Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Обзор инновационного развития Республики Беларусь

Мониторинг использования рекомендаций, 2012 г.

В 2010 году Европейская экономическая комиссия ООН по просьбе Правительства Республики Беларусь проанализировала состояние и тенденции развития инновационной сферы страны и разработала рекомендации по ее совершенствованию. Результатом этой работы, выполненной с участием независимых зарубежных и национальных экспертов в тесном контакте с органами государственного управления и субъектами инновационной инфраструктуры, стал Обзор инновационного развития Республики Беларусь. Резюме Обзора, включая 47 рекомендаций по совершенствованию базовых условий для инновационной деятельности, развитию государственной инновационной политики и инструментов ее реализации, прилагается. Полный текст документа доступен по адресу: http://www.scienceportal.org.by/reports/ .

С момента сбора материалов, использованных в Обзоре, прошло два года, которые характеризовались достаточно интенсивными изменениями в научной и инновационной политике, и этот процесс продолжается. В рамках работ по совершенствованию и определению приоритетов государственной инновационной политики ГКНТ осуществляет мониторинг практического использования рекомендаций ЕЭК ООН и просит Вас принять в нем участие. В ходе опроса мы просим оценить потенциальную значимость рекомендаций для инновационного развития страны и определить временные рамки реализации тех или иных мероприятий в области инновационной политики. Ответы на вопросы займут не более 20 минут.

Заполненный опросник просим направить до 10 ноября 2012 г. по адресу: smirnova@belisa.org.by (Смирнова Светлана Александровна, ГУ «БелИСА», тел. (17) 2094326).

Информация об участнике опроса:

ФИО


Должность, место работы

Телефон, адрес электронной почты



Задание 1: Оцените рекомендации с точки зрения их значимости для стимулирования инновационной деятельности и совершенствования национальной инновационной системы по шкале от 1 (наиболее значимая) до 5 (наименее значимая).

Таблица 1

п/п

Рекомендации

Раздел Обзора

Оценка

1.

Стратегические вопросы и руководящие принципы







1.1


Принять более широкую трактовку инновационной политики, обеспечив более полный охват нетехнологических аспектов инновационной деятельности

2.1





1.2


Разработать и внедрить стратегию расширения горизонтальных связей как средство решения задач инновационной политики

2.3





1.3


Оказывать поддержку предпринимательской инициативе, в том числе с помощью научно-конструкторских и исследовательских организаций

2.4, 5.2





1.4

Признать риск как неотъемлемую часть инновационного процесса

4.4, 6.2




1.5


Рационализировать государственные программы инновационной деятельности, заложив в них дифференцированные подходы к поддержке технологически ориентированных, целевых и универсальных программ

6.4





1.6

Обеспечить дальнейшее развитие регионального компонента инновационной политики, включая более тесную координацию инновационной политики с прочими мероприятиями на региональном уровне

3.4



1.7



Пересмотреть стратегические приоритеты инновационной политики в пользу создания инновационной системы, основанной на предпринимательской инициативе; разработать долгосрочную программы структурных изменений сектора научно-исследовательских и конструкторских разработок на основе указанного подхода

4.1





1.8

Поддерживать расширение международных связей белорусских предприятий в наукоемких сферах деятельности

7.1




1.9

Максимально использовать возможности интеграционных процессов на пространстве СНГ для наращивания инновационного потенциала и поддержки совместного использования ресурсов, а также совместных программ и инициатив

7.2





1.10

Разработать комплексную стратегию развития международного сотрудничества в области науки и технологий

7.3




2.

Рамочные условия







2.1


Распространить преимущества и льготы, предоставляемые резидентам научно-технологических парков, на всю экономику

3.1





2.2

Усилить стимулы для инновационной деятельности, уточнив права интеллектуальной собственности организаций-разработчиков и обеспечив возможность получения доли прибыли от использования результатов научно-исследовательской деятельности для авторов-разработчиков

5.1




3.

Анализ и оценка







3.1

Определить и укрепить слабые и создать недостающие компоненты Национальной инновационной системы

2.2




3.2

Определить препятствия для создания и развития предприятий в технологической сфере

5.4




3.3


Широко использовать механизмы анализа и оценки слабых и сильных сторон для повышения эффективности НИС, выявления потенциала ее развития

3.3





3.4

Пересмотреть существующую систему отраслевых инновационных фондов

4.4




4.

Совершенствование мер в области научно-технической и инновационной политики







4.1


Интегрировать научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность в предпринимательский сектор, перенести фундаментальные исследования в университеты, переориентировать некоторые отраслевые институты на выполнение запросов малых и средних предприятий в сфере высоких технологий

4.2





4.2


Реформировать систему государственного финансирования научно-исследовательских и конструкторских разработок, разработать дифференцированные подходы к финансированию в зависимости от вида исследований, диверсифицировать механизмы финансирования

4.3





4.3


Разработка политики и инструментов должна базироваться на четком разграничении между инновационными проектами с более высоким уровнем риска и проектами технического обновления

4.4, 6.3,

6.4





4.4


Увязать меры стимулирования прямых иностранных инвестиций и/или субконтрактных отношений белорусских предприятий с решением задач в области инновационной политики

4.5





4.5

Обеспечить учет технологических аспектов в программах приватизации

4.6




4.6


Стимулировать прямое включение запросов промышленности в рабочие планы научно-исследовательских и конструкторских организаций без посредничества государственных программ

5.2




4.7

Поддерживать формирование и развитие новых высокотехнологичных предприятий и их интеграцию в экономику

5.4




4.8


Поддерживать формирование инфраструктуры для частного финансирования инновационных проектов на начальных этапах

6.1





4.9

Разработать механизмы государственной поддержки венчурного финансирования

6.3




4.10

Обеспечить снижение барьеров в торговле в виде требований сертификации и стандартизации

7.1




4.11

Использовать систему государственных закупок в качестве экспериментальной площадки для инновационных технологий на начальных этапах их разработки

7.1





5.

Инструменты инновационной политики







5.1


Разработать руководящие принципы по обеспечению прав интеллектуальной собственности в научно-конструкторских организациях

5.1





5.2


Внедрить новые критерии оценки результатов исследований, выполненных за счет государственного бюджета, учитывающие степень их использования в промышленности

5.2





5.3


Развивать новые инструменты: льготное кредитование, инновационные гранты и ваучеры, предоставление гарантий по кредитам лицам, занимающимся инновационной деятельностью, соответствующей установленным критериям

6.1





5.4

Учредить гранты для научно-поисковой деятельности, предоставляемые независимо от ее успеха

6.2




5.5


Разработать критерии неприменения санкций за неудачную реализацию инновационных проектов, профинансированных за счет бюджетных средств

6.2





5.6

Стимулировать более широкое использование возможностей международной технической помощи: упрощение процедур одобрения проектов, повышение квалификации персонала, использование экономических механизмов, включая прямые компенсации и налоговые льготы

7.4





6.

Повышение информированности общества







6.1

Проводить информационные кампании по формированию новых ценностных и поведенческих установок в белорусском обществе в отношении предпринимательства, инноваций, рисков

2.5





6.2

Пропагандировать инновационную политику

2.1




7.

Развитие сетевого взаимодействия участников НИС







7.1


Стимулировать совместную деятельность и партнерские связи в области инноваций, вовлечение в них малых и средних предприятий; расширение участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных программах

3.2





7.2

Расширять и укреплять региональные партнерские связи

3.4




7.3

Вовлекать белорусских участников НИС в глобальные цепочки поставок

4.5




7.4

Предоставлять целевую поддержку участникам НИС для расширения международного сетевого взаимодействия

7.3




7.5

Предоставлять поддержку в разнообразных формах для участия белорусских ученых и студентов в международных научно-информационных обменах, в том числе обеспечивающих сохранение связей с белорусскими учеными, работающими за границей

7.5




8.

Наращивание потенциала







8.1


Наращивать инновационный потенциал малого и среднего бизнеса, стимулировать долгосрочное взаимодействие малых и средних предприятий с крупными фирмами в качестве поставщиков продукции и их выход на международные рынки

4.5, 7.1





8.2

Содействовать обучению и повышению квалификации участников инновационной деятельности, занимающихся вопросами коммерциализации прав интеллектуальной собственности

5.1





8.3

Развивать услуги в области трансферта технологий

5.1, 5.2




9.

Создание институтов







9.1

Создать Национальный совет по инновациям для развития горизонтального взаимодействия участников НИС

2.3




9.2


Расширить полномочия Национального агентства по инвестициям за счет включения в состав полномочий Агентства вопросов инноваций и технологий

4.6





9.3


Создать специализированные финансовые институты для поддержки подлинных инновационных проектов с высокой степенью риска (с передачей им соответствующих полномочий от государственных органов). Создание таких институтов возможно на основе действующего Белорусского инновационного фонда, через который также может финансироваться широкопрофильная инновационная программа

6.3





9.4

Создание специализированного агентства или управления по международному научно-техническому сотрудничеству для координации разработки и выполнения стратегии развития международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь

7.3




Задание 2: Определите, насколько срочными являются меры по реализации рекомендаций, отнеся их к срочным, среднесрочным или долгосрочным. Отдельно отметьте те рекомендации, практическая реализация которых имела место в 2011-2012 годах. Прокомментируйте, что именно сделано и как Вы оцениваете сделанное.

Таблица 2

п/п


Рекомендации

Раздел Обзора

Насколько срочными, на Ваш взгляд, являются меры по реализации рекомендации

Сроч-

ные


(1-2

года)


Средне-

срочные


(5-10 лет)

Долго-

срочные


(>20 лет)

Меры уже предприня

ты


Комментарии1

1.

Стратегические вопросы и руководящие принципы

1.1


Принять более широкую трактовку инновационной политики, обеспечив более полный охват нетехнологических аспектов инновационной деятельности

2.1

















1.2


Разработать и внедрить стратегию расширения горизонтальных связей как средство решения задач инновационной политики

2.3

















1.3


Оказывать поддержку предпринимательской инициативе, в том числе с помощью научно-конструкторских и исследовательских организаций

2.4, 5.2

















1.4

Признать риск как неотъемлемую часть инновационного процесса

4.4, 6.2
















1.5


Рационализировать государственные программы инновационной деятельности, заложив в них дифференцированные подходы к поддержке технологически ориентированных, целевых и универсальных программ

6.4

















1.6

Обеспечить дальнейшее развитие регионального компонента инновационной политики, включая более тесную координацию инновационной политики с прочими мероприятиями на региональном уровне

3.4















1.7



Пересмотреть стратегические приоритеты инновационной политики в пользу создания инновационной системы, основанной на предпринимательской инициативе; разработать долгосрочную программы структурных изменений сектора научно-исследовательских и конструкторских разработок на основе указанного подхода

4.1

















1.8


Поддерживать расширение международных связей белорусских предприятий в наукоемких сферах деятельности

7.1

















1.9


Максимально использовать возможности интеграционных процессов на пространстве СНГ для наращивания инновационного потенциала и поддержки совместного использования ресурсов, а также совместных программ и инициатив

7.2

















1.10

Разработать комплексную стратегию развития международного сотрудничества в области науки и технологий

7.3
















2.

Рамочные условия

2.1


Распространить преимущества и льготы, предоставляемые резидентам научно-технологических парков, на всю экономику

3.1

















2.2

Усилить стимулы для инновационной деятельности, уточнив права интеллектуальной собственности организаций-разработчиков и обеспечив возможность получения доли прибыли от использования результатов научно-исследовательской деятельности для авторов-разработчиков

5.1
















3.

Анализ и оценка

3.1


Определить и укрепить слабые и создать недостающие компоненты Национальной инновационной системы

2.2

















3.2


Определить препятствия для создания и развития предприятий в технологической сфере

5.4

















3.3


Широко использовать механизмы анализа и оценки слабых и сильных сторон для повышения эффективности НИС, выявления потенциала ее развития

3.3

















3.4

Пересмотреть существующую систему отраслевых инновационных фондов

4.4
















4.

Совершенствование мер в области научно-технической и инновационной политики

4.1


Интегрировать научно-исследовательскую и конструкторскую деятельность в предпринимательский сектор, перенести фундаментальные исследования в университеты, переориентировать некоторые отраслевые институты на выполнение запросов малых и средних предприятий в сфере высоких технологий

4.2

















4.2


Реформировать систему государственного финансирования научно-исследовательских и конструкторских разработок, разработать дифференцированные подходы к финансированию в зависимости от вида исследований, диверсифицировать механизмы финансирования

4.3

















4.3


Разработка политики и инструментов должна базироваться на четком разграничении между инновационными проектами с более высоким уровнем риска и проектами технического обновления

4.4, 6.3,

6.4


















4.4


Увязать меры стимулирования прямых иностранных инвестиций и/или субконтрактных отношений белорусских предприятий с решением задач в области инновационной политики

4.5

















4.5

Обеспечить учет технологических аспектов в программах приватизации

4.6
















4.6



Стимулировать прямое включение запросов промышленности в рабочие планы научно-исследовательских и конструкторских организаций без посредничества государственных программ

5.2
















4.7


Поддерживать формирование и развитие новых высокотехнологичных предприятий и их интеграцию в экономику

5.4

















4.8


Поддерживать формирование инфраструктуры для частного финансирования инновационных проектов на начальных этапах

6.1

















4.9


Разработать механизмы государственной поддержки венчурного финансирования

6.3

















4.10


Обеспечить снижение барьеров в торговле в виде требований сертификации и стандартизации

7.1

















4.11

Использовать систему государственных закупок в качестве экспериментальной площадки для инновационных технологий на начальных этапах их разработки

7.1
















5.

Инструменты инновационной политики

5.1


Разработать руководящие принципы по обеспечению прав интеллектуальной собственности в научно-конструкторских организациях

5.1

















5.2


Внедрить новые критерии оценки результатов исследований, выполненных за счет государственного бюджета, учитывающие степень их использования в промышленности

5.2

















5.3


Развивать новые инструменты: льготное кредитование, инновационные гранты и ваучеры, предоставление гарантий по кредитам лицам, занимающимся инновационной деятельностью, соответствующей установленным критериям

6.1

















5.4


Учредить гранты для научно-поисковой деятельности, предоставляемые независимо от ее успеха

6.2

















5.5


Разработать критерии неприменения санкций за неудачную реализацию инновационных проектов, профинансированных за счет бюджетных средств

6.2

















5.6

Стимулировать более широкое использование возможностей международной технической помощи: упрощение процедур одобрения проектов, повышение квалификации персонала, использование экономических механизмов, включая прямые компенсации и налоговые льготы

7.4

















6.

Повышение информированности общества

6.1



Проводить информационные кампании по формированию новых ценностных и поведенческих установок в белорусском обществе в отношении предпринимательства, инноваций, рисков

2.5


















6.2

Пропагандировать инновационную политику

2.1
















7.

Развитие сетевого взаимодействия участников НИС

7.1



Стимулировать совместную деятельность и партнерские связи в области инноваций, вовлечение в них малых и средних предприятий; расширение участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных программах

3.2


















7.2

Расширять и укреплять региональные партнерские связи

3.4
















7.3

Вовлекать белорусских участников НИС в глобальные цепочки поставок

4.5
















7.4


Предоставлять целевую поддержку участникам НИС для расширения международного сетевого взаимодействия

7.3

















7.5

Предоставлять поддержку в разнообразных формах для участия белорусских ученых и студентов в международных научно-информационных обменах, в том числе обеспечивающих сохранение связей с белорусскими учеными, работающими за границей

7.5
















8.

Наращивание потенциала

8.1



Наращивать инновационный потенциал малого и среднего бизнеса, стимулировать долгосрочное взаимодействие малых и средних предприятий с крупными фирмами в качестве поставщиков продукции и их выход на международные рынки

4.5, 7.1


















8.2

Содействовать обучению и повышению квалификации участников инновационной деятельности, занимающихся вопросами коммерциализации прав интеллектуальной собственности

5.1

















8.3

Развивать услуги в области трансферта технологий

5.1, 5.2
















9.

Создание институтов

9.1

Создать Национальный совет по инновациям для развития горизонтального взаимодействия участников НИС

2.3
















9.2


Расширить полномочия Национального агентства по инвестициям за счет включения в состав полномочий Агентства вопросов инноваций и технологий

4.6

















9.3


Создать специализированные финансовые институты для поддержки подлинных инновационных проектов с высокой степенью риска (с передачей им соответствующих полномочий от государственных органов). Создание таких институтов возможно на основе действующего Белорусского инновационного фонда, через который также может финансироваться широкопрофильная инновационная программа

6.3

















9.4

Создание специализированного агентства или управления по международному научно-техническому сотрудничеству для координации разработки и выполнения стратегии развития международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь

7.3
















Задание 3: Определите до 5 рекомендаций, которые Вы считаете наиболее значимыми для каждого из перечисленных ниже направлений совершенствования инновационной и экономической деятельности. Расположите их в порядке приоритетности (1 – наиболее значимая)

Таблица 3



п/п


Направления совершенствования инновационной и экономической деятельности




Номер рекомендации

(первый столбец в таблицах 1-2)

1.

Эффективность научно-технической и инновационной деятельности

1.




2.




3.




4.




5.




2.

Повышение общей эффективности национальной инновационной системы

1.




2.




3.




4.




5.




3.

Развитие кадрового потенциала науки и инноваций

1.




2.




3.




4.




5.




4.

Международное сотрудничество Беларуси в сфере науки и инноваций

1.




2.




3.




4.




5.




5.

Занятость (общая)

1.




2.




3.




4.




5.




6.

Привлечение прямых иностранных инвестиций  

1.




2.




3.




4.




5.




7.

Экономический рост

1.




2.




3.




4.




5.






1 Просим прокомментировать выбор, особенно, если Вы полагаете, что меры уже предприняты: что сделано? в каких нормативных документах и иных решениях (проектах документов и решений) это отражено? Какова Ваша оценка сделанного?


страница 1

Смотрите также: