Изменения, происходящие в общественной жизни сегодня, определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, способного к самореализации в обществе, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения, адекватные ситуации, эффективно взаимодействовать с другими.
Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности современного человека связаны с его общественными способами самоопределения и самореализации. В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социально-профессиональных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни. Современный человек может и должен самостоятельно решать задачи, связанные не только с социальной адаптацией, но и с нахождением направлений и способов творческой самореализации себя в общественной жизни. При этом, педагогически важно обозначить при каких условиях этот процесс будет проходить для него естественно и эффективно. Вот почему одной из важнейших задач для современного учреждения образования становится развитие социальной активности личности учащихся.
Характерной чертой нравственного развития в школьном возрасте является усиление сознательных мотивов поведения, укрепления таких качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.).
Процесс формирования социальной активности учащихся при организации досуговой деятельности в нашем учреждении образования реализуется с учетом возможностей Народного музея им. А. С. Жуковского.
Создан музей в 1965 году, в нем свыше 7 тысяч экспонатов. Среди них мундир и фуражка известного земляка Маршала СССР Соколовского, личные вещи дважды героев Советского Союза генералов армии П.И. Батова и И.А.Плиева, героев Советского Союза генерал – лейтенантов И.И.Иванова и Н.Н. Мультана и многих других. Личные вещи участников боёв за Слоним, ветеранов войны. Дополняют экспозицию 20 альбомов, в которых раскрывается история Слонимщины, боевой путь воинских соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков.
Большой ценностью являются подлинные произведения искусства известных белорусских художников и скульпторов, переданные в дар Государственным художественным музеем. Это работы М. Савицкого, Масленникова, Дробова, Альперта – уроженца Слонимщины, Геруса, З. Азгура, А. Бембеля, Е. Глебова, Теребуна, Курочкина.
Музея позволяет организовать работу в следующих направлениях:
1) расширять и углублять знания учащихся по истории, краеведению;
2) формировать сферу эмоций, чувств, переживаний;
3) включить детей в активную деятельность (краеведческую, поисковую, исследовательскую, созидательную, волонтерскую и т. д.)
Потенциал Народного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся позволяет:
- использовать материалы музея в учебной деятельности;
- проводить на базе музея воспитательные мероприятия;
- организовать поисковую, туристско-краеведческую, профориентационную работу;
- создать условия для научно-исследовательской деятельности учащихся;
- реализовать творческие возможности учащихся через издание школьного альманаха «Поклонюсь тебе, Белая Русь!».
Широко практикуется проведение музейных уроков в процессе преподавания истории Беларуси.
Урок в музее
Важной составляющей учебного процесса является факультатив “Слонимоведение”, занятия которого позволяют создать условия для формирования гражданской белорусской культуре, пробуждают чувство сопричастности к истории родного края, традициям, обычаям.
Неоспорим потенциал музея и в проведении воспитательных мероприятий.
В
Встреча с ветеранами
музее постоянно проводятся уроки мужества, викторины, встречи поколений, обзорные и тематические экскурсии, туристско-краеведческая конференция, неделя туризма, месячник патриотического воспитания, Традиционными стали встречи с ветеранами. Ярким событием для всей школы является коллективно-творческое дело «Нам мир завещано беречь и память прошлого хранить!», участие в Вахтах Памяти, митингах, посвящённым празднованию 9-го мая.
Очень востребована сегодня волонтерская группа, оказывающая помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
М
Прием в пионеры
атериалы музея постоянно пополняются благодаря поисковой и исследовательской деятельности учащихся и учителей нашей школы. В залах появляются ценные экспонаты, и это способствует более глубокому познанию истории нашего Отечества. В результате акций : «Они сражались за Родину», «Великой Победе – 65!», «Наследники Победы», «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» - были собраны, систематизированы и оформлены материалы об участниках великой Отечественной войны.
Большая работа проводилась и проводится музеем по поиску и увековечиванию имён погибших на Слонимской земле. Силами музея были восстановлены около 200 имен воинов и партизан, погибших в боях и считавшихся «пропавших без вести».
Вот некоторые из них:
- имя ефрейтора 37-ой стрелковой дивизии Николая Мирошника, повторившего подвиг Александра Матросова при освобождении Слонима 10 июля 1944 года;
- имена и подвиги пионеров-партизан: Васи Крайнего, Жени Боковца, Вани Добрияна и других;
- имена 9 воинов 29-ой стрелковой дивизии, которая до войны дислоцировалась в Слониме, а первые залпы войны встретила на западных рубежах страны, восстановлены и по ходатайству Совета музея занесены на мемориальную доску Кургана Славы в д. Пески Мостовского района Гродненской области, на месте их гибели.
- фамилии 55 воинов, которые умерли от ран в военном госпитале вблизи фабричного поселка Альбертин. Их имена записаны на обелиске, сооруженном в честь 40-летия Победы.
По ходатайству актива музея, имена героев увековечены в названиях улиц, судов, на мемориальных досках. Продолжается поисковая работа по направлениям: «Слонимчане - участники войны», «Дети войны», «Учителя – участники войны» и т.д.
С
На месте массового захоронения евреев
охраняется и обновляется информация о людях, прославивших Родину героическими поступками и достижениями своей творческой и профессиональной деятельности. В музее систематически уточняется банк данных о ветеранах войны, семьях погибших воинов, определяется степень необходимой шефской помощи. Материалы, собранные учащимися используются для проведения классных и информационных часов.
Учащиеся школы ведут активную переписку с ветеранами, проживающими в Беларуси и за рубежом.
Традиционно проводятся краеведческие походов и экскурсии по направлениям:
изучение памятных мест героического прошлого белорусского народа на территории Слонимского района;
экскурсии по Беларуси.
Экскурсия в Брестскую крепость
Члены совета музея и активисты музейного движения прошли дорогами бессмертного подвига и вечной славы во время звёздного похода по местам освободительной операции «Багратион». Стало хорошей традицией проведение школьной туристско-краеведческой конференции, конкурса «Батовец года». Ежегодно учащиеся школы участвуют в научно-исследовательской конференции «Ступени к науке».
Экспозиция одного из залов музея посвящена Слонимщине, где представлены объекты промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, охраны здоровья, образования и культуры. На стендах отражена история возникновения и развития предприятий, размещены фотографии передовиков производства, родителей и выпускников школы, работающих на предприятиях города.
Экспонируются альбомы о жизни предприятий, образцы выпускаемой продукции.
П
Зал, посвященный Слонимщине
редставлены материалы о профессиях и специальностях, востребованных на предприятиях города Слонима, а также информация об учебных заведениях, готовящих специалистов этих профессий - все это позволяет организовать системную целенаправленную профориентационную работу.
Классный час «Профессии родителей»
Народный музей им. А.С. Жуковского является источником поэтического вдохновения. В преддверии юбилейных дат, посвященных Великой Победе, силами учащихся издаются выпуски литературных альманахов. Презентация очередного - «Поклонюсь тебе, Белая Русь!» состоялась накануне 65-ой годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Юное пытливое поколение раскрывает свой внутренний мир, вкладывая в свои поэтические строки благодарную память о героях.
Стремление сделать музей доступным для всех определили необходимость создания электронной версии Народного музея революционной и боевой славы им. А. С. Жуковского, которая позволяет:
- использовать банк экскурсионных и экспозиционных материалов дистанционно;
- включать учащихся в познавательную, краеведческую, туристическую, проектную, исследовательскую, оценочную, рефлексивную деятельность через электронные средства обучения;
- расширить научно-методическое обеспечение работы.
Деятельность музея позволила:
- обеспечить многообразие аспектов (направления, формы, методы; см. приложения) досуговой деятельности в школе;
- вовлечь учащихся в интересную, практически важную деятельность, формирующую качества гражданина и патриота;
- создать неповторимое «лицо» школы;
- обеспечить создание педагогических необходимых условий для формирования социальной активности учащихся
Таким образом, музей может активно участвует в формировании лучших человеческих качеств – патриотизма, нравственности, активности, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых очень важны для общества, и которые всегда ценились человеком.
Литература
-
Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление : Социос, 2004. - С.89-92.
-
Долгих Е. Проект «Музейная педагогика»- пространство гражданского становления. // Директор школы. - 2008.- №2.- С. 82-86.
-
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики // Кіраванне ў адукацыі.- 2007. – № 12. – С. 25-34.
-
Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы //Методист.– 2007. – № 7. – С. 53-59.
-
Козлова, В.В. Туристический клуб школьников/ В.В. Козлова. – М.: Просвещение, 1998. - С.164-166.
-
Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. – М.: Просвещение, 1985.- С. 125-127.
-
Музейная педагогика в национальной школе // Методист.- 2008.- №8.- С. 41-45.
-
Музейная педагогика/ Е. Ванслова -//Воспитание школьников .- 2000.-№6. – С.4-6.
-
Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство// Педагогика.- 2005.- №5.- С.3-13.
-
Областная интегрированная программа по эстетическому воспитанию «Диалог культур»: Методический вестник»/сост. Е.В. Минич.
-
Следзевский И.В. Гражданско – патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15.
-
Чалавек. Культура. Адукацыя. Рэспублiканская навукова-тэарэтычная канферэнцыя. (2003 , Мiнск) материалы /навук. рэд. У.П. Скараходаў.- Гомель,2005.
-
Школьный музей. // Воспитание школьников. – 2002.- №3.- С.53.
-
Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183с.
-
Ясная. Т. М. Музейная педагогiка ў дзеяннi // Праблемы выхавання. -2005.- №2.- С. 32-34.