Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 330.101(075.8)



ЛЮ ЦЗЭПИН


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

(анализ китайского опыта начала XXI века)

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени кандидата экономических наук

по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством



Минск, 2012

Работа выполнена в Белорусском государственном университете




Научный руководитель –

Ковалев Михаил Михайлович

доктор физико-математических наук,

профессор, декан экономического

факультета Белорусского

государственного университета


Официальные оппоненты:

Давыденко Леонид Николаевич

доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономического воспитания УО «Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка»
Рудый Кирилл Валентинович

доктор экономических наук,

доцент, советник Посольства Республики Беларусь в КНР


Оппонирующая организация –

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Защита состоится «6» марта 2012 г. в 1500 на заседании совета по защите диссертаций К 02.01.05 при Белорусском государственном университете (220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 8 (юридический факультет), ауд. 407, тел. 209-55-58).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.

Автореферат разослан 03 февраля 2012 г.

Ученый секретарь

совета по защите диссертаций А. Н. Сенько

доктор экономических наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ
Интерес к теории модернизации, предложившей путь ускоренной рационализации системы общественных отношений и хозяйственных механизмов, является для государства, вступившего на путь трансформации общественных структур, закономерным и приоритетным. Опыт модернизации разных стран показывает, что успешное решение социально-экономических проблем осуществимо лишь при одновременной способности ответить на вызовы глобализирующегося мира и учесть особенности национальной экономики. В период коренных структурных перестроек экономики – экономическая наука имеет возможность на опыте различных стран разрабатывать модели как отдельных переходных процессов, так и модернизации экономики в целом, уделив внимание связи происходящих процессов, их совокупным эффектам.

Для ученых-экономистов наиболее важными в теории модернизации являются государственные стратегии решения ряда проблем: наращивание инновационного потенциала и строительство экономики знаний, обеспечение пропорционального развития отраслей и качественного экономического роста, создание эффективных механизмов адаптации страны к новым явлениям и процессам в глобальной экономике XXI века.

Пристальное внимание к опыту модернизации китайской экономики не случайно. Начиная с 1979 г., более 30 лет китайская экономика растет в среднем на 9,7 % в год. Вступление в 2001 г. в ВТО привело к новому ускорению – среднегодовой рост 10,05 % все первое десятилетие XXI века. По итогам 2010 г. экономика КНР занимала второе место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию. МВФ прогнозирует, что к 2016 г. КНР станет первой экономикой в мире по ВВП с учетом паритета покупательской способности (ППС): КНР – 19 трлн долл., США – 18,8 трлн долл., ЕС27 – 18,7 трлн долл.

Феноменальный успех в экономическом развитии Китая, новые тенденции модернизации экономики страны требуют научного анализа факторов экономического роста.

Перечисленные факты обусловили выбор и актуальность темы диссертации. В диссертации исследовался вопрос, в какой степени китайский опыт модернизации может быть обобщен, и создадут ли такие обобщения новые модели качественного и долгосрочного экономического роста.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами. Диссертационное исследование выполнялось в рамках НИР Белорусского государственного университета по темам:

«Разработать и апробировать теоретико-методологическую основу сравнительного анализа конкурентоспособности, инновационной и инвестиционной привлекательности экономических субъектов на микроуровне региона, города, предприятия, банка, вуза» (ГКПНИ «Экономика и общество» 2006–2010 гг.), «Разработка интегрального макропрогноза инновационно-технологической и структурной динамики и стратегии развития экономики Республики Беларусь и регионов на период до 2030 г.» (ГКПНИ «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии» 2011–2013 гг.).

Соответствует приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь. Диссертационное исследование выполнялось с учетом положений национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Цель и задачи исследования. Цель работы – уточнение понятийного аппарата теории модернизации и разработка механизмов государственного регулирования процессов модернизации национальной экономики на основе обобщения опыта Китая.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:



  • обобщить и систематизировать разработки в сфере проблем теории модернизации, проследить эволюцию данной теории и специфику ее развития в Китае;

  • проанализировать факторы экономического роста, положительно и отрицательное влияние каждого из них на экономическое развитие, выявить модель качественного роста экономики;

  • экстраполировать и оценить влияние глобализации и изменений в мировом экономическом порядке на модернизационные процессы в современной национальной экономике;

  • определить стратегию и тенденции модернизационных реформ обгоняющего развития на основе обобщения китайского практического опыта и дать рекомендации по использованию китайского опыта в Беларуси.

Объект исследования – процесс модернизации экономики Китая.

Предмет исследования – модели сценариев развития процессов модернизации экономики в зависимости от факторов роста, что в целом служит выработке и обоснованию экономической политики государства в период модернизационных реформ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Теоретико-методологическое расширение понятий модернизация экономики в современных условиях (обгоняющая модернизация1) и качество роста на основе комплексного анализа факторов развития Китая и обоснования модернизационных реформ экономики как совокупности государственных управленческих решений по повышению качества роста, включающих создание инновационных инфраструктур трансфера знаний в технологии и развития качественного человеческого капитала.

  2. Модель формирования государственной политики в области экономического развития в условиях вызовов и угроз глобального посткризисного развития, включающая описание новых функций государства в экономике начала XXI века как механизмов и инструментов по управлению качеством экономического роста, совмещению инвестиционной и инновационной стадий развития. Модель оценки качества экономического роста разработана как схема описания и анализа четырех ключевых детерминант преобразований Китая, которая позволила выявить положительное и отрицательное воздействие каждой из них на протекающие процессы в экономическом развитии страны.

  3. Новые модели и механизмы государственного управления системой открытости внешнему миру как необходимое условие обгоняющей модернизации и перехода от режима роста путем «стимулирования экспорта и инвестиций» к режиму роста путем «стимулирования технического прогресса и повышения эффективности», от внешнеэкономического режима «частичной выгоды» к режиму «взаимной и совместной выгоды». Выявлены этапы открытия Китая внешнему миру, позволившие сформировать цели и ключевые моменты стратегии взаимной и совместной выгоды, которая обеспечивает гармоничное развитие Китая и сотрудничающих с ним стран.

  4. Рекомендации по использованию китайского опыта для обгоняющей модернизации в Республике Беларусь, включающие механизмы реформирования академической науки в «науку экономики знаний», механизмы финансирования инноваций за счет «принудительных отчислений» доли прибыли на четко определенные инновационные цели, механизмы управления государственными предприятиями в экономике начала XXI века, механизмы поддержания высокой нормы сбережения населения.

Личный вклад соискателя. Диссертация является самостоятельно выполненным научным исследованием, основные положения которой разработаны автором самостоятельно. Методологической базой исследования послужили основные положения теорий: модернизации, экономического роста, сравнительных преимуществ, человеческого капитала, глобализации и экономики знаний. В качестве инструментальной базы использованы методы обработки статистических материалов, в качестве которых выступают базы данных Национального бюро статистики Китая, Всемирного банка, Международного валютного фонда, ООН.

В совместных с научным руководителем публикациях все результаты, содержащиеся в выносимых на защиту положениях, получены соискателем самостоятельно.



Апробация результатов диссертации. Выносимые на защиту положения и другие результаты работы докладывались и обсуждались на следующих международных и республиканских научно-практических конференциях: «Беларусь – Китай: история, традиции, опыт, перспективы», БГУ, 2008 г.; к 60-летию образования КНР, БГУ, 2009 г..

Опубликованность результатов. Результаты диссертации опубликованы в 13 работах, среди которых 1 монография (совместно с научным руководителем), 6 статей в научных журналах и 6 материалов в научных сборниках и трудах конференций. Общий объем опубликованных работ – 259 страниц.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем диссертации 111 страниц, в том числе 13 рисунков на 12 страницах, 21 таблиц на 18 страницах, 2 приложений на 4 страницах. Список использованных библиографических источников включает 118 наименований на 8 страницах, из них 13 публикация соискателя по теме диссертации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первая глава «Теоретико-методологические основы модернизации
и качественного экономического роста посвящена выявлению научных основ и взаимосвязи понятий «модернизация» и «качественный экономический рост» в современных условиях. Теория модернизации, возникшая в США в середине ХХ в. (С. Хантингтон, Д. Эптер, др.) как альтернатива коммунистической доктрине (предназначалась для «молодых государств» Азии, Африки, Латинской Америки, появившихся в результате распада европейских колониальных империй), прошла следующие этапы:

1) классическая теория модернизации, получившая популярность в 50-е – 60-е годы ХХ столетия (М. Леви, Э. Хаген, Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт, Д. Эптер и др.); концентрировалась на системном рассмотрении процессов перехода от «традиционного общества» к «современному»;

2) теория модернизации как исследование усилий развивающихся стран, направленных на то, чтобы догнать развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в едином глобальном обществе; при таком понимании модернизация описывала движение от периферии к центру современного мира и характеризовала стратегию догоняющего развития; «догоняющую модернизацию» характеризуют (В. Л. Иноземцев) как общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально или постиндустриально развитыми;

3) теории модернизации транзитивных экономик: «теория неомодернизации» (Э. Тирикьян), «теория постмодернизации» (Дж. Александер), теория экологической модернизации (Э. Гидденс, У. Бек), теория модернизации как переход к обществу знаний (С. Блэк);

4) китайская теория модернизации, обобщающая опыт Китая, который успешно реализовал «догоняющее развитие» и перешел с 2001 г. к стадии «опережающего развития».

В диссертации дана периодизация и классификация процессов модернизации в Китае.

Первая (догоняющая) модернизация началась на 100 лет (потерянное столетие) позже, чем в развитых странах. Начальный этап (1840–1911 гг.) включал индустриализацию и попытки догнать Европу за счет привлечения европейского капитала и промышленных технологий (промышленный план Сунь Ятсена).

Второй этап (1912–1949 гг.) позволил реализовать идеи модернизации Чан Кайши в неоккупированной части Китая.

Третий этап (1949–1978 гг.), называемый социалистическая индустриализация, сначала на основе советского опыта индустриализации, затем на основе модели большого скачка Мао Цзэдуна, подразумевал создание современных: промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники (лозунг «четырех модернизаций» Чжоу Энлая).

Четвертый этап (с 1978 г. до вступления в ВТО в 2001 г.) – этап реформ и открытости, перехода от лозунга «четырех модернизаций» к лозунгу «сяокан» – строительства «общества скромного достатка».

Обобщая выводы других авторов1, в диссертации выделены пять главных факторов феноменального успеха (рисунок 1 и таблица 1) четвертого этапа догоняющей модернизации китайской экономики:


  1. значительные ресурсы рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой зарплате (избыточная рабочая сила на рынке труда позволяла удерживать заработную плату на низком уровне) (фактор труда);

  2. высокая доля сбережений и инвестиций (выше 30 % ВВП), дополненная эффективными стратегиями привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь в высокотехнологичные отрасли (фактор капитала);

  3. открытость экономики, основанная на экспорториентированной модели развития, предполагающей за счет постоянного роста валютной выручки повышение техно- и наукоемкости экономики, освоение новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрение современных схем промышленной логистики (фактор чистого экспорта);

  4. эффективная роль государства в экономике, которое активно влияло на протекающие процессы на всех этапах модернизации (управленческий фактор);

  5. выгодное территориально-природное расположение (природно-географический фактор).

Таблица 1 Динамика ВВП КНР в 1978–2010 гг.




Показатель

1978 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

ВВП на душу населения, долл.

276

336

318

852

1728

4371

ВВП на душу населения по ППС, долл.

298

458

1278

3920

6852

7518

Платежный баланс, млрд долл.

0,2

–1,3

11,1

165,6

818,9

2847,3

Источник: Статистическая ведомость о народном хозяйстве КНР 1978–2010 гг., Международный валютный фонд.




Рисунок 1 – Распределение долей ведущих стран в мировом ВВП
по обменному курсу
После вступления в ВТО в начале этого столетия Китай перешел к этапу второй модернизации. Понятие второй модернизации появилось в Китае в конце XX века. В 1998 г. сотрудник АН Китая Хэ Чуаньци1 заявил об «интеллектуальной экономике и китайской модернизации», «экономике знаний и второй модернизации», позже была издана его книга «Вторая модернизация – мысли развития человеческой цивилизации», в которой предложена «теория второй модернизации». Согласно этой теории процесс развития человечества со времени его появления и до 2100 г. можно разделить на эпоху производства с помощью орудий труда, эпоху сельскохозяйственного труда, эпоху промышленности, эпоху знаний, каждая эпоха включает в себя период зарождения, период развития, созревания и переходный период. По Хэ Чуаньци развитие человеческой цивилизации включает в себя 4 эпохи и 16 периодов. Переход от эпохи сельскохозяйственного производства к эпохе промышленности, от сельскохозяйственной экономики к индустриальной экономике, от сельскохозяйственного общества к индустриальному обществу, от сельскохозяйственной цивилизации к индустриальной цивилизации – это первая модернизация. Переход от индустриальной эпохи к эпохе знаний, от индустриальной экономики к экономике знаний, от индустриального общества к обществу знаний, от индустриальной цивилизации к цивилизации знаний – это вторая модернизация. Эпоха знаний – это не конец развития цивилизации, в будущем возможно появление новой модернизации.

Развивая взгляды Хэ Чуаньци, в диссертационной работе обгоняющая модернизация рассматривается в отличие от догоняющей как оригинальный процесс перехода как переход к новой модели развития, в которой главное – качество экономического роста. На примере Китая показано, что догоняющая модернизация может привести к значительным успехам, но за это приходится платить огромную цену: велики затраты природных ресурсов, значительно загрязнение окружающей среды, растет неравенство в обществе. Обоснована необходимость перехода к модели обгоняющей модернизации, основа которой качество экономического роста.

Показано, что внимание только темпам экономического роста, без учета его качества, приводит к следующим проблемам:


  1. при высоких капиталовложениях остается низкой производительность факторов производства. Стремительный рост экономики Китая во многом осуществлялся за счет капитала, рабочей силы, природных ресурсов и других факторов экстенсивного инвестирования в ущерб развитию собственных технологий и инноваций;

  2. накапливаются дисбалансы в структуре экономики: отраслевой – низкая степень модернизации сельского хозяйства и большой удельный вес промышленности при недостаточно быстрых темпах развития сферы услуг (в первую очередь интеллектуальных услуг) и низком ее удельном весе; инвестиционный – чрезмерно высокий уровень инвестирования за счет сбережений населения при недостаточном уровне потребления; экспортный – высокая зависимость от экспорта при низком внутреннем спросе;

  3. невысокий уровень вторичного использования сырья приводит к огромным затратам природных ресурсов и серьезным нарушениям экологической среды;

  4. растет неравенство в доходах населения – стремительные темпы экономического роста не ведут к равномерному росту благосостояния (так в Китае коэффициент неравенства Джини достиг 45 %, доходы 10 % богатейшего населения превышают доходы 10 % беднейших в 13,2 раза, для сравнения: в Японии эти показатели соответственно равны 25 % и 4,5 раза, в Беларуси – 28 % и 61 раза и только в США – 41 % и 16 раз) (данные Всемирного банка).

Сделан вывод – сегодня для Китая, как и для Беларуси, темпы экономического роста остаются важными, но еще более важным является качество экономического роста. Пренебрежение вопросами качества экономического роста может быть допустимо лишь для краткосрочного стремительного роста – оно не может привести к долгосрочному стабильному развитию страны. Экономический рост не есть конечная цель, а всего лишь средство достижения глобальной цели – повышение благосостояния населения.

Анализ существующих китайских теорий модернизации и качества экономического роста позволил обобщить их и сформулировать следующее концептуальное положение: модернизация экономики страны или региона включает как увеличение количественных показателей (ВВП), так и качество экономического роста, которое означает качественные изменения в структуре экономики, рост ее конкурентоспособности на глобальных рынках, подготовленность строны к технологическим изменениям и измеряется индикатором – рост производительности на единицу капиталовложений. Качественный экономический рост проявляется в большей производительности при одинаковых затратах (капиталовложениях). Государство – важнейший регулятор экономической системы – с помощью проводимой экономической политики определяет качество роста. На выбор экономического курса страны оказывает воздействие общественное мышление. Политическое руководство должно проводить стратегию, соответствующую образу мыслей общества, чтобы получить общественную поддержку. Как правило, качественный экономический рост находит поддержку у населения, так как обеспечивает устойчивое развитие экономики и непрерывное повышение благосостояния без резких циклических перепадов.

С 2003 года китайское государство целенаправленно проводит политику качественного экономического роста. На III Пленуме 16-го созыва КПК была выдвинута концепция: «развитие есть комплексный многоаспектный общественный процесс, который недопустимо сводить к экономическому росту», позже она дополнена словами: «твердо придерживаться политики осуществления всестороннего, координированного, продолжительного развития, в основе которого – человек».

Таким образом фундамент второй (обгоняющей) модернизации Китая –качество экономического роста. Только качественный экономический рост позволит выйти на современный уровень экономического развития и догнать, а кое в чем и перегнать развитые ранее страны (США и ЕС).

Качество экономического роста – это эволюция способа роста от экстенсивного к интенсивному, включающая повышение эффективности экономики, возможность продолжительного стабильного роста, переход на более высокий уровень структуры производства, производство высокотехнологических товаров и наукоемких услуг.

Внутреннее качество роста подразумевает оптимальное соотношение факторов капиталовложений. Внешнее качество роста подразумевает, обеспечиваемый государством стабильный рост в различных внешних условиях, несмотря на глобальные вызовы и колебания конъюнктуры. Внешнее качество роста и внутреннее качество роста переплетаются, но только оптимизация их взаимодействия позволяет экономике устойчиво развиваться и создает синергетический эффект.

Качество экономического роста зависит от основных 7 факторов: эффективность роста, полнота роста, стабильность роста, собственные инновации, сбалансированность роста, продолжительность роста, возможность разделения.

Качественный экономический рост должен включать в себя не только эффективность производства адекватно капиталовложениям, но и научно-технический прогресс, обеспечивающий улучшение структуры экономики, повышение качества продукции, накопление конкурентного потенциала. Кроме того качественный экономический рост должен обеспечивать повышение благосостояния общества, гармоничное сосуществование человека и природы и т. д.

Качество экономического роста является комплексным понятием, включающим в себя три категории: экономика, общество и природные условия. Оно подразумевает рост, сбалансированный по этим категориям, как в стране, так и в каждом регионе. Качественный рост рационально использует природные ресурсы для удовлетворения потребностей населения и обеспечивает продолжительное устойчивое развитие общества.

Для оценки качества экономического роста предложена система из 40 показателей, агрегируемых в 8 групп индикаторов: урбанизация, инновации, информатизация, маркетизация, природопользование и экология, благосостояние, качество человеческого капитала, рентабельность экономики. Китай планирует выйти на следующие значения индикаторов:



  • повышение урбанизации до 55 % и формирование рациональной системы распределения населения по малым, средним, большим городам;

  • доведение вклада инноваций (НТП) в рост ВВП до 65 %;

  • вывод Китая в число 15 лидеров в мировых рейтингах информатизации и конкурентоспособности;

  • снижение энергоемкости: выход на потребление условного топлива на 10 тыс. юаней ВВП к 2010 г. – 800 кг, к 2015 г. – 600 кг, к 2020 г. – 300 кг.

В первые 50 лет XXI века Китаю необходимо осуществлять обгоняющую модернизацию в условиях глобализации и интеллектуализации экономики, исходя: из конкурентных преимуществ:

  • самые большие в мире человеческие ресурсы и ресурсы в научно-технической сфере;

  • самый большой в мире потенциальный рынок;

и конкурентных недостатков:

  • природные ресурсы в расчете на одного человека (пахотные земли, водные ресурсы и т. д.) ниже среднемирового уровня;

  • система макроэкономического регулирования все еще нуждается в совершенствовании;

  • опыт в сфере работы на международных рынках ограничен;

  • не сформированы группы выдающихся предпринимателей и не завершено создание китайских ТНК.

В разделе 1.3 обосновывается необходимость обгоняющей модернизации как ответ на формирование новой глобальной экономической системы, вызванной следующими процессами:

  1. дисбалансом между высокими сбережениями развивающихся стран и высоким потреблением развитых;

  2. новым международным разделением труда, возникающим из-за формирования сетевой структуры производства;

  3. нестабильностью международной валютной системы, вызванной продолжительным мировым финансовым кризисом;

  4. чрезмерной эмиссией мировой резервной валюты, влекущая долларовую инфляцию (рост мировых цен на энергию, ресурсы, продовольствие, золото);

  5. усилением тенденций плюрализма интересов в системе международной торговли из-за формирования новых центров экономической мощи (стран БРИК);

  6. ростом загрязнения окружающей среды и истощением природных ресурсов, что требует новых подходов к мировому регулированию использования ресурсов и охраны окружающей среды.

Влияние посткризисных процессов в глобальной экономике на развитие национальной экономики изменяет их взаимодействие с мировой экономикой и дает возможность перехода национальных производств на новые ступени в цепочках формирования итогововой стоимости.

Во второй главе «Функции государства в модернизации экономики» обобщен опыт Китая государственного регулирования трех важнейших процессов: развитие человеческого капитала, эффективная адаптация к глобализации, модернизация функций государства как собственника предприятий.

В разделе 2.1 сформулированы модельные функции государства в развитии качественного человеческого капитала и реализации тезиса: «основной вклад трудовых ресурсов в экономическое развитие заключается не в количестве рабочих рук, а в качестве работы». Провозгласив лозунг «От демографического дивиденда к человеческому капиталу высокого качества» Китай сотворил чудо в развитии образования: решил проблему обязательного девятилетнего образования среди 20 % населения земного шара, затратив неполные 2 % от общемировых расходов на образование. Сегодня 91 % граждан Китая грамотны, а 15 % населения в возрасте от 18 до 23 лет учатся в вузах. Общее среднее образование распространено практически повсеместно, причем все дети с первого класса учат английский язык, а на 1 учителя в старших классах приходится не более 20 учеников.

В диссертации (раздел 2.2) предпринята попытка сформулировать и проанализировать специфику китайского подхода к глобализации с позиций того, что должно делать государство для положительного воздействия глобальных процессов на экономический рост страны. Сделан вывод, что государство должно строить модель внешнеэкономического взаимодействия в зависимости от уровня технологического развития страны, стремясь за счет инвестиций (заимствованных высоких технологий или собственных), перейти к выпуску капиталоемкой и наукоемкой продукции. Это требует, во-первых, максимального стимулирования экспорта, чтобы за счет экспортной выручки приобретать новые технологии; во-вторых, создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; в-третьих, постоянного стимулирования предприятий на переход на ступени с более высокой добавленной стоимостью в глобальных производственных цепочках; в-четвертых, создания условий для повышения конкурентоспособности предприятий на основе внедрения инноваций и эффективного процесса производства. Сформулирована новая внешнеэкономическая модель, заключающаяся в переходе от модели экономического роста путем «стимулирования экспорта» к модели экономического роста путем «стимулирования технического прогресса и повышения эффективности». Обосновано, что модель является механизмом выхода из сложившейся экономической ситуации на траекторию качественного экономического роста.

