой категории Бабич В.Г., Саяпина А.А., ученица сш № 6, учитель первой категории Шаяхметов Р.А, Хусаинов М.Е., ученик гимназии им. С.Мауленова, учитель Жакупова Л.К. , Лукашков С.А., ученик сш № 22, учитель первой категории Жусупова И.Т..



Анализируя результаты ЕНТ по физике можно отметить следующее:

По итогам ЕНТ по области г.Костанай стоит по физике – на шестом месте (качество 57% при 100% максимальном - ШОД Алтынсарина, КТЛ, ШОД «Озат»). Средний балл по городу выше областного среднего показателя на 0,4 балла, и составляет 11,3 балла. По сравнению с прошлым 2004 годом наблюдается небольшая динамика среднего показателя на 0,7 балла.

Однако, несмотря на это в ряде школ наблюдается незначительный спад показателя среднего балла по сравнению с прошлым учебным годом: это сш № 16, сш № 18, сш № 19, сш № 22, сш № 28, что свидетельствует о недоработке учителей при подготовке учащихся к ЕНТ.

Самые низкий средний балл по физике показывают учащиеся школ: сш № 28 – 7 баллов, учитель первой категории, сш № 6 – 9,1 баллов, учитель первой категории Крючкова С. П., сш № 11 – 9,1, учитель второй категории Косенко Л.В

Менее 5 баллов по физике набрали 29 учащихся. Самый низкий балл (2 балла) набрали Сармурзин А. – гимназия им. С.Мауленова, учитель без категории Махмутова К.Б., Дощанов С.Р., сш № 20, учитель высшей категории Ковалик В.В., Хрущелева М.С. , ЕМГ, учитель первой категории Сивохина Л.А., Баймухамедов Е.Э., сш № 3, учитель первой категории Бондарева В.А.

Анализ ЕНТ позволяет объективно оценивать деятельность организаций образования, определять их реальный рейтинг, деятельность и рейтинг каждого учителя. Причина низкого уровня знаний по математике, физике, возможно, заключается в качественном составе педагогических кадров. На сегодняшний день 63 % учителей математики и 66% физиков имеют высшую и первую квалификационную категорию. Из них только 19% учителей математики и 33% учителей физики работают в выпускных классах.

Анализ ЕНТ позволяет усилить внимание общественности к проблемам среднего общего образования, повысить мотивацию учащихся и учителей в хороших результатах обучения, позволяет определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения, подготовки учителей.



Факторами, препятствующими повышению качества преподавания предметов математики, физики являются:

- недостаточный уровень методической работы на местах, как фактора развития образования

- перегрузка программного материала

- слабая материально-техническая база

- слабая работа по диагностике профессиональных качеств педагогов и информационных потребностей учителя; организацию специальной подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

Исходя из цели методической работы - осуществлении преобразований, направленных на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования, поставленные задачи были успешно реализованы.



Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочетается с курсовой переподготовкой облИПК и ПРО, результативность которой подтверждается положительной динамикой работы учителей.
Конец формы
Информационно-методическое обеспечение управленческой деятельности направлено на формирование ценностного отношения к образовательной информации, развитие потребности в самообразовании. С этой целью активно используется Интернет-технологии, создано виртуальное МО, осуществляется разнообразное методическое сопровождение проводимых семинаров.

Тенденциями в совершенствовании преподавания предмета являются:

  • Осуществление преобразований, направленных на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий путем внедрения в практику инновационных технологий

  • Проведение целенаправленной систематической работы по диагностике профессиональной компетентности педагогов; усиление компонентов методической службы, направленных на рефлексивное осмысление педагогами своей деятельности, осуществление ими самоанализа и самодиагностики.

  • Осуществление активной методической работы с педагогическими кадрами в межкурсовой период через семинары, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, школы молодого учителя; в условиях непрерывного образования использование современных форм, развивающих творческое мышление учителей

  • Разработка методических рекомендаций по организации профильного обучения, утверждение программ профильного и углубленного изучения предметов на Экспертном совете.

  • Использование эффективных методов и приемов работы со слабоуспевающими учащимися, проведение системной работы над повышением качества обучения, осуществление четкой и своевременной диагностики и коррекции обучения.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО

ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Голубева Е.А , учитель математики Сш № 2



Школьное математическое образование ХХI века серьезно отличается, от классического опыта преподавания математики.

Урок математики сегодня это:

  • высокая информационная насыщенность;

  • научность содержания тем;

  • недостаточный эмоциональный компонент учебного материала;

  • сложность учебников нового поколения;

  • необходимость использования дифференцированности обучения для решения задач инклюзивного образования;

  • при выполнении домашнего задания школьник не может рассчитывать на консультационную помощь родителей;

Вместе с тем общество предъявляет высокие требования к результатам математического образования.

Данная образовательная ситуация побуждает к необходимости поиска новых эффективных средств в преподавании математики.

Для повышения эффективности школьного образования, учитель-профессионал должен организовывать учебный процесс с учетом тех изменений, которые имеют место в мире, окружающем человека. Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Поэтому актуальным становится введение в практику преподавания медиаобразовательных технологий.

Основа медиаобучения – наглядная и динамичная подача информации. Применение мультимедиа как современное средство позволяет расширить образовательные возможности урока. Идет интенсивное развитие внимания, абстрактного и образного мышления учащихся, активизируется познавательный интерес. Для учителя открываются широкие возможности для создания и применения сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке.

Одним из инструментов реализации данной технологии является мультимедийный комплекс. Мультимедийный комплекс позволяет создавать различные виды электронной обучающей продукции. Это может быть – слайд- фильм, презентация. Как показывает практика чаще всего учителя, используют мультимедийный слайд-фильм. Мультимедийный слайд-фильм используется в обучении школьников для наглядно-образного раскрытия сущности тем. С помощью слайд-фильмов эффективно решаются следующие педагогические задачи:


  • Активизация учебной мотивации;

  • Развитие познавательной активности;

  • Обеспечение прочности усвоения учебного материала.

Лучшее понимание, следуя Л.С.Выготскому, возникает, когда обучающиеся решают проблемы, проводя при этом исследования, пусть и микро, но есть поиск. Использование на уроке компьютерных слайд-фильмов позволяет решать учебные проблемные ситуации путем:

  • Изложения новых знаний, закрепления, повторения, обобщения, систематизации;

  • Представления динамического изображения материала, озвучивания;

  • Обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности.

Психологи доказали, что дети лучше запоминают динамическое изображение, нежели статическое. У человека различают два диапазона восприятия информации: диапазон сенсорного (осознанного) восприятия и диапазон субсенсорного (неосознанного) восприятия. При динамическом изображении возникает эффект сверхзапоминания. Поэтому принцип наглядности в мультимедийной дидактике понимается более широко. Многолетний опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается и тем выше качество обучения.
Я исследую возможности использования мультимедийного комплекса на различных этапах урока математики.

В учебном процессе объективно существуют ситуации, которые позволяют подготовить почву для движения мысли ученика. Причем каждый из моментов в значительно большей мере зависит от уровня визуального восприятия. На эти моменты хотелось бы обратить внимание.



Практика показывает, что мультимедийный комплекс успешно можно использовать при выполнении устных упражнений. Используемые эффекты анимации усиливают поэтапность выполнения действия десятичной дроби и натурального числа. Создаваемая проблемная ситуация (на слайде «нерешаемый» пример изменяет цветовую окраску) позволяет осуществить плавный переход к изучению нового материала.

Наблюдение за изменением цвета цифр в выполненных действиях с десятичными дробями, активизируют мыслительный процесс учащихся. Это позволяет сформулировать алгоритм выполнения умножения десятичных дробей и продемонстрировать этапы его выполнения на данном примере.



Фрагменты презентации М–5 «Сложение смешанных чисел»

Следующий слайд демонстрирует работу со смешанными числами. Объяснение учебной темы можно начать со слайда, на котором отображается поэтапное выполнение сложения чисел. Учащимся дается задание: «Проанализировать технику выполнения действия сложения чисел и сформулировать алгоритм нахождения суммы смешанных чисел»

Важным умением школьников можно считать умение делать самостоятельно выводы на основе наблюдений.

Использование данного слайда предполагает самостоятельный вывод правила «Деление десятичной дроби на разрядную единицу», это достигается за счет эффекта «плавающей десятичной запятой»

Фрагмент презентации А-8 «Преобразование графика функции у=ах2»

Динамика в графических преобразованиях

эффективно представлена в следующем слайде.

Задание – исследование для учащихся «Какие преобразования графика функции у=х2 необходимо выполнить, чтобы построить графики перечисленных функций?»

Эффект «направленного движения объекта по экрану» позволяет активизировать визуальное мышление учащихся. Это помогает сделать выводы о преобразованиях графика путем параллельного переноса.



Резюме. Эффективность данных компьютерных демонстраций заключается том, что при создании поисковой среды зрительные образы и динамика изображения активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Мультимедийный комплекс позволяет предъявлять школьникам задания более высокого уровня сложности, например направленные на «поиск скрытой информации». Глубокое понимание учащимися правила «вычитания смешанных чисел» и эффект «появление объектов» помогают найти необходимую информацию.

Фрагмент презентации А-8 «Свойства функции»

Мультимедийный комплекс незаменим при изучении сложных тем. Опыт показывает, что усвоение темы «Свойства функции» у учащихся вызывает определенные трудности. Сделать материал более доступным, интересным, а процесс обучения более эффективным позволяет следующая демонстрация.

Данный слайд визуализирует такие математические понятия как:


  • Область определения функции

  • Область значений функции

  • Промежутки убывания и возрастания функции

  • Нули функции

  • Промежутки знакопостоянства функции

Педагог имеет возможность использовать мультимедийный комплекс при закреплении учебных знаний и умений. Проиллюстрирую это утверждение фрагментом презентации. Задание носит тренировочный характер, эффект «плавающей запятой» помогает при отработке навыка умножения десятичной дроби на разрядную единицу – это один из путей разрешения проблемы, связанной с трудностью переноса запятой.

При помощи мультимедийного комплекса педагог легко привносит на урок стихии игры и заинтересованности. Задание вида: «Исправь ошибку» с интересом воспринимаются учащимися, добавление героя оживляет ситуацию, вносит игровую мотивацию в процесс обучения.

Используемые в данном слайде анимационные эффекты позволяют продемонстрировать процесс исправлений ошибочных ответов.

Электронная продукция, выполненная в форме web-квест, позволяет по-новому сконструировать урок.




Серьезную помощь мультимедийный комплекс оказывает учащимся при усвоении математических понятий.

В методической и учебной литературе мало упражнений, направленных на усвоение математических понятий. Следующая группа слайдов соответствует указанному виду работы.

Содержание заданий в совокупности с визуальными эффектами (появление нужной и исчезновение ненужной информации, выстраивание логической цепочки) оказывают влияние на развитие памяти ребенка, позволяют разнообразить работу с понятиями, сделать ее интересной и результативной.

Виды заданий:


  • Вставить пропущенное слово

  • Закончить предложение.

  • Найти логическую связь между понятиями

  • Составить логическую цепочку и т. д.

Кроме перечисленных положительных образовательных эффектов компьютерная демонстрация позволяет акцентировать внимание на технику выполнения упражнений.

На слайде (1) показано преобразование неправильной дроби в смешанное число. Слайд(2) демонстрирует процесс уменьшения целой части смешанного числа на единицу.

выполнения математического действия влияет на процесс мышления, память.

Трудности, возникающие у учащихся из-за информационной насыщенности учебного материала, могут разрешаться с помощью интеграции.

Этот подход можно использовать при объяснении темы «Решение квадратных уравнений» (объединяются темы «Решение неполного квадратного уравнения» и «Решение полного квадратного уравнения») Организация демонстрации осуществляется через создание слайдов в определенной логической последовательности. Объяснение учителем с помощью слайдов сопровождается работой учащихся со схемой на бумажном носителе.

Демонстрации такого вида, визуально показывающие ход выполнения заданий, оказывают помощь ученикам в усвоении темы. Полезно организовать работу учащихся с демонстрацией в домашних условиях (при записи на дискету) это – реальная помощь при выполнении учащимися домашнего задания.

Слайд - фильмы позволяют решить проблему математического просвещения родителей. Системная работа со слайдами позволяет родителям оказывать необходимую помощь школьникам при выполнении домашних заданий.



Фрагмент презентации А-8 «Квадратное уравнение»



















Мультимедийный комплекс можно использовать и при организации контроля знаний и умений, учащихся на уроках математики.

С помощью мультимедийного комплекса можно использовать:


  • Дифференцированный подход с помощью тестеров разного уровня.

  • Самоконтроль знаний через появляющиеся готовые ответы на экране.

При использовании мультимедийного комплекса на уроках учителю открываются новые возможности организации учебно-воспитательного процесса это прежде всего:

  • Сочетание зрительной и звуковой стимуляции;

  • Динамическая стимуляция восприятия;

  • Гибкая или переменная система подачи информации

  • Игровая мотивация

  • Свертывание информации;

  • Подбор индивидуального темпа изучения материала.

Важно учитывать следующее. Компьютерное сопровождение уроков не должно строится на интуитивном уровне («так, кажется, будет хорошо») Слайдовые демонстрации должны следовать определенной логике построения математической науки. Если освоить технологию такого построения учебного процесса, то место мультимедийного комплекса будет определено и востребовано.

Процесс создания авторских мультимедийных учебно-методических пособий – это мощное вторжение компьютерных технологий в классический образовательный процесс. Давно известно, что стандартные учебные пособия сами по себе никогда не обеспечивали достижения программных образовательных целей. Всегда в образовательном процессе главное – Педагог, его талант, знания и умения. Именно поэтому необходимо рационально стремиться к тому, чтобы содержимое мультимедийных фильмов не повторяло бумажных учебников, а как можно более полно воплощало собственно педагогический опыт.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА


В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА.



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 | страница 9

Смотрите также: