Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ГУ «Средняя школа № 17

отдела образования акимата города Костаная»





Я ИДУ НА УРОК

Творческий отчет

учителя русского языка и литературы

Ящинской А.А.

2006 г.

Я иду на урок. И творчество

Закипает в моей крови.

Для меня больше нет одиночества:

Есть Учитель и Ученик.
Это будет великое таинство,

Прозвенит обычный звонок,

Когда Творчество вместе с Знанием

К нам с тобой придут на урок.
Нет, судьбы мне другой не хочется,

И урок летит, словно миг.

Я дышу тобой, мое творчество.

Ты - учитель. Я – ученик!

Современному Казахстану требуются не просто выпускники школ, но настоящие личности, обладающие хорошим багажом знаний, понимающие реалии современного общества, умеющие проявить себя, свои способности, свое творчество. Каждое неповторимое «Я» дает нашей стране новый толчок к развитию.

Каким должен стать учитель в современном мире, требующем так много?

Учитель- это не просто человек, несущий определенный набор знаний. Это и психолог, находящий подход к каждому ребенку, это ученый, кропотливо работающий над пополнением собственных знаний, это профессионал, выстраивающий урок, используя самые современные методы и формы обучения, это творец, создающий новые, креативные задания, это созидатель, помогающий ученику раскрыть все грани своего таланта.

Учитель должен обладать профессиональной и информационной компетенциями, чтобы постоянно пополнять свой багаж знаний, воспринимать передовой опыт, перенимая то, что близко и созвучно его душе.

Учитель- это не только тот, кто дает знания, но и тот, кто учит разбираться в жизни, значит, он должен обладать общекультурной и общепредметной компетенциями: знаниями из различных областей науки и искусства, общественной жизни и политики.

Психологическая и коммуникативная компетенции станут основой для атмосферы доверия и творчества на уроке, помогут правильно построить разговор и выработать критическое, но не критикующее отношение к окружающим.

Кто я, когда иду на урок? Я и психолог, готовый выслушать каждого и создать для него ситуацию успеха, и ученый, исследующий новые методики и отслеживающий их эффективность, и профессионал, работающий по инновационным технологиям.

Время не стоит на месте. Казахстанское образование делает акцент на личностно- ориентированные технологии, ориентированные на субъект-субъектные отношения между учителем учеником. Технология проблемного обучения поможет ребятам выработать свою, индивидуальную позицию по самым разным вопросам жизни современного общества и истории человечества. Развивая самобытность каждого ученика, мы должны пользоваться самыми современными технологиями, готовя будущих выпускников к самостоятельной взрослой жизни в мире больших технологий.

Но прежде всего я – творец и созидатель. Учитель русского языка и литературы – это чуть ли не единственный учитель-предметник, который говорит на уроках о нравственности, морали, патриотизме. Говорит о душе. Если учитель- творец, то он и учеников делает творцами. Нести огонь творчества, зажигать сердца детей, увлекать за собой в мир, где есть место каждому, развивать даже самые слабые способности - вот моя задача. Всегда, на каждом уроке, в любой день быть готовой отозваться на проявления детской души, поддержать искры таланта, раздув из них пожар творчества - вот мой долг. Не уставая, совместно с ребятами создавать новое, видеть радость в их глазах - вот моя награда.

Учитель должен не только сам творчески подходить к уроку, но и быть созидателем, развивать в своих учениках творческое начало. На любом уроке должно найтись место для рефлексии, эвристических и творческих заданий, работе по структурно- информационным картам.

Неслучайно моей методической темой стали творческие задания в структурно-информационных картах по русскому языку и литературе. Использование структурных карт позволяет увеличить количество усваиваемой информации в несколько раз, проработать и перевести в активный багаж знаний теоретический материал, креативными заданиями поддерживать и развивать интерес к учебе, творить на каждом уроке.

Принято считать, что именно уроки литературы создают наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей личности. К сожалению, многие преподаватели выпускают из вида богатые трофические возможности уроков русского языка.

Урочная среда предоставляет нам богатый выбор методов, приемов и средств обучения. Структурные карты - это лишь одно из них. Для развития мотивации к учебе мы можем использовать в них задания высокого уровня сложности для сильных учеников. Задания, развивающие логику и смекалку, дифференцированные и творческие задания.

В первый год работы я, в основном, использовала уже готовые карты, апробированные многими учителями. Но очень скоро мне стало тесно в заданных рамках. Пробуя, составляя новые задания, иногда ошибаясь, я начала собирать свою методическую копилку, которая сейчас помогает мне при создании авторских структурных карт. Таковы, например, задания по теме «Причастие» в 7-ом классе.

Работа по структурно-информационным картам на уроках литературы в 7-ом классе обусловлена многими причинами. Сложный теоретический материал, большое количество разнообразных текстов, отсутствие иллюстраций - вот лишь немногие трудности, с которыми сталкивается учитель. Как не потерять интерес ученика к предмету, как сделать любой урок маленьким праздником? Только создавая новое, только творя!

При работе со структурными картами наиболее эффективны такие виды работ, как найти верные или неверные утверждения, расставить пункты плана в правильном порядке, соотнести описания из текста с иллюстрациями в карте. Все это уже опробовано учителями. Мне хотелось внести что-то новое, что-то свое. Кроссворды и анаграммы шарады и сочинения- миниатюры присутствуют на наших уроках. Важно для ребят умение понять любого героя, в какой – то степени перевоплотиться в него. Встать на сторону литературного персонажа и высказаться от его имени.

Возможности сочинений-миниатюр на уроках литературы трудно переоценить. Они используются на уроке для развития письменной речи, фантазии, умения формулировать свои мысли, аргументировано отстаивать собственное мнение. Учитель может выбрать любой из вариантов сочинения, в зависимости от преследуемой цели. Наиболее интересные темы я предлагаю вашему вниманию. Очень интересными и необычными были работы учеников 6-ого класса по теме «Моя муза». Так появились на свет муза живописи Акварелия, муза смеха Юстина и муза труда Стефания.

Работа, начатая на уроках, продолжается на внеклассных мероприятиях, в литературном кружке. Игра-викторина по книгам

Дж. Роулинг о Гарри Потере, детективно-литературное агентство «Черный котенок», литературно- спортивная игра по античной мифологии « Ключи от форта Баярд»- вот лишь неполный перечень внеклассных мероприятий, позволяющих ребятам проявить ум и смекалку, фантазию и творческие способности.



Современное общество требует от учителя полной отдачи, постоянного стремления к самосовершенствованию, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Это время, когда мы должны быть креативными, насыщая среду урока стихиями поиска, интереса и творчества.

Время, которое зовет нас вперед!

страница 1

Смотрите также: