страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12
1.Тема № 3. Гигиена труда медработников. Основные неблагоприятные факторы. Влияние на состояние здоровья. Особенности труда медработников. Заболеваемость. Мероприятия по оздоровлению условий труда.
2.Цель занятия: Формирование знаний и умений оценивать влияние профессиональных вредных факторов на здоровье медработников и общие меры профилактики их неблагоприятного воздействия.
3.Задачи обучения.
а) формировать знания и умения по содержанию и методам гигиены труда медработников;
б) формировать навык оценивать условия труда медработников;
в) формировать навык разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий для медработников;
г) формировать навык разрабатывать важные и неотложные меры, направленные на снижение как общей, так и профессиональной заболеваемости медицинских работников.
4.Основные вопросы темы.
-
Комплекс различных неблагоприятных факторов, подвергающиеся в своей деятельности медицинские работники (физические, химические, биологические, эргономические)
-
Особенности труда врачей хирургического профиля
-
Особенности труда врачей инфекционистов
-
Особенности труда врачей фтизиатров
-
Особенности труда медицинского персонала, работающего в микробиологической лаборатории
-
Особенности труда медицинских сестер
-
Условия труда специалистов кабинета ультразвуковой диагностики
-
Применение лазерной техники в медицине
-
Важные и неотложные меры, направленные на снижение как общей, так и профессиональной заболеваемости медицинских работников.
-
Требования СанПиН 2.1.3.1375 – 03 « Гигиеническиеи требования к размещению, устройству оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»
5.Методы обучения и преподавания.
Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных задач. Комбинированный (метод групповой дискуссии, писменный опрос).
6.Литература.
Основная
1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 495-501 с.
2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 576-579 с.
3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 426-433 с.
Дополнительная
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда ( под ред. Кириллова В.Ф.) – М., Медицина, 2001 г.- 353-366 с.
5. Лекционный курс кафедры.
6. СанПиН 2.1.3.1375 – 03 « Гигиеническиеи требования к размещению, устройству оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»
7. Закон «О труде в Республике Казахстан» (10.12.1999 г., № 443 -13 РК)
8. Закон РК « О безопасности и охране труда» (28.02.2004, № 528)
9.Российская энциклопедия по медицине труда / Под ред. Н.Ф. Измерова.- М.: Медицина, 2005.- 259-264 с.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Вопросы
-
Некоторые особенности труда врачей
-
Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда медработников
-
Эргономическая оценка рабочих мест и поз
-
Психофизиологические аспекты трудовой деятельности
-
Состояние здоровья медицинских работников
-
Социально-психологические аспекты труда
-
Особенности влияния физических факторов (ионизирующее и неионизирующее излучение, ультразвук, лазерное излучение, шум, вибрация и др.)
-
Особенности влияния химических факторов (высокоактивные лекарственные препараты, химические вещества и дезинфицирующие средства)
-
Особенности влияния биологических факторов (патогенные микроорганизмы)
-
Оздоровление условий и характера труда медицинских работников и повышение его эффективности
-
Охрана здоровья врачей.
Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала
Ситуационная задача №1
Больной Б., 49 лет, работал около 20 лет врачом-лаборантом. В год делал до 4000 биохимических анализов. Основные профессиональные вредности – сера, уксусная кислота, трихлоруксус (концентрация уксусной кислоты превышало ПДК 20 раз, ПДК-5мг/м), щелочи идр. активные химические вещества – тиомочевина, ортотолуидин, фосфат калия. На рабочем месте не было вентиляции. Обратился в проф. центр с жалобами на сухость в носу, горле, носовые кровотечения и боли в горле. При осмотре выявлено атрофия слизистой гортани и глотки. Заключение специалистов: атрофический ринофарингит токсико-химической этиологии.
Задание: 1. Ваши рекомендации
2. Дальнейшая тактика
Ситуационная задача № 2
Больной Р. , 45 лет, 18 лет работал зав. отделением анестезиологии, постоянно контактировал с ингаляционными и неингаляционными наркозными химическими веществами (в неделю 6 раз от 3-х до 6-ти часов). На рабочем месте не было вентиляции. Последние 3 года отмечал головные боли, слабость, потливость, иногда боли в правом подреберье, раздражительность. Биохимические данные: билирубин-19,5 ммоль/л, ЛДГ-14,4 ед, гамма глобулин-31,5%. УЗИ- признаки хронического гепатита. Клинический диагноз: Хронический активный токсико-аллергический гепатит в стадии обострения. Дискинезия желчевыводящих путей, хронический холецистит. Профессиональное заболевание.
1. Дайте рекомендации
2. Лечебно-профилактические меры
Ситуационная задача № 3
Больная М., 1960 г.р. Профессиональный анамнез: Медсестра процедурного кабинета. 20.10.92 г. Из технического термометра сушильного шкафа рассыпался ртуть. Узнали только в конце рабочего дня. М. и еще 5 медсестер проводили демеркурилизацию, меры безопасности не соблюдали. Через несколько часов у 3-х медсестер отмечались признаки отравления: головная боль, сухость во рту, сонливость, общая слабость, жжение глаз, вкус железа во рту. Представителями СЭС обнаружено: в воздухе процедурного кабинета содержание ртути состовляло-0,010-0,025 мг/м. Через сутки у больной М. выявлено астено-вегетативный синдром. Содержание ртути в моче – 0,36 мг/л. Заключение : Острое отравление парами металлической ртути легкой степени.
1. Рекомендации.
2. Лечебно-профилактические меры.
Ситуационная задача № 4
Больной Н., 30 лет, врач-офтальмолог, работал устройством лазер ОК-2. Во время работы сломалось защитное устройство и лазерные лучи прямо попадали в правый глаз. Зрение ухудшилось, появилась скатома абсолютная. Скатома держалась 40 мин, к концу рабочего дня зрение восстановилось.
1. Профилактические мероприятия вредных воздействии лазера на мед.работники.
2. Дайте гигиеническую оценку условий труда.
3. Рекомендации.
Ситуационная задача № 5
Больная Н., участковый терапевт. Из санитарно-гигиенической характеристики: обслуживает 3000 человек, в экстренных случаях делает внутривенные, внутримышечные инъекции, больным с асцитом – парацентез. Среди них есть больные с вирусным, инфекционным гепатитом. Карта эпид. наблюдения: место заражения – рабочее место. Источник заражения – вирусоноситель, больной с вирусным гепатитом. Пути передачи инфекции – асцитическая жидкость, через поврежденные участки руки. Клинический диагноз: Активная фаза хронического вирусного гепатита С, фаза репликации вируса. Профзаболевание.
-
Рекомендации
-
Определить трудоспособность
-
Лечебно-профилактические мероприятия.
1.Тема № 4. Гигиена труда женщин и подростков. Группировка отраслей промышленности по степени концентрации женского труда. Особенности действия некоторых химических и физических факторов производственной среды на организм женщин. Основные вопросы заболеваемости и трудоспособности женщин. Санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны женского труда в современных условиях.
2.Цель: Формирование знаний и умений по законодательным и нормативным актам, регламентирующими охрану труда женщин и подростков, методические подходы к специфике гигиенической оценки условий труда женщин и подростков и санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны женского труда в современных условиях.
3.Задачи обучения.
а) формировать знания и умения по содержанию и методам гигиены труда женщин;
б) формировать навык оценивать условия труда женщин;
в) формировать навык определять класс условий труда женщин;
г) формировать навык разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий для женщин;
д) формировать навык оценивать проект нового строительства с точки зрения охраны труда женщин;
е) формировать навык оценивать условия медико-санитарного обслуживания работающих женщин.
4.Основные вопросы темы.
-
Гигиена труда как раздел профилактической медицины
-
Понятие о производственной среде, профессиональных вредностях и профзаболеваниях.
-
Особенности гигиены труда в РК
-
Структура санэпидслужбы в РК
-
Понятие о гигиене труда женщин
-
Особенности реакции женского организма на производственные факторы
-
Влияние вредных производственных факторов на репродуктивную функцию женщин
-
Законодательство о труде женщин в РК
-
Гигиенические требования к организации труда женщин
-
Гигиенические требования к организации труда беременных женщин
-
Основные принципы оздоровления условий труда на предприятиях
-
Основные законодательные и нормативные акты РК по охране здоровья работающих.
5.Методы обучения и преподавания.
Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (работа в малых группах, дискуссия, презентация).
6.Литература.
Основная
1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 472-478 с.
2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 494-501 с.
3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 426-433 с.
Дополнительная
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда ( под ред. Кириллова В.Ф.) – М., Медицина, 2001 г.-353-354 с.
5. Лекционный курс кафедры.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин» (приказ МЗ РК № 632 от 18.08.2004).
7. Руководство по гигиене труда под ред. Измерова Н.Ф.) – М., Медицина, 1987 том, 1, с 43-58.
8. Фридлянд И.Г. – Гигиена женского труда. – Медицина, 1975, 208 с.
9. Закон «О труде в Республике Казахстан» (10.12.1999 г., № 443 -13 РК)
10. Закон РК « О безопасности и охране труда» (28.02.2004, № 528)
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Вопросы
-
Дайте определение понятию «Гигиена труда женщин»
-
Назовите категории риска профессионально обусловленных нарушений репродуктивного здоровья работающих женщин.
-
Особенности влияния производственной вибрации на женский организм
-
Особенности влияния ионизирующего излучения на женский организм
-
Особенности влияния промышленных ядов на женский организм
-
Особенности влияния физической нагрузки и статики тела на специфические функции женского организма
-
Эндогенные факторы, влияющие на формирование репродуктивного здоровья человека
-
Экзогенные факторы, влияющие на формирование репродуктивного здоровья человека
-
Какую патологию беременности вызывают вредные факторы?
-
Какие нарушения фетоплацентарного комплекса у беременных вызывают вредные факторы?
-
Назовите критерии нарушения репродуктивного здоровья работающих женщин
-
Назовите нормативный документ, регламентирующий гигиенические требования к организации труда женщин.
-
Присутствие каких вредных факторов на рабочем месте является противопоказанием для труда женщин детородного возраста?
-
Назовите основные гигиенические требования к организации труда беременных женщин
-
Гигиенические требования к организации труда женщин (беременных) при работе на ПЭВМ и ВТ
-
Какие вредные и опасные факторы производственной среды должны быть исключены на рабочем месте женщин детородного возраста?
-
В какой период беременные женщины должны браться на диспансерный учет с трудоустройством вне воздействия вредных производственных факторов?
-
Дайте определение понятию «ТНС»
-
Допустимая рабочая поза для женщин в период беременности.
Ситуационные задачи для контроля на усвоение материала
Ситуационная задача №1
В текстильном цехе прядильно-ткацкой фабрики установлены автоматические станки АТ-100 М, которые являются источником шума. Уровень шума в течение дня изменяется на 2-3 дБ. Распределение уровней звукового давления следующее:
-
Октавные полосы частот, Гц
|
LБА
100
|
31,5
|
62
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
4000
|
8000
|
98
|
99
|
98
|
90
|
100
|
100
|
96
|
90
|
Задание: 1. Дайте характеристику шума и проведите его оценку.
2. Рекомендуйте меры защиты от шума.
3. Опишите блок-схему шума-виброизмерительного тракта.
4. Назовите нозологические формы профессиональной патологии от воздействия шума.
Ситуационная задача № 2
В пошивочном цехе швейной фабрики с поточно-конвейерной формой организации производственного процесса производится соединение деталей одежды и окончательная отделка. Швея – мотористка выполняет машинную строчку, которая содержит 5 элементов (приемов). Работа, выполняемая швеей, по зрительным условиям относится к разряду – точных. Длительность сосредоточенного наблюдения в процессе шитья составляет 60 % времени смены. Рабочая поза – сидя, подставок под ногами нет. Общий уровень шума -90 дБА, воздействует на работниц 85 % времени смены. Среди швей имеются несколько беременных.
1. Дайте оценку напряженности труда швей-мотористок.
2. Какие мероприятия могут обеспечить сохранение работоспособности в данных условиях ?
3. Каким прибором измеряется уровень освещенности, виды освещения ?
4. Каким документом оформляются результаты санитарного обследования ?
Ситуационная задача № 3
В швейном цехе фабрики используется система кондиционирования воздуха. При изучении микроклимата этого цеха в теплом периоде года установлено, что температура воздуха равна + 23 0 C, относительная влажность 50 %, а скорость движения воздуха 0,2 м/с. Общий уровень шума в цехе – 93 дБА. Длительность сосредоточенного наблюдения – 85 %. Рабочая поза – сидя, рабочий контингент – женщины, в т.ч. и беременные. Работа двухсменная. Регламентированные перерывы отсутствуют. Обеденный перерыв – 30 мин. Комната личной гигиены женщины отсутствует.
1. Дайте гигиеническую оценку полученным параметрам.
2. Какими приборами измеряется влажность воздуха.
3. Назовите нормативный документ, используемый при решении поставленных задач.
4. Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
5. Определите класс вредности каждого фактора.
Ситуационная задача № 4
В механосборочном цехе используется труд женщин для перемещения деталей собираемых здесь косилок для сельского хозяйства. При этом 10 женщин осуществляют подъем и перемещение деталей вручную весом 20 кг с чередованием с другой работой; 12 женщин поднимают тяжести весом 15 кг на высоту 1,8 м; 8 женщин осуществляют подъем и перемещение деталей постоянно в течение рабочей смены весом 16 кг. Суммарная масса груза перемещаемого женщинами в течение рабочей смены составляет около 7500 кг. Среди работниц трудятся 7 беременных. Общий уровень шума в цехе – 95 дБА, освещенность – 50 лк.
1. Определите допустимость указанных нагрузок для женщин, в том числе и для беременных.
2. Назовите нормативный документ, применяемый в данном случае.
3. Дайте гигиеническую оценку условий труда.
4. Предложите профилактические мероприятия.
Ситуационная задача № 5
В столярно- сборочном цехе Алматинской мебельной фабрики выполняются производственные операции, относящиеся по зрительным условиям к третьему разряду. Естественное освещение обеспечивается через световые проемы в наружных стенах зданий. Для определения фактического КЕО измерена освещенность снаружи и внутри здания в точке минимального значения КЕО. Освещенность снаружи равна 10000 лк, внутри здания 400 лк. Среди рабочих имеются женщины, им приходится поднимать детали до 15 кг, за смену им приходится передвигаться по цехам до 12 км.
1. Определите нормируемый КЕО.
2. Рассчитайте фактический КЕО и сравните с нормируемым.
3. Каким прибором измеряется освещенность.
4. Назовите нормативный документ, необходимый для решения поставленных задач.
5. Определите соответствие указанных параметров требованиям гигиены труда женщин.
Ситуационная задача № 6
В сборочном цехе часового завода производственные операции связаны с рассматриванием деталей размером 0,2 – 0,28 мм. Работа выполняется на светлом фоне при малом контрасте объекта различения с фоном. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – сидя. Длительность сосредоточенного наблюдения – 85 % времени смены. Работа с оптическими приборами ( лупа, микроскоп) – 70 % времени смены.
1. Определите разряд и подразряд работы по зрительным условиям, требуемая освещенность на данном рабочем месте.
2. Укажите наиболее целесообразный, в данном случае источник света и систему освещения.
3. Методика определения освещенности.
4. Преимущества и недостатки люминисцентных ламп.
5. Дайте заключение по условиям труда женщин.
Ситуационная задача № 7
В швейном цехе Алматинской швейной фабрики производится пошив детских платьев. Наименьший размер деталей равен 0,2 мм. Естественное освещение, боковое, двустороннее, через окна. КЕО равен 2-4 %. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – сидя. Влажность воздуха – 70 %, общий уровень шума – 90 дБА. Длительность сосредоточенного наблюдения – 70 % времени смены.
1. Определите характер зрительной работы, дайте характеристику естественного освещения.
2. Оцените КЕО.
3. Каким прибором измеряется освещенность и принцип его работы.
4. Дайте определение коэффициента отражения.
5. Дайте заключение по условиям труда женщин.
Ситуационная задача № 8
В прядильном цехе производится прядение нити. Прядильщицы осуществляют наблюдение за целостью нити, толщиной 0,4 мм. Нить темная, контраст малый. Освещение искусственное, осуществляется светильниками, расположенными равномерно по всему цеху. Уровень освещенности -100-120 лк. Контингент работающих – женщины, среди них есть беременные. Рабочая поза – стоя. За время смены ходьба составляет около 15 км. Длительность сосредоточенного наблюдения – 60 % времени смены. Общий уровень шума – 95-100 дБА.
1. Дайте гигиеническую характеристику условий труда женщин.
2. Определите класс вредности трудового процесса.
3. Какими нормативными документами будете пользоваться.
4. Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
Ситуационная задача № 9
Заключительным этапом строительства зданий и сооружений являются отделочные операции. Работа маляров характеризуется рядом особенностей. Они не имеют стационарного рабочего места, постоянно находятся в движении. Расстояние, которое они проходят за рабочий день по лестницам, достигает 1,5 км. Малярам приходится работать в вынужденном положении тела в течение 30-40 % времени смены. Было выявлено, что один шаг составляет 0,5 м. Частота пульса при окраске достигла в среднем 96 уд/мин. Контингент работающих – в основном женщины. Комната личной гигиены отсутствует. Обеденный перерыв -30 мин. Освещенность рабочего поля – 20-30 лк. Концентрация ацетона в воздухе рабочей зоны достигает 200 мг/м3, ощущается резкий запах неустановленных химических веществ малярных материалов.
Дайте оценку тяжести труда маляров.
Укажите возможные пути облегчения их труда.
Назовите нормативные документы, используемые при проведении текущего саннадзора.
Каким документом руководствуются при расследовании случаев профзаболеваний.
Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
Ситуационная задача № 10
В автобусно-троллейбусном парке №1 водителями троллейбусов работает много женщин (60 % от состава). При изучении условий труда оказалось, что они подвергаются воздействию общей толчкообразной транспортной вибрации. При измерении уровней вибрации на полу кабины (ось Z) установлены следующие ее параметры:
-
Частоты октавных полос,Гц
|
2
|
4
|
8
|
16
|
32
|
63
|
Уровни виброускорения, дБ
|
127
|
123
|
124
|
130
|
136
|
142
|
Время воздействия вибрации за смену – 180 мин. Уровень шума в кабине – 90 дБА. Температура воздуха на рабочем месте водителя в летний период достигает 32 0 С, относительная влажность воздуха 70 %, скорость движения воздуха 0,5 м/с. Длительность сосредоточенного наблюдения более 75 % времени смены. Присутствует высокая степень риска для собственной жизни и жизни других людей. Фактическая продолжительность рабочего дня 8-9 часов. Среди водителей имеются беременные женщины.
Дайте гигиеническую оценку условий труда водителей.
Определите соответствие гигиенических параметров санитарным нормам для женщин.
Определите классы вредности и опасности каждого производного фактора.
Назовите нормативный документ для решения поставленных задач.
Рекомендуйте оздоровительные мероприятия.
Вопросы тестового контроля
1. Гигиена труда – это наука:
а) клиническая
б) экспериментальная
в) профилактическая
г) производственная
д) теоретическая
2. На какие классы делятся условия труда:
а) оптимальные
б) допустимые
в) вредные
г) опасные
д) все ответы верны
3. Основные структурные звенья санэпидслужбы РК на местах
а) Управление санэпиднадзора
б) Центр санэпидэкспертизы
в) Департамент санэпиднадзора РК
г) главный государственный врач РК
д) инспекция по труду
4. Укажите основные формы работы санэпидслужбы
а) предсаннадзор
б) текущий санитарный надзор
в) организационно-методическая работа
г) проведение медосмотр рабочих
д) повышение квалификации своих работников
5. Укажите основные функции санитарного врача:
а) функция контроля
б) функция оперативного регулирования
в) организационная функция
г) пропагандистская функция
д) функция потребления
6. ПДК – расшифровывается как:
а) предел должной концентрации
б) предельно допустимая концентрация
в) подобие допустимой концентрации
г) положительно достигаемая концентрация
д) принципиально допустимый концентрат
7. К острым профессиональным заболеваниям (отравлениям) относят заболевания, возникшие в течение:
а) 7 рабочих смен
б) 6 рабочих смен
в) 5 рабочих смен
г) 4 рабочих смен
д) 1 рабочей смены
8. Кто отвечает за создание нормальных условий труда на предприятий?
а) профсоюз
б) инспекция по труду
в) работодатель
г) прокурор
д) общественный инспектор по охране труда
9. Гигиенические нормативы условий труда – это:
а) ПДК
б) ПДУ
в) ОБУВ
г) СанПиН
д) СНиП
10. Каким прибором измеряется уровень освещенности:
а) анемометром
б) психрометром
в) люксметром
г) анероидом
д) актинометром
11.Двухсменная работа (без ночной смены) относится к классу условий труда:
а) оптимальной
б) допустимой
в) к классу «вредная 3.1 степени»
г) к классу «вредная 3.2 степени»
д) сверхнапряженной
12.Трехсменная работа (с работой в ночную смену) относится к классу условий труда:
а) оптимальной
б) допустимой
в) к классу «вредная 3.1 степени»
г) к классу «вредная 3.2 степени»
д) к классу сверхнапряженной
13.Нерегулярная сменность с работой в ночное время относится к классу:
а) оптимальной
б) допустимой
в) к классу «вредная 3.1 степени»
г) к классу «вредная 3.2 степени»
д) к классу сверхнапряженной
14.Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:
а) по наиболее высокому классу и степени вредности
б) по совокупности классов
в) по средней из суммы классов
г) по разнице между классами
д) все ответы верны
15.Продолжительность отдыха между сменами должна быть:
а) не менее 8 часов
б) не менее 12 часов
в) не менее 10 часов
г) не менее 14 часов
д) не регламентируется
16.Дайте определение понятию «гигиена труда женщин»
а) раздел теоретической медицины
б) раздел профилактической медицины
в) раздел клинической медицины
г) раздел экспериментальной медицины
д) раздел социальной медицины
17.Какой процент вновь выявленных случаев профзаболеваний в РК приходится на женщин?
а) 15
б) 20
в) более 10
г) 5
д) 30
18.Назовите величину индекса здоровья женщин РК:
а) 100%
б) 80%
в) 70%
г) 50%
д) 20-30%
19.Репродуктивное здоровье женщин зависит от:
а) напряженные социально-экономические условия жизни
б) вредные привычки
в) наследственность
г) вредные и опасные условия труда
д) все ответы верны
20.На какой срок женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам?
а) 70/56 дней
б) 70/70 дней
в) 80/70 дней
г) 90/80 дней
д) 100/90 дней
21.Привлекаются ли беременные женщины к работе в ночное время?
а) да
б) нет
в) с согласия женщины
г) по решению профсоюза
д) с разрешения прокурора
22.В каком возрасте женщины могут выходить на пенсию:
а) в 40 лет
б) в 50 лет
в) в 58 лет
г) в 60 лет
д) в 63 года
23.При какой численности работающих женщин на предприятий должны предусматриваться комнаты личной гигиены женщин:
а) 1000
б) 900
в) 800
г) 600
д) более 500
24.Допустимый подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час):
а) 2,5 кг
б) 5,0 кг
в) 7,5 кг
г) 10 кг
д) 12 кг
25.Допустимая ходьба за смену для женщин в период беременности (км):
а) до 2
б) 4
в) 5
г) 6
д) 8
26.В какой момент беременные женщины не допускаются к работе на видеотерминалах и ПЭВМ:
а) со дня оформления на работу
б) со дня установления беременности и в период кормления ребенка
в) со дня родов
г) со дня отпуска по беременности
д) по решению профсоюза
27.Загруженность рабочего дня считается малой, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения, занимает от общего времени рабочей смены, %:
а) менее 75%
б) менее 60%
в) менее 80%
г) менее 90%
д) менее 100%
28.Из какого расчета работниц устраиваются кабины в комнатах личной гигиены женщин:
а) 1 кабина на 100 работниц
б) 1 кабина на 50 работниц (в условиях повышенной запыленности)
в) 1 кабина на 150 работниц
г) 1 кабина на 200 работниц
д) 1 кабина на 250 работниц
29.Специализированные лечебно-оздоровительные комплексы для рациональной организации труда и отдыха женщин в период беременности (СК) должны предусматриваться на объектах с числом работающих женщин детородного возраста:
а) от 500 человек и выше
б) от 300 человек и выше
в) от 900 человек и выше
г) от 1000 человек и выше
д) не регламентируется
1.Тема № 5. Особенности действия некоторых химических и физических факторов производственной среды на организм подростков. Санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны труда подростков в современных условиях.
2.Цель: Формирование знаний и умений по законодательным и нормативным актам, регламентирующим охрану труда подростков, методические подходы к специфике гигиенической оценки условий труда подростков, санитарные нормы и основные направления гигиены и охраны труда подростков в современных условиях.
3.Задачи обучения.
а) формировать знания и умения по содержанию и методам гигиены труда подростков;
б) формировать навык оценивать условия труда подростков;
в) формировать навык определять класс условий труда подростков;
г) формировать навык разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий для подростков;
д) формировать навык оценивать проект нового строительства с точки зрения охраны труда подростков;
е) формировать навык оценивать условия медико-санитарного обслуживания работающих подростков.
4.Основные вопросы темы.
-
Проблема трудовой занятости подростков
-
Гигиеническая оценка и нормирование условий и организации труда поростков
-
Чувсвительность подросткового организма к факторам внешней среды
-
Специфика реакции организма подростка на профессионально-производственные факторы
-
Особенности реакции организма подростка на метеорологические условия
-
Особенности реакции организма подростка на производственный шум и вибрация
-
Особенности реакции организма подростка на промышленную пыль
-
Особенности реакции организма подростка на химческие вещества
-
Особенности реакции организма подростка на физические нагрузки
-
Гигиенические принципы нормирования условий и организации трудового обучения и труда подростков
-
Гигиенические требования к условиям трудового обучения и труда подростков (нормативные документы)
-
Лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия, облегчающие адаптацию подростков к производственным факторам
-
Основные законодательные и нормативные акты РК по охране здоровья подростков.
5.Методы обучения и преподавания.
Выполнение и обсуждение практического занятия. Решение ситуационных, тестовых задач. Комбинированный (дискуссия, презентация, кейс-стади).
6.Литература.
Основная
1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.- 478-495 с.
2. Гигиена. Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г.- 385-448 с.
3. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред. д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. – 371-426 с.
Дополнительная
4. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда ( под ред. Кириллова В.Ф.) – М., Медицина, 2001 г, 399 с.
5. Лекционный курс кафедры.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»
7. СанПиН Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков
8. Закон «О труде в Республике Казахстан» (10.12.1999 г., № 443 -13 РК)
9. Закон РК « О безопасности и охране труда» (28.02.2004, № 528)
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)
Вопросы
1.Дайте определение понятию «Гигиена подростков»
2.Трудовое обучение и труд подростков
3.Морфофункциональные возможности организма подростков
4.Адаптация подростков к началу трудовой деятельности
5.Трудовое законодательство в области охраны труда подростков
6.Классы условий труда подростков (оптимальные, допустимые и запрещенные)
7.Этапы проведения врачебно-профессиональной консультации
8.6 групп ключевых профессионально значимых функции (КПЗФ).
страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12
|