Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СНГ
Демидович М.С., 1 курс, ГУП

Научный руководитель: Атрушкевич М.М., к.и.н., доцент
Раздел Концепции развития СНГ, посвященный принципам функционирования СНГ, очень важен для выстраивания отношений в рамках Содружества. Здесь можно использовать ряд проверенных жизнью принципов, а также продолжить ряд новых принципов. Наиболее важными из них являются:

  • принцип стратегического партнёрства;

  • принцип системности;

  • принцип прозрачности;

  • принцип гибкости;

  • принцип сочетания управления и самоорганизации в интеграционных процессах.

Принцип стратегического партнёрства означает, что все страны ближнего зарубежья в своей политике должны преследовать не однодневные цели, а смотреть вперёд, ориентируясь на совместные долгосрочные национальные интересы [4].

Высокая изменчивость глобальных условий и взаимозависимость стран СНГ требует повышенного внимания к совместному решению возникающих проблем. Особенно важно выстраивать обоснованную стратегию в сферах, которые регулируются законами длительного цикла, например нефтегазового транзита. Прокладка новых маршрутов трубопроводов обходится в очень значительные средства и определяет содержание дальнейшего сотрудничества заинтересованных стран на долгосрочную перспективу [2, c.46].

Отношения стратегического партнерства строятся на следующих принципах:

– общая заинтересованность партнеров в плодотворном сотрудничестве, взаимное признание стратегического характера отношений;

–готовность учитывать интересы другой стороны, идти на компромиссы для достижения стратегических целей;

–взаимный отказ от дискриминационных (более того – ультимативных) действий относительно друг друга;

– долгосрочный характер партнерских отношений;

– высокая эффективность стратегического партнерства [4].

Таким образом, сутью стратегического партнерства является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам, объединив усилия, достичь жизненно важных внутренних и внешнеполитических целей. Надежность стратегического партнерства определяется взаимной готовностью сторон учитывать интересы друг друга, наличием действенных механизмов реализации сотрудничества, дисциплинированностью партнерских отношений.

В соответствии с принципом системности СНГ является одновременно элементом мирохозяйственной системы и тоже время само состоит из ряда элементов [2, c.52]. На глобальном уровне успех развития Содружества зависит от того, насколько оно вписывается в мирохозяйственную систему в целом. Отношения стран ближнего зарубежья на межрегиональном уровне играют весьма важную роль в рамках экономического фактора [5].

Важной составляющей системы интеграционной деятельности является приграничное и региональное сотрудничество стран СНГ. Одной из наиболее эффективных форм приграничного сотрудничества специалисты считают так называемые «еврорегионы». Их отличительной чертой является наличие постоянно действующих общих рабочих органов. За счёт этого участникам удаётся своевременно и взаимовыгодно решать вопросы приграничного взаимодействия. Страны СНГ участвуют в функционировании целого ряда еврорегионов. Среди них такие, как «Карпаты» (образован в 1993 г.), «Буг» (1995), «Балтика» (1998), «Озёрный край» (1999), «Беловежская пуща» (2002), «Днепр» (2003) и др. Развитие этой формы сотрудничества стран СНГ поможет привлечь европейский опыт для повышения эффективности интеграционных процессов [2, c.57].

В последнее время обеспечению прозрачности государственного управления уделяется в мире всё большее внимание. Под прозрачностью управления понимается правило, согласно которому решения принимаются и их реализация осуществляется таким образом, чтобы выполнялись законы и установленный порядок административных действий [2, c.57].

Одной из важнейших сторон принципа прозрачности является обеспечение измеряемости интеграционных процессов в рамках СНГ. Прозрачность и измеряемость происходящих в странах СНГ процессов необходима для опредеявляется основной стратегией дальнейшего интеграционного процесса. Смысл измеряемости, возможно, даже не столько в том, чтобы до мелочей определить передовиков и отстающих в интеграционном объединении. Сама по себе постановка проблемы измерения является стимулом к интеграционной деятельности [2, c.59]. Кроме того, стремление к нахождению показателей эффективности заставляет специалистов и учёных искать и совершенствовать методологические средства исследования интеграции. Это направление важно само по себе, но при этом необходимо отметить ещё один весьма существенный момент.

Нередко можно услышать, что некоторые решения в отношении стран СНГ требуют политической воли. Этот оборот наиболее встречается в случаях, когда стороны находятся в тупиковой ситуации, долго не может быть принято то или иное решение и пр. Тогда говорят, что для развязки этого узла нужна воля президентов. Анализ подобных ситуаций показывает, что, как правило, политическая воля требуется в условиях неясности, когда неочевидны выгода или потери одной или обеих сторон. И в таком случае остаётся только уповать на волю президентов. Возникновение ситуаций, когда высших должностных лиц государства призывают проявить политическую волю, должно служить укором и указанием на недоработку специалистам и ученым, занимавшимся подготовкой этого вопроса [2, c.64].

В соответствии с Толковым словарём русского языка Д.Н. Ушакова, гибкость означает способность приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, успешно разрешать различные затруднения [3].

В достижении гибкости государственным органам стран СНГ можно использовать опыт коммерческих структур. Они довольно гибко действуют в условиях не в полной мере способствующего интеграции законодательного поля ближнего зарубежья. Эта гибкость состоит не в пренебрежии к законам и готовности «ловить рыбу в мутной воде», а в глубоком понимании положения дел в этих странах [2, c.69].

Принцип гибкости может иметь разнообразные проявления. В силу его неразработанности пока ещё нет четких правил его функционирования. Таким образом, можно с определённой степенью вероятности отнести к гибкости и отдельные аспекты политики Запада в отношении стран СНГ. Например, США в зависимости от различных обстоятельств, неоднократно меняли ставку на того или иного лидера государств постсоветского пространства. Подобная же смена приоритетов Запада в странах СНГ имела место в прошлом и продолжается сейчас. Можно вспомнить активное взаимодействие американской администрации с бывшим Президентом Украины Л. Кучмой, которое закончилось в 2004 г. «оранжевой революцией» и его отставкой.

Гибкость в принятии решений должна колебаться в известных пределах. Эти пределы должны, с одной стороны, оставлять поле для достаточной вариативности решения проблем, поиска оригинальных решений, а с другой — находиться на грани разумного риска, не влекущего за собой существенные изменения. Этот нижний предел обеспечивает сохранение тех традиций и ценностей, которые были наработаны за период жизнедеятельности СНГ, а верхний предел задает самобытную, уникальную линию развития [4].

В интеграционной деятельности стран ближнего зарубежья существенное значение имеют процессы, как управления, так и самоорганизации. Под управлением может пониматься «система мер, обеспечивающих сохранение структуры, поддержание определённого состояния или перевод в другое состояние системы, социальных процессов» [1]. Согласно современным воззрениям, под самоорганизацией мы понимаем необратимый процесс, приводящий в результате кооперативного взаимодействия подсистем к образованию более эффективных структур с позиции системы. Основной целью самоорганизации может быть изменение системы, направленное на повышение эффективности ее функционирования за счёт включения новых механизмов и взаимосвязей между её элементами [2, c.72].

С позиции формальной логики процессы управления и самоорганизации могут рассматриваться как стороны противоречия, ведь самоорганизация исходит из идеи приоритета спонтанного установления порядка в социальной системе, в то время как управление предполагает сознательное упорядочение общественных процессов. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что управление и самоорганизация противоречивы не по отношению друг к другу, а по отношению к интеграционным процессам в Содружестве. Управление не тождественно организации, самоорганизация не означает дезорганизацию, и, наконец, между управлением и самоорганизацией существует довольно сложная взаимозависимость [2, c.74–75].

Таким образом, рассмотрев принципы функционирования СНГ, можно сделать следующие выводы:


  • стратегическое партнёрство охватывает несколько важных сфер сотрудничества (т.е. предполагает углубленное развитие межгосударственных контактов как правило не в одной, а в нескольких важных сферах) и носит долгосрочный характер;

  • принцип системности проявляется в координации политики в различных сферах сотрудничества стран СНГ;

  • принцип прозрачности предполагает соблюдение ряда юридических требований;

  • принцип гибкости помогает быть готовым к разнообразным вызовам и неожиданностям как во внешних, так и во внутренних отношениях;

  • взаимопроникновения управления и самоорганизации – условие успешного решения Содружеством интеграционных задач.

Литература



  1. Волгина, Н.А. Социальная политика: толковый словарь / Н.А. Волгина. – 2 изд. – М., 2002. – 410 с.

  2. Михайленко, А.Н. СНГ: быть или не быть? / А.Н. Михайленко. – Санкт-Петербург, Москва: АВОК Северо-Запад, 2007. – 223 c.

  3. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков; в. 4 т. М., 1995.– Т. 2. – 965 с.

  4. Чалый, В. Реалии и перспективы стратегического партнёрства / В. Чалый // Зеркало недели. – 2000. – 02 декабря. – С.10 – 11.

  5. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/. – Дата доступа: 26.11.2011.


страница 1

Смотрите также: