Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Ткаченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

ГУ “Естественно - математическая гимназия отдела образования акимата города Костаная”

Учитель первой категории, стаж работы – 18 лет.



ИНФОРМАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ.

В Послании народу Казахстана, Президент РК Назарбаев Н.А. подчеркнул, что «школа сегодня должна не только вооружать учащихся знаниями, а учить добывать эти знания самостоятельно и уметь их использовать на практике, формировать гражданскую позицию личности, воспитывать активного, целеустремленного, коммуникабельного, конкурентоспособного человека».

Как видно, в этом отчетливо представленном социальном заказе говорится преимущественно о деятельностно – творческом аспекте образованности, что неизбежно ведет к необходимости модернизации образования на компетентностной основе.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях. Специфика данного подхода заключается в том, что усваивается не «готовое знание», кем – то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания

Достижению поставленных целей, по нашему мнению, должно способствовать изменение содержания учебного занятия на основе его оптимизации.

Термин «оптимальный» (от лат. optimus - наилучший) означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф. Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. Различные аспекты оптимизации разрабатывались в трудах Бабанского Ю.К., Поташника М.М., Вербицкого А.А., Мешкова Н.И., Конаржевского Ю.А., Бодалева А.А., Ломова Б.Ф., Матюшкина А.М., Войтко В.И., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Оловниковой Н.Г., Тихомирова О.К., Марковой А.К., Сухобской Г.С. , Тулегеновой А.Г. и т.д.

Оптимизация – вечная потребность совершенствования человеческой практики. В старинных философских системах достижение оптимума сравнивалось с высочайшей степенью совершенства. Оптимизация – это конечная цель выстроенной на научных основаниях практической деятельности.

Оптимизация урока - это расчёт его параметров с помощью научных методов и на основе объективных зависимостей. Для оптимизации любого процесса, в том числе и учебно-воспитательного, важные вещи: наличие критериев, по которым будет сравниваться ход процесса, и знание функциональных зависимостей между конкретными характеристиками процесса и его общей продуктивностью. При наличии этих данных можно сопоставлять результаты, сравнивать между собой пути их достижения, избирать среди них выгодные. Важнейшим критерием оптимизации считается время, его рациональное распределение и расходование. Существенными критериями являются также продуктивность обучения, эффективность методов, объём знаний, их системность, осмысленность, прочность и действенность. Критерием может быть отношение количества усвоенных ИСЭТ к количеству всех предложенных для усвоения или числа правильно выполненных упражнений к числу предложенных.

Конкретных задач, критериев и направлений оптимизации урока много. Один из самых очевидных и важных - выбор информационного наполнения учебного занятия, такого уровня содержательного наполнения урока, при котором отсутствуют перегрузки (или недогрузки) учеников. Как этого достичь? Теоретически просто: надо сравнить возможности учеников воспринимать и усваивать информацию с тем объёмом знаний, умений, которое предполагается усвоить на уроке, и совместить желаемое с возможным. Короче, разрешить вопрос - чем поступиться. Возможности учеников воспринимать и усваивать знания, как свидетельствуют исследования, большие. Ученика трудно перегрузить, принимая во внимание его потенциальную обучаемость. Перегрузка ученика происходит чаще всего не потому, что изучается много материала, а через нерациональное управление познавательным трудом, однообразие занятий, нарушение закономерностей труда и отдыха. По принципу доминанты все отрицательные влияния концентрируются в учебном материале, проявляются через него или в связи с ним. Поэтому и создаётся впечатление, будто учебный материал больше всего «виноват» в перегрузке.

Какое же количество учебного материала могут эффективно усвоить ученики разного возраста на уроках? Ответить на этот вопрос без специальных исследований невозможно.

Изучение связи между количеством (объёмом) учебного материала, его качеством (сложностью, трудностью) и результатами (показателями) усвоения проводилось учёным И.П.Подласым в течение многих лет, продолжается оно до сих пор.

Прежде всего, отметим, что установление зависимости между объёмом учебного материала, его качеством (сложностью и трудностью) и показателем усвоения надо иметь надёжные критерии для: 1)определение количества учебного материала; 2) оценки качества этого материала; 3) измерения уровня (эффективности) усвоения знаний, умений.

Изучив материалы исследований И.П.Подласого, я решила использовать их в своей педагогической деятельности. Свою работу я начала с определения количества учебного материала по русскому языку (8 класс). Количество учебного материала устанавливается (измеряется) с помощью информационно-смысловых элементов текста (ИСЭТ). ИСЭТ - это завершённые по смыслу и форме суждения, при дальнейшем членении которых смысл теряется. ИСЭТ - это не понятия и не предложения. Это простые суждения, из которых составляются понятия. В одном предложении может содержаться несколько ИСЭТ, несколько предложений могут дать всего один ИСЭТ. С помощью ИСЭТ легко устанавливается объём учебного материала по русскому языку. Главным критерием оптимизации в своей работе я считаю отношение количества усвоенных ИСЭТ к количеству всех предложенных для усвоения или числа правильно выполненных упражнений к числу предложенных. Приведённые в моей работе примеры – это ИСЭТ, выделенные из текстов учебника русского языка (8 класс).

Зависимость показателя усвоения от количества ИСЭТ.

(Диапазон 1 -15 ИСЭТ. Формула для расчёта

У= -40 log 0,0036 Х, )

(Диапазон 15 -30 ИСЭТ. Формула для расчёта

У= -60 log 0,0036 Х, )

Количество ИСЭТ Показатель усвоения ( в %)



1

98

2

86

3

79

4

74

5

70

6

67

7

64

8

62

9

59

10

58

11

56

12

54

13

53

14

52

15

51

16

76

17

74

18

72

19

71

20

70

21

69

22

67

23

66

24

64

25

63

26

62

27

61

28

60

29

59

30

57


Количество ИСЭТ, усваиваемых за 15, 30, 45 минут.

класс

Количество усвоенных ИСЭТ



за 15 минут

за 30 минут

за 45 минут

мин.

сред.

макс.

мин.

сред.

макс.

мин.

сред.

макс.

6-й

2

4

8

3

9

13

9

12

16

7-й

3

6

8

4

12

17

13

18

22

8-й

3

7

10

10

16

22

16

21

28

9-й

6

10

17

15

20

28

20

26

32

10-й

8

12

15

21

24

28

24

30

36

Как практически воспользоваться приведёнными закономерностями для профилактики перегрузки школьников на уроке? Прежде всего, следует избегать тех диапазонов количества и качества учебного материала, где показатели усвоения невысокие или быстро снижаются. Для решения практических задач оптимизации урока нужно, чтобы все параграфы школьных учебников имели индексы количества и качества материала. При этом выбор оптимального варианта ускоряется. Поскольку показателей объёма и качества информации в учебниках пока нет, учителя сами иногда будут проводить такие измерения. Со временем все параграфы учебника будут иметь необходимые для рационализации учебно-воспитательного процесса количественные характеристики.

Оптимизация учебного процесса:

• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;

• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.
Т.Е.Ткаченко,

учитель русского языка и литературы

ГУ “Естественно - математическая гимназия

отдела образования акимата

города Костаная”.


Литература

Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., 1979г.

Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М.. 2003г.

Меженко ю.С., Штец А.А. Опорные конспекты на уроках русского языка./ Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. К., 1989, №3;1991,№2;1992г.№12.



Программа по русскому языку. 8-9 классы, А.,2004г.

страница 1

Смотрите также: