Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

Роль планирования в деятельности педагога-организатора.

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.



Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планирова­нии своей работы. Нередки факты, когда простой пе­речень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, воз­раста их участников, выдается за план работы педагога-организато­ра.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность; целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения; гласность, а также не забывать, что в соответствии с Кон­цепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (см. раздел 2.1. «Смена парадигм воспита­ния» об управлении инициативой вос­питанника в процессе педагогического взаимодействия) [«Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2000] план воспитательной работы и его осуще­ствление являются результатом сотвор­чества руководителя (воспитателя) и детского коллектива (класса, кружка, клуба, школы). В связи с этим педагогу-орга­низатору необходимо плани­ровать и осуществлять воспитатель­ную работу совместно с детским кол­лективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом со­циальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих по­требностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Процесс планирования как и любая деятельность предполагает определен­ную последовательность1:

Первый этап. Приступая к планиро­ванию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на работу. Они опреде­ляются на основании нормативно-пра­вового документа «Тарифно-квалифика­ционные характеристики по должнос­тям работников образования» (раздел «Педагог-организатор»), утвержденного Министерством образования и Мини­стерством труда Республики Беларусь2.

Второй этап. Изучение основополага­ющих, нормативных правовых документов Республики Беларусь по вопросам об­разования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических реко­мендаций Министерства образования Республики Беларусь, нормативных документов облас­тных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание не­обходимо уделить изучению Программы воспитания детей и учащейся молоде­жи в Республике Беларусь. («Праблемы выхавання», № 4, 2001.) и Кон­цепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [«Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2000] как основных нормативных документов. Это поможет правильно опре­делить цели, задачи воспита­тельной деятельности, плани­руемые результаты (промежу­точные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыду­щий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкети­рования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагно­стики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных ин­тересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использова­ние календаря государственных, народ­ных праздников, знаменательных собы­тий в жизни школы, города (села), об­ласти, республики, событий междуна­родного значения, а также планов, гра­фиков проведения районных, област­ных, республиканских конкурсов, смот­ров, выставок, фестивалей, других мас­совых мероприятий, что поможет опре­делить формы, сроки участия школьни­ков в социально значимой, обществен­ной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с уче­том сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;

б) перспективные планы учебы из­бранного актива детских организа­ций; кружков, клубов, классов;

в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул1.

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффек­тивности воспитательного процесса. Результаты выражаются:

— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;

— в сформированных у школьников потребностях в самовос­питании, самообразовании, самоуправлении;

— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оцени­вать и контролировать свои действия;

— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптими­стическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, со­поставлять ее с духовно-нравственными идеалами;

— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;

— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспита­тельные воздействия [14, 3-7].

Педагогу-организатору необходимо на­учить детей и подростков самостоятельному выбору видов об­щественно полезной деятельности, качествен­ному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результа­ты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-органи­затора помощников, единомышленников сре­ди учащихся, педагогов, родителей, предста­вителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.

Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.

Приложение 1



Примерная структура годового плана воспитательной работы педагога-организатора2

Разделы плана:

1. Вступление. Краткий анализ ито­гов внеклассной, внешкольной воспита­тельной деятельности за предыдущий учебный год. (Если педагог-организатор только на­чинает свою деятельность, то этот раз­дел плана пишется на основании мате­риалов отчета, решений педсовета школы, бесед с классными руководите­лями, учащимися.)

2. Характеристика (краткая) коллек­тива учащихся школы

а) всего учащихся..., классов-комп­лектов...;

б) кружков, клубов, секций... (на­правлений деятельности: ... худо­жественной самодеятельности...; технического творчества...; изобра­зительного творчества..., и т.д.), в них участников...;

в) организована деятельность органов самоуправления в ... кружках, клу­бах; в них избрано ... учащихся;

г) в школе действуют детские и молодежные общественные объединения (перечисляются официально заре­гистрированные организации БРСМ, БРПО и т.д.), указывается количество их участников, а также количество школьников, избранных в органы их самоуправления;

д) планируется создание организаций ... (названия), объединений ...;

е) групп продленного дня ...; в них учащихся ...;

ж) учащихся «группы риска» ...; со­стоит на учете в ИДН ..., на школьном учете ...;

з) учащихся с ограниченными психо­физическими возможностями... .

3. Цели и задачи на новый учебный год.

