страница 1 Обзор инновационного развития Республики Беларусь
Мониторинг использования рекомендаций, 2012 г.
В 2010 году Европейская экономическая комиссия ООН по просьбе Правительства Республики Беларусь проанализировала состояние и тенденции развития инновационной сферы страны и разработала рекомендации по ее совершенствованию. Результатом этой работы, выполненной с участием независимых зарубежных и национальных экспертов в тесном контакте с органами государственного управления и субъектами инновационной инфраструктуры, стал Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Резюме Обзора, включая 47 рекомендаций по совершенствованию базовых условий для инновационной деятельности, развитию государственной инновационной политики и инструментов ее реализации, прилагается. Полный текст документа доступен по адресу: http://www.scienceportal.org.by/reports/ .
С момента сбора материалов, использованных в Обзоре, прошло два года, которые характеризовались достаточно интенсивными изменениями в научной и инновационной политике, и этот процесс продолжается. В рамках работ по совершенствованию и определению приоритетов государственной инновационной политики ГКНТ осуществляет мониторинг практического использования рекомендаций ЕЭК ООН и просит Вас принять в нем участие. В ходе опроса мы просим оценить потенциальную значимость рекомендаций для инновационного развития страны и определить временные рамки реализации тех или иных мероприятий в области инновационной политики. Ответы на вопросы займут не более 20 минут.
Заполненный опросник просим направить до 10 ноября 2012 г. по адресу: smirnova@belisa.org.by (Смирнова Светлана Александровна, ГУ «БелИСА», тел. (17) 2094326).
Информация об участнике опроса:
ФИО
Должность, место работы
Телефон, адрес электронной почты
Задание 1: Оцените рекомендации с точки зрения их значимости для стимулирования инновационной деятельности и совершенствования национальной инновационной системы по шкале от 1 (наиболее значимая) до 5 (наименее значимая).
Таблица 1
№ п/п
|
Рекомендации
|
Раздел Обзора
|
Оценка
|
1.
|
Стратегические вопросы и руководящие принципы
|
|
|
1.1
|
Принять более широкую трактовку инновационной политики, обеспечив более полный охват нетехнологических аспектов инновационной деятельности
|
2.1
|
|
1.2
|
Разработать и внедрить стратегию расширения горизонтальных связей как средство решения задач инновационной политики
|
2.3
|
|
1.3
|
Оказывать поддержку предпринимательской инициативе, в том числе с помощью научно-конструкторских и исследовательских организаций
|
2.4, 5.2
|
|
1.4
|
Признать риск как неотъемлемую часть инновационного процесса
|
4.4, 6.2
|
|
1.5
|
Рационализировать государственные программы инновационной деятельности, заложив в них дифференцированные подходы к поддержке технологически ориентированных, целевых и универсальных программ
|
6.4
|
|
1.6
|
Обеспечить дальнейшее развитие регионального компонента инновационной политики, включая более тесную координацию инновационной политики с прочими мероприятиями на региональном уровне
|
3.4
|
|
1.7
|
Пересмотреть стратегические приоритеты инновационной политики в пользу создания инновационной системы, основанной на предпринимательской инициативе; разработать долгосрочную программы структурных изменений сектора научно-исследовательских и конструкторских разработок на основе указанного подхода
|
4.1
|
|
1.8
|
Поддерживать расширение международных связей белорусских предприятий в наукоемких сферах деятельности
|
7.1
|
|
1.9
|
Максимально использовать возможности интеграционных процессов на пространстве СНГ для наращивания инновационного потенциала и поддержки совместного использования ресурсов, а также совместных программ и инициатив
|
7.2
|
|
1.10
|
Разработать комплексную стратегию развития международного сотрудничества в области науки и технологий
|
7.3
|
|
2.
|
Рамочные условия
|
|
|
2.1
|
Распространить преимущества и льготы, предоставляемые резидентам научно-технологических парков, на всю экономику
|
3.1
|
|
2.2
|
Усилить стимулы для инновационной деятельности, уточнив права интеллектуальной собственности организаций-разработчиков и обеспечив возможность получения доли прибыли от использования результатов научно-исследовательской деятельности для авторов-разработчиков
|
5.1
|
|
3.
|
Анализ и оценка
|
|
|
3.1
|
Определить и укрепить слабые и создать недостающие компоненты Национальной инновационной системы
|
2.2
|
|
3.2
|
Определить препятствия для создания и развития предприятий в технологической сфере
|
5.4
|
|
3.3
|
Широко использовать механизмы анализа и оценки слабых и сильных сторон для повышения эффективности НИС, выявления потенциала ее развития
|
3.3
|
|
3.4
|
Пересмотреть существующую систему отраслевых инновационных фондов
|
4.4
|
|
4.
|
Совершенствование мер в области научно-технической и инновационной политики
|
|
|
4.1
|
Интегрировать научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность в предпринимательский сектор, перенести фундаментальные исследования в университеты, переориентировать некоторые отраслевые институты на выполнение запросов малых и средних предприятий в сфере высоких технологий
|
4.2
|
|
4.2
|
Реформировать систему государственного финансирования научно-исследовательских и конструкторских разработок, разработать дифференцированные подходы к финансированию в зависимости от вида исследований, диверсифицировать механизмы финансирования
|
4.3
|
|
4.3
|
Разработка политики и инструментов должна базироваться на четком разграничении между инновационными проектами с более высоким уровнем риска и проектами технического обновления
|
4.4, 6.3,
6.4
|
|
4.4
|
Увязать меры стимулирования прямых иностранных инвестиций и/или субконтрактных отношений белорусских предприятий с решением задач в области инновационной политики
|
4.5
|
|
4.5
|
Обеспечить учет технологических аспектов в программах приватизации
|
4.6
|
|
4.6
|
Стимулировать прямое включение запросов промышленности в рабочие планы научно-исследовательских и конструкторских организаций без посредничества государственных программ
|
5.2
|
|
4.7
|
Поддерживать формирование и развитие новых высокотехнологичных предприятий и их интеграцию в экономику
|
5.4
|
|
4.8
|
Поддерживать формирование инфраструктуры для частного финансирования инновационных проектов на начальных этапах
|
6.1
|
|
4.9
|
Разработать механизмы государственной поддержки венчурного финансирования
|
6.3
|
|
4.10
|
Обеспечить снижение барьеров в торговле в виде требований сертификации и стандартизации
|
7.1
|
|
4.11
|
Использовать систему государственных закупок в качестве экспериментальной площадки для инновационных технологий на начальных этапах их разработки
|
7.1
|
|
5.
|
Инструменты инновационной политики
|
|
|
5.1
|
Разработать руководящие принципы по обеспечению прав интеллектуальной собственности в научно-конструкторских организациях
|
5.1
|
|
5.2
|
Внедрить новые критерии оценки результатов исследований, выполненных за счет государственного бюджета, учитывающие степень их использования в промышленности
|
5.2
|
|
5.3
|
Развивать новые инструменты: льготное кредитование, инновационные гранты и ваучеры, предоставление гарантий по кредитам лицам, занимающимся инновационной деятельностью, соответствующей установленным критериям
|
6.1
|
|
5.4
|
Учредить гранты для научно-поисковой деятельности, предоставляемые независимо от ее успеха
|
6.2
|
|
5.5
|
Разработать критерии неприменения санкций за неудачную реализацию инновационных проектов, профинансированных за счет бюджетных средств
|
6.2
|
|
5.6
|
Стимулировать более широкое использование возможностей международной технической помощи: упрощение процедур одобрения проектов, повышение квалификации персонала, использование экономических механизмов, включая прямые компенсации и налоговые льготы
|
7.4
|
|
6.
|
Повышение информированности общества
|
|
|
6.1
|
Проводить информационные кампании по формированию новых ценностных и поведенческих установок в белорусском обществе в отношении предпринимательства, инноваций, рисков
|
2.5
|
|
6.2
|
Пропагандировать инновационную политику
|
2.1
|
|
7.
|
Развитие сетевого взаимодействия участников НИС
|
|
|
7.1
|
Стимулировать совместную деятельность и партнерские связи в области инноваций, вовлечение в них малых и средних предприятий; расширение участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных программах
|
3.2
|
|
7.2
|
Расширять и укреплять региональные партнерские связи
|
3.4
|
|
7.3
|
Вовлекать белорусских участников НИС в глобальные цепочки поставок
|
4.5
|
|
7.4
|
Предоставлять целевую поддержку участникам НИС для расширения международного сетевого взаимодействия
|
7.3
|
|
7.5
|
Предоставлять поддержку в разнообразных формах для участия белорусских ученых и студентов в международных научно-информационных обменах, в том числе обеспечивающих сохранение связей с белорусскими учеными, работающими за границей
|
7.5
|
|
8.
|
Наращивание потенциала
|
|
|
8.1
|
Наращивать инновационный потенциал малого и среднего бизнеса, стимулировать долгосрочное взаимодействие малых и средних предприятий с крупными фирмами в качестве поставщиков продукции и их выход на международные рынки
|
4.5, 7.1
|
|
8.2
|
Содействовать обучению и повышению квалификации участников инновационной деятельности, занимающихся вопросами коммерциализации прав интеллектуальной собственности
|
5.1
|
|
8.3
|
Развивать услуги в области трансферта технологий
|
5.1, 5.2
|
|
9.
|
Создание институтов
|
|
|
9.1
|
Создать Национальный совет по инновациям для развития горизонтального взаимодействия участников НИС
|
2.3
|
|
9.2
|
Расширить полномочия Национального агентства по инвестициям за счет включения в состав полномочий Агентства вопросов инноваций и технологий
|
4.6
|
|
9.3
|
Создать специализированные финансовые институты для поддержки подлинных инновационных проектов с высокой степенью риска (с передачей им соответствующих полномочий от государственных органов). Создание таких институтов возможно на основе действующего Белорусского инновационного фонда, через который также может финансироваться широкопрофильная инновационная программа
|
6.3
|
|
9.4
|
Создание специализированного агентства или управления по международному научно-техническому сотрудничеству для координации разработки и выполнения стратегии развития международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь
|
7.3
|
|
Задание 2: Определите, насколько срочными являются меры по реализации рекомендаций, отнеся их к срочным, среднесрочным или долгосрочным. Отдельно отметьте те рекомендации, практическая реализация которых имела место в 2011-2012 годах. Прокомментируйте, что именно сделано и как Вы оцениваете сделанное.
Таблица 2
№ п/п
|
Рекомендации
|
Раздел Обзора
|
Насколько срочными, на Ваш взгляд, являются меры по реализации рекомендации
|
Сроч-
ные
(1-2
года)
|
Средне-
срочные
(5-10 лет)
|
Долго-
срочные
(>20 лет)
|
Меры уже предприня
ты
|
Комментарии1
|
1.
|
Стратегические вопросы и руководящие принципы
|
1.1
|
Принять более широкую трактовку инновационной политики, обеспечив более полный охват нетехнологических аспектов инновационной деятельности
|
2.1
|
|
|
|
|
|
1.2
|
Разработать и внедрить стратегию расширения горизонтальных связей как средство решения задач инновационной политики
|
2.3
|
|
|
|
|
|
1.3
|
Оказывать поддержку предпринимательской инициативе, в том числе с помощью научно-конструкторских и исследовательских организаций
|
2.4, 5.2
|
|
|
|
|
|
1.4
|
Признать риск как неотъемлемую часть инновационного процесса
|
4.4, 6.2
|
|
|
|
|
|
1.5
|
Рационализировать государственные программы инновационной деятельности, заложив в них дифференцированные подходы к поддержке технологически ориентированных, целевых и универсальных программ
|
6.4
|
|
|
|
|
|
1.6
|
Обеспечить дальнейшее развитие регионального компонента инновационной политики, включая более тесную координацию инновационной политики с прочими мероприятиями на региональном уровне
|
3.4
|
|
|
|
|
|
1.7
|
Пересмотреть стратегические приоритеты инновационной политики в пользу создания инновационной системы, основанной на предпринимательской инициативе; разработать долгосрочную программы структурных изменений сектора научно-исследовательских и конструкторских разработок на основе указанного подхода
|
4.1
|
|
|
|
|
|
1.8
|
Поддерживать расширение международных связей белорусских предприятий в наукоемких сферах деятельности
|
7.1
|
|
|
|
|
|
1.9
|
Максимально использовать возможности интеграционных процессов на пространстве СНГ для наращивания инновационного потенциала и поддержки совместного использования ресурсов, а также совместных программ и инициатив
|
7.2
|
|
|
|
|
|
1.10
|
Разработать комплексную стратегию развития международного сотрудничества в области науки и технологий
|
7.3
|
|
|
|
|
|
2.
|
Рамочные условия
|
2.1
|
Распространить преимущества и льготы, предоставляемые резидентам научно-технологических парков, на всю экономику
|
3.1
|
|
|
|
|
|
2.2
|
Усилить стимулы для инновационной деятельности, уточнив права интеллектуальной собственности организаций-разработчиков и обеспечив возможность получения доли прибыли от использования результатов научно-исследовательской деятельности для авторов-разработчиков
|
5.1
|
|
|
|
|
|
3.
|
Анализ и оценка
|
3.1
|
Определить и укрепить слабые и создать недостающие компоненты Национальной инновационной системы
|
2.2
|
|
|
|
|
|
3.2
|
Определить препятствия для создания и развития предприятий в технологической сфере
|
5.4
|
|
|
|
|
|
3.3
|
Широко использовать механизмы анализа и оценки слабых и сильных сторон для повышения эффективности НИС, выявления потенциала ее развития
|
3.3
|
|
|
|
|
|
3.4
|
Пересмотреть существующую систему отраслевых инновационных фондов
|
4.4
|
|
|
|
|
|
4.
|
Совершенствование мер в области научно-технической и инновационной политики
|
4.1
|
Интегрировать научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность в предпринимательский сектор, перенести фундаментальные исследования в университеты, переориентировать некоторые отраслевые институты на выполнение запросов малых и средних предприятий в сфере высоких технологий
|
4.2
|
|
|
|
|
|
4.2
|
Реформировать систему государственного финансирования научно-исследовательских и конструкторских разработок, разработать дифференцированные подходы к финансированию в зависимости от вида исследований, диверсифицировать механизмы финансирования
|
4.3
|
|
|
|
|
|
4.3
|
Разработка политики и инструментов должна базироваться на четком разграничении между инновационными проектами с более высоким уровнем риска и проектами технического обновления
|
4.4, 6.3,
6.4
|
|
|
|
|
|
4.4
|
Увязать меры стимулирования прямых иностранных инвестиций и/или субконтрактных отношений белорусских предприятий с решением задач в области инновационной политики
|
4.5
|
|
|
|
|
|
4.5
|
Обеспечить учет технологических аспектов в программах приватизации
|
4.6
|
|
|
|
|
|
4.6
|
Стимулировать прямое включение запросов промышленности в рабочие планы научно-исследовательских и конструкторских организаций без посредничества государственных программ
|
5.2
|
|
|
|
|
|
4.7
|
Поддерживать формирование и развитие новых высокотехнологичных предприятий и их интеграцию в экономику
|
5.4
|
|
|
|
|
|
4.8
|
Поддерживать формирование инфраструктуры для частного финансирования инновационных проектов на начальных этапах
|
6.1
|
|
|
|
|
|
4.9
|
Разработать механизмы государственной поддержки венчурного финансирования
|
6.3
|
|
|
|
|
|
4.10
|
Обеспечить снижение барьеров в торговле в виде требований сертификации и стандартизации
|
7.1
|
|
|
|
|
|
4.11
|
Использовать систему государственных закупок в качестве экспериментальной площадки для инновационных технологий на начальных этапах их разработки
|
7.1
|
|
|
|
|
|
5.
|
Инструменты инновационной политики
|
5.1
|
Разработать руководящие принципы по обеспечению прав интеллектуальной собственности в научно-конструкторских организациях
|
5.1
|
|
|
|
|
|
5.2
|
Внедрить новые критерии оценки результатов исследований, выполненных за счет государственного бюджета, учитывающие степень их использования в промышленности
|
5.2
|
|
|
|
|
|
5.3
|
Развивать новые инструменты: льготное кредитование, инновационные гранты и ваучеры, предоставление гарантий по кредитам лицам, занимающимся инновационной деятельностью, соответствующей установленным критериям
|
6.1
|
|
|
|
|
|
5.4
|
Учредить гранты для научно-поисковой деятельности, предоставляемые независимо от ее успеха
|
6.2
|
|
|
|
|
|
5.5
|
Разработать критерии неприменения санкций за неудачную реализацию инновационных проектов, профинансированных за счет бюджетных средств
|
6.2
|
|
|
|
|
|
5.6
|
Стимулировать более широкое использование возможностей международной технической помощи: упрощение процедур одобрения проектов, повышение квалификации персонала, использование экономических механизмов, включая прямые компенсации и налоговые льготы
|
7.4
|
|
|
|
|
|
6.
|
Повышение информированности общества
|
6.1
|
Проводить информационные кампании по формированию новых ценностных и поведенческих установок в белорусском обществе в отношении предпринимательства, инноваций, рисков
|
2.5
|
|
|
|
|
|
6.2
|
Пропагандировать инновационную политику
|
2.1
|
|
|
|
|
|
7.
|
Развитие сетевого взаимодействия участников НИС
|
7.1
|
Стимулировать совместную деятельность и партнерские связи в области инноваций, вовлечение в них малых и средних предприятий; расширение участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных программах
|
3.2
|
|
|
|
|
|
7.2
|
Расширять и укреплять региональные партнерские связи
|
3.4
|
|
|
|
|
|
7.3
|
Вовлекать белорусских участников НИС в глобальные цепочки поставок
|
4.5
|
|
|
|
|
|
7.4
|
Предоставлять целевую поддержку участникам НИС для расширения международного сетевого взаимодействия
|
7.3
|
|
|
|
|
|
7.5
|
Предоставлять поддержку в разнообразных формах для участия белорусских ученых и студентов в международных научно-информационных обменах, в том числе обеспечивающих сохранение связей с белорусскими учеными, работающими за границей
|
7.5
|
|
|
|
|
|
8.
|
Наращивание потенциала
|
8.1
|
Наращивать инновационный потенциал малого и среднего бизнеса, стимулировать долгосрочное взаимодействие малых и средних предприятий с крупными фирмами в качестве поставщиков продукции и их выход на международные рынки
|
4.5, 7.1
|
|
|
|
|
|
8.2
|
Содействовать обучению и повышению квалификации участников инновационной деятельности, занимающихся вопросами коммерциализации прав интеллектуальной собственности
|
5.1
|
|
|
|
|
|
8.3
|
Развивать услуги в области трансферта технологий
|
5.1, 5.2
|
|
|
|
|
|
9.
|
Создание институтов
|
9.1
|
Создать Национальный совет по инновациям для развития горизонтального взаимодействия участников НИС
|
2.3
|
|
|
|
|
|
9.2
|
Расширить полномочия Национального агентства по инвестициям за счет включения в состав полномочий Агентства вопросов инноваций и технологий
|
4.6
|
|
|
|
|
|
9.3
|
Создать специализированные финансовые институты для поддержки подлинных инновационных проектов с высокой степенью риска (с передачей им соответствующих полномочий от государственных органов). Создание таких институтов возможно на основе действующего Белорусского инновационного фонда, через который также может финансироваться широкопрофильная инновационная программа
|
6.3
|
|
|
|
|
|
9.4
|
Создание специализированного агентства или управления по международному научно-техническому сотрудничеству для координации разработки и выполнения стратегии развития международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь
|
7.3
|
|
|
|
|
|
Задание 3: Определите до 5 рекомендаций, которые Вы считаете наиболее значимыми для каждого из перечисленных ниже направлений совершенствования инновационной и экономической деятельности. Расположите их в порядке приоритетности (1 – наиболее значимая)
Таблица 3
№
п/п
|
Направления совершенствования инновационной и экономической деятельности
|
|
Номер рекомендации
(первый столбец в таблицах 1-2)
|
1.
|
Эффективность научно-технической и инновационной деятельности
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
2.
|
Повышение общей эффективности национальной инновационной системы
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
3.
|
Развитие кадрового потенциала науки и инноваций
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
4.
|
Международное сотрудничество Беларуси в сфере науки и инноваций
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
5.
|
Занятость (общая)
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
6.
|
Привлечение прямых иностранных инвестиций
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
7.
|
Экономический рост
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
5.
|
|
страница 1
|