страница 1 страница 2 страница 3
Роль планирования в деятельности педагога-организатора.
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность; целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения; гласность, а также не забывать, что в соответствии с Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (см. раздел 2.1. «Смена парадигм воспитания» об управлении инициативой воспитанника в процессе педагогического взаимодействия) [«Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2000] план воспитательной работы и его осуществление являются результатом сотворчества руководителя (воспитателя) и детского коллектива (класса, кружка, клуба, школы). В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования как и любая деятельность предполагает определенную последовательность1:
Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на работу. Они определяются на основании нормативно-правового документа «Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образования» (раздел «Педагог-организатор»), утвержденного Министерством образования и Министерством труда Республики Беларусь2.
Второй этап. Изучение основополагающих, нормативных правовых документов Республики Беларусь по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь, нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить изучению Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. («Праблемы выхавання», № 4, 2001.) и Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [«Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2000] как основных нормативных документов. Это поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.
Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.
Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:
а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;
б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;
в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул1.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Результаты выражаются:
— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия [14, 3-7].
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.
Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.
Приложение 1
Примерная структура годового плана воспитательной работы педагога-организатора2
Разделы плана:
1. Вступление. Краткий анализ итогов внеклассной, внешкольной воспитательной деятельности за предыдущий учебный год. (Если педагог-организатор только начинает свою деятельность, то этот раздел плана пишется на основании материалов отчета, решений педсовета школы, бесед с классными руководителями, учащимися.)
2. Характеристика (краткая) коллектива учащихся школы
а) всего учащихся..., классов-комплектов...;
б) кружков, клубов, секций... (направлений деятельности: ... художественной самодеятельности...; технического творчества...; изобразительного творчества..., и т.д.), в них участников...;
в) организована деятельность органов самоуправления в ... кружках, клубах; в них избрано ... учащихся;
г) в школе действуют детские и молодежные общественные объединения (перечисляются официально зарегистрированные организации БРСМ, БРПО и т.д.), указывается количество их участников, а также количество школьников, избранных в органы их самоуправления;
д) планируется создание организаций ... (названия), объединений ...;
е) групп продленного дня ...; в них учащихся ...;
ж) учащихся «группы риска» ...; состоит на учете в ИДН ..., на школьном учете ...;
з) учащихся с ограниченными психофизическими возможностями... .
3. Цели и задачи на новый учебный год.
4. Совершенствование внеклассной, внешкольной воспитательной работы с учащимися. С целью приобщения учащихся в свободное от уроков время к общественно полезной досуговой деятельности, участие в которой будет способствовать приобретению ими навыков здорового образа жизни, культуры общения, формированию гражданско-патриотических качеств личности, рекомендуется:
4.1. Изучение и использование программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси», Концепции и Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, комплексно-целевых программ, региональных программ воспитания и организации досуга учащихся и др.; методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь, раскрывающих особенности воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования в учебном году, а также методических материалов, отражающих содержание и специфику деятельности педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, характеризующих виды и формы внеурочной деятельности учащихся и т.д.
4.2. Организация участия детских коллективов, классов, кружков, клубов, групп продленного дня в:
• государственных, народных праздниках, других мероприятиях, посвященных знаменательным датам, событиям в жизни школы, села, города, области, республики, международным событиям;
• школьных, районных, областных, республиканских, международных смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях, акциях;
• подготовке и проведении интеллектуальных игр КВН, «Что? Где? Когда?», праздников игры и игрушки, игровых программ;
• оборудовании, оформлении школьной игротеки, изготовлении игрового реквизита (указываются конкретные задания, сроки выполнения, организаторы)
• социально значимых, трудовых акциях «Береги природу», «Мы — малышам» «Милосердие», «Адреса заботы», «Рука друга», «Ветераны живут рядом» и т.д. (указываются сроки проведения, детские коллективы, организаторы), при этом желательно указать, совместно с какими учреждениями, обществами, организациями проводятся перечисленные мероприятия (Дом культуры, учреждения внешкольного воспитания и обучения, музей, библиотека, общество охраны природы и т.д.).
4.3. Определить формы подведения итогов указанной деятельности, поощрения активных участников, организаторов.
5. Координация деятельности детско-юношеских обществ, организаций, объединений, действующих в школе.
6. Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого педагогического внимания.
6.1. Изучение индивидуальных особенностей, домашних условий жизни детей и подростков «группы риска», склонных к правонарушениям, состоящих на учете в ИДН, на школьном учете, с целью выяснения причин отклонений в поведении (фамилии, имена, возраст, класс).
6.2. Совместно с социальным педагогом, психологом определение форм, методов оказания необходимой помощи, коррекции поведения, вовлечения указанных учащихся в общественно полезную деятельность.
6.3. Определение форм сотрудничества с органами охраны порядка по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
7. Участие в организации воспитательной работы с учащимися в период каникул.
7.1. Разработка и осуществление программы школьного оздоровительного лагеря в соответствии с «Примерным положением об оздоровительном лагере»1.
7.2. Организация участия школьников во Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции учащихся «Наш край», республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», в делах по охране природы, в трудовых акциях, игровых программах, способствующих дальнейшему развитию познавательных интересов и укреплению здоровья детей и подростков.
7.3. Подготовка учащихся к поездкам в зарубежные страны с целью оздоровления (умение рассказать друзьям о Республике Беларусь, провести белорусские игры и т.д.; узнать об истории, культуре страны пребывания).
8. Сотрудничество с педагогическим коллективом школы
8.1. Участие в заседаниях педагогического совета, методических объединений классных руководителей, руководителей кружков, клубов, секций, совещаний при директоре:
• выступления, информирование о подготовке, проведении и подведении итогов смотров, выставок, акций, конкурсов и других мероприятий, учебы актива детских объединений, организаций, результативности ее; по вопросам методики и практики взаимодействия классных руководителей, руководителей кружков, клубов с органами детского самоуправления, об использовании игровых технологий в воспитательной работе (указать темы, сроки, согласно планов их проведения).
8.2. Проведение индивидуальной работы с педагогами, классными руководителями, руководителями кружков, клубов, воспитателями групп продленного дня об организации участия школьников в различных мероприятиях.
9. Совершенствование профессионального и методического уровня.
-
Изучение нормативных правовых документов, определение своей роли в их реализации (названия, разделы, сроки).
-
Ознакомление с новинками педагогической, методической, детской литературы.
-
Участие в районных, областных семинарах, курсах ИПК, других учебно-методических мероприятиях, организуемых органами управления образованием, учреждениями внешкольного воспитания и обучения.
-
Разработка методических материалов в помощь активу детских объединений с учетом направлений их деятельности; сценариев, игровых программ, а также обобщение, описание собственного опыта работы (темы; сроки их подготовки).
Приложение 2
Примерная программа
«Свободное время учащихся»1
-
Цель программы: создание условий для многогранного развития и социализации каждого школьника в свободное от учебы время.
-
Задачи программы:
-
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с коллективами учреждений внешкольного воспитания и обучения, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями учащихся;
-
создание банка данных, отражающего инфраструктуру детского и молодежного досуга в микрорайоне (городе);
-
включение учащихся в разностороннюю деятельность на благо Отечества, малой Родины;
-
усиление педагогического влияния на жизнь детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время;
-
воспитание культуры досуговой деятельности детей и родителей;
-
осуществление профилактики девиантного поведения учащихся, негативных социальных явлений в детской и молодежной среде педагогическими средствами;
-
обогащение опыта созидательной жизни, социально значимой деятельности детей и молодежи в свободное от учебы время.
-
Направления реализации программы:
-
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
-
Проведение необходимых для оптимальной занятости детей в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий.
-
Совершенствование содержания, форм и методов занятости детей и молодежи в свободное от учебы время.
-
Информационная поддержка занятости школьников в свободное от учебы время.
-
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости детей во внеурочное время.
-
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга школьников.
-
Содержание деятельности по реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
Задачи
|
Мероприятия
|
Продолжить работу в системе общешкольных дел и мероприятий воспитывающего и обучающего характера, способствующих активизации личностного и творческого потенциала, развитию задатков и интересов учащихся
| -
Мероприятия ко Дню знаний, Неделе белорусской письменности и культуры, Дню учителя, 8 Марта, Дню Победы, Дню Матери и семьи и др.
-
КТД «Эврика», «Самый! Самый!»
-
День графики и граффити
-
КВН
-
День спорта
-
Выборы в Совет школы
-
Выставки и конкурсы рисунков.
-
Новогодний бал
-
Новогодний фестиваль
-
Последний звонок
-
Выпускной вечер
-
Праздники «достижений»
-
Бюро добрых услуг
-
Хобби-центр
-
«Бабулін куфэрак»
-
Тематические субботы (театральная, фестивальная, спортивная, игровая и др.)
-
Выездные концертные шоу-программы
-
Расширение связей с туристическими агентствами для организации интересных экскурсионных программ с учетом возраста учащихся
|
Расширить спектр спортивных секций, туристско-краеведческих объединений, клубов, кружков прикладного и творческого характера
| -
Организация спортивного клуба военно-прикладного многоборья «Юные Гераклы», секции спортивного ориентирования
-
Организация кружка керамики
-
Организация кружка юных модельеров
-
Организация театральной студии
-
Организация клуба «Юный летописец»
-
Организация школьной филармонии
|
Разработать ряд мероприятий, обучающих детей личной безопасности
| -
КВН «На улицах города»
-
Игра «На городских перекрестках», «Один дома»
-
День защиты детей
|
Вовлечение учащихся в деятельность детских и молодежных общественных объединений
| -
Организация клуба юного гражданина
-
Организация Школы юного лидера
|
Включать детей в работу учреждений внешкольного воспитания и обучения
| -
Участие в программах и проектах, различных мероприятиях, кружках и секциях районных учреждений внешкольного воспитания и обучения
|
Вовлечь ребят «группы риска» в социально значимую деятельность
| -
Собеседования с социальным педагогом, родителями и классными руководителями учащихся «группы риска»
-
Предоставление информации учащимся «группы риска» о занятиях в кружках, секциях, детских и молодежных общественных объединениях, летних лагерях обучения и отдыха подростков, «Воскресной школе для трудных подростков», профильных площадках и др.
-
Организация занятости учащихся данной категории в кружках, секциях и факультативах, во всех школьных делах
|
Оказать профориентационную помощь учащимся
| -
Анализ профессиональных запросов учащихся
-
Организация подготовительных курсов на базе школы
-
Встречи с преподавателями ВУЗов, ССУЗов, ПТУЗов
-
Встречи с представителями различных профессий
-
Экскурсии на предпрятия города (села)
-
Участие в днях открытых дверей ВУЗов, ССУЗов, ПТУЗов
-
Встречи со студентами – бывшими учащимися школы
-
Создание молодежных разнопрофильных научных объединений по типу «малой академии» для работы с одаренными детьми
|
Организация досуга учащихся в группах продленного дня
| -
Вовлечение учащихся в сеть школьных кружков, клубов, секций
-
Разработка и организация досуговых мероприятий совместно с воспитателями ГПД
-
Организация тематических прогулок в ГПД
-
Организация досуговых мероприятий совместно с учителями-предметниками
|
Анализ достижений и проблем в создании оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
|
|
-
Проведение необходимых для оптимальной занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий:
-
Определение запросов учащихся и родителей по организации досуга учащихся.
-
Определение возможностей школы по организации жизни детей в свободное от учебы время (кадры; помещения; программно-методическое обеспечение; материально-техническое обеспечение).
-
Определение функционала сотрудников, работающих по данной программе.
-
Проведение работы по установлению и расширению контактов с учреждениями внешкольного воспитания и обучения.
-
Поиск бюджетного обеспечения деятельности, спонсорской поддержки в организации свободного времени школьников.
-
Экспертиза деятельности классных руководителей, воспитателей ГПД, руководителей кружков и секций.
-
Совершенствование содержания, форм и методов организации занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время.
Задачи
|
Мероприятия
|
Внесенные в план работы и ставшие традиционными
|
Запланированные впервые или внесенные в план работы на предстоящие годы
|
Требующие обновления формы и содержания
|
Углубить работу в рамках целевой программы «Любимый город»
| -
Проведение дней музеев
-
Проведение КТД на историко-краеведческую тематику
-
Разработка системы мероприятий по благоустройству пришкольной территории и городского сада
-
Проведение агитационной работы по призыву жителей микрорайона к сохранению чистоты и порядка в городе
-
Проведение лектория «Любимый город» в начальной школе
| -
Оформление классами «Путевых заметок»
-
Участие в юбилейных мероприятиях города
-
Организация юбилейных мероприятий в школе
|
|
Продолжить работу в рамках программы «Достижения»
|
| -
Разработка и оформление классами «Дневников достижений»
-
Разработка и внесение в план воспитательной работы новой игры для учащихся «Самый!Самый»
| -
Праздник достижений «Эврика»
|
Обновить формы проведения традиционных общешкольных мероприятий
|
|
| -
Обновление формы проведения новогодних праздников
-
Обновление содержания заседаний клуба «Юные краеведы»
|
Совершенствовать клубное пространство школы
|
| -
Анкетирование, собеседования, опросы, выявляющие общность интересов учащихся, учителей и родителей.
-
Создание новых клубов (см.п.1)
| -
|
Поддержка участия детей в школьном самоуправлении
| -
Организация выборов в Совет школы
-
Планирование работы Совета школы
-
Привлечение Совета школы к планированию досуговой деятельности учащихся
| -
Организация выездных сборов Совета школы
-
Создание малого Совета школы
|
|
Анализ достижений и проблем в совершенствовании содержания, форм и методов занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
-
Информационная поддержка занятости школьников в свободное от учебы время.
Задачи
|
Мероприятия
|
Создать систему информирования детей, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях района и школы
| -
Оформление информационного стенда
-
Родительские собрания
|
Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время
| -
Размещение рекламы учреждений внешкольного воспитания и обучения на школьных информационных стендах
-
Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения
-
Оформление расписания работы школьных кружков и факультативов, спортивных секций
|
Создать систему информирования детей и родителей о событиях, происходящих в школе
| -
Оформление стендов в фойе школы
-
Родительские собрания
-
Заседания Совета школы
-
Заседания методического объединения классных руководителей
-
Заседание Попечительского совета школы
-
Оформление классных стенгазет
-
Информационное освещение деятельности школы в районной газете
|
Создать систему информирования детей и взрослых о достижениях учащихся
| -
Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах
-
Оформление стенда «Наши отличники»
-
«Праздники достижений» в 1-4 классах
-
Праздник «Эврика» в 5-11 классах
-
Поздравительные плакаты на информационных стендах
|
Создать клуб журналистов
| -
Подготовка руководителя клуба
-
Выпуск школьной газеты
|
Информировать учащихся, учителей и родителей о работе Совета школы
| -
Оформление наглядной агитации во время выборов в Совет школы
-
Демонстрация копий протоколов заседаний Совета школы на информационных стендах
-
Час Совета школы в классах
-
Конференции Совета школы
|
Создать сайт школы в интернете
| -
Работа над созданием сайта школы учащимися, занимающимися информатикой
-
Курсы компьютерной грамотности для педагогов школы
-
Работа над созданием сайта школы педагогами, окончившими курсы компьютерной грамотности
-
Совместный проект сайта школы учащихся и педагогов
-
Размещение мобильной информации на сайте школы
|
Информировать родителей потенциальных первоклассников о достоинствах школы и организации досуга школьников в ней
| -
Реклама в детских садах
-
Реклама в детских поликлиниках
-
Родительские собрания в детских садах
-
Размещение рекламы в интернете
|
Анализ достижений и проблем в информационной поддержке занятости школьников в свободное от учебы время
|
Достижения
|
Проблемы и их причины
|
|
|
-
страница 1 страница 2 страница 3
|