Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Концепция

проекта Закона Республики Казахстан «О традиционных знаниях»

1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О традиционных знаниях».


2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Законопроект разработан в целях законодательного закрепления правовой охраны традиционных знаний, накопление и использование которых связано с вековыми традициями казахского народа, а также определения государственной политики в области традиционных знаний, являющихся национальным достоянием страны.

В ранее действовавшем постановлении Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2006 года № 1243 «Об утверждении Программы развития патентной системы Республики Казахстан на 2007-2011 годы» была обозначена необходимость «решить проблему охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности: географических указаний, фирменных наименований, традиционных знаний, генетических ресурсов, фольклора и т.д.». Вместе с тем вопросы правовой охраны традиционных знаний до сих пор не получили законодательного разрешения.

При возрастании интереса общества к народной медицине, к продуктам, полученным без применения химии, то есть произведенными традиционными методами, в том числе с использованием генетических ресурсов, возникают вопросы о доступе к ним, о распределении прибыли от их использования, об их правовой охране. Особое значение эти вопросы приобретают в информационном веке, в условиях которого сложилась ситуация, когда генетические ресурсы и традиционные знания становятся объектом коммерческого интереса. Использование традиционных знаний, существующих в медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве, пищевой промышленности является на сегодняшний день общеизвестным фактом.

Между тем определенный общественный резонанс в Казахстане в настоящее время имеет вопрос правовой охраны традиционных знаний в отношении таких предметов культуры, как домбра, колыбель, казы-карта, жал-жая, шубат, кумыс и другие, являющиеся историческим наследием и достоянием казахского народа.

В этой связи законопроектом предусматривается установить правовой режим охраны традиционных знаний на территории Республики Казахстан, закрепить основные положения государственной политики, а также правовые, экономические и социальные гарантии в области традиционных знаний.

Законопроектом предполагается урегулировать отношения, связанные с правовой охраной и использованием традиционных знаний. В соответствии с законопроектом правовая охрана распространяется на традиционные знания, имеющие практическое применение в той или иной сфере человеческой деятельности и положительный результат их использования.

Законопроектом предусматривается регистрация традиционных знаний и ведение уполномоченным органом в данной сфере реестра традиционных знаний.

В законопроекте предполагается определить порядок регистрации, требования, предъявляемые к заявке на регистрацию традиционного знания.
3. Цели принятия законопроекта

Основными целями принятия законопроекта являются закрепление правового режима охраны традиционных знаний, применяемых в различных областях человеческой деятельности, определение основных положений государственной политики в отношении традиционных знаний.


4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с правовой охраной, традиционных знаний казахского народа.


5. Структура законопроекта

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Государственное регулирование традиционных знаний

Глава 3. Регистрация традиционных знаний

Глава 4. Заключительные положения
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта имеет положительные правовые и социально-экономические последствия.

Правовым последствием принятия законопроекта является урегулирование общественных отношений, связанных с правовой охраной и использованием традиционных знаний казахского народа.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта заключаются в следующем:

- сохранение и развитие культурного и интеллектуального наследия казахского народа;

- обеспечение коммерциализации традиционных знаний;

- популяризация традиционных знаний казахского народа, применяемых в различных областях человеческой деятельности.

Вместе с тем принятие законопроекта не имеет негативных правовых и социально-экономических последствий.


7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

В целях приведения в соответствие положений законопроекта с нормами действующего законодательства необходимо внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409;

Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 427 «Патентный закон».
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Не регламентирован.


9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Индия. Создана структура по охране древних систем традиционных знаний, в частности, «Индийские системы медицины», которая охватывает традиционные системы здравоохранения и медицины. Племя кани в Южной Индии участвует в распределении выгод от реализации нового препарата, используемого для спортивных целей, который основан на их знаниях о свойствах медицинского растения «arogyapaacha». В результате коммерциализации этого лекарственного средства на основе традиционных знаний учрежден транс-фонд.

В Англии общество старейшин выполняет две главные функции – это охрана традиционных знаний и их разновидностей (знания в области науки, техники, экологии, медицины (включая лекарства), выражения фольклора в форме музыки, танца, ремесел, наименования, географические указания и символы и др.) и передача этих знаний из поколения в поколение.

Режим специальной охраны традиционных знаний Перу предусмотрен Законом № 27811 от 2002 года. При этом охрана предоставляется на коллективные знания коренных народностей, связанные с биологическими ресурсами. Закон предоставляет коренным народностям право давать согласие на использование традиционных знаний, а также предусматривает выплату справедливого вознаграждения за использование традиционных знаний. Закон также предусматривает выплату справедливого вознаграждения за использование определенных видов традиционных знаний в доход национального Фонда местного развития или непосредственно владельцам традиционных знаний.

Закон Коста-Рики о биологическом разнообразии № 7788 предусматривает справедливое распределение между владельцами традиционных знаний тех выгод, которые возникают в результате использования традиционных знаний. Данный закон устанавливает две сферы применения объектов традиционных знаний: во-первых, традиционные знания, доступ к которым регулируются законом, во-вторых, традиционные знания, в отношении которых предусматривается применение системы исключительных прав. Причем срок и сфера применения интеллектуальных прав общин в рамках охраны, а также определения владельцев правового титула - прерогатива собрания с участием представителей коренных и малых общин, которых определяет Национальный комитет по управлению биологическим разнообразием.

Закон Португалии о специальной охране № 118 от 20 апреля 2002 года предусматривает защиту от коммерческого или промышленного воспроизводства и/или использования традиционных знаний.

Закон об охране и содействии традиционным знаниям Тайской медицины (В.Е. 2542) разработан в целях охраны составов традиционных тайских лекарственных средств и текстов традиционной Тайской медицины. Так, Закон предоставляет правообладателям в отношении знаний Тайской медицины исключительное право собственности в отношении изготовления лекарственных препаратов и осуществления научно-исследовательской деятельности.

В Кыргызской Республике действует Закон «Об охране традиционных знаний» 7 августа 2007 года № 56. Закон «Об охране традиционных знаний» закрепляет основные положения государственной политики, а также правовые, экономические и социальные гарантии в области традиционных знаний, в том числе традиционных знаний с использованием генетических ресурсов, направленных на дальнейшее устойчивое развитие страны и создание условий для справедливого распределения выгод от использования традиционных знаний, являющихся историческим наследием и достоянием народа Кыргызской Республики.

Таким образом, правовая охрана традиционных знаний на законодательном уровне осуществляется лишь в некоторых странах дальнего зарубежья. Из стран ближнего зарубежья Закон «Об охране традиционных знаний» принят только в Кыргызской Республике.


10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта не требует выделения для уполномоченного органа в области традиционных знаний дополнительных средств из бюджета для осуществления деятельности, связанной с правовой охраной, регистрацией традиционных знаний.





страница 1

Смотрите также: