Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Государственное учреждение образования

«Гимназия № 51 г. Гомеля»



ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме

«Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет»
учителя-инноватора
Дубиковской Марины Михайловны

2013


Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов и родителей.

Общество неудовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и одним из способов решения данной проблемы является начало процесса обучения иностранному языку на более раннем этапе, традиционно возраст семи-восьми лет считается наиболее благоприятными периодом для овладения вторым языком. Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует:



  • развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;

  • более раннему пониманию ребенком общечеловеческих культурных ценностей;

  • более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Учителя имеют возможность с младшего школьного возраста рассказать учащимся о том, что мир вокруг них многолик с точки зрения культуры и многоязычен. Ребенок учится видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты ко всему новому и, следовательно, другому языку, и другой культуре. В этом большую роль играет не только школа, но и родители. Именно их интерес к иностранному языку и их осознание престижа языкового образования оказывают положительное воздействие на детей, формируя их заинтересованное отношение к изучению нового для них языка.

Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.

Дети знакомятся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным и стихотворным творчеством, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа младших школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.

Учитывая тот факт, что обучение иностранным языкам в этом возрасте строится на основе подражания речи взрослых, путем имитации без целенаправленного обучения грамматике и лексике, это способствует выработке так называемого «чувства языка» и создает условия для непроизвольного употребления лексических единиц и грамматических конструкций. Иными словами, закладывается фундамент речевых образцов языка и это позволяет решать простейшие коммуникативные задачи даже на начальном этапе.

Педагоги нашей гимназии стремятся к тому, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Определяющим фактором эффективности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте является готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой наши учителя активно внедряют в учебный процесс и другие формы: игровые, групповые, коллективные, а также проектные.

Итак, на курсах дополнительного обучения по английскому языку во втором классе учителя пытаются создавать условия для усвоения учащимися английского языка как средство общения. У детей появляется возможность изучать иностранный язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем нужно что-то говорить, воспринимать на слух, читать и писать. Учащихся учат четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат. Дети должны научиться видеть результаты практического применения английского языка.

В основу курса «Введение в мир иностранного языка», предназначенного для начальной ступени обучения (II классы), учителями нашей гимназии был положен методический комплекс «Magic Box» для 1, 2 классов Седуновой Н. М. (приложение 1).

Данная программа занятий рассматривает обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.

Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание младших школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.

Задачи курса дополнительного обучения по английскому языку заключаются в том, чтобы обеспечить:



  • создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

  • формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.

  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

  • знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка;

Реализация данного курса предполагает получение определенных результатов. Учащиеся II класса должны:

  1. Знать и понимать:

  • звуки изучаемого языка;

  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;

  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

  • рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

  1. Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в

  • родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.);

  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;

  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность;

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство,поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где,когда), и отвечать на вопросы собеседника;

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания объекта, картинки.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений у младших школьников. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

Проанализировав информацию об успеваемости учащихся третьих классов в период с 2009 по 2013 годы, их заинтересованности в изучении предмета, уровне удовлетворенности родителей, уровне снижения трудностей, можно сделать вывод об эффективность изучения иностранного языка со второго класса.



Уровень мотивации учащихся, изучающих английский язык со второго класса на 18% выше, чем уровень начавших изучение с третьего класса.

Уровень психологической напряженности у учащихся и их родителей на 27% ниже.

А эффективность усвоения предложенной информации на 10-15% выше.


Методические рекомендации по организации

При организации платных образовательных услуг по английскому языку во втором классе рекомендуется использовать 1-2 учебных часа в неделю. Услуги оказываются только с согласия или по требованию родителей либо законных представителей учащихся.

Проведение платных дополнительных занятий может осуществляться в группах с наполняемостью от трех человек.

Приложение 1


Примерное поурочное планирование


Урок

Языковой материал и коммуникативные структуры

Приложения

1

Урок-знакомство. Общие сведения об английском языке.

Коммуникативные структуры: Hello! I’m Helen. Goodbye!



Приложение 1


2

What’s your name? I’m Tabby!

Приложение 2

3

Hello! What’s your name? What’s my name? Goodbye!

Приложение 3

4

Знакомство с английским алфавитом. Буквы С, О: cat, orange

Приложение 4

5

Буквы E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon

Приложение 5

6

It’s a lemon, sandwich, cat, orange, an ice-cream, egg. It’s C,O,E,S,I,L.




7

It’s … Буквы J, T: jumper, tiger

Приложение 6

8

Закрепление материала: Hello! I’m Helen. Goodbye! What’s your name? What’s my name? I’m Tabby! С, О: cat, orange. E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon. It’s … J, T: jumper, tiger




9

A pen, a pencil, a ruler, a rubber, a pencil-case, a bag. Yes, No.

Приложение 7

10

It’s …..

Приложение 8

11

What’s this? It’s … Stop. Sorry.

Приложение 9

12

Буквы F, K, A, D: four, kite, apple, door.

Приложение 10

13

Буквы G, Q, N, M: giraffe, queen, nine, mouse.

Приложение 11

14

F, K, A, D, G, Q, N, M

Приложение 12

15

Red, blue, green. It’s a red …, etc




16

Yellow, white, black. It’s a red …, etc




17

Red, blue, green, yellow, white, black. It’s a red balloon, …, etc

Приложение 13

18

What’s this, Helen? It’s a balloon. It’s a yellow balloon. Look!

Приложение 14

19

Закрепление материала




20

Буквы R, H, B, P: ruler, hair, balloon, pen

Приложение 15

21

Буквы: Y, U, V, W: yoyo, umbrella, van, window

Приложение 16

22

One, two, three, four five




23

Six, seven, eight, nine, ten




24

Буквы R, H, B, P, Y, U, V, W. It’s …..

Приложение 17

25

Буквы: X, Z: X-ray, zoo. What’s this? It’s …

Приложение 18

26

Английский алфавит

Приложение 19

27

A, B, C, D, E, F: apple, balloon, cat, door, egg, four

Приложение 20

28

G, H, I, J, K, L, : giraffe, hair, ice-cream, jumper, kite, lemon

Приложение 21

29

Английский алфавит

Приложение 22

30

Обобщение изученных лексических единиц




31

A bin, a table, a chair, a book, a board, a desk. It’s a … .

Приложение 23

32

What’s this? Is it a …? Yes. No.

Приложение 24

33

One, two, three, four, five. Множественное число: monkey-monkeys, cat-cats, lemon-lemons, etc.

Приложение 25

34

Look! Look out! How many …? Two … .

Приложение 26

35

One-ten. Little, big. Elephant

Приложение 27

36

It’s a … . How many blue pencils? Four

Приложение 28

37

Camel, lion, bear, snake, parrot. It’s … . How many …? Five, … .

Приложение 29

38

Animal-animals, bat-bats, lions, bears, snakes, etc.

Приложение 30

39

One- ten, snake-snakes.

Приложение 31

40

What's this? It’s … . How many …?

Приложение 32

41

Say “Hello!” Stand up. Open your book.




42

Write your name. Sit down.




43

Close your book. Say “Goodbye”.




44

Say “Hello!” Stand up. Open your book. Write your name. Sit down. Close your book. Say “Goodbye”.

Приложение 33

45

Hello! What’s your name? I’m Helen. Sit down, Helen. Open your book, etc.

Приложение 34




страница 1

Смотрите также: