Меню
  
Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
«ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»

МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА КОСТАНАЯ»

Материалы ГОРОДСКОГО семинара

для учителей русского языка и литературы

по теме:


«Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования»

г. Костанай, 2007 г.



Сборник «Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования», 2007 г., г. Костанай, отдел образования акимата города Костаная

В сборнике «Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования» определяются условия для организации уроков русского языка и литературы как средства повышения профессиональной компетенции учителя.

Материалы сборника послужат инструментарием в создании условий для повышения качества профессионализма учителя в урочной деятельности.

© методический кабинет г.Костаная





СОДЕРЖАНИЕ








Стр.

Программа областного семинара учителей русского языка

4

Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования. Стадниченко С.В., методист ОО

5


Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».

Кулбаева З.Т., учитель русского языка и литературы СШ № 20

10


Урок русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

Альденова М.Т., учитель русского языка и литературы СШ № 20

11


Урок русской литературы по теме: «Онегин и Татьяна».

Таран О.Г., учитель русского языка и литературы СШ № 11

14


Урок русского языка по теме: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида».

Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы СШ № 11

17


Урок русского языка по теме: «Антонимы».

Переходова И.Н., учитель русского языка и литературы СШ № 11

20


Методические рекомендации семинара

22


Программа городского семинара учителей русского языка
Семинар тақырыбы/тема семинара: «Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования».

Семинар мақсаты/цель семинара: определение условий для организации уроков русского языка и литературы как средства повышения профессиональной компетенции учителя

Семинардың өткізу орны/место проведения семинара: средняя школа № 11, 20.
Теоретическая часть.

1.«Современный урок русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования».

Стадниченко С.В., методист ОО

Практическая часть.

2.Урок русского языка по теме: «Разносклоняемые существительные».



Кулбаева З.Т., учитель русского языка и литературы СШ № 20

3.Урок русской литературы по теме: «Онегин и Татьяна».



Таран О.Г., учитель русского языка и литературы СШ № 11

4. Урок русского языка по теме: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида».



Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы СШ № 11

5. Урок русского языка по теме: «Антонимы».



Переходова И.Н., учитель русского языка и литературы СШ № 11

«Современный урок русского языка и литературы в условиях

новой парадигмы образования»
Стадниченко С.В., методист ОО
1.Современный урок с позиции формирования жизненных навыков и ключевых компетенций.

Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно – ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Современные требования к образованию таковы, что мы должны отойти от только информационно – просветительского подхода, которые показывает свою неэффективность в решении многих образовательных задач. Сейчас формирование жизненных навыков рассматривается как самый необходимый компонент образования.



Что же такое жизненные навыки?

Жизненные навыки - это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно значимых и личных целей в различных ситуациях.

Какой же вклад может внести литература и русский язык?

К таким навыкам мы отнесли:

1. Навыки учебной деятельности;

2. Навыки постановки целей и принятия решений;

3. Навыки критического мышления;

4. Навыки коммуникативные.



На уроках литературы учителю подвластно сформировать у детей навыки межличностного общения, нормы нравственного поведения. Научить решать свои проблемы вместе с литературными героями и на примере их, мыслить критически и творчески эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, другим людям организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом.

Жизненные навыки, формируемые на уроках литературы и русского языка:

1. Межличностное общение;

2. Умение решать жизненные и нравственные проблемы;

3. Мыслить критически и творчески;

4. Эффективно общаться;

5. Строить здоровые взаимоотношения.

6. Сопереживать другим людям;

7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой.



Исходя из всего этого, вы видите, что в руках словесников мощный нравственный аспект воспитания подрастающего поколения. И нужно по максимуму использовать уроки литературы и русского языка, чтобы воспитать современные жизненные навыки у учащихся. Какие же:

Основные способности и умения, совокупность которых представляют компетенции, являющиеся элементами жизненных навыков интеллектуально – познавательного характера, к ним относятся следующие умения и способности:



  • Анализировать учебный материал, сравнивать объекты, факты, явления; синтезировать материал;

  • Составлять материал, конспект; составлять план выступления и выступать перед аудиторией;

  • Классифицировать материал;

  • Делать резюме, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, аналогии;

  • Аргументировать, доказывать;

  • Пользоваться справочной литературой, словарями, энциклопедиями, СМИ и другими источниками, в т.ч. Интернетом;

  • Слушать, делать выводы, оценивать;

  • Пользоваться исследовательскими умениями и навыками: ставить цели и задачи; выдвигать гипотезы; проводить доказательства; делать обоснование и т.п.;

  • Писать рефераты, составлять и проводить презентации;

  • Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Ключевые компетенции формируются на конкретном уроке, по конкретной теме. Быть компетентным – значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой – либо ситуации, непроявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, является скрытной возможностью.

2. Современный урок в условиях личностно-ориентированной пара­дигмы образования

Основная функция личностно-ориентированного образования — обеспечивать и отражать становление системы лично­стных образовательных смыслов учени­ка. Технология решения этой задачи пред­полагает не только формировать ЗУНы, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопре­деляется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историчес­кими достижениями человечества, а также выявлять и развивать у ученика личност­ный смысл по отношению к объектам и зна­ниям о них.

Личностный смысл образования зави­сит от мотива, которым руководствуется ученик. Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:

• личностное творчество ученика по отно­шению к изучаемым объектам, распределён­ным в соответствии с образовательными об­ластями;

• самоосознание личного опыта, знаний, обнару­жившихся в процессе познания образова­тельных объектов и общекультурных сведе­ний о них;

• соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достиже­ниям человечества, связанным с изучаемы­ми объектами (отношение к общекультур­ным знаниям и социальному опыту).

Качества ученика, развиваемые в ходе реализации комплекса перечисленных эле­ментов его образовательной деятельности, можно назвать образовательными компетенциями.

Образовательная компетенция пред­полагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каж­дого направления присутствует соответствующая совокупность образова­тельных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного пред­мета), можно предположить трёхуровневую иерар­хию компетенции:


  • ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  • общепредметные — относятся к опре­делённому кругу учебных предметов и обра­зовательных областей;

  • предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.

Таким образом, образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов. И здесь возникает вопрос: каковы механизмы формирования жизненных компетенций ученика, которые всегда личностно окрашены качествами самого ученика? Механизмы индивидуальны для каждого учебного предмета и учителя. Зачастую их реализация тесно связана с использованием в работе педагога инновационных технологий. Обучение с использованием мультимедийных ресурсов становится реальным средством развития технологии образования. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое различные формы предоставления информации: текст, графику, иллюстрации, видео- и аудио- материалы. Технология позволяет повысить качество образования через вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, так как при развитии компетенций учащихся образовательное пространство ориентировано на уменьшение репродуктивных форм работы.

3.Как же построить современный урок?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?



1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

      четко определить и сформулировать для себя его тему;

      определить место темы в учебном курсе;

      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.



3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

      узнавание нового материала;

      воспроизведение;

      применение знаний в новой ситуации;

      применение знаний в незнакомой ситуации;

      творческий подход к знаниям.

            Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

      задания, способствующие закреплению материала учеником.


 4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.



5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

      что контролировать;

      как контролировать;

      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

      формальную;

      содержательную;

      аналитическую.

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.



4. Дидактические требования к современному уроку:

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.



5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Проектируемое на такой основе обра­зование сможет обеспечивать целостное компетентностное образование. Образова­тельные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих про­изводственных отношениях.
Практическая часть

Урок русского языка

Тема: «Разносклоняемые существительные»

Учитель: Кулбаева З.Т., учитель русского языка и литературы СШ № 20

Класс: 10 «А»
Цель урока: Дать понятие о разносклоняемых существительных, о правописании суффикса ЕН (ЕН) в основе существительного на - МЯ.

Отработать навык правописания ЕН (ЕН) в основе существительных на - МЯ

Учить рассуждать, делать выводы, писать эссе, составлять кластер.

Тип урока: комбинированный с элементами критического мышления

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал, тесты, учебники.
Ход урока.


  1. Орг. момент. дом зад. №17 упр 128 читает учащийся.

  2. Задание Списать, найти разносклоняемые существительные, выделить суффиксы, объяснить правописание глаголов в суффиксах.

  3. Составим кластер по теме: «Имя существительное».

  4. Что было задано на дом? Упр. 119. Опрос по цепочке, объясняют окончание.

А теперь послушаем, рассмотрим кластер.

-Ребята, в нашем кластере не хватает разносклоняемых существительных. Какие ассоциации связаны с этим словом? Выслушать ответы учащихся.

А теперь записываем в тетрадях, число, классная работа, тему урока.

Цель четко проговорить учащимся.



На первом слайде выходят слова, читаем и записываем их в тетради, устно делаю перевод.

Бремя – қыин кезен

Вымя – желін

Время - уақыт

Знамя - ту

Имя - есім

Пламя - от

Семя - тұкым

Стремя - үзінгі

Темя – бастың төбесі

И существительное муж рода Путь – жол

На втором слайде склонение по падежам существительного поле (2 скл), степь (3скл) и разносклоняемые существительные читает Акшархат, Шолпан, Дина.

2) Сравните, какие окончания и время в Род. и Дат. падежах имеет существительное степь?

А в Творит. падеже?



Запись учителя на доске.

Вывод: Некоторые существительные в Род, Дат и Предл. падежах единств числа имеют окончание 3 скл, а в Творит падеже – окончание 2 скл.

Эти существительные называются разносклоняемыми.

Существительные на -мя (ЕНТ) имеют в основе всех кос падежей – ЕН, например: знамя – на знамени. Племя – у племени, темя – на темени и т.д. и.т.д.



Проведем тренировочную работу.

Я диктую, а вы по порядку записываете, (опрос) Объясняете правописание гласной,

У 1 – Язык племени (пламя – разноскл сущ в Род. Пад

У2 – вождь племени (племя),

У3 – раньше времени, (время) нога в стремени (стремя),

У 4 под бременем лет, свежие семена, кости темени.



Самостоятельная работа.

У вас на столах лежат листы с пропущенными буквами, цель закрепить новую тему, вспомнить пройденные темы:



Работа у доски:

Синтаксический разбор предложения.

Ердулат: На востоке ярким пламенем алеет край неба. (прост, повест невоскл, двусост, распрост)



Вспомним морф разбор – пламенем3 – сущ, н.ф. пламя, нариц, неодуш, ср.р. разноскл.един число, Т.П. дополнение.

Эссе на 5 мин со словом «Знамя». Заслушать 5 ответов.

Какое существительное употреблено? Какая гласная в суфф ЕН? Тесты с целью подготовки к ЕНТ ответить на вопросы, по 0,5, мин время. Ключ записать на доске 2 вар.

Западающие темы на дополнительном уроке. Итог урока. Оценки

Урок русского языка

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными».

Учитель: Альденова М.Т., учитель русского языка и литературы СШ № 20

Класс: 9 «А»
Цель урока:

1) Формирование умений:

1. Определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными изъяснительными.

Составлять схемы предложений с указанными придаточными.

Уметь рассуждать и делать выводы.



Оборудование: Интерактивная доска, тесты, учебники.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Запишите дом. Задание №17 стр. 107-109 Упр. 168 стр. 109

2. Проверка дом задания упр 155 стр 101.

3. Ребята, мы с вами познакомились со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, а сегодня мы познакомимся с новой темой, запишите в тетради «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Новая тема:

-Ребята, спп с придаточными изъяснительными отвечают на косвенные вопросы.

А какие вопросы?

Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?, Кого? Что?, Кем? Чем? О ком? О чем?

Придаточные изъяснительные предложения присоединяются к главному предложению тремя способами,

1. При помощи подчинительных союзов:

[ ], ( что…. )

( как….. )

( будто….. )

( чтобы… )

( словно…..)

2. При помощи союзных слов:

[ ], (кто…..)

(что…..)


(где…..)

(куда…)


(как….)

(какой…).

3. При помощи частицы ли, употребленной в значении подчинительного союза.

Итак, ребята, какими способами могут присоединяться придаточные изъяснительные предложения к главному предложению?



Тренировочная работа.

Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения.



Недаром говорится, что дело мастера боится (сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежные вопросы, присоединяется подчинительными союзами, разделяется запятой от главного).

Дети чувствуют, кто их любит

(сложное, союзное с/п т.к. с придаточным изъяснительным т.к. отвечает на падежные вопросы, главное предложение разделяется от главного запятой, присоединяется союзным словом).


Я не знаю, буду ли дома вечером.

(сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным т.к. отвечает на падежные вопросы присоединяется с помощью частицы ли, который употребляется в значении подчинительного союза)



Диктант – самопроверка

Задание: Записать предложения под диктовку учителя. Определить тип придаточного предложения и расставит знаки препинания.



  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

(придаточное изъяснительное, отвечает на падежный вопрос. Разделяется запятой, стоит после главного предложения)

  1. Мы спросили, когда нам прийти снова. (присоединено союзным словом)

  2. Известно, что слоны в диковинку у нас.

  3. Она дала слово, что выполнит все точно и аккуратно.

Синтаксический разбор предложения

Я любил, когда Надюша мне что – нибудь растолковывала (сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежный вопрос, присоединяется подчинительным союзом, разделяется запятой, придаточное предл. стоит после главного предложения).


Тест на повторение

1.Количество падежей в русском языке.

А) 4 В)3 С)7 Д)6 Е)5

2.Укажите существительное 2-го склонения

А) Страна В)Конь С) Дядя Д)Линия Е)Статья

3.Буквы , не обозначающие звуков

А) д - т В) ъ - ь С)б - п Д) а - я Е) ж – ш

4.Укажите предложение, в котором есть антонимы

А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река В) Шумели старые, печальные липы в сквере. С) Маша улыбнулась, и лицо её оживилось.

Д) Знание человека возвышает, а невежество унижает

Е) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение

5.Определите предложение с частицей ни:

А) (не, ни) спешите с ответом В) где он ) (не, ни) побывал за долгую жизнь!

С) (не, ни) бывать этому Д) товарищ (не, ни) мог (не, ни) помочь мне

Е) вокруг (не, ни) души

6.Укажите наречие с буквой о на конце

А) Налев … В) Изредк… С) Издавн… Д)Справ…Е) Досыт…

7.Укажите вариант с написанием слово через дефис

А) Не было (ни) у (кого) В)Рассказать кое (про) кого

С) Были (же) случаи Д) Кое (какой) товар Е) Пришел (ни) с (чем)

8.Укажите вариант, в котором имеются прямые дополнения

А) Подошел к окну. Ухаживает за дамой. Нужно вызвать на помощь В) Надо помочь хозяину.

Девочка сидела на скамье. Я достал соленых огурцов С) Мы любим земля. Я ловлю рыбу. Шевченко встретил декабристов Д) Перешагнуть через костер. Он стоял за кустами.

Нагнулся над щукой. Е) Кристина рассказывала о происшествии. Пошел побродить по местечку

9.Определите тип придаточного предложения: вскоре он угадал, где находится

А) придаточное предложение образа действия В) придаточное предложение место

С) придаточное предложение изъяснительное Д) придаточное предложение условие Е) придаточное предложение причины.

10.Найдите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное

А)Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать

В) Я хочу рассказать тебе , что солнце встало , что весна пришла .

С)Солнце село, но в лесу ещё светло. Д)Чтобы колеса не раскатывались, под них вместо тормозов подложили цепи. Е)Работа будет выполнено в срок при том условии , что никто не станет её отвлекать.

11.Укажите слово, в котором три слога

А) Лежит В)Знаю С) Будет Д) Ворон Е) Ворону

12.Придаточно изъяснительное прикрепляются к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы , употребленной в значении подчинительного союза, в предложении:

А) Граф хотел узнать, не рассказывал ли Сильвио об одном очень странном происшествии

В) Он знает, как я обидел его друга. С) Мне сказали, что у меня в кабинете сидит человек , не хотевший объявить своего имени

Д) Граф и графиня рады были, что я разговорился Е) Он сказал просто , что ему есть до меня дело.

13.Не являются словосочетанием:

А) Темный лес В) Глубокая нора С) Дрожащие листы Д)Жил старик Е)Сверкающие молнии

14.Абай, не заходя в зимовку, попросил скорей оседлать своего коня

А) Обособленным дополнением В) Обособленным обстоятельством С) Обособленным определением

Д) Однородными членами предложения Е)Вводным предложением

15.Перепишите предложение. Расставьте пропущенные знаки препинания и укажите их количество.

Один раз когда он проходил мимо дамы она опять внимательно посмотрела на него и опять ему показалось что они где-то встречались.



Итог урока: Что сегодня изучили на уроке? На какие вопросы отвечает придаточные изъяснительные предложения? Чем отделяются главные предложения от придаточного изъяснительного? Как присоединяются главные предложения к придаточному?
Урок русской литературы

Тема: «Онегин и Татьяна»
Учитель: Таран О.Г., учитель русского языка и литературы СШ № 11

Класс: 9

Цели: знать содержание романа; героев романа; их цели в жизни. Нравственные устои и принципы; уметь объяснять причины духовных исканий героев; логически проводить рассуждения, анализировать, сравнивать; воспитывать посредством текста нравственные черты

человека как взаимопонимание, вера в лучшее, преданность.



Тип урока: урок применение знаний.

Вид урока: урок открытых мыслей.

Оборудование: видеозапись с эпизодами из киноромана; ысказывания, иллюстрации, портрет Пушкина, цветообразность, технологическая карта урока.
Ход урока.

I. Орг. момент.

1. Чтение целей и оборудования


3. Работа с высказываниями (читает консультант).
II. Повторение.
Условия игры.

Цели.


Обобщение.

III. Начало новой темы.

Мозговой штурм.


Слова учителя.

Слово учителя.

Обобщение.

Слова учителя.
Слово учителя.
Обобщение.

Итог.

Д/З.



Здравствуйте. Открываем тетради. Записываем число и тему урока.

Обратите внимание на слова Достоевского, они как никогда подходят к нашему уроку.

“Учитесь. Читайте. Думайте. Размышляйте. Мысли – это то, что так необходимо человеку”.

Обучающая игра

“Пойми меня”.

Ребята читают строфы из романа, а вы должны узнать о каком герое идет речь.

Привлечь внимание учащихся к тексту, к героям, о которых пойдет речь на данном уроке.

Итак, мы ёще раз вспоминаем героев Пушкинского романа, тех, с кем вместе мы были и будем на протяжении нескольких уроков.

Что связывает этих героев?

Любовь у них счастливая?

А что нужно человеку для счастья? Назовите слова – ассоциации.
Неискр. чувства (взаим. любовь)

Нет страсти (страсть)

Нет веры в любовь (взаимопонимание)

Холодность (чувства искренние)

Гордость (преданность)

Привычка (вера в любовь)

Традиции общества (задушевность)

Не по любви.


А счастье было так возможно. Так быстро. Чьи слова?

Что же может помешать счастью?


Давайте представим, что Пушкин слушает нас. Ведь в тексте он обращается к нам. Как?

А что значит, что ему важно наше мнение.

“А счастье было так возможно”.

Проследим, как складывались отношения молодых людей, что же помешало счастью

этих героев?
Работа с технокартой.

1. Видеосюжет. Онегин в

доме о Лариных.

Что привело Онегина в дом Лариных ?

Татьяна видит впервые героя своих мечтаний.

2. Видеосюжет. Мать представляет Онегину свою дочь.

а) Произвело ли впечатления появление Онегина на Лариных.

б) А что же Татьяна?

“Тайком невольно думала о нем…”

3. Видеосюжет. Онегин и Татьяна в библиотеке.

Как вы думаете почему Онегин дает книгу Руссо Татьяне?

4. Видеосюжет. Онегин и Ленский.

Почему Онегин выбрал бы Татьяну, а не Ольгу, если б был поэтом?

5. Видеосюжет. Татьяна пишет письмо.

Узнав о влюбленности Татьяны, няня девушку с мольбой крестила дряхлою рукой. Почему?

Что же делает Татьяна?


О чем просит Татьяна?

Письмо написано Татьяна ждет ответа.

6. Видеосюжет. Онегин отвечает на письмо.

Пушкин отмечает, что Онегин поступил как?

Но Татьяна “увядает, бледнеет, гаснет и молчит”. Онегин не появляется. Появился на именины Татьяны.

7. Видеосюжет. Онегин на именинах.

Почему так ведет себя Онегин?
8. Видеосюжет. Татьяна в кабинете Онегина.

Что дает посещение кабинета Онегина Татьяне?

Онегин уехал после убийства Ленского. Татьяну показывают свету. Зачем? Традиции общества.

9. Видеосюжет. Онегин и Татьяна на балу.

Онегин поражен “беспечной прелестью мила”.

Да кто ж она?


Но знать сердечное страданье уже пришло ему невмочь.

Вот вам письмо его точь- в- точь.

10. Видеосюжет. Сцена прощания.

Так что же утверждает Пушкин когда возможно счастье?

Выставление оценок.

Подготовить сообщение “Почему изменилась Татьяна?”



2. Чтение технологической карты.

Читают наизусть, отвечают.

Интерес, любовь сначала Татьяны к Онегину, а затем Онегина к Татьяне.

Нет.
Называют слова – ассоциации, обозначают разным цветом.

Слова – ассоциации уч-ся.
Мой читатель, мой друг. На протяжении романа обращается к нам 23 раза.

Любовь безрассудна, можно, что угодно сделать.

Пишет письмо, первая, признание в любви.
Чтение наизусть.
Взаимной любви, взаимопонимания.

Таинства брака не существует.

Благородно.

Он зол на Ленского, он вспомнил привычный способ поведения.


Стр. 141. запись в цветооб.
Чтение.
Счастье – это любовь, взаимоуважение, жизнь в ладу с собой.

Технологическая карта.

I. Обучающая игра. “Пойми меня”.

II. Мозговой штурм. “Счастье – это…”

III. Анализ видеосюжетов.





Название видеосюжета

Пример из текста.

Вывод

1

Онегин в доме о Лариных.

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера…






2

Мать представляет Онегину свою дочь.

а) “Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело большое впечатленье”

б) “Тайком невольно думала о нем…”

“… Душа ждала … кого-нибудь, и дождалась… Открылись очи; она сказала: это он!”





3

Онегин и Татьяна в библиотеке.

а) “Причудницы большого света!

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их рождает сплин ”

б) “Воображаясь героиней своих возлюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной Татьяна в тишине лесной одна с опасной книгой ходит…”






4

Онегин и Ленский.

“В чертах у Ольги жизни нет”




5

Татьяна пишет письмо.

“твоей защиты умоляю…

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает…”






6

Онегин отвечает на письмо.

“Но я не создан для блаженства”

“Я сколько ни любил бы вас

Привыкнув, разлюблю тотчас”





7

Онегин на именинах.

“К минуте мщенья приближаясь, Онегин, втайне усмехаясь, подходит к ней.”




8

Татьяна в кабинете Онегина.

“И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее – слава богу -

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной.”





9

Онегин и Татьяна на балу.

“Домой задумчив едет он”




10

Сцена прощания.

“Счастье было так возможно, Так близко. Но судьба моя

Уж решена. Я вышла замуж.Я другому отдана. Я буду век ему верна”






Урок русского языка

Тема: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида».
Учитель: Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы СШ № 11

Класс: 7

Цель:

Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Уметь: образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; делать выводы, работать самостоятельно.

Воспитательная цель: трудолюбие, культура устной и письменной речи, культура поведения.

Форма урока: урок-игра «Мы – альпинисты».
Оформление: 1. Запись на доске.

            1. Презентация.

            2. Маршрутные листы.

            3. Карточки.

Деепричастием себя называю,

Добавочное действие обозначаю,

На вопрос КАК? я всегда отвечаю,

Совершенного или несовершенного вида бываю,

Сказуемое-глагол поясняю.

В предложении обстоятельством себя являю.
Ход урока.


  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-игру: пойдем в горы штурмовать высоту «Образование деепричастий».

Назвать цель урока.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.


  • Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра: горы слабых не любят.

Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов.

Это будет наш старт.



  1. Старт (проверка домашнего задания).

1. «Узнавание в лицо» (работает весь класс)

Задание: найдите и выпишите деепричастия.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... (А.П.)

2. Индивидуальная работа (один ученик работает у доски).

Задание: спишите, раскройте скобки.


  1. Посетитель, (не)сняв шапку, вошел в кабинет.

  2. Какой-то мальчик, (не)поздоровавшись ни с кем, вошел в учительскую.

  3. Солдат, (не) заметив офицера, (не)отдал ему честь.

3. «Освежим память» (фронтальный опрос).

Лист контроля.

  1. Почему вы решили, что выписанные слова, деепричастия? Докажите.

    1. Образовано от глагола. 2) Имеет суффиксы -а,-я, -в, -вши, -ши. 3) Обозначает добавочное действие. 4) Относится к глаголу-сказуемому. 5) Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств. )

  1. Кто ввел термин деепричастие? Почему деепричастие особая форма глагола?

(Термин деепричастие введен М. Смотрицким. Значение термина можно объяснить как «причастность к глаголу».)

  1. Что называется деепричастием?

  2. Какие признаки глагола есть у деепричастия?

  3. Какие признаки наречия есть у деепричастия?

  4. Как пишется не с деепричастиями?

(Проверить индивидуальную работу, выполненную на доске.

- Перестройте предложения таким образом, чтобы они отражали правильное поведение действующих лиц: 1) Посетитель, сняв шапку, вошел в кабинет. 2) Какой-то мальчик, поздоровавшись со всеми, вошел в учительскую. 3) Солдат, заметив офицера, отдал ему честь.

- А как мы должны вести себя в горах? ( В горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум: могут случиться снежные обвалы.)

  1. Инструктаж (объяснение нового материала).

Итак, у деепричастия есть морфологические признаки: неизменяемость и вид.

Еще раз называю тему и цель урока.

  1. Учитель по таблице объясняет тему (электронный учебник, 11 класс).

  2. Самостоятельная работа с учебником (1 вариант - § 23; 2 вариант- §24) – читают, рассказывают друг другу.

  3. - Что знаю?

    • Что нового узнали об образовании деепричастий несовершенного вида?

(1. Быть – будут – будучи.

2. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:

- на -чь (стричь, беречь);

- на -ну (пахнуть, гнуть);

- ждать, петь, бежать, пить, бить, ждать, мять, шить, печь, стеречь, пахать, резать.

3. Не зная броду, не суйся в воду. (добавочное и основное действие происходят одновременно).



    • Что нового узнали об образовании деепричастий совершенного вида?

(1. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов будущего простого времени с помощью суффиксов -а, -я: войдя, нахмурясь, увидя.

Добавочное действие происходит раньше основного: Что имеем, не храним, потерявши, плачем.)



  1. Перед штурмом первой высоты (закрепление).



Коллективная тренировка.

Задание: образуйте деепричастия от глаголов видеть, увидеть, ненавидеть, решаться, решиться, вырастить, зависеть, продолжать, продолжить, приберечь.

Какой суффикс нужно выбрать? От чего это зависит?



  1. Индивидуальная тренировка ( работа на месте по карточкам с самопроверкой).

Карточка №1

Задание: от глаголов замирать, чувствовать, безмолвствовать наслаждаться образовать деепричастия несовершенного вида, обозначить суффиксы. С 2-мя деепричастиями составить и записать предложения.

Карточка №2

Задание: От глаголов построить, услышать, растаять образовать форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначить графически суффиксы глаголов и деепричастий.

  1. Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров.

(Тренировочные упражнения)

Выборочно-распределительный диктант.

Задание: выписать деепричастия, распределив их по видам (несовершенный и совершенный вид).

1.Учись, на людей глядя. 2. Уважая человека, уважаешь себя. 3. Начиная дело, о конце думай. 4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. 5. Сделав зло, не жди добра. 6.Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной – всю жизнь. 7. Послав девять глупцов по делу, проследи за ними, чтобы не оказаться десятым.



VII. Перед нами высота в 2000 метров.

Работа по рядам. Задание: разберите слова по составу. Определите вид деепричастий.

  1. Выпив, стараясь (вы-пи-в (сов.в.), стара-я-сь (несов.в.).

  2. Наливая, завернув (на-ли-ва-я (несов.в.), за-вер-ну-в (сов.в.).

  3. Развертывая, проговорив (раз-верт-ыва-я (несов.в.), про-говор-и-в (сов.в.).

  1. Штурмуем высоту в 3000 метров.

Задание: замените, где можно один из глаголов, деепричастием. Укажите условия замены. Определите вид деепричастия.

  1. Казахстан развивается и расширяет международные контакты. 2. Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег. 3. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

  1. Привал. Литературная викторина по басням И.А. Крылова (устно).

Задание: вставьте деепричастия совершенного или несовершенного вида.

  1. Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

(Наевшись), выспалась под ним;

Потом, глаза (продравши), встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

....................................................................

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

(Не чувствуя), что он вкушает их плоды.



  1. Волк ночью, (думая) залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор.



(Почуя) серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах

И рвутся вон на драку.


  1. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона (взгромоздясь),

Позавтракать было совсем уж собралась.



  1. Штурм высоты в 4000 метров.

Уровневые задания.

Уцепившись, изучив, преодолев, споткнувшись, найдя, заняв, успокоившись.



III уровень. Задание: спишите деепричастия, одновременно записывая неопределенную форму глаголов, от которых они образованы. Выделите суффиксы деепричастий.

II уровень. Задание: выделите суффиксы деепричастий, определите вид и составьте несколько (4-5) предложений.

I уровень. Задание: составьте текст на тему «Случай в горах».

  1. Штурм вершины горы.

Тест.

  1. Укажите предложение с деепричастием.

А) Партизаны остановились против Алеши и взяли ружья на изготовку. (А.Ф.)

Б) Река врезалась в горный отрог, покрылась пеной и запестрела мшистыми валунами. (А.Ф.)

В) Подходя к подъезду, Грибовский нос к носу столкнулся с выходившим из дверей человеком. (А.В.)


  1. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида.

А) Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит. (Ф.Т.)

Б) Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. (Ф.Т.)

В) Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят. (Ф.Т.)



  1. Укажите предложение с деепричастием совершенного вида.

А) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть. (Л.Т.)

Б) Нагоняя тьму, разыгралась буря. (И.Б.)

В) Взяв у старосты ножницы, он подстриг усы. (И.Б.)


  1. На вертолете спустимся на старт-площадку и подведем итоги.

  • Что узнали?

  • Чему научились?

Домашнее задание.

§§23,24, упражнение 148. Выставление оценок.



Урок русского языка

Тема: «Антонимы»
Учитель: Переходова И.Н., учитель русского языка и литературы СШ № 11

Класс: 5

Урок – исследование «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ».

Цели:

- Дать понятие об антонимах.



Знать: определение антонимов.

Уметь: подбирать к словам антонимы, находить их в тексте, составлять предложения, употребляя антонимы.

Способствовать воспитанию личностных качеств, творческой активности.



Оборудование: ПК, технологическая карта.

Оргмомент.

Записать число, классная работа, одну строчку пропустить.



Пришла шифровка: «Сп..сите, п..м..гите!» Расшифровать (вставить буквы, объяснить).

Расследование. (Проверка домашнего задания)

-Что называется лексикой?

- Что называется лексическим значением слова?

- Что называется омонимами?

- Что называется синонимами?

Подберите к словам синонимы (устно)

Энергичный - … , странный - … , праздник - … , смелый - ….. ,

Высокомерный - …. , необыкновенный - …. , небольшой - …. .

Проверка.

Запись темы урока.

Цели урока.



Задание 1. Узнай в лицо. (Изучение новой темы) - работа в группах.

Отгадай загадки.



Запись в тетрадь:

Зной - …. , лето - …. , шум - …. .



Прочитать стр. 124. Нарисовать портрет антонима (правило).

Проверка – защита + индивидуальное задание.



Задание 2 Подскажи словечко…

Определите, кому принадлежат строки из стихотворения.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И ……. И ….. кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет …….. – песнь заводит,

……….. – сказку говорит.

Проверка.

Задание 3. Осада замка. (3 у доски – 1 из группы))

Распределите слова по группам, подберите антоним к каждому слову.

1 – Размер 2 – место 3 – качества человека.

Громадный -… , честный - … , справа - … , высокий - …. , жестокий - … , жадный - ….., вверх - …. .

Проверка.

Задание 4 Лабиринт пословиц.

Что такое пословица? Чему учат пословицы?

1. Добавь антоним.

Родная сторона – мать, чужая - ….. .

Корень ученья горек, а плод - ….. .

Что посеешь, то и …. .

Проверка.

2. Вспомни пословицы с антонимами, запиши.

Труд – лень

Свет – тьма.

Проверка.

3. Замени казахскую пословицу русской. Подчеркни в ней антонимы.

Одежда хороша новая, а друг старый.

Проверка.



Задание 5. Трудные ступеньки.

1 ступенька – 1 уровень – упражнение 313 (4 предложения), переписать, подчеркнуть антонимы.

2 ступенька – 2 уровень – упражнение 317, записать, найти пару.

3 ступенька – 3 уровень – закончить пословицы.

Тяжело в ученье - …………. . Делу время - ……… .

Кто хочет много знать, ………. .

Проверка.

Задание 6. Загадочная дверь. (2 у доски)

Многозначные слова тоже имеют свои антонимы. Подбери их.

1 вариант – 1 рычаг. 2 вариант – 2 рычаг

Мягкий свет - …. Острый нож - ……..

Мягкие движения - …… острый перец - ……

Мягкий климат - ……….. острая шутка - …….

Проверка.

Задание 7. Сумрачная комната. (1 у доски)

Игра «Наоборот». Подбери антоним.



Запись в тетрадь:

Высоко - …., далеко - ….., потолок - …… , потерял - …… , трус - ……, начло - ….. .

Проверка.

Задание 8. Спуск по веревке. (Работа в группе)

Вьем веревку из слов – антонимов. Составить стихотворение с антонимами.

Проверка.

Итоги следствия.

1. Домашнее задание: стр. 124 выучить, упражнение 316, выписать антонимы

2. Оценивание

3. Рефлексия: О чем узнали на уроке? Что называется антонимом?

Достигли ли цели урока? Почему?

Урок окончен.



Методические рекомендации:

•в условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность урока, который напрямую зависит от профессионализма и творчества учителя;

•признать необходимость создания на уроке условий для формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся как фактора повышения качества образования;

•в урочной деятельности обеспечить условия для реализации современных требований к развитию ключевых компетенций учащихся как к внешней оценке качества образования;



• внедрять в процесс обучения технологии, методы и приемы, формы деятельности, способствующие формированию жизненных навыков учащихся при подготовке учащихся по сложным темам и разделам русского языка и литературы.














страница 1
скачать файл

Смотрите также: