страница 1
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 51 г. Гомеля»
ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
по теме
«Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет»
учителя-инноватора
Дубиковской Марины Михайловны
2013
Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов и родителей.
Общество неудовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и одним из способов решения данной проблемы является начало процесса обучения иностранному языку на более раннем этапе, традиционно возраст семи-восьми лет считается наиболее благоприятными периодом для овладения вторым языком. Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует:
-
развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;
-
более раннему пониманию ребенком общечеловеческих культурных ценностей;
-
более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Учителя имеют возможность с младшего школьного возраста рассказать учащимся о том, что мир вокруг них многолик с точки зрения культуры и многоязычен. Ребенок учится видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты ко всему новому и, следовательно, другому языку, и другой культуре. В этом большую роль играет не только школа, но и родители. Именно их интерес к иностранному языку и их осознание престижа языкового образования оказывают положительное воздействие на детей, формируя их заинтересованное отношение к изучению нового для них языка.
Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.
Дети знакомятся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным и стихотворным творчеством, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа младших школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.
Учитывая тот факт, что обучение иностранным языкам в этом возрасте строится на основе подражания речи взрослых, путем имитации без целенаправленного обучения грамматике и лексике, это способствует выработке так называемого «чувства языка» и создает условия для непроизвольного употребления лексических единиц и грамматических конструкций. Иными словами, закладывается фундамент речевых образцов языка и это позволяет решать простейшие коммуникативные задачи даже на начальном этапе.
Педагоги нашей гимназии стремятся к тому, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Определяющим фактором эффективности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте является готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой наши учителя активно внедряют в учебный процесс и другие формы: игровые, групповые, коллективные, а также проектные.
Итак, на курсах дополнительного обучения по английскому языку во втором классе учителя пытаются создавать условия для усвоения учащимися английского языка как средство общения. У детей появляется возможность изучать иностранный язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем нужно что-то говорить, воспринимать на слух, читать и писать. Учащихся учат четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат. Дети должны научиться видеть результаты практического применения английского языка.
В основу курса «Введение в мир иностранного языка», предназначенного для начальной ступени обучения (II классы), учителями нашей гимназии был положен методический комплекс «Magic Box» для 1, 2 классов Седуновой Н. М. (приложение 1).
Данная программа занятий рассматривает обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.
Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание младших школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Задачи курса дополнительного обучения по английскому языку заключаются в том, чтобы обеспечить:
-
создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
-
формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.
-
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
-
знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка;
Реализация данного курса предполагает получение определенных результатов. Учащиеся II класса должны:
-
Знать и понимать:
-
звуки изучаемого языка;
-
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
-
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
-
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
-
рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
-
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в
-
родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.);
-
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
-
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность;
-
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство,поздравление, благодарность, приветствие);
-
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где,когда), и отвечать на вопросы собеседника;
-
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
-
составлять небольшие описания объекта, картинки.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений у младших школьников. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Проанализировав информацию об успеваемости учащихся третьих классов в период с 2009 по 2013 годы, их заинтересованности в изучении предмета, уровне удовлетворенности родителей, уровне снижения трудностей, можно сделать вывод об эффективность изучения иностранного языка со второго класса.
Уровень мотивации учащихся, изучающих английский язык со второго класса на 18% выше, чем уровень начавших изучение с третьего класса.
Уровень психологической напряженности у учащихся и их родителей на 27% ниже.
А эффективность усвоения предложенной информации на 10-15% выше.
Методические рекомендации по организации
При организации платных образовательных услуг по английскому языку во втором классе рекомендуется использовать 1-2 учебных часа в неделю. Услуги оказываются только с согласия или по требованию родителей либо законных представителей учащихся.
Проведение платных дополнительных занятий может осуществляться в группах с наполняемостью от трех человек.
Приложение 1
Примерное поурочное планирование
Урок
|
Языковой материал и коммуникативные структуры
|
Приложения
|
1
|
Урок-знакомство. Общие сведения об английском языке.
Коммуникативные структуры: Hello! I’m Helen. Goodbye!
|
Приложение 1
|
2
|
What’s your name? I’m Tabby!
|
Приложение 2
|
3
|
Hello! What’s your name? What’s my name? Goodbye!
|
Приложение 3
|
4
|
Знакомство с английским алфавитом. Буквы С, О: cat, orange
|
Приложение 4
|
5
|
Буквы E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon
|
Приложение 5
|
6
|
It’s a lemon, sandwich, cat, orange, an ice-cream, egg. It’s C,O,E,S,I,L.
|
|
7
|
It’s … Буквы J, T: jumper, tiger
|
Приложение 6
|
8
|
Закрепление материала: Hello! I’m Helen. Goodbye! What’s your name? What’s my name? I’m Tabby! С, О: cat, orange. E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon. It’s … J, T: jumper, tiger
|
|
9
|
A pen, a pencil, a ruler, a rubber, a pencil-case, a bag. Yes, No.
|
Приложение 7
|
10
|
It’s …..
|
Приложение 8
|
11
|
What’s this? It’s … Stop. Sorry.
|
Приложение 9
|
12
|
Буквы F, K, A, D: four, kite, apple, door.
|
Приложение 10
|
13
|
Буквы G, Q, N, M: giraffe, queen, nine, mouse.
|
Приложение 11
|
14
|
F, K, A, D, G, Q, N, M
|
Приложение 12
|
15
|
Red, blue, green. It’s a red …, etc
|
|
16
|
Yellow, white, black. It’s a red …, etc
|
|
17
|
Red, blue, green, yellow, white, black. It’s a red balloon, …, etc
|
Приложение 13
|
18
|
What’s this, Helen? It’s a balloon. It’s a yellow balloon. Look!
|
Приложение 14
|
19
|
Закрепление материала
|
|
20
|
Буквы R, H, B, P: ruler, hair, balloon, pen
|
Приложение 15
|
21
|
Буквы: Y, U, V, W: yoyo, umbrella, van, window
|
Приложение 16
|
22
|
One, two, three, four five
|
|
23
|
Six, seven, eight, nine, ten
|
|
24
|
Буквы R, H, B, P, Y, U, V, W. It’s …..
|
Приложение 17
|
25
|
Буквы: X, Z: X-ray, zoo. What’s this? It’s …
|
Приложение 18
|
26
|
Английский алфавит
|
Приложение 19
|
27
|
A, B, C, D, E, F: apple, balloon, cat, door, egg, four
|
Приложение 20
|
28
|
G, H, I, J, K, L, : giraffe, hair, ice-cream, jumper, kite, lemon
|
Приложение 21
|
29
|
Английский алфавит
|
Приложение 22
|
30
|
Обобщение изученных лексических единиц
|
|
31
|
A bin, a table, a chair, a book, a board, a desk. It’s a … .
|
Приложение 23
|
32
|
What’s this? Is it a …? Yes. No.
|
Приложение 24
|
33
|
One, two, three, four, five. Множественное число: monkey-monkeys, cat-cats, lemon-lemons, etc.
|
Приложение 25
|
34
|
Look! Look out! How many …? Two … .
|
Приложение 26
|
35
|
One-ten. Little, big. Elephant
|
Приложение 27
|
36
|
It’s a … . How many blue pencils? Four
|
Приложение 28
|
37
|
Camel, lion, bear, snake, parrot. It’s … . How many …? Five, … .
|
Приложение 29
|
38
|
Animal-animals, bat-bats, lions, bears, snakes, etc.
|
Приложение 30
|
39
|
One- ten, snake-snakes.
|
Приложение 31
|
40
|
What's this? It’s … . How many …?
|
Приложение 32
|
41
|
Say “Hello!” Stand up. Open your book.
|
|
42
|
Write your name. Sit down.
|
|
43
|
Close your book. Say “Goodbye”.
|
|
44
|
Say “Hello!” Stand up. Open your book. Write your name. Sit down. Close your book. Say “Goodbye”.
|
Приложение 33
|
45
|
Hello! What’s your name? I’m Helen. Sit down, Helen. Open your book, etc.
|
Приложение 34
|
страница 1
|