Меню
  
Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

ХII. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко нелишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.

АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА

(ВАРИАНТ 1)
1. Краткая характеристикакласса:

а) организационная, межличностная структура класса;

б) особенности социального, психологического и биологического развития;

в) уровень обученности и особенности обучаемости учащихся, отношение к учёбе, пробелы в знаниях, особенности культуры поведения, учебного труда, дисциплины, недостатки воздействия школы, семьи, среды.


2. Внешние связи урока:

  • место и роль данного урока и изучаемой темы;

  • характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.


3. Характеристика триединой дидактической цели урока (ТДЦ) с учётом класса:

  • какие должны быть получены приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся;

  • что учащиеся должны усвоить, знать, понимать, уметь;

  • какие качества личности, взгляды, отношения воспитывать.


4. Характеристика замысла урока.

Особенности содержания изучаемого учебного материала (новизна, сложность, трудность, значимость); план урока.


5. Анализ урока.

Структура урока. Тип, этапы, дидактические задачи этапов, характеристика содержания учебно-воспитательной деятельности (виды учебных заданий, методы и формы взаимодействия с содержанием учебного материала, заданий, способы управления и стимулирования учебной деятельности учащихся).

Характеристика связей соответствия структуре и содержанию урока, его цели, механизма достижений конечного результата, т.е. особенностей взаимодействия содержания, методов, форм, средств обучения, стиля взаимодействия и т.д.

Выявление факторов, повышающих или понижающих продуктивность урока.


6. Ученик – субъект учебного материала и процесса:

  • планирование;

  • самоконтроль;

  • самооценка;

  • рефлексия.


7. Оценка результатов урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных, усвоенных, закреплённых и отработанных на уроке.

Соответствие конечного результата цели урока.

Причины состояния достижения цели (полное, частичное и т.д.).

Оценка достижения развивающего и воспитательного аспекта цели.

Выводы и самооценка урока.



АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА

(ВАРИАНТ 2)



      1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА:

1. Оценить учебные возможности учащихся:

сколько в классе учащихся с высокими, средними и низкими учебными возможностями? каким является класс? (сильным, средним, слабым).

2. Оценить отношение к учению:

какие учащиеся увлечены предметом, учатся с желанием, проявляют активность на уроках? какие учащиеся нуждаются во внешней стимуляции учебной деятельности?

3. Оценить навыки учебного труда:

все ли учащиеся владеют общеучебными умениями и навыками: бегло читают, выделяют главное, составляют план и др.?

4. Оценить взаимоотношения учащихся в классе:

умеют ли учащиеся совместно работать, осуществляют ли взаимопомощь в учебной работе?


      1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЕДИНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обосновать выбор задач обучения:


● какое место занимает урок в теме?
● какова главная задача обучения на уроке?

● какие задачи обучения являются попутными, их связь с главной?

● как учтена подготовленность класса, учебные возможности учащихся при выборе задач обучения?

2. Обосновать выбор задач развития:

● какие возможности для развития мышления, воли, эмоций и речи учащихся создаются на уроке?

3. Обосновать выбор задач воспитания:

● какие воспитательные воздействия возможны на данном уроке?

● какие средства предусмотрены для решения задач воспитания?




      1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ УРОКА:

1. Обосновать выбор учебно-воспитательных моментов урока:

● каковы дидактическая задача, содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности на данном учебно-воспитательном моменте?

● учтены ли учебные возможности учащихся, уровень их подготовки при определении ДЗ, СУМ, МО и ФОПД? Оптимален ли выбор методов обучения?

● оптимально ли выбрана форма организации познавательной деятельности, обеспечила ли она активную работу каждого ученика?

● решена ли дидактическая задача, каков реальный результат данного учебно-воспитательного момента урока?

● решению каких задач развития и воспитания способствовал учебно-воспитательный момент?


      1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УРОКА:

1. Оценить связи между учебно-воспитательными моментами урока:


● спланированы ли связи между учебно-воспитательными моментами урока?

● какое влияние оказал каждый предыдущий момент на более эффективное решение задач последующих?

2. Оценить связи учебно-воспитательных моментов с триединой целью урока:
● предусмотрены ли связи каждого учебно-воспитательного момента с триединой целью урока?
● как способствовал каждый момент урока достижению цели урока?

3. Оценить влияние структуры урока на конечный результат урока.




      1. ОЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УРОКА:

1. Решена ли главная задача обучения на уроке?

● какими знаниями, умениями, навыками овладели учащиеся?

● каков результат решения попутных задач обучения?

2. Решены ли задачи развития?

● какими умственными операциями овладели учащиеся, развивалась ли речь учащихся?

3. Решены ли задачи воспитания?

● Носил ли урок воспитывающий характер, способствовал ли он формированию интересов, активности и самостоятельности учащихся?


Вывод по уроку в целом:
● достигнута ли триединая цель урока?
● каков конечный результат урока?

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К САМОАНАЛИЗУ УРОКА

(ПО Э.А. АЛЕКСАНДРОВОЙ)
1. Краткая общая характеристика класса.
1.Общая подготовленность класса к коллективно-распределённой деятельности:

  • умение детей работать в парах;

  • умение детей работать в малых группах;

  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

3. Включённость детей в учебную деятельность и общий уровень её сформированности в классе.

4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
2. Анализ эффективности проекта урока.
1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать на уроке коллективно-распределённую деятельность?

3.Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.


3. Как был осуществлён урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чём выражается разрыв? Удалось ли осуществить наме6ченную программу?

Если да, то почему?

Если нет, то почему?

2.Соответствие формы реализации коллективно-распределённой деятельности поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход её решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил как самостоятельное действие или был включён в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действий или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания?

10. Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

11. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

4. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание коллективно-распределённой деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель,ученик-группа? Не подменялась ли коллективно-распределённая деятельность автономно-индивидуальной?

2. Каким образом характер коллективно-распределённой деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

3. Как характер осуществления коллективно-распределённой деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?

4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока.

5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.

5. Анализ самооценки воспитательной стороны урока
1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?

2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд, Родина?

3. Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?

4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?


6. Аспект оценки конечного результата урока
1. Какой вклад внёс урок в дальнейшее развитие личности учеников.

2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности.



3. Анализ конкретных недостатков урока: недостатки, «проколы», удачи.








страница 1 страница 2 страница 3
скачать файл

Смотрите также: