Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Правописание НЕ с существительными
Урок русского языка в 6 классе с использованием

информационно-коммуникационных технологий

Учитель русского языка и литературы

Радевич Людмила Александровна

2013


Цели: 1) изучить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными;


  1. выработать у учащихся навыки правописания НЕ с существительными;

  2. расширить словарный запас учащихся;

  3. способствовать воспитанию нравственных качеств личности;

  4. проверить знания по данной теме.

  5. Оборудование:

  • компьютер:

  • мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Фронтальный опрос

    • Дайте определение имени существительному.

    • Какие признаки имеет имя существительное?

  3. Объяснение нового материала

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой:

«Правописание НЕ с существительными»



Слайд 1. НЕ с существительными

  • Что такое НЕ? Это слово.

Это часть слова.

Это служебная часть речи.

  • Какой же ответ правильный? (все)



Слайд 2.

НЕ – слово.

НЕ – приставка.

НЕ – служебная часть речи (частица).



Слайд 3.

1. Схема

частица

НЕ

приставка

  1. Неваляшка

  2. Незабудка

  3. Несмеяна

- Попробуйте произнести слова без приставки НЕ.

Вывод: эти слова не употребляются без приставки НЕ. (запись слов в тетрадь)

- А может ли с существительным стоять частица НЕ?


Слайд 4.

      1. Это не рыба

      2. Это не планета

      3. Это не овощ

- Акула – рыба. А дельфин – не рыба, а млекопитающее.

- Земля – планета. А солнце – не планета, а звезда.

- Тыква - овощ. А арбуз – не овощ, а ягода, только очень большая.

- А есть ли такие слова? Нерыба, неовощ, непланета.

Вывод: эти слова не образуют слов с приставкой НЕ. (запись в тетради предложений:

Дельфин – это не рыба. Солнце – это не планета. Арбуз – это не овощ.)
- Давайте поиграем. Перед вами герои известной книжки. Вы их знаете?

Слайд 4. По очереди появляются рисунки:

Незнайка, Знайка, Пончик

Условия игры: надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».

( фраза подходит к двум рисункам, только напишем ее по-разному.)

Слайд 6. Это Незнайка. Это не Знайка.

- В первом случае НЕ - приставка, во втором случае – частица.

- При слове может быть частица НЕ, когда мы что-то отрицаем. Это не Знайка.

апись в тетрадь: Это Незнайка. Это не Знайка.)

- Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, иногда образовать антонимы

Таких слов много - без приставки и с приставкой. (Запись в тетради таблицы)

Слайд 7.


Правда

Неправда

Ложь

Приятель

Неприятель

Враг

Счастье

Несчастье

Горе

-Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Человек, которому не сидится на месте (непоседа).

Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка).

Неуклюжий, неловкий человек (недотепа).

Грубый, невоспитанный человек (невежа).

Малообразованный человек (невежда)

-Определите род этих имен существительных (это существительные общего рода).

- Обобщим: когда же НЕ с существительными пишется слитно?

- Теперь разберемся с правописанием раздельного написание НЕ с существительными: есть слова - сигналы, которые дают понять, что в предложении не называется предмет, а отрицается его наличие.



Слайд 8.

  1. Рисунок Пончика.

  2. Это вовсе не Знайка.

  3. Это отнюдь не Знайка.

  4. Это совсем не Знайка.


Слайд 9.

- Иногда в предложении есть противопоставление с союзом А (запись в тетради)



Не Знайка любит варенье, а Пончик.

- Бывает так, что на отрицание указывает только контекст, поэтому текст нужно слушать или читать внимательно. Послушайте текст:



Этот мальчик НЕ ЗНАЙКА. Он совершенно другой. Он плохо учится, ничего не знает. Но зато с ним всегда случаются смешные истории. И какой же он симпатичный.

-Как же вы напишете? (Из контекста можно понять, что речь идет не о Знайке, который все знает. В этом нам помог контекст).

НЕ пиши раздельно!


ОТНЮДЬ

ВОВСЕ


СОВСЕМ

ДАЛЕКО





Не…А





Интонация




Знаки препинания




Контекст

- А сейчас попробуем сами составить схему орфограммы.



Слайд 10.



СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Слово не употребляется без НЕ
Ненастье

Недоумение



Есть противопоставление с союзом А

Можно заменить синонимом
Неправда (ложь)
Несчастье (горе)

ОТНЮДЬ

ВОВСЕ


СОВСЕМ

ДАЛЕКО





  1. Тест:

Задание 1: выпишите существительные с НЕ и объясните их написание.

Задание 2: спишите предложения, раскрывая скобки.

Задание 3: проверьте написанное.

Задание 4: спишите предложения, раскрывая скобки.



  1. Домашнее задание: § 39, упр. 292.

  2. Рефлексия.


страница 1

Смотрите также: