Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИЦЕЙ РЕЧНОГО ФЛОТА»

Методическая разработка



Мультимедийные технологии как средство формирования учебно-организационных и информационно-коммуникационных компетенций учащихся на уроках спецпредметов

Преподаватель специальных дисциплин без категории

Назаренко Галина Ивановна

Гомель, 2013



Содержание:

1.Аннотация……………………………………………………………,,……....3

2.Введение…………………………………………………………………….…..4

3.Основная часть……………………………………………………………….…6

1. Педагогические функции и возможности ИКТ…. …………….……….....6

2. Варианты применения ИПК ……………………………………...….……..6

3. Варианты организации деятельности с презентациями...........................7

 4. Преимущества использование на уроке ИКТ перед традиционным ведением урока………………………………………………………….…….…8

5. Урок по предмету «Оборудование и технология сварочных работ», тема «Назначение электродов»……………………………………………..………..8

6. Технологическая карта урока с использованием средств информационных технологий.............................................................................................................15

4.Заключение……………………………………………..……………………...20

5.Литература……………………………………………………..………..……..21



Аннотация

Сегодня, в век новых современных информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации, экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности, появляются большие возможности разрабатывать новые идеи и средства выражения. Интернет в современном обществе уже является универсальной информационно-коммуникационной средой с комплексом своих специфических технологий.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Никогда раньше у преподавателя не было таких возможностей творчески решить проблемы, способствующие познавательному интересу к предмету, широко использовать наглядные пособия, средства ИКТ, всячески стимулировать познавательную деятельность учащихся. Возбудив интерес к предмету, преподаватель ведёт учащегося от незнания к знанию, от менее полных и глубоких знаний к полному и глубокому проникновению в сущность явления. На протяжении всего обучения необходимо развивать у учащихся активность мыслительной деятельности, способствуя тому, чтобы познавательный интерес перерос в постоянную устойчивую потребность самостоятельно добывать знания, овладевать основами.

Введение

Компетентность – обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

Компетенция – круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.

Ключевые компетенции – наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во в непрофессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.), являющиеся для него как бы «ключом к успеху» в современном мире.

Выделен список наиболее важных компетентностей.

На своих уроках я уделяю особое внимание формированию у учащихся следующих ключевых компетентностей:


  1. Социальная компетенция – знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом.

  2. Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

  3. Компетенция саморазвития - это способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Для формирования ключевых компетентностей в учебном процессе использую компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Учащийся сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Поэтому на своих уроках использую специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет, мультимедийные технологии. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Создание положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Значительно облегчает работу преподавателя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. Психологи утверждают: "Длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения".



Основная часть

1. Педагогические функции и возможности ИКТ

Табл. 1

Педагогическая функция

Возможности ИКТ

Мотивирующая

Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа


Информационная

Реализовать возможности информационных систем


Функция управления учебной деятельностью

Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся


Контролирующе - корректирующая

Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок)

2. Варианты применения ИКТ

1. Урок с мультимедийной поддержкойприменение компьютера и мультимедийного проектора в качестве «электронной доски». Использование готовых  электронных образовательных ресурсов или мультимедиа презентации,  а учащиеся для защиты творческих проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкойприменение нескольких компьютеров (обычно, в компьютерном кабинете), за ними работают все учащиеся одновременно или по очереди по определённой теме (проблеме). Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. А урок обобщения могут превратиться в увлекательную игру, викторину, виртуальное путешествие и др.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет - могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.

 

3. Варианты организации деятельности с презентациями



  1. Преподаватель объясняет тему с использованием презентации. Чаще всего презен­тация начинается с названия темы урока. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним  или двумя цвета­ми, расположение на заднем  пла­не репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом поряд­ке и т.д. На  следующих слайдах устанавливаются тексты  или кар­тинки, а также то и другое. При составлении презентации преподавателю  важно подобрать материал вы­сокого  качества, без искажения цвета,  высокого разрешения. Можно  использовать различные анимационные  эффекты. Это спо­собствует повышению  внимания учащихся и радует глаз.
        Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой пози­ции . Удобно исполь­зовать гиперссылки, которые пе­реносят внимание с текста на ил­люстрацию. Тексты,  которые сле­дует учащимся записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации.  Это освобождает преподавателя от продиктовки и позво­ляет подростку  работать в привыч­ном для него темпе. Важно, что­бы  текст был лаконичным и на­писан крупными буквами.
        Презентация удобна и для орга­низации проверки знаний. Эта проверка может предварять но­вую тему (тогда слайды с вопро­сами или картинками  располагаются перед названием новой темы), завершать урок или зани­мать его целиком.

  2. Учащиеся используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам полугодия.

  3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.

  4. Учащиеся получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.

  5. Учащиеся получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо  изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.

  6. Учащиеся получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.

  7. Учащиеся получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем  в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент.

  8. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.

4. Преимущества использования на уроке ИКТ перед традиционным ведением урока

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

3. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.



5. Урок по предмету «Оборудование и технология сварочных работ. Тема «Сварочные электроды»

Методическая цель: «Активизация познавательной активности обучающихся с применением мультимедийных технологий».

Цель урока:

Обучающая – сформировать знания о назначении электродов, об истории их появления, о технологии их изготовления.
Развивающая - развить у обучающихся способность анализировать, обобщать полученный материал, развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающая - воспитывать любовь к выбранной профессии, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, стимулирующий.

Межпредметная связь: химия, материаловедение, физика, литература.

Материально-техническое оснащение: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, ноутбук, учебник «Электродуговая сварка».

Литература:

  1. В. Г. Лупачев «Электродуговая сварка».


страница 1 страница 2

Смотрите также: