страница 1 страница 2
Ход урока
Урок сопровождается презентацией (Приложение 1)
1. Организационный момент (2–3 мин) -
Проверка присутствующих
-
Проверка готовности к уроку.
Преподаватель: Сегодня мы с вами познакомимся со сварочными электродами, их назначением, классификацией, историей их появления, а также с технологией их изготовления. Запишите в тетрадях тему урока (с помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются и зачитываются тема урока).
2. Проверка домашнего задания
Преподаватель: Сегодняшний урок мы начнем с повторения темы “Сварочная дуга” (слайд №3). Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Вставьте пропущенные слова в текст (слайд №4). После ответа слайд с правильным ответом (слайд №5)
2. Из каких частей состоит сварочная дуга? (слайд №6). После ответа слайд с правильным ответом (слайд №7).
3. Какую температуру имеют участки сварочной дуги? (слайд №8). После ответа слайд с правильным ответом (слайд №9).
4. Назовите виды сварочной дуги в зависимости от полярности постоянного тока. (слайд №10). После ответа слайд с правильным ответом (слайд №11).
5. Какие условия необходимы для зажигания и устойчивого горения сварочной дуги? (слайд №12).
6. Что называют длинной дуги? (слайд №13). После ответа слайд с правильным ответом (слайд №14).
7. Какая дуга называется стабильной? (слайд №15).
3. Изучение нового материала
Преподаватель: Теперь приступим к изучению нашей новой темы. Для начала давайте послушаем нашего докладчика, который расскажет нам об истории появления сварочных электродов.
3.1. Опережающее задание
Докладчик:
История появления сварочных электродов неразрывно связана с историей развития сварки и сварочных технологий.
В 1881 году русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос предложил использовать электрическую дугу, горящую между угольным электродом и металлической деталью, с целью соединения металлических кромок.
Спустя короткое время, в 1888 году, Николай Гаврилович Славянов заменил уголь на голый металлический пруток. Тем самым было положено начало дуговой сварке плавящимся электродом. Дугу от такого электрода было очень трудно зажигать и поддерживать, так как она горела на открытом воздухе, и поэтому наплавленный металл был сильно загрязнен и вспенен кислородом и азотом. Процесс сварки сопровождался образованием неровных поверхностей плавления, пористости и довольно обильным крупнокапельным переносом металла.
Намного улучшилось качество сварки с появлением нового изобретения – сварочного электрода с покрытием. Его создал инженер из Швеции Оскар Кельберг, (приблизительно в 1902 году). Как и большинство великих изобретений, оно появилось случайно, Кельберг хотел уменьшить стекание с электрода металла, при сварке, для этого он нанес на электрод клеево-силикатный материал, в результате чего, получилось выполнение не только поставленной задачи, но и таким способом улучшилась защита области сварки.
В 1928 году сварочные электроды начали выпускаться в промышленных масштабах, и также повсеместно использовать в различных отраслях народного хозяйства.
3.2. Объяснение преподавателем. Работа с конспектами (слайды 16-19).
Преподаватель: Что же такое электрод?
Электрод это металлический или неметаллический стержень с нанесенным на него покрытием, предназначенный для подведения сварочного тока к сварочной дуге.
Запишите это определение у себя в конспектах.
Классификация сварочных электродов:
Металлические электроды подразделяются на плавящиеся и неплавящиеся. Плавящиеся электроды выполнены из стали, чугуна, меди и их сплавов с нанесенным покрытием.
Неплавящиеся электроды выполнены из вольфрама, угля и графита. Они предназначены для повышения температуры сварочной ванны при сгорании (слайд №22). Запишите это у себя в конспекте.
Назначение покрытия электрода (слайд №23):
-
легкое зажигание и устойчивое горение дуги;
-
равномерное расплавление стержня и покрытия
-
высокую производительность сварки
-
получение плотных беспористых швов, не склонных к образованию трещин;
-
легкую отделяемость шлаковой корки;
-
минимальную токсичность при сварке;
-
получение металла шва требуемого химического
состава; (слайд №24) Запишите это у себя в конспектах.
Размеры покрытых электродов: Покрытые электроды выпускаются
диаметром от 1.6….8.0 мм,
длиной 150…450мм в зависимости от диаметра электрода (слайд №25)
А теперь давайте посмотрим технологию изготовления сварочных электродов (слайд № 26). В презентацию вложено видео с технологией изготовления электродов.
Запись процесса изготовления электродов:
1. Заготовка стержней.
2. Измельчение компонентов обмазки.
3. Окунание и опрессовка.
4. Контроль качества и упаковка (слайды №27-30).
4. Закрепление изученного материала
Преподаватель: Итак, подходит к концу наш урок. Сегодня мы познакомились с вами со сварочными электродами, их назначением, технологией изготовления. Чтобы проверить, как усвоен материал давайте ответим на следующие вопросы (слайд №31):
1. Что называют покрытым электродом?
2. Как классифицируют электроды?
3. Что обеспечивает покрытие электрода?
4. Каких размеров выпускают электроды?
5. Расскажите технологию изготовления электродов?
5. Подведение итогов урока
Выставление и объявление оценок.
6. Домашнее задание. В. Г. Лупачев, стр.59-60, конспект (домашнее задание записано на доске).
Спасибо за урок (слайд №32).
6. Технологическая карта урока с использованием средств информационных технологий
Предмет, группа
|
Оборудование и технология сварочных работ, 1 курс, 14 группа
|
Ф.И.О. преподавателя
|
Назаренко Галина Ивановна
|
Блоки
|
Компоненты блоков
|
Содержание компонентов
|
Концептуальный этап: блок целеполагания
-
тема
-
цель
-
планируемый результат (знания, умения, навыки)
|
Тема урока
|
«Сварочные электроды»
|
Актуальность использования средств ИКТ
| -
зрительное восприятие улучшает усвоение материала урока;
-
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
|
Цели урока
|
Внедрение информационных технологий при изложении нового материала на уроках спецтехнологии.
|
Планируемый результат
|
Знания
|
Умения
|
Навыки
|
- что называют электродом; классификация сварочных электродов; назначение покрытия электродов; технология изготовления электродов.
|
-работать с информацией,
-выделять главное,
- мыслить критически,
- генерировать идеи.
|
-поиска информации,
- знание видов электродов и технологии их изготовления.
|
Личностноформирующая направленность урока
|
Способствовать развитию личностной рефлексии учащихся.
|
Технологический этап: блок инструментальный.
-
Задачи урока.
-
Тип урока.
-
Используемая педагогическая технология.
-
Учебно-методический комплекс.
|
Задачи урока
|
обучающие
|
развивающие
|
воспитательные
|
закрепить знания о сварочной дуге, из каких частей состоит сварочная дуга, какие условия необходимы для зажигания дуги.
|
развить у обучающихся способность анализировать, классифицировать, обобщать полученный материал, вести конспект, развивать внимание, делать выводы.
|
воспитывать любовь к выбранной профессии, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.
|
Тип урока
|
Комбинированный.
|
Используемая технология
|
Информационная технология с использованием программы Microsoft PowerPoint.
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
Универсальные (мультимедийная презентация)
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
|
Компьютер, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint.
|
Операциональный этап: блок организационно-деятельностный:
-
поэтапный план урока.
-
Диагностика результатов урока.
-
Домашнее задание.
|
ЭТАП 1
|
Организационный
|
Цель
| -
Определение цели учебного занятия и постановка задач
-
Определение путей и средств достижения цели
-
Планирование работы на учебном занятии
-
Определение критериев достижения цели учебного занятия
|
Длительность этапа
|
2 минуты
|
Основной вид деятельности
|
Демонстрация слайдов презентации
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор: сообщает цели урока, пути и средства достижения их.
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Настраивает учащихся на работу по достижению цели
|
Промежуточный контроль
|
Проверка готовности учащихся к работе на уроке.
|
ЭТАП 2
|
Повторение изученного материала
|
Цель
|
Повторяются знания и умения изученные на предыдущем уроке.
|
Длительность этапа
|
10 минут.
|
Основной вид деятельности
|
Демонстрация слайдов презентации
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная, индивидуальная.
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор: организует беседу, обобщает.
|
Промежуточный контроль
|
Обсуждение вопросов, комментарий
|
ЭТАП 3
|
Мотивация
|
Цель
|
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Основной вид деятельности
|
Доклад учащимся истории появления сварочных электродов.
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Коллективная
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Организатор, помощник, участник.
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Организация и оказание поддержки в объяснении.
|
Промежуточный контроль
|
Оценка деятельности учащихся.
|
ЭТАП 4
|
Формирование новых знаний
|
Цель
|
Формирование новых знаний о сварочных электродах. Их назначение, классификация, технология изготовления.
|
Длительность этапа
|
30 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Демонстрация слайдов презентации
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная.
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Организатор, координатор.
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Объяснение.
|
Промежуточный контроль.
|
Оценка деятельности учащихся.
|
ЭТАП 5
|
Закрепление изученного материала
|
Цель
| -
Определяется соответствие достигнутых результатов учебного занятия поставленным в его начале задачам;
-
Оценивается работа группы и конкретных учащихся на учебном занятии.
|
Длительность этапа
|
6 минут
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
|
Демонстрация слайдов презентации
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Фронтальная.
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Оценка работы учащихся.
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Анализ результатов.
|
Завершающий контроль
|
Выставление отметок учащимся за работу на уроке.
|
|
ЭТАП 6
|
Рефлексия
|
Цель
|
Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия.
|
Длительность этапа
|
1 минута
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Индивидуальная – самоанализ деятельности.
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Побуждение к размышлению.
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Организация и оказания поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке.
|
Итоговый контроль, подведение итогов
|
Оценка деятельности учащихся преподавателем и наоборот.
|
Заключение
Использование ИТК на уроках положительно влияет на эффективность образовательного процесса:
-
положительная мотивация на уроках;
-
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
-
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
-
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
-
повышение уровня использования наглядности на уроке,
-
повышение производительности урока.
-
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
-
преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
-
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
-
повышение качества знаний по предмету.
-
участие в Интернет - конкурсах
В век компьютеризации, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.
Литература
1. Басманова В. Защита проекта - экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. №4. - с. 6.
2. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999. - с. 447.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - с. 288.
4. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать // Учитель года. - Екатеринбург, 2002. - с. 182.
5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., - М.; Вентана-Графф, 2003. - с. 299.
6. Пархомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, - М.: АРКТИ, 2003. - с. 112.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. - с. 21.
8. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Высшее образование, 2006. - с. 432.
9. Рашевская М.А. Corel Draw Практическое руководство, - МДИАЛОГ-МИФИ, 2003 - с. 352.
страница 1 страница 2
|