страница 1 Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.
Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Передо мной, как перед учителем информатики, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок он с радостью выполняет поставленную задачу. Необходимо показать, что программы, которые мы изучаем находят широкое применение в практической деятельности человека.
Одной из особенностей преподавания информатики является её интегрированное преподавание с другими предметами. В связи с этим учителям информатики важно овладевать приемами и осваивать максимально широко возможности интегрированного преподавания данного предмета на разных уровнях интеграции с другими предметами. Целью своего выступления я поставила обобщить опыт такого преподавания и выявить возможности и границы интегрированного преподавания информатики с другими предметами на разных уровнях интеграции, обсудить проблемы, наметить пути их разрешения.
Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции я рассматриваю преподавание своего предмета. Ребята должны осознать, что компьютер – это прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д. Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с большими объемами информации в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Интегрированным называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других предметов
В результате конструирования и проведения интегрированных уроков были выявлены четыре уровня интеграции.
-
й уровень интеграции: использование ИТ на уроках других предметов
В нашей школе с компьютерной поддержкой проводятся уроки русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, географии, физики, химии, истории. Уроки ведут два учителя: учитель – предметник и учитель информатики.
При этом содержание по предмету информатика преподается на уроках информатики, а на интегрированных уроках происходит закрепление знаний и отработка практических навыков, используя материал из других предметных областей
2-й уровень интеграции: проведение уроков интегрируемого предмета в среде программно-методического комплекса.(ТР, ГР, ЭТ и т.д.)
.
3-й уровень интеграции: отдельный интегрированный урок с разнообразными образовательными целями и задачами (не только закрепление умений и навыков) для каждой из интегрируемых дисциплин.
4-й уровень интеграции: интеграция больших разделов курсов интегрируемых дисциплин с разнообразными образовательными целями и задачами (не только закрепление умений и навыков) обеих интегрируемых дисциплин. Пример использование интегрированных проектов.
Практика показала, что на уроке новый материал можно давать только по одному из интегрируемых предметов, иначе детям сложно воспринимать новую разнообразную информацию.
Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины.
Интеграция в обучении имеет как позитивные, так и негативные стороны. Позитивные: наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка. Негативные: трудность в изложении интегрированного курса так, чтобы это было понятно и интересно.
Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников,
(полученные знания нужны ещё где-то)
помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами.
При разработке интегрированного урока необходимо придумать те внешние эффекты, которые укажут на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни:
-
«Реакция удивления» - вот где ещё это возможно, где это существует, как это может выгдядеть
-
«Сравнение» - вот вы недавно на уроке ****** изучили *******,
построили схему *****, решали задачу *******
-
«Напоминание» - прием, обычно проводимый через заимствованный материал (рассказывая о чем-то, спрашиваем, что знают об этом учащиеся
-
«Ожидание узнавания или мнимая ошибка» - введя элемент материала, известного по другому уроку, делаем паузу, ожидая продолжения, или нарочно поступая неточно, предлагая эту ошибку исправить.
Интегрированный урок - это чистейшей воды творчество, где много зависит от того с кем ты работаешь, для кого ты готовишь урок, в какой теме и прочее. Главное - это чтобы дети использовали один предмет для познания другого и если это состоялось, то интеграция имела место. Каждый раз именно это является неординарным, неожиданным, что и развивает познавательный интерес. Критерии оценки таких уроков должны быть особенные. У меня есть опыт проведения интегрированных уроков, они связаны с предметами естественно-гуманитарного цикла. Пусть такие уроки требуют специальной подготовки, но они стоят того чтобы их проводить.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. См през
Этапы подготовки интегрированного урока
1 этап – подготовительный. Включает выбор темы, планирование, организацию творческой группы, конструирование структуры занятия, репетиции
Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, класса и места проведения. Но главное организация творческой группы, в которой необходимо достичь определенной психологической совместимости. При формировании команды педагогов необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнёрства - это залог успеха.
Поэтому такие уроки планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного урока непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.
В процессе календарно-тематического планирования с педагогами-партнёрами следует определить близкие темы отдельных учебных предметов, количество интегрированных занятий, тематику занятий, а также ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? (Какой предмет, тема станет ядром интеграции?)
Для этого надо проанализировать программы по предметам.
Конструирование содержания занятия (урока)
Работа над содержанием - этап самостоятельного творчества. Каждый педагог сам подбирает материал по своему направлению: интересные факты, иллюстрации, музыкальные произведения. Затем творческая группа всё рассматривает и отбирает лишь самое существенное необходимое для занятия в этих временных рамках.
Цель этого этапа - создать целостную ткань занятия без чётких границ между интегрируемыми частями.
Репетиции
На этом этапе оттачивается сценарий: кто читает стихи, кто включает музыку, кто что делает, говорит и где стоитНеобходимо избегать непродуманности и излишней суетности, неловкости. Необходимо сделать хронометраж, который поможет уложиться во временные рамки каждого этапа и занятия в целом.
Конечно, допустима импровизация, но следует придерживаться последней фразы монолога, чтобы не сбивать партнёра. При наличии достаточного опыта можно от репетиций отказаться. Привлекать учеников к репетициям не надо, их участие надо отработать отдельно.
2 этап - исполнительский:
Начало занятия (урока) должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Типа увертюры - торжественного вступления к действию, настраивающего на определённый лад. Способы воздействия могут быть разные: проблема, интересный случай, музыкальное или видео вступление.
В заключительной части занятия - обобщить всё сказанное, подвести итог рассуждениям и сформулировать чёткие выводы. Концовка должна быть запоминающейся, эмоциональной.
3 этап - рефлексивный
После урока творческой группой проводится анализ урока. Надо учесть все достоинства и недостатки занятия, (не замалчивать недостатки и не возвышать достоинства). Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетенции педагога.
Для анализа интегрированного урока мы используем следующую схему:
АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
1. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется это урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?
7.Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое ( интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему
Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
- Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
- Характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Тип урока: урок повторения,
систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
-
повторительно-обобщающий урок;
-
диспут;
-
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
-
заключительная конференция;
-
заключительная экскурсия;
-
урок-консультация
-
урок-анализ контрольных работ;
-
урок-беседа.
Структура интегрированного урока предопределяется поставленными целями и задачами; детерминируется содержанием обучения, особенностями деятельности учителей и учеников. Поскольку интегрированный урок — это в основном урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учеников, и его оптимальной структурой будет являться — сообщение темы, целей и задач урока; мотивация учебной деятельности учеников; актуализация и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; творческое перенесение знаний и привычек учеников в новые ситуации; обобщение и систематизация учебных достижений учеников; основных идей и научных теорий, предметов, которые являются составными интегрированного урока.
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики, физики и химии, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п. Можно использовать построение и анализ графиков, диаграмм (Excel) в курсе географии. Для языков – работа с текстом, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения и т.д.
Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории , знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом интегрированный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
В школе наработан материал по организации учебных занятий, есть разработки уроков, электронные материалы для сопровождения занятий, тематические планы и другие учебные материалы. Для эффективного проведения интегрированных уроков важно знать точки соприкосновения информатики с другими учебными дисциплинами. А для этого необходимо знакомиться с программами по другим учебным предметам, общаться с коллегами, ведущими данные предметы.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях получать, углублять и закреплять знания по другим предметам
Понимая и осознавая необходимость интеграции, уже несколько лет в нашей школе учителями информатики, географии, русского и белорусского языка в рамках проектной деятельности разрабатываются интегрированные проекты. Тесное сотрудничество учителей-предметников, делает процесс обучения более качественным и интересным. Защита проектов осуществляется на открытых уроках, научных конференциях и т д
Интегрированные уроки на основе проектной деятельности позволяют учащимся углубить знания, способствуют формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, развивают навыки практической деятельности.
Достаточно часто некоторые учителя задают вопрос: «А что дают ваши компьютеры, электронные учебники, урок с использование ИТ. Какая выгода от них процессу обучения? И тут же добавляют: никакой компьютер не заменит учителя.
Это правда. Никакая новомодная машина не может заменить человека в человеческом общении. Ведь обучение не только технология.
Все в мире меняется. Не меняется только учитель, верный своему долгу перед программами, тематическими планами, конспектами. И все же: Учитель творческая личность, Он должен идти в ногу со временем, а время сейчас такое, что компьютер настолько проник в жизнь человека, что отказаться от него практически невозможно.
страница 1
|