4. Совершенствование внеклассной, внешкольной воспитательной работы с учащимися. С целью приобщения учащихся в свободное от уроков время к обще­ственно полезной досуговой деятельно­сти, участие в которой будет способ­ствовать приобретению ими навыков здорового образа жизни, культуры об­щения, формированию гражданско-патриотических качеств личности, реко­мендуется:

4.1. Изучение и использование программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси», Концепции и Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, комплексно-целевых программ, региональных программ воспитания и организации досуга учащихся и др.; методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь, раскрывающих особенности воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования в учебном году, а также методических материалов, отражающих содержание и специфику деятельности педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, характеризующих виды и формы внеурочной деятель­ности учащихся и т.д.

4.2. Организация участия детских коллективов, классов, кружков, клубов, групп продленного дня в:

• государственных, народных праз­дниках, других мероприятиях, по­священных знаменательным датам, событиям в жизни школы, села, города, области, республики, меж­дународным событиям;

• школьных, районных, областных, республиканских, международных смотрах, конкурсах, выставках, фе­стивалях, акциях;

• подготовке и проведении интел­лектуальных игр КВН, «Что? Где? Когда?», праздников игры и иг­рушки, игровых программ;

• оборудовании, оформлении школьной игротеки, изготовлении игрового реквизита (указываются конкретные задания, сроки выпол­нения, организаторы)

• социально значимых, трудовых акциях «Береги природу», «Мы — малышам» «Милосердие», «Адреса заботы», «Рука друга», «Ветераны живут рядом» и т.д. (указываются сроки проведения, детские коллек­тивы, организаторы), при этом желательно указать, совместно с ка­кими учреждениями, обществами, орга­низациями проводятся перечисленные мероприятия (Дом культуры, учреждения внешкольного воспитания и обучения, музей, библиотека, общество охраны природы и т.д.).

4.3. Определить формы подведения итогов указанной деятельности, поощре­ния активных участников, организаторов.

5. Координация деятельности детско-юношеских обществ, организаций, объе­динений, действующих в школе.



6. Индивидуальная работа с учащи­мися, требующими особого педаго­гического внимания.

6.1. Изучение индивидуальных осо­бенностей, домашних условий жизни детей и подростков «группы риска», склонных к правонарушениям, состоя­щих на учете в ИДН, на школьном учете, с целью выяснения причин отклонений в поведении (фамилии, име­на, возраст, класс).

6.2. Совместно с социальным педаго­гом, психологом определение форм, ме­тодов оказания необходимой помощи, коррекции поведения, вовлечения указанных учащихся в общественно полезную деятельность.

6.3. Определение форм сотрудничества с органами охраны порядка по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.



7. Участие в организации воспитательной работы с учащимися в период каникул.

7.1. Разработка и осуществление программы школьного оздоровительного лагеря в соответствии с «Примерным положением об оздоровительном лагере»1.

7.2. Организация участия школьников во Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции учащихся «Наш край», республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», в делах по охране природы, в трудовых акциях, игровых программах, способствующих дальнейшему развитию познавательных интересов и укреплению здоровья детей и подростков.

7.3. Подготовка учащихся к поездкам в зарубежные страны с целью оздоров­ления (умение рассказать друзьям о Республике Беларусь, провести бело­русские игры и т.д.; узнать об истории, культуре страны пребывания).



8. Сотрудничество с педагогическим коллективом школы

8.1. Участие в заседаниях педагоги­ческого совета, методических объедине­ний классных руководителей, руководи­телей кружков, клубов, секций, совещаний при директоре:

• выступления, информирование о подготовке, проведении и подведении итогов смотров, выставок, акций, конкурсов и других мероприятий, учебы актива детских объединений, организаций, результативности ее; по вопросам методики и практики взаимодействия классных руководи­телей, руководителей кружков, клубов с органами детского самоуправ­ления, об использовании игровых технологий в воспитательной рабо­те (указать темы, сроки, согласно планов их проведения).

8.2. Проведение индивидуальной рабо­ты с педагогами, классными руководите­лями, руководителями кружков, клубов, воспитателями групп продленного дня об организации участия школьников в различных мероприятиях.



9. Совершенствование профессио­нального и методического уровня.

  1. Изучение нормативных правовых документов, определение своей роли в их реализа­ции (названия, разделы, сроки).

  2. Ознакомление с новинками педа­гогической, методической, детской литературы.

  1. Участие в районных, областных семинарах, курсах ИПК, других учебно-методических мероприятиях, организуемых органами управления образованием, учреждениями внешкольного воспитания и обучения.

  2. Разработка методических матери­алов в помощь активу детских объединений с учетом направлений их дея­тельности; сценариев, игровых программ, а также обобщение, описание собственного опыта работы (темы; сроки их подготовки).

Приложение 2

Примерная программа



«Свободное время учащихся»1

  1. Цель программы: создание условий для многогранного развития и социализации каждого школьника в свободное от учебы время.



  1. Задачи программы:

    1. органи­зация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совме­стно с коллективами учреждений внешкольного воспитания и обучения, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями учащихся;

    2. создание банка данных, отражающего инфраструктуру детского и молодежного досуга в микрорайоне (городе);

    3. включение учащихся в разностороннюю деятельность на благо Отечества, малой Родины;

    4. усиление педагогического влияния на жизнь детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время;

    5. воспитание культуры досуговой деятельности детей и родителей;

    6. осуществление профилактики девиантного поведения учащихся, негативных социальных явлений в детской и молодежной среде педагогическими средствами;

    7. обогащение опыта созидательной жизни, социально значимой деятельности детей и молодежи в свободное от учебы время.

  1. Направления реализации программы:

  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости детей в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий.

  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости детей и молодежи в свободное от учебы время.

  4. Информационная поддержка занятости школьников в свободное от учебы время.

  5. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости детей во внеурочное время.

  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга школьников.



  1. Содержание деятельности по реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

Задачи

Мероприятия

Продолжить работу в системе общешкольных дел и мероприятий воспитывающего и обучающего характера, способствующих активизации личностного и творческого потенциала, развитию задатков и интересов учащихся

  • Мероприятия ко Дню знаний, Неделе белорусской письменности и культуры, Дню учителя, 8 Марта, Дню Победы, Дню Матери и семьи и др.

  • КТД «Эврика», «Самый! Самый!»

  • День графики и граффити

  • КВН

  • День спорта

  • Выборы в Совет школы

  • Выставки и конкурсы рисунков.

  • Новогодний бал

  • Новогодний фестиваль

  • Последний звонок

  • Выпускной вечер

  • Праздники «достижений»

  • Бюро добрых услуг

  • Хобби-центр

  • «Бабулін куфэрак»

  • Тематические субботы (театральная, фестивальная, спортивная, игровая и др.)

  • Выездные концертные шоу-программы

  • Расширение связей с туристическими агентствами для организации интересных экскурсионных программ с учетом возраста учащихся

Расширить спектр спортивных секций, туристско-краеведческих объединений, клубов, кружков прикладного и творческого характера

  • Организация спортивного клуба военно-прикладного многоборья «Юные Гераклы», секции спортивного ориентирования

  • Организация кружка керамики

  • Организация кружка юных модельеров

  • Организация театральной студии

  • Организация клуба «Юный летописец»

  • Организация школьной филармонии

Разработать ряд мероприятий, обучающих детей личной безопасности

  • КВН «На улицах города»

  • Игра «На городских перекрестках», «Один дома»

  • День защиты детей

Вовлечение учащихся в деятельность детских и молодежных общественных объединений

  • Организация клуба юного гражданина

  • Организация Школы юного лидера

Включать детей в работу учреждений внешкольного воспитания и обучения

    • Участие в программах и проектах, различных мероприятиях, кружках и секциях районных учреждений внешкольного воспитания и обучения




Вовлечь ребят «группы риска» в социально значимую деятельность

    • Собеседования с социальным педагогом, родителями и классными руководителями учащихся «группы риска»

    • Предоставление информации учащимся «группы риска» о занятиях в кружках, секциях, детских и молодежных общественных объединениях, летних лагерях обучения и отдыха подростков, «Воскресной школе для трудных подростков», профильных площадках и др.

    • Организация занятости учащихся данной категории в кружках, секциях и факультативах, во всех школьных делах

Оказать профориентационную помощь учащимся

  • Анализ профессиональных запросов учащихся

  • Организация подготовительных курсов на базе школы

  • Встречи с преподавателями ВУЗов, ССУЗов, ПТУЗов

  • Встречи с представителями различных профессий

  • Экскурсии на предпрятия города (села)

  • Участие в днях открытых дверей ВУЗов, ССУЗов, ПТУЗов

  • Встречи со студентами – бывшими учащимися школы

  • Создание молодежных разнопрофильных научных объединений по типу «малой академии» для работы с одаренными детьми

Организация досуга учащихся в группах продленного дня

    • Вовлечение учащихся в сеть школьных кружков, клубов, секций

    • Разработка и организация досуговых мероприятий совместно с воспитателями ГПД

    • Организация тематических прогулок в ГПД

    • Организация досуговых мероприятий совместно с учителями-предметниками




Анализ достижений и проблем в создании оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени

Достижения

Проблемы и их причины









  1. Проведение необходимых для оптимальной занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время организационно-управленческих мероприятий:

      • Определение запросов учащихся и родителей по организации досуга учащихся.

      • Определение возможностей школы по организации жизни детей в свободное от учебы время (кадры; помещения; программно-методическое обеспечение; материально-техническое обеспечение).

      • Определение функционала сотрудников, работающих по данной программе.

      • Проведение работы по установлению и расширению контактов с учреждениями внешкольного воспитания и обучения.

      • Поиск бюджетного обеспечения деятельности, спонсорской поддержки в организации свободного времени школьников.

      • Экспертиза деятельности классных руководителей, воспитателей ГПД, руководителей кружков и секций.



  1. Совершенствование содержания, форм и методов организации занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время.



Задачи

Мероприятия

Внесенные в план работы и ставшие традиционными

Запланированные впервые или внесенные в план работы на предстоящие годы

Требующие обновления формы и содержания

Углубить работу в рамках целевой программы «Любимый город»

  1. Проведение дней музеев

  2. Проведение КТД на историко-краеведческую тематику

  3. Разработка системы мероприятий по благоустройству пришкольной территории и городского сада

  4. Проведение агитационной работы по призыву жителей микрорайона к сохранению чистоты и порядка в городе

  5. Проведение лектория «Любимый город» в начальной школе

  1. Оформление классами «Путевых заметок»

  2. Участие в юбилейных мероприятиях города

  3. Организация юбилейных мероприятий в школе




Продолжить работу в рамках программы «Достижения»




  1. Разработка и оформление классами «Дневников достижений»

  2. Разработка и внесение в план воспитательной работы новой игры для учащихся «Самый!Самый»

  1. Праздник достижений «Эврика»




Обновить формы проведения традиционных общешкольных мероприятий







  1. Обновление формы проведения новогодних праздников

  2. Обновление содержания заседаний клуба «Юные краеведы»

Совершенствовать клубное пространство школы




  1. Анкетирование, собеседования, опросы, выявляющие общность интересов учащихся, учителей и родителей.

  2. Создание новых клубов (см.п.1)



Поддержка участия детей в школьном самоуправлении

  1. Организация выборов в Совет школы

  2. Планирование работы Совета школы

  3. Привлечение Совета школы к планированию досуговой деятельности учащихся

  1. Организация выездных сборов Совета школы

  2. Создание малого Совета школы




Анализ достижений и проблем в совершенствовании содержания, форм и методов занятости детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время

Достижения

Проблемы и их причины



  1. Информационная поддержка занятости школьников в свободное от учебы время.

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования детей, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях района и школы

  • Оформление информационного стенда

  • Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время

  • Размещение рекламы учреждений внешкольного воспитания и обучения на школьных информационных стендах

  • Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения

  • Оформление расписания работы школьных кружков и факультативов, спортивных секций

Создать систему информирования детей и родителей о событиях, происходящих в школе

  • Оформление стендов в фойе школы

  • Родительские собрания

  • Заседания Совета школы

  • Заседания методического объединения классных руководителей

  • Заседание Попечительского совета школы

  • Оформление классных стенгазет

  • Информационное освещение деятельности школы в районной газете

Создать систему информирования детей и взрослых о достижениях учащихся

  • Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

  • Оформление стенда «Наши отличники»

  • «Праздники достижений» в 1-4 классах

  • Праздник «Эврика» в 5-11 классах

  • Поздравительные плакаты на информационных стендах

Создать клуб журналистов

  • Подготовка руководителя клуба

  • Выпуск школьной газеты

Информировать учащихся, учителей и родителей о работе Совета школы

  • Оформление наглядной агитации во время выборов в Совет школы

  • Демонстрация копий протоколов заседаний Совета школы на информационных стендах

  • Час Совета школы в классах

  • Конференции Совета школы

Создать сайт школы в интернете

  • Работа над созданием сайта школы учащимися, занимающимися информатикой

  • Курсы компьютерной грамотности для педагогов школы

  • Работа над созданием сайта школы педагогами, окончившими курсы компьютерной грамотности

  • Совместный проект сайта школы учащихся и педагогов

  • Размещение мобильной информации на сайте школы

Информировать родителей потенциальных первоклассников о достоинствах школы и организации досуга школьников в ней

  • Реклама в детских садах

  • Реклама в детских поликлиниках

  • Родительские собрания в детских садах

  • Размещение рекламы в интернете

Анализ достижений и проблем в информационной поддержке занятости школьников в свободное от учебы время

Достижения

Проблемы и их причины










  1. страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: