Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Гельманова Я.М.

учитель музыки ШЛ № 101




Методическая разработка для учителя музыки

«Тестовая форма контроля знаний на уроках музыки»

Пояснительная записка

Данное пособие составлено в помощь учителю музыки для работы на одном из структурных элементов урока - проверка и контроль знаний учащихся.

Исходя из опыта работы можно вывести, что тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

Возможность осуществления контроля музыкой и учебной деятельностью каждого учащегося.



  1. Проведение тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

  2. Сочетание с другими формами педагогического контроля.

  3. Возможность охвата всех разделов учебной программы, обеспечивающая полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и творческих умений и навыков учащихся.

  4. Объективность оценочных суждений и выводов.

  5. Учет особенностей предмета и его разделов за счет применения разнообразных форм тестовых заданий.

  6. Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.

  7. Единство требований ко всем учащимся.

  8. Высокая надежность тестового контроля.

  9. Высокая содержательная валидность тестового контроля.

  10. Возможность прогнозирования будущих результатов учащихся.

  11. Эффективность контроля при минимальных затратах времени.

  12. Средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

Цель: дать учителю инструментарий по составлению и использованию тестов, как действенного средства педагогического измерения.

Основные задачи использования тестов:

Определение объема и качества освоения содержания программного материала.



  1. Проверка и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся( музыкальной, учебной и т.д.).

  2. Оценка педагогической деятельности учителя музыки.

Объект: тесты.

В данной методической разработке рассмотрено 3 класса тестов в преподавании музыкального искусства в школе:



1. Тесты на освоение содержания программного материала (устанавливают качество ЗУН).

2. Тесты на оценивание уровня средств и способов деятельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкального искусства (учитель дифференцирует степень освоения музыкальной деятельности). 3. Тесты на определение качества развития психофизиологических свойств учащихся( способности мышления, воображения. воли). личностных качеств( музыкальная культура, певческая культура, духовная культура).

Исследуя методическую и педагогическую литературу разработчики считают необходимым определить несколько подходов к классификации тестов:



  1. Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.

  2. Гомогенные и гетерогенные (междисциплинарные).

Виды тестов: вступительные, текущие, промежуточные, итоговые.

Форма тестов: бумажные, звуковые, компьютерные.

Рассматривая специфику каждого из подходов можно отметить, что нормативно-ориентированный тест позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом.



Критериально-ориентированный тест позволяет оценивать, в какой степени учащиеся овладели необходимым учебным материалом.

Использование критериально-ориентированных тестов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся позволяет правильно определить качество освоения тех или иных учебных программ, проводить мониторинг успеваемости учащихся, определять недостатки в процессе обучения.

При разработке гомогенных тестов необходимо учитывать, что они основываются на содержании одной дисциплины, и, потому нужно следить, чтобы каждое задание не выходило за рамки данной дисциплины.

При разработке гетерогенного теста учитель должен учитывать, что он включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин и разновидностью гетерогенного теста является набор гомогенных тестов. Подобный подход дает возможность оценивать художественное развитие учащихся. Для педагогического измерения разработчики рекомендуют использовать следующие виды тестов:



Входящие (предварительные)- для измерения степени готовности к освоению учебного содержания. Оценка входящих тестов позволяет выявить потребности и мотивы для освоения специфических видов деятельности.

Текущие - охватывают важнейшие элементы знаний, умений, освоенные на протяжении 2-3 уроков. Данный тип тестов стимулирует у учащихся стремление к самостоятельной систематической работе на уроках , повышает интерес к учению, чувства ответственности за полученные результаты. Промежуточные – позволяют оценить качество освоения темы, раздела или в конце учебного года осуществить контроль качества сформированности специально- предметных умений и навыков.

К данному виду тестов предъявляются особые требования, поскольку речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы.



4. Итоговые – предназначены для:

  1. контроля и оценки степени сформированности ЗУН по окончании учебного года, этапа обучения или по завершению учебной дисциплины;

  2. оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания музыкального образования;

  3. рейтинговой оценки качества сформированности музыкальной деятельности.

На основе оценки итоговых тестов учитель может делать выводы от эффективности и результативности своей педагогической деятельности. Разработчики предлагают использовать следующие формы тестового контроля:

  1. «бумажные» - тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе, в виде распечатки. Необходимо обратить внимание на то, чтобы они привлекали качеством печати, не имели дефектов и задания располагались грамотно;

2) «звуковые» - тесты, осуществляемые с помощью специализированных, технических средств. При их создании необходимо учитывать качество звукового воспроизведения, точно выверять временные границы звучащего фрагмента. При наличии технических средств (аудиоплейеры, наушники). «Звуковые» тесты могут быть использованы и для индивидуального контроля. Их можно обозначить какой-либо пиктограммой - ;

3) «компьютерные» - тесты, позволяющие выявлять индивидуальные особенности учащегося, его степень освоения музыкальной деятельности. Компьютерное тестирование предъявляет учащимся уникальный набор заданий и главное преимущество – многовариантность (по данным заданиям и порядку их предъявления), что исключает списывание и запоминание ответов. Компьютерные программы, используемые для проведения тестов – это инструменты для проведения полного цикла тестов – от разработки до учёта и анализа результатов.

Составляя тестовые задания необходимо учитывать два основных требования: валидность и надёжность.

Валидность – это соответствие формы и содержания теста тому, что он должен оценивать или измерять по замыслу учителя. Например, как учащийся запомнил или смог воспроизвести факты, понятия, термины, фамилии авторов и т.д.; умеет ли выстраивать логическую цепочку действий, устанавливая соответствие между различными видами искусства и по какому-либо критерию и т.д.

Надёжность – это такие качества теста, которые обеспечивают достаточно высокую точность оценки измеряемых знаний и достоверность результатов, получаемых при тестировании. Наряду с общедидактическими критериями, необходимо учитывать и методические особенности учебного предмета при определении качества тестов. Специфические характеристики предмета музыка проявляются в двух аспектах. С одной стороны музыка – учебная дисциплина, с другой искусство. Поэтому в педагогических тестах выделяются следующие критерии:

- цель теста должна соответствовать целям и задачам музыкального образования в школе и содержанию программного материала

- в тестах необходимо использовать реальное звучание музыкального произведения;

- используются немузыкальные средства – живопись, литературные тексты, графические изображения.

- нотные тексты могут быть инструментом тестов;

В педагогической практике составления тестов необходимо учитывать требования, предъявляемые к тестам:

1. Краткосрочность выполнения задания.

2. Однозначность, понятность

3. Правильность формулировок.

4. Информационность.

5. Пригодность для использования всеми учащимися .

6. Проверяемость.

7. Валидность (имеющими значение для процесса обучения).

8. Объективность (измеряется то, что запланировано целью контроля).



Формы тестовых заданий

Тестовое задание представляет совокупность содержания, основанного на определенной информации, его структуру и форму представления.

Содержание теста связано со знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания зависит от цели тестирования. Содержание тестовых заданий связано с

- опознанием автора произведения,

- определением названия произведения

- соответствием звучания и названия

- ответом на вопросы

- поиском ошибок

- дополнением недостающего понятия.

Вид теста зависит от средств его предъявления( звуковые, графические, символические).Структура теста определяется выбором формы:

- с выбором ответа - на дополнение - на соответствие

- на установление порядка.

Приложения
Тест №1 (задания с 2 ответами), 5 класс.

1.Согласны ли вы с утверждением, что толгау. терме являются вокальными жанрами?

а) да б) нет



2. Согласны ли вы,что кюй является народной инструментальной музыкой?

а) да б) нет



3. согласны ли вы, что автором песни « Ты зрачок глаз моих» является Абай?
а) да б) нет

4. Имеет ли Ыхлас отношение к домбровой музыке?

а) да б) нет



5. Звучит фрагмент мазурки Ф.Шопена. Это произведение написал Шопен?

а) да б) нет


6. Согласен ли ты, что картина художника В.Гартмана « Богатырские ворота» не относится к музыку М. Мусоргского?
а) да б) нет

Тест № 2 (задание с выбором правильного ответа), 3 класс


  1. Греческое слово, которое по-казахски означает «сказание, рассказ, песнь»

а) жыр б) эпос
2. Исполнителей инструментальной музыки- кюев у казахов называют.

а) жырши б)кюйши


3. Сочинитель и исполнитель эпических произведений.

а) жырау б) кюйши


4. Сам не сочиняет эпические произведения, а только исполняет.

а) жырши б) жырау


5. Как по-казахски называется главная мелодия эпоса.

а) сарын б) речитатив


6.Итальянский танец, исполняется в быстром, подвижном темпе.

а) тарантелла б) вальс


7.Старинные русские народные легенды и сказания, которые исполнялись нараспев.

а) эпосы б) былины


8.Слова наставления, назидания, которые исполняются мелодическим речитативом.

а) олен б) терме



Тест №3 (на установление соответствия), 4 класс

1Соедините стрелочками, какие народные мелодии ,в каких произведениях звучат?


к.н.п. « Елим ай» . Чайковский симфония № 4.

р.н.п. « Во поле береза Римский-Корсаков « Снегурочка

стояла».

р.н.п. « Ай ,во поле липенька». Мухамеджанов оратория « Голос веков»



2 Сопоставьте средства выразительности музыки и ИЗО.

лад равномерный, упругий

регистр быстрый. умеренный. медленный

ритм мажорный, минорный

динамика высокий, средний низкий

темп тихая, громкая



3. Кому из композиторов, какое произведение принадлежит?.

Г. Жубанова Симфония № 40

В. Моцарт Симфония № 6

Л. Бетховен Симфоническая поэма « Аксак кулан»





  1. Соедините стрелочкой равные по длительности ноту и паузу.

Напишите название инструментов напротив созвучного им голоса хора

альт_____________________ контрабас, виолончель, альт,

скрипка.

сопрано__________________

тенор_________________________

бас__________________________




  1. К какой разновидности музыкальной культуры относятся эти произведения?

В. Моцарт симфония № 40 эстрадная, камерная, народная, вок

к.н.п. « Елим ай» ально-хоровая, симфоническая

С. Мухамеджанов Оратория « Голос веков»

Глоссарий
Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыков испытуемого.

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Гомогенный тест – основан на содержании одной предметной дисциплины.

Гетерогенный тест – междисциплинарный, то есть основанный на содержании нескольких дисциплин.

Валидность – в буквальном смысле означает соответствие, позволяет определить меру пригодности тестовых результатов для конкретной цели.

Список литературы
Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкальном музыкально- педагогическом

образовании. Волгоград: Перемена.2002г.


Алиев В.В. Музыка 1-4 класс. 2003г.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Просвещение.1989г.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.2004г.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. Глобус. Москва.2007г.
Махмутов М.И. Современный урок. Москва .1985г.
Поласый И.П. Педагогика. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. 2001г.
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2003г.

Щуркова Н.Е. Культура современного урока. 2000г.

.

Программа «Музыка» для 3-4 класса. Алматы « Атамура» 2000г. Ш. Б. Кульманова , М.А. Оразалиева, Б.Р. Сулейменова, С.А. Елеманова, Р.Н. Валиуллина,



А.К. Маханова.
Программа « Музыка» для 5-6 класса. Алматы « Атамура» 2001г. С.А. Елеманова, А.А. Саильянц, А.Жайымов, Ж. Енсепов, Б. Искаков, Ж.. Сарсембенов.

страница 1

Смотрите также: