страница 1
МЕРОПРИЯТИЕ ПО КУРСУ
« ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
НА ТЕМУ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ 7 КЛАССОВ
« ЭВАКУАЦИЯ ПРИ ПОЖАРЕ»
Государственное учреждение
образования
«Средняя школа
№ 9 г. Слуцка»
Заместитель директора по УР
Лапина Е. Н.
ЭВАКУАЦИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
ЦЕЛЬ:
-
Учить осознанно и ответственно относится к вопросам пожарной безопасности
-
Содействовать приобретению знаний, умений и навыков, позволяющих оценивать и прогнозировать чрезвычайные ситуации
-
Развивать логическое мышление, память, смекалку, актерские способности, речь
-
Воспитывать уважение к профессии спасателя, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, умение сопереживать
-
Ознакомить учащихся с понятием «эвакуация»
-
Формировать у школьников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
ОБОРУДОВАНИЕ
-
Раздаточный материал: листы бумаги А-4, маркеры
-
Видеофильм «Хатынь»
-
Звукозапись И.С. Бах «Токката и фуга», «Аве Мария»
-
Мультимедийная установка
-
Микрофоны
ПОДГОТОВКА КАБИНЕТА
-
Вывешиваются картины (плакаты) на данную тему
-
Расставляется мебель, ТСО (микрофоны, мультимедийная установка, магнитофон)
План-конспект занятия по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема: «Эвакуация при пожаре»
Кабинет украшен изображениями знаков пожарной безопасности, рисунками конкурса «Спасатели глазами детей». По бокам кабинета расположены места для участников. В центре экран мультимедийной установки. Звучит мелодия И.С. Баха «Токката и фуга», «Аве Мария».
Ученики заходят в затемненный кабинет с электрическими огоньками, имитирующими огонь (для усиления впечатлений это занятие можно провести в специально оборудованном подвале). Учащиеся занимают места.
На экране появляются фотографии с изображением огня, звучит мелодия. Читается текст.
Ученик
Это было давным-давно, в Древней Греции. Миф гласит, что Прометей, похитив огонь у богов, подарил его людям. Герой метнул огонь в дерево, и оно загорелось. Так человек впервые увидел это явление природы. Прометей дал огонь людям для того, чтобы они не мерзли в стужу, не голодали, защищались от диких зверей, были обеспечены светом и теплом…
Подчинив огонь, человек приобрел не только помощника. Если с огнем небрежно и неосторожно обращаться, он превращается в страшную стихию и становится врагом человека. Это приводит к бесчисленным человеческим жертвам и огромному материальному ущербу. Иногда этот ущерб не поддается подсчету.
Во все времена пожар считался бедствием.
Прошло много лет с того дня, который оказался самым страшным в истории человечества. Только в нашей республике в Великую Отечественную войну было уничтожено 209 городов, 9200 деревень и 628 населенных пунктов сожжены вместе с жителями.
(На экране появляются цифры на фоне РБ)
(Включается сюжет из фильма «Хатынь»)
Учитель
-Такая огненная трагедия никогда не должна повториться.
Добрый день уважаемые гости! Добрый день учащиеся!
Я думаю, что вы были внимательны и догадались о чем мы будем рассуждать. Хочу послушать ваши предположения.
Сегодня тема нашего мероприятия «Эвакуация при пожаре».
Я хочу, чтобы вы осознанно и ответственно относились к вопросам пожарной безопасности, которые позволят вам оценивать и прогнозировать чрезвычайные ситуации.
Вы познакомитесь с понятием «эвакуация».
Предложенные упражнения, задания будут способствовать развитию вашего мышления, памяти, смекалки, актерского мастерства.
И я уверена, что после этого мероприятия вы еще с большим уважением будете относится к профессии спасателя.
Ученик 1 -
Добрый день, дорогие друзья!
Ученик 2 -
Добрый, беспожарный, безаварийный, бескатастрофный, безопасный день!
Ученик 1 -
Мы собрались, для того чтобы каждый день таковым и был. Ведь безопасность зависит, прежде всего от нас. (Хором)
(Звучит музыкальная заставка новостей)
Ученик 1 Ученик 2 -
Уважаемые зрители, в эфире специальный выпуск новостей.
Ученик 1, 2 -
Сегодня в нашей программе:
2. Криминальное обозрение: ужасы нашего городка.
-
Интересно знать!!! Объявления.
2. Прогноз пожарной погоды.
-
И, конечно же, реклама.
(рубрики появляются на экране)
Ученик 2
В эфире – «Кримобоз»: ужасные новости дня.
Ученик 1, 2
Решил сварить дедушка Митя картошку,
Прилег на диванчик, вздремнул он немножко.
Снится какая-то перетрубация.
Проснулся, и, правда – эвакуация.
Ученик 1, 2
Учиться Петру стало невыносимо.
Позвонил, сообщил, что под школою мина.
Штраф родители Пети огромный заплатят,
А сына от шуток глупых отвадят.
Ученик 1, 2
Захотел Алексей стать электриком славным.
Починить он в проводке решил неисправность.
Вскоре спасатели к дому примчались,
Эвакуацией занимались.
Ученик 1 -
В эфире - «Интересно знать! Объявления»
Ученик 2
-Порция свежих новостей!
Ученик 1
-Спешите, спешите, спешите!!!
С 2009 год в городе Гомеле объявляется набор учащихся 7 классов в лицей при Гомельском инженерном институте МЧС.
Ученик 2
101 – номер вызова пожарно-спасательной службы.
Ученик 1
Через несколько минут вы узнаете, как себя вести при эвакуации во время пожара.
Ученик 2
- Реклама! Реклама! Реклама!
(За кадром. Полдень. Духота. Электричка. Несколько человек изображают скучающих пассажиров. Заходит продавец журналов и газет. Звук поезда.)
Продавец
Добрый день, господа! Обратите внимание: исключительное издание. Яркие цвета, потрясающий материал, скромная цена.
(журналы, газеты раздаются жюри)
Прочитав свежий номер «Юный спасатель», «Служба спасения 01», вы узнаете:
- Как отличить пожар от тлеющих углей.
- Как порой бывает пожароопасны искры.
- Любителям романтических отношений. Эксклюзивный материал: стоит ли подъем по пожарной лестнице сердца вашей избранницы?
- Криминал. Столкновение авторитетов – Огонь и Вода: кто победит?
- Как людям помогали знания, умения, навыки об эвакуации.
- Плюс анекдоты, комиксы, кроссворды! И все это на 20-ти прекрасно оформленных страницах издания «Служба спасения 01». Налетай! Покупай! Выписывай и читай!
Ученик 2
И, наконец, прогноз пожарной погоды.
Позавчера в квартире у дяди Пети собрался холодный антициклон в виде Вани и Коли, подтянувшихся с севера-запада. Мужчины захотели погреться, включили газ. Произошла утечка, начался пожар. Постепенно антициклон переместился в северо-восточном направлении в хибарку к дяде Ване. А сегодня немного южнее – в квартире у дяди Коли сильный пожар от не затушенной сигареты. Возможны человеческие жертвы.
Учитель
Случилась беда. Люди находятся в помещении, им нужно эвакуироваться.
Учитель
Но прежде чем эвакуироваться, нам нужно узнать, что такое эвакуация.
Учитель
Ребята, в течение 2 минут придумайте ассоциации к понятию эвакуация, подберите 1-2 слова и запишите их на листе.
Зачитайте и закрепите на край стола(эвакуация – это…).
Я зачитаю смысловой ряд ассоциаций понятия эвакуация, а вы выделите из составленного перечня 2-3 слова, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают основной смысл понятия эвакуация.
Учащиеся записали ассоциации:
спасение
опасность
помощь
движение
паника
передвижение
выполнение распоряжений
сообщить по телефону 101
покинуть помещение
выход людей по запасному выходу
люди выбегают из горящего дома
мероприятия по спасению людей
горю, помогите
мамочка, где ты?
уходить с места пожара вместе с классом
операция по спасению людей из какой-либо опасной ситуации
Учитель
Получилось определение. Эвакуация – это…
- Движение
- Выход людей по запасному выходу
- Операция по спасению людей из какой-либо ситуации
Давайте зачитаем научное определение понятия.
ЭВАКУАЦИЯ (при пожаре) – процесс движения людей из помещения, здания по эвакуационным путям с целью предотвращения возможного возникновения на них опасных факторов пожара.
Учитель
Эвакуационный путь – это путь от места пребывания человека до выхода из здания наружу.
Учитель
Где в школе можно познакомиться с эвакуационными путями?
( Ребята обсуждают ответ в группе, один учащийся сообщает мнение группы)
Ответ – план эвакуации.
( На экране появляются фотоснимки с планами эвакуации;
комментарии)
Учитель
В каждой школе имеется план эвакуации на случай пожара или другого чрезвычайного происшествия. Обязанность всех учащихся – ознакомиться с планом эвакуации, его содержанием, определить на нем место расположения своего класса и пути движения при эвакуации. План вывешивается на хорошо видимых местах, примыкающих к путям эвакуации.
(Может у кого-то есть вопросы?)
Где можно узнать, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, при эвакуации при пожаре?
Ученик 2
На уроках ОБЖ, из СМИ, из газеты «Юный Спасатель», журнала «Служба спасения 01»
Учитель
Задание!!! В учебнике, на странице 33 прочитайте, как действовать в случае возникновения пожара в общественном транспорте?
Учитель
Продолжите:
В первую очередь… (сообщаем о загорании водителю)
При невозможности покинуть салон через дверь, …(нужно использовать аварийные выходы)
При эвакуации необходимо… (избегать паники, действовать организовано и быстро)
А теперь я посмотрю, как вы умеете работать в команде. Обсудите предложенный план эвакуации и пронумеруйте очередность ваших действий.
Примерный план
1.Ученики встают со своих мест и направляются к выходу.
2.Ученики четко выполняют распоряжения учителя.
3.Ученики передвигаются организованно и без паники.
Учитель
Каковы ваши действия в случае невозможности использования основного и запасного выходов при пожаре?
(Через окно, если это первый этаж; с верхних этажей людей спасают, используя стационарные и приставные лестницы)
Учитель
- Внимание! Следующее задание. Вам необходимо подумать и ответить, что нового вы узнали? Как вы оцениваете свое участие на занятии? А сейчас послушайте песню о маленькой безопасной стране.
МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
1.Есть за морями, за лесами
Маленькая страна.
Тут с огнем всякая забава
Строго запрещена.
Тут не шалят с огнем мальчишки
Тут спичек вовсе нет.
По вечерам все читают книжки,
Им светит знаний свет
ПРИПЕВ
Маленькая страна, маленькая страна,
Точно я знаю, точно знаю,
Где она, где она
Маленькая страна, маленькая страна
Все мне расскажет, все расскажет,
Как жить страна должна
2. Эта страна не только снится -
Есть она наяву.
Тут всем спокойно ночью спится.
Им я завидую,
Верю, что чудо совершится
Я туда полечу.
Пусть земля слуцкая не страшится:
Опыт я прихвачу
ПРИПЕВ
Маленькая страна, маленькая страна,
Точно я знаю, точно знаю,
Где она, где она
Маленькая страна, маленькая страна
Все мне расскажет, все расскажет,
Как жить страна должна
3.Птицы в спасение поверят,
Будут будить рассвет.
Наши торфяники возрадятся,
Больше не страшен пожар.
Будут все весело смеяться
И ловить птицу-жар.
Случчина милая и дорогая
В сердце моем всегда
ПРИПЕВ
Маленькая страна, маленькая страна,
Точно я знаю, точно знаю,
Где она, где она
Маленькая страна, маленькая страна
Все мне расскажет, все расскажет,
Как жить страна должна
4. Маленькая страна, маленькая страна
Тут, где здоровье сберегая,
В счастье живет человек.
В счастье живет человек.
В счастье живет человек
Учитель
Расскажите, что нового вы узнали, чему научились? Как вы оцениваете свое участие в занятии?
(затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом, педагог завершает рефлексивный круг, обобщая поступившую от учащихся информацию)
-
Я узнал что эвакуация – это движение людей по эвакуационным путям. Во время занятия я был внимательным.
-
Я узнал, что эвакуационные пути ведут на улицу. Во время занятия я был активным.
-
Во время занятия я понял, что нужно ответственно относится к вопросам пожарной безопасности. Во время занятия я был хорошим слушателем.
-
Я убедился в том, что профессия спасателя требует физической подготовки. Во время занятия я был организатором.
-
Я узнал, что в Гомеле есть учебное заведение, в котором дают основы профессии пожарного. Во время занятия я был инициативным.
-
Я понял, что личная безопасность и безопасность окружающих зависит от нас. Во время занятия я был предприимчивым.
-
Я узнал сколько людей погибло в Хатыне. Во время занятия я был уверенным.
-
Я узнал, что Прометей, похитив огонь у богов, подарил его людям. Во время занятия я был увлеченным.
-
Я узнал, что за ложное сообщение могут оштрафовать. Во время занятия я был сосредоточенным.
-
Без огня люди бы мерзли в стужу, голодали, не могли защищаться от диких зверей, не были бы обеспечены светом и теплом. Во время занятия я был энергичным.
-
Пожар – сравнивают с бедствием, так как погибают люди. Во время занятия я был деятельным.
-
Я хочу еще раз всем напомнить, что 101 – это номер вызова пожарно-спасательной службы. Во время занятия я был предприимчивым.
-
Я узнал, что кроме газеты «Юный спасатель» есть журнал «Служба спасения 01». Во время занятия я был отзывчивым.
-
Чтобы стать электриком, не таким как Алексей, кроме желания, нужны знания и умения. Во время занятия я был оживленным.
-
Я теперь четко знаю как вести себя при эвакуации. И в этом мне помогли занятия по ОБЖ. Во время занятия я был бойким.
-
Я узнал, что мы обязаны ознакомиться с планом эвакуации. Во время занятия я был бойким.
Желаю вам, дорогие друзья, ясных, беспожарных дней, максимум улыбок и минимум огорчений. До новых встреч!
(раздается сигнал эвакуации, учащиеся организованно выходят из зала)
Метод «Ассоциация» (Приложение 1);
Задачи реализации метода: развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога.
Рамочные условия реализации метода:
-
оптимальное количество участников – до 30 человек
-
необходимое оборудование: листы бумаги А-4, ручки для каждого участника
-
время реализации метода ( в зависимости от количества участников ) - 5-10 минут
Алгоритм реализации метода:
-
педагог объясняет сущность реализации метода: к предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность ( основной смысл ) рассматриваемого понятия.
-
предлагается какое-либо понятие для рассмотрения ( в соответствии с темой занятия, на котором реализуется метод )
-
учащимся предлагается в течение 1-2 минут подумать над ассоциациями рассматриваемого понятия – подобрать 2-3 слова и записать их на лист А-4 ( записывают в одну строчку, переламывают листок, закрывая свою запись; передают следующему ученику)
-
затем педагог зачитывает ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова маркером на листе ватман ( или мелом на доске )
-
когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, педагог зачитывает его и по ходу просит участников выделить из составленного перечня 2-3 слова, которые, по их мнению наиболее точно отражают сущность ( основной смысл ) рассматриваемого понятия
-
педагог высказывает свое мнение о полученном результате, обосновывает сущность рассматриваемого понятия через выделенные слова
а)
учащиеся записали ассоциации:
спасение
опасность
помощь
движение
паника
передвижение
выполнение распоряжений
сообщить по телефону 101
покинуть помещение
выход людей по запасному выходу
люди выбегают из горящего дома
мероприятия по спасению людей
горю, помогите
мамочка, где ты?
уходить с места пожара вместе с классом
операция по спасению людей из какой-либо опасной ситуации
б)
учащиеся выделяют главные, важные, определяющие ассоциации, получилось определение
движение
выход людей по запасному выходу
операция по спасению людей из какой-либо опасной ситуации
(фото листочков-вееров)
( появляется на мультимедио определение слова ЭВАКУАЦИЯ )
Метод «Рефлексивный круг» (Приложение 2)
Алгоритм реализации метода
-
все участники садятся в круг
-
педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; что нового вы узнали, чему научились? Как вы оцениваете свое участие в занятии?
-
затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
-
педагог завершает рефлексивный круг, обобщая поступившую от учащихся информацию
страница 1
|