Методы исследования
При рассмотрении и анализе современных организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель и их эффективности применялись статистический, монографический, абстрактно-логический, исторический, расчетный, индукции и дедукции и другие методы, а также законодательные акты о земле, материалы земельных отчетов, данные земельного кадастра и статистических ежегодников республики, другая информация.
Основная часть
Изучение эволюции организационно-правовых форм использования в Беларуси земель в историческом аспекте показало, что формы землепользования на всех этапах развития сельского хозяйства определяются и регулируются государством, сообразуясь со сложившимися социально-экономическими условиями развития сельского хозяйства, путем принятия соответствующих законодательных актов.
Так, еще после Октябрьской революции 1917 г., в Декрете «О земле» указывалось, что «все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления» [14, с. 5]. В Декрете отмечается, что «формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках» [14, с. 6].
Как отмечает академик П.Н. Першин, выход на хутор или отруб был заветной мечтой каждого крестьянина, поэтому организация хуторских и отрубных хозяйств продолжалась и после Октябрьской революции вплоть до начала активной коллективизации сельского хозяйства [20]. В результате на октябрь 1929 г. количество землепользований хуторского типа составило 56645 хозяйств [25], однако такие формы хозяйствования в послереволюционный период не поощрялись государством, и их землеустройство проводилось в последнюю очередь. В связи с этим в «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в 1928 г., отмечалось, что землеустройство для надобностей государственных учреждений и предприятий, а также для организации земельной площади коллективных хозяйств производится вне очереди. По заявкам прочих землепользователей землеустройство в первую очередь выполняется для тех из них, которые переходят к формам землепользования, наиболее благоприятствующим кооперированию, коллективизации и поднятию технического уровня сельского хозяйства [16, с. 16].
Допуская свободу выбора форм землепользования, законодательные акты того времени вместе с тем подчеркивали предпочтительность общественной обработки земли. Декрет о Земле наряду с другими формами землепользования давал «…прямое преимущество коммунам и товариществам», поставив их на первое место [16, с. 6].
Законодательство того времени ориентировало крестьянство на коллективные формы землепользования – на создание сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли и других простейших форм сельскохозяйственной кооперации.
В результате такой государственной политики в шести уездах Минской области, составлявших в 1921 г. территорию республики, были организованы и землеустроены 188 совхозов на площади 117 тыс. дес., 35 коллективных хозяйств – 3,1 тыс. дес. и 752 единоличных хозяйства на площади 425,6 тыс. дес. земли [17].
Введенный в действие в 1925 г. Земельный Кодекс Белорусской ССР признавал участково-подворный порядок землепользования с твердыми нормами представления земель. Он отражал наряду со свободным выбором форм землепользования предпочтение коллективным [6].
В результате землеустройства, проведенного с 1922 по 1925 гг., на землях государственного земельного фонда республики было образовано свыше 500 совхозов и колхозов с общей земельной площадью 120 тыс. дес. [24].
К 1929 г. на территории БССР функционировали 133 коммуны, 1513 артелей и 87 товариществ по совместной обработке земли, средний размер данных хозяйств составлял 196 га. Число совхозов в то время достигло 243, а средняя их площадь – 615 га [18, 19].
В этот период наиболее активно образовывались сельскохозяйственные артели, которые к началу сплошной коллективизации стали основной организационно-правовой формой коллективных хозяйств республики, составив в 1929 г. 88,5% против 69% в 1925 г. от их общего числа. Широкое развитие получила сельскохозяйственная кооперация как форма организации использования земли, охватившая к 1929 г. 69% крестьянских хозяйств и включавшая 3348 товариществ [25].
К 1937 г. в состав колхозов вошло около 87,5% крестьянских хозяйств и 96% посевной площади республики [13]. Хотя основные организационно-правовые формы использования земель оставались прежними, однако в связи с реорганизацией совхозов их количество уменьшилось с 248 в 1928 г. до 95 в 1940 г., а средний их размер по земельной площади за данный период возрос с 460 га до 2020 га. В связи с укрупнением мелких колхозов с 1935 по 1937 гг. их численность по республике сократилась с 10923 до 9642 хозяйств, а общая площадь составила более 6,9 млн. гектаров земель [25].
По состоянию на 1.01.1941 г. общая площадь земель колхозов достигла 8503,6 тыс. гектаров, совхозов – 191,8 и единоличных хозяйств – 5666,7 тыс. гектаров, наделов рабочих и служащих – 8,5 тыс. гектаров. Средний размер совхоза составил 2020 га, а колхоза – 850 га [21].
