страница 1
План-конспект урока №1 в 8 «А» классе.
«Сила и направление электрического тока»
Дата 16.02.2009
Цели:
Образовательная: сформировать понятие «сила тока» как количественной характеристики тока в проводнике, сформировать умение объяснять механизм электрического тока.
Развивающая: вычислительные навыки - находить одну из величин, входящие в формулу.
Воспитывающая: трудолюбие, настойчивость, терпение
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы обучения: демонстрации
Формы организации урока: индивидуальные
Оборудование и источники информации: демонстрация химического действия тока (опыт по рис.211 (Физика, 8). Демонстрация взаимодействия параллельных проводников с током, транспарант.
Ведущая идея: обеспечить усвоение физического понятия «сила тока», ее условное обозначение, формулу, единицу силы тока в СИ, определить направление электрического тока.
Структура урока:
-
Организационный этап – 2 мин.
-
Актуализация опорных знаний – 10 мин.
-
Этап усвоения новых знаний – 25 мин.
-
Физкультпауза – 3 мин.
-
Этап закрепления новых знаний – 5 мин.
-
Организация домашней работы – 3 мин.
Актуализация опорных знаний о природе носителей тока в твердых, жидких и газообразных проводниках; об условиях существования электрического тока и физических явлениях, свидетельствующих о наличии тока в проводнике.
Актуализацию опорных знаний можно реализовать двумя способами:
а) проговариванием учащимися учебного материала § 38 в парах по двум вариантам.
Вариант 1. Тепловое действие тока.
Вариант 2. Химическое и магнитное действия тока;
б) в процессе обсуждения действий электрического тока в случаях,
рис.1
////////7/
представленных на транспаранте (рис.1), спроецировав
его на экран.
////////7/
Изучение нового материала. Подводя итоги актуализации опорных знаний, учитель подчеркивает, что на предыдущих уроках электрический ток изучался на качественном уровне и предлагает вспомнить определение: «Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц (электронов, ионов)».
Понятие «сила тока» вводится с опорой на демонстрационный эксперимент с двумя одинаковыми электрическими лампочками, подключенными к различным источникам тока. Учитель обращает внимание учащихся на различный накал спиралей лампочек и предлагает объяснить, почему эффективность теплового действия тока в обоих случаях различна.
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что основная причина разного накала спиралей связана с неодинаковым количеством электричества (зарядом), проходящим через поперечное сечение каждой из них в единицу времени.
Учитель подчеркивает, что оценку эффективности всех действий тока (теплового, магнитного, химического, механического) можно осуществить, если ввести его количественную характеристику, называемую силон тока, и дает определение этого понятия по тексту § 39 (Физика, 8).
Силой тока называется физическая величина, численно равная заряду, перенесенному через поперечное сечение проводника за единицу времени, г. е.
Сила тока = электрический заряд/ промежуток времени
Вводятся условные обозначения, и записывается формула I = q/t.
Учитель сообщает, что для установления единицы силы тока можно использовать любое его действие. Так, раньше единицу силы тока определяли по химическому действию (по количеству серебра, выделенному из раствора нитрата серебра AgNО3). В 1948г. на IX Международной конференции по номерам и весам было решено принять за основу магнитное действие тока, проявляющееся во взаимодействии двух проводников с током, что позволило увеличить точность определения единицы силы тока в 10 раз.
Далее обсуждается рис.209(Физика, 8), вводится основная единица силы тока в СИ и дается ее определение по тексту § 39. Учитель сообщает, что применяют также дольные и кратные единицы силы тока: 1мА=0,001А; 1мкА= 0,000001 А; 1кА=1000А.
Зная единицу силы тока в СИ (ампер), можно определить единицу электрического заряда — кулон (1 Кл). Так как I = q/t, то q=It.
Следовательно, 1 Кл равен электрическому заряду, проходящему через поперечное сечение проводника за 1 с при силе тока 1 А. Это очень большой заряд, если исходить из того, что заряд электрона равен – 1,6•10~19Кл (это самый маленький заряд в природе). Если каждую секунду телу передавать 1 млрд электронов, то заряд в 1 Кл копится только через 200 лет.
Здесь полезно напомнить способ выражения любой из величин из формулы, связывающей силу тока, заряд и промежуток времени, называемый способом треугольника. Чтобы получить формулу для определения любой из трех величин, нужно прикрыть соответствующую величине букву, например, для q получается формула q=It.
При введении понятия «сила тока» нужно разъяснить, что такое поперечное сечение проводника, и обратить внимание учащихся на неудачное употребление слова «сила» в названии понятия «сила тока».
Целесообразно познакомить учащихся с конкретными значениями силы тока в природе и технике (табл.).
Значения силы тока
В технике
|
В природе
|
Аудио-видеоаппаратура
|
I~0,1~1 A
|
Импульсный разряд электрического
ската
|
I~50 A
|
Осветительные лампы
|
I~0,01~0,9 A
|
Лампа карманного фонаря
|
I~0,25 A
|
Электропылесос
|
I~2-3 A
|
Молния (среднее значение)
|
I~20000 A
|
Двигатель электровоза
|
I~350 A
|
Понятие «направление тока» вводится на основе опыта по электролизу меди (рис. 211, Физика, 8). Учитель напоминает, что заряженными частицами в растворе сульфата меди СuSО4 являются положительно и отрицательно заряженные ионы, которые движутся хаотически. При подключении источника тока в растворе возникает электрическое поле, под действием которого ионы начинают двигаться упорядочение. В результате на одном из электродов (катоде) выделяется медь. Если поменять полярность подключения источника, то медь будет выделяться на другом электроде. Следовательно, нужно договориться о том, что мы будем понимать под направлением тока. Учитель сообщает, что за направление тока в проводнике принято считать направление движения под действием электрического поля положительно заряженных частиц, т. е. направление движения заряженных частиц в цепи от положительного полюса источника к его отрицательному полюсу. Заметим, что внутри источника тока заряженные частицы движутся от отрицательного полюса к положительному.
Физкультпауза для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 3-4 раза.
Для закрепления знаний можно решить задачи из упражнения 27 § 39
Задача №2
t=1 ч=3600 с I =q/t = 2 мA
q=7,2 Кл
I-?
Задача №4
t=2 ч=7200 с I = q/t;
I =75 A q = I*t = 540 кКл
E=1,6*10-19 Кл q = e*N; N = q/e =3*1023 электронов
q, N -?
Задача №7
t=3 с I =q/t = 2 мA
I =0,5 A q = I*t = 1,5 Кл.
q-?
Организация домашней работы. Изучить § 39, выполнить задания № 3 из упражнения 27 (Физика, 8).
Задача №3
t=0,002 с I =q/t = 120 А (среднее значение)
q=0,24 Кл
I-?
В результате работы на уроке учащиеся должны знать определение понятия «сила тока», ее условное обозначение, формулу, основную, дольные и кратные единицы силы тока в СИ; уметь находить одну из трех величин, входящих в формулу I = q/t , если две другие известны.
Содержание записей учителя на доске
Тема: «Сила и направление электрического тока»
Сила электрического тока (обозначается I) - физическая величина, численно равная заряду, протекающему через поперечное сечение проводника за единицу времени(1 с):
I = q/t
Единица силы тока – ампер (А) основан на магнитном действии тока, изученном впервые французским ученым А.М.Ампером в начале XIX.
1мА=0,001А; 1мкА= 0,000001 А; 1кА=1000А.
1А*1с=1Кл
Ток в металлах – это движение электронов, а в газах и растворах – это движение положительных и отрицательных ионов в противоположные стороны (рис.211).
U≠ 0 рис.211 U=0
Значит, ток в цепи течет от положительного полюса «+» источника к отрицательному «-» (рис.212).
рис.212
Домашнее задание - Изучить § 39, выполнить задания № 3 из упражнения 27 (Физика, 8)
Содержание записей учителя на доске:
-
– тема урока
-
– число
-
– формула силы тока и единицы силы тока
-
– задача№4, №2
-
– задача№7
-
– домашнее задание
Содержание записей ученика в рабочей тетради
Тема: «Сила и направление электрического тока»
Сила электрического тока (обозначается I) - физическая величина, численно равная заряду, протекающему через поперечное сечение проводника за единицу времени(1 с):
I = q/t
Единица силы тока – ампер (А) основан на магнитном действии тока, изученном впервые французским ученым А.М.Ампером в начале XIX.
1мА=0,001А; 1мкА= 0,000001 А; 1кА=1000А.
Один кулон – это заряд, протекающий за 1 с через поперечное сечение проводника с током силой 1 А.
1А*1с=1Кл
Ток в металлах – это движение электронов, а в газах и растворах – это движение положительных и отрицательных ионов в противоположные стороны (рис.211).
U≠ 0 рис.211 U=0
Ток в цепи течет от положительного полюса «+» источника к отрицательному «-»
Домашнее задание - Изучить § 39, выполнить задания № 3 из упражнения 27 (Физика, 8)
страница 1
|