страница 1  
  
 Государственное учреждение образования
«Гимназия № 51 г. Гомеля» 
 
 ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
 
 по теме  
 
 «Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет»
 учителя-инноватора
 Дубиковской Марины Михайловны
2013
  
 Обучение иностранному языку детей с семи-восьми лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов и родителей. 
Общество неудовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и одним из способов решения данной проблемы является начало процесса обучения иностранному языку на более раннем этапе, традиционно возраст семи-восьми лет считается наиболее благоприятными периодом для овладения вторым языком. Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует: 
  - 
 развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;
  - 
 более раннему пониманию ребенком общечеловеческих культурных ценностей;
  - 
 более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
    
 Учителя имеют возможность с младшего школьного возраста рассказать учащимся о том, что мир вокруг них многолик с точки зрения культуры и многоязычен. Ребенок учится видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты ко всему новому и, следовательно, другому языку, и другой культуре. В этом большую роль играет не только школа, но и родители. Именно их интерес к иностранному языку и их осознание престижа языкового образования оказывают положительное воздействие на детей, формируя их заинтересованное отношение к изучению нового для них языка.
Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.  
Дети знакомятся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным и стихотворным творчеством, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа младших школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.
 
Учитывая тот факт, что обучение иностранным языкам в этом возрасте строится на основе подражания речи взрослых, путем имитации без целенаправленного обучения грамматике и лексике, это способствует выработке так называемого «чувства языка» и создает условия для непроизвольного употребления лексических единиц и грамматических конструкций. Иными словами, закладывается фундамент речевых образцов языка и это позволяет решать простейшие коммуникативные задачи даже на начальном этапе.  
Педагоги нашей гимназии стремятся к тому, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Определяющим фактором эффективности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте является готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой наши учителя активно внедряют в учебный процесс и другие формы: игровые, групповые, коллективные, а также проектные. 
 
Итак, на курсах дополнительного обучения по английскому языку во втором классе учителя пытаются создавать условия для усвоения учащимися английского языка как средство общения. У детей появляется возможность изучать иностранный язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами. Любое общение (непосредственное или опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть с того, почему и зачем нужно что-то говорить, воспринимать на слух, читать и писать. Учащихся учат четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат. Дети должны научиться видеть результаты практического применения английского языка.  
В основу курса «Введение в мир иностранного языка», предназначенного для начальной ступени обучения (II классы), учителями нашей гимназии был положен методический комплекс «Magic Box» для 1, 2 классов Седуновой Н. М. (приложение 1). 
 
Данная программа занятий рассматривает обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.  
Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание младших школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
 
Задачи курса дополнительного обучения по английскому языку заключаются в том, чтобы обеспечить: 
  - 
 создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  - 
 формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.
  - 
 развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
  - 
 знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка; 
    
 Реализация данного курса предполагает получение определенных результатов. Учащиеся II класса должны:
  - 
 Знать и понимать:
     - 
 звуки изучаемого языка;
  - 
 особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
  - 
 названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
  - 
 имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
  - 
 рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
     - 
 Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
     - 
 наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в
  - 
 родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.);
  - 
 применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  - 
 составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
     - 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
     - 
 понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность;
  - 
 участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство,поздравление, благодарность, приветствие);
  - 
 расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где,когда), и отвечать на вопросы собеседника;
  - 
 кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  - 
 составлять небольшие описания объекта, картинки.
    
 Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений у младших школьников. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Проанализировав информацию об успеваемости учащихся третьих классов в период с 2009 по 2013 годы, их заинтересованности в изучении предмета, уровне удовлетворенности родителей, уровне снижения трудностей, можно сделать вывод об эффективность изучения иностранного языка со второго класса.  
 
  Уровень мотивации учащихся, изучающих английский язык со второго класса на 18% выше, чем уровень начавших изучение с третьего класса. 
Уровень психологической напряженности у учащихся и их родителей на 27% ниже.  
 
А эффективность усвоения предложенной информации на 10-15% выше. 
 
  
 Методические рекомендации по организации  
 
При организации платных образовательных услуг по английскому языку во втором классе рекомендуется использовать 1-2 учебных часа в неделю. Услуги оказываются только с согласия или по требованию родителей либо законных представителей учащихся.  
Проведение платных дополнительных занятий может осуществляться в группах с наполняемостью от трех человек.
 
Приложение 1 
 Примерное поурочное планирование
 
       
 Урок 
  |   
 Языковой материал и коммуникативные структуры
  |   
 Приложения
  |      
 1
  |   
 Урок-знакомство. Общие сведения об английском языке.
Коммуникативные структуры: Hello! I’m Helen. Goodbye! 
  |   
 Приложение 1
 
  |      
 2
  |   
 What’s your name? I’m Tabby!
  |   
 Приложение 2
  |      
 3
  |   
 Hello! What’s your name? What’s my name? Goodbye!
  |   
 Приложение 3
  |      
 4
  |   
 Знакомство с английским алфавитом. Буквы С, О: cat, orange
  |   
 Приложение 4
  |      
 5
  |   
 Буквы E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon
  |   
 Приложение 5
  |      
 6
  |   
 It’s a lemon, sandwich, cat, orange, an ice-cream, egg. It’s C,O,E,S,I,L.
  |   
 
 
  |      
 7
  |   
 It’s … Буквы J, T: jumper, tiger
  |   
 Приложение 6
  |      
 8
  |   
 Закрепление материала: Hello! I’m Helen. Goodbye! What’s your name? What’s my name? I’m Tabby! С, О: cat, orange. E, S, I, L: egg, sandwich, ice-cream, lemon. It’s … J, T: jumper, tiger
  |   
 
 
  |      
 9
  |   
 A pen, a pencil, a ruler, a rubber, a pencil-case, a bag. Yes, No.
  |   
 Приложение 7
  |      
 10
  |   
 It’s …..
  |   
 Приложение 8
  |      
 11
  |   
 What’s this? It’s … Stop. Sorry.
  |   
 Приложение 9
  |      
 12
  |   
 Буквы F, K, A, D: four, kite, apple, door.
  |   
 Приложение 10
  |      
 13
  |   
 Буквы G, Q, N, M: giraffe, queen, nine, mouse.
  |   
 Приложение 11
  |      
 14
  |   
 F, K, A, D, G, Q, N, M
  |   
 Приложение 12
  |      
 15
  |   
 Red, blue, green. It’s a red …, etc
  |   
 
 
  |      
 16
  |   
 Yellow, white, black. It’s a red …, etc
  |   
 
 
  |      
 17
  |   
 Red, blue, green, yellow, white, black. It’s a red balloon, …, etc
  |   
 Приложение 13
  |      
 18
  |   
 What’s this, Helen? It’s a balloon. It’s a yellow balloon. Look!
  |   
 Приложение 14
  |      
 19
  |   
 Закрепление материала
  |   
 
 
  |      
 20
  |   
 Буквы R, H, B, P: ruler, hair, balloon, pen
  |   
 Приложение 15
  |      
 21
  |   
 Буквы: Y, U, V, W: yoyo, umbrella, van, window
  |   
 Приложение 16
  |      
 22
  |   
 One, two, three, four five
  |   
 
 
  |      
 23
  |   
 Six, seven, eight, nine, ten
  |   
 
 
  |      
 24
  |   
 Буквы R, H, B, P, Y, U, V, W. It’s …..
  |   
 Приложение 17
  |      
 25
  |   
 Буквы: X, Z: X-ray, zoo. What’s this? It’s …
  |   
 Приложение 18
  |      
 26
  |   
 Английский алфавит
  |   
 Приложение 19
  |      
 27
  |   
 A, B, C, D, E, F: apple, balloon, cat, door, egg, four
  |   
 Приложение 20
  |      
 28
  |   
 G, H, I, J, K, L, : giraffe, hair, ice-cream, jumper, kite, lemon
  |   
 Приложение 21
  |      
 29
  |   
 Английский алфавит
  |   
 Приложение 22
  |      
 30
  |   
 Обобщение изученных лексических единиц
  |   
 
 
  |      
 31
  |   
 A bin, a table, a chair, a book, a board, a desk. It’s a … .
  |   
 Приложение 23
  |      
 32
  |   
 What’s this? Is it a …? Yes. No. 
  |   
 Приложение 24
  |      
 33
  |   
 One, two, three, four, five. Множественное число: monkey-monkeys, cat-cats, lemon-lemons, etc.
  |   
 Приложение 25
  |      
 34
  |   
 Look! Look out! How many …? Two … .
  |   
 Приложение 26
  |      
 35
  |   
 One-ten. Little, big. Elephant
  |   
 Приложение 27
  |      
 36
  |   
 It’s a … . How many blue pencils? Four
  |   
 Приложение 28
  |      
 37
  |   
 Camel, lion, bear, snake, parrot. It’s … . How many …? Five, … .
  |   
 Приложение 29
  |      
 38
  |   
 Animal-animals, bat-bats, lions, bears, snakes, etc.
  |   
 Приложение 30
  |      
 39
  |   
 One- ten, snake-snakes.
  |   
 Приложение 31
  |      
 40
  |   
 What's this? It’s … . How many …?
  |   
 Приложение 32
  |      
 41
  |   
 Say “Hello!” Stand up. Open your book.
  |   
 
 
  |      
 42
  |   
 Write your name. Sit down.
  |   
 
 
  |      
 43
  |   
 Close your book. Say “Goodbye”.
  |   
 
 
  |      
 44
  |   
 Say “Hello!” Stand up. Open your book. Write your name. Sit down. Close your book. Say “Goodbye”.
  |   
 Приложение 33
  |      
 45
  |   
 Hello! What’s your name? I’m Helen. Sit down, Helen. Open your book, etc. 
  |   
 Приложение 34
  |      
 
 
  страница 1 
 |