страница 1 СВЕТЛОГОРСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ОТДЕЛ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОТЧЕТНОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕТЛОГОРСК, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Целью идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью является воспитание гражданина, живущего в правовом государстве, который должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и др.), ценностными ориентациями (уважение прав человека, способность к компромиссу, достоинство, гражданское самосознание и др.), а также желанием участвовать в общественно полезной деятельности, обладать навыками здорового образа жизни.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Восстановление практики планирования идеологической и воспитательной работы и ее совершенствование на уровне всех субъектов воспитания (лицейском (колледжевом), групповом, индивидуальном).
2. Изучение (мониторинг) интересов, ценностных ориентаций учащихся как основы планирования идеологической и воспитательной работы.
3. Использование традиций и положительного опыта, накопленного коллективом учебного заведения, для становления, функционирования и развития системы идеологической и воспитательной работы в современных условиях, поиск новых форм и направлений деятельности.
4. Совершенствование системы управления идеологической и воспитательной работы.
5. Реализация в системе идеологической и воспитательной работы возможностей ученического самоуправления.
6. Реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение профессионализма организаторов идеологической и воспитательной работы: преподавателей, штатных сотрудников, учащихся-общественников.
7. Модернизация и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе и методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие системы идеологической и воспитательной работы.
8. Создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) наиболее активных преподавателей и учащихся-организаторов идеологической и воспитательной деятельности.
9. Осуществление действенного контроля содержания и эффективности идеологической и воспитательной работы, использование его результатов для корректировки планов и решений.
Содержание и основные направления воспитательной и идеологической работы определяют следующие нормативно-правовые документы:
Законы Республики Беларусь «Об образовании», «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь».
Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Комплексная программа «Молодежь Беларуси» на период 2006-2010 годы.
Программы: «Молодежь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси» и «Дети Беларуси», утвержденные Указами Главы государства.
другие действующие законодательные акты, нормативные, правовые, инструктивно-методические документы Министерства образования Республики Беларусь.
Одним из условий эффективности идеологической и воспитательной работы является четкая и единая система планирования, которая позволяет объединить усилия всех структурных подразделений вуза при проведении практической работы, активно использовать все имеющиеся формы и методы, способствует более качественному решению поставленных задач.
При планировании идеологической и воспитательной работы необходимо учитывать результаты мониторинга эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы с обучающимися (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 3 февраля 2005 года № 42).
2. Планирование идеологической, воспитательной и социальной работы в учреждении образования
Назначение плана идеологической и воспитательной работы - упорядочение деятельности участников образовательного процесса по всем направлениям, обеспечение его организованности, согласованности, скоординированности, системности, логики и последовательности реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию деятельности, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом.
План – документ, указывающий целесодержательные ориентиры предстоящей деятельности, определяющий ее объем, порядок, время и место проведения, средства осуществления в течение определенного временного промежутка (учебный год, семестр, квартал, месяц). Планирование какой-либо деятельности – управленческая процедура, направленная на упорядочение мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.
Принципы планирования идеологической и воспитательной работы:
- целенаправленность;
- системность;
- управляемость процессов и результатов;
- учет возрастных особенностей, интересов студентов;
- преемственность, последовательность, реалистичность запланированных мероприятий.
Требования для соответствия принципам планирования:
-
соответствие целей, содержания плана нормативным правовым и иным документам Министерства образования Республики Беларусь, организационно-распорядительной документации высшего учебного заведения, в частности, должностным обязанностям работников;
-
актуальность – отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение насущных вопросов в сфере воспитания и идеологической работы;
-
целенаправленность – психолого-педагогическая обоснованность мероприятий, их соответствие целям;
-
разнообразие форм и методов идеологической и воспитательной работы, деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий;
-
конкретность плана – указание конкретных мероприятий, сроков их проведения, участников и организаторов. Предполагается персональная ответственность лиц, разрабатывающих и реализующих план;
-
реалистичность плана, что предусматривает равномерное распределение мероприятий по времени. При обилии мероприятий снижается качество их подготовки, а значит и результативность;
-
преемственность и вариативность мероприятий;
-
хронологическая последовательность мероприятий.
2.1. Планово-отчетная документация по идеологической и воспитательной
Система планирования идеологической и воспитательной работы на учебный год в учебном заведении включает:
-
Перспективный план идеологической, воспитательной и социальной работы.
-
План идеологической, воспитательной и социальной работы отделения.
-
План идеологической и воспитательной работы воспитателя общежития.
-
План идеологической и воспитательной работы куратора группы.
-
План идеологической и воспитательной работы Совета кураторов и протоколы заседаний. Годовой отчет по структурным подразделениям.
В целях совершенствования воспитательной деятельности, более детального ее планирования наряду с перспективными планами на год составляются ежемесячные планы идеологической и воспитательной работы.
Возможно ведение планов - графиков ежедневного планирования в виде таблицы-сетки для более рационального планирования и избежание перегрузок с учетом возможностей подготовки конкретных мероприятий.
2.2. Структура плана идеологической и воспитательной работы.
1. Титульный лист соответствующего образца с подписями должностных лиц, грифом согласования плана с подразделениями вуза, другими заинтересованными лицами.
2. Введение. Включает краткий анализ идеологической и воспитательной работы за истекший учебный год (не более 1 страницы печатного текста).
3. Цель (цели) и задачи идеологической и воспитательной работы на предстоящий учебный год.
4. Основная часть плана содержит описание основных направлений деятельности, реализующих идеологическую и воспитательную работу, перечень мероприятий с указанием места, сроков их проведения, ответственных за организацию (пофамильно). Основные направления формулируются на основании Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь.
Основная часть плана заполняется в форме таблицы:
N
п/п
|
Наименование работы, мероприятий
|
Дата,сроки проведения
|
Ответственный и исполнители
(конкретные лица)
|
Контроль
|
1. Вопросы, выносимые на совет учреждения
2. Общелицейские мероприятия
3. Идеологическое, гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание.
и т.д.
2.3. Основные направления деятельности по идеологической и воспитательной работе.
1. Вопросы, выносимые на совет учреждения
Указывается конкретная тематика вопросов совета.
2. Общелицейские мероприятия
Включаются ежегодные, традиционные мероприятия с охватом всех учащихся – на основе плана ОВР, факультетских планов, общественных молодежных объединений и организаций и других структур.
3. Идеологическое, гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание.
Воспитание уважения и преданности своему государству, разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь и, в конечном итоге, формирование приверженности государственной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях.
В процессе проведения мероприятий по идеологическому, гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию необходимо акцентировать внимание на формировании социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и осознанно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.
При организации воспитательной работы с обучающимися по данному направлению необходимо шире использовать возможности акций гражданско-патриотической и историко-краеведческой направленности.
Национальная культура – еще один компонент содержания воспитания, которая представляет собой исторически оправданный уровень развития творческих сил общества, человека; совокупность материальных и духовных ценностей. Национальная культура способствует осознанию человеком своей этической принадлежности, национальной гордости, воспитания уважению у своей истории, традиции, языку. Национальный уровень культуры опирается на психологический склад нации, национальный характер и быт своего народа.
Формы организации: единые дни информирования, информационные часы, мероприятия, приуроченные к государственным праздникам (Дню Конституции, Дню Единении народов России и Беларуси, Дню Победы и др.), республиканские патриотические акции: «Жыву у Беларусі і тым ганаруся», «Мы – наследники Победы» и т.д.; встречи с ветеранами войны, труда, православное краеведение (изучение храмов и монастырей, экскурсии к святым местам и т.д.), пополнение экспозиций музеев, знакомство с историческими местами, звездные походы, приобщение к традициям учебного заведения: «День Знаний», «День лицея» и т.д.
4. Методическое и информационное обеспечение воспитательного процесса.
Для эффективной организации учебного и воспитательного процесса необходимо постоянно изучать и обобщать опыт воспитательной работы, накапливать методические материалы по различным направлениям воспитательной деятельности.
Обеспечение грамотного информационно - методического сопровождения воспитательного процесса является важнейшим условием формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся, воспитания уважения к праву, институтам государственной власти, противодействия вовлечению в деятельность незарегистрированных молодежных группировок.
В связи с этим важно задействовать все имеющиеся медиаресурсы: средства массой информации, интернет и др.
Для усиления и обеспечения более широкой системы информирования рекомендуется оформлять и постоянно обновлять информационные уголки, стенды, бюллетени. Также необходимо проводить конкурсы ученических малотиражных газет, способствовать развитию информационных изданий.
Формы организации:
подготовка и издание методических разработок, пособий, тематик для сопровождения идеологической и воспитательной работы, выставки методической литературы, издание периодических малых изданий, оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, создание банка данных, разработка интернет - программ, коммуникативные проекты, планы работы Совета кураторов.
5. Профессиональное и трудовое воспитание.
Воспитание учащихся должно строиться на основе единства теоретического и практического аспекта. В рамках этого направления воспитательной деятельности предусмотрено решение таких задач, как повышение образовательного уровня обучающихся, их готовности к труду, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности, развитие позитивных молодежных инициатив, создание реальных предпосылок и условий для развития профессионально важных качеств студентов.
В условиях ССУЗа трудовое воспитание может быть организовано в двух направлениях: подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также пропаганда и вовлечение учащихся в волонтерское и студотрядовское движение.
Формы организации:
научно-практические конференции, литературные чтения, слеты именных стипендиатов, предметные олимпиады, организация и проведения встреч с заслуженными учителями и учеными республики, волонтерские проекты, работа школы «Вожатского мастерства», работа с детьми в УО различных типов, строительные отряды.
6.Эстетическое воспитание и организация досуга.
С точки зрения обучения, воспитания и развития личности в рамках культурно - досуговой деятельности необходимо решать следующие задачи:
-
формирование и развитие культуры досуга учащихся;
-
духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие каждого из них;
-
воспитание культуры чувств, профессионально значимых и личностных качеств, культуры общечеловеческих ценностей;
-
формирование и развитие положительного морально-психологического климата в группе учащихся;
-
коррекция межличностных отношений;
-
профилактика негативных тенденций проведения досуга и утверждения явлений антикультуры.
При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились.
Студенческая молодежь использует свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности. Досуг обучающихся отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащейся молодежи и социально-психологических особенностей молодежного сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью.
Оптимальными организационными формами культурно – досуговой деятельности обучающихся являются активные формы, в основе которых инициатива и практическое участие каждого обучающегося.
Формы организации: проведение праздников, вечеров, дискотек, конкурсов, концертов, игр, творческих встреч, участие в работе коллективов художественной самодеятельности, клубов, кружков, студий, организация культпоходов в театры, музеи, знакомство с культурными центрами и т.д.
7.Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Формирование навыков здорового образа жизни.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи, формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, вопросы развития физической культуры и спорта, по-прежнему занимают важное место в воспитательной работе с обучающимися.
С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой в течение учебного года необходимо проводить массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Формирование здорового образа жизни как основы духовного и материального благополучия человека должно осуществляться не столько в формате борьбы и запрета, сколько в формате понимания, помощи и сотрудничества. Привлекательность здорового образа жизни может быть обеспечена только в случае создания эмоционально-привлекательной, позитивной окраски проводимых тематических мероприятий.
Формы организации:
организация дней здоровья, туристические походы и экспедиции, спортивные соревнования и турниры различных уровней – факультетские, районные, городские, республиканские, международные, работа спортивных клубов и секций, акции, тренинги, семинары по профилактике вредных привычек, встречи с представителями общественных организаций, медицинскими работниками по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.
8. Правовое воспитание и профилактика правонарушений.
При планировании и организации правового воспитания необходимо решать следующие задачи:
-
обогащение обучающихся знаниями о морали и праве как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством;
-
формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к правовым нормам, способности к осознанной оценке себя и своих поступков;
-
привитие навыков законопослушного поведения, создание условий для приобретения опыта разрешения жизненных ситуаций, требующих от личности осознанного выбора поведения с учетом требования морали и права.
Требует особого внимания организация работы по выполнению государственных программ профилактической направленности, в ходе которой необходимо совместно с органами внутренних дел и другими заинтересованными службами реализовывать предусмотренные мероприятия.
Формы организации:
работа комиссий правового воспитания и профилактики правонарушений, дни правовых знаний, беседы, викторины, вечера вопросов и ответов, круглые столы, конференции, семинары, информационные кураторские часы по правовой тематике, оформление информационных стендов по пропаганде гражданско - правовых знаний, тренинги, встречи с сотрудниками правоохранительных органов и др.
9. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса.
Важным приоритетом в воспитательной работе ССУЗа остается социализация обучающихся, обеспечение их прав на полноценное, всестороннее развитие, создание необходимых условий для самореализации и личностного развития. А это предполагает изучение социального состава учащихся, учет социально незащищенных категорий, диагностику социально-педагогических проблем учащейся молодежи, повышение социально-педагогической культуры, как обучающихся, так и кураторов, преподавателей.
Учреждение образования должно стать комфортным и безопасным для пребывания обучающихся, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом и высокой социальной культурой.
Увеличение количества социально незащищенных категорий учащихся, таких как сироты, учащиеся, потерявшие одного из родителей, инвалиды и, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, требует организации особого социально-педагогического и психологического сопровождения воспитательного процесса. В этой связи воспитательная деятельность должна содержать комплекс согласованных действий всех заинтересованных структур по реализации прав и интересов обучающихся, устранению причин и факторов их неблагополучия.
Формы организации:
работа по формированию психологически комфортной среды, семейное воспитание, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, просветительские лекции и заседания дискуссионных клубов, клубов молодых семей, круглые столы, родительские собрания на темы брачно-семейных отношений, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов на темы: «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Лучший семейный праздник», чествование династий, тренинги, работа с социально-незащищенной категорией учащихся (сироты, полу сироты, инвалиды и др.), работа с учащимися, проживающими в общежитиях.
10. Методические рекомендации по организации идеологической и воспитательной работы куратора учебной группы.
Куратор учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (далее – куратор) назначаются приказом руководителя учреждения образования на основании предложения заместителя руководителя, отвечающего за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, из числа штатных учителей (преподавателей), мастеров производственного обучения на весь период обучения учащихся в учреждении образования.
Куратор в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителем руководителя учреждения образования по основной деятельности, педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными, а также законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса или учебной группы.
Основными принципами работы куратора являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется куратором в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 29, 8/15613), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 68, 8/15912).
Организационно-воспитательная работа в учреждениях образования осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы группы, учреждения образовании и включает следующие виды работ работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досугавая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.
Куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы учебной группы на учебный год, семестр.
Содержание работы куратора отражается в дневнике классного руководителя и журнале куратора учебной группе, в результатах их педагогических исследований, методических материалах, иных формах отчетности.
Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается преподавателем в классном журнале и журнале куратора учебной группы.
Куратор участвуют в работе методического объединения классных руководителей или кураторов учреждения образования, которое создается на правах предметной (цикловой) комиссии с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной работы, повышения квалификации, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей и кураторов.
11. Отчетная документация.
Отчет - документ, содержащий сведения о результатах запланированной деятельности должностных лиц, структурных подразделений за определленный временной промежуток (учебный год, семестр, месяц). В отчете дается описание выполенной работы и заключение, в котором анализируется ее итоги, излагаются выводы и предложения.
Отчет предоставляется за определенный период, структура, содержание и последовательность предоставляемых сведений должно соответсвовать перспективному и годовому планам идеологической и воспитательной работы учебного заведения.
Отчетная документация выполняет функцию “обратной связи”, позволяя сопоставить полученные результаты с запланированными, своевременно корректировать процессы воспитания и его идеологического сопровождения. Отчеты по идеологической и воспитательной работе всех структурных подразделений за учебный год предоставляются в отдел воспитательной работы.
Цель разработки отчета по идеологической и воспитательной работе за истекший период (учебный год) – представить системный, комплексный итоговый анализ этой работы в учебном заведении, определить перспективы. Анализ дает возможность совершенствовать характер и содержание мероприятий, обеспечивать эту работу необходимыми информационными, методическими, кадровыми ресурсами.
Список методической литературы по организации идеологической
и воспитательной работы
-
Актуальные проблемы организации психологической службы в системе профессионального образования: Материалы республиканских семинаров 27-29 октября 1998 года г. Кобрин, 15-16 декабря 1998 года г. Минск/ М.В. Ильин, А.Н. Сизанов, О.С. Попова и др. – Мн.: РИПО, 1999. – 64 с.;
-
Правовая защита учащихся и профилактика вовлечения их в деструктивные секты: Метод. рекомендации (в помощь социальному педагогу)./ Т.С. Капелевич, А.И. Коваленок, Е.П. Маркович. – Мн.: РИПО, 2002. – 89 с.;
-
Организация идейно-воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: Сб. метод. материалов/ О.С. Попова, Т.А. Сезень, И.В. Багнюк и др.; Под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2003. – 120 с.;
-
Проблемы и пути профилактики пьянства и алкоголизма среди учащихся учреждений профессионального образования: Пособие для пед. Работников и родителей / Ю.И. Шкуратов. – Мн.: РИПО, 2003. – 48 с.;
-
Социально-педагогическая и психологическая работа с семьей как профилактика социального сиротства: Учеб.-метод. Пособие / Т.С. Капелевич, О.Ю. Дедук. – Мн.: РИПО, 2003. – 50 с.
-
Организация воспитательной работы в общежитиях учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования / Под общ. ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. Часть I. – Мн.: Учебно-методический центр Минсельхозпрода, 2004. – 133 с.;
-
Организация воспитательной работы в общежитиях учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования / Под общ. ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. Часть II. – Мн.: Учебно-методический центр Минсельхозпрода, 2004. – 113 с.;
-
Мониторинг качества системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования: метод. Рекомендации – И.В. Багнюк и др. – Мн.: РИПО, 2005. – 339 с.
-
Социометрическое изучение группы: метод. Пособие / Е.И. Сутович, Ю.А. Полещук. – Мн.: РИПО, 2005. – 38 с.
-
Ученическое самоуправление в учреждениях профессионального образования: учеб-метод. Комплекс / И.В. Багнюк [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2005. – 186 с.
-
Методика воспитательной работы: Типовая учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» и специализации 93 «Профессиональное обучение»/ О.С. Попова, О.В. Дехтяренко. – Мн.: РИПО, 2006. – 18 с.;
-
Организация работы по формированию здорового образа жизни учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: сб. метод. Материалов / И.В. Багнюк, С.Р. Бутрим, Н.А Долбежкина [и др.]; под общ. ред. О.С Поповой, Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2006. – 164 с.
-
Современные технологии в воспитательном процессе учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: Сб. метод. материалов/ С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2006. – 132 с.;
-
Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся в учреждениях профессионального образования: сб. метод. материалов./ И.В. Багнюк [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2007. – 96 с.;
-
Интерактивные методы и формы социально-педагогической работы с учащимися: метод. рекомендации / И.В. Багнюк. А.П. Безрукова. – Мн.: РИПО, 2007. – 60 с.;
-
Организация воспитательно-профилактической работы с учащимися учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: сб. метод. Материалов / И.В. Багнюк [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень.– Мн.: РИПО, 2007. – 178 с.;
-
Организация работы с одаренными учащимися учебных заведений профессионально-технического образования: метод. рекомендации / Г.П. Юрьян; под ред. Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2007. – 29 с.
-
Примерная программа воспитания учащейся молодежи в общежитиях учебных заведений среднего специального образования (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 10.05.2007 г., № 12-01-05/1984);
-
Примерная программа воспитания учащихся учебных заведений среднего специального образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 10.05.2007 г., № 12-01-05/1984);
-
Организация работы по профилактике противоправного поведения среди учащихся учреждений профессионального образования / Т.А. Сезень, И.В. Багнюк; под общ. ред. О.С. Поповой. – Мн.: РИПО, 2008. – 56 с.
-
Организация работы с одаренными учащимися учебных заведений профессионально-технического образования: Метод. рек. – Мн.: РИПО, 2008;
-
Примерная программа воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, на 2007-2010 гг. / О.С. Попова, Т.А. Сезень, Т.А Симановская. – Мн.: РИПО, 2008. – 178 с.;
-
53.Система психологического сопровождения и упреждающей адаптации учащихся учебных заведений профессионально-технического образования: метод. рекомендации / О.С Попова [и др.]; под ред. Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2008. – 4
-
Инструктивно-методическое письмо об организации работы классного руководителя класса общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. 7 декабря 2009г. № 12-01/295дс
страница 1
|