Одна из важнейших функций государства в реализации стратегии обгоняющей модернизации – эффективное выполнение роли собственника госпредприятий. Государство как собственник значительного сектора экономики должно осуществить модернизацию своих предприятий как технологическую, так и организационно-управленческую, т. е. подготовить их к глобальной конкуренции. В Китае модель модернизации госпредприятий (технологической, управленческой, маркетинговой и т. д.) назвали «система современного предприятия». Цель ее – повышение конкурентоспособности госпредприятий на глобальных рынках.

В независимости от размера госсектора экономики (это по-прежнему дискуссионная тема) проблема эффективного управления госпредприятиями и, в целом, национальным имуществом, в современной глобальной экономике сложна сама по себе. В переходный период она усложняется приватизационными процессами, параллельным существованием государств и частного сектора, на границе которых возникает теневая экономика и коррупция, связанная с уводом менеджерами активов из государства в частный сектор (MBO – management buy-out).

В диссертации дан анализ и классификация известных в мире моделей управления госсектором:



  1. английская (нормативная) модель – государство устанавливает нормативы процедуры ценообразования (на уровне долгосрочных предельных издержек), доходность новых инвестиций (не ниже уровня частного сектора), план по прибыли (убыткам), пределы внешних займов;

  2. французская (контрактно-плановая) модель – параметры развития предприятия прописываются в контрактах между правительством и предприятием или его менеджерами, которые заключаются путем прямых переговоров или конкурентного торга (тендера). Различают контракты развития (достижение плановых показателей) и контракты управления (заключаются с управляющими частными компаниями);

  3. южнокорейская (рейтингово-нормативная) модель – на основе трендов устанавливаются по годам количественные (рентабельность, производительность труда, динамика издержек, объемы производства и т. п.) и качественные (внедрение инноваций, управленческого учета, контроллинга и т. д.) показатели (около 40). По итогам достижения нормативов составляются и публикуются рейтинги госпредприятий, от которых зависит размер денежных вознаграждений директоров.

В диссертации на основе анализа и теоретического обобщения практики реформирования китайских госпредприятий (после 15 съезда КПК, провозгласившего модернизацию госсектора) сформулирована четвертая – китайская модель управления госсектором (таблица 2 и рисунок 2).
Таблица 2Концепция и этапы модернизации управления госпредприятиями (система современных предприятий Китая)



Концепция: Государство регулирует рынок, рынок регулирует предприятия

Этапы модернизации госпредприятий

1.Разграничение и институционализация прав управления и собственности

2.Выделение главных госпредприятий

3.Укрупнение главных госпредприятий с целью превращения их в

транснациональные корпорации в форме акционерных обществ



4. Разграничение центральных и региональных госпредприятий

5. Отделение государственной доли прибыли от бюджета




Рисунок 2 Органы управления госпредприятиями
В третьей главе «Стратегия государственного регулирования инновационных процессов как факторов экономического роста» проведен всесторонний анализ инвестиционно-инновационных факторов качественного экономического роста, вклад каждого из них в развитие экономики, обоснована необходимость нового подхода, учитывающего воздействие государства на факторы роста. Построены модели инвестиционно-инновационной политики государства в целях качественного экономического роста и, следовательно, обеспечивающих обгоняющую модернизацию.

Теоретическое обоснование обгоняющей модернизации экономики Китая позволило автору на основе анализа статистических данных, дать оценку выбранной модели инновационного развития. Внимание сконцентрировано на анализе ресурсов, влияющих на развитие любой страны в XXI веке – инвестиционных и инновационных.

Под инновационной системой в диссертации понимается сочетание рыночных и нерыночных механизмов, направленное на оптимизацию производства, размещение ресурсов и использование устойчивого роста путем институциональных перемен в государственном и частном секторах.

В разделе 3.2 китайская инновационная политика на инвестиционной стадии разделена на четыре этапа.

На первом этапе (1978–1985) через СЭЗ в страну поступали капиталы, высокие технологии, знания, управленческий опыт, которые после адаптации в зонах использовались во всей стране. Были выбраны ключевые направления развития высокотехнологичного сектора (программа «Ключевые технологии»); восстанавливалась «ключевые лаборатории» и материально-техническая база науки. К концу 1990 г. действовало 53 национальных технопарка (создавались по решениям Госсовета КНР как национальные зоны развития высоких технологий), 30 технопарков при университетах, 50 региональных технопарков и 465 бизнес-инкубаторов.

На втором этапе (1985–2000) инновационная политика государства адаптировалась к быстроразвивающимся рыночным отношениям, в частности, была организована кооперация между государством, частным сектором, НИИ и университетами (партнерство государства, бизнеса и науки), административное управление стали заменять рыночным саморегулированием. Была начата реализация инновационных программ «Факел», «Искра», «Новые отечественные продукты», «Распространение научно-технических достижений», стимулировавших развитие исследований в целях повышения конкурентоспособности Китая на мировом рынке. Много внимания государство уделяло развитию и созданию высокотехнологичных предприятий, в частности, в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

На третьем этапе (2001–2005) сектор ИКТ был определен как ключевое направление долгосрочного инновационного развития Китая. Уже к 2004 г. Китай, обогнав США, стал крупнейшим в мире экспортером продукции ИКТ (180 млрд долл.), это способствовало тому, что к 2006 г. суммарный внешнеторговый оборот высокотехнологичной продукции Китая достиг 500 млрд долл. Если в 1985 г. согласно данным ЮНИДО ООН Китай по экспорту высокотехнологичных товаров не входил в число первых 25 стран мира, то в 1998 г. он поднялся на 11-е место, а к 2004 г. экспорт таких товаров превысил импорт.

На четвертом этапе (после 2006 г.) согласно принятому в 2006 году Госсоветом «Государственному плану среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006–2020 годы (План-2020)», инновационный курс объявлен национальной стратегией Китая: доля расходов на НИОКР в ВВП к 2020 году будет увеличено до 2,5 %, вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие должен увеличиваться более чем вдвое, до уровня выше 60 % при снижении зависимости от импортных технологий до 30 %. Планом-2020 предусмотрен переход от подражания к самостоятельному новаторству в развитии высоких технологий. Китай должен войти в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и по числу ссылок на научные публикации.

В разделе 3.3 «Развитие малого инновационного бизнеса в партнерстве с государством и наукой» проанализирована важнейшая функция государства – стимулирование кооперации науки с бизнесом (в финансировании НИОКР китайских университетов: в 2003 г. 36 % частные вложения, а в 2006 г. уже свыше 71 % (19 % – государство и 9 % – университеты). Перворазрядные университеты (Цинхуа, Фудань, Цзяотун) имеют собственные венчурные фонды.

Таким образом, в КНР основной вклад в финансирование инноваций делает бизнес, который стал основным заказчиком новых разработок, после принятия положения об обязательном использовании части прибыли (освобождаемой от налога) на инновационные цели (принуждение к инновациям). Академия наук Китая в такой ситуации вынуждена совмещать свои исследования с интересами предприятий, от которых идет основное финансирование.

Согласно Плану-2020 государственное финансирование выделяется на ключевые технологические направления: энергетика, прорывные технологии, продвинутые ядерные реакторы и научные мегапроекты типа «нанотехнологии». Особое внимание уделяется применению биотехнологий в сельском хозяйстве, медицине. Главная задача – создание возможности для производства продукции, базирующейся на собственных правах на интеллектуальную собственность в сфере биоинженерии, производстве медикаментов, оборудования связи, компьютеров, искусственных кристаллов и другой конкурентоспособной продукции на мировых рынках1.

Обобщена политика китайского государства по поддержке и развитию инновационных малых и средних предприятий (МСП) (до 300 занятых) и сформулированы следующие ее ключевые моменты:

1) существование стратегии развития инновационных МСП;

2) наличие административных органов по координации инновационных МСП;

3) предоставление налоговых преференций для модернизации МСП в инновационные;

4) создание системы финансовой поддержки для инновационных МСП;

5) обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационного развития МСП;

6) создание бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся МСП;

7) организация венчурных фондов для МСП.

Новая инвестиционная политика и эффективная государственная инновационная политика позволяют Китаю успешно строить экономику знаний и превратить страну из мирового центра переработки (чжицзаое) в мировой центр создания новой продукции (чуаньцзаое).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты диссертации

Проведенное исследование модернизационных реформ и факторов роста китайской экономики позволило получить результаты, научная новизна и значимость которых заключается в следующем:



    1. Систематизированы концептуальные составляющие теории модернизации, прослеживается ее эволюция, определено содержание и компоненты модернизации экономики. Понятие «модернизация экономики» в современных условиях развито на основе обобщения опыта практических реформ китайского государства (вторая, обгоняющая, опережающая модернизация). Обгоняющая модернизация экономики определяется как инновационная стадия модернизации, опирающаяся на собственные инновации по отдельным направлениям, на человеческий капитал высокого качества, на сбалансированный качественный экономический рост, на государственно-частном партнерстве: инновационного бизнеса, вузов, венчурных фондов, на внешнеэкономическом взаимодействии с совместной выгодой. Проведено обоснование модернизационных реформ экономики как совокупности государственных управленческих решений по повышению качества экономического развития и человеческого капитала, строительству экономики знаний и созданию инновационной структуры трансфера знаний в инновации. Проведен всесторонний анализ факторов экономического роста, вклад каждого из них в развитие экономики, раскрыта сущность изменений в китайской модели реформирования [1, 2, 3, 4, 9, 10, 13].

    2. Разработанные модели, механизмы и инструменты формирования государственной политики в области инновационного развития и строительства экономики знаний, включающее описание новых функций государства в глобальной экономике XXI века в условиях вызовов и угроз посткризисного развития. Обоснованы проблемы, выявившиеся в результате мирового финансового кризиса, и предложены пути их преодоления. Выявлено взаимное влияние процессов глобализации на развитие Китая, а также предложены новые подходы к построению модели экономического роста. Определены этапы формирования многоуровневой системы открытости внешнему миру, содержание и цели стратегий в политике открытости, а также тенденции дальнейшей модернизации Китая [1, 3, 5, 7, 11].

    3. Концептуальные положения и модель эффективного управления госпредприятиями как необходимое условие обгоняющей модернизации, построенная на основе обобщения китайского практического опыта формирования системы современных крупных предприятий. В отличие от существующих предложенная модель отражает управленческие параметры воспроизводственного процесса:

1) разделение права управления и права собственности;

2) ступенчатое распределение полномочий инвесторов (центральное и местные правительства);

3) контроль и управление госкапиталом;

4) разделение бюджета и госдоли прибылей;

5) современные технологии корпоративного управления [1, 6, 12].

4. Обоснование необходимости использования в Республике Беларусь китайского опыта регулирования предприятий, находящихся в государственной собственности в целях:

1) выделения главных предприятий, их укрупнение и акционирование;

2) разделение макроэкономического регулирования и управления госкапиталом путем создания Госкомитета по управлению и контролю госкапитала, реализующей права собственника госпредприятий или госпакетов;

3) создание агентств по выкупу долгов госпредприятий и размещению их акций посредством зарубежных продаж крупных пакетов акций (IPO);

4) упрощение процедур слияний, поглощений, банкротств

Опыт китайских реформ управления госпредприятиями экстраполирован на белорусскую экономику с учетом специфических факторов развития, предложены подходы к модернизации экономики для Республики Беларусь [1, 6, 8, 12].
Рекомендации по практическому использованию результатов

Теоретические положения, модели и выводы диссертации могут быть использованы при сравнении и выборе вариантов экономической политики белорусского государства по реализации долгосрочного экономического развития (внедрены в БГУ при выполнении задания 2.2.03 «Разработка интегрального макропрогноза инновационно-технологической и структурной динамики и стратегии развития экономики Республики Беларусь и регионов на период до 2030 г.» ГПНИ «История, культура, общество, государство»). Выявленные при помощи анализа факторов роста тенденции модернизационных реформ помогут определить необходимые шаги Китая на пути укрепления национальной экономики.

Практические рекомендации по адаптации и применению китайского опыта госуправления обгоняющей модернизацией применительно к современной белорусской действительности, заключаются в:

1) обобщении китайского опыта макроэкономической политики обгоняющей модернизации и формулировке предложений для специалистов госорганизаций;

2) сформулированных на основе китайского опыта предложениях по реформированию управления государственным сектором экономики Республики Беларусь;

3) использовании материалов диссертации в учебном процессе экономического факультета в курсах: «Национальная экономика», «Промышленная политика», «Инновационный менеджмент».



СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СОИСКАТЕЛЯ
Монографии
1. Ковалев, М. М. Китай в XXI веке: обгоняющая модернизация / М. М.Ковалев, Цзэпин Лю. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – 172 с.
Статьи в научных журналах

2. Дин, Жуджунь. Развитие сельского хозяйства Китая: анализ и заимствование модели теории развития сельского хозяйства / Жуджунь Дин, Цзэпин Лю // Теория Ганьсу. – 2008. – № 6. (на кит. яз.). – С. 96–99.

3. Лю, Цзэпін. Змена мадэлі эканамічнага росту як актуальная задача кітайскай эканомікі / Цзэпін Лю, Шо Хэ // Весці БДПУ. – 2009. – Сер. 2. № 1. – С. 73–77.

4. Лю, Цзэпін. Рэформа сельскай гаспадаркі ў Кітаі і яе ўздзеянне на эканамічнае развіцце краіны / Цзэпін Лю // Весці БДПУ. – 2009. – Сер. 2. № 2. – С. 87–92.

5. Лю, Цзэпин. Мировой финансовый кризис и тенденции развития внешней экономики Китая / Цзэпин Лю // Вестник БНТУ. – 2009. – № 6. – С. 97–102.

6. Ковалев, М. М. Реформа госпредприятий: китайский опыт для Беларуси / М. М. Ковалев, Цзэпин Лю // Беларуская думка. – 2010. – № 7. – С. 58–63.

7. Лю, Цзэпин. Новое в экономической политике открытости внешнеторговой экспансии / Цзэпин Лю // Новая экономика. – 2010. – № 1-55. – С. 112–117.
Статьи в сборниках научных трудов
8. Ковалев, М. М. Китайская и белорусская модели экономического развития: сходство и различия / Ковалев М. М., Цзэпин Лю // Беларусь – Китай. – 2008. – Вып. 2. – Минск: Изд.центр БГУ. - С. 18–29.

9. Лю, Цзэпин. Реформа сельского хозяйства в Китае: состояние, перспективы развития и воздействия на модель экономического развития / Цзэпин Лю // Беларусь – Китай: экономика и образование. – 2009. – Вып. 6. – Минск: Изд.центр БГУ. – С. 111–123.

10. Лю, Цзэпин. Демографический дивиденд и развитие экономики Китая / Цзэпин Лю, Даюй Сунь // Беларусь – Китай: экономика и образование. – 2009. – Вып. 6. – Минск: Изд.центр БГУ. – С. 18–25.

11. Лю, Цзэпин. Современное состояние экономики Китая / Цзэпин Лю, Шо Хэ // Беларусь – Китай: экономика и образование. – 2009. – Вып. 6. – Минск: Изд.центр БГУ. – С. 26–28.



12. Лю, Цзэпин. Ретроспектива и перспективы реформы государственных предприятий / Цзэпин Лю // Беларусь – Китай. – 2009. – Вып. 6. – Минск: Изд.центр БГУ. – С. 101–110.
Статьи в сборниках материалов научных конференций
13. Лю, Цзэпин. Достижение совместного развития в процессе глобализации экономики / Цзэпин Лю // Беларусь – Китай: история, традиции, опыт. перспективы: труды Международной конференции , Минск, 23-26 июня 2008 г. –Минск, Академия управления при Президенте РБ, 2008. – Вып. 3. Ч. 2. – С. 83–90.

РЭЗЮМЭ
Лю Цзэпін
Дзяржаўнае рэгуляванне працэсаў мадэрнізацыі

нацыянальнай эканомікі (аналіз кітайскага вопыту пачатку XXI стагоддзя)
Ключавыя словы: мадэрнізацыя, дзяржаўнае кіраванне, якасць эканамічнага росту, фактары росту, глабалізацыя, дзяржаўны сектар.

Мэта даследавання: удакладненне паняцiйнага апарату тэорыi мадэрнiзацыi i распрацоўка механiзмаў дзяржаўнага рэгулявання працэсаў мадэрнiзацыi нацыянальнай эканомiкi на аснове абагульнення вопыту Кiтая.

Метады даследавання: тэорыя росту, тэорыя мадэрнізацыі, сістэмны і параўнальны аналіз.

Атрыманыя вынікі і іх навізна: сістэматызаваны канцэптуальныя складаючыя тэорыі мадэрнізацыі, прасочваецца яе эвалюцыя, вызначаны змест і кампаненты другой (абганяючай) мадэрнізацыі эканомікі. Праведзены ўсебаковы аналіз фактараў якаснага эканамічнага росту, уклад кожнага з іх у развіццё эканомікі, раскрыта сутнасць змен у кітайскай мадэлі рэфармавання. Абгрунтаваны праблемы, якія выявіліся ў выніку сусветнага фінансавага крызісу, і прапанаваны шляхі іх пераадолення. Выяўлены ўзаемны ўплыў працэсаў глабалізацыі на эканамічнае развіццё, а таксама прапанаваны новыя падыходы да пабудовы мадэлей эканамічнага росту. Вызначаны этапы фарміравання шматузроўневай сістэмы адкрытасці знешняму свету, змест і мэты стратэгій у палітыцы адкрытасці, а таксама тэндэнцыі далейшай мадэрнізацыі Кітая. Вопыт кітайскіх рэформаў экстрапаліраваны на беларускую эканоміку з улікам спецыфічных фактараў развіцця і прапанаваны механізмы мадэрнізацыі эканомікі Рэспублікі Беларусь.

Ступень выкарыстання вынікаў: вынікі дысертацыі ўкаранёны ў навукова-даследчы і вучэбны працэс Беларускага дзяржаўнага ўнiверсiтэта і могуць быць выкарыстаны пры распрацоўцы эканамічнай палітыкі Рэспублікі Беларусь.

Галіна прымянення: у дзяржаўным кіраванні працэсамі мадэрнізацыі і структурнай перабудовы, ва ўстановах адукацыі, якія ажыццяўляюць падрыхтоўку спецыялістаў у галіне эканамічнай тэорыі і эканомікі кіравання народнай гаспадаркай.

РЕЗЮМЕ
Лю Цзэпин
Государственное регулирование процессов модернизации

национальной экономики (анализ китайского опыта начала XXI века)
Ключевые слова: модернизация, государственное управление, качество экономического роста, факторы роста, глобализация, государственный сектор.

Цель работы: уточнение понятийного аппарата теории модернизации и разработка механизмов государственного регулирования процессов модернизации национальной экономики на основе обобщения опыта Китая.

Методы исследования: теория роста, теория модернизации, системный и сравнительный анализ.

Полученные результаты и их новизна: систематизированы концептуальные составляющие теории модернизации, прослеживается ее эволюция, определено содержание и компоненты второй (обгоняющей) модернизации экономики. Проведен всесторонний анализ факторов качественного экономического роста, вклад каждого из них в развитие экономики, раскрыта сущность изменений в китайской модели реформирования. Обоснованы проблемы, выявившиеся в результате мирового финансового кризиса, и предложены пути их преодоления. Выявлено взаимное влияние процессов глобализации на экономическое развитие, а также предложены новые подходы к построению моделей экономического роста. Определены этапы формирования многоуровневой системы открытости внешнему миру, содержание и цели стратегий в политике открытости, а также тенденции дальнейшей модернизации Китая. Опыт китайских реформ экстраполирован на белорусскую экономику с учетом специфических факторов развития и предложены механизмы модернизации экономики Республики Беларусь.

Степень использования результатов: результаты диссертации внедрены в научно-исследовательский и учебный процесс Белорусского государственного университета и могут быть использованы при выработке экономической политики Республики Беларусь.

Область применения: в государственном управлении процессами модернизации и структурной перестройки, в учреждениях образования, осуществляющих подготовку специалистов в области экономической теории и экономики управления народным хозяйством.

SUMMARY


Liu Zeping

Government regulation of the national economy modernization 

(based on Chinese experience at the beginning of XXI century)
Key words: modernization, government regulation, quality of economic growth, growth factors, globalization, government sector.

Purpose of the paper: specification of conceptual methods of the theory of modernization and development of government regulation of the modernization processes in the national economy on the basis of Chinese experience.

Research methods: growth theory, modernization theory, systematic and comparative analysis.

The results obtained and their originality: conceptual components of the modernization theory were systematized, the theory of evolution can be traced, the subject and components of the second (outrunning) modernization of the Chinese economy were defined. Comprehensive analysis of the qualitative factors of economic growth and their contributions to the economic development were conducted, the essence of the changes in the Chinese model of reform was revealed. The problems that become apparent as a result of the global financial crisis were justified and ways to overcome them were suggested. The mutual influence of globalization on economic development was identified , as well as new approaches to developing economic growth models were suggested. Steps of forming a multi-level system of opening to the outside world were defined, as well as the subject and purpose of the strategies of the policy of openness,  trends in the further modernization of China were presented. Experience of Chinese reforms was extrapolated to the Belarusian economy, taking into account its specific factors and mechanisms of economic modernization of the Republic of Belarus were proposed.

The use of the results: the results of the thesis were put into research and learning process of Belarusian State University and can be used for the development of the economic policy of the Republic of Belarus.

Applications: for government processes of modernization and restructuring, in educational institutions that train specialists in the field of economic theory and management.


1 Представляется, что термин «обгоняющая модернизация» более адекватен для процессов в Китае, чем широко используемый в России термин «опережающая модернизация»

1 См. например: монографию Ковалева М. М., Новика В. В., Дин Жуджунь. Феномен экономического развития Китая. – Минск: БГУ, 2008

1 何传启:《知识经济与中国现代化》及《 知识经济与第二次现代化》,《第二次现代化——人类文明进程的启示》,北京:高等教育出版社 1999年版。

1 Более 1 млн ученых (больше только в США – 1,3 млн) Китая, направляемые государственными НТП, добились результатов мирового уровня в таких отраслях как пилотируемая космонавтика, включающая космическую систему навигации (третья в мире после GPS и Glonass, зондирование Луны, производство высокоскоростных компьютеров, генная инженерия (выращивание гибридного суперриса, расшифровка генома человека).



страница 1

Смотрите также: