страница 1 | страница 2 страница 3
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости детей во внеурочное время.
Задачи
|
Мероприятия
|
Создать банк методических разработок школьных дел, мероприятий, событий
| -
Систематизация авторских разработок учителей
-
Организация обмена опытом учителей по разработке сценариев школьных и классных дел
-
Организация взаимопомощи учителей в разработке сценариев школьных и классных мероприятий
|
Обновить программы деятельности ГПД, кружков, секций
| -
Индивидуальные консультации с педагогами, работающими во второй половине дня
-
Совместные совещания воспитателей ГПД, учителей-предметников и руководителей кружков и секций
-
Разработка новых программ деятельности ГПД, кружков и секций
|
Разработать систему диагностической работы психолога школы по вопросам досуговой деятельности учащихся
| -
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
-
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
-
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики
|
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня работников школы
| -
Систематически направлять педагогов школы на курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеклассной деятельности педагога
-
Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений
|
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся
| -
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление
-
Систематизация методической литературы
-
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы
|
Анализ достижений и проблем в научно-методическом обеспечении и экспертизе занятости детей во внеурочное время
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
|
|
-
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Задачи
|
Мероприятия
|
Подготовка педагогических кадров к созданию клубного пространства школы
| -
Анализ возможностей педагогических кадров в этом направлении
-
Индивидуальные собеседования с учителями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении
-
Педагогические советы по проблемам создания клубного пространства школы
-
Разработка системы индивидуальных и групповых консультаций для классных руководителей
|
Повышение методического уровня всех специалистов-воспитателей
| -
Разработка системы индивидуальных и групповых консультаций для классных руководителей
-
Семинары для классных руководителей с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений
-
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе
-
Проведение семинаров по реализуемым программам и проектам
-
Работа классных руководителей над собственной методической темой: ее выбор и разработка
-
Курсы повышения квалификации
классных руководителей, социально
го педагога, психолога, воспитателей
ГПД
|
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
| -
Изыскать возможности материального поощрения всех специалистов-воспитателей
-
Организация психологической помощи классным руководителям
|
Активизировать вовлеченность классных руководителей в систему общешкольных мероприятий
| -
Организация и проведение классными руководителями общешкольных мероприятий
-
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей
классных руководителей и воспитателей ГПД
|
Анализ достижений и проблем в совершенствовании уровня кадрового обеспечения
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
|
|
-
Создание материально-технической базы организации досуга школьников.
Мероприятия:
-
Оснащение актового зала звуковой аппаратурой.
-
Организация и оснащение методического кабинета.
-
Выделение помещения для костюмерной.
-
Создание игротеки для начальной школы и ГПД.
-
Оснащение читального зала школы.
-
Оснащение школы видеопроекционной аппаратурой.
-
Оснащение спортивного зала инвентарем.
-
Оборудование рабочего места социального педагога.
-
Выделение помещения для создания музея школы.
-
Оснащение школы туристическим оборудованием.
-
Радиофикация школы.
-
Создание школьного телевидения и др.
Анализ достижений и проблем в создании материально-технической базы организации досуга школьников
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
|
|
4.Ожидаемые результаты:
-
Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов.
-
Повышение роли досуговой деятельности детей в их жизни.
-
Уменьшение количества детей, состоящих на учете в ИДН, и детей «группы риска».
-
Вовлеченность учащихся, состоящих на учете в ИДН, и «группы риска» во внеурочную деятельность школы.
-
Реально созданная единая система учебной и воспитательной деятельности школы.
-
Интеграция основного и дополнительного образования.
Приложение 3
Методика выявления уровня развития ученического самоуправления
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Проведение.
Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
1
|
5
|
9
|
13
|
17
|
21
|
2
|
6
|
10
|
14
|
18
|
22
|
3
|
7
|
11
|
15
|
19
|
23
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
24
|
1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10, 11, 12);
4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17,18,19,20);
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21,22,23,24) [15, 99-101].
Приложение 4
Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи». Цель: создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала, способствование развитию в Республике Беларусь гражданской общности, основанной на патриотических и духовно-моральных ценностях белорусского народа.
В настоящее время в БРСМ действует система различных программ, направленных на всестороннее развитие личности подростков и молодежи. Немаловажное значение уделяется досуговой сфере, как одной из сторон профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация». Цель: социальная защита детей и подростков, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения; благотворительность; развитие спорта и туризма; защита окружающей среды; возрождение белорусской культуры; осуществление международной деятельности
Основными программами деятельности БРПО являются:
«Семь Я» - программа самопознания и саморазвития членов организации.
«Игра - дело серьезное» - программа сохранения и развития детской игровой культуры.
«Спадчына» - программа освоения и возрождения культурных национальных традиций через краеведческую и экологическую деятельность.
«Наследники» - программа работы с ребятами, вступившими в организацию в возрасте 7-10 лет, находящимися на ступени «наследников».
«Детский Орден Милосердия» - программа работы с людьми, нуждающимися в заботе и помощи.
Республиканское общественное объединение «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО». Цель: объединение детей, молодежи и взрослых в клубы ЮНЕСКО для совместной деятельности в области науки, культуры и образования для пропаганды гуманистических принципов и идеалов ЮНЕСКО, идей мира и взаимопонимания между людьми.
Работа данного общественного объединения строится через создание системы Клубов ЮНЕСКО, которые существуют сегодня во многих школах нашей республики. Деятельность данной организации строится на основе различных программ и проектов, которые направлены на повышение культурного, образовательного уровня детей и молодежи.
Общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд». Цель: содействие в повышении интеллектуально - культурного уровня населения Республики Беларусь; помощь в его самосовершенствовании; широкая пропаганда знаний, подъем престижа интеллектуальных видов деятельности.
Белорусская молодежная общественная организация спасателей — пожарных. Цель: гражданское и патриотическое воспитание, обучение безопасной жизнедеятельности подрастающего поколения, популяризация и обучение профессии спасателя - пожарного, приобщение молодежи к обеспечению безопасной жизнедеятельности, охрана окружающей среды, раскрытие творческих способностей молодежи, благотворительная деятельность.
Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов». Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, усовершенствование характера, социальная адаптация девочек и девушек в постоянно меняющемся мире.
Деятельность детского общественного объединения «Ассоциация белорусских гайдов» строится на основе возрастных особенностей. В настоящее в АБГ действуют различные проекты, направленные на формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание и др.
Детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация». Цель: содействие развитию молодых людей в Беларуси в соответствии с целями, принципами и методами скаутского движения.
Республиканский союз общественных объединений «Белорусский Комитет молодежных организаций». Цель: создание условий для наиболее полной реализации прав членов организации-участников БКМО, способствовать развитию в Республике Беларусь воспитания гражданина-патриота.
Нормативная правовая и методическая основа
деятельности педагога-организатора учреждения образования,
обеспечивающего получение общего среднего образования
-
Закон Республики Беларусь “Об образовании” от 29 октября 1991 г.
№ 1202-XII.
-
Закон Республики Беларусь “Об общем среднем образовании”от 5 июля 2006 г. № 141-з: Принят Палатой представителей 4 июня 2006 года.
-
Закон Республики Беларусь “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”от 31 мая 2003 г. №200-3: Принят Палатой представителей 22 апреля 2003 г.
-
Закон Рэспублікі Беларусь “Аб дзяржауных сімвалах рэспублікі Беларусь” : Прыняты Палатай прадстаунікоу 3 чэрвеня 2004 г.
-
Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы: Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318.
-
Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №5. – С.4-40.
-
Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы: Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 04 апреля 2006 года № 200.
-
Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы: Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310.
-
Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне агульнай сярэдняй адукацыi // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №16. – С.4-25.
-
Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2001. - №4.
-
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
-
Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 15.09.2005. - №8/13094.
-
Канцэпцыя выхавання дзяцей і навучэнскай моладзі у Рэспубліцы Беларусь. – Нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. Дадат. за 1999 г. – Мн.: НМЦэнтр, 2000. – С.194-216.
-
Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь,. – 2003. - №7. – С.28-36.
-
Концепция развития детского движения в Республике Беларусь // Пазашкольнае выхаванне.- 1998.- № 2.
-
Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите"// Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №21. – С.24-45.
-
Постановление Министерства образования Республики Беларусь “Об утверждении Инструкции по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися"// Образование и право. - 16 июня 2004 г.
-
Приказ Министерства образования РБ «О состоянии работы органов управления и учреждений образования по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №22. – С.25-31.
-
Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели: Утв. М-вом образования Рэсп. Беларусь от 08.08.2002 №12-5/60 // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2002. - №9. – С.28-36.
-
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7. – С.13-21.
-
Критерии и показатели эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися и студенческой молодежью в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №2. – С.40-48.
-
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7. – С.36-43.
-
Рекомендации по использованию музеев учреждений образования в воспитании гражданственности и патриотизма детей и учащейся молодежи // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7. – С.44-47.
-
Рекомендации о порядке организации и проведении дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. - №10. – С.63-65.
-
Информация Министерства образования Республики Беларусь “О профилактике курения в учреждениях образования” // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7. – С.46-47.
-
Информация Министерства образования Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 12-5/60 “О совершенствовании педагогической организации шестого школьного дня”.
-
Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. - №8. – С.35-48.
-
Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня: Инструктивно-методическое письмо Мин-ва образования Респ. Беларусь. - Настаўніцкая газета. - 30 кастрычніка 2004 г.
-
Организация воспитательной работы в шестой школьный день в 2004/2005 учебном году (методические рекомендации). – Пазашкольнае выхаванне. – 2004. - №11. – С.50-62.
-
Инструкция о республиканском конкурсе педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 84.
-
Методические рекомендации «Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2005. - №1. – С.27-52.
-
Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005/2006 учебном году / Инструктивно-методическое письмо МО РБ. - Настауніцкая газета. - 12 ліпеня 2005 г.
-
Инструкция о проведении республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. - №№ 5,6.
-
Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году / Методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь. - Настаўніцкая газета. - 8 жніўня 2006 г.
-
Метадычныя рэкамендацыі па правядзенні 1 верасня першага ўрока і мерапрыемстваў, прысвечаных Дню ведаў і Дню пісьменнасці «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». - Настауніцкая газета. – 24 жніўня 2006 г.
Литература:
-
Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
-
В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
-
Воспитать гражданина / Сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
-
Детское движение. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А.Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
-
Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С.Зубра. – Мн.: Университетское, 2001.
-
Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – 3-е изд., с изменениями. – Мн., 2004.
-
Катович, Н.К. Модели воспитания школьников. — Мн., 2000.
-
Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
-
Перспективное планирование воспитательной деятельности с детьми и подростками во внеурочное время (методические рекомендации). – Пазашкольнае выхаванне. – 2003. - №12. – С.42-49.
-
Половеня, Д.И. Ценностно-потребностные ориентации и свободное время современной учащейся молодежи // Пазашкольнае выхаванне, № 2, 2001.
-
Программа «Свободное время учащихся». – Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2004. - №6. – С.113-124.
-
Профессиограмма педагога-организатора / Сост. В.Т.Кабуш, А.В.Малиновский, Б.Г.Закаблуковский и др.; М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – Мн., 1999.
-
Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
-
Подросток и досуг. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
-
Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
-
Самерсова, Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности: пособие для педагогов соц., кл. рук., воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Н.В.Самерсова. – Мн.: Бел.наука, 2005.
-
Свободное время школьника. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.
-
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
-
Титов, С.В. Ура, каникулы! — М., 2001.
-
Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности: учеб.- метод. пособие. – Мн.: УО «БГАТУ», 2005.
страница 1 | страница 2 страница 3
|