страница 1 ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Правописание НЕ с существительными
Урок русского языка в 6 классе с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Учитель русского языка и литературы
Радевич Людмила Александровна
2013
Цели: 1) изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными;
-
выработать у учащихся навыки правописания НЕ с существительными;
-
расширить словарный запас учащихся;
-
способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
-
проверить знания по данной теме.
-
Оборудование:
-
компьютер:
-
мультимедийная установка.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Фронтальный опрос
-
Дайте определение имени существительному.
-
Какие признаки имеет имя существительное?
-
Объяснение нового материала
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой:
«Правописание НЕ с существительными»
Слайд 1. НЕ с существительными
Это часть слова.
Это служебная часть речи.
-
Какой же ответ правильный? (все)
Слайд 2.
НЕ – слово.
НЕ – приставка.
НЕ – служебная часть речи (частица).
Слайд 3.
1. Схема
-
-
Неваляшка
-
Незабудка
-
Несмеяна
- Попробуйте произнести слова без приставки НЕ.
Вывод: эти слова не употребляются без приставки НЕ. (запись слов в тетрадь)
- А может ли с существительным стоять частица НЕ?
Слайд 4.
-
Это не рыба
-
Это не планета
-
Это не овощ
- Акула – рыба. А дельфин – не рыба, а млекопитающее.
- Земля – планета. А солнце – не планета, а звезда.
- Тыква - овощ. А арбуз – не овощ, а ягода, только очень большая.
- А есть ли такие слова? Нерыба, неовощ, непланета.
Вывод: эти слова не образуют слов с приставкой НЕ. (запись в тетради предложений:
Дельфин – это не рыба. Солнце – это не планета. Арбуз – это не овощ.)
- Давайте поиграем. Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете?
Слайд 4. По очереди появляются рисунки:
Незнайка, Знайка, Пончик
Условия игры: надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».
( фраза подходит к двум рисункам, только напишем ее по-разному.)
Слайд 6. Это Незнайка. Это не Знайка.
- В первом случае НЕ - приставка, во втором случае – частица.
- При слове может быть частица НЕ, когда мы что-то отрицаем. Это не Знайка.
(запись в тетрадь: Это Незнайка. Это не Знайка.)
- Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы
Таких слов много - без приставки и с приставкой. (Запись в тетради таблицы)
Слайд 7.
-
Правда
|
Неправда
|
Ложь
|
Приятель
|
Неприятель
|
Враг
|
Счастье
|
Несчастье
|
Горе
|
-Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка).
Неуклюжий, неловкий человек (недотепа).
Грубый, невоспитанный человек (невежа).
Малообразованный человек (невежда)
-Определите род этих имен существительных (это существительные общего рода).
- Обобщим: когда же НЕ с существительными пишется слитно?
- Теперь разберемся с правописанием раздельного написание НЕ с существительными: есть слова - сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие.
Слайд 8.
-
Рисунок Пончика.
-
Это вовсе не Знайка.
-
Это отнюдь не Знайка.
-
Это совсем не Знайка.
Слайд 9.
- Иногда в предложении есть противопоставление с союзом А (запись в тетради)
Не Знайка любит варенье, а Пончик.
- Бывает так, что на отрицание указывает только контекст, поэтому текст нужно слушать или читать внимательно. Послушайте текст:
Этот мальчик НЕ ЗНАЙКА. Он совершенно другой. Он плохо учится, ничего не знает. Но зато с ним всегда случаются смешные истории. И какой же он симпатичный.
-Как же вы напишете? (Из контекста можно понять, что речь идет не о Знайке, который все знает. В этом нам помог контекст).
НЕ пиши раздельно!
ОТНЮДЬ
ВОВСЕ
СОВСЕМ
ДАЛЕКО
|
|
Не…А
|
|
Интонация
|
|
Знаки препинания
|
|
Контекст
|
- А сейчас попробуем сами составить схему орфограммы.
Слайд 10.
СЛИТНО
|
РАЗДЕЛЬНО
|
Слово не употребляется без НЕ
Ненастье
Недоумение
|
Есть противопоставление с союзом А
|
Можно заменить синонимом
Неправда (ложь)
Несчастье (горе)
|
ОТНЮДЬ
ВОВСЕ
СОВСЕМ
ДАЛЕКО
|
-
Тест:
Задание 1: выпишите существительные с НЕ и объясните их написание.
Задание 2: спишите предложения, раскрывая скобки.
Задание 3: проверьте написанное.
Задание 4: спишите предложения, раскрывая скобки.
-
Домашнее задание: § 39, упр. 292.
-
Рефлексия.
страница 1
|