Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
О выполнении Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ по состоянию на 1 октября 2012 г. 22.10.2012 13:31
О выполнении Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ по состоянию на 1 октября 2012 г....
Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально- экономического роста. А посему, создание в республике максимально благоприятных условий для формирования и функционирования предпринимательской среды и повышения инвестиционной привлекательности белорусской экономики было и остается в разряде важнейших национальных приоритетов.
Это в очередной раз подчеркнул Глава государства, обращаясь с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Так, в частности, он отметил, что ”Суть нашего экономического курса – создание новых высокопроизводительных рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях, стимулирование самозанятости, предпринимательства и инициативы, повышение ответственности каждого за себя, свою семью и свою страну“.
Концептуально приоритеты либерализации условий осуществления предпринимательской деятельности определены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря

2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ (далее – Директива № 4).


В целях обеспечения максимально оперативной и эффективной реализации требований Директивы № 4, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 были утверждены Мероприятия по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ (далее – мероприятия).
В рамках мероприятий к выполнению предложено 133 меры, перечень и последовательность которых выработаны в тесном взаимодействии органов государственного управления с бизнес-сообществом.
Запланированные названным выше совместным документом Правительства и Нацбанка реформы в большинстве своем нашли отражение в принятых либо подготовленных и внесенных в Правительство проектах нормативных правовых актов и предложениях по вопросам либерализации.
По состоянию на 1 октября 2012 г. принято (издано) 113 актов законодательства,

в числе которых 5 Законов Республики Беларусь, 27 Указов, 2 Декрета и 2 распоряжения Президента Республики Беларусь, 40 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 4 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь, 33 ведомственных акта законодательства (3 постановления Минэкономики, постановление Минфина и Минэкономики, 3 постановления Минздрава, постановление Минстройархитектуры, постановление Минюста, 6 постановлений Минтруда и соцзащиты, 8 постановлений Минфина, 9 постановлений Госстандарта и одно постановление Госкомимущества).


Справочно:
Принятые акты законодательства предусматривают: защиту и развитие частной собственности; либерализацию сферы ценообразования; сокращение финансовой отчетности и сведений в ней; упорядочение введения новых форм отчетности и запросов различной информации; совершенствование механизмов создания и деятельности холдингов; установление единого порядка проведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами; совершенствование (упрощение и сокращение количества) административных процедур; введение электронной регистрации и совершенствование процедуры ликвидации субъектов хозяйствования; либерализацию регулирования рынка труда; совершенствование процедуры осуществления государственных закупок; развитие системы оказания государственной поддержки малому предпринимательству; совершенствование отношений в области технического нормирования и стандартизации, государственной регистрации продукции; стимулирование эффективной производственной инновационной и инвестиционной деятельности; снижение и оптимизацию налоговой нагрузки; совершенствование контрольно-надзорной деятельности; совершенствование порядка определения размеров арендной платы по объектам недвижимости; упрощение земельных и арендных отношений; совершенствование порядка распоряжения государственным имуществом; стимулирование реализации товаров; гарантирование квот субъектам малого предпринимательства при государственных закупках товаров (работ, услуг); определение порядка обучения в организациях иностранных государств; стимулирование предпринимательской деятельности на территории средних, малых городах и сельской местности; упрощение процедуры регистрации международной технической помощи; оказание консультативной и правовой помощи, финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность; регламентацию деятельности общественно-консультативных и экспертных советов; повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Закрепленные данными актами реформы направлены на:
1. Обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности (раздел 1 Директивы № 4):
Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 ”О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь“ (пункт 1 мероприятий), направленный на сокращение перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов). Также, отменены: право Правительства устанавливать предельные индексы изменения цен; требование по обязательной регистрации цен (тарифов) и составлению субъектами предпринимательской деятельности их экономических расчетов, за исключением регулируемых цен. По отдельным позициям товаров (работ, услуг) значительно сокращена сфера государственного ценового регулирования (работы в строительстве, платные медицинские услуги, платное обучение, общественное питание);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2011 г. № 319 ”О признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. № 478 и структурных элементов отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь“ (пункт 1 мероприятий) принято в целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, осуществления перехода к рыночным механизмам ценообразования и исключения вмешательств органов государственного управления в процесс ценообразования субъектами предпринимательской деятельности;
постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 2011 г. № 46

”О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь“ (пункт 2 мероприятий), с принятием которого утратила силу Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики от 10 сентября 2008 г. № 183, и, соответственно, норма об обязательности составления экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых цен и тарифов;


постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495 ”Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений“ (пункты: 3 и 5 мероприятий), с принятием которого отменено ценовое регулирование по 48 позициям, сокращена сфера ценового регулирования по 5 наименованиям. Сохраняется регулирование цен по 26 позициям важнейших товаров и услуг, оказывающих существенное влияние на жизненный уровень населения.
Данным постановлением также утвержден сокращенный перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики), который включает всего 5 позиций. До принятия данного документа регулирование цен (тарифов) осуществлялось на все виды платных медицинских услуг;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2011 г. № 1655 ”О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495“ (пункты: 3 и 5 мероприятий) принято в целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке и предотвращения необоснованного роста цен на потребительские товары. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг) дополнен рядом товарных позиций, в том числе за счет расширения ассортимента детских товаров, отдельных продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;
Справочно:
В рамках проведения мероприятий по пресечению необоснованного роста цен на потребительские товары (услуги) были приняты (как временная мера):
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 мая 2011 г. № 676

”О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495“ (пункт 3 мероприятий), определившее дополнительный перечень социально значимых товаров (13 позиций), на которые Минэкономики может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней;


постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 мая 2011 г. № 79 ”О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней“ (пункт 3 мероприятий), которым установлены предельные максимальные торговые надбавки на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Минэкономики в течение срока не более 90 дней (действовало с 1 июня 2011 г.);
постановление Минэкономики от 2 сентября 2011 г. № 144 ”О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней“ (пункт 3 мероприятий), которым установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой) на товары, включенные в Перечень аналогичные, тем, которые были установлены постановлением Минэкономики от 28 мая 2011 г. № 79. Однако постановлением № 144 действие ограниченных надбавок не распространено на кофе и чай. Надбавки на огурцы, помидоры и яблоки, как и на бананы, апельсины и лимоны, установлены в размере 25% (действовало с 15 сентября по 14 декабря 2011 г.).
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 мая 2011 г. № 42 ”Об утверждении Инструкции о порядке регулирования, формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь“ (пункт 5 мероприятий), устанавливающее единый порядок регулирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые регулируются государством;
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361 ”О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“ (пункт 6 мероприятий) издан в целях совершенствования ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от18 ноября 2011 г. № 1552 ” О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973“ (пункт 6 мероприятий), которым на Минстройархитектуры возложены функции по осуществлению в соответствии с законодательством регулирования цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые) при строительстве объектов, финансируемых за счет средств бюджетов, а также при строительстве жилых домов, за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011г. № 1553 ”О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361“ (пункт 6 мероприятий), которым утверждены: Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении; Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работы по строительству);
постановление Минстройархитектуры от 18 ноября 2011 г. № 51 ”О некоторых вопросах по определению сметной стоимости объектов“ (пункт 6 мероприятий), регулирующее порядок определения сметной стоимости объектов;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2011 г. № 583 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987“ (пункт 7 и 18 мероприятий), в соответствии с которым отменены нормы, дающие право заказчику осуществлять государственную закупку ряда товаров, производимых определенными организациями Республики Беларусь, по процедуре закупки из одного источника (без конкурентного отбора) и сформированного для этих целей перечня товаров и их производителей, а также внесены дополнения и изменения в порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории республики;
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ (пункты 9, 31, 73 и 129 мероприятий). Внесенные в Налоговый кодекс изменения и дополнения направлены на совершенствование правового регулирования налоговых отношений, касающиеся отдельных элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты);
разъяснение Министерства экономики от 31 марта 2011 г. № 12-01-09/2731 по вопросу реализации организациями товаров (работ, услуг) по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, в том числе ниже себестоимости (пункт 8 мероприятий), подготовлено и направлено органам государственного управления, а также облисполкомам и Минскому горисполкому;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 октября 2011 г. № 1357 ”О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь“ (пункт 10 мероприятий), признанающее утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от

7 апреля 2000 г. № 480 ”Об утверждении Порядка установления квот на товары для реализации населению республики“;


Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 114 ”О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля“ (пункт 14 мероприятий), которым для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании установлено право назначать внеплановые проверки соблюдения субъектами хозяйствования указанного законодательства. Указом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 660 ”Об экспертном совете по проектам государственных программ“ (пункт 16 мероприятий) принято в целях повышения качества подготовки проектов государственных программ. Им утверждено Положение об экспертном совете по проектам государственных программ и определен его состав;
Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 5 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1“ (пункты: 22 и 23 мероприятий), которым предусмотрено введение в стране электронной регистрации субъектов хозяйствования. Заявители смогут подать документы для государственной регистрации не только путем личного обращения, но и в электронном виде через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который будет вести Минюст;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июня 2011 г. № 1164 ”О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь“ (пункт 22 мероприятий), регламентирующее вопросы поэтапного введения электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования;
постановление Министерства юстиции от 11 августа 2011 г. № 185 ”О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8“ (пункт 22 мероприятий), которым утверждены формы заявлений и уведомлений, направляемых субъектами хозяйствования в электронном виде, посредством веб-портала ЕГР.
2. Принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности. Созданию условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности (раздел 2 Директивы № 4):
Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. № 458 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов“ (пункт

29 мероприятий), которым устранены пробелы в правовом регулировании организационного механизма создания и функционирования холдингов, предусмотрены меры по оптимизации экономических отношений участников холдинга;


Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2012 г. № 414 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660“ (пункт 29 мероприятий), который направлен на совершенствование управления государственным имуществом, оптимизации управления деятельностью государственных юридических лиц и юридических лиц с долей государства в уставном фонде, повышения их конкурентоспособности;
Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 612 ”Об отдельных вопросах бесспорного взыскания денежных средств“ (пункт 32 мероприятий), которым предусматривается исключение возможности бесспорного взыскания денежных средств в гражданско-правовых отношениях, складывающихся между равноправными субъектами гражданского оборота;
Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 ”О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков“ (пункт 37 мероприятий), изданный в целях совершенствования порядка предоставления земель для реализации инвестиционных проектов, а также корректировки ряда нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Так, упрощен порядок предоставления земельных участков для строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса. Земля будет предоставляться без проведения аукционов. При этом компетенция по изъятию и предоставлению участков для строительства указанных объектов передается от областных исполкомов районным.
Гражданам дано право использовать земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, без изменения их целевого назначения также и для ремесленной деятельности, оказания услуг в сфере агроэкотуризма, иной предпринимательской деятельности.
Негосударственным юридическим лицам предоставлено право приобретать в частную собственность земельные участки, ранее данные в пользование для обслуживания принадлежащих им капитальных строений, по цене, равной 70% от их кадастровой стоимости;
Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“ (пункты 37 и 73 мероприятий), который закрепляет преференциальный порядок (льготы финансового, налогового и имущественного характера) осуществления предпринимательской деятельности в малых городах и сельской местности;
Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 245 ”О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 и от 1 марта 2010 г. № 101“ (пункты: 38 и 39 мероприятий), которым предусмотрено: предоставление субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим создание объектов придорожного сервиса, льготы по земельному налогу и арендной плате за земельные участки не только на период проектных и строительных работ, но и в течение двух лет после окончания строительства таких объектов; уточнение критериев определения объекта недвижимости объектом придорожного сервиса; формирование механизмов государственного финансирования строительства придорожной инфраструктуры при размещении объектов придорожного сервиса и другое;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2011 г. № 321 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326“ (пункт 39 мероприятий), в котором установлены принципы государственно-частного партнерства при строительстве объектов придорожного сервиса в составе комплексов на базе автозаправочных станций и пунктов питания в соответствии с Генеральной схемой развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2011г. № 886 ”О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 427 и от 26 марта 2008 г. № 462“ (пункт 41 мероприятий), устанавливающий возможность автоматического продления договоров аренды земельных участков на новый срок, использования хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предоставленных под жилищное строительство, для предпринимательской деятельности;
Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“ (пункты 43, 44 мероприятий), которым даны понятия неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, перечень которого ежегодно до 15 февраля утверждается Госкомимуществом по согласованию с Президиумом Совета Министров Республики Беларусь;
Также определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, не менее трех лет арендующие находящиеся в собственности Республики Беларусь капитальные строения (здания, сооружения), в том числе не зарегистрированные в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, иное недвижимое имущество, надлежащим образом исполняющие свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) за указанный период, в случае принятия решения об отчуждении этого имущества имеют право преимущественного приобретения этого имущества по рыночной стоимости с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.
Установлено, что рассрочка оплаты такого имущества предоставляется приобретателю недвижимого имущества по его письменному заявлению при заключении договора купли-продажи.
В случае, если арендатор (ссудополучатель) произвел за счет собственных средств в установленном порядке и с письменного согласия арендодателя (ссудодателя) улучшения арендованного (переданного в безвозмездное пользование) имущества, неотделимые без вреда для такого имущества, при продаже этому арендатору (ссудополучателю) объекта аренды (безвозмездного пользования) в соответствии с частью первой настоящего подпункта его рыночная стоимость при ее определении уменьшается на сумму затрат, понесенных этим арендатором (ссудополучателем) на указанные улучшения, если арендатору (ссудополучателю) не возмещались указанные затраты.


страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: