Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1



Общие принципы функционирования системы управления рисками
В Банке разработана и внедрена система управления банковскими рисками, представляющая собой совокупность приемов (способов и методов) управления банковскими рисками, а также организационной структуры, стратегии, политики, методик и процедур, являющихся средствами управления банковскими рисками, позволяющих обеспечить положительные финансовые результаты при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

В целях организации процесса управления банковскими рисками в Банке создано отдельное подразделение – Служба мониторинга рисков, в которую входят риск-менеджеры по управлению отдельными видами рисков.

Основным документом, определяющим общие принципы функционирования системы управления банковскими рисками, специфичными для деятельности Банка, является Положение о системе управления банковскими рисками в ЗАО «ТК Банк».

Руководствуясь масштабом, рыночными позициями и структурой осуществляемых банковских операций, Банк классифицировал риски, присущие своей деятельности, с учетом фактора существенности – критерия, характеризующего степень влияния определенного вида банковского риска на финансовую устойчивость Банка. Безусловно существенными рисками Банк признает:

кредитный риск;

риск ликвидности;

рыночные риски: процентный риск и валютный риск;

операционный риск;

риск потери деловой репутации (репутационный);

стратегический риск.

Другие виды банковских рисков (страновой риск, рыночные (фондовый и товарный риски)) признаются Банком в качестве существенных при достижении деятельности, в результате которой они возникают, определенных масштабов.

В Банке разработана система полномочий, в соответствии с которой ответственность в области управления рисками распределена между органами управления, комитетами, подразделениями и работниками Банка. Субъектами системы управления банковскими рисками являются:

Совет директоров Банка;

Правление Банка;

Финансовый комитет;

Кредитный комитет;

Служба внутреннего аудита;

Служба мониторинга рисков;

Службы Банка.

Деятельность органов управления и комитетов Банка регламентирована следующими локальными нормативными актами:

Положение о Совете Директоров ЗАО «ТК Банк»;

Положение о Правлении ЗАО «ТК Банк»;

Положение о Кредитном комитете ЗАО «ТК Банк»;

Положение о Финансовом комитете ЗАО «ТК Банк».

Системы управления отдельными видами банковских рисков регламентированы следующими локальными нормативными актами:

В части кредитного риска:

Положение об управлении кредитным риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение о классификации активов и операций, не отраженных на балансе, и порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об обеспечении обязательств перед ЗАО «ТК Банк»;

Положение о порядке установления лимитов на операции с банками-контрагентами, резидентами Республики Беларусь;

Положение о порядке установления лимитов на операции с банками-контрагентами, нерезидентами Республики Беларусь;

Положение о кредитовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЗАО «ТК Банк»;

Положение о микрокредитовании ЗАО «ТК Банк»;

Положение о кредитовании физических лиц в ЗАО «ТК Банк».

В части риска ликвидности:

Положение об управлении риском ликвидности в ЗАО «ТК Банк»;

Положение о порядке формирования и ведения платежного календаря в ЗАО «ТК Банк»;

В части валютного риска:

Положение об управлении валютным риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об управлении валютной позицией в ЗАО «ТК Банк».

В части других рисков:

Положение об управлении процентным риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об управлении фондовым риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об управлении страновым риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об управлении операционным риском в ЗАО «ТК Банк»;

Положение об управлении репутационным риском в ЗАО «ТК Банк;

Положение об управлении стратегическим риском в ЗАО «ТК Банк».
Кредитный риск
Кредитный риск – риск возникновения у Банка убытков по причине неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником (контрагентом) финансовых и иных имущественных обязательств перед Банком в соответствии с условиями договора и (или) законодательством или которые могут возникнуть в результате исполнения Банком своих условных обязательств.

Целью управления кредитным риском является обеспечение максимальной сохранности активов на основе уменьшения (исключения) возможных убытков, которое достигается на основе системного, комплексного подхода путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, комитетами, должностными лицами и подразделениями Банка в сфере управления кредитным риском;

разрешение конфликта интересов в области кредитования (установления лимитов на банки-контрагенты) путем разделения функций по принятию решения о кредитовании контрагента (установлении лимита на банк-контрагент) и оценке уровня возникающего кредитного риска;

организация адекватной и соответствующей интересам Банка системы кредитования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц; системы установления лимитов на банки-контрагенты;

организация системы справедливой оценки обеспечения по операциям, входящим в кредитный портфель;

организация независимых первичной и вторичной экспертиз кредитных проектов и проектов лимитов на банки-контрагенты;

организация эффективной претензионно-исковой работы и работы с проблемными долгами;

осуществление качественного и своевременного анализа состояния и динамики кредитного портфеля, нормативов безопасного функционирования, характеризующих уровень кредитного риска;

организация системы стресс-тестирования и раннего предупреждения;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов и комитетов Банка об эффективности системы управления кредитным риском;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения кредитным риском критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных с кредитным риском.

Факторы кредитного риска, носящие внутренний характер, связаны с определенными действиями банковского менеджмента и персонала:

риск неверных действий персонала;

риск неадекватной кредитной политики;

риск некачественных процедур и экспертиз.

К рискам, носящим внешний характер, относятся:

институциональные риски;

предпроизводственные риски;

производственные риски;

коммерческий (сбытовой) риск;

финансовые риски;

залоговый риск;

другие.

Выявление, идентификация и оценка уровня кредитного риска реализуется путем проведения первичной и вторичной экспертиз кредитных проектов (проектов лимитов на банк-контрагент), чем достигается разрешение конфликта интересов в процессе принятия решений.



Первичная экспертиза (анализ (оценка) финансового состояния кредитополучателя, кроме банков-контрагентов) производится службой кредитования (кредитными экспертами) на основании оценки кредитоспособности.

Первичная экспертиза (анализ (оценка) финансового состояния банка-контрагента и разработка лимита на проведение с банком-контрагентом активных операций) производится экономической службой (экспертами по банкам) на основании оценки финансового состояния и способности своевременно и в полном объеме возвратить переданные ему средства. На основании произведенного анализа разрабатывается проект лимита на проведение активных операций с банком-контрагентом.

Вторичная экспертиза осуществляется Риск-менеджером при рассмотрении кредитного проекта и в ходе мониторинга кредитополучателя и финансируемой сделки, а также в период разработки и мониторинга лимита на банк-контрагент.

Определение приемлемого (допустимого) уровня кредитного риска осуществляется совместно Кредитным и Финансовым комитетами Банка в соответствии с функциями, которыми они наделены.

Кредитный комитет принимает решение о предоставлении кредита, а также об утверждении лимитов на банки-контрагенты, т.е. о величине предельного размера единовременной задолженности кредитополучателя.

Финансовый комитет на основании мотивированного суждения (заключения) Риск-менеджера принимает решение о классификации задолженности по группам кредитного риска.

Мониторинг уровня кредитного риска производится Риск-менеджером в отношении конкретных кредитополучателей, а также в целом по кредитному портфелю.
Риск ликвидности
Риск ликвидности – риск возникновения у Банка убытков вследствие неспособности обеспечить своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме.

Целью управления риском ликвидности является достижение оптимальной (приемлемой) сбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств для обеспечения должного уровня платежеспособности Банка, которое обеспечивается путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, комитетами, должностными лицами и подразделениями Банка в сфере управления риском ликвидности;

организация адекватной и соответствующей интересам Банка системы управления финансовыми активами и финансовыми обязательствами;

организация качественного и своевременного мониторинга и анализа текущего состояния ликвидности, нормативов безопасного функционирования, характеризующих уровень риска ликвидности;

осуществление качественного и своевременного анализа структуры и динамики ресурсной базы и активных вложений, несоответствий (разрывов) активов и обязательств по срокам погашения;

организация системы прогнозирования денежных потоков Банка в краткосрочной перспективе;

организация системы стресс-тестирования и раннего предупреждения;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов, Финансового комитета Банка об эффективности системы управления риском ликвидности;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения риском ликвидности критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных с повышением риска ликвидности.

Выявление, идентификация и оценка риска ликвидности в текущем моменте осуществляется ежедневно путем расчета экономической службой показателей ликвидности и сопоставления их значений с нормативами безопасного функционирования банков в области ликвидности (нормативами ликвидности), установленными Национальным банком Республики Беларусь.

В процессе мониторинга текущего риска ликвидности анализируются основные события, имевшие место в Банке в последнее время, повлиявшие или способные повлиять в будущем на изменение уровня риска ликвидности Банка, а также состояние денежных рынков Республики Беларусь и государств, резидентами которых являются основные контрагенты и клиенты Банка.

Платежеспособность Банка отслеживается путем составления платежного календаря в национальной и иностранных валютах. На основе платежного календаря сопоставляются ожидаемые поступления средств и суммы подлежащих исполнению обязательств.


Процентный риск
Процентный риск – вид рыночного риска, характеризующий вероятность возникновения у Банка потерь (убытков) от изменения стоимости балансовых и внебалансовых позиций Банка вследствие изменения процентных ставок.

Целью управления процентным риском является обеспечение возможности Банка по снижению вероятности потерь (убытков) в результате изменения рыночных процентных ставок и превышения средней стоимости привлеченных средств Банка над средней стоимостью размещенных активов, которое достигается путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, комитетами должностными лицами и подразделениями Банка в сфере управления процентным риском;

организация адекватной и соответствующей интересам Банка системы управления финансовыми активами и финансовыми обязательствами, подверженными процентному риску (чувствительных к изменению процентной ставки);

организация адекватной и соответствующей интересам Банка процентной политики (системы параметров, характеризующих уровень процентного риска);

осуществление качественного и своевременного анализа структуры и динамики ресурсной базы и активных вложений, подверженных процентному риску (чувствительных к изменению процентной ставки), несоответствий (разрывов) активов и обязательств по срокам погашения;

организация системы стресс-тестирования и раннего предупреждения;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов и комитетов Банка об эффективности системы управления процентным риском;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения процентным риском критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных с повышением процентного риска.

Выявление, идентификация, оценка и мониторинг уровня процентного риска осуществляется ежемесячно в процессе комплексной оценки Риск-менеджером и экономической службой Банка состояния, структуры и динамики торгового и банковского портфелей.

В процессе мониторинга экономической службой Банка осуществляется расчет, а Риск-менеджером анализ параметров процентной политики и сопоставление их значений с плановыми параметрами бюджета Банка.

Также Риск-менеджер совместно с казначейской и другими службами Банка осуществляет:

анализ процентных ставок, действовавших ранее и действующих в настоящий момент на денежных рынках Республики Беларусь и государств, резидентами которых являются основные контрагенты и клиенты Банка, и их влияние на изменение уровня процентного риска;

анализ основных событий, имевших место в Банке в последнее время, повлиявших или способных повлиять в будущем на изменение уровня процентного риска Банка;

анализ причин неадекватного поведения клиентов и контрагентов Банка, спровоцированного банками – конкурентами (при наличии такового) и ситуации в области процентной политики, сложившейся в банках – конкурентах;

анализ иных факторов внешнего и внутреннего характера, имеющих существенное влияние на уровень процентного риска.
Валютный риск
Валютный риск – вид рыночного риска, характеризующий вероятность возникновения у Банка потерь (убытков) при совершении валютно-обменных операций от изменения стоимости балансовых и внебалансовых позиций Банка, номинированных в иностранной валюте, вследствие изменения курсов иностранных валют.

Целью управления валютным риском является обеспечение оптимального соотношения балансовых и внебалансовых требований и обязательств Банка, номинированных в иностранных валютах, которое достигается путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, комитетами, должностными лицами и подразделениями Банка в сфере управления валютным риском;

организация лимитной политики (политики установления внутренних лимитов по видам валют, должностным лицам, подразделениям и проч.);

организация эффективной системы отслеживания текущего состояния открытой валютной позиции – суммарной позиции и позиций в разрезе иностранных валют;

осуществление качественного и своевременного анализа состояния и динамики открытой валютной позиции Банка, нормативов безопасного функционирования, характеризующих уровень валютного риска;

организация системы стресс-тестирования и раннего предупреждения;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов и комитетов Банка об эффективности системы управления валютным риском;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения валютным риском критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных с валютным риском.

В целях минимизации уровня валютного риска при осуществлении валютно-обменных операций Банк применяет следующие методы хеджирования:

разработка и утверждение внутренних лимитов открытой валютной позиции при наличии ограничивающих факторов: неблагоприятных тенденций валютного рынка внутри страны, экономических и политических особенностей в других государствах;

избежание концентрации активов, погашение которых в соответствии с условиями договоров возможно производить в валюте, отличной от валюты актива;

минимизация погашения проблемной кредитной задолженности в иностранной валюте за счет реализации за белорусские рубли залогового имущества, использования отступного, оцененного в белорусских рублях, денежных средств в белорусских рублях;

диверсификация валютных позиций, при этом ограничение числа валют, участвующих в валютно-обменном процессе, исключение валют стран с переходной экономикой, нестабильными политическими и экономическими системами;

ограничение перечня операций, осуществляемых с использованием счетов открытой валютной позиции, в т.ч. приобретения в крупных размерах основных средств, совершения иных капитальных вложений, осуществления крупных расходов в иностранной валюте и т.д.;

разработка и утверждение границ допустимых убытков (STOP-LOSS) при проведении валютно-обменных операций;

хеджирование сделок путем создания встречных требований и обязательств в иностранной валюте.


Операционный риск
Операционный риск – риск возникновения у Банка потерь (убытков) в результате несоответствия установленных локальными нормативными актами Банка порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок законодательству Республики Беларусь или их нарушения сотрудниками Банка, некомпетентности или ошибок сотрудников Банка, несоответствия или отказа используемых Банком систем, в том числе информационных, а также в результате действия внешних факторов.

Целью управления операционным риском является обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе уменьшения (исключения) возможных убытков.

В Банке организован мониторинг операционных событий, операционных инцидентов и определение (в предусмотренных случаях) операционных убытков. Особому мониторингу и контролю подлежат операционные инциденты, по которым установлен минимальный порог операционных убытков в размере 10 тыс. Евро. Кроме того, Банк отслеживает параметры и пороговые значения установленных критериев – показателей раннего предупреждения.

Ограничение (минимизация) операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и (или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных убытков.

Так, например, риск технологический и технический минимизируется путем проведения следующих мероприятий:

резервирование (дублирование) наиболее критических для деятельности Банка автоматизированных систем и устройств;

архивирование программного обеспечения, электронных документов и сообщений, баз данных для их оперативного восстановления;

обеспечение бесперебойного электропитания наиболее важных устройств;

отработка действий персонала в аварийных ситуациях.

Правовой риск минимизируется путем проведения следующих мероприятий:

формирование базы типовых договоров;

регламентация порядка ведения договорной, претензионно-исковой работы;

регламентация порядка проведения правовой экспертизы финансируемых сделок.

Риск персонала минимизируется путем проведения следующих мероприятий:

регламентация порядка подбора, приема, адаптации, перевода и увольнения работников;

прием на работу новых сотрудников после тщательной проверки службой безопасности личности и предыдущей деятельности претендента;

рассмотрение кандидатур перед приемом на работу и результатов прохождения работниками испытательного срока квалификационной комиссией.

Риск внутреннего мошенничества минимизируется путем реализации следующих мероприятий:

закрепление за работниками ответственности за сохранность ценностей, а также хранение печатей, штампов, пломбиров, ключей и т.д.;

периодическое проведение ревизий ценностей;

организация последующего контроля отражения в бухгалтерском учете всех проводимых операций и сделок.

Риск внешнего мошенничества минимизируется путем реализации следующих мероприятий:

выявление подозрительных операций, осуществляемых клиентами, подлежащих особому контролю;

осуществление проверок кредитоспособности, деловой репутации, кредитной истории контрагентов Банка по кредитным операциям;

организация пропускной системы для клиентов и посетителей Банка.
Репутационный риск
Репутационный риск – риск возникновения у Банка потерь (убытков) в результате сужения клиентской базы вследствие потери Банком деловой репутации, формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости Банка, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом.

Целью управления репутационным риском является формирование и поддержание в обществе максимально положительной деловой репутации Банка и представления о Банке как о стабильно устойчивом и надежном финансовом институте и, как следствие, сохранение и наращивание клиентской базы. Данная цель достигается путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, должностными лицами и подразделениями Банка в сфере управления репутационным риском;

организация эффективной и соответствующей интересам Банка системы сбора, систематизации, обобщения и анализа оперативных и объективных сведений и фактов, на основе которых возможно формирование суждения об уровне репутационного риска;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов Банка об эффективности системы управления репутационным риском;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения репутационным риском критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных с репутационным риском.

Выявление и идентификация репутационного риска осуществляется путем сбора, обобщения и систематизации информации о деловой репутации Банка, размещенной в средствах массовой информации (в периодических печатных изданиях, на радио и телевидении, на Интернет-сайтах), а также используя иные источники, включая периодические опросы клиентов и контрагентов.

В целях мониторинга репутационного риска Банк отслеживает параметры и пороговые значения установленных критериев – показателей раннего предупреждения.

Ограничение (минимизация) репутационного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к ухудшению деловой репутации Банка, сокращению клиентской базы, и, как следствие, снижению рентабельности Банка. В этих целях Банком осуществляются следующие меры:

организация качественной кадровой политики (тщательный подбор кандидатов на должности, в первую очередь, руководителей служб; наличие требований к отдельным должностям в части образования, стажа работы в банковской системе, отсутствия судимости и административных правонарушений в области финансов, банковского дела, ценных бумаг; организация работы квалификационной комиссии);

проведение внутренних обучающих мероприятий с работниками соответствующих подразделений (в целях избежания негативного движения (оттока) клиентуры вследствие некачественного обслуживания), организация посещения работниками внешних семинаров Национального банка Республики Беларусь, других структур; организация периодических зачетов по отдельным направлениям банковской работы;

разработка процедуры рассмотрения жалоб и претензий клиентов и контрагентов Банка; организация претензионно-исковой работы;

создание и постоянное совершенствование системы внутреннего контроля, в т.ч. в области предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, в первую очередь, методов идентификации клиентов; выявление подозрительных операций, осуществляемых клиентами, подлежащих особому контролю;

осуществление проверок деловой репутации, кредитной истории клиентов и контрагентов Банка по кредитным операциям;

организация работы со средствами массовой информации, иных форм взаимодействия с общественностью.


Стратегический риск
Стратегический риск – риск возникновения у Банка потерь (убытков) в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития Банка (стратегическое управление) и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности Банка, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлении деятельности, в которых Банк может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение целей деятельности Банка.

Целью управления стратегическим риском является занятие Банком более высоких позиций в банковской системе Республики Беларусь, обеспечение достаточного уровня рентабельности Банка, повышение стоимости Банка, что достигается путем реализации следующих задач:

разделение полномочий и ответственности между уполномоченным и исполнительным органами, должностными лицами и службой внутреннего аудита Банка в сфере управления стратегическим риском;

организация эффективной и соответствующей интересам Банка системы сбора, систематизации, обобщения и анализа оперативных и объективных сведений и фактов, на основе которых возможно формирование суждения об уровне стратегического риска;

создание системы регулярного и своевременного информирования уполномоченного и исполнительного органов Банка об эффективности системы управления стратегическим риском;

создание системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения стратегическим риском критических для Банка размеров (минимизацию риска);

разработка планов действий Банка в непредвиденных ситуациях, связанных со стратегическим риском.

Выявление и идентификация стратегического риска осуществляется путем сбора, обобщения и систематизации информации об адекватности стратегического управления (решений, определивших стратегию развития Банка) реалиям среды функционирования Банка, соответствии текущей деятельности Банка и ее результатов задачам, поставленным Советом Директоров в стратегии развития Банка, достаточности мер, принимаемых Правлением Банка по обеспечению реализации стратегии развития.

При выявлении и идентификации стратегического риска используется любая доступная информация, в т.ч. внешняя (размещенная в средствах массовой информации: в периодических печатных изданиях, на радио и телевидении, на Интернет-сайтах), а также внутренняя (материалы заседаний Правления Банка, документы любых подразделений Банка, другую информацию).

В целях текущего мониторинга стратегического риска Банк отслеживает параметры и пороговые значения установленных критериев – показателей раннего предупреждения.

Ограничение (минимизация) стратегического риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к потере Банком своих позиций на рынке банковских услуг Республики Беларусь и, как следствие, снижению рентабельности Банка.

В целях ограничения (минимизации) стратегического риска Банком осуществляются следующие меры:

организация соответствующей интересам Банка кадровой политики, позволяющей сформировать менеджмент и персонал, которые способны качественно, своевременно и с высокой результативностью реализовать меры по исполнению стратегии развития Банка (тщательный подбор кандидатов на должности, наличие требований к отдельным должностям);

организация качественного анализа среды функционирования Банка (экономики, банковского сектора);

проведение анализа стратегии и тактики поведения на рынке банков-конкурентов; постоянная актуализация методологии анализа;

организация системы постоянного мониторинга стратегии развития основных акционеров Банка;

формирование портрета потенциального клиента Банка, проведение сегментирования клиентов по направлениям бизнеса;

формирование линеек банковских продуктов по сегментам (бизнес-направлениям);

формирование тарифных планов для клиентов различных сегментов (бизнес-направлений);

проведение оценки эффективности клиентов Банка, постоянная актуализация методологии расчета;

организация системы качественного бюджетного планирования и мониторинга исполнения параметров бюджета Банка;

проведение анализа эффективности новых услуг, оценка рисков, связанных с их внедрением, и контроль соответствия законодательству.


Внутренний контроль
Внутренний (внутрибанковский) контроль – процесс, осуществляемый Банком в целях обеспечения упорядоченного и эффективного ведения банковской деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных актов Банка.

Система внутреннего контроля – совокупность внутреннего контроля, а также организационной структуры, стратегии, политики, методик и процедур, являющихся средствами осуществления внутреннего контроля.

Целями системы внутреннего контроля в Банке являются:

эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления банковскими рисками, активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;

достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность;

соблюдение требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, локальных нормативных актов Банка;

исключение вовлечения Банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер, в том числе предотвращение и выявление финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, а также финансированием террористической деятельности, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Республики Беларусь сведений в государственные органы.

Достижение целей системы внутреннего контроля осуществляется Банком посредством реализации следующих основных задач:

формирование оптимальной организационной структуры, сокращение лишних и неэффективных звеньев управления;

создание эффективной системы распределения полномочий, ответственности, подотчетности и подчиненности;

создание эффективной системы управления рисками, присущими банковской деятельности;

организация постоянного мониторинга финансового состояния Банка, его надежности и ликвидности;

организация действенного мониторинга финансовых операций, подлежащих особому контролю;

обеспечение безопасности информационных систем и сохранности активов Банка;

обеспечение качественного документирования и отражения в учете и отчетности осуществляемых операций и сделок;

формирование системы внутренней управленческой отчетности для акционеров и руководства, организация системы информирования Совета Директоров и Правления Банка.

Организация внутреннего контроля в ЗАО «ТК Банк» осуществляется в соответствии со следующими локальными нормативными актами:

Положение об организации внутреннего контроля в ЗАО «ТК Банк».

Положение о внутреннем контроле в ЗАО «ТК Банк» по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности.

Положение о порядке проведения аудиторских проверок в ЗАО «ТК Банк».

Внутренний контроль в Банке осуществляется по двум направлениям: административный и финансовый контроль.

Административный и финансовый контроль подразделяются на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль носит предупреждающий характер, предшествует совершению тех или иных событий. Основные факторы предварительного контроля:

организация эффективной системы подбора и расстановки персонала, исключающая возможность принятия на работу лиц с сомнительной деловой и общественной репутацией, назначения на руководящие должности лиц с низкой профессиональной квалификацией, а также имеющих судимости и административные правонарушения в области финансов, банковского дела, ценных бумаг;

обеспечение единообразия при разработке локальных нормативных актов о службах Банка, четкое и недвусмысленное определение целей, задач, функций, полномочий, прав и ответственности, порядка взаимодействия с другими службами Банка;

наличие должностных инструкций, строго регламентирующих должностные обязанности сотрудников до того, как они непосредственно приступят к исполнению служебных обязанностей;

создание условий для качественного и безукоризненного выполнения работниками Банка должностных обязанностей;

распределение должностных обязанностей между работниками, позволяющее исключить конфликт интересов и условия его возникновения, возможность совершения преступлений и осуществления иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок.

Текущий контроль осуществляется повседневно, регулирует деятельность Банка и его служб в процессе совершения банковских операций и других сделок. Основные факторы текущего контроля:

обеспечение разграничения между работниками Банка (служб) контрольных и исполнительских функций в процессе совершения банковских операций и других сделок;

наличие системы мониторинга соблюдения Банком финансовых показателей, других утвержденных параметров, утвержденных планов и программ, учетной политики;

наличие системы оперативного и достоверного информирования Правления Банка, Финансового и Кредитного комитетов о текущем состоянии показателей банковских рисков.

Последующий контроль осуществляется после совершения сделок и проведения операций. Основные факторы последующего контроля:

проверка формирования на базе первичных документов балансовых данных;

применение эффективных процедур защиты конфиденциальной банковской информации;

осуществление внутренних аудиторских проверок;

контроль (со стороны службы внутреннего аудита) устранения недостатков и нарушений, выявленных в ходе проверок.

Последующий контроль в Банке осуществляют руководители служб, их заместители, работники, специально назначенные для проведения контроля.

Система внутреннего контроля в Банке организована посредством эффективного взаимодействия и распределения ответственности между субъектами системы внутреннего контроля.

Высший орган управления Банка – Общее собрание акционеров. Полномочия Общего собрания акционеров в области внутреннего контроля определены Уставом Банка. В соответствии с Уставом Банка к компетенции Общего собрания акционеров Банка относится:

избрание членов Совета Директоров Банка и Ревизора Банка и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Банка и распределение прибыли и убытков Банка при наличии и с учетом заключения Ревизора и аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя);

утверждение положения о Совете Директоров Банка;

утверждение положения о внутренней аудиторской службе Банка.

В соответствии с Уставом Банка Ревизор Банка осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка, а также Председателя Правления и других должностных лиц Банка.

Уполномоченный орган управления – Совет Директоров. Полномочия Совета Директоров в области внутреннего контроля определены Уставом Банка, положением о Совете Директоров и локальными нормативными актами, регламентирующими систему управления банковскими рисками. Полномочия Совета Директоров включают:

определение основных направлений деятельности Банка;

избрание Правления Банка, утверждение кандидатур на занятие должностей заместителей Председателя Правления Банка, руководителей филиалов Банка, представительств Банка, руководителя службы безопасности Банка и руководителя службы внутреннего аудита Банка;

избрание Председателя Совета Директоров Банка, Председателя Правления Банка;

утверждение количественного и персонального состава Кредитного и Финансового комитетов Банка;

утверждение локальных нормативных актов по организации системы внутреннего контроля и обеспечению недопущения вовлечения Банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер; согласование локальных нормативных актов по организации системы управления рисками;

заслушивание аналитических отчетов Правления и службы внутреннего аудита об эффективности системы внутреннего контроля и уровне существенных рисков, присущих Банку, существующих и потенциальных проблемах в данной области; осуществление контроля за адекватным функционированием системы управления рисками;

обсуждение с исполнительными органами и руководящими должностными лицами Банка вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;

принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение Правлением и комитетами Банка рекомендаций и замечаний службы внутреннего аудита Банка, независимого внешнего аудитора и государственных органов.

Исполнительный орган управления – Правление Банка. Полномочия Правления в области внутреннего контроля определены Уставом Банка, иными локальными нормативными актами, в том числе регламентирующими систему управления банковскими рисками. Полномочия Правления Банка включают:

обеспечение функционирования эффективной системы внутреннего контроля;

утверждение локальных нормативных актов, регулирующих вопросы управления рисками, организации работы Кредитного и Финансового комитетов;

рассмотрение локальных нормативных актов, регулирующих вопросы внутреннего контроля и обеспечивающих недопущение вовлечения Банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер;

рассмотрение материалов и результатов периодических оценок эффективности системы внутреннего контроля, подготовленные службой внутреннего аудита;

оценка эффективности функционирования системы управления рисками и принятие соответствующих управленческих решений по минимизации рисков;

назначение Риск-менеджеров, а также лиц, ответственных за организацию внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем;

осуществление контроля за выполнением решений Совета Директоров Банка, реализацией стратегии и политики Банка в отношении организации и осуществления внутреннего контроля.

Председатель Правления Банка в соответствии с Уставом Банка и локальными нормативными актами, регламентирующими систему управления банковскими рисками, имеет следующие полномочия в области внутреннего контроля:

руководство деятельностью Правления Банка, организация выполнения решений Общего собрания, Совета Директоров и Правления Банка;

распределение обязанностей, а также сферы полномочий и ответственности между своими заместителями;

создание условий для функционирования адекватной и действенной системы внутреннего контроля;

утверждение должностных инструкций сотрудников Банка.

Полномочия Главного бухгалтера определены законодательством Республики Беларусь и должностной инструкцией. Полномочия Главного бухгалтера включают:

постановка и ведение бухгалтерского учета в Банке;

формирование учетной политики Банка;

организация контроля и повседневного мониторинга за его осуществлением на всех участках бухгалтерской работы;

подписание денежных и расчетных документов, финансовых обязательств, касающихся финансовой деятельности Банка.

Полномочия службы внутреннего аудита определены Уставом Банка, положением о службе внутреннего аудита, локальными нормативными актами, регламентирующими систему управления банковскими рисками, локальными нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления внутренних аудиторских проверок.

Полномочия служб Банка в области внутреннего контроля определены соответствующими положениями о службах, локальными нормативными актами, регламентирующими систему управления банковскими рисками; полномочия работников служб Банка определены должностными инструкциями. Полномочия работников служб Банка включают:

ежедневный оперативный мониторинг системы внутреннего контроля путем сверки данных в учетных регистрах с первичными документами, сопоставления данных аналитического и синтетического учета, анализа достоверности информации, представленной в формах отчетности, проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных актов, установленных лимитов, ограничений рисков, обеспечения надежности систем ограничения доступа;

оценка достаточности применяемых мер контроля на индивидуальном уровне – уровне отдельного работника; проведение периодических проверок для установления адекватности применяемых мер контроля;

своевременная разработка (пересмотр) локальных нормативных актов, регламентирующих порядок совершения и контроля банковских операций и других сделок, порядок документооборота (с обязательным разделением полномочий и ответственности должностных лиц за выполняемые операции на всех стадиях их совершения);

проведение работы по унификации информационных потоков и усовершенствованию форм внутренней отчетности;

осуществление мероприятий, определенных локальными нормативными актами, регламентирующими систему управления банковскими рисками;

выявление и устранение возникающих непредвиденных ситуаций;

информирование непосредственного руководителя, службы внутреннего аудита, Главного бухгалтера, Председателя Правления Банка, его заместителей, о выявлении фактов нарушения законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных актов.

В целях исключения конфликта интересов и условий его возникновения при осуществлении деятельности в Банке организовано разграничение следующих функций между службами:

осуществление банковских операций и других сделок, контроль за ними, регистрация и отражение в бухгалтерском учете;

проведение операций по счетам клиентов Банка и счетам, отражающим собственную хозяйственную деятельность Банка, по счетам, отражающим собственную финансовую деятельность Банка;

разрешение на выплату денежных средств и фактическая выплата.

При невозможности разграничения функций между службами Банка разграничение осуществляется между подразделениями внутри одной службы и (или) между работниками одной службы (подразделения).





страница 1

Смотрите также: