страница 1 Выступление на II Евразийском экономическом саммите
Н.А. Назарбаев
Президент Республики Казхастан
Источник: Н.А.НАЗАРБАЕВ и ЕВРАЗИЙСТВО: сборник избранных статей и выступлений Главы государства / Под ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Издательство ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2012. – 222 с.
Дамы и господа!
Наш саммит проходит в очень ответственный момент для всего региона Центральной Азии. Участие в совместной борьбе с международным терроризмом сблизило народы Центральной Азии и Европы, Запада и Востока. Мы стали лучше понимать друг друга. Это очень важно в условиях, когда, с одной стороны, политические и деловые круги всего мира уделяют повышенное внимание к региону, а с другой, перед народами стран Центральной Азии стоят задачи выхода на новые экономические рубежи своего развития.
Сегодня возможности сотрудничества между нашими государствами существенно расширяются. У нас общая цель - сделать регион Центральной Азии экономически процветающим и свободным от угрозы международного терроризма и экстремизма. И борьба с международным терроризмом - это не только военная акция. Причины распространения терроризма достаточно сложны и тесно переплетены друг с другом. Их не следует упрощать.
Сегодня перед рядом стран и миром в целом стоит сложная задача преодолеть социальные и экономические причины терроризма. Без этого военные успехи мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом будут представлять собой лишь временное явление. Более того, на фоне растущего мирового неравенства и социально-культурной отсталости многих регионов, они могут привести к серьезной дестабилизации мировой системы. Это особенно важно для Афганистана, освобожденного от международных террористов, и, следовательно, для всех стран Центральной Азии.
В рамках наших встреч и дискуссий на форуме мы могли бы более детально обсудить пути и возможности участия в этом процессе всех заинтересованных сторон. Прежде всего, мы не должны допустить, чтобы какая-либо из стран региона вновь стала прибежищем международных террористов. На нас лежит большая ответственность за то, чтобы центр Евразии не превратился в арену столкновений интересов, чтобы народы наших стран не стали заложниками больших и малых геополитических игр. Какие в этом плане я вижу задачи, стоящие перед политиками?
Первое. На нынешнем этапе огромную важность представляет объединение усилий всех заинтересованных сторон в создании эффективной системы безопасности в Центральной Азии и в целом на азиатском континенте. В прошлом году была создана Шанхайская организация сотрудничества, объединившая 6 стран: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. В рамках Шанхайского процесса уже прошли апробацию механизмы доверия и взаимодействия стран-участниц в военной области. Намечено развитие сотрудничества между государствами-участниками ШОС в торгово-экономической области, в гуманитарной сфере, по противодействию угрозе терроризма и экстремизма. В нынешней ситуации еще более актуальным, чем прежде, становится вопрос о проведении саммита глав государств и правительств стран-участниц процесса по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Созыв саммита СВМДА, как это планировалось, в первой половине 2002 года должен стать важным этапом при решении сложной задачи укрепления стабильности в этом большом регионе. Считаю, что руководству государств-участников процесса СВМДА в преддверии встречи в верхах нужно проявить политическую волю для того, чтобы преодолеть имеющиеся проблемы в двусторонних отношениях, по-новому оценить те плюсы, которые несет процесс СВМДА народам региона и в целом азиатского континента.
Второе. Особое внимание хотел бы акцентировать на необходимости предпринять все возможное для того, чтобы горячей точкой планеты не стал Каспийский регион.
Сегодня Каспий рассматривается как важный стратегический регион Евразии, как одна из богатейших кладовых мировых запасов углеводородов. В разработке его нефтяных ресурсов участвуют крупнейшие мировые компании. В освоении каспийской нефти заинтересованы прежде всего государства региона, а также ведущие потребители этого сырья. Здесь позиция Казахстана однозначна - Каспий должен стать регионом мирной интеграции и делового экономического сотрудничества.
Другой аспект сохранения стабильности и безопасности Каспийского региона связан с тем, чтобы впредь не политизировать дискуссии о проектах каспийских трубопроводных маршрутов. Вопросы экспорта каспийских энергоресурсов должны быть предметом всестороннего рассмотрения специалистов, прежде всего, с точки зрения их экономической целесообразности, выгодности для производителей и потребителей каспийской нефти.
И, наконец, масштабные разработки проектов добычи нефти актуализируют вопросы сохранения экологического баланса Каспийского моря. Каспий - это уникальная и неповторимая экосистема, настоящая жемчужина Евразии. Его не должна постигнуть участь умирающего Аральского моря. Весь блок проблем Каспия будет рассмотрен на готовящейся в настоящее время встрече глав государств и правительств прикаспийстких стран.
Мы уверены, что у Каспия большое будущее. Будущее не только в плане обеспечения потребностей мирового сообщества в углеводородном сырье, но и в качестве своего рода полигона для внедрения и освоения новых, передовых технологий добычи нефти и газа, получения продуктов высоких степеней передела, создания современной инфраструктуры, соответствующей всем мировым стандартам. В этом плане мы готовы к широкому сотрудничеству с Россией, США, Китаем, Японией, странами Западной Европы, со всеми заинтересованными государствами.
Третья задача, стоящая перед политическими лидерами, связана с вопросами укрепления глобальной и региональной ядерной безопасности. Казахстан стал первой страной добровольно отказавшейся от статуса ядерной державы. Но угроза распространения и применения ядерного оружия за это время не исчезла. Центральная Азия сегодня представляет собой безъядерный анклав, окруженный государствами-обладателями ядерного оружия и так называемыми «пороговыми странами». Угроза применения оружия массового поражения в близи границ стран региона существенно возросла на фоне эскалации противоречий между двумя членами «ядерного клуба» - Индией и Пакистаном. Как и весь мир, мы озабочены проблемой возможного попадания ядерных зарядов в руки международных террористов. Казахстан выступает за принятие международным сообществом решительных мер, направленных на предотвращение «расползания» ядерного оружия, создание модернизированной системы международного контроля над его распространением, снижение опасности использования ядерных арсеналов в конфликтах регионального и локального масштабов, в террористических актах.
Четвертое. Одна из главных политических задач, имеющая стратегическое значение для стабильности и безопасности в Центральной Азии, заключается в том, чтобы вывести Афганистан из положения изгоя социально-экономического и политического развития региона и мира в целом. Иначе говоря, многое зависит от того, насколько успешным будет процесс возрождения Афганистана. Помимо поставок продовольствия, медикаментов, необходимо также оказать новому афганскому руководству содействие в восстановлении систем здравоохранения, образования, жизнеобеспечения и социальной защиты населения. Афганистану необходима помощь мирового сообщества для осуществления экономических проектов, которые были бы направлены на переориентацию части местного населения, занятого производством и торговлей наркотиками, на другие виды деятельности. Мировому сообществу следует предусмотреть меры по выстраиванию надежного заслона наркотранзиту на внешних границах Афганистана.
И последнее. Весьма важным фактором является сохранение и укрепление внутренней стабильности в каждой из стран региона, недопущение межэтнических, межконфессиональных, межродовых столкновений, распрей на межклассовой и социальной основе. Надо хорошо понимать, что процесс строительства новых наций и государств, особенно тех, кто не имел единой национальной структуры управления в современных границах, является весьма непростым и долговременным. Надо помнить, что 10 лет - это еще далеко не тот период, который позволяет преодолеть советский или постколониальный склад мышления и что освобождение от этого прошлого потребует еще значительных усилий и времени. Надо глубоко уяснить, что процесс внутреннего государственного и демократического строительства является системным, где общемировые тенденции сочетаются с уникальными элементами. И где скорость является далеко не синонимом результативности. Более того, она может привести и к непоправимым последствиям. Это текущие задачи, в реализации которых Казахстан готов участвовать вместе с государствами Центральной Азии и всем мировым сообществом.
В современных условиях глобализации и интернационализации политических, экономических связей особое значение приобретают региональные союзы и объединения. В этом отношении я с удовлетворением могу отметить, что страны евроазиатского региона, ориентируясь на опыт таких экономико-политических союзов, как НАФТА, МЕРКОСУР, ЕС, идут в ногу со временем. Наряду с Содружеством, мы участвуем в таких организациях по региональному сотрудничеству, как ЕврАзЭС, «Центральноазиатское сотрудничество» (ЦАС), «Шанхайская пятерка» (ШОС). Но пришло время придать новый импульс нашему сотрудничеству в различных сферах.
Свидетельством глубокого понимания этого является недавняя неформальная встреча в Алматы глав государств СНГ. Я с удовлетворением отмечаю, что на ней были приняты решения, направленные на дальнейшую интеграцию наших стран. В частности, прорабатываются вопросы кооперации национальных газовых компаний, создания Евразийского газового альянса, который должен объединить интересы как государств-производителей, так и тех, которые предоставляют свою территорию и инфраструктуру для транспортировки природного газа в страны Европы, Азии, на рынки других стран. Существует большая заинтересованность стран региона и в развитии других направлений сотрудничества.
Например, это проект великого Шелкового пути, одним из элементов которого является Трансазиатская железнодорожная магистраль, проходящая через многие страны нашего региона и соединяющая Азию и Европу. В этом же направлении будет проходить и транспортный коридор, предусматривающий строительство евроазиатского скоростного шоссе - проект ТРАСЕКА. В сфере коммуникаций осуществляется проект оптоволоконной линии связи ТАЕВОЛС.
В целом для нашего дальнейшего движения в направлении повышения динамичности и эффективности торгово-экономических связей есть все необходимые условия. Только сообща, объединив наши усилия, мы сможем создать эффективные механизмы взаимовыгодного партнерства, преодолеть все препятствия.
Я уверен, что этот форум станет новым шагом нашей интеграции, обмен мнениями принесет большую пользу для всех сторон и в целом будет способствовать определению общего вектора нашего развития.
страница 1
|