Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Введение

Учебная дисциплина «Международное право» предназначена для студентов экономических специальностей всех форм обучения. «Международное право» является комплексной дисциплиной, которая включает две составные части: международное публичное право и международное частное право. Такое построение определяется современными тенденциями, складывающимися в связи с усиливающимися процессами интеграции и глобализации, благодаря которым мы становимся свидетелями постепенного углубления взаимодействия международного публичного и частного права. Однако, несмотря на тесную связь двух правовых систем, они, тем не менее, остаются в значительной степени самостоятельными. Этим определяются задачи, стоящие перед студентами при изучении данной дисциплины. Основной целью данного курса является приобретение студентами базовых знаний теоретических знаний, а также достаточных практических навыков для понимания процессов, происходящих на международной арене, а также умение принимать решения, исходя из суверенных интересов Республики Беларусь. Можно выделить следующие задачи:



  1. усвоение базовых понятий, основополагающих принципов международного права;

  2. изучение основополагающих отраслей и институтов международного права;

  3. формирование у студентов четких и ясных представлений, как о взаимозависимости и взаимосвязи указанных правовых систем, так и о принципиальных отличиях между ними;

  4. формирование у студентов умения грамотно и логически мыслить, применять полученные знания при решении практических задач;

  5. выработка самостоятельного мышления и способности анализировать происходящие события на международной арене.

В рамках отведенных часов студенты изучат основные отрасли международного публичного и международного частного права, проанализируют основные международные договоры и другие источники права.

Понятие международного публичного права
Международное публичное право (МПП) — это совокупность международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и некоторыми другими субъектами международного права, которые направлены на обеспечение и поддержание международного мира и безопасности, а также на регулирование межгосударственных отношений в различных сферах сотрудничества (политическая, экономическая, культурная, военная, экологическая, защита прав человека, использование морских и воздушных пространств и так далее).

МПП является самостоятельной правовой системой, которая не включает в себя нормы внутригосударственного законодательства и существует параллельно с национальными правовыми системами.

МПП характеризуется следующими особенностями:

1) особый субъектный состав: в отличие от внутригосударственного права, субъектами которого выступают физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, субъектами МПП являются государства, международные межправительственный организации (МПО), нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования, обладающие международными правами, несущие международные обязанности и способные выступать в международных судебных органах;

2) источники МПП: основными источниками МПП являются международные договоры и международные обычаи;

3) особый порядок нормообразования: отличие от внутригосударственного права, где нормативные акты принимаются на основании особой процедуры специально уполномоченными органами, нормы МПП создаются путем свободного волеизъявления самих субъектов на основе равноправия и взаимного учета интересов;

4) контроль исполнения обязательств: в отличите от национальных правовых систем МПП отсутствует наднациональный орган, который бы осуществлял контроль исполнения субъектами МПП взятых на себя международных обязательств. Такие функции осуществляют либо сами субъекты МПП, либо специально уполномоченные органы, которые для этого наделяются особой компетенцией;

5) особый предмет правового регулирования: МПП регулирует общественные отношения, характеризующиеся тем, что они выходят за внутригосударственной компетенции, отношения межвластного характера.

МПП выполняет такие функции как:

1) координирующая — определение общих стандартов поведения в международных отношениях;

2) регулирующая — установление правил поведения в конкретной области межгосударственного сотрудничества;

3) обеспечительная — закрепление механизма принуждения государств и других субъектов МПП исполнять взятые на себя международные обязательства;

4) охранительная — обеспечение соблюдения законных прав и интересов государств.
Источники международного публичного права
В западной доктрине источники МПП принято разделять на две группы:

1) твердое право (hard law), к которому относят принципы МПП, международные договоры и международные обычаи; и

2) мягкое право (soft law), включающее в себя резолюции международных организаций и конференций.

Решения судебных международных органов, обязательные только для тех государств, в отношении которых они были вынесены, и доктрина являются вспомогательными средствами, используемыми субъектами МПП для толкования, уточнения и разъяснения смысла положений, содержащихся в источниках МПП.

Принципы ММП — это основополагающие, императивные универсальные нормы, обязательные для исполнения всеми субъектами МПП. Принципы обладают особенностями: они обладают приматом по отношению ко всем другим нормам МПП, так, например, договор, противоречащий принципам МПП, признается недействительным; отменить или изменить принцип МПП можно только путем принятия другой нормы, обладающей таким же статусом; принципы МПП имеют обратную силу, то есть могут воздействовать на норму, принятую раньше самого принципа; деяния, нарушающие принципы МПП рассматриваются как международные преступления.

Международный договор представляет собой «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). В договоре определяется его цель и объект, права и обязанности его участников, механизм вступления в силу, денонсации, срок действия договора, а также контрольный механизм.

Международный обычай представляет собой правило поведения, отвечающее следующим трем критериям одновременно: длительность повторения; применение в аналогичной ситуации; признание всеми или большинством государств и других субъектов МПП данного правила поведения в качестве обязательного к исполнению. Доказательством существования обычной норм служит практика государств, дипломатическая переписка, односторонние заявления государств, а также решения международных судебных органов. Несоблюдение обычных норм влечет такую ответственность, что и нарушение международных договорных норм. Особенно много обычных норм содержится в международном дипломатическом праве и морском праве.

Резолюции МПО и конференция можно условно разделить на три группы:

1) резолюции МПО и конференций, имеющие обязательную силу — это резолюции по бюджетно-финансовым и организационным вопросам, резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся действий в отношении угрозы международному миру и безопасности;

2) резолюции МПО и конференций, которые в силу своей политико-правовой значимости приобрели статус источника МПП (например, Всеобщая декларация прав человека и основных свобод 1948 года, Заключительный акт ОБСЕ 1975 года);

3) резолюции МПО и конференций, имеющие рекомендательный характер для государств и других субъектов МПП.

Решения Международного суда ООН, а равно и других международных судебных учреждений, не могут рассматриваться в качестве источников МПП, хотя и могут являться основной для дальнейшей разработки новых договорных норм.

Доктрина, представляющая собой мнения ведущих юристов-международников, служит, прежде всего, для разъяснения, прояснения точного содержания норм МПП, а также для оказания помощи органам государства при принятии внешнеполитических решений.
Субъекты международного публичного права
Субъектами МПП признаются образования (акторы), которые обладают международными правами, могут исполнять международные обязательства, а также способны представлять свои интересы в международных судебных органах. Только субъекты МПП могут участвовать в становлении и поддержании международного правопорядка, создавать и реализовать нормы МПП, а также обеспечивать его исполнение в том числе с помощью применения международно-правовых санкций. К таковым относят государства, нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования, МПО. Ограниченным статусом пользуются физические лица.

Субъекты МПП в зависимости от правовой природы принято разделять на первичные и производные. К первичным субъектам, которые ipso facto, то есть в силу факта существования являются носителя международных прав и обязанностей, относят государства и нации и народы при определенных обстоятельствах. Производные субъекты МПП создаются на основе волеизъявления первичных субъектов, к им относят МПО, чья возможность участвовать в международных отношениях зависит от договоренностей, достигнутых между государствами и закрепляется в специальных международных договорах, именуемых уставами.

Субъекты МПП обладают правосубъектностью, которая состоит из правоспособности, то есть способности иметь субъективные права и юридические обязательства, а также дееспособности, означающей осуществление своих прав и обязанностей осознанно и самостоятельно. Субъекты МПП также обладают деликтоспособностью, то есть способностью нести ответственность за совершенные правонарушения, которая предусматривается в международных договорах.

Государства являются самым старым субъектом МПП, правосубъектность которого носит универсальный характер. Государства — это страна, обладающая всеми признаками суверенитета. Для того, чтобы отделять государства от иных образований, были выведены признаки государства:

1) территория, которая подразделяется на сухопутную, воздушную, морскую и недра. Кроме того, также выделяют квази территорию: морские и воздушные суда, зарегистрированные в государстве и находящиеся в международных открытых пространствах, а также территория дипломатических и иных представительств за рубежом;

2) население, включающее в себя граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории государства;

3) публичная власть, являющаяся носителем организованной суверенной власти;

4) суверенитет, представляющий собой самостоятельность и независимость в проведении внутренней и внешней политики государства.

В международных отношениях все государства обладают международными правами (право осуществлять юрисдикцию над своей территорией, людьми и вещами, находящимися в ее пределах, право на независимость, право на сотрудничество), а также обязанности (обязанность добросовестно исполнять свои международные обязательства, обязанность воздерживаться от применения силы или угрозы силой в международных отношениях).

Для того, чтобы государство могло полноценно и эффективно участвовать в международных отношениях, оно должно быть признано другими государствами. Выделяют такие формы признания государств, как полное признание (de jure), которое сопровождается установлением дипломатических отношений; промежуточное признание (de facto), используется, если признающее государство не уверено в стабильности и прочности нового образования, при таком признании возможно установление консульских отношений, подписание торговых и других соглашений; разовое признание (ad hoc) предполагает установление лишь разовых контактов для решения определенного вопроса.

Государства различаются по своему государственному устройству: выделят унитарные и федеративные государства. Унитарные государства выступают в качестве единого субъекта МПП, его составные части международной правосубъектностью не обладают. Федеративные государства представляют собой союзное государство, составные части которого, сохраняя определенную внутригосударственную самостоятельность, тем не менее не обладают правом вести самостоятельную внешнюю политику. Сама федерация выступает субъектом международный отношений. Также выделяют такое понятие, как конфедерация — это союз государств, созданный на основании международного договора с целью достижения общих целей. Конфедерация как таковая может выступать самостоятельным субъектом международных отношений только в том случае, если государства-участники наделили ее такими полномочиями.

Нации и народы, борющиеся за самоопределение рассматриваются субъектами МПП после создания координирующего органа и до момента образования независимого государства. В качестве субъекта МПП нации и народы могут подписывать международные договоры, заключать соглашения с МПО, направлять своих представителей для участия в работе МПО и конференций в качестве наблюдателей.

Международная межправительственная организация — это постоянное объединение государств, учрежденное на основании международного договора для достижения определенных целей. МПО, отвечая следующим критериям, обладают международной правосубъектностью:

1) создание в соответствие с международным правом, то есть любая МПО должна быть создана правомерно согласно общепринятым принципам и нормам МПП;

2) учреждение на основе международного договора, который является уставом МПО. В таком договоре определяются цели и задачи МПО, ее компетенция, критерии членства, организационная структура. Возможно также создание МПО на основе резолюции других организаций, которые имеют более общую компетенцию;

3) осуществление сотрудничества в определенной области: МПО в основном обладают специальной компетенцией, например, в военной сфере (НАТО), политической (СоЕ), экономической (ЕС), валютно-финансовой (Всемирный банк, МВФ);

4) наличие организационной структуры: МПО в основном характеризуется наличием высших органов (созываются один-два раза в год), исполнительных органов (работают на постоянной основе), секретариат;

5) наличие обособленных прав и обязанностей, которые закреплены в уставе МПО, в резолюциях высших и исполнительных органов, а также в соглашениях между МПО и государствами.

Государственно-подобные образования включают Святой Престол (Ватикан), который был создан на основании Латеранских соглашений 1929 года, а также Мальтийский орден. Святой Престол поддерживает дипломатические отношения, которые возглавляются папскими нунциями. Делегации Ватикана принимают участие в работе МПО и конференций, а также является членом некоторых МПО (МАГАТЭ, МСЭ), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и так далее.
Право международных договоров
Международный договор — это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Субъектами международных договоров выступают государства, нации и народы, борющиеся за самоопределение, МПО.

В зависимости от числа участников международные договоры делятся на многосторонние и двусторонние. Многосторонние договоры в свою очередь делятся универсальные, в который принимают участие все или почти все государства, а также локальные (региональные), участниками которых являются государства, принадлежащие к одному географическому региону.

Выделяют следующие порядок заключения международных договоров:

1) полномочия: согласно ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года главы государств, главы правительств, министры иностранных дел могут представлять свое государство без предъявления специальных полномочий. В подавляющем большинстве случаев государства действуют через специально уполномоченных лиц, которым выдаются специальные документы. Такие полномочия удостоверяют право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия государства на обязательность договора;

2) переговоры по согласованию текста договора: форма принятия договора определяется в ходе переговоров или на основе правил процедуры конференции. Принятие текста договора чаще всего осуществляется через голосование;

3) установление аутентичности текста договора означает, что подготовленный текст является окончательным и изменению больше не подлежит;

4) подписание договора представляет собой способ выражения согласия государства на обязательность для него договора, если договор не требует ратификации;

5) ратификация договора — это утверждение договора высшим органов государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную силу;

6) регистрация договора является важной заключительной стадией.

Традиционно договор имеет три основные части: преамбула ( ней прописываются мотивы заключения договора, его цели), основная часть договора (определяется предмет договора, права и обязанности сторон), заключительные положения (содержит постановления о порядке вступления договора в силу, его денонсации, определяется депозитарий, срок действия договора).

Исполнение международных договоров должно осуществляться согласно принципу МПП добросовестного исполнения международных обязательств. Добросовестность означает неукоснительно и точно, а также обязанность государства не заключать договоры, противоречащие раннее заключенным соглашениям.

Основными способами прекращения действия международного договора являются:

1) истечение срока действия договора, когда соглашение автоматически утрачивает силу;

2) исполнение международного договора, что означает исчерпывание обязательства, предусмотренных договором;

3) денонсация международного договора означает правомерные отказ государств-участников от договора на условиях, предусмотренных в соглашении;

4) аннулирование международного договора — это односторонний отказ государства от заключения им договора. Выделяют такие правомерные условия аннулирования, как существенное нарушение второй стороной обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования другой стороны по договору и так далее;

5) при принятии нового договора, которые иначе регулирует аналогичные отношения, на условиях новации.
Международные организации
Международная межправительственная организация — это постоянное объединение государств на основе международного договора для осуществления сотрудничества в различных сферах. МПО можно классифицировать по:

1) характеру членства (открытые и закрытые);

2) по кругу участников (универсальные, региональные и межрегиональные);

3) по объему компетенции (МПО с общей компетенцией и МПО со специальной компетенцией);

4) по характеру полномочий (межгосударственные и наднациональные).

МПО являются вторичными субъектами МПП, они создаются на основе волеизъяления государств. Можно выделить три стадии создания любой МПО:

1) подписание международного договора, учреждающего МПО, или принятие соответствующей резолюции уже существующей организацией. Чаще всего МПО создаются на основе международного договора, который одновременно является ее уставом;

2) создание материальной структуры организации с помощью специально созданных органов;

3) созыв и начало функционирования МПО представляют собой последнюю стадию, завершающую создание организации.

МПО обладают правосубъектностью, которая включает четыре элемента: правоспособность, то есть способность иметь права и обязанности; дееспособность, которая предполагает наличие способности организации своими действиями осуществлять права и обязанности; способность участвовать в процессе международного правотворчества; способность нести юридическую ответственность за свои действия.

МПО характеризуются наличием у них компетенции, которая прописывается в учредительных документах. Таким образом, ее компетенция имеет договорную основу и ограничивается договорными рамками. Однако в западной доктрине высказывается также мнение о наличии о МПО так называемой имманентной и подразумеваемой компетенции, поскольку по мнению некоторых юристов-международников организация может предпринимать любые действия для достижения целей, даже если эти действия выходят за рамки учредительных соглашений или международных договоров.

Выделяют следующие категории членов МПО:

1) первоначальные члены — это государства, участвующие в разработке и принятии учредительного акта организации, или принявшие участие в учредительной конференции, а также приглашенные на нее, но не принявшие в ней участие, или участвовавшие в учредительной конференции или подписавшие документы, предшествовавшие конференции, и затем подписавшие и ратифицировавшие и ратифицировавшие учредительный акт;

2) присоединившиеся члены (другие члены) — это государства, принимаемые в организацию большинством в две-трети голосов в соответствие с уставом МПО после начала ее работы.

Многие МПО предусмотрели возможность для государств, не являющихся их членами, принимать участие в работе организации в качестве наблюдателя, ассоциированного члена, специально приглашенного члена, полномасштабного партнера по диалогу, члена-сотрудника.

Прекращение членства в МПО возможно путем выхода и исключения. Выйти из числа членов организации можно на условиях, предусмотренных в уставе. Исключение из членства возможно, если государство систематически нарушает уставные обязательства.

Составной частью МПО являются ее органы, которые создаются на основе учредительного договора или акта самой организации. Органы наделяются определенной компетенцией, внутренней структурой, процедурой принятия решений.

Выделяют межправительственные, межпарламенсткие, административные органы, а также органы, состоящие из лиц, действующих в личном качестве. Наиболее важными являются межправительственные органы, которые относятся к высшим органам МПО и в которых члены представлены либо главами государств и правительств, либо министрами иностранных дел. Межпарламентские органы образуются чаще всего в региональных МПО. Их участники, либо назначаются в национальных парламентах государств-членов, либо избираются на всеобщих прямых выборах. Административные органы состоят из международных служащих, которые избираются на основе конкурса, объявляемого на национальном или международном уровне. Служащие подчиняются генеральному секретарю МПО, несут ответственность перед организацией.

Решение МПО представляет собой согласованное волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствие с компетенцией и с соблюдением процедурных требований. Процесс принятия решений в организации можно разбить на следующие стадии:

1) проявление инициативы разработки и принятия решения, которая как правило исходит от государства-члена, их группы или от компетентного органа;

2) внесение предложения о разработке решения в повестку дня органа, которые отвечает за данное направление деятельности МПО;

3) разработка и обсуждение проекта решения в компетентном органе (возможно с привлечением экспертов и специалистов в рассматриваемом вопросе);

4) принятие решения, которое обычно сопровождается голосованием. По общему правилу каждая делегация, представляющая государство, имеет один голос (исключения составляют МПО, в которым используется принцип взвешенной системы принятия решений). Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством.
Международные конференции
Международная конференция — это собрание официальных представителей, выступающих от имени государств, которая созывается на ограниченный срок для достижения определенной цели. Международный конференции не являются субъектами МПП и не рассматриваются как МПО. Их называют инструментом многосторонней дипломатии, который используется для разработки и принятия международных договоров, заключительных актов, принципов сотрудничества в какой-либо области международных отношений.

Для обеспечения работы конференции разрабатываются специальные правила процедуры (регламент), которые включают в себя следующие положения:

1) порядок утверждения повестки дня: данная повестка устанавливает своеобразные рамки, за которые не могут выходить предложения или выступления участников конференции;

2) представительства и полномочия: делегации государств, участвующих в конференции, включают аккредитивных представителей, заместителей и советников. Полномочия предоставляются в начале работы конференции в специально созданный комитет по проверке полномочиям;

3) должностные лица: из числа представителей государств, участвующих в конференции, выбираются председатель (президент), его заместители (обычно в количестве трех человек) и докладчик. Данные лица избираются с учетом равного географического представительства;

4) секретариат конференции: данный орган обеспечивает ведение протоколов, издание документов, их перевод на языки конференции, обеспечивает сохранность документов в архивах ООН, выполняет другую работу, которая требуется для конференции;

5) вспомогательные органы: они могут быть представлены различными комитетами, например, редакционный комитет, рабочие группы по отдельным вопросам. Вспомогательные органы самостоятельно выбирают своих председателей и докладчиков. Их решения принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании представителей;

6) установление кворума для начала работы и порядок принятия решений: для того, чтобы конференции могла начать работу обычно необходимо простое большинство от зарегистрированных делегаций и квалифицированное большинство от числа участвующих для принятия решений. Обычно голосование проводится поднятием рук, но может также проводится и поименное голосование в английском порядке названия государств-участников конференции;

7) открытие конференции: на первом заседании избирается председатель, повестка дня, утверждаются правила процедуры, выбирают должностных лиц конференции, принимается решение об организации работы в целом;

8) порядок ведения заседаний: правилами определяется, что председатель предоставляет слова ораторам в ом порядке, в котором они заявили о своем желании выступать, секретариат составляет список выступающих. Процедурой может быть ограничено время доклада;

9) порядок внесения поправок и предложений и постановки их на голосование в определенной очередности;

10) официальные и рабочие языка конференции: обычно языками всемирной конференции признаются английский, французский и язык государства, на территории которого проводится конференция. Если же она проводится под эгидой ООН, то языками такой конференции рассматриваются официальные и рабочие языки ООН. На официальных языках можно выступать в главных органах и вносить официальные предложения, на них издаются официальные решения конференции. На рабочих языках можно выступать во вспомогательных органах, вносить неофициальные тексты;

11) другие участники и наблюдатели: лица, получившие приглашение принимать участие в работе международной конференции, имеют статус наблюдателя без права голоса, однако наблюдатели могут выступать с краткими устными заявлениями, распространять документы, соответствующие тематике конференции.

Итогом работы конференции является принятие итогового документа. Чаще всего им является заключительный акт, в котором указываются цели конференции, место и время проведения, достигнутые успехи (документы), перечисляются участники, наблюдатели, образованные органы и так далее. Данный акт подписывается главой каждой делегации. Заключительный акт не содержит правовых норм и не рассматривается как юридически обязательный документ.

Как правило к заключительному акту прилагается также текст конвенции, который был одобрен на конференции.

Могут приниматься также такие документы как резолюции, декларации, программы и планы действий.


Мирные средства урегулирования международных споров
В соответствие с МПП государства должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами с соблюдением принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, добросовестного исполнения международных обязательств.

Устав ООН делит международные споры на:

1) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);

2) все другие споры (п. 1 ст. 33).

Выделяют также ситуацию, которая может вызвать разногласия и привести к возникновению трений или вызвать спор. Однако четкого различия между спором и ситуацией не существует.

Можно выделить следующие виды споров:

1) политические споры относятся к категории самых сложных, разрешаются главным образом политическими средствами (спор об определении границ);

2) юридические споры как правило рассматриваются Международным судом ООН, который обладает обязательной юрисдикцией в отношений таких споров, как толкование международного договора; любой вопрос международного права; установление факта, представляющего собой нарушение международного обязательства; характер и размер возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства;

3) экономические споры (оплата поставки товаров) и другие.

Под мирным средством урегулирования международных споров понимаются международно-правовые способы и процедуры разрешения споров между субъектами МПП в соответствие с принципами МПП без применения принуждения в какой-либо форме. Выделяют следующие средства мирного урегулирования международных споров:

1) переговоры: одно из наиболее старых и эффективных средств. По количеству участников переговоры бывают двусторонние и многосторонние (чаще всего проходят в виде конференции); по кругу лиц, участвующих в переговорах различают переговоры глав государств и правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специально уполномоченных лиц; по форме проводят устные и письменные переговоры; также переговоры могут быть официальными и неофициальными. Можно выделить следующие стадии переговорного процесса: выступление с инициативой проведения переговоров; достижение договоренности о месте, времени, уровне переговоров; определение процедуры проведения переговоров; сами переговоры; принятие итогового документа или акта.

2) консультации — это сравнительно новый способ разрешения международного спора. Их используют, когда необходимо быстро получить информацию по важному вопросу. Применяются два вида консультаций: обязательные (их использование предусмотрено в международном договоре) и факультативные (к ним государства прибегают по взаимному согласию);

3) добрые услуги и посредничество характеризуются привлечением третьей стороны, которая не принимает непосредственного участия в споре. В качестве третьей стороны могут выступать государства, МПО, Генеральный секретарь ООН. При оказании добрых услуг третья стороны не участвует непосредственно в переговорном процесса, она организует переговоры, предоставляет место их проведения. Посредник может предлагать свой вариант урегулирования спора;

4) международные следственные комиссии учреждаются на основе соглашения между спорящими сторонами. Комиссия отвечает за выяснение фактов посредством беспристрастного и добросовестного расследования и не предлагает вариант разрешения спора. Комиссии изучают документы, представленные сторонами, опрашивают свидетелей, привлекают экспертов. Совещания комиссия проходят при закрытых дверях;

5) примирительные комиссии состоят из трех членов, двух из которых назначают спорящие государства, и председателя, избираемого двумя другими членами. Комиссия самостоятельно определяет правила процедуры, она принимает решения и рекомендации большинством голосов. Доклад комиссии включает анализ вопросов права, установленных фактов, а также рекомендации к спорящим сторонам о возможном разрешении спора;

6) международные судебные органы означают использование различного рода международных судов, как постоянно действующих, так и судов ad hoc. Решения данных органов обязательны для государств-участников спора. Состав международных судебных органов известен сторонам заранее, он не зависит от воли сторон. Международные суды функционируют постоянно, и судьи обязаны быть все время в распоряжении суда. Данные органы могут рассматривать споры, как с участием государств, так и с участием МПО (кроме Международного суда ООН). Кроме того, существуют международные арбитражи, состав которого и процедура рассмотрения спора в котором зависит от соглашения сторон спора.

Главным международным судебным органом является Международный Суд ООН, который осуществляет свою деятельность на основе Статута и Регламента Международного Суда. Существование Суда ООН не исключает возможность со­здания специальных судов на основе других международных соглашений (Евро­пейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно-Африканского сообщества и т. д.).
Международное экономическое правомерно

Международное экономическое право — это совокупность принципов и норм МП, регулирующих экономическое сотрудничество между субъектами МП для со­действия общемировому экономическому прогрессу, создания условий стабильно­сти и благополучия, которые необходимы для мирных и дружественных взаимоот­ношений между народами, повышения уровня жизни в условиях экономического и социального прогресса.

Международное экономическое право объединяет в себе торговое, финансовое, инвестиционное право, право представления технологий и т. д.



К принципам международных экономических отношений, наряду с общими международными принципами, относятся:

1) свободное определение государствами своей внешнеэкономической политики, включая тарифное регулирование, свободу ввоза-вывоза товаров, квотирование импорта и экспорта товаров, лицензирование, установление государственной мо­нополии внешней торговли отдельными товарами и т. п.

2) отсутствие дискриминации в международных экономических отношениях, основанное на суверенном равенстве государств.

3) эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем.

4) свободное распоряжение государствами своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью.

5) создание режима таможенных льгот для развивающихся стран.

6) свободный доступ к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Государства могут устанавливать на своей территории такие режимы внешнеторгового регулирования, как национальный, специальный, преференциальный режим и режим наибольшего благоприятствования.



Национальный режим предполагает установление одинаковых правил осуществления внешнеторговой деятельности для резидентов и нерезидентов. В рамках специального режима иностранцам предоставляются права, специально оговоренные в международном договоре. Преференциальный режим предполагает предоставление одним государством особенно благоприятных условий странам-соседям, государствам одного экономического объединения или развивающимся странам. Режим наибольшего благоприятствования предполагает предоставление одним государством другому государству или его гражданам режима не менее, а то и более благоприятного, чем режим, предоставляемый другим нациям или их гражданам.

Особую роль в развитии международного экономического права играют международные конференции. В 1964 году в Женеве была основана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНИКДАТ), задачами, которой являются установление принципов и политики международной торговли и экономического развития, координация деятельности по международной торговле в рамках ООН, защита экономических интересов развивающихся стран.

В 1966 году была создана Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая занимается унификацией права международной торговли, а также содействует кодификации международных торговых обычаев.

Комиссией были разработаны такие документы в сфере международной торгово-экономической деятельности, как Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1980 года, Гамбургская конвенция о морской перевозке грузов 1978 года, Венская конвенция о договорах международной купли-продаже товаров 1980 года, Нью-Йоркская конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях, Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, Арбитражный кодекс ЮНСИТРАЛ 1976 года и т. д.

Существует большое число МПО, которые призваны урегулировать межгосударственное экономическое сотрудничество. К ним относят в первую очередь Всемирную торговую организацию, Европейский Союз. Дадим их краткую характеристику.

Основными целями Всемирной торговой организации (ВТО), образованной в 1994 году, являются содействие экономическому сотрудничеству в целях повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства, объемов торговли, обмена товарами и услугами, а также оптимального использования источников сырья с целью долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.



Конкретными направлениями деятельности ВТО, например, являются:

-- снижения таможенных пошлин для развивающихся стран;

-- ограничение поддержки развитыми странами экспорта сельхозпродукции собственного производства;

-- ограничение протекционизма во внешней торговле;

-- временное ограничение импорта государством в пользу развития собственного производства;

-- осуществление антидемпинговых мер для защиты национальной экономики от импортируемых продуктов по низким ценам;

-- ограничение субсидий на экспортируемый продукт;

-- развитие международных стандартов качества и сертификационных правил;

-- недопущение дискриминации иностранных услуг при их импорте;

-- защита авторских и смежных прав и т. д.

Также в сфере осуществления международной экономической деятельности функционируют специализированные учреждения ООН. Это Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), целями который являются содействие развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели, поощрение частных и иностранных инвестиций, стимулирование роста международной торговли, поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций и т. д.; Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАИГ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организация ООН по вопросам промышленного развития (ЮНИДО) и т. д.

Европейский союз — объединение государств особого рода, причем объединение, находящееся в перманентном развитии и далеко ушедшее от своих изначально торгово-экономических целей и функций. Начало Евросоюзу было положено заключением в 1951 году Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) шестью западноевропейскими странами: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Уже в рамках этого Договора действовали наднациональные полномочия его вышестоящего руководящего органа. Интеграцинно-ориентированный опыт ЕОУС с его наднациональной составляющей было решено распространить и на более широкую сферу экономики шести стран. В 1957 году в Риме были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Для достижения интеграционных задач были намечены два основных рычага — создание общего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и сближение экономической политики государств-членов. С созданием еще в ЕЭС таможенного союза и передачей функций внешнеэкономических отношений от государств-членов ЕЭС органам Сообществ заключение и исполнение всех торгово-экономических правовых актов, включая торговые договоры, согласование таможенно-тарифных уступок (в том числе в рамках ГАТТ) стало делом органов Сообществ, в том числе Комиссии, которая выступала в переговорах и при заключении международных договоров от имени сообщества.

Передача все большего числа функций управления, которые традиционно находились в руках у органов управления государств, наднациональным органам, появление новых направлений сотрудничества привели к образованию Европейского союза на основании Маастрихтского договора 1992 года.

С целью расширения своего экономического влияния ЕС активно сотрудничает с государствами, которые не являются его членами. Правовые формы, закреплявшие торгово-экономическое сотрудничество Евросоюза с другими странами различны:

1) двусторонние торговые соглашения с Бангладеш, Уругваем, Мексикой, Шри-Ланка и др.;

2) трансатлантические декларации 1990 года с США и Канадой о тесном политическом, экономическом и культурном сотрудничестве;

3) соглашения о взаимных преференциях по отдельным товарам с Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией и др.;

4) соглашения о сотрудничестве с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Бразилией, Пакистаном, Китаем, в которых предусматривалось налаживание экономического, технического, социального и культурного сотрудничества с особыми условиями для отдельных стран;

5) соглашения о партнерстве и сотрудничестве с отдельными государствами Центральной и Восточной Европы, начиная с 1988 года. Такое соглашение было заключено между Евросоюзом и Россией в 1994 году;

6) так называемые «европейские соглашения» или соглашения об ассоциации, которые представляли собой более высокую ступень сотрудничества с прицелом на дальнейшее принятие в Евросоюз соответствующей страны в качестве конечной цели. Такие соглашения заключались в 90-е годы с Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией и т. д. На основе таких соглашений создавались общие органы ассоциации (с каждым партнером отдельно), предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, режим свободной торговли и транспортных связей. Именно посредством таких соглашений осуществлялось сближение экономических систем соответствующих стран и Евросоюза, что привело к решению в 2003 году о приеме большинства указанных стран в Евросоюз;

7) Соглашение 1996 года о таможенном союзе Евросоюза с Турцией;

8) соглашения о сотрудничестве с международными организациями (ООН, специализированные учреждения ООН, бывший СЭВ и др.). особый характер носит соглашение между Евросоюзом и АСЕАН — Ассоциацией государств Юго-Восточной Африки, которая сама ставит задачи построения зоны свободно торговли и таможенного союза.

Следует отметить, что договорно-правовые формы и существо сотрудничества время от времени изменяются от страны к стране. Всего Евросоюзом заключено свыше двухсот двусторонних и многосторонних договоров с другими странами. В отношении России, Беларуси, Украины и десяти стран Средиземноморья Евросоюзом предусматривается курс на «дарование» им статуса «специального соседа». Эти страны не имеют перспектив вступить в ЕС в обозримом будущем, но им предполагается предоставление торговых уступок, облегченный режим передвижения людей, установление тесной интеграции на едином европейском рынке.


Международное валютное право

Межгосударственное валютное сотрудничество может осуществляться на локальном, региональном и универсальном уровнях. В результате такого сотрудничества могут создаваться соответствующего охвата валютные системы. Целями валютных систем являются, во-первых, обеспечение бесперебойного валютного обращения в сфере международных расчетов по текущим сделкам и капиталообороту, во-вторых, предупреждение и преодоление кризисных валютно-расчетных ситуаций, включая предоставление при необходимости финансовой помощи и кредитов. Функционирование валютной системы связано обычно с отказом государств-участников от определенных элементов своего валютного суверенитета, т. е. выполнение внутринациональных действий по интервенционным рекомендациям органов системы в целях поддержания в здоровом состоянии национальных финансов. В обмен на такое вмешательство и в интересах функционирования системы предоставляется финансовая помощь.



Бреттон-вуддская валютная система явилась первой современной универсального характера валютной системой государств рыночной экономики. Инициатива создания системы принадлежала США (с поддержкой Великобритании). Система это юридически базируется на принятых еще в ходе Второй мировой войны в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) Уставов МВФ и МБРР, вступивших в силу 27 декабря 1945 года и в дальнейшем несколько раз менявшихся. В настоящее время обе организации пользуются статусом специализированных учреждений ООН. Цели и задачи МВФ и МБРР различны.

Основные цели МВФ: поддержание стабильности валют; упорядочение валютных отношений между государствами-членами; недопущение так называемой «конкурирующей» девальвации национальных валют для достижения лучших конкурентных условий экспорта; содействие созданию многосторонней системы текущих платежей по сделкам; устранение ограничений валютного обращения, тормозящего развитие международной торговли.

МВФ полномочен выделять кратко- и среднесрочную финансовую помощь странам-членам для преодоления дефицита платежного баланса, ликвидации платежных дисбалансов и т. п., иначе говоря, для финансового оздоровления макроэкономических состояний стран-членов.

МБРР сегодня главной целью имеет поощрение экономического и социального прогресса на пути рыночной экономики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой посредством долгосрочного финансирования проектов и программ по отдельным отраслям национальной экономики.

И МВФ, и МБРР в институциональном отношении построены аналогично и взаимосвязаны. Членство в МБРР открыто для членов МВФ. В настоящее время членами Фонда и Банка являются около 190 государств, т .е. практически все государства мира.

Управление МВФ и МБРР осуществляется по одинаковой схеме. Высшими органами обоих учреждений являются Советы управляющих в составе всех государств-членов. Текущими делами заведуют Исполнительный совет (МВФ) и Директора-исполнители — Директорат (МБРР). Оба органа состоят их 24 членов, в том числе назначаемых странами с большими долями (квотами) капитала — Великобритания, Германия, США, Франция, Япония, а также Россия, Китай и Саудовская Аравия. Остальные члены избираются управляющими Фонда (Банка) с учетом принадлежности к определенным регионам.

Высшими должностными лицами являются Президент (МБРР) и Директор-распорядитель (МВФ).

Международное инвестиционное право

Инвестиционное право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Можно выделить следующие особенности международного инвестиционного права: во-первых, речь идет только о режиме и защите иностранной собственности, причем, международно-правовыми средствами; во-вторых, в рамках международного инвестиционного права трактуются режим и защита иностранной частной собственности. В-третьих, в международном инвестиционном праве речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций они обычно понимаются очень широко: любые имущественные блага (любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги, а также нематериальные блага (интеллектуальная собственность).

Режим иностранных инвестиций, как и вообще любых инвестиций, подпадает под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Международное право не содержит каких-либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует государству, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем порядке режим иностранных инвестиций на своей территории (допуска, пользования и прекращения), а также режим инвестирования за рубежом для своих физических и юридических лиц, разумеется, с соблюдением при этом принципа уважения суверенитета государств, в которых осуществляются этими лицами инвестиции. Вместе с тем, было заключено большое количество двусторонних и многосторонних международных договоров, регулирующих правовой статус иностранных инвестиций. Содержание двусторонних соглашений по поощрению и защите инвестиций (СПЗИ) в основном сводится к следующему. В их преамбулах обычно указываются цели и предмет соглашения, в частности, утверждение опоры на частный сектор, создание благоприятных условий для инвестиций, их поощрение и защита. Включаются также и такие положения, как уважение суверенитета и законов страны инвестирования, право на инвестиционное сотрудничество, как с частными, так и и публичными (государственными) предприятиями. Могут определяться и специфические сферы поощрения инвестиций. Юридически СПЗИ строятся на принципе формальной взаимности. Условия трансферов капиталов в связи с инвестициями занимают весьма существенное место в двусторонних соглашениях. Это обычно: переводы текущих прибылей; платежи по сборам в связи с оформлением имущественных прав; погашение кредитов; переводы средств, вырученных от продажи (ликвидации) инвестиций (реэкспорт инвестиций); компенсация в связи с экспроприацией, национализацией. Обусловливается беспрепятственный перевод такого рода платежей. Своего рода уникальным договорным условием в части допуска иностранной рабочей силы, встречающимся в двусторонних соглашениях об инвестициях, является оговорка о благожелательном изучении ходатайств договаривающихся государств о разрешении работы и выдачи видов на место жительство в связи с инвестиционной деятельностью в рамках соглашений.

Одним из наиболее важных многосторонних договоров является Сеульская конвенция 1985 года, на основе которой было создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, в котором состоит большинство государств мира. МИГА, хотя и входит в систему МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. Высший орган МИГА — Совет управляющих с полной всесторонней компетенцией. Директорат, назначаемый Советом, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению МБРР и под общим руководством Директората ведает текущими делами.

Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60 % подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на которые приходится 40 % подписного капитала.

МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран II.

Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:

-- гарантии «ординарные», («автоматические») по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются потолком в 150 % от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам стран группы I по инвестициям в странах группы II;

-- гарантии, не увязанные с подписным капиталом. Такие гарантии фактически и юридически предоставляет не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсорской группы стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет никакой финансовой ответственности. Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру, превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т. е. в зависимости от общей суммы подписного капитала, когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии второго вида также могут даваться инвесторам из группы II для инвестиций в странах этой же группы.

В Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:


  • риск расторжения инвестиционного договора государством-импортером. Для страхового возмещения необходимо, чтобы расторжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющимися средствами для предотвращения такой меры;

  • риски, связанные с ограничениями финансовых трансферов, введенными в стране-импортере в отношении конвертабельности перевода инвестором прибыли в связи с ликвидацией иностранного предприятия; риск лишения

  • собственности, включая меры по экспроприации и национализации. Но при этом «традиционные» и «недискриминационные» меры общего значения, предпринимаемые в целях упорядочения экономики, не рассматриваются как экспроприационные;

  • риски возникновения гражданских беспорядков, вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции и тому подобных событий, не контролируемых властями страны. Но террористические акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно.

Сеульская конвенция недвусмысленно предусматривает в качестве целей создания механизма инвестиционного гарантирования стимулирование создания в странах-импортерах инвестиций стабильной обстановки, снижающей вероятность наступления «политических», некоммерческих рисков. Предоставление гарантий ставится в зависимость от создания справедливого и равного режима инвестиций и от расширения сети соглашений по поощрению и защите инвестиций.

МИГА выступает в качестве страховщика и потенциального суброгата, а иностранноый инвестор — в качестве страхователя инвестиций от различных некоммерческих рисков, перечисленных в контракте.




Международное торговое право

Международное торговое право является совокупностью норм, регулирующих межгосударственные торговые отношения. Следует заметить, что именно международное торговое право составляет основу различным экономическим отношениям. Именно торговые договоры создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В них определяется правовое положение юридических и физических лиц одной страны на территории другой, устанавливаются принципы торговых отношений, в том числе применения тарифный и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер, порядок торговых расчетов, вопросы транзита товаров, судоходства, разрешения споров; предусматриваются меры контроля реализации договора (например, создание совместных комиссий).

К основным источникам торгового права следует отнести следующие: Венская конвенция о договорах международной купли-продаже товаров 1980 года, Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1983 года, Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1986 года, Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 года (в рамках ЕС), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года, Конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 года, Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов 1956 года, Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Гамбургская конвенция о морской перевозке грузов 1978 года, Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение об общих условиях поставок (ОУП СНГ) 1992 года и проч.

30 октября 1947 года был подписан Заключительный акт первой тарифной конференции, которая включала в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Страны-участницы обязывались соблюдать общие принципы I — IV и IX глав Гаванской хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части II (ст. III-XXIII) ГАТТ подлежали применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть государств. Развивалась и административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ.

По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 – декабрь 1993 годов) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО было подписано в Марракеше, Марокко 15 апреля 1994 года 104 государствами.

С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Соглашения, входящие в систему ВТО, регулируют практически все важнейшие аспекты международной торговли: применение режима наибольшего благоприятствования и исключение из него, тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных мер, преференций и т. д. В рамках ВТО функционирует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение о гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и другие.

С принятием тем или иным государством на себя обязательства по ГАТТ (ВТО) отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с другими государствами-участниками двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров полностью или частично, либо прекращено, либо приостановлено.

В ряде случаев многостороннее регулирования в международной торговой системе и вне системы ВТО охватывает лишь отдельные товарные рынки, как, например, международные товарные соглашения: по сахару, пшенице, какао, кофе, олову, каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу, цинку.

Цель этих соглашений – регулировать транснациональные рынки товаров, обеспечивать их устойчивость, согласовывать интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обязательств на покупку и продажу. На основе ряда товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные органы.

Следует отметить, что обязанность международного экономического сотрудничества прямо закреплена Уставом ООН. При этом роль международной торговли подчеркивается рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: № 1421 (XIV) от 25 декабря 1959 года (Мировая торговля как фактор развития мирных отношений между государствами); № 1519 (XV) от 15 декабря 1960 года (Расширение международной торговли способствует укреплению мира); № 1785 (XVII), 2205 (XXII) от 28 декабря 1966 года (Сотрудничество в области международной торговли как фактор, способствующий установлению дружественных отношений).

Право «свободно торговать с другими странами» зафиксировано в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года. Многие положения, развивающие этот принцип, содержаться в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года.

Данный принцип означает: право на участие в международной торговле; право заключать свободно двусторонние и многосторонние договоры по вопросам международной торговли; право объединяться в международные организации, в том числе в организации производителей товаров; право участвовать в решении мировых проблем международной торговли; право пользоваться выгодами от международной торговли; обязанность государств развивать взаимную торговлю, не наносить ущерба торговым интересам других стран, учитывать растущую взаимозависимость государств в международной торговой системе, укреплять принцип универсальности в международном праве; обязанность не устанавливать норм, препятствующих торговле; обязанность воздерживаться от любых форм демпинга; обязанность укреплять многостороннюю торговую систему, поддерживать дисциплину в системе ВТО; право государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях международной торговли.

Большое значение в международном торговом праве имеет также принцип либерализации торговли, который вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений системы ВТО и означает: обязанность государств устранять препятствия в международной торговле, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; не применять ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ, устранять ограничения, противоречащие правилам ГАТТ; обязанность снижать уровень таможенного обложения импортируемых товаров, а также не применять к иностранным товарам ставки внутреннего налогообложения, имеющие дискриминационный, протекционистский или фискальный характер; право государств на встречное понижение ставок таможенных пошлин; право требовать устранения незаконных запрещений и ограничений, а также право на применение контрмер; право на участие в выработке мер в целях устранения препятствий в международной торговле.

Немаловажен также принцип защиты национального рынка. Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений и соглашений системы ВТО и означает: право и обязанность государств на защиту своей экономики только с помощью мер таможенно-тарифной политики, а также с помощью нетарифных мер (запрета, лицензии, контингента) на основаниях и в пределах, разрешенных соглашениями системы ВТО; право государства на применение мер, защищающих национальную экономику, национальных товаропроизводителей от ущерба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта; право государств на применение антидемпинговых мер и компенсационных пошлин; обязанность не применять антидемпинговые меры произвольно; обязанность не осуществлять целенаправленное субсидирование экспорта.

В международной торговой системе при доступе иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Соответственно этим двум тенденциям в международном торговом праве закреплены принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем международной торговле, в том числе в рамках ВТО.

Идея создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации.

С учетом этого регулирование импорта путем прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках международной торговли заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропотоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и / или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин: импортные, экспортные (используются редко), транзитные (в настоящее время практические не применяются).

В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины: специфические, т. е. в виде фиксированной суммы с единицы изменения; адвалорные т. е. в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара; альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между специальной и адвалорной в сторону более высокой.

Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней ставок: общие ставки (или максимальные, генеральные, автономные); наиболее благоприятные (минимальные); преференциальные.

Особое место в таможенно-тарифном регулировании международной торговли занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционированных международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидировании экспорта. Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины, взымаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера. Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной и фактической экспортной ценой, а только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности. Компенсационной называется пошлина, которая согласно статье VI ГАТТ «устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара».





страница 1

Смотрите также: