страница 1 страница 2 ... страница 66 | страница 67 Московский государственный институт международных отношений (университет)
МИД РФ
Международное право
Рекомендовано Министерством образования Росисийской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Международные отношения», «Мировая экономика»
Под ред. Ю. Колосова, Э. Кривчиковой
Москва, 2001
Предисловие
«Международное право — язык международного общения». Так определила значение и смысл международного права первая Всемирная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году.
Международное право представляет собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении.
История международных отношений свидетельствует, что государства не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами. Международное право как совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения и превращающих их в международно-правовые отношения, является основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами уличного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катастрофами.
Международно-правовое регулирование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе и в тех областях, которые традиционно находились в рамках регулирования национального права (права человека, хозяйственное использование государственной территории и др.).
Это и предопределило подход коллектива авторов Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России к созданию нового учебника «Международное право».
Отличительной особенностью этого учебника является то, что он подготовлен исключительно силами профессорско-преподавательского состава одной кафедры — кафедры международного права МГИМО(У) МИД России, что свидетельствует о том, что здесь сформировалась своя научная школа международного права.
Другой особенностью данного учебника является то, что в нем впервые появились такие главы, как «Международное право массовой информации», «Религия и международное право», «Международное ядерное право», а в главе «Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» освещаются вопросы таможенного и транспортного права, анализируются правовые аспекты торговли продовольственными и сырьевыми продуктами, туризма и туристических услуг, валютно-финансовых отношений, отношений в области культуры.
Учебник предназначен для студентов, преподавателей и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для специалистов в области международных отношений и международного права. Он может быть использован всеми, кто хочет приобщиться к правовой культуре и повысить правовую грамотность.
Проф. Ю.М. Колосов Проф. Э.С. Кривчикова
Общая часть
Глава 1. Понятие современного международного права
1. Возникновение международного права
Человеческое общество — это сложная система взаимодействия людей, продукт их совместной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной общественной организации является государство, характеристиками которого считаются наличие публичной власти и территориальная организация населения. Государство осуществляет регулирование общественных отношений с помощью специального аппарата. Система правил поведения членов человеческого общества и норм публичного управления образует государственное право.
Различные группы людей взаимодействовали и на самых ранних этапах возникновения общественной организации жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменились межгосударственными отношениями. Как и внутригосударственные отношения, межплеменные, а затем и межгосударственные связи регламентируются определенными нормами поведения. Сначала возникают неписаные правила (международный обычай), а затем и писаные (в форме международных договоров) на межплеменном уровне. Но это еще не международное право в современном понимании.
В римском праве система правовых норм, определявших отношения граждан с негражданами, именовалась правом народов (jus gentium). Именно это понятие было перенесено в средние века на правила международных отношений (jus inter gentes — международное право), в их недрах происходит формирование общего международного права, которое в более ранние эпохи характеризовалось локальностью.
2. Особенности международного права
Международное право — особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.
На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.
На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать катализаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на международной арене.
Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат — par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).
Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.
Международное право имеет согласительную природу. Если в национальных системах права органы государства наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).
3. Функции международного права
Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).
Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).
Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).
Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).
4. Соотношение международного и внутригосударственного права
Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).
Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).
Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.
Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.
Если конституция этого не предусматривает, государство предпринимает шаги для включения положений взятых на себя международных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.
Согласно международному праву, государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения международного обязательства.
В теории международного права исследуется вопрос о так называемом примате международного права. Здесь можно выделить две проблемы.
Согласно одной точке зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой — он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими побудительными мотивами (военными, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.
Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам.
В плане научного исследования проблемы соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории.
Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.
Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.
5. Нормообразование в международном праве
Нормы международного права создаются как соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Они устанавливают взаимные права и обязанности этих субъектов. Паритет — основной принцип признания действительности международно-правовой нормы. Праву должна корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.
Нормообразование в международном праве началось с формирования обычаев. Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформлена в виде юридического документа с четкой словесной формулировкой правила.
Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяющихся действий всех или подавляющего большинства субъектов (например, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать их неприкосновенность).
Признание существования той или иной обычной нормы и ее конкретного содержания может явиться предметом разногласий между государствами. На помощь установлению истины в данном вопросе приходят труды ученых-юристов (доктрина международного права) и толкования, составляющие часть решений арбитражных и судебных международных органов. В последние десятилетия в этом отношении существенную роль стали играть резолюции международных организаций, в первую очередь Организации Объединенных Наций. Например, вопрос о том, какие действия государства следует рассматривать как вооруженное нападение, предоставляющее другому государству право на самооборону, проясняется в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. К актам агрессии, как наиболее опасной форме незаконного применения силы, отнесены вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого, любая аннексия с применением силы, блокада портов или берегов вооруженными силами, засылка одним государством на территорию другого вооруженных банд и т.д.
Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (региональный) характер.
Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в международном договоре, и систематизация норм называются кодификацией. Так, Комиссия международного права ООН кодифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.
В связи с бурным развитием и усложнением международных отношений, под влиянием научно-технического прогресса и других факторов становление обычных норм не успевает за потребностями международно-правового регулирования возникающих проблем межгосударственных отношений. Поэтому международное сообщество не может ограничиться кодификационной деятельностью, и, согласно Уставу ООН, эта Организация наделена функцией не только кодификации, но и прогрессивного развития международного права (п. 1а ст. 13 Устава ООН), то есть формулирования новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (например, порядок участия государств в деятельности по исследованию и использованию космического пространства).
Образование норм обычного международного права — процесс длительный. Он продолжается и в настоящее время. Однако время складывания новых обычаев сокращается в результате деятельности международных организаций. Если в десятках резолюций ООН по одному и тому же вопросу в течение ряда лет единогласно принимается какое-либо положение и все государства следуют этому правилу, можно говорить о становлении новой нормы обычного права. Это еще не договорная норма, поскольку резолюции международных организаций за редким исключением носят характер рекомендаций. Например, происходит становление обычных норм в области международного сотрудничества по поддержанию и сохранению качества окружающей среды.
Обычай продолжает сохранять значение и после его кодификации, в частности для государств, которые не стали участниками кодифицирующих конвенций.
От обычных норм следует отличать международные обыкновения. Это — международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).
Хотя обычай продолжает занимать в международных отношениях значительное место, международное право все больше становится договорным правом. Заключение договоров — это сегодня основной способ нормообразования в системе международного права.
В последние годы развивается концепция возникновения «мягкого права». К нему относят международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы действий и т.п.). Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъективизмом. В зависимости от обстоятельств то или иное государство может истолковывать какое-либо положение международного документа либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.
6. Международное публичное и международное частное право
Международные отношения шире, чем межгосударственные, межвластные. Действующими лицами на международной арене выступают физические и юридические лица в своем личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заключаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).
Перечисленный набор источников норм, регулирующих международные отношения такого рода, дает основание для различения международного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука международного права разделилась также на две части.
В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права; по мнению других, международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве их отрасли.
Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипломатическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность соответствия частноправовых отношений общепризнанным принципам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных договорах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.
7. Международное право, внешняя политика и дипломатия
Внешняя политика — это общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.
Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства.
Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.
Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организации ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН).
Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.
Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.
Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.
Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.
Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».
Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.
Идеал будущего — превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.
8. Система международного права
Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов.
Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.
Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.
Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.
Существует множество научных определений понятия международного права. Наиболее общим является следующее: система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности системы международного права?
2. В чем состоят функции международного права?
3. Как соотносятся международное и внутригосударственное право?
4. Как происходит образование норм международного права?
5. Как соотносятся международное публичное и международное частное право?
6. В чем проявляется взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права?
7. Попытайтесь сформулировать свое определение понятия международного права.
Литература
Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — Т. I—II. — М., 1996.
Словарь международного права. — М., 1986.
Действующее международное право. В трех томах. — Т. I. — М., 1996. — Разд. I.
Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. — М, 1981.
Тункин Г.И. Теория международного права. — М., 1970.
Международное право в современном мире / Под. ред. Ю.М. Колосова. — М., 1991.
страница 1 страница 2 ... страница 66 | страница 67
|