После Великой Отечественной войны на территории республики на 1.01.1950 г. основными организационно-правовыми формами использования земель были колхозы, численность которых составляла 14574, а средняя площадь землепользования – 700 га, в том числе 350 га пахотных земель. Организованные в довоенный период артели и коммуны в послевоенный период вошли в состав колхозов и совхозов как организационно-правовые формы использования земель [13].
По мере развития производительных сил в сельском хозяйстве республики в 50–60 годы активно проводилось укрупнение колхозов и перевод экономически слабых колхозов в совхозы. В результате этого численность колхозов к 1965 г. составила 2350, а средняя их площадь возросла до 4060 га, в том числе 1650 га пахотных земель [5].
В этот же период на базе экономически слабых колхозов и реорганизуемых МТС, а также путем укрупнения существующих совхозов были созданы новые крупные совхозы. Общее число таких хозяйств в республике в 1965 г. составило 629, а их земельная площадь – 3871,5 тыс. гектаров, или 28,5% площади земель сельскохозяйственного назначения [5].
Наряду с коллективными формами хозяйствования в республике значительные площади занимали приусадебное землепользование, размеры которого зачастую превышали установленные в то время законом нормы. Проведенная в 1964 г. массовая проверка этих земелепользователей, охватившая 576 тыс. дворов, более чем в 80% колхозов и совхозов республики выявила около 53 тыс. случаев нарушения закона о приусадебном землепользовании. В итоге свыше 4 тыс. гектаров земли было возвращено в общественный фонд колхозов и совхозов [23].
В земельном Кодексе Белорусской ССР, введенном в действие 1 июля 1971 г., подтверждалось, что «в соответствии с Конституцией Белорусской ССР земля является государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием .... и предоставляется только в пользование» [6, с. 77]. Согласно этому же Кодексу, земли сельскохозяйственного назначения предоставлялись в бессрочное пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям; кооперативным, общественым предприятиям и организациям для ведения сельского хозяйства; научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственым учреждениям для проведения полевых исследований и производственых целей; несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям для ведения подсобного сельского хозяйства; гражданам для ведения личного подсобного хозяйства [6, с. 82, 94].
Земельным Кодексом предусматривалось в отдельных районах БССР землепользование единоличных крестьянских хозяйств, использующих предоставленные им «…участки полевой и приусадебной земли» для ведения сельского хозяйства в порядке и в пределах норм, установленных Советом Министров БССР.
В соответствии с этим же Кодексом в 70 и 80 годы продолжалась реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий и образование новых землепользований. В результате к началу земельной реформы 1990 г. основными организационно-правовыми формами использования земель в республике остались колхозы, совхозы, а также приусадебное землепользование сельского населения. В 1990 г. численность колхозов в республике составила 1644 со средней площадью сельскохозяйственных земель 3409 га, совхозов – 871 со средней площадью землепользования 6488 га.
Таким образом, основными организационно-правовыми формами использования земель в канун новой земельной реформы были совхозы (государственная собственность), колхозы (коллективная собственность), подсобные хозяйства, земли граждан (приусадебное землепользование, коллективные сады и огороды, служебные наделы).
Начатая в республике в 1991 г. земельная реформа явилась составной частью общей экономической реформы, связанной с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики. Она предусматривала перераспределение земель с целью создания условий равноправного развития различных организационно-правовых форм хозяйствования на ней, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции [15].
Объектом земельной реформы явились все земли республики. Правовой основой организации использования земель в новых условиях хозяйствования служат Конституция Республики Беларусь [12], Кодекс Республики Беларусь о земле [9], Гражданский кодекс Республики Беларусь [4], другие нормативно-правовые акты.
В частности, в статье 13 Конституции Республики Беларусь отмечается, что «земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» [12, с. 51].
В соответствии с действующим Кодексом Республики Беларусь о земле в настоящее время собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности [9].
В ходе исследования установлено, что в Республике Беларусь путем реформирования ранее существующих колхозов и совхозов образованы и функционируют различные организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель. При этом под организационно-правовой формой субъектов, использующих сельскохозяйственные земли, понимается совокупность их имущественных и организационных отличий, способов формирования материально-технической базы [1].
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь [4] и в зависимости от форм собственности на средства производства организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель имеют определённые различия. Так, государственная собственность представлена в виде республиканских сельскохозяйственных унитарных предприятий (РСУП, РУСП); частная – сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК, ПСП), хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ (ООО, ОДО), акционерных обществ (ЗАО, ОАО), крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан; коллективными садоводством и огородничеством.
К государственным предприятиям, использующим сельскохозяйственные земли, относятся: опытно-конструкторские хозяйства, племзаводы, экспериментальные базы, конезаводы, подсобные и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.
Все организационно-правовые формы хозяйствования по использованию сельскохозяйственных земель, согласно Гражданскому кодексу [4, ст. 46], можно подразделить на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.
Целью коммерческих организаций является получение прибыли от сельскохозяйственной деятельности и (или) распределение ее между участниками организации, а некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли.
Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации, связанные с использования земель, создаются для удовлетворения материальных потребностей граждан и представлены в виде садоводческих и огороднических кооперативов, сельскохозяйственных подсобных хозяйств, промышленных и других организаций и предприятий [4].
Определенные законодательными актами различные организационно-правовые формы использования земель можно систематизировать и представить в следующем виде (рис. 1).
Согласно земельному кадастру, все земли различных организационно-правовых форм использования подразделяются по видам и категориям землепользователей. В частности, выделяются земли сельскохозяйственных организаций, крестьянские (фермерские) хозяйства, земли граждан. При этом земли, предоставленные гражданам с целью ведения некоммерческого сельскохозяйственного производства, включают земли личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и дачного строительства, огородничества и другие.
Наиболее крупным землепользователем в агропромышленном комплексе республики являются сельскохозяйственные организации. Их общая численность на 1.01.2009 г. составила 2519 хозяйств, а занимаемая площадь – 8944,5 тыс. гектаров, в том числе пахотных земель – 4651,3 тыс. гектаров. Средняя площадь хозяйства составляет 3551 га, в т.ч. 3031 га сельскохозяйственных земель.
В процессе проведения земельной реформы появилась новая организационно-правовая форма использования сельскохозяйственных земель – крестьянские (фермерские) хозяйства. Организация землепользования первых крестьянских (фермерских) хозяйств произошла в начале 90-х годов прошлого века. В последующие годы процесс их образования протекал весьма неравномерно, менялись как численность хозяйств, так и средние размеры земельной площади. Наряду с появлением новых хозяйств часть ранее созданных прекратила свое функционирование. В результате, по данным Государственного земельного кадастра Республики Беларусь, на начало 2009 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств составило 1995, а занимаемая ими площадь – 118,2 тыс. гектаров, из них 103 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, в том числе 77 тыс. гектаров – пахотных. Средняя площадь крестьянского (фермерского) хозяйства составила 59,2 га, в том числе 38,5 га пахотных земель [3].
Земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, занимают 464,5 тыс. гектаров, а численность землепользователей данной категории составляет 796142. Средняя площадь личного подсобного хозяйства равняется 0,58 га.
Земли, предоставленные гражданам как субъектам хозяйствования для ведения садоводства и дачного строительства, составляют 42,3 тыс. гектаров, а количество землепользователей насчитывает здесь 544542 чел. Средний размер данного вида землепользования – 0,078 га.
Для ведения коллективного огородничества предоставлены земли 161814 землепользователям. Общая площадь данных земель достигает 18,3 тыс. гектаров, а средний размер земельного надела составляет 0,11 га.
Уровень использования земель и эффективность производства имеют существенные различия как при различных организационно-правовых формах использования земли, так и между отдельными предприятиями одной организационно-правовой формы землепользования.
На основании статистических данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, по генеральной выборке сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм нами выполнен анализ эффективности их сельскохозяйственного производства. При этом принято, что основными показателями, характеризующими эффективность производства и использование земель в рассматриваемых хозяйствах, являются валовая продукция и прибыль, приходящиеся на 100 млн. рублей основных фондов, на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель и на одного среднегодового работника (табл.).
Выполненные исследования показали, что наибольший средний размер по общей площади и по площади сельскохозяйственных земель имеют открытые акционерные общества – 5250 га и 4455 га, а наименьший – хозяйственные товарищества – 2827 и 2376 га соответственно. Лучшее качество земель отмечается в акционерных обществах: балл плодородия сельскохозяйственных и пахотных земель здесь составляет 30,1 и 32,4. Менее плодородные земли – частные унитарные предприятия: балл их сельскохозяйственных и пахотных земель соответственно составляет 24,8 и 27,1. Наиболее эффективное использование сельскохозяйственных земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, где на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель приходится 6,7 и 5,9 млн. рублей валовой продукции, а также 0,95 и 1,02 млн. рублей прибыли. Менее эффективно используются земли в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях, в которых выход валовой продукции на 100 балло-гектаров составляет 2,7 млн. рублей, а прибыль – 0,44 и 0,36 млн. рублей соответственно.
Основные фонды наиболее эффективно используются в частных унитарных предприятиях, где на 100 млн. рублей основных фондов производится 41,2 млн. рублей валовой продукции и получается 5,1 млн. рублей прибыли. С меньшей отдачей они используются в хозяйственных товариществах, в которых названные показатели соответственно составляют – 20,0 и 0,44 млн. рублей на 100 млн. рублей основных фондов.
Таким образом, из 1547 исследуемых сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм наиболее эффективное использование земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, менее эффективное – в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях.
Заключение
Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1. На всех этапах развития сельского хозяйства организационно-правовые формы использования земель определяются государством, Кодексом Республики Беларусь о земле и другими законодательными актами.
2. Организационно-правовые формы использования земли находятся в постоянной эволюции, изменяются виды, количество и площади землепользований. Наблюдается общая тенденция к укрупнению средних площадей их сельскохозяйственных земель.
3. В настоящее время организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель представлены коммерческими и некоммерческими сельскохозяйственными организациями, которые, в свою очередь, подразделяются на различные виды в зависимости от организационно-правовой формы и распределения прибыли. Самой распространенной организационно-правовой формой коммерческих сельскохозяйственных организаций являются производственные кооперативы.
4. Наиболее высокие показатели эффективности сельскохозяйственного производства и использования земель имеют коммерческие сельскохозяйственные организации, представленные открытыми акционерными обществами и республиканскими унитарными предприятиями.
Литература
1. Бусел, И.П. Экономика сельскохояйфственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И.П. Бусел, П.И. Малихтарович. Минск: Литература и искусство, 2008. 448 с.
2. Варламов, А.А. Повышение эффективности использования земли / А.А. Варламов, С.Н. Волков. М.: Агропромиздат. 1951. 143 с.
3. Государственный земельный кадастр Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2009 года). Минск: Госкомимущество Республики Беларусь, 63 с.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений, внесенных в 2006–2008 гг./ авт. обзора В.С. Касенков. Минск: Амалфея, 2008. 736 с.
5. Ежегодные отчеты МСХ БССР о распределении земель по угодьям и землепользователям // Текущий архив МСХ БССР.
6. Земельный кодекс Белорусской ССР, Минск: Из-во «Беларусь».– 1971.–142 с.
7. Земельный Кодекс БССР. Минск, 1927.
8. Интенсивное использование земель в Центрально-Черноземной зоне / под. ред. В.Я. Заплетина. М.: Россельхозиздат, 1979. 133 с.
9. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. №425-З. Минск: Учеб. центр подгот., повышения квалификации и передпогот. кадров землеустроит. и картографо-геодез. службы, 2008. 83 с.
10. Колмыков, В.Ф. Эффективное использование земель и организация территории в АПК: монография / В.Ф. Колмыков. Горки: БГСХА, 2003. 183 с.
11. Комов, Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства / Н.В. Комов. М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. 620 с.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Минск: Беларусь, 1997. 94 с.
13. Народное хозяйство Белорусской ССР за 40 лет / Минск, 1957.
14. О земле. Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г. // Сборник законодательных актов о земле. М.: Госюриздат, 1960. С. 4–6.
15. О поведении земельной реформы в республике. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. №612-XII // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. 4/1891.
16. Общие начала землепользования и землеустройства. Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // Сборник законодательных актов о земле. М.: Госюриздат, 1960. С. 14–18.
17. Отчет о деятельности Управмелиозема за 1921 г. // ЦГОАР БССР, Фонд 48. Оп. I. Д. 1054, л. 42.
18. Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР за 1922–1923–1928–1929 хозяйственные годы / Минск: Изд. НКЗ БССР, 1924–1939.
19. Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР с 1 января 1921 по 1 января 1922 г. И с 1 января 1922 по 1 октября 1922 г. / Минск, 1927.
20. Першин, П.Н. Аграрная революция в России / П.Н. Першин. М.: Наука, 1966. Кн. 1: От реформы к революции. 450 с.
21. Распределение земельных фондов БССР на 1.1 –1941 г. // ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 4508. Л. 7–35.
22. Сулин, М.А. Рациональное использование земель в агропромышленном комплексе / М.А. Сулин, А.Я. Мордвинцев, Л.: Лениздат, 1988, 183 с.
23. Текущий архив МСХ БССР. Отчет о распределении земель за 1964 г.
24. ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 2687. Л. 96. Д. 4114. Л. 72.
25. Ежегодные отчеты НКЗ БССР о землеустройстве на территории республики по состоянию на 1 октября // ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 4753. Л. 65.
26. Шаманаев, В.С. Эффективное использование земли в условиях индустриализации сельского хозяйства / В.С. Шиманаев. М.: Колос, 1979. 205 с.
Таблица. Показатели производственной деятельности коммерческих сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм.
Рис. Организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель.