Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 ... страница 11 | страница 12

5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Презентация.


6.Литература.
Основная

  1. Измеров Н.Ф., В.Ф. Кириллов. Гигнена труда.Учебник.Москва,2008, 352 с.

  2. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда (под ред.). – М., Медицина, 2001, 399 с.

Дополнительная

  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. – Гигиена труда (учебник). – М., Медицина, 1988, 576 с.

  2. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994, в 3-х томах). – Омск, 1995.

  3. Правила проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. СанПиН, № 841, 14.11.2003 г. МЗ РК

  4. Санитарные правила для предприятий угольной промышленности № 1.06.063-94 МЗ РК

  5. Тогузбаева К.К. -Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности Республики Казахстан( учебно-методическое пособие). Алматы , 1997


7.Контроль.
Вопросы тестового контроля

1. Сколько этапов ПСН в промышленном строительстве



  1. два

  2. три

  3. четыре

  4. пять

  5. восемь

2. Проектирование предприятий осуществляется:



  1. в одну стадию

  2. в две стадии

  3. в три стадии

  4. по мере необходимости

  5. безстадийно

3.Каков срок действия проекта:



  1. два года

  2. три года

  3. четыре года

  4. пять лет

  5. десять лет

4.Кто является куратором проекта в СЭС.



  1. врач по гигиене труда

  2. врач по общей гигиене

  3. главный санитарный врач СЭС

  4. заведующий санитарным отделом СЭС

  5. врач по коммунальной гигиене

5.Какие зоны выделяются на территории промобъекта.



  1. предзаводская

  2. селитебная

  3. административно-хозяйственная

  4. транспортно-складская

  5. вспомогательных объектов

  6. производственная

6.Какова величина разрыва между зданиями для лучшей естественной инсоляции.



  1. не менее двух высот здания

  2. не менее трех высот здания

  3. не менее 10 метров

  4. не менее 20 метров

  5. не менее 30 метров

7.Каково должно быть расстояние от открытых складов пылящих материалов до производственных помещений.



  1. не менее 20 метров

  2. не менее 30 метров

  3. не менее 50 метров

  4. не менее 100 метров

  5. не менее 150 метров

8.Какова должна быть площадь озеленения предприятия.



  1. не менее 15%

  2. не менее 30%

  3. не менее 35%

  4. не менее 40%

  5. устанавливает администрация

9.Какой должна быть площадь производственного помещения на 1 работающего



  1. не менее 2кв.м.

  2. не менее 3кв.м.

  3. не менее 4,5кв.м.

  4. не менее 10кв.м.

  5. не менее 15кв.м.

10.Каким должен быть объем производственного помещения на 1 работающего



  1. 5 куб.метров

  2. 10 куб.метров

  3. 15 куб.метров

  4. 20 куб.метров

  5. 25 куб.метров

11.Какой должна быть площадь постоянного и непостоянного рабочего места.



  1. 2 кв.м.

  2. 2,2 кв.м.

  3. 2,4 кв.м.

  4. 3 кв.м.

  5. 4 кв.м.

12. Какой должна быть высота одноэтажных производственных зданий



  1. не менее 2м.

  2. не менее 3м.

  3. не менее 3,5 м.

  4. не менее 4м.

  5. не менее 5м.

13.Каким должно быть расстояние между оборудованием внутри помещения



  1. не менее 1,5 м.

  2. не менее 2м.

  3. не менее 0,8м.

  4. не менее 1м.

  5. не менее 2,5м.

14.Какое время требуется непрерывной и исправной вентиляционных систем и установок кондиционирования воздуха для положительного заключения органов ГСЭН.



  1. 5 часов

  2. 7 часов

  3. 10 часов

  4. 15 часов

  5. 24 часа

15.Сколько имеется классов кондиционирования воздуха



  1. 2 класса

  2. 3 класса

  3. 4 класса

  4. 5 классов

  5. классы не обозначаются

16.Источниками каких загрязнений производственных помещений служат кондиционеры



  1. микроорганизмами

  2. аллергенами

  3. углекислым газом

  4. масляными аэрозолями

  5. насекомыми

17.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из вытяжных шкафов при ПДК вредных веществ выше



  1. 10мг\куб.м.

  2. 2 м\с

  3. 3 м\с

  4. 4 м\с

  5. 0,5-0,7 м\с

  6. 1 м\с

18.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из вытяжных шкафов при ПДК вредных веществ равной или менее 100мг\куб.м.



  1. 1м\с

  2. 2 м\с

  3. 3 м\с

  4. 4 м\с

  5. 5 м\с

19.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из-под укрытий типа зонтов



  1. 0,1-0,4 м\с

  2. 0,5-0,6- м\с

  3. 1,0-1,25 м\с

  4. 1,5 м\с

  5. 2,0 м\с

20.Какой должна быть скорость подаваемого воздуха при расположении приточных отверстий в пределах рабочей зоны



  1. 0,1-0,4 м\с

  2. 0,5-1,0 м\с

  3. 1,0-1,5 м\с

  4. 1,6-2,0 м\с

  5. 2,5 м\с

21.В каких пределах колеблется температура приточного воздуха в холодное время года



  1. 1,0 - +4,0 С

  2. +(+4 - +15С)

  3. +16- +20С

  4. +0,1 - +1,0С

  5. +25С

22.Какой принимается расчетная температура воздуха на постоянных рабочих местах при его кондиционировании



  1. 15-18С

  2. 19-20С

  3. 22С

  4. 25С

  5. 27С

23.Какой принимается расчетная относительная влажность воздуха на постоянных рабочих местах при его кондиционировании



  1. 20-30%

  2. 35-45%

  3. 45-65%

  4. 60%

  5. 65%

24.Какой должна быть скорость всасывания воздуха в укрытии для борьбы с пылью



  1. 1,0-1,5 м\с

  2. 1,5-4 м\с

  3. 4,5-5,0 м\с

  4. 5,5-6 м\с

  5. 6,5-8 м\с

25.Какое количество наружного воздуха подается в помещение на одного человека



  1. 5,0-10,0 куб.м.\ч

  2. 15,0-20,0 куб.м.\ч

  3. 25,0 куб.м.\ч

  4. 20,0-30,0 куб.м.\ч

  5. 35,0-40,0 куб.м.\ч

26.Какой должна быть освещенность на рабочем месте при выполнении работ средней точности



  1. 100,0-200,0 люкс

  2. 250,0-300,0 люкс

  3. 350,0-400,0 люкс

  4. 450,0-490,0 люкс

  5. не менее 500,0 люкс

27. Как часто должен посещать санитарный врач строящийся объект



  1. 1 раз в полгода

  2. 2 раза в полгода

  3. не реже 1 раза в квартал

  4. 2 раза в месяц

  5. через 5 дней

28.Когда проводится гигиеническая оценка новых конструкций машин



  1. на стадии проектирования

  2. при заводских испытаниях

  3. при государственных испытаниях

  4. при текущем ремонте

  5. при капитальном ремонте

29.Какие вопросы можно решать при рассмотрении генерального плана проекта



  1. озеленение

  2. площадь территории

  3. зонирование территории

  4. поточность технологического процесса

  5. все варианты верны

30.На какую численность работающих определяется количество санитарно-бытовых помещений (душевые, раздевалки)



  1. на общее количество работающих

  2. на работающих, занятых в особо вредных условиях

  3. на количество работающих в наиболее многочисленную смену

  4. на количество работающих в двух смежных сменах

  5. на списочное количество работающих

Ситуационные задачи
Задача №1. При экспертизе ситуационного и генерального планов завода по производству фосфора и его неорганических соединений установлено:

  1. СЗС составляет 2500м.

  2. озеленение территории - 5%

  3. предусмотрены зоны: производственная, административно-хозяйственная, вспомогательных цехов

  4. величина санитарного разрыва между шламошлакоотвалами к основными производственными зданиями составляет 500 м.

  5. расстояние между главным корпусом высотой 30 метров и вспомогательным корпусом составляет 15 м.

Задание: 1) дайте санитарное заключение по генеральному плану

2)для каких целей используется флюгер


Задача № 2. При разработке генерального плана завода пластмасс (1 класс) выделены соответствующие зоны. Площадь озеленения принята из расчета не менее 10 % площади участка. Расстояние до бытовых помещений от производственных около 200метров. Величина СЗЗ предусмотрены в пределах 800 м.

Задание: 1) дайте санитарное заключение по генеральному плану

2)как обустраивается СЗЗ

Задача № 3. В 2000 году в СЭС г. Алматы поступила на согласование проектная документация по строительству мусороперерабатывающего завода. Проект завода был разработан в 1990 году и не пересматривался. Размер СЗЗ предлагается 1000 м. Роза ветров на ситуационном плане отсутствует. Завод предполагается построить на северной окраине города. Сейсмичность района 9 баллов. На территории завода выделены зоны - производственная и административно-хозяйственная. Расчетная площадь помещения на 1 работающего - 3 кв.м., объем помещения - 10 кв.м. на 1 работающего.

Задание: 1) дайте санитарное заключение по указанным параметрам проекта

опишите методику составления розы ветров

Задача № 4. В г.Шахтинске построен завод по производству синтетических моющих средств(СМС). СЭС г.Шахтинска привлечена к работе комиссии по приемке завода в эксплуатацию. Опробование оборудования завода в нормальном эксплуатационном режиме длилось непрерывно 100 часов, системы вентиляции опробовались в течение 5 часов.

Задание: 1) определите правильность сроков обкатки оборудования и вентиляции, тактика санитарного врача



  1. какие системы вентиляции должны применяться на данном производстве.

Задача № 5. В проекте литейного цеха машиностроительного завода предусмотрена работа в 3 смены: в первой смене должно работать 200 человек, во второй - 150 человек и в третьей - 100 человек. Производственный процесс связан с выделением лучистого и конвекционного тепла, пыли.

Задание. 1) определите группу производственного процесса и перечень необходимых специальных санитарно-бытовых помещений

2) с учетом числа работающих рассчитайте количество санитарно-бытовых помещений и устройств

Задача №6. В цехе по сборке электроаппаратуры предусмотрен производственный процесс, связанный с различением объекта размером 0.2 - 0.3 мм. Контраст с фоном большой, фон светлый. По технико-экономическим соображениям предусмотрено освещение лампами накаливания.

Задание:1) определите разряд и подразряд работы по зрительным условиям



  1. опишите методы гигиенической оценки освещения

Задача №7. На согласование в СЭС представлен проект механо-сборочного цеха. Объем помещения на одного работающего составляет 16м3, количество подаваемого в помещение наружного воздуха на одного работающего составляет 25м3/час. В цехе предусмотрена естественная вентиляция.

Задание: 1) дайте заключение по представленным данным



  1. опишите методы оценки вентиляционных систем.


1. Тема № 4. Экспертиза проектов вспомогательных зданий и помещений(административные и бытовые здания).Гигиеническая экспертиза проектов новых технологических процессов и производственного оборудования.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений по проведению предупредительного санитарного надзора за соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве и вводу в эксплуатацию производственных объектов различного назначения, при разработке норм проектирования, ГОСТов, технических условий на новые виды сырья, при введении новых технологических процессов, оборудования, приборов, инструментов, химических веществ, способных оказывать вредное влияние на здоровье трудящихся.
3.Задачи обучения.

  1. Формировать знания по принципам организации ПСН в промышленности;

  2. Формировать умения по основным официальным документам, регламентирующие проведение ПСН в промышленности;

  3. Формировать умения методические подходы к осуществлению ПСН за промышленными объектами на стадиях отвода земельного участка, разработки проектной документации, строительства и ввода в эксплуатацию построенных объектов;

  4. Формировать знания по общим принципам рассмотрения и согласования проектов нормативно-технической документации (отраслевые стандарты, технические условия на новые виды сырья, промышленных изделий, тары и упаковочных материалов, технологические процессы, оборудование, приборы, рабочие инструменты).


4.Основные вопросы темы.

  1. Какие вопросы отражаются в акте обследования строящегося объекта.

  2. При каких условиях вновь построенное предприятие не может быть принято и введено в эксплуатацию.

  3. Кто входит в состав рабочей приемочной комиссии.

  4. Кто входит в состав государственной приемочной комиссии.

  5. Задачи, стоящие перед представителями органов ГСЭН, входящими в состав приемочных комиссий.

  6. Условия, при которых государственная приемочная комиссия принимает объект в эксплуатацию.

  7. Продолжительность комплексного опробования предприятия перед принятием его в эксплуатацию.

  8. Особенности приемки в эксплуатацию объектов, строящихся по иностранным лицензиям.

  9. В каких случаях осуществляется авторский надзор проектных организаций за строительством объекта.

  10. Задачи главного инженера проекта при осуществлении авторского надзора за строительством объекта.

  11. Связь между авторским надзором и задачами органов ГСЭН при проведении ПСН за строительством объекта.

  12. На каких этапах проводится гигиеническая оценка новых конструкций машин и механизмов.

  13. Какие задачи стоят перед санитарным врачом при испытаниях нового образца техники.

  14. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению при гигиенической экспертизе технического задания на разработку оборудования.

  15. Классы опасности вредных веществ.

  16. Понятие ПДК вредных веществ.

  17. Понятие ОБУВ вредных веществ.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Презентация.


6.Литература.

Основная

  1. Измеров Н.Ф., В.Ф. Кириллов. Гигнена труда.Учебник.Москва,2008, 352 с.

  2. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда (под ред.). – М., Медицина, 2001, 399 с.


Дополнительная

  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. – Гигиена труда (учебник). – М., Медицина, 1988, 576 с.

  2. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994, в 3-х томах). – Омск, 1995.

  3. Правила проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. СанПиН, № 841, 14.11.2003 г. МЗ РК

  4. Санитарные правила для предприятий угольной промышленности № 1.06.063-94 МЗ РК

  5. Тогузбаева К.К. -Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности Республики Казахстан( учебно-методическое пособие). Алматы , 1997


7. Контроль.
Вопросы тестового контроля

1. Сколько этапов ПСН в промышленном строительстве



  1. два

  2. три

  3. четыре

  4. пять

  5. восемь

2. Проектирование предприятий осуществляется:



  1. в одну стадию

  2. в две стадии

  3. в три стадии

  4. по мере необходимости

  5. безстадийно

3.Каков срок действия проекта:



  1. два года

  2. три года

  3. четыре года

  4. пять лет

  5. десять лет

4.Кто является куратором проекта в СЭС.



  1. врач по гигиене труда

  2. врач по общей гигиене

  3. главный санитарный врач СЭС

  4. заведующий санитарным отделом СЭС

  5. врач по коммунальной гигиене

5.Какие зоны выделяются на территории промобъекта.



  1. предзаводская

  2. селитебная

  3. административно-хозяйственная

  4. транспортно-складская

  5. вспомогательных объектов

  6. производственная

6.Какова величина разрыва между зданиями для лучшей естественной инсоляции.



  1. не менее двух высот здания

  2. не менее трех высот здания

  3. не менее 10 метров

  4. не менее 20 метров

  5. не менее 30 метров

7.Каково должно быть расстояние от открытых складов пылящих материалов до производственных помещений.



  1. не менее 20 метров

  2. не менее 30 метров

  3. не менее 50 метров

  4. не менее 100 метров

  5. не менее 150 метров

8.Какова должна быть площадь озеленения предприятия.



  1. не менее 15%

  2. не менее 30%

  3. не менее 35%

  4. не менее 40%

  5. устанавливает администрация

9.Какой должна быть площадь производственного помещения на 1 работающего



  1. не менее 2кв.м.

  2. не менее 3кв.м.

  3. не менее 4,5кв.м.

  4. не менее 10кв.м.

  5. не менее 15кв.м.

10.Каким должен быть объем производственного помещения на 1 работающего



  1. 5 куб.метров

  2. 10 куб.метров

  3. 15 куб.метров

  4. 20 куб.метров

  5. 25 куб.метров

11.Какой должна быть площадь постоянного и непостоянного рабочего места.



  1. 2 кв.м.

  2. 2,2 кв.м.

  3. 2,4 кв.м.

  4. 3 кв.м.

  5. 4 кв.м.

12. Какой должна быть высота одноэтажных производственных зданий



  1. не менее 2м.

  2. не менее 3м.

  3. не менее 3,5 м.

  4. не менее 4м.

  5. не менее 5м.

13.Каким должно быть расстояние между оборудованием внутри помещения



  1. не менее 1,5 м.

  2. не менее 2м.

  3. не менее 0,8м.

  4. не менее 1м.

  5. не менее 2,5м.

14.Какое время требуется непрерывной и исправной вентиляционных систем и установок кондиционирования воздуха для положительного заключения органов ГСЭН.



  1. 5 часов

  2. 7 часов

  3. 10 часов

  4. 15 часов

  5. 24 часа

15.Сколько имеется классов кондиционирования воздуха



  1. 2 класса

  2. 3 класса

  3. 4 класса

  4. 5 классов

  5. классы не обозначаются

16.Источниками каких загрязнений производственных помещений служат кондиционеры



  1. микроорганизмами

  2. аллергенами

  3. углекислым газом

  4. масляными аэрозолями

  5. насекомыми

17.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из вытяжных шкафов при ПДК вредных веществ выше 10мг\куб.м.



  1. 2 м\с

  2. 3 м\с

  3. 4 м\с

  4. 0,5-0,7 м\с

  5. 1 м\с

18.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из вытяжных шкафов при ПДК вредных веществ равной или менее 100мг\куб.м.



  1. 1м\с

  2. 2 м\с

  3. 3 м\с

  4. 4 м\с

  5. 5 м\с

19.Какой должна быть скорость отсасывания воздуха из-под укрытий типа зонтов



  1. 0,1-0,4 м\с

  2. 0,5-0,6- м\с

  3. 1,0-1,25 м\с

  4. 1,5 м\с

  5. 2,0 м\с

20.Какой должна быть скорость подаваемого воздуха при расположении приточных отверстий в пределах рабочей зоны



  1. 0,1-0,4 м\с

  2. 0,5-1,0 м\с

  3. 1,0-1,5 м\с

  4. 1,6-2,0 м\с

  5. 2,5 м\с

21.В каких пределах колеблется температура приточного воздуха в холодное время года



  1. +1,0 - +4,0 С

  2. (+4 - +15С)

  3. +16- +20С

  4. +0,1 - +1,0С

  5. +25С

22.Какой принимается расчетная температура воздуха на постоянных рабочих местах при его кондиционировании



  1. 15-18С

  2. 19-20С

  3. 22С

  4. 25С

  5. 27С

23.Какой принимается расчетная относительная влажность воздуха на постоянных рабочих местах при его кондиционировании



  1. 20-30%

  2. 35-45%

  3. 45-65%

  4. 60%

  5. 65%

24.Какой должна быть скорость всасывания воздуха в укрытии для борьбы с пылью



  1. 1,0-1,5 м\с

  2. 1,5-4 м\с

  3. 4,5-5,0 м\с

  4. 5,5-6 м\с

  5. 6,5-8 м\с

25.Какое количество наружного воздуха подается в помещение на одного человека



  1. 5,0-10,0 куб.м.\ч

  2. 15,0-20,0 куб.м.\ч

  3. 25,0 куб.м.\ч

  4. 20,0-30,0 куб.м.\ч

  5. 35,0-40,0 куб.м.\ч

26.Какой должна быть освещенность на рабочем месте при выполнении работ средней точности



  1. 100,0-200,0 люкс

  2. 250,0-300,0 люкс

  3. 350,0-400,0 люкс

  4. 450,0-490,0 люкс

  5. не менее 500,0 люкс

27. Как часто должен посещать санитарный врач строящийся объект



  1. 1 раз в полгода

  2. 2 раза в полгода

  3. не реже 1 раза в квартал

  4. 2 раза в месяц

  5. через 5 дней

28.Когда проводится гигиеническая оценка новых конструкций машин



  1. на стадии проектирования

  2. при заводских испытаниях

  3. при государственных испытаниях

  4. при текущем ремонте

  5. при капитальном ремонте

29.Какие вопросы можно решать при рассмотрении генерального плана проекта



  1. озеленение

  2. площадь территории

  3. зонирование территории

  4. поточность технологического процесса

  5. все варианты верны

30.На какую численность работающих определяется количество санитарно-бытовых помещений (душевые, раздевалки)



  1. на общее количество работающих

  2. на работающих, занятых в особо вредных условиях

  3. на количество работающих в наиболее многочисленную смену

  4. на количество работающих в двух смежных сменах

  5. на списочное количество работающих



Ситуационные задачи
Задача №1. В г.Шахтинске построен завод по производству синтетических моющих средств(СМС). СЭС г.Шахтинска привлечена к работе комиссии по приемке завода в эксплуатацию. Опробование оборудования завода в нормальном эксплуатационном режиме длилось непрерывно 100 часов, системы вентиляции опробовались в течение 5 часов.

Задание: 1) определите правильность сроков обкатки оборудования и вентиляции, тактика санитарного врача



  1. какие системы вентиляции должны применяться на данном производстве.

Задача №2. В проекте литейного цеха машиностроительного завода предусмотрена работа в 3 смены: в первой смене должно работать 200 человек, во второй - 150 человек и в третьей - 100 человек. Производственный процесс связан с выделением лучистого и конвекционного тепла, пыли.

Задание. 1) определите группу производственного процесса и перечень необходимых специальных санитарно-бытовых помещений



  1. с учетом числа работающих рассчитайте количество санитарно-бытовых помещений и устройств

Задача №3. В цехе по сборке электроаппаратуры предусмотрен производственный процесс, связанный с различением объекта размером 0.2 - 0.3 мм. Контраст с фоном большой, фон светлый. По технико-экономическим соображениям предусмотрено освещение лампами накаливания.

Задание:1) определите разряд и подразряд работы по зрительным

условиям


  1. опишите методы гигиенической оценки освещения

Задача №4. На согласование в СЭС представлен проект механо-сборочного цеха. Объем помещения на одного работающего составляет 16м3, количество подаваемого в помещение наружного воздуха на одного работающего составляет 25м3/час. В цехе предусмотрена естественная вентиляция.

Задание: 1) дайте заключение по представленным данным



  1. опишите методы оценки вентиляционных систем.

Задача №5. Предприятие по производству цветных металлов расположено на расстоянии 800м от населенного пункта с наветренной стороны. Вниз по течению реки, на расстоянии 2 км от поселка находится рыбоперерабатывающий комбинат. На территории СЗЗ первого объекта намечается строительство предприятия 1 класса. В СЭС были представлены все необходимые материалы в полном объеме за 10 дней до начала строительства.

Задание: 1) дайте санитарное заключение по работающим предприятиям и принятому к строительству



  1. опишите методику забора проб воды из водоемов на

определение промышленного загрязнения

Кредит № 6

1.Тема № 1. Текущий санитарный надзор. Организация текущего санитарного надзора в промышленности. Гигиена труда в угольной промышленности.Основный неблагоприятные факторы.Влияние на состояние здоровья.Заболеваемость горнорабочих.Мероприятия по оздоровлению условий труда.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений о тактике проведения ТСН, его содержании, законодательной и нормативной базе, методике обследования предприятия, цеха, профессии.Формирование знаний и умений об основах проведения текущего санитарного надзора на предприятиях угольной промышленности.
3.Задачи обучения.

  1. Формировать знания по принципам организации ТСН в угольной промышленности;

  2. Формировать умения по основам официальных документов, регламентирующих проведение ТСН в промышленности;

  3. Формировать знания по методическим подходам к изучению санитарно-гигиенической обстановки на предприятии;

  4. Формировать умения по специфики условий труда на предприятиях угольной промышленности

  5. Формировать знания по предупредительному санитарному надзору за реконструкцией и строительством предприятий угольной промышленности

  6. Формировать знания по показателям профессиональной и общей заболеваемости работающих на предприятиях угольной промышленности

  7. Формировать знания по комплексному плану оздоровления условий труда, исходя из специфики производства


4.Основные вопросы темы.

  1. Дайте определение понятию «текущий санитарный надзор»

  2. Какая работа специалиста предшествует санитарному обследованию предприятия?

  3. Из каких разделов состоит акт обследования предприятия?

  4. Опишите суть производственного контроля на предприятии со стороны администрации

  5. При каких результатах санитарно-гигиенического обследования дается предложение администрации о приостановке эксплуатации оборудования?

  6. Оформлением каких документов заканчивается обследование предприятия?

  7. Дайте определение подготовительных и очистных выработок.

  8. Формы очистных выработок (забоев) и особенности добычи угля в них.

  9. Основные технологические процессы при подземной добыче угля. Применяемые при этом инструменты и механизмы.

  10. Особенности разработки крутопадающих пластов.

  11. Чем определяется степень механизации труда при углевыемочных работах в шахтах?

  12. На какие грунты делятся по мощности пласты залегания угля?

  13. Что представляет из себя шахта?

  14. Основные грунты подземных выработок (выработки, имеющие выход на земную поверхность; выработки, не имеющие непосредственного выхода на поверхность; очистные выработки: служебные камеры и околоствольные дворы)

  15. Назовите надземные шахтные сооружения

  16. Какие операции относятся к очистным работам?

  17. Назовите четыре способа извлечения угля

  18. Как называется открытая разработка в угольной промышленности?

  19. Этапы производственных процессов при открытой добыче угля.

  20. Основные операции технологического процесса при разработке крепких (скальных) пород.

  21. Буровзрывные работы. Общее понятие о карьере (разрезе)

  22. Выемка угля, различные виды экскаваторов, применяемых при этом процессе. Гидравлический и гидромеханический способы добычи угля.

  23. Транспортировка горной массы при различных способах добычи угля на открытых разработках

  24. Гигиенические условия труда на открытых разработках угля.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Презентация.


6.Литература.

Основная

  1. Измеров Н.Ф., В.Ф. Кириллов. Гигнена труда.Учебник.Москва,2008, 352 с.

  2. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда (под ред.). – М., Медицина, 2001, 399 с.

Дополнительная

  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. – Гигиена труда (учебник). – М., Медицина, 1988, 576 с.

  2. Санитарные нормы и правила по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 1994, в 3-х томах). – Омск, 1995.

  3. Правила проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. СанПиН, № 841, 14.11.2003 г. МЗ РК

  4. Санитарные правила для предприятий угольной промышленности № 1.06.063-94 МЗ РК


7.Контроль.
Вопросы тестового контроля

1. Основной формой ТСН является:

а) обследование предприятия

б) лабораторное исследование

в) составление акта обследования

г) составление протокола о санитарном нарушении

д) санпросветработа
2. Санитарно-гигиеническое обследование может быть:

а) целевым

б) тематическим

в) сплошным

г) выборочным

д) принудительным


3.К предприятиям угольной промышленности относятся:

А) по разведке угольных месторождений

Б) по добыче угля

В) по обогащению угля

Г) по ремонту угледобывающей технике

Д) по бурению глубинных скважин


4.Добыча угля осуществляется:

А) в карьере

Б) в разрезах

В) в шахтах

Г) в рудниках

Д) в каменоломнях


5.Добыча угля осуществляется:

А)открытым способом

Б) в шахтах (подземным способом)

В) комбинированным способом

Г) электрическим способом

Д) путем бурения скважин


6.Способы выемки угля при подземной добыче:

А) ручной

Б) буровзрывной

В) электрохимической

Г) гидравлический

Д) с помощью механизмов


7.Температура воздуха с увеличением глубины подземных выработок повышается на каждые 100м. :

А) на 0,5°С

Б) на 1°С

В) на 2°С

Г) на 3°С

Д) на 10°С


8.На каждые 35 м глубины шахты температура пород повышается:

А) на 1°С

Б) на 2°С

В) на 3°С

Г) на 4°С

Д) на 0,5°С


9.Относительная влажность в забоях угольных шахт может достигать:

А) 50%


Б) 60%

В) 70%


Г)98%

Д) 95%


10.В составе шахтного воздуха могут присутствовать газы:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) сероводород

Г) сернистый газ

Д) метан
11.В угольных шахтах работы прекращаются, если концентрация метана в воздухе достигает:

А) +2% и выше

Б) 3%


В) 0,5%

Г) 1%


Д) 4%
12.Запыленность подземных выработок угольных шахт характеризуется:

А) смешанным составом пыли

Б) высокой дисперсностью пыли

В) большими концентрациями пыли

Г) наличием высокого содержания свободной двуокиси кремния в пыли

Д) наличием малого содержания свободной двуокиси кремния в пыли


13.Шум угольных комбайнов характеризуется:

А) уровнем 100-105 дБа

Б) широкополосным спектром

В) преобладанием звуковой энергии в области высоких ластов (500-2000 Гц)

Г) преобладанием звуковой энергий в области низких частей (до 250 Гц)

Д) импульсным характером


14.Местная вибрация в угольных шахтах генерируется:

А)отбатными молотками

Б) электросверлами

В) перфораторами

Г) комбайнами

Д) электровозами


15.Общая вибрация в угольных шахтах генерируется:

А) электросверлами

Б) электровозами

В) угольными комбайнами

Г) конвейерами

Д) комбайнами


16.Наиболее распространенными пылевыми профессиональными заболеваниями шахтеров угольных шахт являются:

А) антракоз

Б) силикоз

В) антракосиликоз

Г) пылевой бронхит

Д) аллергический альвеолит


17.Наиболее распространенными профессиональными заболеваниями шахтеров-угольщиков являются:

А) пылевые болезни

Б) виброционная болезнь

В) профтугоухость

Г) радикулиты, бурситы

Д) дерматиты


18.Среднесменная концентрация пыли в воздухе определяется путем отбора проб за время:

А) в течение суток

Б) в течение не менее 75% рабочего времени

В) в течение 12 часов

Г) время отбора не имеет значения

Д) в течение наиболее интенсивных трудовых операций


19.Для какой цели бурят шпуры

А) для извлечения полезных ископаемых

Б) для закладки взрывчатки

В) для вентиляции

Г) для установки светильников

Д) для разрыхления породы


20.При открытом способе разработки уголь добывается:

А) в шахтах

Б) в рудниках

В) в разрезах

Г) в каменоломнях

Д) в карьерах


21. Какой пылью вызывается антракоз?

А) двуокисью кремния

Б) окислами железа

В) аэрозолем конденсации

Г) угольной пылью

Д) тальком


22. Какие вредности создаются в подземных выработках при работе самоходного оборудования с двигателем внутреннего сгорания?

А) шум


Б) пыль

В) выхлопные газы

Г) радиация

Д) +опасность травмирования

23. Кто составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда больного с профзаболеванием?

а) представитель администрации

б) инспектор отдела труда

в) представитель профсоюза

г) врач по гигиене труда

д) прокурор



1.Тема № 2. Гигиена труда в металлургической промышленности. Основные прфессиональные группы. Основные неблагоприятные факторы. Влияние на состояние здоровья. Заболеваемость рабочих. Мероприятия по оздоровлению условий труда. Гигиена труда в машиностроительной промышленности. Литейное производство. Кузнечно-прессовые цехи. Термические цехи. Механические цехи. Основные профессиональные группы. Основные неблагоприятные факторы. Влияние на состояние здоровья. Заболеваемость рабочих. Мероприятия по оздоровлению условий труда.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений оценивать особенности технологических процессов, оборудования, организации производства, влияния профессиональных вредных факторов на здоровье работающих и общие меры профилактики их неблагоприятного воздействия в условиях металлургической и машиностроительной промышленности.
3.Задачи обучения.

а) формировать знания оценивать специфику технологических процессов и оборудования на предприятиях металлургического и машиностроительного комплекса;

б)формировать знания оценивать особенности условий труда и его гигиенические характеристики;

в) формировать навыки осуществлять предупредительный санитарный надзор за строительством и реконструкцией предприятий металлургического и машиностроительного комплекса;

г) формировать знания оценивать специфику показателей профессиональной и общей заболеваемости рабочих металлургической и машиностроительной промышленности;

д) формировать навыки составлять комплексный план оздоровления условий труда работающих в цехах металлургического и машиностроительного комплекса.


4.Основные вопросы темы.

Значение машиностроения для экономики РК. Основные производства.

  1. Особенности технологии литейного производства.

  2. Особенности гигиенических условий труда в литейном производстве. Профессиональная заболеваемость.

  3. Оздоровительные мероприятия в литейном производстве.

  4. Особенности технологии кузнечно-прессовых цехов.

  5. Особенности гигиены труда в кузнечно-прессовых цехах, влияние на организм.

  6. Оздоровительные мероприятия в кузнечно-прессовых цехах.

  7. Особенности технологии термических цехов.

  8. Особенности условий труда в термических цехах, влияние на организм работающих.

  9. Пути оздоровления условий труда в термических цехах.

  10. Особенности технологического процесса в механических цехах.

  11. Особенности условий труда и влияние их на организм работающих в механических цехах.

  12. Оздоровление условий труда в механических цехах.

  13. Особенности технологических процессов в сварочном производстве.

  14. Особенности условий труда в сварочном производстве и влияние их на организм работающих.

  15. Оздоровление условий труда в сварочном производстве.

  16. Особенности технологического процесса в гальванических цехах.

  17. Особенности условий труда и влияние их на рабочих гальванических цехов.

  18. Оздоровительные мероприятия в гальванических цехах.

  19. Значение ЦМ для народного хозяйства РК

  20. Основные технологические этапы в производстве глинозема

  21. Производство глинозема по мокрому способу (схема Байера)

  22. Производство глинозема по способу спекания

  23. Характеристика пылевого фактора в производстве глинозема

  24. Вредные факторы труда в производстве глинозема

  25. Особенности заболевания рабочих в производстве глинозема

  26. Технологический процесс получения алюминия

  27. Характеристика условий труда в электролизных цехах

  28. Газовое загрязнение воздуха в электролизных цехах

  29. Основные производственные вредности в электролизных цехах

  30. Особенности заболеваемости рабочих электролизных цехов

  31. Основные оздоровительные мероприятия в электролизных цехах

  32. Технология выплавки свинца из свинцовых руд

  33. Способы получения свинца: пирометаллургический и гидрометаллургический

  34. Условия труда на свинцовых заводах (загрязнение воздуха рабочей зоны, микроклимат и др.).

  35. Особенности заболеваемости рабочих свинцовых заводов

  36. Мероприятия по оздоровлению условий труда на свинцовых заводах

  37. Основные этапы технологии получения меди

  38. Исходные материалы для получения меди

  39. Физико-химические основы выплавки меди: а) обжиг многосернистой шихты; б) плавка на штейн (циклонная плавка, электроплавка, плавка в отражательных печах); в) конверторная плавка с получением черновой меди

  40. Особенности микроклимата в цехах производства меди

  41. Газовый фактор в цехах производства меди

  42. Пылевой фактор в цехах производства меди

  43. Основные профессиональные вредности в производстве меди

  44. Основные мероприятия по оздоровлению условий труда в производстве меди.


5.Методы обучения и преподавания.

Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Устный опрос, ролевые игры.


6.Литература.

Основная

1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 592 с.

2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 668 с.

3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 562 с.



Дополнительная

4. Алексеев С.В., Усенко В.Р.- Гигиена (учебник).- М., Медицина,

1988.

5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда. – М., Медицина, 1993.



6. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности (МЗ РК, 3х частях, 1994) – Омск, 1995.

7. Тогузбаева К.К., Филин А.П. и др. – Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и реконструкции промышленных предприятий (учебно-методическое пособие). – Алматы, 1998г. – 120с.

8. Руководство по гигиене труда (под ред. Н.Ф.Измерова).- М., Медицина, 1987,- том 2, стр. 187-217.

9. Справочник по гигиене труда (под ред. Б.Д.Карлова, В.Е.Ковшило).- М., Медицина, 1976-стр. 335-356.



10. Гигиенические критерий оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Мин. ОК и 3, №1.02.091-98 от 30.06.98)
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

  1. Назовите „холодные” цеха машиностроительной промышленности.

  2. Назовите „горячие” цеха машиностроительной промышленности.

  3. В чем заключается технологический процесс литейного производства.

  4. Назовите основные процессы литейного производства.

  5. Опишите технологию литья в земляные формы.

  6. Опишите технологию литья в оболочковые формы.

  7. Опишите технологию точного литья по выплавляемым моделям.

  8. Назовите профессиональные вредности, возникающие при литье в земляные формы.

  9. Назовите профессиональные вредности в литейных цехах.

  10. Назовите профессиональные вредности при литье в оболочковые формы.

  11. Опишите особенности загрязнения воздуха при плавке и заливке сталей.

  12. Охарактеризуйте метеорологические условия литейных цехов.

  13. Охарактеризуйте вибрационный фактор в литейном производстве.

  14. Охарактеризуйте шумовой фактор в литейном производстве.

  15. Особенности архитектурно-планировочных решений литейного производства –как метод оздоровления условий труда.

  16. Меры защиты от вредного воздействия шума и вибрации в литейном производстве.

  17. Особенности микроклимата в кузнечно-прессовых цехах.

  18. Особенности шумо-вибрационного фактора в кузнечно-прессовых цехах.

  19. Основные пути оздоровления условий труда рабочих в кузнечно-прессовых цехах.

  20. Виды термической обработки металла.

  21. Особенности условий труда в термических цехах.

  22. Основные пути оздоровления условий труда в термических цехах.

  23. Гигиеническое значение СОЖ при обработке металлов.

  24. Гигиеническая характеристика условий труда в механических цехах.

  25. Назовите виды термического класса сварочных процессов.

  26. Назовите виды термомеханического класса сварочных процессов.

  27. Назовите виды механического класса сварочных процессов.

  28. Профессиональные вредности при различных классах сварки.

  29. Профессиональные заболевания, возникающие при различных видах сварки металлов.

  30. Особенности гигиены труда при лазерной сварке металлов.

  31. Оздоровительные мероприятия при сварочных работах.

  32. Особенности технологии в гальванических цехах.

  33. Особенности условий труда рабочих гальваников и профессиональной заболеваемости.

  34. Оздоровительные мероприятия в гальванических цехах.

  35. Назовите этапы получения металлического алюминия из руд.

  36. Назовите этапы получения глинозема.

  37. Что служит сырьем для производства глинозема

  38. Приведите состав пыли, образующейся в производстве глинозема

  39. Назовите основные профессиональные вредности в производстве глинозема

  40. Особенности заболеваемости рабочих в производстве глинозема

  41. В чем заключается процесс электролитического получения алюминия

  42. Какие газы и аэрозоли выделяются в процессе электролитического получения алюминия

  43. Назовите преобладающие нозологические формы в структуре заболеваемости рабочих в цехах электролизного получения алюминия

  44. Назовите руды из которых выплавляют свинец

  45. Какие вещества входят в состав газовой смеси, образующейся в процессе плавки концентрата свинцовых руд

  46. С какой целью осуществляют рафинирование свинца

  47. В чем опасность для организма пыли свинцовых руд

  48. Какими веществами загрязняется воздух рафинировочных цехов свинцового производства

  49. Назовите характерные особенности заболеваемости рабочих свинцовых заводов

  50. Основные этапы технологического процесса получения меди

  51. Исходные материалы для получения меди

  52. Основные способы производства меди

  53. Назначение обжига многосернистой шихты медных руд. Способы обжига

  54. Какие цели преследует плавка на штейн? Виды плавки на штейн?

  55. Как получают черновую медь

  56. Назовите основные профессиональные вредности в производстве меди

  57. Вредные вещества в воздухе цехов при производстве меди

  58. Особенности заболеваемости рабочих в производстве меди

  59. Основные пути оздоровления условий труда на предприятиях ЦМ

  60. Назовите размеры СЗЗ в зависимости от мощности предприятий ЦМ

  61. Лечебно-профилактические мероприятия по оздоровлению условий труда при производстве меди.


Вопросы тестового контроля

  1. К горячим цехам машиностроительных предприятий относятся:

а) термические

б) кузнечно-штамповочные

в) механические

г) сварочные производства

д) металлопокрытий


  1. К холодным цехам машиностроительных предприятий относятся:

а) литейные

б) термические

в) сварочное производство

г) цехи металлопокрытий

д) механические


  1. К основным процессам литейного производства относятся:

а) подготовка шихтовых материалов

б) загрузка в печи

в) очистка печи

г) плавка металла

д) очистка изделий

е) все ответы верны




  1. В вагранках выплавляется:

а) золото

б) медь


в) чугун

г) сталь


д) цветные металлы


  1. Сталь выплавляется:

а) в вагранках

б) в электропечах

в) в домнах

г) в тиглях

д) в керамических емкостях


  1. Формовочная смесь состоит из:

а) горелая земля

б) песок


в) глина

г) уголь


д) металлические опилки


  1. Наиболее гигиеничным является литье:

а) в земляные формы

б) литье в оболочковые формы

в) точное литье по выплавляемым моделям

г) кокильное литье

д) литье в пластиковые формы


  1. Основными профессиональными вредностями при литье в земляные формы являются:

а) пыль

б) токсические вещества

в) шум, вибрация

г) тепловое излучение

д) электромагнитное излучение


  1. Труд кузнеца относится к категории:

а) средней тяжести или тяжелому

б) легкому

в) опасному

г) нервно-эмоциональному




  1. Основные профессиональные вредности в кузнечно-прессовых цехах:

а) нагревающий микроклимат

б) импульсный шум

в) вибрация рабочего места

г) вредные газы

д) все ответы верны


  1. Основными профессиональными вредностями в термических цехах являются:

а) высокая температура воздуха

б) токсические вещества

в) высокочастотные электромагнитные поля

г) лучистое тепло

д) высокая относительная влажность воздуха


  1. В механических цехах осуществляется:

а) холодная обработка металла

б) горячая обработка металла




  1. Основными профессиональными вредностями в механических цехах являются:

а) аэрозоли смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ)

б) шум


в) металлы-аллергены

г) минерально-металлическая пыль

д) все ответы верны


  1. К термическому классу сварочных процессов относятся:

а) электродуговая сварка

б) электронно-лучевая сварка

в) сварка световым лучем

г) плазменная обработка металла

д) все ответы верны


  1. К термомеханическому классу сварочных процессов относятся:

а) электрическая контактная сварка

б) сварка токами высокой частоты

в) диффузионная сварка в вакууме

г) сварка световым лучом

д) все ответы верны


  1. Наиболее неблагоприятной в гигиеническом отношении является:

а) термический класс сварки

б) с использованием плазменной струи

в) сварка световым лучом


  1. Основные неблагоприятные производственные факторы сварки цехов:

а) пыль, пары, газы

б) интенсивное УФ-облучение

в) тепловое воздействие открытой электрической дуги

г) вибрация

д) шум


  1. При сварке электрической дугой из сварщика может возникнуть:

а) электроофтальмия

б) катаракта

в) пневмокониоз

г) профессиональный бронхит

д) все ответы верны


  1. Основными профессиональными вредностями в гальванических цехах являются:

а) химические вещества

б) аллергены-металлы

в) пыль

г) все ответы верны




  1. Какие виды профессиональной патологии встречаются у рабочих гальванических цехов:

а) химические ожоги

б) хромовые язвы

в) дерматиты, экземы

г) вибрационная болезнь

д) профессиональные отравления

е) все ответы верны




  1. Основными компонентами пыли и газов, образующейся при электродуговой сварке являются:

а) окислы железа

б) примеси марганца, хрома, никеля, ванадия

в) оксид углерода

г) озон, оксиды азота

д) все ответы верны


  1. Наиболее вредное влияние на организм при электродуговой сварке оказывают:

а) оксиды железа

б) оксиды марганца

в) фтористые соединения

г) озон



  1. При плазменном напылении и резке металлов вредными факторами являются:

а) шум, пыль, газы

б) тепловое излучение

в) УФ излучение

г) электромагнитное поле




  1. Для равномерного нагрева металлические изделия помещают в ванны:

а) с расплавленным свинцом

б) с солями хлорида бария

в) с селитрой

г) все ответы верны




  1. Закалку металлических заготовок проводят путем погружения их в заключенные:

а) ванны с цианистыми соединениями

б) ванны с минеральными маслами

в) ванны с расплавленным свинцом

г) ванны с расплавленной селитрой




  1. Закалка металлических заготовок в ваннах с минеральными маслами сопровождается выделением:

а) аммиака

б) оксида углерода

в) сернистого газа

г) паров углеводородов и продуктов их пиролиза

д) все ответы верны


  1. Для удаления вредных газов и паров от гальванических ванн целесообразно использование:

а) защитного противопылевого кожуха (аспирация)

б) вытяжного зонта

в) бортового отсоса

г) панели равномерного всасывания




  1. Для защиты от инфракрасного излучения используются:

а) воздушно-тепловая завеса

б) аспирация

в) эжекция

г) воздушное душирование

д) местные отсосы


  1. Для локализации и удаления воздуха от заточного станка (характерно высокое содержание пыли) наиболее рациональным следует считать устройство:

а) защитного противопылевого кожуха

б) вытяжного зонта

в) бортового отсоса

г) панели равномерного всасывания

д) вытяжного шкафа


  1. Естественная, организованная управляемая вентиляция называется:

а) инфильтрацией

б) сквозным проветриванием

в) эжекцией

г) абсорбцией

д) аэрацией


  1. Укажите цех, относящийся к машиностроению:

а) арматурный

б) флотационный

в) обогатительный

г) кассетный

д) кузнечный


  1. Кокильное литье – это:

а) литье под давлением

б) литье в металлические формы

в) литье в земляные формы

г) литье в оболочные формы

д) точное литье


  1. Для каких цехов наиболее характерно наличие паров и аэрозолей СОЖ:

а) плавильное отделение литейного цеха

б)отделение землеприготовления литейного цеха

в) цех по холодной обработке металлов

г) кузнечный цех

д) гальванический цех


  1. Какой вид вибрации отмечается в кузнечно-прессовых цехах?

а) транспортная

б) технологическая

в) транспортно-технологическая

г) местная

д) смешанная


  1. Рабочие каких специальностей в машиностроительных цехах подвергаются воздействию преимущественно местной вибрации:

а) электросварщики

б) клепальщики

в) обрубщики

г) гальваники

д) литейщики


  1. Какими путями производится точное литье по выплавляемым моделям?

а) изготовление стеариново-парафиновой модели

б) изготовление земляных моделей

в) высушивание в парах аммиака

г) на специальных машинах-прессах

д) использование быстросохнущих составов и поддувка углекислым газом


  1. Какая сварка относится к механическому классу сварочных процессов?

а) электродуговая сварка

б) диффузная вакуумная сварка

в) холодная сварка

г) электронно-лучевая сварка

д) ультразвуковая сварка


  1. Каким способом производится цементация в термическом цехе?

а) азотированием в струе аммиака

б) в ваннах с природными газами

в) нагреванием в древесном угле с примесью углекислой соды

г) в ваннах с парами свинца

д) в ваннах с цианистыми соединениями


  1. Основными процессами литейного производства являются:

а) подготовка шихтовых материалов для плавки

б) плавка металла

в) прокат металла

г) лигирование

д) выпуск и заливка металла в формы
Какой вид литья предусматривает изготовление стеариново-парафиновой модели?

а) точное литье

б) литье в земляные формы

в) кокильное литье

г) центробежное литье

д) литье в оболочковые формы




  1. Какими способами производится обработка металла в кузнечно-прессовых цехах?

а) динамическим

б) статическим

в) воздушным

г) газоразрядным

д) химическим


  1. Для придания металлу определенных физико-химических свойств его подвергают:

а) термической закатке

б) отпуску и томлению

в) отжигу

г) обработке на прокатных станах

д) очистке от наплывов


  1. Какой вид топлива применяют в пламенных печах для нагрева металлических заготовок?

а) газообразный

б) жидкий

в) твердый

г) радиоактивный

д) электрический


  1. В механических цехах производятся все виды холодной обработки металла на станках, которые в зависимости от выпоняемых операций делятся на:

а) работающие лезвийным инструментом

б) работающие абразивным инструментом

в) работающие бурильным инструментом

г) работающие рубильными инструментами

д) работающие виброинструментами


  1. В качестве смазочно-охлаждающих жидкостей применяют:

а) минеральные масла

б) щелочные растворы

в) кислотные растворы

г) цианистые соединения

д) растворы тяжелых металлов


  1. Электродуговая сварка ведется:

а) плавящимися электродами

б) неплавящимися электродами

в) электронно-лучевой пушкой

г) плазменной струей

д) лазерной установкой
Для сварки токами высокой частоты применяют 2 способа передачи энергии:

а) контактный

б) радиационный

в) индукционный

г) конвекционный

д) кондукционный




  1. На первом этапе получения металлического алюминия из алюмосодержащих руд извлекают:

А) шихту

Б) глинозем

В) бокситы

Г) штейн


Д) все ответы верны


  1. В производстве глинозема выделяют этапы подготовки шихты:

А) сухая подготовка многокомпонентной шихты

Б) дробление и мокрый размол шихты

В) корректирование пульпы

Г) рафинирование

Д) все ответы верны


  1. К важнейшим алюминиевым рудам относятся:

А) бокситы

Б) нефелины

В) алуниты

Г) каолины

Д) все варианты верны


  1. Производственный аэрозоль глиноземного производства содержит:

А) оксиды алюминия

Б) оксиды кремния

В) оксиды щелочных металлов

Г) оксиды железа и кальция

Д) все варианты верны


  1. Характерным для заболеваемости рабочих в цехах спекания и гидрохимии глинозема является:

А) болезни мочевыделительных органов

Б) хронический бронхит токсикопылевой этиологии

В) острый и подострый коньюнктивит

г) контактные дерматиты

Д) все ответы верны


  1. При получении металлического алюминия используется:

а) электролиз глинозема в расплавленном криолите

б) электролиз глинозема в расплавленной щелочи

в) электролиз глинозема в растворе серной кислоты


  1. Характерным для аэрозольного загрязнения воздуха электролизных цехов при получении алюминия является образование:

А) фторида водорода

Б) солей фтора

В) аммиака

Г) меркаптана

Д) гелия


  1. В процессе плавки свинцовых концентратов образуется газовая смесь, содержащая

А) сернистый ангидрид

Б) оксид и диоксид углерода

В) азот

Г) пары расплавленных металлов, частицы пыли



Д) все ответы верны

  1. Для воздуха цехов рафинирования свинца является характерным загрязнение

А) аэрозолями свинца

Б) цинка


В) сернистого газа

Г) оксидов углерода и азота

Д) все ответы верны


  1. У рабочих свинцовых заводов значительный удельный вес занимают болезни:

А) пищеварения

Б) нервной системы

В) катаракта

Г) гепатит

Д) остеохондроз


  1. Основными этапами технологического процесса получения меди являются:

А) подготовка сырья, приготовление и обжиг шихты

Б) плавка на штейн

В) продувка штейна на черновую медь

Г) рафинирование

Д) все ответы верны


  1. Самым распространенным промышленным минералом меди является:

А) халькопирит

Б) бокситы

В) глинозем

Г) серный колчедан




  1. Исходным сырьем для получения меди являются руды и концентраты всегда содержащие

А) соединения серы

Б) соединения кремния

В) соединения натрия

Г) соединения фтора

Д) соединения иода


  1. Какой газ выделяется на всех этапах технологического процесса получения меди?

А) фтористый водород

Б) озон


В) сернистый газ

Г) водород

Д) гелий


  1. В воздухе рабочей зоны медеплавильных цехов обнаруживается пыль, содержащая:

А) медь

Б) диоксид кремния

В) цинк

Г) соединения мышьяка



Д) оксиды железа

Е) все ответы верны





  1. Свинец депонируется преимущественно

А) в печени

Б) в костях

В) в почках

Г) в эритроцитах

Д) в нервной системе


  1. Укажите орган имеющий основное значение в обезвреживании ядов

А) почки

Б) печень

В) селезенка

Г) легкие

Д) толстый кишечник


  1. К цветным металлам относятся

А) Al, Cu, Pb

Б) Al, Cu, сталь

В) чугун, алюминий, цинк

Г) медь, сталь, чугун

Д) свинец, цинк, сталь


  1. Стимулирует выделение свинца из организма:

а) пектин

б) молоко

в) кисломолочные продукты

г) рыбные блюда

д) молочные блюда


  1. Увеличивает всасывание свинца в ЖКТ низкое содержание в пищевом режиме

А) железа

Б) углеводов

В) калия

Г) кальция

Д) витамина С
68. Наиболее ранним симптомом свинцовой интоксикации является нахождение

а) ферменты аминолевулиновой кислоты

б) копропорфирина

в) глюкозы в крови

г) повышенное содержание углекислого газа в крови

д) все ответы верны



Ситуационные задачи

Задача №1. Температура воздуха в рабочей зоне механизированного кузнечного цеха в летнее время составляет +35°С. Интенсивность теплового облучения достигает 2200 ккал/м2.ч. Относительная влажность воздуха составляет 30%, а его подвижность 0,8м/с. Температура наружного воздуха достигала +28°С.

Задание: а) оцените условия микроклимата данного цеха;

б) назовите методы оценки микроклимата;

в) рекомендуйте оздоровительные мероприятия.


Задача №2. В механическом цехе производится обработка отдельных частей подшипников на токарных станках. Работа заключается в определении точности отделки светлых деталей; фон светлый, объект различения 0,1-0,2мм. Осветительные установки выполнены системой комбинированного освещения. Измеренный уровень освещенности 1500-1700лк.

Задание: а) определите характер зрительной работы;

б) дайте характеристику искусственного освещения, срав-

ните с санитарными нормами;

в) опишите методику измерения уровней освещенности.
Задача №3. В сборочном цехе авторемонтного завода используется электродуговая сварка. Она осуществляется качественными электродами, в обмазке которых содержатся соединения железа и марганца. Сварочные работы сопровождаются образованием сварочного аэрозоля, концентрация которого на рабочем месте сварщика составляет 28мг/м3. В составе аэрозоля были обнаружены окислы железа с примесью окислов марганца, которые составили 3,5%.

Задание:

а) определите ПДК сварочного аэрозоля и дайте оценку воздушной среды сборочного цеха;

б) назовите вид пневмокониоза, который возникает у электросварщиков;

в) опишите метод определения запыленности на рабочем месте.
Задача №4. В кузнечном цехе производственный процесс механизирован. На рабочем месте кузнеца в теплый период года температура воздуха повышается до +30-32°С, при интенсивности теплового облучения, достигающей 1500ккал/м2.ч.

Задание:

а) определите условия воздушного душирования (температуру и подвижность воздушной струи);

б) какие мероприятия можно рекомендовать дополнительно для оздоровления условий труда;

в) каким прибором определяется уровень теплоизлучения?
Задача №5. При изучении микроклимата термического цеха машиностроительного завода в холодном периоде года были получены следующие результаты:

а) на постоянных рабочих местах температура воздуха составляла +18-23°С;

б) относительная влажность – 50-65%;

в) скорость движения воздуха – 0,4м/с;

г) за пределами постоянных рабочих мест температура воздуха равнялась +10°С.

На одного работающего приходится 60м2 площади цеха. Выполняемая работа относится к категории средней тяжести (ΙΙб).

Задание: а) соответствуют ли санитарным нормам метеоусловия на

постоянных рабочих местах и за их пределами?

б) дайте определение постоянным рабочим местам;

в) опишите методику определения влажности воздуха.


Задача №6. На рабочем месте участка заливки литейного цеха используется воздушный душ. Температура подаваемого воздуха в холодном периоде +16°С, скорость его движения - 2,5м/с. Интенсивность теплового облучения на рабочем месте составляет 1400 ккал/м2.ч. Выполняемая работа требует затрат энергии организма 250 ккал/ч.

Задание:

а) определите соответствует ли санитарным нормам данные условия воздушного душирования;

б) опишите методику измерения скорости движения воздуха;

в) ответьте, какой вид профессиональной патологии может возникнуть при интенсивном теплооблучении работающих?
Задача №7. На машиностроительном заводе в цехах по холодной обработке металла используется внутрицеховой самоходный транспорт – электрокары, работа на которых занимает 60% времени смены. Водители электрокаров во время работы подвергаются воздействию вибрации следующих параметров:


Среднегеометрические частоты октавных


Полос, Гц


2


4


8



16


32



63



125

Измеренные


уровни значений виброскорости, дБ

120

116

110

110

109

108

102



страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: