Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Титульный лист

методических рекомендаций





Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/40




Министерство образования и науки Республики Казахстан




Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Кафедра «Государственное и местное управление»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


к изучению дисциплины «Микроэкономика»

для студентов специальности 5В050700 «Менеджмент»

Павлодар


Лист утверждения методических рекомендаций



Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/41





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

__________ Пфейфер Н.Э.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»_____________20__г.

Составитель:_________ старший преподаватель Тусупаева М.Ж.

(подпись) (должность, учёная степень, звание, Ф.И.О.)
Кафедра ___«Государственное и местное управление»______

(наименование кафедры)


Методические рекомендации


к изучению дисциплины
«Микроэкономика»

для студентов специальностей 5В050700 «Менеджмент»


Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________20__г.

Протокол № _____.


Заведующий кафедрой________ Байтаева Г.Р. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрена УМС финансово-экономического_ факультета ___ «___»______________20__г. Протокол №____
Председатель УМС ______ Темиргалиева А.Б. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрено:

Начальник ОПиМОУП ______ Варакута А.А.__ «____» ____20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена учебно-методическим советом университета

«___»______________20__г. Протокол №____


1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Курс «Микроэкономика» позволяет изучить экономические отношения и процессы, встречающиеся в повседневной практике между основными экономическими агентами: менеджерами, потребителями, работниками и инвесторами.

Цель изучения курса «Микроэкономика» состоит в получении студентами знаний, необходимых для понимания механизма функционирования экономики на уровне домохозяйств, фирм, отраслей, а также для анализа последствий проводимой государственной политики. Это важно, поскольку развитие рыночной экономики определяется независимыми действиями множества производителей и потребителей, преследующими собственные интересы, и их необходимо учитывать при принятии экономических решений на уровне государства.

При изучении курса «Микроэкономика» рекомендуется следующая литература:



Основная

1 Базылев Н.И. , Гурко С.П., Базылева М.Н. Микроэкономика. учебное пособие М.:ИНФРА-М,2004

2 Маховиков Г.А.Микроэкономика. учебное пособие СПб.:Вектор,2005

3 Шевчук, Д. А.Микроэкономика. н/ Д: Феникс, 2007

4 Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. СПб.: Питер, 2005
Дополнительная

5 Котерова Н.П. Микроэкономика. учебное пособие. М. : Академия, 2003

6 Ивашковский С.Н.Микроэкономика. М.: Дело, 2002

7 Жаксыгалиева С.Ж., Батыргалиева Г.Х. Практикум по микроэкономике. Учебно-методическое пособие для вузов Уральск, 2001

8 Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2001г. - 547с.

9 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.; Дело, 2001г. – 456с.

10 Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т 1,2, С. -П.: Экономическая школа, 2002г. – 856с.

11 Мухамедиев Б.М. Микроэкономика. - Алматы.: Казак унивеситеты, 2001г. – 156с.

12 Симкина Л., Корнейчук Б. Микроэкономика. С.-П.: Пикур, 2002г. – 456с.

13 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2001г. – 789с.


2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА




2.1 Основы анализа спроса и предложения

При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность спроса и предложения. При этом следует различать индивидуальный и рыночный спрос и предложение. Обратить внимание на то, как можно определить функцию спроса и предложения аналитическим, табличным и графическим способами. Необходимо рассмотреть законы спроса и предложения, а также факторы, вызывающие изменение спроса (предложения) и объема спроса (предложения). При изучении данной темы важно понять, как достигается рыночное равновесие, и в чем заключается уравновешивающая функция цены, т.е. ценовой механизм.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определения индивидуального и рыночного спроса (предложения);

  • законы спроса и предложения;

  • ценовые и неценовые факторы спроса и предложения;

  • модель рыночного равновесия;

уметь

  • строить кривые спроса и предложения;

  • задавать функцию спроса (предложения) различными способами;

  • различать изменение спроса (предложения) и объема спроса (предложения);

  • графически изобразить равновесие на рынке.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10,11,12).
2.2 Теория эластичности спроса и предложения

При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность эластичности. Необходимо различать следующие виды эластичности спроса: по цене, по доходу и перекрестную эластичность. Для предложения рассчитывают эластичность только по цене. Эластичность спроса по цене означает реакцию изменения объема спроса на товар при изменении его цены, причем учитывается относительное изменение. Эластичность спроса по доходу также означает ту же реакцию, только в качестве переменной берется доход покупателей. В зависимости от значений коэффициента эластичности по доходу выделяют нормальные и низкокачественные товары .

Немаловажное значение имеет перекрестная эластичность, т.к. она помогает выявить монополизацию производства какого-либо товара. Кроме того, для студентов будет небезынтересно влияние налогов в зависимости от эластичности спроса и предложения.

В результате изучения данной темы студенты должны:



знать

  • определение эластичности спроса и предложения;

  • виды эластичности спроса: по цене, по доходу, перекрестная

  • варианты эластичности;

  • факторы, влияющие на эластичность;

  • взаимосвязь эластичности спроса по цене и совокупной выручки;

  • применение информации об эластичности в налоговой политике;

уметь

  • записать математические формулы всех видов эластичности;

  • графически изобразить различные варианты эластичности;

  • определять по значениям коэффициентов эластичности принадлежность товара к той или иной группе;

  • строить кривые Энгеля;

  • схематично показать влияние налогов.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10,13).

2.3 Теория потребительского выбора

При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность потребительского поведения. При этом различают два подхода: количественный и качественный (кардиналистская и порядковая теории). Раскрыть понятие «полезность». При рассмотрении кардиналистской концепции необходимо понять отличия общей и предельной полезности, а также закон об убывающей предельной полезности. Обратить внимание, как достигается равновесие потребителя. Разобраться в применении бюджетных ограничений.

При изучении порядковой теории потребительского поведения необходимо разобраться в том, как строятся кривые безразличия, какими свойствами они обладают, и на чем основано их применение. Кроме того, обучающимся необходимо рассмотреть расчет предельной нормы замещения.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определения предельной и совокупной полезности;

  • закон об убывании предельной полезности;

  • кардиналистский и порядковый подходы;

  • принципы построения бюджетных линий и кривых безразличия;

  • механизм равновесия потребителя;

  • предельная норма замены;

уметь

  • строить графики общей и предельной полезности;

  • рассчитывать общую и предельную полезность;

  • рассчитывать предельную норму замены;

  • строить кривые безразличия и бюджетные линии.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).

2.4 Теория производства

При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность производства, факторы и технологию производства. Рассмотреть описание производства с помощью производственной функции. Необходимо раскрыть понятие изокванты и ее свойства. Обратить внимание на различия краткосрочного и долгосрочного периодов, в каком из них действует закон об убывающей производительности фактора производства. Выявить взаимосвязь в изменении среднего и предельного продукта. Как рассчитывается норма технологического замещения. Рассмотреть применение функции Кобба – Дугласа. Что означает эффект масштаба и какие его виды встречаются. Также немаловажно изучить равновесие производителя, в связи с этим необходимо разобраться с принципом использования изокост.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • понятие производства;

  • определение факторов производства;

  • понятие технологии и производственной функции;

  • принцип использования изоквант, изокост и их свойства;

  • закон об убывающей отдаче фактора производства;

  • взаимосвязь в изменении совокупного, среднего и предельного продукта;

  • эффект масштаба;

уметь

  • строить изокванту и изокосту;

  • рассчитывать норму технологического замещения;

  • рассчитывать средний продукт, предельный продукт;

  • строить кривые совокупного, среднего и предельного продукта;

  • изобразить графически эффект масштаба.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10, 12, 13).

2.5 Издержки производства

При изучении данной темы необходимо раскрыть понятие издержек производства, бухгалтерский и экономический подход к определению издержек. Различать явные и скрытые издержки. Также необходимо разобраться в определении альтернативных издержек. Определить, какие виды издержек бывают в краткосрочном периоде. Выявить связь между средними и предельными издержками. Уметь рассчитывать средние постоянные, средние переменные и средние совокупные издержки, а также строить кривые средних издержек. Объяснение формы кривой средних издержек в долгосрочном периоде. Разобраться в определении экономии от масштаба и ее видов.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение издержек;

  • бухгалтерские и экономические издержки;

  • явные и скрытые издержки;

  • виды издержек в зависимости от длительности периода;

  • экономия от масштаба и ее виды;

уметь

  • рассчитывать общие издержки;

  • рассчитывать средние издержки;

  • строить кривые всех видов издержек;

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).
2.6 Предложение в условиях совершенной конкуренции

При изучении данной темы необходимо рассмотреть многообразие рыночных структур, раскрыть особенности поведения конкурентной фирмы. Определить цель деятельности фирмы. Дать определение экономической прибыли, нормальной бухгалтерской прибыли, валового дохода. Обратить внимание на различие в расчете среднего и предельного дохода. Понять принцип построения кривой спроса на продукцию конкурентной фирмы. Необходимо знать правило максимизации прибыли или минимизации потерь фирмы на конкурентном рынке. Выявить условия прекращения производства в краткосрочном периоде. Понять принцип построения кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде. Определить, в чем заключается максимизация прибыли конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Как строится долгосрочная кривая предложения фирмы.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение совершенной конкуренции;

  • понятия экономической и бухгалтерской прибыли;

  • расчет среднего и предельного дохода;

  • правило максимизации прибыли;

  • условия прекращения производства в краткосрочном периоде;

уметь

  • рассчитывать экономическую и бухгалтерскую прибыль;

  • рассчитывать средний и предельный доход;

  • строить кривую спроса на продукцию конкурентной фирмы;

  • строить кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде;

- строить долгосрочную кривую предложения фирмы.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10,11,12).



2.7 Монополия

При изучении данной темы необходимо раскрыть понятие монополии, и их видов. Дать определение монопсонии. Дать характеристику основной модели монополии. Объяснить, как достигается равновесие при монополии. Выявить взаимосвязь между предельным доходом и ценовой эластичностью спроса. Сформулировать правило максимизации прибыли монополиста. Выявить различия между монополией и совершенной конкуренцией. Определить показатели монопольной власти. Объяснить, в чем заключаются общественные издержки монополии. Дать определение естественной монополии. Раскрыть сущность государственного регулирования монополии. Дать определение ценовой дискриминации. Объяснить, в чем сущность нормативного анализа монополии. Кроме того, необходимо раскрыть понятие картеля, его возникновение и неустойчивость.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение монополии и монопсонии;

  • различие монополии и совершенной конкуренции;

  • равновесие для монополиста;

  • показатели монопольной власти;

  • сущность ценовой дискриминации;

  • деятельность картеля;

уметь

  • графически изобразить равновесие при монополии;

  • рассчитывать показатели монопольной власти;

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).

2.8 Монополистическая конкуренция

При изучении данной темы необходимо раскрыть поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Выявить различия в модели монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объяснить, как достигается равновесие монополистического конкурента.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение монополистической конкуренции;

  • равновесие монополистического конкурента в различных периодах;

уметь

  • изобразить графически равновесие монополистического конкурента в различных периодах;

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).

2.9 Олигополия

Необходимо дать определение олигопольного рынка. Объяснить стратегическое поведение фирмы. Дать определение дуополии. Охарактеризовать модель Курно, при этом рассмотреть принцип построения кривой реагирования фирмы. Провести сравнение олигополии с совершенной конкуренцией и монополией. Охарактеризовать модель дуополии по Бертрану. Объяснить применение модели ломаной кривой спроса. Охарактеризовать модель лидерства в ценах. Раскрыть сущность ценообразования, ограничивающего вход в отрасль.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • равновесие олигополиста в различных периодах;

- модели олигополии;

уметь

  • изобразить графически равновесие олигополиста в различных периодах;

  • изобразить графически модели олигополии.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).

2.10 Рынки факторов производства

При изучении данной темы необходимо раскрыть понятие рынков факторов производства: труда, капитала и земли. Выявить сущность спроса на факторы производства. Определить, как рассчитывается предельная доходность ресурса. Выявить различия совершенно конкурентного и монопольного рынка продукта. Объяснить принцип построения кривой спроса на труд в краткосрочном периоде и долгосрочной кривой спроса на труд. Определить разницу между отраслевым и рыночным спросом на труд. Как осуществляется принятие решения фирмой о найме фактора производства. Объяснить, как достигается равновесие на рынках факторов производства. Охарактеризовать монопсонию на рынке факторов производства и монополию на рынке труда. Дать определение двусторонней монополии.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение рынка капитала и труда;

  • особенности формирования спроса на ресурсы;

  • определения монопсонии, монополии и двусторонней монополии на рынке ресурсов;

  • равновесие на рынках факторов производства;

уметь

  • рассчитывать предельную доходность ресурса;

  • различать совершенно конкурентный и монопольный рынки ресурсов;

  • изобразить графически равновесие на рынках факторов производства.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,3,4,6,7,8,9,10).

2.11 Общее равновесие на рынке

При изучении данной темы необходимо раскрыть понятие общего равновесия. Объяснить, как осуществляется анализ общего равновесия. Как достигается равновесие в экономике чистого обмена. Уяснить принцип построения диаграммы Эджворта и кривой контрактов. Выявить, как достигается эффективность производства и эффективное распределение ресурсов. Знать принцип построения границы производственных возможностей. Как рассчитывается предельная норма трансформации. Необходимо изучить эффективность по Парето. Сформулировать основную теорему экономики благосостояния. Понять, как осуществляется межвременное распределение ресурсов. Рассмотреть фактор неопределенности в экономике благосостояния.

В результате изучения данной темы студенты должны:

знать


  • определение общего равновесия;

  • проведение анализа общего равновесия;

  • достижение эффективности производства и распределения;

  • теорему экономики благосостояния;

уметь

  • строить диаграмму Эджворта;

  • строить границу производственных возможностей;

  • расчет предельной нормы трансформации.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,2,7,8,9,10,13).

2.12 Общественные блага и внешние эффекты

При изучении данной темы необходимо раскрыть понятие общественных благ и их отличия от частных. Сформулировать такие свойства общественных благ, как неконкурентность и неисключаемость в потреблении. Различать предельную полезность блага и предельную общественную полезность блага. Дать определение предельных общественных издержек. Определить оптимальный уровень потребления общественного блага.

Раскрыть понятие экстерналий (внешних эффектов). Дать определение отрицательных и положительных внешних эффектов. Раскрыть понятия: совокупные и предельные внешние издержки, предельная общественная выгода. Охарактеризовать роль государства в ослаблении влияния экстерналий с помощью введения корректирующих налогов и субсидий. Сформулировать теорему Коуза и ее значение. Обосновать необходимость контроля за загрязнением окружающей средой.

В результате изучения данной темы студенты должны:



знать

  • определение частного и общественного блага;

  • свойства: неконкурентоспособность и неисключаемость;

  • определение оптимального уровня потребления общественного блага;

  • определение внешних эффектов;

  • понятия отрицательных и положительных внешних эффектов;

уметь

  • строить кривые спроса и предложения общественного блага;

  • графически изобразить равновесие потребления общественного блага.

Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (4,6,7,10).

страница 1

Смотрите также: