Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Обобщение опыта


учителя французского языка
Смольской А.Н.
по инновационной технологии Дельф/Дальф по теме:

«Обучение аргументации

в монологической и диалогической речи»

ГУО «Гимназия №46 г. Гомеля

имени Блеза Паскаля»

2007г.


Границы коммуникативного пространства расширяются с каждым годом и ведущей задачей языкового образования является в настоящее время формирование поликультурной многоязычной личности.

В настоящее время образовательная наука накопила огромный опыт, однако изменения социокультурного контекста изучения иностранных языков резко изменило как саму систему обучения, так и соответствующие методы, выдвинув на методическую авансцену идеи европеизации языкового образования, проективности, гуманизации образовательных процессов как основополагающие психолого-педагогические и методологические принципы обучения иностранным языкам в 21 веке.

В зарубежной технологии DELF/DALF обучения французскому языку как иностранному, владение иноязычной коммуникативной деятельностью является важным элементом обучения.

В обучении монологической и диалогической речи одним из главных принципов является аргументация. Аргументация – это формулирование темы, тезиса и построение логической цепочки аргументов с целью воздействия на речевого партнёра. Аргументация позволяет оптимизировать процесс обучения иностранному языку, способствует развитию коммуникативных способностей личности школьника, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка. Этот метод учит думать, логично выражать мысли и отвечает требованиям личностно-ориентированного подхода, где в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность. В ходе обучения аргументации учащиеся должны научиться:

1) ориентироваться в теме;

2) выделять главное для себя;

3) творчески подходить к решению проблем;

4) мыслить самостоятельно;

5) находить оригинальные идеи.

Предложенные проблемные вопросы и ситуации служат лишь ориентирами для учащихся, раскрытие же темы, поиск идей – процесс индивидуальный, личностный.

При раскрытии проблемы важным моментом является поиск идей, основной мысли, которая будет затем разворачиваться и аргументироваться.

В методике существуют технологии по поиску и структурированию идей, способствующие развитию у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей, а следовательно повышению мотивации, интереса к собственным размышлениям, высказываниям.

В качестве примера можно назвать технологию визуализации мыслей, метод Mind Map (карта памяти), метод создания коллажа и метод составления ассоциограммы.

Составление ассоциограммы помогает чётко выделить главную идею, развивает ассоцативное мышление, показывает взаимосвязь многих понятий.

Составление ассоциограммы предусматривает следующую поэтапность:


  1. в центре листа пишется тема;

  2. учащиеся называют любые ассоциативные слова по теме. Учитель записывает эти понятия на одной стороне доски;

  3. затем определяются ключевые слова по теме;

  4. от названия темы отходят ветви, на которые записываем ключевые слова. Некоторые слова могут быть заменены символами, картинками.

Пример ассоциограммы по теме «Моя Родина»

Озёра


Школа

Парк

Великие


люди


Писатели


Просветители

При обучении аргументации важно применять проблемные речемыслительные задания. Эти задания могут быть основаны на:



  1. причинно0следственном рассуждении (какова причина? каков результат?)

  2. критическом мышлении (прослушайте высказывания, отметьте те, в которых высказываются мнения)

  3. на предположении (Что следует из…? Каковы будут последствия, если…? Какие выводы можно сделать, зная…?)

  4. на нахождении сходств и различий (Найдите аргументы за и против по предложенному высказыванию)

  5. на умозаключении (Согласны ли вы …? Каково ваше мнение…?)

  6. на исключении лишнего (Найдите лишний аргумент среди предложенных)

  7. на ранжировании по порядку (расположите аргументы в логическом порядке)

В своей работе я часто применяю вопросы и задания, развивающие критическое мышление, которое необходимо при обучении аргументации. Критическое мышление – это осознанное подвергание сомнению тех или иных мыслей, положений, высказываний. Оно позволяет воспитывать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться на иностранном языке. Рассмотрим принципы обучения аргументации в монологической и диалогической речи.


  1. Обучение аргументации в монологической речи.




  1. Определение темы.

  2. Введение ЛЕ и РО по теме.

  3. Поиск аргументов «за» (+) и «против» (-)

  4. Выбор слов-связок (логических артикуляторов) для организации высказывания.

  5. Определение личной позиции по данной проблеме (за, против, нейтральная позиция).

  6. Объединение всех составных элементов в логически связанное высказывание, имеющее следующую структуру:

А) Вступление (введение в тему)

Б) Основная часть (аргументация)

В) Заключение (собственная точка зрения)
Обучение аргументации проходит поэтапно, на каждом этапе решаются определённые задачи. Сначала на предложенную тему выделяем ситуации, затем начинаем работу по определенной ситуации, например, тема «Защита окружающей среды».

1 этап.
Начинаю с ознакомления на основе базовой темы. С целью закрепления лексики на последующих уроках учащимся предлагаются различные виды упражнений, например:

- прокомментировать коллаж (заводские трубы, свалка мусора, автомобильная пробка);

- по заголовкам газетных статей надо догадаться об их содержании, например: « Protégeons la nature », « Au secours de la couche d’ozone ».

- учащимся предлагаются упражнения на подстановку, расширение, трансформацию определенных фраз и текстов.


2 этап

Работа с логическими словами-связками. Составление алгоритма употребления логических связок.


Les connecteurs de succession : un argument contraire :
D’abord mais, or

Ensuite cependant

Puis toutefois

En outre néanmoins

De plus pourtant

Par ailleurs en fait

En effet

Enfin


Ainsi donc
Un argument pour, puis contre :
Certes mais

en effet pourtant

il est vrai cependant

Comparaison :
Comme, tel que, c’est-à-dire, en d’autres termes

Выбор слов-связок
Je suis d’accord avec l’idée que ......

Je ne suis pas d’accord avec .....

Je suis contre.

C’est à nuancer. Je suis partagé.

Il faut bien réfléchir avant de répondre à cette question. D’une part ......

En effet ......

De plus ......

En outre ...... D’autre part ......

Ensuite / Puis ......

Enfin (dernier argument)

Mais / cependant / pourtant ......

C’est pourquoi ......

Ainsi donc ......

Pour finir je peux dire que ......



Определение личной позиции по теме

« La lecture est nécessaire pour la jeunesse »


Je suis d’accord avec cette assertion. / Je ne suis pas d’accord ...

En effet ......

De plus ......

En outre .....

Ainsi donc .....

Je suis partagé ......

D’une part ....

D’autre part .....


3 этап.
Главная тема разбивается на подтемы.

На этом этапе работаем над выделением и созданием проблемной ситуации.

С этой целью используются различные методические приемы:

- предлагаю учащимся выявить противоречия и найти способы их разрешения;

- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (роur, contre, partagé);

- рассматриваем ситуацию с разных позиций (используются приемы ролевой игры, напр.: высказывается юрист, экономист, журналист)

- делаем сравнения, обобщения, выводы из ситуации;

- учимся анализировать данные социологического опроса, используя схему: « Commenter » veut dire :

1) Mettre en relief 

( c’est ... que recherchent d’abord. Ce qui est le plus important – c’est ... )

2) Comparer

On compare la première ligne du tableau avec les autres (une autre)

Ех : La plupart des jeunes placent la sécutité de l’emploi avant l’argent.

Préfèrent _______ à _______

Choisissent ______ plutôt ______

Jugent plus important ______ que


3) Expliquer

Pour 49 % des jeunes, c’est la sécurité de l’emploi qui est l’essentielle.

En effet, le chômage est de plus en plus grave...

Cela n’a rien d’étonnant car ______

C’est bien sûr parce que ______
4) Argumenter

- expliciter des aguments

- développer des arguments

- nuancer

- construire une argumentation cohérente.
Завершающий этап.
Обучение выражению личного мнения по теме.

Используя накопленный лексический запас слов, полученную информацию по данной проблеме учащиеся выходят на творческий уровень работы по проблеме, например, на заключительном уроке каждый получает творческое задание: написать заметку в газету, сделать репортаж из зон экологического бедствия, проводим диалоги, дискуссии, деловую игру в форме круглого стола, создание проекта города будущего. Обучение аргументации способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся. В процессе изучения темы учащиеся осознают важность проблемы и свою роль в решении проблемы.

Трудности в работе неизбежны: не всегда дети готовы обсуждать проблему на иностранном языке, не имеют своего мнения, нет словарного запаса, не хватает дополнительной литературы на языке, часто информацию приходится брать из русских источников и затем ее переводить. Поскольку темы для аргументирования достаточно сложные для этого возраста (8 класс), то к работе привлекаются и родители, которые помогают учащимся, обсуждают на русском языке предлагаемые ситуации.

Работа над аргументацией может иметь целью создание проекта, так как этапы работы над темой по проектной методике аналогичны.

Работа над аргументацией, где каждый должен выразить свое мнение по теме помогает преодолеть инертность и безынициативность учащихся на уроках, боязнь говорить на иностранном языке из-за возможности ошибок в речи. Эта работа развивает у учеников творчество, самостоятельность, активность.

При обучении аргументации нельзя забывать о таком аспекте работы как создание благоприятной атмосферы для общения и сотрудничества. Учащиеся не должны бояться высказать свое мнение по любому вопросу. Любая точка зрения имеет право на существование, так же как и имеют право на существование речевые ошибки на подготовительном этапе.

Важна и взаимосвязь между учащимися группы. Слабые учащиеся, могут, не стесняясь выяснить то, что не поняли на уроке у сильных учеников–консультантов, которых я назначаю в каждой группе. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания. Этот прием использую как в младших, так и в старших классах.

Сотрудничеству способствует работа в группах. Каждая группа получает свое задание, например, используя полученную информацию, свой личный опыт, перечислить достоинства и недостатки проведения свободного времени в компаниях, одному, с родителями. Два человека отчитываются о проделанной работе, один называет преимущества, другой недостатки. После этого предлагается тема для дискуссии: «Дайте свою точку зрения: нужны ли компании». Одни выступают «за», другие - «против», третьи - «воздерживаются», аргументируя свою точку зрения.

Тема: « La lecture »
Введение ЛЕ
Un livre neuf - новая книга

~ d’occasion - подержанная книга

~ de poche - книга карманного формата

~ de chevet - настольная книга

~ d’or - книга отзывов

~ sur qch - книга о чём-нибудь

Un bouquin - старинная книга

Un volume - том

Un titre - заголовок

Un chapitre - заголовок

Un sommaire - оглавление

Une préface - предисловие

Un épilogue - эпилог

Un roman-feuilleton - роман с продолжением

~ fleuve - роман-эпопея

~ d’amour - любовный роман

~ d’épouvante - роман ужасов

~ d’aventures - приключенческий роман

~ policier - полицейский роман

~ historique - исторический роман

~ -photo - фотороман

un polar - детектив

B.D. - комиксы

Une science-fiction - научно-фантастический роман

Une autobiographie - автобиография

Une nouvelle - новелла

Un conte - сказка

Une citation - цитата


La lecture


Notre vie n’est pas possible sans livres. Nous lisons les livres dans des buts différents : des manuels pour apprendre quelque chose, des romans, des bandes dessinées (BD) pour nous amuser / nous distraire.

Je crois que tout d’abord la lecture est une des meilleures distractions, c’est comme une porte qui s’ouvre sur l’univers. Ensuite, c’est une façon de découvrir d’autres gens, d’autres sociétés.



Puis, la lecture m’apporte beaucoup de nouvelles informations sur le passé, la géographie, les animaux, la flore et la faune ... . De plus la lecture chasse l’ennui. Je voyage à travers le monde, j’imagine les héros, je réfléchis sur leurs caractères, je participe aux aventures incroyables. J’aime aussi feuilleter les magazines de musique (pour les jeunes), cela me détend, c’est la lecture facile.

Il est vrai qu’il y a un grand choix de livres : des livres d’aventure, des romans historiques, des romans-photos, des BD, des romans de science-fiction, des polars, des encyclopédies, des romans d’amour, il y a aussi des livres de classe, je ne les aime pas beaucoup car j’ai l’impression que les auteurs de ces livres au programme sont souvent trop en retard, trop loin de l’actualité.

Quant à moi, je préfère ........ .

Je prends des livres à la bibliothèque. / J’ai une grande bibliothèque à la maison.
Поиск аргументов
Aimes-tu lire ?

Oui, j’aime lire parce que ...


  1. le livre c’est un océan d’aventure

  2. en lisant on peut être en avant sur son temps, on peut

imaginer d’autres mondes

  1. on peut prendre la place du héros

  2. la lecture c’est un moment de détente

  3. la lecture me fait réfléchir et oublier les problèmes de la

vie

  1. en lisant je me repose, c’est une occupation calme


Non, je n’aime pas lire parce que ...


  1. la lecture demande un effort plus grand que les autres loisirs

  2. on perd son temps quand on lit

  3. la télé remplace la lecture, c’est plus intéressant

  4. des livres au programme sont trop loin de l’actualité


Аргументация в диалогической речи
Диалог – это всегда полемика и учащиеся должны уметь аргументированно вести беседу. Диалог спонтанен, его содержание и структура зависят от реплик собеседников. Именно спонтанность диалога предполагает широкое использование в нём разного рода клише и разговорных формул. Наряду с междометиями и модальными словами они несут эмоциональность и выразительность. Начальным элементом диалога является реплика. Наиболее распространённые обмены репликами в диалоге являются: вопрос – ответ; вопрос – контрвопрос; сообщение – вызванная им реплика; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и реплика-подхват, продолжающая мысль собеседника; побуждение – сообщение; побуждение – вопрос. В плане содержания выделяются три основных вида диалога:

  1. диалог-обмен информацией;

  2. диалог-планирование совместных действий;

  3. диалог-обмен впечатлениями, мнениями; диалог-убеждение; диалог-дискуссия.

Очень часто происходит смешение видов диалога, что диктуется его

спонтанностью. Для ведения диалога важно уметь задавать разные типы вопросов:

А) открытые, при ответе на которые мы объясняем, описываем, например: что вы делаете в выходные? Какие у тебя планы? При построении рассказа важно чётко выражать временные отношения, связывающие разные события и явления. Следующие выражения помогают в этом.



En premier – Au début / D’abord / Dès le début / Quand l’histoire commence...

Avant – Auparavant / La veille / L’année précédente...

Ensuite – Par la suite / Alors / Après / Puis / L’année suivante...

A la fin – Enfin / Finalement / Bref...

Б) закрытые, которые предполагают ответ да/нет, например: Вы

занимаетесь спортом?

При ответе на этот вопрос мы сначала говорим да или нет, затем кратко объясняем каким спортом занимаемся, где, сколько времени и т.д. Потом делаем заключение.

В) альтернативные, предполагающие выбор, например: Где вы

любите отдыхать? На море или в горах? При ответе на этот вопрос сначала делаем выбор и объясняем его, затем называем все позитивные аспекты выбранного понятия, после этого сравниваем, проводим параллель с другим предложением, называем также некоторые негативные аспекты понятия и делаем заключение.

При описании людей, предметов или явлений технология DELF/DALF предлагает следующую таблицу для развития логики мышления:

Чтобы вести диалог необходимо знать базовые речевые клише:


Pour affirmer

Oui, c’est ça

C’est juste

C’est vrai

Parole d’honneur

J’en suis sûr

Je vous assure

C’est bien possible

C’est assez naturel

J’en suis persuadé



Pour nier

Non, ce n’est pas vrai

C’est impossible

C’est douteux

J’en doute

J’ai beaucoup de peine à le croire

C’est incroyable !

On n’a jamais rien vu de pareil



Pour admirer

C’est admirable !

C’est vraiment magnifique !

C’est épatant !

J’en suis ravi !

C’est charmant !

Quelle merveille !

C’est joli !



Pour refuser, pour s’excuser

Je suis désolé, mais je ne peux pas le faire

Je regrertte, mais ce n’est pas possible

Il est impossible de le faire

Il n’y a rien à faire

Vous avez tort d’insister



Pour demander ou recevoir un conseil

Que faut-il que je fasse ?

Que me conseillez-vous de faire ?

Que feriez-vous à ma place ?

Que dois-je faire selon vou ?

Qu’allons-nous faire ?

C’est très fatiguant

Je cros que votre idée est bonne

Je ne vois pas d’autre issue

Il faut trouver un autre moyen



Pour se justifier

Ce n’est pas de ma faute

Je n’y suis pour rien

Je vous demande pardon

Je ne recommencerais plus, je vous le promets

C’est un malentendu, n’en parlons plus



Pour désapprouver

Je vous en veux beaucoup

C’est affreux

C’est inouï

Que se passe-t-il ?

Je suis mécontent de vous

Mais voyez-moi ça

Pour reprendre l’initiative

Tiens ! (Tenez !)

Au fait ...

Dis (Dites) donc ...

A propos ...

Tu sais ...

Il faut dire que ...

Une minute ...

Ecoute (Ecoutez) ...

Pardon ...

Je voudrais ajouter que ...

Les formules de politesse

Il n’y a pas de mal

Vous êtes gentil

Mais c’est la moindre des choses !

Merci à vous

Enchanté de faire votre connaissance



Pour dire « au revoir »

Au revoir !

A ce soir !

A demain !

A bientôt !

Bonne chance !

Au plaisir de te revoir !

Salut !


Adieu !

Pour saluer

Bonjour, Madame, Monsieur !

Ravi de vous voir !

Salut ! Quelle bonne surprise !

Comment ça va ?

Ça marche ?

Comment vous portez-vous ?

Pour demander

J’ai une chose à vous dmander

Puis-je compter sur vous ?

J’ai une prière à vous adresser

Voulez-vous me rendre un service ?

Pour exprimer son consentement

C’est cela

C’est promis

D’accord


Volontiers

C’est entendu

Je ferai tout mon possible

Je vous le promets

Je suis de votre service

Pour exprimer son étonnement

Ça alors !

Pas possible !

Ah, dis donc !

Etonnant !

Voyez-vous ça !

Je n’en reviens pas !

En voilà une affaire !

Ah bon !

Je crois rêver !


При работе с диалогической речью учащимся предлагается ряд подготовительных упражнений, например:

  1. Дайте синонимы / антонимы к следующим речевым клише.

  2. Прослушайте микродиалог и составьте аналогичный.

  3. Определите цель, которую хочет достичь говорящий.

  4. Опишите ситуацию, в которой возможны следующие реплики…

  5. Уклонитесь от ответа, изменив ход беседы.

  6. Употребите в микродиалоге опущенные реплики, выражающие уверенность.

  7. Из разрозненных реплик составьте диалог между двумя знакомыми людьми.

  8. Придумайте исходные реплики к следующим ответам.

  9. Составьте диалог между персонажами текста (картинки).

  10. Дополните следующие диалоги.

Многие подготовительные упражнения могут быть использованы в

качестве речевых если в задании не давать указания на определённый языковой материал (на речевые клише).

Речевые упражнения могут быть следующими:



А) составьте диалог по указанной схеме.

Образец 1: L’action se passe à l’hôtel entre deux clients de chambre voisines. Votre conversation peut avoir des étapes suivantes :

1. Votre voisin vous demande d’arrêter la radio.

2. Vous demandez pourquoi a) calmement, b) en colère et vous dites que vous aimez la musique.

3. Le voisin insiste, il est déjà 10 heures du soir. Il veut du calme.

4. Vous vous excusez, mais remarquez que le soir on peut écouter la plus belle musique.

5. Le voisin s’énerve, il veut appeler le directeur.

6. Vous essayez de le calmer.

7а. Le voisin se calme et trouve une solution.

7б. Le voisin ne veut pas se calmer et appelle quand même le directeur.


Развитие этого диалога можно представить следующей схемой:

1 – 2 – а/б – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 а/б


Примерное развитие диалога (образец 1).

- Voulez-vous arrêter la radio ?

- Laquelle ?

- La vôtre, parbleu !

- Pourquoi ?

- Elle m’empêche de drmir.

- Vous n’aimez pas la musique ?

- Si, mais jamais après 10 heures du soir.

- Vous avez tort : à cette heure-là on peut écouter les plus beaux morceaux.

- Oh ! la meilleure musique ne vaut pas une heure de sommeil.

- C’est votre avis, ce n’est pas le mien ; moi, avec la musique, je me repose.

- Arrêtez votre radio ou je vais appeler le directeur !

- Oh, lui, en ce moment il regarde la télévision.

- Vraiment ?

- Oui, et vous savez, il se met vite en colère si on le dérange. Je lui téléphonerai de votre part.

- a) Non, ce soir encore, je vais boucher les oreilles avec du coton.

- b) Vous avez raison : c’est ce que vous avez de mieux à faire.

Образец 2.

Invente un dialogue en suivant le schéma indiqué.


  1. Tu dis à tes parents que tes copains organisent une boom le 31 décembre et que tu as envie d’y aller. Tu leur demandes s’ils te laissent y aller.

  2. Ils refusent d’abord à cause de ton âge.

  3. Tu insistes et tu donnes deux bonnes raisons pour les convaincre.

  4. Ton père demandes des précisions sur le lieu, l’heure et les participants.

  5. Tu donnes ces explications.

  6. Tes parents donnent leur accord.

  7. Tu les remercies.


Б) Дополните диалог.

При выполнении такого типа заданий сначала необходимо прочитать все реплики, понять тон диалога. Пример:

Dans la rue.

- ...


- Tu es où, Marie ? On t’attend, nous.

- ...


- Ça y est ! Tu as encore oublié ! Tu es impossible !

- ...


- Non, Si on n’y va pas maintenant, on ne va pas avoir de place.

- ...


- Mais tu sais bien que c’est un concert unique ! Ça va être plein !

- ...


- Alors, tu viens ?

- ...


Je compte sut toi. Appelle-moi quand tu auras les places.

- ...


В) Разыграйте диалог с опорой на текст (на основе различных средств визуальной наглядности).

Г) Составьте диалог на основе ситуации.

Образец ситуации: Vous voulez partir seul en vacances à Paris et vous en parlez à une amie. Elle pense sue ce n’est pas une bonne idée. Vous insistez en argumentant.



Д) Расширьте реплики каждого партнёра.

Е) Используйте ваш жизненный опыт для аргументации вашей точки зрения.

Ж) Придумайте начало к следующему диалогу.

З) Восстановите два диалога из предложенных реплик.

Пример:


- Bonjour, Mademoiselle. J’ai vu un pull en vitrine ...

- Non, est-ce que vous avez du camembert ?

- Oui, je pourrais le voir ?

- Bon, c’est un peu cher, mais il est très beau. Je vais le prendre.

- Merci, Monsieur. Au revoir.

- Bien sûr. Il existe en vert, en bleu et en gris. Il est en pure laine.

- Il coûte combien ?

- Bonjour, Monsieur. Je voudrais quatre tranches de jambon, s’il vous plaît.

- Un pull bleu ?

- Voilà, Mademoiselle. C’est tout ?

- Bien sûr. Un petit morceau comme ça, c’est bon ?

- Très bien. Ça fait combien ?

- 11 Euros, Mademoiselle.

- 52 Euros.

Схема действий при составлении диалога по ситуации может быть следующей:




1. Comprendre la situation







2. Chercher des idées







3. Imaginer les réactions de son interlocuteur







4. Dialoguer



Comprendre la situation. La situation conditionne tous les aspects de la communication entre les interlocuteurs :

- les paroles échangées ;

- le ton adopté ;

- les attitudes.

Pour réaliser un dialogue il est important de :



  • bien analyser la situation donnée ;

  • prévoir les interactions qu’elle provoquera;

  • adopter le ton qui convient à cette situation.

Рассмотрим следующий пример.

Situation : vous avez tâché le pull que votre ami vous a prêté. Voilà les étapes possibles du déroulement d’un dialogue :
J’explique la situation


Je reste calme il s’énerve






Je lui propose de


lui donner le mien acheter un nouveau pull




nettoyer son pull




Il accepte il refuse, il dit que...




Je ... Il ... lui-même Je propose ...






Je le remercie de ... Il ...
J’accepte, mais je ...


  1. объяснение ситуации;

  2. возможная реакция собеседника;

  3. варианты решения проблемы.

Таким образом, диалог может быть представлен в следующем виде:


A) J’explique la situation ; il ne se fâche pas ; je lui propose de faire le nettoyage du pull ; il accepte ; il accepte ; je vais faire nettoyer le pull ; je le remercie de sa compréhension.
B) J’explique la situation ; il accepte (mais) ; il refuse (et) il dit qu’il va le faire lui-même ; je le remercie.
C) J’explique la situation ; il refuse cette solution ; je lui propose de lui donner mon pull ; il accepte ; j’accepte aussi mais je lui fais remarquer que dans ce cas je garde son pull ; il refuse ; il dit que mon pull n’est pas aussi beau que le sien ; je lui propose de lui en acheter un autre ; il me demande de choisir le même ; j’accepte mais je lui fais remarquer que son pull n’était pas neuf.


Таким образом, обучение аргументированному высказыванию можно проводить по разным направлениям: в монологической и диалогической речи, в работе с текстом, с видеодокументом, с иконографическим документом. Эта работа помогает учащимся научиться логично мыслить, правильно оформлять свои высказывания, аргументировано отстаивать свою позицию, вести дискуссию. В процессе работы проводилось анкетирование учащихся, в котором они дали положительную оценку работе над аргументацией и отметили, что использование приемов построения аргументированного высказывания помогают им представлять свое мнение и по другим предметам, развивают логику мышления, быстроту реакций и коммуникативные навыки. Регулярная работа над аргументацией дает свои положительные результаты и помогает учащимся логично и четко представлять свою позицию по любому вопросу.

Примеры ситуаций для развития аргументированной речи.




  1. Qu’est-ce qui est mieux : être pessimiste ou optimiste dans la vie, qu’en pensez-vous ? Faites un dialogue en défendant votre point de vue.

  2. Est-ce c’est bien d’avoir un animal à la maison ?

  3. « Le loisir – voilà la plus grande joie et la plus belle conquête de l’homme ». Discutez un peu cette affirmation.

  4. Vous avez vu une pièce de théâtre ensemble. Vous êtes charmé par le spectacle et votre ami, au contraire, en est déçu. Faites un dialogue en illustrant votre état d’esprit.

  5. Vous êtes un grand pessimiste. Votre ami vous propose de passer la soirée ensemble, mais vous n’aimez pas tout ce qu’il propose.

  6. Deux amis se sont rencontrés après une longue séparation. Faites un petit dialogue.

  7. Deux amis de votre âge se préparent à partir en vacances. Jouez le rôle du deuxième ami et exprimez votre désaccord ou votre accord avec ce que dit le premier.

  8. Faites un petit dialogue au sujet de votre prochain départ dans un pays quelconque. Vous êtes très content. Essayez d’exprimer votre joie.



страница 1

Смотрите также: