страница 1 Интегрированный урок литературы и самопознания.
Герасимова О.Ю.
Затобольская школа-гимназия
Костанайской области
Тема: О. Уайльд «Мальчик - звезда». Красота человека.
Цели: Продолжить изучение культурного и нравственного наследия английского писателя Оскара Уайльда, обучать навыкам анализа художественного произведения, способствовать осознанию и осмыслению идейного содержания сказки.
Развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочное чтение, пересказ, инсценировку, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к матери, уважительное отношение к чужому мнению, поощрять творчество. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
Тип урока: урок закрепления и обобщения ЗУНов.
Вид урока: урок нравственности.
Оборудование: видеофрагменты фильма «Сказка о звёздном мальчике», презентация урока, литературные термины для словаря: пейзаж, портрет, характеристика героя, деформированный план сказки, реквизит для инсценировки, портреты, нарисованные детьми, звёздочки для диагностики, конфеты в золотой обёртке, сердечки из картона, клип «От сердца к сердцу» - мамы учеников и учителей.
План урока:
Введение и актуализация темы. Видеофрагмент.
Подготовительный этап.
Лексическая работа со словом «звезда». Группы.
Цели урока.
Проверка знаний содержания произведения. План.
Смысловой и идейный анализ произведения. Проекты в группах.
Тема «Холод – мир зла»
Тема «Красивый человек»
Тема «Ледяное сердце»
Тест «Подарки от героев сказки»
Тема « Главное – понять другого»
Диагностика сформированности нравственных ценностей учащихся.
Творческая работа «Желание»
«От сердца к сердцу» Клип.
Итог урока. Модель «человека – звезды».
Ход урока.
Введение в тему. Актуализация темы.
Видеофрагмент №1.
Подготовительный этап.
Лексическая работа.
- О каком человеке без сердца идёт речь?
- Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?
(Знаменитость, небесное светило, украшение, ориентир)
Цель урока.
- Определить значение имени мальчика по ходу сказки.
Проверка знаний содержания произведения. План.
- Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Я предлагаю вам расставить части деформированного плана по порядку (в группах)
План.
Появление Дитя-звезды.
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.
Встреча с нищенкой-матерью.
Наказание за жестокость и эгоизм.
В поисках матери.
Уроки милосердия и доброты.
В плену у волшебника.
Вознаграждение.
Смысловой и идейный анализ произведения. Презентация работы в группах.
- Каждая группа выбрала себе тему для анализа и использовала всевозможные приёмы и способы для объяснения, режиссёры – постановщики составили план выступления и подготовили группу, как у них это получилось, посмотрим.
Группа. Тема «Холод – мир зла»
- Вот такой мы увидели природу во время появления на земле Мальчика – звезды - рисунок. Автор использует пейзаж для описания природы. Пейзаж – чтение отрывка. Природа предупреждала о появлении зла – человека с ледяным сердцем – лесоруб не хотел взять мальчика, жена не хотела приютить младенца, сам мальчик - это зло.
Инсценировка.
Жена:
- Наконец –то. Я так волновалась. На дворе лютый холод.
Лесоруб:
- Я нашёл кое – что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём.
Жена:
- Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто и мы во многом нуждаемся.
- Господи, разве у нас нет своих детей? Что это тебе понадобилось брать к нашему очагу подкидыша? А вдруг он принесёт нам несчастье? И как за ним ухаживать?
Лесоруб:
- Да, ты, послушай. Это Дитя – звезда.
Жена:
- Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто даст нам пищу?
Лесоруб:
- Но ведь господь заботится даже о воробьях и даёт им пищу.
Жена:
- Да, но мало ли их погибает зимой от голода? Затвори двери! Смотри, какой студёный ветер, я замёрзла.
Лесоруб:
- В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.
(Взяла ребёнка из рук мужа, поцеловала его и наклонила голову к мужу, Лесоруб обнял жену)
Вывод. Мы считаем, что основная мысль всей сказки находится именно в начале сказки: «В доме, в классе, в посёлке или в стране, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа - зло».
