страница 1
ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и плана мероприятий по ее реализации»
Постановление Совета Министров Республики «Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и плана мероприятий по ее реализации» разработано в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2012 г. №32 (п.4.8.3).
Целью принятия настоящего постановления является утверждение Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (далее – Концепция) и плана мероприятий по ее реализации, что позволит создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности национальной экономики посредством использования такого принципиально нового для нашей страны концептуального подхода, как кластерная модель развития.
Кластерная модель развития рассматривает использование кластеров в качестве системообразующих элементов современной рыночной экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда. Как показывает мировой опыт, кластерная модель развития положена в основу стратегии развития экономически развитых стран, ее практическое использование позволило обеспечить повышение эффективности функционирования и уровня конкурентоспособности их национальных экономик.
В настоящее время в Республике Беларусь провозглашен курс, предусматривающий переход на путь инновационного развития. В содержательном плане реализация этого курса предполагает внедрение в существующую практику хозяйствования и управления новых организационных форм интеграции и кооперации науки, образования, производства и бизнеса. Одной из эффективных форм такой интеграции и кооперации, хорошо зарекомендовавшей себя в мировой практике, являются инновационно-промышленные кластеры.
Однако сложившаяся в Республике Беларусь система хозяйствования и управления весьма серьезно ограничивает возможности использования как кластерной модели развития, в целом, так и применение такой формы интеграции и кооперации науки, образования, производства и бизнеса как инновационно-промышленные кластеры, в частности. В целях адаптации существующей в нашей стране системы хозяйствования и управления к восприятию кластерной модели развития, как одного из эффективных инструментов повышения конкурентоспособности национальной экономики, в Концепции предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на создание необходимой нормативной правовой базы и осуществление организационно-практической работы государственных органов по формированию и развитию инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных как Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь, так и по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация содержащихся в настоящей Концепции положений позволит создать благоприятные условия для кластерного развития экономики в Республике Беларусь, на регулярной и системной основе обеспечить формирование и реализацию государственной политики в этой сфере.
Будет сформирован организационно-экономический механизм стимулирования кластерного развития экономики, создана комплексная система государственной поддержки кластерных проектов, что позволит ускорить процесс внедрения новых для Беларуси организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Это, в свою очередь, будет способствовать росту инновационной активности и наращиванию экспортного потенциала, что, в конечном итоге, позволит повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики.
Первый заместитель
Министра экономики
Республики Беларусь А.В.Филонов
Проект
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ г. Минск
Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и плана мероприятий по ее реализации
|
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию формирования и развития инновационного промышленных кластеров в Республике Беларусь;
план мероприятий по реализации Концепции формирования и развития инновационного промышленных кластеров в Республике Беларусь.
2. Контроль за ходом выполнения плана мероприятий по реализации названной Концепции возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер- министр
Республики Беларусь
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
___ _______ 20__ г.
Концепция
формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Концепция разработана в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2012 г. № 32 (п.4.8.3).
Целью настоящей Концепции является оценка имеющегося в Республике Беларусь потенциала и определение перспектив и организационно-экономического механизма стимулирования кластерного развития национальной экономики в 2013 - 2015 годах и на период до 2020 года.
Основные задачи:
анализ мирового опыта кластерного развития экономики и оценка возможно;
изучение и анализ имеющихся в Республике Беларусь условий и предпосылок для кластерного развития национальной экономики;
выявление существующих проблемных вопросов, препятствующих формированию инновационно-промышленных кластеров, и определение оптимальных способов и путей их решения;
определение направлений реализации государственной кластерной политики в условиях белорусской модели социально-экономического развития;
определение организационно-правовых основ формирования системы государственной поддержки кластерных инициатив и проектов в Республике Беларусь;
определение ресурсного обеспечения, необходимого для формирования инновационно-промышленных кластеров Республики Беларусь в течение 2013 - 2015 годов и на период до 2020 года.
В настоящей Концепции содержатся следующие термины и их определения:
государственная кластерная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на формирование и развитие кластеров в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
кластер – совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости. Основными категориями участников кластера являются:
-организации (индивидуальные предприниматели), специализирующиеся на профильных видах деятельности;
-организации (индивидуальные предприниматели), поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных организаций;
-организации, обеспечивающие функционирование транспортной, энергетической, инженерной, природоохранной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
-организации (индивидуальные предприниматели, предоставляющие соответствующие услуги) рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);
-научные организации и учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего и последипломного образования;
-некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;
-субъекты инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
кластерная инициатива – документально подтвержденное намерение организаций (индивидуальных предпринимателей) содействовать формированию кластера на определенной территории и выступать его участниками, направляемое в местные органы власти с целью рассмотрения на предмет целесообразности оказания государственной поддержки, необходимой для формирования кластера;
кластерная модель развития – концептуальный подход, предполагающий использование кластеров в качестве системообразующих элементов современной рыночной экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда;
кластерный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, временно объединяющий ресурсы участников кластера, определяющий порядок действий, исполнителей (участников кластера), сроки и ресурсы, необходимые для формирования и развития конкретного кластера.
инновационно-промышленный кластер – кластер, участники которого обеспечивают и осуществляют на систематической и регулярной основе инновационную деятельность, направленную на разработку и производство инновационной и высокотехнологичной (наукоемкой) продукции;
организация кластерного развития – юридическое лицо, объединяющая участников кластера для достижения общих целей и осуществляющее управление и эксплуатацию специализированной инфраструктуры кластерного развития;
специализированная инфраструктура кластерного развития – совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, обеспечивающая функционирование каждого кластера как единой территориально-хозяйственной системы;
центр кластерного развития – юридическое лицо, либо его структурное подразделение штатной численностью не менее 4-х работников, основным направлением деятельности которого является разработка, продвижение и реализация кластерных инициатив и проектов.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА И ТЕНДЕНЦИИ
КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В экономическую литературу понятие «кластер» было введено в 1990 г. американским ученым М.Портером, согласно которому кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. Таким образом, в кластере группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнением.
Ключевыми признаками кластера являются:
высокий уровень территориальной концентрации участников кластера, достижение ими «критической массы», обеспечивающей возникновение синергетического эффекта;
наличие системно развивающихся связей, конкуренции и кооперации (в том числе – совместных проектов) между участниками кластера;
высокая инновационная активность участников кластера, ориентация на постоянное совершенствование конкурентных преимуществ.
Остановимся подробнее на характеристике кластера как территориально-хозяйственной системы.
Одним из отличительных признаков кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип территориальной локализации.
В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластеры характеризуются следующими особенностями:
наличием крупного предприятия – лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
территориальной локализацией основной массы субъектов хозяйствования – участников кластера;
устойчивостью экономических связей субъектов хозяйствования – участников кластера, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
долговременной координацией взаимодействия участников кластера в рамках её производственных программ, инновационной деятельности; основных систем управления, контроля качества и пр.
Наиболее известными примерами, раскрывающими данный признак кластерной модели развития демонстрируют кластеры: в области компьютерной техники и информационных технологий – в Силиконовой долине (США); связи и телекоммуникаций – в Хельсинки (Финляндия), кинопроизводства - в Голливуде (США), аэрокосмической промышленности - в Московском регионе, а также формирующийся кластер химических производств в Пермской области (Российская Федерация) и др.
Современные кластеры, как правило, являются сетями, охватывающими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта. Отсюда еще один признак кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования, а именно четко выраженный фактор лидирующего (интегрирующего) продукта или услуги. Часто этот принцип практически интерпретируется как необходимая роль лидирующего инвестора, «выстраивающего» кластер на базе вновь создаваемых, действующих и реструктурируемых предприятий, в том числе и из числа субъектов малого предпринимательства.
В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний и включая:
а) потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;
б) техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;
в) мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.
Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности участников кластера. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерную модель развития при поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем (НИС).
В программе ОЭСР по НИС промышленные кластеры определяются как производственные сети тесно взаимосвязанных фирм, объединенных друг с другом в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт и добавленная стоимость. В некоторых случаях кластеры также включают в себя стратегические альянсы предприятий с университетами, исследовательскими учреждениями, потребителями, технологическими брокерами и консультантами. Определенные таким образом кластеры можно считать инновационными системами прикладного значения.
Анализ мирового опыта в отношении функций государства в процессе идентификации и формирования инновационно-промышленных кластеров, следует отметить его тройственную роль как регулятора, определяющего правила взаимодействия между всеми элементами «тройной спирали» (т.е. самого государства, бизнеса и научно-образовательных структур), гаранта сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций, инноваций и развития горизонтально ориентированных сетевых бизнес-сообществ ипредпринимателя, т.е. собственника предприятий и непосредственного участника инновационно-промышленных кластеров.
В теории и на практике было убедительно доказано, что кластеры развиваются эффективнее, если изначальное усилие было направлено «снизу вверх», и инициатива исходила от самих будущих участников. Таким образом, ключевым вопросом роли государства в развитии кластеров остается степень его вмешательства.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира:
- Великобритания 168
- Нидерланды 20
- Германия 32
- США 380
- Дания 34
- Франция 96
- Италия 206
- Финляндия 9
- Индия 106.
В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность.
На промышленные кластеры Италии приходится 43% численности занятых в отрасли и более 30% объема национального экспорта. Успешно функционируют кластерные структуры в Германии (химия и машиностроение), во Франции (производство продуктов питания, косметики).
Активно идет процесс формирования кластеров и в Юго-Восточной Азии и Китае, в частности, в Сингапуре (в области нефтехимии), в Японии (автомобилестроение) и в других странах. В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 тыс. фирм с численностью сотрудников 3,5 млн. чел. и уровнем продаж на сумму примерно 200 млрд. долл. в год.
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20-ти странах, показывает, что высокая конкурентоспособность этих стран основана на сильных позициях отдельных кластеров - локомотивах конкурентоспособности. Так, конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на наукоемкое оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство промышленной и потребительской упаковки). Дания разработала специфические инновационные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей. В Италии сложились отраслевые комбинации: металлообработка - режущий инструмент; мода - дизайн; кожа - обувь; деревообработка - мебель. Китаю понадобились почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
О значимости развития производственных кластеров для европейской экономики свидетельствует тот факт, что еще в 90-х годах прошлого столетия Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) подготовила набор рекомендаций, чтобы помочь взаимодействию правительств европейских стран и европейского частного бизнеса в разработке и внедрении программ развития кластеров и сетей малых предприятий. В июле 2006 г. ЕС был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который был окончательно утвержден 21 января 2008 г. в Стокгольме на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. Поддержку процессам кластеризации странам Европы с переходной экономикой продемонстрировал саммит ЕС «Восточное партнерство», состоявшийся в Праге 7-10 мая 2009 г. Основная цель принимаемых документов - увеличить «критическую массу» кластеров, которая способна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран, так и ЕС в целом.
По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. Так, в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», в качестве основных характеристик кластеров выделены:
· географическая концентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);
· специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или авторы имеют отношение);
· множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т. д.);
· конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера);
· достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);
· жизнеспособность кластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу);
· вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций).
Таким образом на сегодняшний день в экономически развитых странах кластерная модель развития используется как серьезный инструмент обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, доказавший свою практическую эффективность, поскольку в кластерной модели развития наиболее полно учтены меняющиеся формы конкуренции и главные источники конкурентных преимуществ.
.
ГЛАВА 3
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Существующий в Республике Беларусь механизм хозяйствования и управления характеризуется следующими основными особенностями:
наличие значительного государственного сектора экономики, объединяющего в своем составе, преимущественно, организации и предприятия, использующие технологии 3-4-го технологических укладов;
высокая степень концентрации и монополизации производства, низкий уровень конкурентной среды;
наличие жесткой иерархичной системы хозяйственного управления, преобладание вертикальных связей над горизонтальными;
недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства.
Вышеуказанные особенности определяют институциональную среду, в рамках которой может осуществляться кластерное развитие национальной экономики.
В этой связи, в качестве основных условий и предпосылок для кластерного развития экономики Республики Беларусь выступают:
последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, благоприятной конкурентной среды;
инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5-го и 6-го технологических укладов;
четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления отраслями национальной экономики (видами экономической деятельности) в направлении концентрации за отраслевыми органами государственного управления исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности.
Реализация указанных условий и предпосылок требует подготовки и принятия соответствующих управленческих решений высокого уровня.
Помимо общесистемных ограничений, объективно обуславливающих недостаточное использование в Республике Беларусь кластерной модели развития экономики, существует ряд проблемных вопросов, препятствующих формированию инновационно-промышленных кластеров:
отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, обладающих компетентностью в области разработки и реализации кластерных инициатив и проектов, в том числе – на государственной службе;
отсутствие специализированных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области кластерного развития;
отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность в области кластерного развития экономики;
отсутствие системы государственной поддержки кластерных проектов;
отсутствие специализированной инфраструктуры кластерного развития;
отсутствие значительного практического опыта целенаправленной подготовки и реализации кластерных инициатив и проектов, в том числе – с участием государственных органов, субъектов хозяйствования государственной формы собственности;
недостаточная популяризация и продвижение идеи использования кластерной модели развития в профессиональном сообществе граждан, занимающихся вопросами управления и бизнеса.
Решение указанных проблемных вопросов позволит в значительной мере преодолеть существующие общесистемные ограничения и будет способствовать внедрению в управленческую практику идеи использования кластерной модели развития национальной экономики.
Вместе с тем, в настоящее время в Республике Беларусь существует успешный опыт реализации кластерной модели развития в ИТ-индустрии.
Справочно: 24 резидента Парка высоких технологий являются участниками Научно-технологической ассоциации «Инфопарк», объединяющей в своем составе 69 юридических лиц, работающих в сфере информационных технологий, как частной, так и государственной формы собственности. Созданная на основе Указа Президента Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» ассоциация «Инфопарк» осуществляет развитие в Республике Беларусь разработки и экспорта информационных технологий. Для этого членам ассоциации в соответствии с названным Указом предоставлены налоговые льготы и иные преференции.
Исполнительный аппарат Ассоциации выступает де-факто центром кластерного развития, а совет этой Ассоциации выполняет функции Совета участников кластера.
Таким образом, можно утверждать, что на базе научно-технологической ассоциации «Инфопарк» и Парка высоких технологий успешно формируется инновационно-промышленный кластер, предусмотренный Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Аналогичный подход предусматривается использовать для развития наноиндустрии. Так, в созданную в феврале 2013 г. Республиканскую ассоциации наноиндустрии входят более 20 организаций различной формы собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющие разработку нанотехнологий и производство нанотехнологической продукции, взаимодействие между которыми является основой для формирования инновационно-промышленного кластера в сфере наноиндустрии.
ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА
Цель, задачи, принципы государственной кластерной политики
Целью государственной кластерной политики является создание условий для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики посредством внедрения кластерной модели развития.
В соответствии с целью, определяются следующие задачи государственной кластерной политики:
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность в области кластерного развития экономики;
определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров и осуществление мониторинга в области кластерного развития экономики;
создание условий для профессиональной подготовки руководителей и специалистов по вопросам кластерного развития экономики;
создание условий для разработки и реализации кластерных инициатив и проектов;
формирование и обеспечение функционирования системы государственной поддержки кластерной модели развития экономики.
Государственная кластерная политика основывается на следующих принципах:
системная интеграция кластерной модели развития в существующий механизм хозяйствования и управления;
содействие в разработке кластерных инициатив и проектов;
государственная поддержка кластерных проектов.
Разработка и реализация государственной кластерной политики возлагается на Министерство экономики Республики Беларусь.
Вопросы кластерного развития экономики на среднесрочную перспективу будут отражены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. и в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы – в части формирования и развития инновационно-промышленных кластеров.
Направления реализации государственной кластерной политики
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено содействие в формировании 6 инновационно-промышленных кластеров. Кроме того, намечается формирование инновационно-промышленных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных в разработке и продвижении кластерных инициатив, а также реализации в дальнейшем кластерных проектов. Для этого необходимо создание благоприятной институциональной среды в области кластерного развития экономики.
С учетом мирового опыта повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики, концентрация усилий белорусского государства по внедрению кластерной модели развития предполагает следующие направления реализации государственной кластерной политики:
нормативное правовое регулирование деятельности в сфере кластерного развития экономики, включая разработку и принятие проектов нормативных правовых актов, предусматривающих новые организационные формы, в рамках которых может осуществляться кластерное развитие национальной экономики (национальные технологические платформы, инновационные комплексы, ассоциации участников кластера, стратегические альянсы и др.), а также меры государственной поддержки при реализации кластерных проектов;
организация и осуществление регулярного мониторинга процессов формирования и развития кластеров в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе – в региональном разрезе, определение приоритетных направлений для их формирования. Функции регулирования и координации деятельности в области кластерного развития экономики, включая вопросы организацию и осуществления мониторинга и определение приоритетных направлений для формирования кластеров в сфере малого и среднего предпринимательства, на региональном и местном уровне предусматривается возложить на комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома) и управления экономики рай (гор) исполкомов. Потребуется также разработка методических рекомендаций по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики с отражением вопросов методологии и организации идентификации (определения) формирующихся кластеров в сфере малого и среднего предпринимательства;
организационно-методическое содействие в разработке и реализации кластерных инициатив и проектов. Для этого предусматривается создание в общественно-консультативных советах при облисполкомах (Мингорисполкоме) комиссий по кластерному развитию из числа представителей бизнес-сообщества, науки и образования, заинтересованных реализации кластерных инициатив и проектов;
поддержка самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций государственной формы собственности по формированию кластеров, включая разработку и продвижение кластерных инициатив, и последующую реализацию кластерных проектов.
Справочно: В настоящее время законодательство Республики Беларусь позволяет обеспечить формирование кластеров в двух организационных формах:
простая форма – заключение между участниками кластера договора простого товарищества (договора совместной деятельности), в рамках которого будет осуществляться скоординированная деятельность в интересах всех участников кластера по ряду направлений (проведение маркетинговых исследований, организация и проведение совместных НИОКР и инновационных проектов, реализация информационно-образовательных и рекламных мероприятий, организация строительства и (или) эксплуатации объектов коллективного пользования и т.д.). При этом из состава руководителей участников формируется совет кластера, но специальный аппарат, выполняющий функции центра кластерного развития не создается;
продвинутая форма – создание участниками кластера отдельного юридического лица, либо возложение функций на действующее, которое будет являться организацией кластерного развития. В качестве организационно-правовых форм, в рамках которых могут создаваться организации кластерного развития, выступают хозяйственные общества, либо ассоциации (союзы юридических лиц).
При этом в уставах таких организаций кластерного развития определяется перечень функций, которые участники кластера передают для достижения общих целей.
На организации кластерного развития, как правило, возлагаются следующие функции:
организация взаимодействия участников кластера между собой и обеспечение законных прав и общих интересов участников кластера в отношениях с государственными органами;
организация разработки и выполнения кластерных проектов;
организация разработки и выполнения стратегии развития кластера;
организация управления и эксплуатация объектов специализированной инфраструктуры кластера в интересах всех участников кластера.
В составе каждой организации кластерного развития создается рабочий орган – центр кластерного развития, который осуществляет организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности кластера.
В этой связи предусматривается в 2014 г. отбор и реализация ряда пилотных кластерных проектов, направленных на формирование инновационно-промышленных кластеров по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства. В дальнейшем же намечается проведение ежегодного конкурса по отбору эффективных кластерных проектов для оказания им государственной поддержки;
формирование сети центров кластерного развития на базе общественных объединений предпринимателей и работодателей, а также в составе наиболее развитых научно-технологических парков и иных организаций, являющихся исполнителями кластерных проектов. Для этого предусматривается подготовка и принятие нормативного правового акта, определяющего статус центра кластерного развития как основного элемента инфраструктуры поддержки кластерного развития экономики и меры его государственной поддержки. В связи с принципиальной новизной для нашей страны кластерной модели развития и необходимостью ее практического внедрения в качестве инновационного элемента существующего механизма хозяйствования и управления, целесообразно отнесение центров кластерного развития к отдельному виду субъектов инновационной инфраструктуры, что потребует внесения изменений в действующее законодательство Республики Беларусь;
создание и организация деятельности в регионах индустриальных площадок (территорий с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой) для организации субъектами малого и среднего предпринимательства производства товаров (работ, услуг) и их реализации, как основы для формирования инновационно-промышленных кластеров малого и среднего предпринимательства. Реализация указанного направления осуществляется в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2013 г. № 241 «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь»;
организация обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов по вопросам разработки и реализации кластерных проектов. В этой связи предусматривается определение базовых организаций, которые будут предоставлять образовательные услуги в области кластерного развития экономики;
организация информационно-разъяснительной работы по перспективности использования кластерной модели развития экономики. Для этого потребуется проведение серии информационно-образовательных мероприятий, в том числе с участием зарубежных экспертов, для представителей государственных органов и бизнес-сообщества по вопросам кластерного развития экономики, включая изучение практического опыта инициации и реализации конкретных кластерных проектов.
Реализация указанных направлений будет способствовать созданию условий для формирования инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., также по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Организационно-экономический механизм стимулирования и государственной поддержки кластерного развития экономики
Стимулирование и государственная поддержка кластерного развития экономики предусматривает разработку новых, либо использование существующих экономических инструментов:
возможность предоставления центрам кластерного развития в установленным законодательством Республики Беларусь порядке статуса субъектов инновационной инфраструктуры;
субсидирование затрат на создание и организацию деятельности центров кластерного развития;
предоставление организациям кластерного развития оборудованных помещений для размещения участников кластера и обеспечение их комплексом специализированных услуг на единой территории;
предоставление организациям кластерного развития в упрощенном порядке земельных участков и оборудование на них индустриальных площадок необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой для организации предпринимательской деятельности по производству товаров (работ, услуг);
субсидирование части затрат на создание специализированной инфраструктуры кластерного развития (создание и организация деятельности центров коллективного пользования оборудованием, испытательных лабораторий, центров прототипирования, центров трансфера технологий, опытных производств, приобретение и ввод в эксплуатацию приборов контроля, создание и обеспечение функционирования Интернет-порталов);
субсидирование части затрат на анализ рынка научно-технической продукции, патентование зарубежом объектов интеллектуальной собственности участников кластера, приобретения лицензий и патентов для организации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров) при реализации кластерных проектов;
субсидирование части затрат на организацию повышения квалификации руководителей и специалистов участников кластера по вопросам разработки и реализации кластерных проектов;
субсидирование части затрат на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда;
субсидирование части затрат на проведение испытаний и сертификацию продукции участников кластера в соответствии с законодательством Республики Беларусь и стран Таможенного Союза.
В качестве получателей указанной государственной поддержки могут выступать юридические лица, уполномоченные участниками кластера осуществлять и организовывать деятельность, направленную на достижения общих целей, ради которых формируется кластер. Правовой статус таких юридических лиц – организаций кластерного развития и центров кластерного развития - будет определен в типовых (примерных) положениях об организации кластерного развития, центре кластерного развития, соответственно.
Реализация предусмотренных мер государственной поддержки потребует разработки и принятия проекта комплексного нормативного правового акта Главы государства, в рамках которого будут определены источники и объемы финансирования государственной поддержки, а также механизм ее предоставления.
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
Для содействия формированию инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также поддержке кластерных инициатив и проектов по формированию инновационно-промышленных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, намечается реализация в 2013-2015 гг., следующего комплекса мероприятий:
создание и организация деятельности рабочих групп по содействию формированию инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также по поддержке кластерных инициатив и проектов по формированию инновационно-промышленных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – рабочие группы), в облисполкомах и Минском горисполкоме из числа представителей указанных облисполкомов (Мингорисполкома), Министерства экономики, ГКНТ, отраслевых министерств и концернов, бизнес-ассоциаций на базе подведомственных организаций (участников бизнес-ассоциаций) которых намечается формирование таких инновационно-промышленных кластеров;
проведение для рабочих групп в Министерстве экономики республиканского семинара-совещания по вопросу подготовки кластерных инициатив и проектов;
обеспечение информирования облисполкомами (Мингорисполкомом) о приеме кластерных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства по формированию на их базе инновационно-промышленных кластеров;
подготовка методических рекомендаций по подготовке и оформлению кластерных инициатив и проектов, а также инструкции по их рассмотрению в государственных органах (Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком);
изучение рабочими группами конкретной организационной формы в рамках которой целесообразно формирование инновационно-промышленного кластера, базовые организации-участники которого размещаются на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
подготовка и проведение силами рабочих групп организационных собраний потенциальных участников инновационно-промышленных кластеров, формирование которых предусмотрено Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, выбор участниками конкретной организационной формы инновационно-промышленного кластера и избрание совета каждого инновационно-промышленного кластера;
организация совместными усилиями рабочих групп и советов кластеров подготовки кластерных проектов, предусматривающих мероприятия по развитию каждого инновационно-промышленного кластера на 2014-2015 гг.;
защита подготовленных кластерных проектов в Министерстве экономики и ГКНТ;
реализация одобренных кластерных проектов.
ГЛАВА 6
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Как показывает мировая практика, все государства, определившие в качестве стратегической цели повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее переход на путь инновационного развития, осуществляют определенные финансовые затраты. Предусматривается, что за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов, выделяемых в установленном порядке, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, могут быть профинансированы в течение 2014 - 2015 гг. мероприятия в области кластерного развития по следующим направлениям:
создание и организация деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, включая формирование и развитие их материально-технической базы;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
развитие системы научно-технической информации, проведение научных и научно-практических мероприятий;
международное научно-техническое сотрудничество;
Общая потребность в финансировании мероприятий, предлагаемых к реализации в рамках настоящей Концепции, на каждый календарный год будет формироваться по мере конкретизации сроков проведения отдельных мероприятий, либо принятия проектов нормативных правовых актов и управленческих решений.
ГЛАВА 7
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
Реализация содержащихся в настоящей Концепции положений позволит создать благоприятные условия для кластерного развития экономики в Республике Беларусь, на регулярной и системной основе обеспечить формирование и реализацию государственной политики в этой сфере.
Будет сформирован организационно-экономический механизм стимулирования кластерного развития экономики, создана комплексная система государственной поддержки кластерных проектов, что позволит ускорить процесс внедрения новых для Беларуси организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Это, в свою очередь, будет способствовать росту инновационной активности и наращиванию экспортного потенциала, что, в конечном итоге, позволит повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики.
УТВЕРЖДЕН
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
___ _______ 20__ г.
План мероприятий
по реализации Концепции
формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь
№ п./п.
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Организационное обеспечение кластерного развития национальной экономики
|
1.
|
Подготовка изменений и дополнений в Положение о Министерстве экономики, предусматривающих возложение функций государственного регулирования кластерного развития национальной экономики на Министерство экономики
|
Второе полугодие 2013г.
|
Министерство экономики
|
2.
|
Подготовка изменений и дополнений в Положение о комитете экономики облисполкома (Минского горисполкома), предусматривающих возложение функций государственного регулирования кластерного развития региональной экономики на комитеты экономики облисполкомов (Минского горисполкома)
|
Второе полугодие 2013г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком)
|
3.
|
Создание в составе общественно-консультативных советов по предпринимательству при облисполкомах (Минском горисполкоме) комиссий по кластерному развитию
|
Второе полугодие 2013 г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком)
|
Направления реализации государственной кластерной политики
|
4.
|
Подготовка проекта комплексного нормативного-правового акта, предусматривающего государственную поддержку кластерных проектов
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин, Минюст
|
5.
|
Подготовка нормативного правового акта, определяющего статус центров кластерного развития в качестве основного элемента инфраструктуры кластерного развития, а также меры их государственной поддержки
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин, Минюст
|
6.
|
Подготовка проекта методических рекомендаций по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики с отражением вопросов методологии и организации идентификации (определения) формирующихся кластеров в сфере малого и среднего предпринимательства
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком)
|
7.
|
Подготовка Типового (примерного) положения о центре кластерного развития
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин, Минюст
|
8.
|
Подготовка Типового (примерного) положения об организации кластерного развития
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин, Минюст
|
9.
|
Подготовка проекта нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в действующее законодательство, по вопросу правового регулирования новых для Республики Беларусь организационно-правовых форм интеграции и кооперации научных организаций, учреждений образования, субъектов предпринимательской деятельности (стратегические альянсы, инновационные комплексы, технологические платформы), в рамках которых может осуществляться кластерное развитие национальной экономики, а также меры государственной поддержки при реализации кластерных проектов
|
Второе полугодие 2014 г.
|
Минэкономики, ГКНТ, Минюст, НАН Беларуси
|
10.
|
Организация работы по формированию сети центров кластерного развития на базе общественных объединений предпринимателей и работодателей, а также в составе наиболее развитых научно-технологических парков и иных организаций, являющихся исполнителями кластерных проектов
|
2014-2015 гг.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
11.
|
Организация и проведение серии информационно-образовательных мероприятий (семинары, круглые столы, конференции), в том числе с участием зарубежных экспертов, для представителей государственных органов и бизнес-сообщества по вопросам кластерного развития экономики, подготовки и реализации кластерных проектов
|
2014-2015 гг.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
12.
|
Организация обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов по вопросам разработки и реализации кластерных проектов
|
2014-2015 гг.
|
Минобразование, Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком)
|
13.
|
Подготовка проекта Положения о порядке конкурсного отбора кластерных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки
|
2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, НАН Беларуси, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин, Минюст
|
14.
|
Организация и проведение ежегодных конкурсов кластерных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на государственную поддержку
|
2015-2020 гг.
|
Министерство экономики, ГКНТ, облисполкомы (Мингорисполком), Минфин
|
15.
|
Внесение изменений в законодательство Республики Беларусь о земле, предусматривающих установление упрощенного порядка предоставления земельных участков организациям кластерного развития для реализации кластерных проектов
|
2014-2015 гг.
|
Госкомимущество, облисполкомы (Мингорисполком)
|
Организация содействия формированию инновационно-промышленных кластеров
|
16.
|
Создание и организация деятельности рабочих групп по содействию формированию инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства
|
Второе полугодие 2013 г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком), отраслевые министерства и концерны, общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
17.
|
Организация и проведение республиканского семинара-совещания по вопросу подготовки кластерных инициатив и проектов для рабочих групп по содействию формированию инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства
|
Четвертый квартал 2013 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, НАН Беларуси, Минобразования, иные заинтересованные
|
18.
|
Организация информирования о приеме кластерных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства по формированию на их базе инновационно-промышленных кластеров
|
Второе полугодие 2013 г. –первый квартал 2014 г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком), общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
19.
|
Подготовка проекта методических рекомендаций по подготовке и оформлению кластерных инициатив и проектов, а также инструкции по их рассмотрению в государственных органах
|
Первое полугодие 2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ, НАН Беларуси, облисполкомы (Мингорисполком), Минюст
|
20.
|
Подготовка и проведение организационных собраний потенциальных участников инновационно-промышленных кластеров, предусмотренных Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также по инициативе и на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, выбор конкретной организационной формы инновационно-промышленного кластера и избрание совета каждого инновационно-промышленного кластера
|
Первое полугодие 2014 г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком), отраслевые министерства (ведомства) и концерны, общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
21.
|
Координация работы по подготовке кластерных проектов, направленных на развитие инновационно-промышленных кластеров
|
Первое полугодие 2014 г.
|
Облисполкомы (Мингорисполком), отраслевые министерства (ведомства) и концерны, общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
22.
|
Организация защиты подготовленных кластерных проектов, направленных на развитие инновационно-промышленных кластеров
|
Третий квартал 2014 г.
|
Министерство экономики, ГКНТ,
облисполкомы (Мингорисполком), отраслевые министерства (ведомства) и концерны, общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
23.
|
Координация работы по реализации кластерных проектов, направленных на развитие инновационно-промышленного кластеров
|
2014-2015 гг.
|
Облисполкомы (Мингорисполком), отраслевые министерства (ведомства) и концерны, общественные объединения предпринимателей и работодателей
|
страница 1
|