страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Экономика и управление научными исследованиями, проектированием и производством»
"Утверждаю"
Декан приборостроительного
факультета
_______________O.K. Гусев
"____"_____________2008 г.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические указания и задания к выполнению контрольной работы
для студентов заочного отделения специальностей
1-27 01 01 «Экономика и организация производства», специализация 1-27 01 01-08 «Экономика и организация производства (приборостроение)»,
1-26 02 02 02 «Менеджмент» (специализация 1-26 02 02 0 «Инновационный менеджмент»)
на 2008/2009 учебный год
Задания составлены старшим преподавателем Минько М.В.
Минск
2008
Общие требования
Главной целью выполнения контрольной работы является закрепление и контроль знаний в области менеджмента, полученных путем систематизированного изучения рекомендуемой литературы, и выработка практических навыков управления.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
1. знать:
- основные закономерности теории менеджмента;
- методы системного анализа управленческих процессов;
- технику принятия управленческих решений;
- технику индивидуальной работы менеджера;
- виды организационных структур управления;
- методы организации производства и туда;
- методы управления персоналом;
- основы различных направлений менеджмента;
- методы оценки эффективности управленческих решений.
2. владеть:
- особенностями антикризисного управления и оперативным регулированием производственных процессов;
- внутрифирменным, текущим и стратегическим планированием;
- инструментами проектирования организаций;
- основами конфликтного менеджмента и управления рисками;
- методами управления качеством продукции и услуг.
3. уметь использовать:
- организационно-распорядительные методы управления;
- делегирование полномочий;
- математические модели и программные комплексы для анализа деятельности предприятия;
- методы проектирования эффективной системы управления организацией;
- социально-психологические способы воздействия на деловую активность сотрудников;
- методы оценки эффективности менеджмента организации..
Оценка заданий
При проверке контрольной работы преподавателем оценивается:
- способность студента применять теоретические положения и концепции дисциплины в практической ситуации;
- умение систематизировать и ясно излагать свои мысли;
- полнота ответа на поставленные вопросы;
- понимание материалов дисциплины, выраженное в собственном, желательно формализованном виде (таблицы, графики, схемы, диаграммы) изложения ответов на вопросы задания, а не автоматической переписке материалов учебников.
Для получения допуска к защите контрольной работы необходимо выполнить и сдать ее в установленный срок.
Выбор варианта и структура контрольной работы
Контрольные задания выполняются по вариантам, номера которых совпадают с номерами фамилий в списке студентов группы.
Задание состоит из двух частей:
1. Теоретическая часть – предполагает ответы на теоретические вопросы в соответствии с вариантом (3 вопроса). Номера теоретических вопросов по вариантам приведены в таблице 1, список вопросов приведен после таблицы;
2. Практическая часть – предполагает небольшой анализ практической деятельности организации, в которой работает студент, и предполагает ответы на следующие вопросы:
1. наименование предприятия, его организационно-правовая форма, подчиненность, виды деятельности и основные виды продукции;
2. краткая характеристика миссии предприятия и целей подсистем предприятия;
3. схема организационной структуры управления предприятием, ее характеристика, тип, недостатки и достоинства; предложения по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия; изображение рекомендуемой структуры управления данным предприятием и выявленные преимущества предложенной структуры по сравнению с существующей оргструктурой;
4. оценка стиля управления руководителей и специалистов (2-3 человек) при помощи тестов и составленная решетка ГРИД для выбранных управленцев;
5. характеристика системы мотивации персонала, оценка удовлетворенности размерами, гласностью и объективностью оценки труда.
Организация выполнения контрольной работы
Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в машинописном или рукописном вариантах.
Требования к оформлению контрольной работы (машинописный вариант):
1. Набор производить в редакторе WORD 6 (7, 97, 2000, ХР)
2. Параметры страницы: левое поле - от 2,5 см; правое поле - 1,0 см; верхнее и нижнее поле -2,0
3. Шрифт: основного текста Times New Roman - 12 (чёрный);
4. Межстрочный интервал – 1,2
5. Текст должен быть распечатан четко, насыщенность краски (порошка) на уровне машинописной ленты средней жирности.
6. Номера страниц ставятся сверху справа.
Для выполнения контрольной работы:
1. прочитайте рекомендуемую литературу и систематизируйте материалы;
2. изложите ответы на вопросы теоретической части;
3. адаптируйте теоретический материал применительно к условиям Вашей организации;
4. соберите необходимый практический материал по Вашей организации (подразделению);
5. консультируйтесь с преподавателем по вопросам, возникающим в процессе выполнения контрольной работы в часы, отведенные для консультаций.
Таблица 1
Список теоретических вопросов контрольной работы по вариантам
№ варианта
|
№ теоретических вопросов
|
1
|
5
|
32
|
56
|
2
|
8
|
42
|
60
|
3
|
14
|
52
|
66
|
4
|
1
|
40
|
68
|
5
|
20
|
37
|
71
|
6
|
12
|
44
|
65
|
7
|
24
|
57
|
78
|
8
|
6
|
47
|
61
|
9
|
15
|
27
|
77
|
10
|
7
|
34
|
51
|
11
|
2
|
43
|
63
|
12
|
19
|
38
|
73
|
13
|
13
|
69
|
79
|
14
|
23
|
41
|
58
|
15
|
18
|
50
|
75
|
16
|
10
|
28
|
53
|
17
|
3
|
35
|
80
|
18
|
22
|
31
|
74
|
19
|
25
|
46
|
62
|
20
|
17
|
67
|
76
|
21
|
21
|
49
|
82
|
22
|
4
|
29
|
54
|
23
|
9
|
36
|
59
|
24
|
16
|
45
|
64
|
25
|
11
|
30
|
83
|
26
|
18
|
48
|
70
|
27
|
12
|
39
|
81
|
28
|
13
|
26
|
55
|
29
|
19
|
33
|
72
|
30
|
20
|
45
|
84
|
Перечень вопросов контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента»
-
Сущность, объект и субъект управления
-
Понятие и содержание менеджмента.
-
Сходство и различие понятий «управление» и «менеджмент»
-
Основные категории менеджмента.
-
Виды и уровни менеджмента
-
Основные исторические этапы развития менеджмента
-
Школа научного управления
-
Школа административного управления
-
Школа психологии и социальных отношений
-
Школа эмпирического управления
-
Школа науки управления. Количественный подход
-
Процессный подход в менеджменте: суть и современные направления развития.
-
Системный подход в менеджменте: суть и современные направления развития.
-
Ситуационный подход в менеджменте: суть и современные направления развития.
-
Современные направления менеджмента
-
Вклад различных школ в развитие управленческой мысли
-
Особенности менеджмента в Германии
-
Особенности менеджмента в Англии
-
Особенности менеджмента во Франции
-
Развитие управленческой мысли в России и Беларуси
-
Цели и задачи в системе категорий менеджмента
-
Законы и закономерности менеджмента
-
Принципы менеджмента
-
Понятие методов управления.
-
Административные методы в менеджменте
-
Экономические методы менеджмента
-
Социально-психологические методы менеджмента
-
Модели менеджмента
-
Общая характеристика функций менеджмента
-
Специальные функции менеджмента
-
Понятие и методы прогнозирования
-
Сущность, виды планирования, формы и виды планов
-
Способы, методы, основные этапы и модель планирования
-
Функция организации и функция регламентации
-
Функции координации и регулирования
-
Понятие стимулирования и мотивации
-
Содержательные теории мотивации
-
Процессуальные теории мотивации
-
Основные направления повышения эффективности мотивации
-
Функция контроля и контроллинга, учета и анализа
-
Понятие социальной организации
-
Жизненный цикл и среда организации
-
Организационные отношения в менеджменте: понятие и схемы
-
Понятие, основные элементы и типы организационных структур управления
-
Линейная и функциональная структуры управления: достоинства и недостатки
-
Линейно-функциональная и линейно-штабная структуры управления: достоинства и недостатки
-
Проектная структура управления: достоинства и недостатки
-
Матричная структура управления: достоинства и недостатки
-
Дивизиональные и смешанные оргструктуры управления
-
Проектные и матричные структуры управления
-
Сетевые организационные структуры управления
-
Программно-целевые и бригадные организационных структур управления
-
Проектирование организационных структур
-
Управленческие решения: понятие и классификация
-
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
-
Этапы и модель процесса принятия управленческих решений
-
Методы принятия решений
-
Понятие и элементы коммуникации
-
Модели и типы коммуникаций
-
Коммуникационный процесс в менеджменте
-
Вербальные и невербальные средства коммуникаций
-
Содержание работы руководителя по управлению организацией
-
Влияние и власть в управлении
-
Характеристика теорий лидерства
-
Специальные стили управления
-
Современные стили руководства
-
Персонал предприятия, его характеристики и классификация
-
Система управления персоналом
-
Кадровое планирование.
-
Маркетинг персонала
-
Отбор, деловая оценка персонала
-
Конфликты в организации: понятие и виды
-
Роль конфликта в организации, основные этапы процесса конфликтов
-
Причины возникновения конфликтов и модели индивидуальных типов реакции на конфликт
-
Управление конфликтами и методы разрешения конфликтов
-
Организационные изменения и управление ими.
-
Стресс и его последствия. Управление стрессами.
-
Профессиональная подготовка менеджера.
-
Портрет и имидж менеджера
-
Требования к современному менеджеру. Саморазвитие менеджера
-
Деловое общение. Подготовка к переговорам
-
Формирование имиджа и репутации
-
Общие понятия об эффективности менеджмента.
-
Методы оценки эффективности управленческих решений
Литература
-
Беляцкий Н.П. Менеджмент: деловая карьера.-Мн.: Выш.шк., 2001.
-
Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции.-Мн.: ООО «Мисанта», 2002.
-
Вершигора В.А. Менеджмент. – М.: Гарадарика, 2005.
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.-М.: Гардарика, 1998.
-
Глухов В.С. Менеджмент. – СПб, Питер., 2005.
-
Глушаков В., Глушакова Т. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии.-Мн. УП «Технопринт», 2000.
-
Герчикова И.А. Менеджмент: Учебн.-М.: Банки и биржи, 1996.
-
Гончаров В.И. Менеджмент.-Мн.: ООО «Мисанта», 2004.
-
Комаров А.Л. Современный менеджмент. – СПб., Питер. 2006.
-
Менеджмент / Под ред. Лукашевича В.Н. – М.: Гарадарика., 2004.
-
Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ.-М.: «Дело», 1992.
-
Организационные структуры управления производством/ Под общей ред. Б.З. Мильнера. —М: Мысль, 2002.
-
Основы менеджмента: Учебник / Под общ. ред. проф. Вачугова Д.Д. - УМО, 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 376с. –
-
Основы менеджмента и маркетинга / Под ред.Седегова Р.С.-Мн.: Выс.шк., 1995.
-
Основы менеджмента и маркетинга / Под ред.Федени.-Мн.: Выс.шк., 2008.
-
Практикум по менеджменту: упражнения, деловые игры, ситуации, тесты. Авт.-сост. Л.П. Ермалович, Е.М. Бурак. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006 -210с.
-
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000 – 285с.
-
Современный менеджмент
-
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учеб.-практ.пособ.- М.: «Дело», 2000.
-
Ричард Х.Холл. Организации: структуры, процессы, результаты.-С.-Петербург., 2001.
-
Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. – М.: ИНФРА-М., 1997.
-
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1997 – 560с.
-
Якокки Л. Карьера менеджера. Пер.с англ. Р.И.Столпер.-М.: «Парадокс», 1996.
страница 1
|