Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Интервью Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева российскому журналу «Евразия сегодня»



Н.А. Назарбаев
Президент Республики Казахстан



Источник:  Н.А.НАЗАРБАЕВ и ЕВРАЗИЙСТВО: сборник избранных статей и выступлений Главы государства / Под ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – 222 с.

МЫ НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛИМ СБИТЬ СТРАНУ С ТАКИМ ТРУДОМ НАБРАННОГО ТЕМПА”

- Господин президент, комментируя ваше послание народу, которое наши журналисты анализировали на страницах прошлого номера “Евразии”, многие обратили внимание на беспрецедентный рост социальных выплат, объявленный с 1 июля. По некоторым оценкам, он составит от 10 до 15 процентов госбюджета. Означает ли это, что экономика Казахстана чувствует себя настолько уверенно, и настало время пожинать плоды реформ? И не опасаетесь ли вы, что рост социальных расходов подстегнет инфляционные процессы?

- Безусловно, идти на масштабные меры по повышению благосостояния людей нам позволяет стабильное развитие экономики Казахстана. В своем послании я приводил основные макроэкономические показатели. Они достойны нашей уверенности. Самые трудные годы позади, поэтому мы сегодня выдвигаем на первый план социальную направленность наших реформ. Понятно, что труднее всего в эти годы пришлось пенсионерам и бюджетникам, тем, чей труд оплачивается из государственной казны. Наступила пора вознаградить людей за терпение и поддержку реформ.

Мы и в прошлые годы направляли значительные средства на повышение заработной платы, пенсий и пособий, благодаря чему население Казахстана ощущало себя намного комфортнее, чем в большинстве стран СНГ. Но сегодня нам по силам предпринимать весьма существенные шаги. Государство обещало улучшить жизнь наших граждан, и сегодня выполняет свои обещания.

Вопрос об инфляции - достаточно серьезный. Нельзя допустить, чтобы обесценились социальные выплаты. Сейчас правительство работает над тем, чтобы ожидаемый прирост денежной массы не повлек за собой роста цен.

- Высказывается мнение, что повышение зарплат и пенсий – не что иное, как прелюдия к президентским выборам. Однако до сих пор нет ясности, когда они могут состояться, уже в декабре нынешнего года или годом позже.

- Меня часто называют прагматиком, но в популизме пока никто не обвинял. О планируемом повышении социальных выплат я говорил еще в прошлом году и давал соответствующие поручения правительству. Сейчас оказалось, что по ряду позиций имеющиеся ресурсы позволяют нам начать это на полгода раньше – с 1 июля.

Что касается сроков будущих президентских выборов, то Центризбирком считает, что по закону они должны состояться в декабре 2006 года. Нет причин не доверять позиции Центризбиркома.

- После грузинских и украинских событий стало модно высчитывать, какую из стран СНГ настигнет эпидемия “цветных революций”. Теперь говорят, что после Молдавии и Киргизии может настать очередь Казахстана. Поделитесь своим видением ситуации.

- На мой взгляд, эти события некорректно трактовать как “революции” в привычном идеологическом понимании этого слова. Налицо раскол элит к концу электорального цикла в преддверии смены власти, который в этих случаях сопровождался политической дестабилизацией. Но не более.

Главный урок этих событий состоит в том, что реформы требуется проводить системно, последовательно, решительно, и при этом в интересах большинства населения. Нельзя не заметить, что обострение политического противостояния происходит в странах, для которых характерны низкий уровень экономического развития и благосостояния людей, не очень качественное государственное управление и, как правило, весьма туманные социально-экономические перспективы.

Украина несколько выбивается из этого ряда. Но здесь сыграли роль другие важные факторы, среди которых проблемы культурно-исторического характера играют не последнюю роль.

Негативный итог всех этих игр и в том, что сам принцип выборности как демократического института подвергся небывалому искажению. Спрашивается, к чему проводить выборы, если любая политическая сила априори объявляет их нелегитимными и сфальсифицированными, и готовит людей к митингам и баррикадам? Так мы никогда не дорастем до высокой демократической культуры.

Что касается Казахстана, то мы внимательно следим за происходящим и делаем выводы. Ясно, что и внутри страны, и за ее пределами найдутся силы, которые захотят расшатать ситуацию, применяя испытанные в Грузии и Украине сценарии. Но их усилия обречены на провал. Не только потому, что в нашей стране отсутствуют многие негативные предпосылки для “революционной ситуации”. Просто мы никому не позволим поставить под сомнение наши достижения, сбить страну с таким трудом набранного темпа.

- В послании вы говорили о необходимости общенациональной программы политических реформ. Что войдет в этот пакет инициатив? Вы считаете, что Казахстан объективно созрел для радикальных политических реформ, или это делается под влиянием смены режимов в государствах СНГ?

- Я всегда считал и продолжаю считать, что политическое устройство государства должно соответствовать уровню социально-экономического развития. Кроме этого, надо учитывать национальные традиции, культурные и исторические особенности. Иначе вместо демократического обновления мы столкнемся с разрушительным действием “демократического волюнтаризма”.

Но при этом мы ясно понимаем, что демократия - это не только цель, но и метод. Базовые демократические институты, пустившие корни на нашей почве, дают новые ростки, имманентно способствуют дальнейшему развитию демократии. Но это естественный процесс, который невозможно подгонять, не нанеся вреда. Нужна последовательность, нужна этапность.

Считаю, что сегодня мы подошли к такому этапу, когда политические реформы могут пойти и вширь, и вглубь. Сейчас в стране идет широкая дискуссия о том, какие меры необходимы для дальнейшей либерализации политической системы. В ней участвуют все политические партии, которым несвойственна разрушительная фразеология. Создан специальный институт для такого общественного диалога – Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества.

Она ведет работу по нескольким направлениям – это совершенствование выборного законодательства, включая вопросы выборности исполнительной власти в регионах, развитие местного самоуправления, права человека и ряд других.

Национальная комиссия проанализирует и обобщит результаты общенародной дискуссии и представит законодательные контуры Общенациональной программы, подготовит рекомендации по ее реализации.

Мы открыты к широкому обсуждению самых разных проектов политических преобразований в обществе. В то же время никаких необдуманных экспериментов, способных поставить под сомнение гражданский мир и внутреннюю стабильность в стране, не будет.

- Казахстан планирует ввести выборы глав городов и районов, а в России, наоборот, губернаторы стали фактически назначаемыми. На Западе это трактуют как отход от демократии. А как вы оцениваете эти шаги?

- Это вопрос не столько демократии, сколько сферы государственного управления, формирования эффективной системы исполнительной власти. В Казахстане руководители регионов назначаются президентом. Такая практика существует во многих странах, вполне демократических.

Думаю, для такой огромной страны, как Россия, создание отлаженного механизма исполнительной власти, четко действующей вертикали власти имеет принципиальное значение.

- Ваша оценка нынешнего этапа российских реформ. Какие проблемы стоят на нынешнем этапе перед российской властью? Советуется ли Владимир Путин с вами по этому поводу, и если да, то что вы ему советуете?

- С президентом России нас связывают доверительные отношения. Мы всегда готовы честно и откровенно обсуждать практически любые вопросы как международного характера, так и касающиеся развития наших стран непосредственно.

Отмечу, что во время президентства Владимира Путина последовательно делаются шаги к тому, чтобы Российская Федерация заняла соответствующее ее потенциалу достойное место в мире. По моему глубокому убеждению, достижение этой цели лежит, прежде всего, в дальнейшей экономической модернизации России и углублении интеграционных связей.

- Какие проблемы на повестке дня российско-казахстанских отношений?

- Российско-казахстанские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. Казахстан для России не просто сосед, а достойный партнер и близкий союзник.

В отношениях Казахстана и России не было еще такой проблемы, которая не была бы решена путем откровенного диалога и учета взаимных интересов. Это касается экономических вопросов, решения проблем транспортировки казахстанской нефти, разграничения на Каспии, аренды космодрома “Байконур”. Это относится и к вопросу делимитации государственной границы. Мы сумели согласовать линию прохождения самой протяженной границы в мире.

Главные вопросы сегодня лежат в плоскости торгово-экономического сотрудничества и развития региональной интеграции. Важное место занимают вопросы укрепления безопасности.

Во всех этих сферах Казахстан и Россия - единомышленники.

- К вопросу о безопасности. Самые близкие союзники России -государства, которые входят в Организацию Договора о коллективной безопасности. Казахстан сейчас председательствует в ОДКБ. Удовлетворены ли вы уровнем сотрудничества в рамках ОДКБ? Что изменилось после того, как военное сотрудничество постсоветских стран получило статус международной организации?

- Обстановка в мире, а точнее, в регионах, прилегающих к постсоветскому пространству, остается весьма сложной. Поэтому решение о создании ОДКБ было правильным и своевременным.

Статус организации позволяет создать и отработать эффективный механизм взаимодействия, а не просто контактировать от случая к случаю. Договор о коллективной безопасности стал жизнеспособным. ОДКБ работает на постоянной основе и реально влияет на укрепление безопасности, являясь важным звеном в многоуровневой системе региональной безопасности. При организации создан Объединенный штаб, сформированы Коллективные силы быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе. Этого нельзя было бы достичь без нынешнего организационного статуса.



Сейчас важно максимально адаптировать ОДКБ к современным условиям, повысить внешнеполитический авторитет организации, подойти к работе с точки зрения развития миротворческой деятельности.

Я буду удовлетворен уровнем нашего сотрудничества в ОДКБ, если нам удастся реализовать достигнутые договоренности - запустить механизм соглашений о принципах военно-технического сотрудничества и подготовки военных кадров. Нужно также активизировать антинаркотический вектор в деятельности ОДКБ.  

страница 1

Смотрите также: