Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
Методические рекомендации

по организации работы педагогов-организаторов

в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность в создании данных рекомендаций.

Должность педагога-организатора в учреждениях образования введена в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 08 июля 1996 г. № 296. Основное назначение этой должности заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми во взаимодействии с детско-юношескими объединениями, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий. Педагог-организатор входит в состав педагогического персонала школы, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении директора учреждения образования. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен иметь высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее специальное педагогическое образование (стаж педагогической работы по специальности не менее 2 лет).

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыраже­ния воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора яв­ляются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и моло­дежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к ду­ховным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирова­ние самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнени­ям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам учениче­ского самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализа­ции внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспе­чивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:



  • организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;

  • координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

  • со­действует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, пре­дусмотренных их уставами;

  • строит работу на принципах со­трудничества, гуманности, демократизма, учитывая интере­сы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

  • создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержатель­но проводить свободное время;

  • формирует общую культуру учащихся;

  • изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, органи­зует общественно-полезную и досуговую деятельность совме­стно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

  • создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, лю­бительских объединений;

  • организует летний отдых школьников;

  • содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

  • проводит индивидуальную рабо­ту с педагогически запущенными детьми и подростками;

  • за­ботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

  • кури­рует деятельность воспитателей групп продленного дня, ру­ководителей детских и молодежных общественных объединений и органов уче­нического самоуправления;

  • совершенствует свой профессио­нальный и методический уровень.

Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся.

В современной школе вопросы идейно-воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе государственной идеологии, культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:



  1. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны.

  2. Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление постоянной работы по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина Республики Беларусь.

  3. Создание условий для активизации участия учащихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда, организацию профильных отрядов и трудовых бригад.

  4. Организация такого педагогического взаимодействия, которое демонстрировало бы детям и учащейся молодежи, что их заботы и потребности действительно находятся в центре внимания педагогов и общественности, и было бы наполнено конкретным содержанием, основанном на интересах и нуждах школьников, формировало доверие к государственной власти (подробные рекомендации по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся содержатся в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь «Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005/2006 учебном году»1 и «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году»2.


Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. В тарифно-квалификационных харак­теристиках по должностям работников образования сказано, что педагог-орга­низатор «координирует деятельность детско-юношеских обществ, организа­ций, объединений, содействует образо­ванию детско-юношеских общественных организаций и объединений и реализа­ции целей и задач, предусмотренных их уставами».

Планируется и осуществляется эта работа на основании Закона Республи­ки Беларусь «О правах ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с Концепцией развития детского движения в Респуб­лике Беларусь (Указ Президента Рес­публики Беларусь от 1998 г. № 14), приказами управлений образования облисполкомов о про­ведении и итогах областных смотров школьных комнат для деятельности детских организаций и их органов са­моуправления, в сотрудничестве с ко­митетами БРСМ, советами БРПО.

В настоящее время в Республике Беларусь официально зарегистрировано 5 детских и более 40 молодежных республиканских общественных объединений, имеющих различные цели деятельности. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определенным программам деятельности, имеет свои цели, задачи (см. Приложение 4).

Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:

— разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);

— школьными (ученическими) организациями;

— детскими общественными объединениями, организациями, действующими в рамках законодательства на базе школы;

— временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.



Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

—формирование у школьников активной гражданской позиции;

— создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

— создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;

— развитие творческой личности.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. Партнерское взаимодействие предоставляет возможность педагогу-организатору использовать комплексный подход к решению поставленных перед ним задач, используя технологии и формы работы общественных объединений и опыт воспитательной работы, накопленный педагогической наукой и практикой.

Важнейшим фактором деятельности любой детской и молодежной организации является ее кадровое обеспечение. Следует отметить, что в функциональных обязанностях педагога-организатора не оговаривается его руководство каким-либо детским или юношеским объединением. Педагог-организатор вправе самоопределяться: взаимодействовать с какой-либо уже существующей организацией, или взять на себя ответственность за руководство каким-либо объединением. Роль руководителя общественного объединения не исключает, а напротив предполагает его взаимодействие с другими объединениями, организациями, движениями, действующими в учреждении образования и в нашей стране.

В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций. Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.



Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

5.1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и про­ведении выборов их органов самоуп­равления.

5.2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправ­ления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы школы, педагога-организатора (на год, полуго­дие, четверть, каникулы) с целью оп­ределения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть раз­ными — КТД, деловая игра, большой сбор ак­тива, экспресс-интервью, групповые со­беседования и т.д.

5.3. Организация работы с активом дружины, отрядов БРПО:

• использование игровых, других со­временных педагогических техно­логий обучения актива (с учетом выполняемых поручений) знаниям, умениям, навыкам осуществления Устава, Программы БРПО, планов работы советов дружины, отрядов, изготовления наглядных материа­лов об их деятельности (план учебы пионерского актива прила­гается к перспективному плану, в нем определяются темы занятий, формы, методы, сроки их прове­дения, участники и организаторы);

• организация участия пионеров в районных, областных, республикан­ских смотрах, акциях, конкурсах и т.п.;

• организация участия пионерских отрядов в мероприятиях, посвя­щенных Дню пионеров Республи­ки Беларусь, Международному Дню мира, Дню юного героя-анти­фашиста, Дню Победы, Дню пио­нерской дружбы (19 мая), Между­народному Дню защиты детей (1 июня), в акциях «Мы — пионеры XXI века» (агитбригады, трудовые десанты, игровые программы);

• создание юнкоровских постов, ПСН (пионерской службы новостей);

• определение форм, сроков подве­дения итогов работы, их анализ (в каких делах участвовали, чему научились и т.д.).

5.4. Организация работы с активом школьных кружков, клубов, объедине­ний по интересам:

• проведение выборов (или перевы­боров актива, если они действова­ли ранее) органов детского само­управления в кружках, клубах, с учетом профиля, направлений их деятельности (указать сроки, фор­мы проведения выборов);

• организация учебы актива круж­ков, клубов с учетом выполняемых поручений (информаторы, игротехники, юнкоры, художники-оформители, юные режиссеры, мастера и т.д.).

5.5. Организация участия кружков, кружковцев в школьном, районном, областном конкурсах-смотрах «Юные мастера XXI века»;

• традиционной акции «Знай, умей, действуй!» (кружок, клуб — се­мье, школе, району) с целью ис­пользования кружковцами в по­вседневной жизни умений и навы­ков, полученных в кружке, клубе;

• районных, областных, республи­канских смотрах, конкурсах, выс­тавках по профилю кружка, клу­ба (согласно их положениям);

• изготовлении учебно-наглядных по­собий, игрового реквизита для ис­пользования их при проведении за­нятий (с учетом профиля кружка).

5.6. С целью подведения итогов ра­боты кружков, клубов планируется проведение соответствующих мероприятий (указываются формы, сроки проведения, участники).

В том случае, если за организацию деятельности кружков, клубов отвеча­ет заместитель директора по воспитательной работе или завуч, то педагогу-органи­затору следует всю указанную работу проводить совместно с ними, быть ини­циатором создания в кружках, клубах органов детского самоуправления.

5.7. Совместно с завучем, заместите­лем директора школы по воспитатель­ной работе определение форм, методов обучения избранного актива детских коллективов классов с учетом их воз­раста и выполняемых поручений.

5.8. Организация работы пресс-цент­ра, «рекламбюро», использование дру­гих видов пропаганды деятельности детских коллективов.

5.9. Определение и использование совместно с заместителем дирек­тора школы по воспитательной работе различных форм вза­имодействия органов ученического, пи­онерского, детского самоуправления (об­щий сбор, сбор-старт, сбор-финиш, де­ловая игра «Я и мы», пресс-кон­ференция, открытый микрофон и т.д.).

5.10. Организация участия детских коллективов (отрядов, кружков, клубов) в создании и обновлении оформления школьной комнаты (кабинета педагога-организатора) для деятельности детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления (определить поручения, задания, организовать их выполнение).



Организация свободного времени учащихся.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы1.

Деятельность педагога-организатора по формированию здорового образа жизни.

В настоящее время в Республике Беларусь особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни народа, при этом в решении данной задачи основная роль отводится обучению, воспитанию и просвещению детей и молодежи. В целях активизации работы педагога-организатора по формированию у учащихся здорового образа жизни рекомендуется:



  • осуществлять работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни с учетом принципа здоровья сохранения;

  • организовывать и проводить мероприятия по формированию устойчивого интереса, потребностей и навыков здорового образа жизни (тренинги, конкурсы, выставки, молодежные акции, видеотеки, тематические декады и др.);

  • совершенствовать деятельность спортивных секций, клубов, кружков и др.;

  • разрабатывать и реализовывать программы по формированию у учащихся здорового образа жизни и стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

  • особое внимание уделять проведению информационно-просветительских, пропагандистских и культурно-спортивных мероприятий, акций по формированию мотивации к здоровому образу жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа среди учащихся с участием представителей заинтересованных служб.

Работа педагога-организатора по профилактике противоправного поведения учащихся.

В общеобразовательных учреждениях педагогу-организатору совместно с другими специалистами необходимо проводить последовательную и целенаправленную работу по предупреждению противоправного поведения учащихся, закреплять имеющийся позитивный опыт по снижению уровня правонарушений несовершеннолетних. При планировании и организации правового воспитания учащихся необходимо решать следующие задачи:



  • обогащение учащихся знаниями о морали и праве как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством;

  • развитие у подростков и юношества нравственных чувств и формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, способности к осознанной оценке себя и своих поступков;

  • привитие навыков законопослушного поведения; создание условий для приобретения опыта разрешения жизненных ситуаций, требующих от личности осознанного выбора поведения с учетом требований морали и права.

Поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий по нравственно-правовым проблемам на тему: «Демократия: права и обязанности и гражданина», «Свобода и ответственность личности в обществе», «Права ученика и обязанности учителя. Права учителя и обязанности ученика», «Преступность – вечная проблема?», а также при организации и проведении праздников правовых знаний: «Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права» и др.

Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги, в частности: ситуационная игра по формированию навыков безопасного поведения «Как поступить?», деловая игра «Я поступаю на работу», тренинг «Сумей сказать «нет», театрализованные игры по мотивам народных сказок для учащихся начальных классов «Краденым сыт не будешь», «Колобок», а также на сюжеты из художественной литературы. В младшем школьном возрасте применяются игры, способствующие развитию чувства защищенности, терпимости, уверенности в себе, а также представлений о правилах поведения. В процессе нравственно-правового воспитания старших учащихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы) и др.

Одной из устоявшихся форм нравственно-правового воспитания являются выступления работников правоохранительных органов: «60 секунд полезной (важной) информации», «Час вопросов и ответов», пресс-конференции «Трудовое право и подросток», «Гражданские права несовершеннолетних», «Права и обязанности несовершеннолетних в Уголовном кодексе Республики Беларусь», «Защита прав ребенка». Способствует правовому воспитанию учащихся также их участие в работе органов ученического самоуправления, периодическое издание школьной газеты, уголка права, создание специальных клубов (дискуссионных, защиты прав и интересов детей, природоохранительных, политических и т.д.) или отдельной секции знатоков права в действующем в школе клубе по интересам.

Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

Педагог-организатор является координатором внеурочной воспитательной работы, поэтому эта особенность служит отличительной характеристикой его деятельности. Все воспитательные воздействия педагога-организатора должны быть на­правлены, прежде всего, на активизацию позиции самого ребенка как субъекта воспитательного процесса, т.е. на актуализацию его самовоспитания, саморазвития, самообразования, самоопределе­ния, самосовершенствования, самоуправления и саморефлексии. Следовательно, содержание работы педагога-организатора зави­сит от запросов, потребностей, мотивов, жизненных установок и активности конкретных детей, а индивидуальность и своеобразие каждого учащегося служит для него главным ориентиром в определении перспектив своего труда. Исходя из этого важнейшим средством гражданско-патриотического воспитания учащихся, формирования коллективных отноше­ний в ученическом коллек­тиве, является ученическое самоуправление.



Ученическое самоуправление — форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [14, 96].

При организации самоуправления важно развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся, что обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов – организаторов ученического самоуправления – является такое взаимодействие с учащимися, когда, педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подве­сти учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоя­тельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно зна­чимым делом, а затем создать соответствующий орган самоу­правления для его организации. Таким образом, появляется но­вый участок работы — образуется новый орган самоуправле­ния.

Формы органов ученического самоуправления и названия их мо­гут быть самыми разнообразными: парламент, министерство, совет, собрание, комитет, совет клуба, учком и т.д.

В частности, В.И. Бочкарев в пособии «Директору школы о самоуправлении» выделил следующие органы ученического самоуправления [1, 49-67]: собрание учащихся школы (высший ор­ган их самоуправления в школе); школьная ученическая конфе­ренция (высший орган ученического самоуправления в школе); совет учащихся, его комиссии и другие; классные собрания уча­щихся, классные ученические советы и их рабочие органы.

Для создания органов самоуправления необходимо:

1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности;

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными;

3. Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с ученика­ми, т.е. делегировать полномочия.

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творче­ские дела и т.д..

2. Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.

3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телеви­дение, реклама.

4. Спорт и спортивные мероприятия.

5. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ре­монт помещений, мебели, работа на пришкольной террито­рии и т.д.;

6. Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школь­ных животноводческих фермах (контроль над заработанными средст­вами, доходами, распределением, стимулированием и т.д.).

7. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастер­ских, с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т.д..

8. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

9. Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслужи­вание в столовой.

10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родитель­ских комитетов и т.д.

11. Деятельность ученических органов правопорядка.

Приведем краткие рекомендации по организации и проведению одной из основных форм ученического самоуправления – собрания учащихся. Необходимо отметить, что собрание может проходить в различных формах, и необяза­тельно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы прези­диума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее инте­ресной и эффективной формой проявления активности явля­ются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложе­ния. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания — ведущего данного обсуждения.

Цель собрания: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способ­ность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи собрания: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, фор­мировать дисциплину среди школьников.

На собрании:

• не позволяйте детям осуждать или обвинять других;

• не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению право­нарушителей;

• не наказывайте весь коллектив за поведение отдельных ребят;

• создавайте атмосферу сотрудничества.

Правила организации и проведения собрания:

1) попытаться самим решить проблему;

2) не оказывать друг на друга никакого давления;

3) слушать друг друга не перебивая.



Структура собрания:

• представление обсуждаемой проблемы (педагогом-организатором или учащимися);

• изложение информации по проблеме;

• начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;

• предложение решения проблемы;

• выбор решения;

• обсуждение предполагаемого результата решения;

• закрытие собрания.



Процедура собрания:

школьники сидят по кругу;

продолжительность собрания для школьников начальной школы -30 мин., для старших школьников - 45 мин.

Как часто организовывать собрания, решает коллектив.



Вопросы, решаемые на собрании:

выборы, перевыборы органов самоуправления;

групповые игры по моделированию социальных ситуаций;

создание групповых правил для достижения желаемого этического поведения;

разрешение конфликтов и налаживание дружеских взаимоотноше­ний между учащимися.

Учить самоуправлению - значит создавать коллективную перспек­тиву и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать резуль­таты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач может быть использована ролевая иг­ра: День дублера, День самоуправления в школе и др.

Для педагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развивает­ся самоуправление в классах и школе. Для этого можно провес­ти опрос учащихся по предлагаемой в Приложении 3 методике. Предло­женные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправ­ления и критериям развития его в ученических коллективах.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны существо дела, позиция учителя, ре­альные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней собы­тия, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление - значит по­ставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руково­дства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними - главная задача управления школой.

Важной особенно­стью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных ви­дах деятельности, которые соответствуют их интересам и склон­ностям, а также предоставление им социальных и моральных га­рантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе пе­дагога-организатора является защита личной ценности и достоин­ства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, униже­ний и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.



Интеграция воспитательных сил в социуме — еще одна особенность в деятельности педагога—организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образова­тельных учреждений, общественных организаций и других соци­альных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставлен­ных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педаго­га-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, на­ходит единомышленников и добровольных помощников, включа­ет в воспитательную работу представителей социального окруже­ния.




страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: