страница 1
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Установа адукацыі
«Гродзенскі дзяржаўны універсітэт
імя Янкі Купалы»
|
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы»
|
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГрГУ им. Янки Купалы
Е.А. Ровба
29 ноября 2010 г.
ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖНЫЙ ЛИДЕР»
Гродненского государственного университета имени Янки Купалы на 2011-2013 годы
|
Рекомендован к утверждению на Совете университета
29.11.2010 г. Протокол № 4
Ученый секретарь совета
Толочко О.Н.
|
Паспорт
1.
|
Название
|
Программа «Молодежный лидер» ГрГУ им. Янки Купалы на 2011-2013 гг.
|
2.
|
Утвержден
|
29.11.2010 г.
|
3.
|
Ответственный за разработку
|
Проректор по учебной и воспитательной работе и социальным вопросам
Агиевец С.В.
|
4.
|
Проректор по учебной работе (и общим вопросам)
|
Войтукевич Ю.А.
|
5.
|
Проректор по учебной работе и управлению качеством
|
Белых Ю.Э.
|
6.
|
Проректор по научной работе и инновациям
|
Хацкевич Г.А.
|
7.
|
Проректор по учебной работе и экономике
|
Сенько В.В.
|
8.
|
Главный бухгалтер
|
Гацук В.С.
|
9.
|
Место и срок хранения
|
АО ЦУМ (ул. Ожешко, 22- 322), 5 лет
|
ГЛОССАРИЙ
Воспитание – процесс целенаправленного формирования физических и умственных характеристик человеческой личности (СТБ 22.0. 1 – 96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения).
Государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества (Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь»).
Качество высшего образования – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000 – 2000).
Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Лидер – человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей.
Лидерство – один из процессов организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики (Закон Республики Беларусь 29 октября 1991 г. N 1202-XII «Об образовании»).
Обучение – процесс передачи, восприятия знаний и соответствующих умений и навыков.
Студенческое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива студенчества, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Анализ проблемы
Ключевая задача, стоящая перед высшей школой – повышение качества образования. Под качеством образования традиционно понимают уровень подготовки выпускников, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в новых условиях, умеющих использовать полученные знания на практике, способных к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда сегодня напрямую зависит от наличия у него организационно-управленческих навыков, умений проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за своё профессиональное становление, отвечать за личные результаты работы и результаты командного взаимодействия. Данный комплекс социально-психологических особенностей выпускника можно отнести к лидерским качествам специалиста, формирование которых происходит в период обучения в университете. Исследования в данной области, а также имеющийся практический опыт показывают, что на развитие лидерских способностей большое влияние оказывает вовлечение студентов в общественную деятельность, в работу органов студенческого самоуправления.
Деятельность студентов по самоуправлению обладает огромным спектром возможностей для воспитания перспективного профессионала, способного к смелым самостоятельным инновационным решениям. Стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, социальных проблем учащейся молодёжи формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессиональной культуры. Так, например, в подготовке будущего учителя это просматривается в особой степени. Педагог в силу своей профессиональной предназначенности является подлинным организатором и просто обязан за годы профессионального обучения освоить школу организаторской компетентности. В качестве такой школы и следует рассматривать активное подключение студентов университета к решению разнообразных организаторских задач.
Вместе с тем, существуют определённые противоречия между:
1. пониманием важности подготовки студенческого актива и отсутствием пошаговой программы реализации данной задачи;
2. стремлением выявить из числа студентов активистов, обладающих лидерским потенциалом и желающих его развивать, и отсутствием отлаженных и действенных механизмов для реализации этой цели;
3. необходимость целенаправленной подготовки лидеров молодёжных общественных организаций и недостаточным уровнем научно-методического и организационно-методического обеспечения этой деятельность;
4. осознанием студентами влияния роли органов студенческого самоуправления в развитии лидерских качеств и отсутствием понимания, где и как эти качества они могут применять.
Программа «Молодой руководитель» призвана развить социальную активность студентов, раскрыть их лидерский потенциал, научить применять полученные знания на практике, расширить полномочия и повысить ответственность в решении вопросов, относящихся к различным аспектам организации студенческой жизни в университете.
Цель программы
Развитие организаторских способностей и социальной активности студенческой молодёжи, формирование кадрового резерва молодёжных общественных объединений университета, повышение качества подготовки специалистов за счёт развития социальных компетенций.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы
-
оптимизация работы органов студенческого самоуправления различных уровней (академическая группа, курс, факультет, общежитие, университет);
-
вовлечение студентов в социально значимую деятельности, развитие студенческих инициатив;
-
формирование управленческой компетентности студенческой молодёжи;
-
развитие лидерского потенциала студенческой молодёжи;
-
развитие навыков формирования и управления командой, организаторских способностей;
-
выявление и развитие творческих способностей студентов, вовлечение учащейся молодёжи в культурно-досуговую, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность.
Предполагаемые результаты
-
укрепление студенческой управленческой вертикали, усиление роли органов студенческого самоуправления, молодёжных общественных объединений в жизни студентов;
-
формирование механизма социального партнёрства администрации университета и органов студенческого самоуправления;
-
удовлетворение потребностей студентов в общественно значимой деятельности, межличностном общении;
-
удовлетворение потребностей студенческой молодёжи в освоении современных управленческих, социальных, педагогических технологий в целях самореализации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;
-
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
-
повышение качества учебной, социально-бытовой и досуговой деятельности студентов;
-
рост числа участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фестивалей и социальных проектов;
-
рост числа клубных объединений, спортивных секций;
-
снижение показателей различных негативных явлений в студенческой среде;
-
активизация участия студентов в общественной жизни университета и региона.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (направление): Научно-методическое и организационно-методическое
обеспечение программы
2 этап (направление): Образовательный (обучение актива)
3 этап (направление): Организационно-деятельный
1 этап (направление): Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение программы
№
|
Мероприятия/
деятельность
|
Сроки
реализации
|
Результат
|
Ответственные/
исполнители
|
Необходимые ресурсы
|
1
|
Мониторинг эффективности форм и методов, применяемых по формированию лидерских качеств
|
1 квартал 2011
|
Определение основных параметров развития студенческого самоуправления
|
УВРсМ
ЦУМ
|
Разработка анкет, проведения исследовании (ЦУМ)
|
2
|
Разработка локальных нормативных актов по организации деятельности органов студенческого самоуправления
|
1 квартал 2011
|
Положение о студенческом самоуправлении, Координационном студенческом совете
|
УВРсМ
|
|
3
|
Реформирование органов студенческого самоуправления университета
|
1 квартал 2011
|
Создание Координационного студенческого совета
|
ССУ
|
|
4
|
Разработка учебных программ по обучению актива
|
2 квартал 2011
|
Рабочие программы, методические рекомендации
|
УВРсМ
Факультет экономики и управления
Факультет истории и социологии
Юридический факультет
|
|
5
|
Разработка программ и технологий комплексного социально-психологического сопровождения деятельности органов студенческого самоуправления
|
2 квартал 2011
|
Рабочие программы, методические рекомендации
|
УВРсМ
Факультет психологии
|
|
|
Подготовка и издание научно-методической литературы по вопросам обучения актива, развития органов самоуправления:
-
Эффективное самоуправление
-
Интеллектуальное лидерство
-
Корпоративная культура университета
-
Как создать студенческую общественную организацию
-
Путеводитель первокурсника
-
Третий трудовой семестр: где может работать и зарабатывать студент
-
Школа вожатского мастерства:
-
«Адаптив»
-
В помощь председателю студенческого совета (серия)
|
2 квартал 2011
|
Методические издания
|
УВРсМ
|
Издание материалов (Издательский центр)
|
2 этап (направление): Образовательный (обучение актива)
№
|
Мероприятия/
деятельность
|
Сроки
реализации
|
Результат
|
Ответственные/
исполнители
|
Необходимые
ресурсы
|
1
|
Организация работы школы студенческого актива
1. Информационный модуль:
«Лидерство и управление»
«Качества лидера»
«Целеполагание»
«Командообразование»
2. Интерактивный модуль
Тренинг эффективной коммуникации
Тренинг уверенного поведения
Тренинг по тайм-менеджменту
Тренинг командного взаимодействия
Круглые столы
Деловые и ролевые игры
Выступления, дискуссии, ток-шоу
3. Проектный модуль
Работа в проектных группа: разработка и реализация социально-значимых проектов на вузовском и межвузовском уровнях
|
2011- 2013
|
Формирование перспективного кадрового резерва
|
УВРсМ
ССУ
Факультеты
|
Помещения, методические материалы, компьютерные классы
|
2
|
Организация работы центра студенческих инициатив
|
2011-2013
|
Создание центра студенческих инициатив (утверждение Положения, разработка плана работы), проектная деятельность студентов
|
УВРсМ
|
Помещение, оргтехника, компьютеры, мебель
|
3
|
Организация выездного учебно-инструктивного сбора студенческого актива
|
Ежегодно
|
Апробация теоретических навыков обучения
|
УВРсМ
|
Транспорт, помещение, питание, канцелярские принадлежности
|
3 этап (направление): Организационно-деятельный (на 2011 год)
№ п.п.
|
Наименование мероприятия
|
Сроки реализации
|
Ответственные
|
Необходимые ресурсы
|
1. Организация эффективного учебного процесса
|
1.1.
|
Создание студенческой комиссии по контролю качества учебного процесса
|
январь 2010
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
1.2.
|
Проведение творческих лабораторий и мастер-классов совместно с профильными кафедрами
|
На протяжении года
|
СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
1.3.
|
Организация и проведение конкурса на лучшую студенческую группу
|
Апрель 2011 г.
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
2. Стратегия гражданско-патриотического воспитания
|
2.1.
|
Подготовка проектов к участию в выставке ?????
|
март 2011
|
УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
2.2.
|
Организация и участие в общественно-политических акциях и мероприятиях
|
На протяжении года
|
УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
2.3.
|
Проведение тематических мероприятий, приуроченных к знаменательным датам
|
На протяжении года (по отдельному плану)
|
Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
2.4.
|
Проведение интернациональных акций совместно с зарубежными вузами-партнёрами
|
На протяжении года
|
Студенческий клуб, УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
2.5.
|
Активизация шефства над ветеранами университета
|
На протяжении года
|
Студенческий клуб, УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
3. Развитие социальных инициатив
|
3.1.
|
Разработка и утверждение положения о Центре студенческих инициатив
|
январь 2011 г.
|
УВРсМ
|
|
3.2.
|
Организация и проведение конкурса социальных проектов студенческих молодежных организаций
|
Март 2011 г.
|
Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
3.3.
|
Информационно-методическое обеспечение разработки и реализации студенческих социальных программ и проектов
|
На протяжении года
|
УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
3.4.
|
Привлечение партнёров для реализации студенческих социальных инициатив
|
На протяжении года
|
Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
4. Стратегия интеллектуально-творческого и духовно-нравственного воспитания
|
4.1.
|
Организация творческих выставок студенческих работ
|
На протяжении года
|
Факультет искусств и дизайна
|
|
4.2.
|
Поддержка деятельности студенческих творческих клубов и объединений
|
На протяжении года
|
Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
4.3.
|
Активизация экскурсионно-туристической работы
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, факультет туризма и сервиса,, региональный центр туризма
|
|
4.4.
|
Организация и проведение марафона «Я – первокурсник ГрГУ имени Янки Купалы»
|
сентябрь-декабрь 2011 г.
|
Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
4.5.
|
Проведение студенческой научно-практической конференции «Студенчество будущего: перспективные направления развития»
|
Февраль 2011 г.
|
НИЧ, СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
4.6.
|
Содействие в издании научных публикаций студентов
|
На протяжении года
|
НИЧ, СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ
|
|
4.7.
|
Организация работы временных научно-исследовательских коллективов над конкретными проблемами
|
На протяжении года
|
СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,
|
|
4.8.
|
Реализация творческих студенческих инициатив в рамках Студенческого клуба
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, Центр творчества
|
|
5. Содействие решению социальных проблем студенческой молодежи
|
5.1.
|
Участие студенческого актива в работе комиссии по контролю над работой пунктов общественного питания
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,
|
|
5.2.
|
Участие студенческого актива в работе жилищно-бытовых комиссии факультетов
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, деканы факультетов
|
|
5.3.
|
Поддержка студенческих семей и активизация работы Клуба молодой семьи
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,
|
|
5.4.
|
Поддержка правопорядка в студенческой среде
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,
|
|
6. Организация обеспечения работы студенческих средств массовой информации
|
6.1.
|
Развитие проекта СтудТВ (совместно с БГУ, БГУИР)
|
январь – май 2011 г.
|
Центр телевидения и видеопроизводства, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций
|
|
6.2.
|
Активизация деятельности студенческого пресс-центра
|
январь 2011 г.
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций
|
|
6.3.
|
Развитие факультетской малотиражной печати
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, деканы факультетов, издательский центр
|
|
6.4.
|
Подготовка материалов о проводимых студенческих мероприятий в региональной и республиканской прессе
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций
|
|
7. Стратегия валеологического воспитания
|
7.1.
|
Разработка и утверждение плана мероприятий «ГрГУ имени Янки Купалы – территория здорового образа жизни» на 2011 – 2015 гг.
|
Январь 2011 г.
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
7.2.
|
Поддержка работы студенческих спортивных и туристических секций и клубов
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, Спортивный комплекс
|
|
7.3.
|
Информационно-разъяснительная работа по профилактике вредных привычек и асоциального поведения
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, отдел организации охраны здоровья
|
|
7.4.
|
Проведение мероприятий по благоустройству территорий, помещений учебных корпусов, студенческих общежитий, спортивных сооружений
|
На протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, административно-хозяйственное управление
|
|
8. Формирование и обучение студенческого актива
|
8.1.
|
Выявление и актуализация банка данных студентов, заинтересованных в общественной работе
|
январь 2011 г.
сентябрь 2011
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
8.2.
|
Организация студенческого ректората
|
Январь-май 2010 г.
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
8.3.
|
Организация и проведение лагерей студенческого актива «РОСТ»
|
Апрель 2011 Октябрь 2011
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
8.4.
|
Создание Студенческого координационного Совета ГрГУ
|
Январь 2010 г.
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
8.5.
|
Организация работы студенческой информационно-пропагандистской группы
|
на протяжении года
|
ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ
|
|
страница 1
|