Группа. Тема «Красивый человек»
- Предлагаем вам портрет Мальчика – звезды. Чтение отрывка произведения. Автор использует сравнения….., эпитеты……, метафоры – глаза, отражённые в воде. Мальчик-звезда. сравнивается с цветами: роза – красивая, но с острыми шипами, нарцисс – гордый себялюбивый, фиалка – капризная. Характеристика героя – Он рос вместе с детьми Лесоруба, ел с ними за одним столом, играл. Его ничем не отличали от других, принимали как родного. Уважительно к нему относились. Но он рос себялюбивым, гордым, жестоким. Он был околдован своей красотой, ничего не замечал вокруг. Посмотрите фрагмент фильма.
- Вот такой мы увидели мать мальчика – портрет. Чтение отрывка с. 90 Давайте посмотрим, какая она. Видеофрагмент.
Она уставшая, измученная, 10 лет ищет сына. Она по-настоящему красивый человек, сильная, смелая, она очень любит своего сына, даже такого жестокого.
Вывод: Зло и жестокость разрушают красоту, и она перестаёт быть красотой. И нам Мальчик-звезда совсем не кажется красивым, а наоборот.
Группа. Тема «Ледяное сердце»
Чтение выборочное по ролям с. 91 – 92
- Мы выбрали тему «Ледяное сердце», потому что хотели выяснить, что означает это выражение. Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма.
Вывод: только человек с ледяным сердцем мог отказаться от своей мамы. Он считал себя сыном звезды и не хотел быть сыном нищенки.
Тест «Подарки от героев»
- Ребята, вы замечательно поработали сегодня, и герои сказки вам приготовили подарки. Возьмите, какие вам понравятся. (Конфетки в золотой яркой обёртке у Мальчика – звезды, сердечки из картона у Матери).
- Ребята, ведь вы так жалели мать Звезды, сочувствовали ей, прониклись к ней симпатией, а почему же решили взять конфеты у жестокого Мальчика – звезды?
- Для вас золотая обёртка конфетки ценнее, чем простое сердечко, сделанное с любовью своими руками?
- Да, дети, искушение велико. Говорить красиво о любви легко, а поступать так всегда, т.е. любить – трудно. Этому надо учиться всю жизнь.
- Кто хочет, может вернуть конфетку.
Группа. Тема « Главное – понять другого»
Чтение отрывка с. 93
- Мы назвали свой проект « Главное – понять другого», потому что хотели выяснить, почему Мальчик-звезда так изменился и почему.
Краткий пересказ испытаний.
Вывод: именно когда Мальчик-звезда попал в беду, он понял несчастье других. Он понял, что должен сам исправить свои ошибки. Ему пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил. Мальчик-звезда был жесток, он ошибался, но всё, что произошло с ним научило его любить. Только любовь может превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.
Диагностика сформированности нравственных ценностей учащихся.
Творческая работа «Желание»
- Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:
Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: «Откуда ты?»
«Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты»
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
«Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим».
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб …
- Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.
- Кто хочет озвучить своё пожелание?
- Кому из героев вы хотели бы подарить свои звёздочки – пожелания? Давайте для мамы из звёздочек сделаем звёздный путь, путь любви и надежды.(Приклеиваем звездочки вокруг портрета матери в форме сердца).
«От сердца к сердцу»
- А сейчас для наших мам, от всего сердца, споём песню. Всем, всем мамам, которых мы очень любим, которых мы нечаянно обидели, тем, кто сейчас так нуждается в нашей любви и внимании, и тем, кому мы так и не успели сказать самые главные слова.
Итог урока. Модель «человека – звезды».
- Мы проследили, как на протяжении всей сказки меняется значение имени мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души. И наше сердце помогло нам понять эту истину. Давайте уберём лишние слова у этой модели «человека – звезды».
- Какого человека мы считаем по-настоящему красивым? (добрый, милосердный, который умеет сострадать и любить)
- Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.
страница 1
|