Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
Отдел образования акимата г.Костаная

Городской методический кабинет

Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы




Проектирование и конструирование урока

Костанай, 2009

Михайленко В.Г., составитель

Сборник теоретических материалов «Проектирование и конструирование урока». – Костанай, 2009. Материалы сборника помогут учителю грамотно спроектировать урок, поставить цели и задачи в зависимости от типа и вида урока. Данные материалы будут полезны как начинающим учителям, так и опытным педагогам.



Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере концентрируется на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью. Его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Урок - отрезок процесса обучения, целостный фрагмент, решающий определенные, четко поставленные задачи обучения.

Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

Второе - определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цель урока – это его желаемый результат, заданный конкретно, определенный во времени, а также относительно возможностей и потребностей, то есть необходимости его получения.

Требования к постановке целей урока



  1. Реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение.

  2. Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия подготовленности учащихся к ее решению на предыдущих занятиях

  3. Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия возможностям и способностям учащихся и учителя

  4. Полнота и обоснованность содержания целей урока с точки зрения необходимости подготовки учащихся к усвоению материала на ближайших уроках.

  5. Полнота и обоснованность содержания целей с точки зрения последующих (конечных ) результатов обучения.

  6. Конкретность постановки целей урока.


ЦЕЛЬ - прогнозируемый предполагаемый результат урока.

Цель включает 3 основные функции процесса обучения:



  • образовательный аспект (теоретический компонент /1а/ – знать – и практический компонент /1б/ – уметь);

  • развивающий аспект /1/ ;

  • воспитательный аспект /3/.


ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ





Содержание учебного материала Методы обучения


Формы организации

познавательной деятельности

Конечный результат урока



1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ предполагает:

  • теоретический компонент – глаголы-инфинитивы совершенного вида;

  • практический компонент – глаголы-инфинитивы несовершенного вида.


Урок изучения новых знаний.

1а. Теоретический компонент.

Усвоить…, изучить…, выявить…, ознакомиться…, дать представление о…, раскрыть особенности…


1б. Практический компонент.

Формировать умения…, развивать умения…


Урок закрепления новых знаний.

1а. Теоретический компонент.

Расширить представление о…, углубить знания о …, совершенствовать знания…



1б. Практический компонент.

Развивать умения…, вырабатывать навыки…, совершенствовать умения и навыки…


Повторительно-обобщающий урок..

Теоретический и практический компоненты ЕДИНЫ.

Систематизировать знания, умения и навыки (ЗУНы) по теме…, обобщить знания о …, сформировать умения…


Контрольно-учётные уроки.

Теоретический и практический компоненты ЕДИНЫ.

Проверить качество ЗУНОв…, выявить пробелы в знаниях…, определить эффективность системы или технологии обучения…



2.РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ (на любой тип урока).

Используются глаголы-инфинитивы несовершенного вида ( развивать…, способствовать развитию… )



  1. психические процессы / уроки развития речи / ( произвольное и непроизвольное внимание, воображение, восприятие, мышление );

  2. мыслительные процессы и умственные действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, доказательство, выделение главного, умение сделать вывод, умение извлекать информацию на память ) ;

  3. эмоционально-чувственную сферу / уроки развития речи и литературы / (чувства, эмоции, потребности, волю, волевые качества ).



3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Воспитывать / способствовать воспитанию / личностные качества, направленные на :



  1. успешность индивидуалистической или коллективистической деятельности ( взаимопомощь, взаимоподдержка, добросовестность, дисциплинированность ) ;

  2. успешность в исполнительской или творческой деятельности (целеустремлённость, любознательность, активность, увлеченность, самостоятельность, настойчивость ) ;

  3. способствовать воспитанию гражданских качеств, взглядов и убеждений ( чувство долга, ответственность, гуманность, демократизм, гражданскую убеждённость ).

* Примечания.

  1. На «открытых» уроках после объявления темы урока, объявляя его цель, учитель называет только теоретический компонент (1а ) из образовательного аспекта.

  2. Образец оформления целей урока в плане-конспекте урока :

Цель урока : - образовательный аспект / теоретический компонент (1а) ;

практический компонент (1Б ) / ;

- развивающий аспект (2 ) ;

- воспитательный аспект (3 ).


ЦЕЛИ УРОКА

I. Образовательные

  1. Обеспечить в ходе урока освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...

  2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

  3. Добиться, чтобы учащиеся за урок обрели определенный запас знаний по вопросам...

  4. Сформировать у учащихся понятия о...

  5. Дать знания учащимся о...

  6. Углубить знания учащихся о...

  7. Закрепить знания учащихся и научить самостоятельно проводить анализ...

  8. Формирование научных знаний.

  9. Раскрытие содержания знаний и понятий.

  10. Расширение знаний учащихся по отдельным вопросам.

  11. Закрепление и расширение знаний

II. Развивающие

  1. Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения...

  2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение учащихся в дискуссию...

  3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

  4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, профориентации, игровых моментов).

  5. Развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

  6. Формирование положительного отношения к учению, интересов, способностей.

III. Воспитательные

  1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей урока...

  2. Обеспечить изучение работ классиков...

  3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

  4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

  5. Воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

  6. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

  7. Воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

  8. Увязка материала с директивными документами.

  9. Воспитание чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

  10. Воспитание бережливого отношения к собственности.

После постановки целей урока учителю необходимо спланировать структуру урока.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, допускаемые учителями при проведении урока.


  1. С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий для полного усвоения знаний всеми учащимися класса необходимо, чтобы каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность сначала по восприятию или созданию под руководством учителя полной ориентировочной основы действия, затем отработал бы умения действовать с помощью опор: предметов окружающего мира или схем, моделей, муляжей их заменяющих; затем перешел к формированию действий во внешней, а затем во внутренней речи, и, наконец, преобразовал бы свою деятельность в акт мысли. Причинами неудовлетворительных результатов часто бывает то, что через все этапы формирования умственных действий проходит только часть наиболее мотивированных и способных учащихся. При этом недостаточно отрабатывается деятельность во внешней и внутренней речи (то есть в речи про себя); до последнего момента работы над понятиями сохраняются опоры, тормозящие развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся и т. д.

  2. Другой часто встречающейся причиной неудовлетворительных результатов бывает то, что учитель задерживает учащихся на каком то этапе формирования их умственных действий больше, чем это объективно требуется. Например, слишком долго разрешает пользоваться таблицами, схемами, учебником, требует от учащихся проговаривания вслух своих действий даже на завершающих уроках по изучаемой теме; недостаточно включает школьников в самостоятельную деятельность, требующей внутренней мыслительной работы.

  3. Причинами неудовлетворительных результатов урока нередко бывает то, что учитель неверно планирует время на первые этапы урока, особенно на актуализацию необходимых для усвоения нового материала знаний. Учителем не предполагается, что школьники могут забыть или полностью утратить прежние знания. Затягивание первых этапов приводит к тому, что не хватает времени на отработку нового материала. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объема домашних заданий и к перегрузке.

  4. Учителя не формируют у школьников оценочных умений: не разрабатывают критериев правильности выполнения учебных и практических задач и не учат школьников по ним оценивать свою деятельность. В результате у учащихся не формируется умение учиться.

  5. Учителя используют самостоятельную работу преимущественно как средство контроля и оценки знаний учащихся. Между тем знания только тогда являются освоенными, когда они становятся предметом самостоятельной активной познавательной деятельности самих школьников.

Планируя структуру урока, учитель исходит из типа урока, наполняя каждый этап соответствующим содержанием и микроцелями, определяя возможные методы и приемы обучения:



Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия


Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание

этапа


учебного

занятия


Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности помещения к занятию;

- Организация внимания школьников;

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.






-Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- Кратковременность этапа;

- Полная готовность класса к уроку;

- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.


  • Собранность учителя;

  • Последовательность в предъявлении требований;

  • Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

  • Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

  • Отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень

хочу начать работу с вами! (хорошего вам

настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.




2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы



1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков





-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.


-Использование учителем

системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

-создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения)


1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3.Постановка доп. вопросов.

4.Проверка д/з под копирку.

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.

7.Разноуровненые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибки.

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).

10. «Гирлянда ассоциаций».

11. «Кубики».



3.ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)



-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;

- формулирование

целей урока

вместе с уч-ся;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъектного опыта уч-ся.


-Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся;

-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся;

-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.


-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих

выделение ключевых идей,

ведущих принципов построения учебного предмета;

-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной

культуры, а также культуры учения;

-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.



1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой





4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспе-чить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.


-Организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)



-Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы


-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;

-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершенными частями – блоками;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

-«сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.




1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

9.Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности

10. Метод целесообразных задач

11. Метод информационной накачки

12. Обучение на концептуальной основе

13. «Мудрые совы»



5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала


-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала



-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока


-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика



1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»



6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания



-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методики изучения нового материала;

-закрепление методики ответа при очередредной проверке знаний;

-отработка логики алгоритма изученных правил


-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний уч-ся



-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

-обеспечение дозированной помощи уч-ся



1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5. Вопросно-ответное общение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуальный марафон





7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях



-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий уч-ся


-использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-использование открытых задач


1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»




8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий


-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей


-Построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

-использование обобщающих таблиц



1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок-формулы

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия





9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям



-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

-проверка образа мышления уч-ся

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов уч-ся




-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;

-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

-рецензирование ответов уч-ся


-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий



1.Разноуровненые контрольные и самост. работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)





страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: