Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 66 | страница 67
Московский государственный институт международных отношений (университет)
МИД РФ



Международное право
Рекомендовано Министерством образования Росисийской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Международные отношения», «Мировая экономика»
Под ред. Ю. Колосова, Э. Кривчиковой

Москва, 2001
Предисловие

«Международное право — язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права первая Всемир­ная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году.

Международное право представляет собой живой организм, нахо­дящийся в непрерывном развитии и обновлении.

История международных отношений свидетельствует, что госу­дарства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Между­народное право как совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения и превращающих их в международно-правовые отношения, является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами улич­ного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катаст­рофами.

Международно-правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе и в тех областях, которые тра­диционно находились в рамках регулирования национального права (права человека, хозяйственное использование государственной тер­ритории и др.).

Это и предопределило подход коллектива авторов Московского государственного института международных отношений (Универ­ситета) МИД России к созданию нового учебника «Международное право».

Отличительной особенностью этого учебника является то, что он подготовлен исключительно силами профессорско-преподава­тельского состава одной кафедры — кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, что свидетельствует о том, что здесь сфор­мировалась своя научная школа международного права.

Другой особенностью данного учебника является то, что в нем впервые появились такие главы, как «Международное право массовой информации», «Религия и международное право», «Международное ядерное право», а в главе «Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» освещаются вопросы таможенного и транспортного права, анализи­руются правовые аспекты торговли продовольственными и сырьевы­ми продуктами, туризма и туристических услуг, валютно-финансовых отношений, отношений в области культуры.

Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспиран­тов юридических вузов и факультетов, а также для специалистов в области международных отношений и международного права. Он мо­жет быть использован всеми, кто хочет приобщиться к правовой культуре и повысить правовую грамотность.

Проф. Ю.М. Колосов Проф. Э.С. Кривчикова



Общая часть

Глава 1. Понятие современного международного права

1. Возникновение международного права

Человеческое общество — это сложная система взаимодействия людей, продукт их совместной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной обще­ственной организации является государство, характеристиками ко­торого считаются наличие публичной власти и территориальная организация населения. Государство осуществляет регулирование об­щественных отношений с помощью специального аппарата. Система правил поведения членов человеческого общества и норм публично­го управления образует государственное право.

Различные группы людей взаимодействовали и на самых ранних этапах возникновения общественной организации жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменились межгосударственными отно­шениями. Как и внутригосударственные отношения, межплеменные, а затем и межгосударственные связи регламентируются определен­ными нормами поведения. Сначала возникают неписаные правила (международный обычай), а затем и писаные (в форме международ­ных договоров) на межплеменном уровне. Но это еще не междуна­родное право в современном понимании.

В римском праве система правовых норм, определявших отноше­ния граждан с негражданами, именовалась правом народов (jus gen­tium). Именно это понятие было перенесено в средние века на пра­вила международных отношений (jus inter gentes — международное право), в их недрах происходит формирование общего международ­ного права, которое в более ранние эпохи характеризовалось локаль­ностью.

2. Особенности международного права

Международное право — особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.

На каждом этапе развития международных отношений междуна­родное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь над­строечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношения­ми и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отража­ет объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать ката­лизаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на между­народной арене.



Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международ­ное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат — par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Другой особенностью системы международного права являет­ся отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные ис­ключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государ­ства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.

Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функци­ей создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате доброволь­ного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).



3. Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты пове­дения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать вза­имных помех при использовании электросвязи).



Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответству­ющих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невоз­можно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международ­ные обязательства (например, положения о международной ответст­венности за нарушения международного права или механизмы конт­роля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защи­щать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

4. Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существу­ет тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отра­жают национальные законы о границах соответствующих гранича­щих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы го­сударства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей тер­ритории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой сис­темы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой пре­имущественную силу имеет норма международного права.

Если конституция этого не предусматривает, государство пред­принимает шаги для включения положений взятых на себя междуна­родных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.

Согласно международному праву, государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюде­ния международного обязательства.

В теории международного права исследуется вопрос о так назы­ваемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой — он означает обязанность государств руководст­воваться в своих международных отношениях прежде всего между­народным правом, а не другими побудительными мотивами (военны­ми, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в между­народных отношениях, для чего требуется содействовать его пре­подаванию, изучению, распространению и более широкому при­знанию.

Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения междуна­родного и внутригосударственного права существуют две теории.



Монистическая теория исходит из единства двух правовых си­стем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятель­ных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.

Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.



5. Нормообразование в международном праве

Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет — основной принцип признания действительности между­народно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязан­ность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в международном праве началось с формиро­вания обычаев. Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный харак­тер. Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформ­лена в виде юридического документа с четкой словесной формули­ровкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяю­щихся действий всех или подавляющего большинства субъектов (на­пример, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать их неприкосновенность).

Признание существования той или иной обычной нормы и ее кон­кретного содержания может явиться предметом разногласий между государствами. На помощь установлению истины в данном вопросе приходят труды ученых-юристов (доктрина международного права) и толкования, составляющие часть решений арбитражных и судеб­ных международных органов. В последние десятилетия в этом отно­шении существенную роль стали играть резолюции международных организаций, в первую очередь Организации Объединенных Наций. Например, вопрос о том, какие действия государства следует рас­сматривать как вооруженное нападение, предоставляющее другому государству право на самооборону, проясняется в резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. К актам агрессии, как наиболее опасной форме незаконного применения силы, отнесены вторжение или нападение вооруженных сил одно­го государства на территорию другого, любая аннексия с приме­нением силы, блокада портов или берегов вооруженными силами, засылка одним государством на территорию другого вооруженных банд и т.д.

Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (регио­нальный) характер.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объеди­ненных в международном договоре, и систематизация норм называ­ются кодификацией. Так, Комиссия международного права ООН ко­дифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление обычных норм не успевает за потребностями международно-правового регулирования возникающих проблем меж­государственных отношений. Поэтому международное сообщество не может ограничиться кодификационной деятельностью, и, соглас­но Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не только ко­дификации, но и прогрессивного развития международного права (п. 1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (например, порядок участия государств в деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства).

Образование норм обычного международного права — процесс длительный. Он продолжается и в настоящее время. Однако время складывания новых обычаев сокращается в результате деятельности международных организаций. Если в десятках резолюций ООН по одному и тому же вопросу в течение ряда лет единогласно прини­мается какое-либо положение и все государства следуют этому пра­вилу, можно говорить о становлении новой нормы обычного права. Это еще не договорная норма, поскольку резолюции международных организаций за редким исключением носят характер рекомендаций. Например, происходит становление обычных норм в области между­народного сотрудничества по поддержанию и сохранению качества окружающей среды.

Обычай продолжает сохранять значение и после его кодифика­ции, в частности для государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.

От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это — международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях значительное место, международное право все больше становится договорным правом. Заключение договоров — это сегодня основной способ нормообразования в системе международного права.

В последние годы развивается концепция возникновения «мягкого права». К нему относят международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.). Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъек­тивизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковывать какое-либо положение международного докумен­та либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

6. Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, меж­властные. Действующими лицами на международной арене выступа­ют физические и юридические лица в своем личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами на­ционального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заклю­чаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих междуна­родные отношения такого рода, дает основание для различения меж­дународного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука междуна­родного права разделилась также на две части.

В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного пра­ва; по мнению других, международное частное право входит в нацио­нальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипло­матическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность соответствия частноправовых отношений общепризнанным принци­пам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных догово­рах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

7. Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика — это общий курс государства в международ­ных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внеш­ней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать между­народному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организа­ции ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из дого­воров и других источников международного права» (Преамбула Ус­тава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является меж­дународное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в про­тиворечие с международным правом, являющимся единственным об­щим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила до­минирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в бу­дущем».

Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего — превращение международного права в истин­ный кодекс поведения всех народов.



8. Система международного права

Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнан­ных принципов международного права, договорных и обычно-пра­вовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных органи­заций, и решениям арбитражных и судебных международных ор­ганов.



Отрасль международного права совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принци­пов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт это группа норм и прин­ципов, регулирующих определенную область правоотношений (на­пример, институт признания государств, институт международ­ной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдель­ных юристов или коллективов юристов-международников, между­народное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она явля­ется своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосто­ронних и двусторонних договоров, которыми связано каждое госу­дарство.

Существует множество научных определений понятия международ­ного права. Наиболее общим является следующее: система юридичес­ких норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на опре­деленном этапе развития цивилизации.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности системы международного права?

2. В чем состоят функции международного права?

3. Как соотносятся международное и внутригосудар­ственное право?

4. Как происходит образование норм международного права?

5. Как соотносятся международное публичное и между­народное частное право?

6. В чем проявляется взаимодействие внешней полити­ки, дипломатии и международного права?

7. Попытайтесь сформулировать свое определение по­нятия международного права.

Литература

Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — Т. I—II. — М., 1996.

Словарь международного права. — М., 1986.

Действующее международное право. В трех томах. — Т. I. — М., 1996. — Разд. I.

Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. — М, 1981.

Тункин Г.И. Теория международного права. — М., 1970.

Международное право в современном мире / Под. ред. Ю.М. Коло­сова. — М., 1991.



страница 1 страница 2 ... страница 66 | страница 67

Смотрите также: