Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Установа адукацыі

«Гродзенскі дзяржаўны універсітэт

імя Янкі Купалы»

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГрГУ им. Янки Купалы

Е.А. Ровба

29 ноября 2010 г.



ПРОГРАММА «МОЛОДЕЖНЫЙ ЛИДЕР»

Гродненского государственного университета имени Янки Купалы на 2011-2013 годы



Рекомендован к утверждению на Совете университета

29.11.2010 г. Протокол № 4


Ученый секретарь совета


Толочко О.Н.


Паспорт


1.

Название

Программа «Молодежный лидер» ГрГУ им. Янки Купалы на 2011-2013 гг.

2.

Утвержден

29.11.2010 г.

3.

Ответственный за разработку

Проректор по учебной и воспитательной работе и социальным вопросам

Агиевец С.В.



4.

Проректор по учебной работе (и общим вопросам)

Войтукевич Ю.А.

5.

Проректор по учебной работе и управлению качеством

Белых Ю.Э.

6.

Проректор по научной работе и инновациям

Хацкевич Г.А.

7.

Проректор по учебной работе и экономике

Сенько В.В.

8.

Главный бухгалтер

Гацук В.С.

9.

Место и срок хранения

АО ЦУМ (ул. Ожешко, 22- 322), 5 лет


ГЛОССАРИЙ
Воспитание – процесс целенаправленного формирования физических и умственных характеристик человеческой личности (СТБ 22.0. 1 – 96. Система стандартов в сфере образования. Основные положения).
Государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества (Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. № 1629-XII «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь»).
Качество высшего образования – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000 – 2000).
Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Лидер – человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей.
Лидерство – один из процессов организации и управления социальной группой, способствующий достижению групповых целей
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики (Закон Республики Беларусь 29 октября 1991 г. N 1202-XII «Об образовании»).
Обучение – процесс передачи, восприятия знаний и соответствующих умений и навыков.
Студенческое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива студенчества, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Анализ проблемы
Ключевая задача, стоящая перед высшей школой – повышение качества образования. Под качеством образования традиционно понимают уровень подготовки выпускников, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в новых условиях, умеющих использовать полученные знания на практике, способных к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда сегодня напрямую зависит от наличия у него организационно-управленческих навыков, умений проявлять активность, инициативу, коммуникабельность, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за своё профессиональное становление, отвечать за личные результаты работы и результаты командного взаимодействия. Данный комплекс социально-психологических особенностей выпускника можно отнести к лидерским качествам специалиста, формирование которых происходит в период обучения в университете. Исследования в данной области, а также имеющийся практический опыт показывают, что на развитие лидерских способностей большое влияние оказывает вовлечение студентов в общественную деятельность, в работу органов студенческого самоуправления.

Деятельность студентов по самоуправлению обладает огромным спектром возможностей для воспитания перспективного профессионала, способного к смелым самостоятельным инновационным решениям. Стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, социальных проблем учащейся молодёжи формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессиональной культуры. Так, например, в подготовке будущего учителя это просматривается в особой степени. Педагог в силу своей профессиональной предназначенности является подлинным организатором и просто обязан за годы профессионального обучения освоить школу организаторской компетентности. В качестве такой школы и следует рассматривать активное подключение студентов университета к решению разнообразных организаторских задач.


Вместе с тем, существуют определённые противоречия между:

1. пониманием важности подготовки студенческого актива и отсутствием пошаговой программы реализации данной задачи;

2. стремлением выявить из числа студентов активистов, обладающих лидерским потенциалом и желающих его развивать, и отсутствием отлаженных и действенных механизмов для реализации этой цели;

3. необходимость целенаправленной подготовки лидеров молодёжных общественных организаций и недостаточным уровнем научно-методического и организационно-методического обеспечения этой деятельность;



4. осознанием студентами влияния роли органов студенческого самоуправления в развитии лидерских качеств и отсутствием понимания, где и как эти качества они могут применять.
Программа «Молодой руководитель» призвана развить социальную активность студентов, раскрыть их лидерский потенциал, научить применять полученные знания на практике, расширить полномочия и повысить ответственность в решении вопросов, относящихся к различным аспектам организации студенческой жизни в университете.
Цель программы
Развитие организаторских способностей и социальной активности студенческой молодёжи, формирование кадрового резерва молодёжных общественных объединений университета, повышение качества подготовки специалистов за счёт развития социальных компетенций.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы


  • оптимизация работы органов студенческого самоуправления различных уровней (академическая группа, курс, факультет, общежитие, университет);

  • вовлечение студентов в социально значимую деятельности, развитие студенческих инициатив;

  • формирование управленческой компетентности студенческой молодёжи;

  • развитие лидерского потенциала студенческой молодёжи;

  • развитие навыков формирования и управления командой, организаторских способностей;

  • выявление и развитие творческих способностей студентов, вовлечение учащейся молодёжи в культурно-досуговую, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность.



Предполагаемые результаты


  • укрепление студенческой управленческой вертикали, усиление роли органов студенческого самоуправления, молодёжных общественных объединений в жизни студентов;

  • формирование механизма социального партнёрства администрации университета и органов студенческого самоуправления;

  • удовлетворение потребностей студентов в общественно значимой деятельности, межличностном общении;

  • удовлетворение потребностей студенческой молодёжи в освоении современных управленческих, социальных, педагогических технологий в целях самореализации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

  • повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;

  • повышение качества учебной, социально-бытовой и досуговой деятельности студентов;

  • рост числа участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фестивалей и социальных проектов;

  • рост числа клубных объединений, спортивных секций;

  • снижение показателей различных негативных явлений в студенческой среде;

  • активизация участия студентов в общественной жизни университета и региона.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (направление): Научно-методическое и организационно-методическое

обеспечение программы


2 этап (направление): Образовательный (обучение актива)
3 этап (направление): Организационно-деятельный

1 этап (направление): Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение программы



Мероприятия/

деятельность

Сроки

реализации

Результат

Ответственные/

исполнители

Необходимые ресурсы

1

Мониторинг эффективности форм и методов, применяемых по формированию лидерских качеств

1 квартал 2011

Определение основных параметров развития студенческого самоуправления

УВРсМ

ЦУМ



Разработка анкет, проведения исследовании (ЦУМ)

2

Разработка локальных нормативных актов по организации деятельности органов студенческого самоуправления

1 квартал 2011

Положение о студенческом самоуправлении, Координационном студенческом совете

УВРсМ





3

Реформирование органов студенческого самоуправления университета

1 квартал 2011

Создание Координационного студенческого совета

ССУ




4

Разработка учебных программ по обучению актива

2 квартал 2011

Рабочие программы, методические рекомендации

УВРсМ

Факультет экономики и управления

Факультет истории и социологии

Юридический факультет






5

Разработка программ и технологий комплексного социально-психологического сопровождения деятельности органов студенческого самоуправления

2 квартал 2011

Рабочие программы, методические рекомендации

УВРсМ

Факультет психологии









Подготовка и издание научно-методической литературы по вопросам обучения актива, развития органов самоуправления:

  1. Эффективное самоуправление

  2. Интеллектуальное лидерство

  3. Корпоративная культура университета

  4. Как создать студенческую общественную организацию

  5. Путеводитель первокурсника

  6. Третий трудовой семестр: где может работать и зарабатывать студент

  7. Школа вожатского мастерства:

  8. «Адаптив»

  9. В помощь председателю студенческого совета (серия)

2 квартал 2011

Методические издания

УВРсМ

Издание материалов (Издательский центр)



2 этап (направление): Образовательный (обучение актива)




Мероприятия/

деятельность

Сроки

реализации

Результат

Ответственные/

исполнители

Необходимые

ресурсы

1

Организация работы школы студенческого актива

1. Информационный модуль:

«Лидерство и управление»

«Качества лидера»

«Целеполагание»

«Командообразование»


2. Интерактивный модуль

Тренинг эффективной коммуникации

Тренинг уверенного поведения

Тренинг по тайм-менеджменту

Тренинг командного взаимодействия

Круглые столы

Деловые и ролевые игры

Выступления, дискуссии, ток-шоу


3. Проектный модуль

Работа в проектных группа: разработка и реализация социально-значимых проектов на вузовском и межвузовском уровнях



2011- 2013

Формирование перспективного кадрового резерва


УВРсМ

ССУ


Факультеты


Помещения, методические материалы, компьютерные классы


2

Организация работы центра студенческих инициатив

2011-2013

Создание центра студенческих инициатив (утверждение Положения, разработка плана работы), проектная деятельность студентов

УВРсМ


Помещение, оргтехника, компьютеры, мебель

3

Организация выездного учебно-инструктивного сбора студенческого актива

Ежегодно

Апробация теоретических навыков обучения

УВРсМ


Транспорт, помещение, питание, канцелярские принадлежности


3 этап (направление): Организационно-деятельный (на 2011 год)


№ п.п.

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Необходимые ресурсы

1. Организация эффективного учебного процесса

1.1.

Создание студенческой комиссии по контролю качества учебного процесса

январь 2010

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




1.2.

Проведение творческих лабораторий и мастер-классов совместно с профильными кафедрами

На протяжении года

СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




1.3.

Организация и проведение конкурса на лучшую студенческую группу

Апрель 2011 г.

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




2. Стратегия гражданско-патриотического воспитания

2.1.

Подготовка проектов к участию в выставке ?????

март 2011

УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




2.2.

Организация и участие в общественно-политических акциях и мероприятиях

На протяжении года

УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




2.3.

Проведение тематических мероприятий, приуроченных к знаменательным датам

На протяжении года (по отдельному плану)

Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




2.4.

Проведение интернациональных акций совместно с зарубежными вузами-партнёрами

На протяжении года

Студенческий клуб, УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




2.5.

Активизация шефства над ветеранами университета

На протяжении года

Студенческий клуб, УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




3. Развитие социальных инициатив

3.1.

Разработка и утверждение положения о Центре студенческих инициатив

январь 2011 г.

УВРсМ




3.2.

Организация и проведение конкурса социальных проектов студенческих молодежных организаций

Март 2011 г.

Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




3.3.

Информационно-методическое обеспечение разработки и реализации студенческих социальных программ и проектов

На протяжении года

УВРсМ, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




3.4.

Привлечение партнёров для реализации студенческих социальных инициатив

На протяжении года

Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




4. Стратегия интеллектуально-творческого и духовно-нравственного воспитания

4.1.

Организация творческих выставок студенческих работ

На протяжении года

Факультет искусств и дизайна




4.2.

Поддержка деятельности студенческих творческих клубов и объединений

На протяжении года

Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




4.3.

Активизация экскурсионно-туристической работы

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, факультет туризма и сервиса,, региональный центр туризма




4.4.

Организация и проведение марафона «Я – первокурсник ГрГУ имени Янки Купалы»

сентябрь-декабрь 2011 г.

Центр творчества, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




4.5.

Проведение студенческой научно-практической конференции «Студенчество будущего: перспективные направления развития»

Февраль 2011 г.

НИЧ, СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




4.6.

Содействие в издании научных публикаций студентов

На протяжении года

НИЧ, СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ




4.7.

Организация работы временных научно-исследовательских коллективов над конкретными проблемами

На протяжении года

СНО, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,




4.8.

Реализация творческих студенческих инициатив в рамках Студенческого клуба

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, Центр творчества




5. Содействие решению социальных проблем студенческой молодежи

5.1.

Участие студенческого актива в работе комиссии по контролю над работой пунктов общественного питания

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,




5.2.

Участие студенческого актива в работе жилищно-бытовых комиссии факультетов

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, деканы факультетов




5.3.

Поддержка студенческих семей и активизация работы Клуба молодой семьи

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,




5.4.

Поддержка правопорядка в студенческой среде

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ,




6. Организация обеспечения работы студенческих средств массовой информации

6.1.

Развитие проекта СтудТВ (совместно с БГУ, БГУИР)

январь – май 2011 г.

Центр телевидения и видеопроизводства, ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций




6.2.

Активизация деятельности студенческого пресс-центра

январь 2011 г.

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций




6.3.

Развитие факультетской малотиражной печати

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, деканы факультетов, издательский центр




6.4.

Подготовка материалов о проводимых студенческих мероприятий в региональной и республиканской прессе

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, кафедра журналистики, центр массовых коммуникаций




7. Стратегия валеологического воспитания

7.1.

Разработка и утверждение плана мероприятий «ГрГУ имени Янки Купалы – территория здорового образа жизни» на 2011 – 2015 гг.

Январь 2011 г.

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




7.2.

Поддержка работы студенческих спортивных и туристических секций и клубов

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, Спортивный комплекс




7.3.

Информационно-разъяснительная работа по профилактике вредных привычек и асоциального поведения

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, отдел организации охраны здоровья




7.4.

Проведение мероприятий по благоустройству территорий, помещений учебных корпусов, студенческих общежитий, спортивных сооружений

На протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, административно-хозяйственное управление




8. Формирование и обучение студенческого актива

8.1.

Выявление и актуализация банка данных студентов, заинтересованных в общественной работе

январь 2011 г.

сентябрь 2011



ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




8.2.

Организация студенческого ректората

Январь-май 2010 г.

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




8.3.

Организация и проведение лагерей студенческого актива «РОСТ»

Апрель 2011 Октябрь 2011

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




8.4.

Создание Студенческого координационного Совета ГрГУ

Январь 2010 г.

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ




8.5.

Организация работы студенческой информационно-пропагандистской группы

на протяжении года

ССУ, профком студентов, ОО БРСМ, УВРсМ





страница 1

Смотрите также: