страница 1 От инновационного развития бизнес-образования в Республике Беларусь к экономическому процветанию
Дворкин Даниил Александрович
УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
Индивидуальный Предприниматель
danik-by1@mail.ru
На современном этапе судьба социально-экономических преобразований в Республике Беларусь в первую очередь зависит от выбора правильной стратегии модернизации образования. К сожалению, в нашей стране, как и во многих постсоветских странах, этому аспекту уделяется недостаточно внимания, а если и уделяется, то в основном оно сконцентрировано на среднем и базовом высшем образовании. На наш же взгляд, необходимо сфокусироваться не просто на развитии бизнес-образовании, но и на внедрении в его практику инновационной составляющей. Это обусловлено в первую очередь тем, что состояние бизнес-образовании в Беларуси будет определяющим в ходе проведения социально-экономических реформ.
Логичным будет дать определение термину «бизнес-образование». Некоторые словари определяют бизнес-образование как направление в профессиональном образовании, осуществляющее подготовку специалистов по рыночной экономике, другие же как основной элемент построения бизнес-отношений на современном этапе. Однако абстрагируясь от словарных определений можно пояснить, что в целом понятие бизнес-образование отвечает следующим критериям: а) бизнес-образование помогает выстраивать бизнес, б) бизнес-образование- это тот вид образования, за который необходимо платить (из собственных средств, либо за счёт различных грантов).
В мировой практике существует ряд примеров корреляционных отношений между сдвигами в бизнес-образовании и ситуацией с развитием в бизнесе. В Республике Беларусь наиболее приоритетным направлением на среднесрочную перспективу обозначена модернизация производств за счёт закупки более современного оборудования и машин; реструктуризации существующей системы доминантных отношений между предприятиями. Однако первые шаги всё ещё не позволяют нам с уверенностью говорить о желаемом проявлении заинтересованности потребителей в белорусской продукции, ни на внешнем, ни на внутренних рынках, равно как не приходиться говорить и о снижении затоваренности складов готовой продукции. В то же время, одним из главных препятствий на пути развития продаж в Беларуси, на самом деле, является недостаточная квалификация менеджеров. Именно неумение продавать по законам рыночной экономики, выстраивать отношения по цепочке «производство-менеджер-покупатель» и является корнем вышеуказанных проблем.
В бизнес-сообществах Беларуси зачастую слово «менеджер» имеет обесцененное понятие. В то время как настоящим менеджером считается специалист по управлению производством и обращением товаров, так называемый наёмный управляющий, который организовывает работу на фирме на основе владения методами и средствами управления коллективом на основе глубоких знаний его внутренних связей, координации деятельности работников в трудовом процессе, в белорусских условиях мы можем столкнуться с тем фактом, что даже в небольших розничных организациях существует категория работников именуемая «менеджер торгового зала» или что ещё хуже «менеджер-администратор».
Исходя из практики ведущих западных специалистов в области бизнес-образования Пирсона, Маккибена, Портера, а также их российского коллеги Буренина, надо понимать, что глобальные компетенции современного менеджера складываются из двух составляющих, пусть даже порой и взаимоисключающих: лидерских и управленческих. Первое заключаются в разработке концепции будущего и стратегии изменений, объединении людей общностью целей, использовании мер морального и материального стимулирования коллектива, осуществление перемен радикального характера. Второе – в планировании работ и разработке бюджета, организации работы с кадрами, разработке и внедрении системы контроля, разрешении проблем, обеспечении определенной предсказуемости и порядка. На разных стадиях жизненного цикла организации от менеджера требуется умелое сочетание, как первого, так и второго компонента.
В складывающихся условиях развития мирового хозяйства и рынка предложения товаров и услуг, современный менеджер должен обладать не только управленческими и координационными основами, но и знаниями в области психологии, социологии, организации производства. В белорусских реалиях весьма затруднительно найти менеджера, обладающего вышеназванными качествами. Исходя из описанной проблемы кадрового дефицита можно детерминировать систему бизнес-образования как деятельность по обучению и подготовке менеджеров широкого профиля. Одним из способов решения этой задачи служит программа МВА.
МВА (Master of Business Administration – Мастер делового администрирования) – программа постдипломного образования, в рамках которой осуществляется подготовка менеджеров общего профиля для работы в разных сферах деятельности. Ключевым элементом обучения является его универсальность: выпускники программ МВА могут управлять бизнесом в легкой или тяжелой промышленности, производстве или сфере услуг. Программа дает базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, финансам, бухгалтерскому учету, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам. Также она объясняет, как происходит взаимодействие между различными областями бизнеса. Школы открывают кампусы на разных континентах, заключают партнерские договоры с программами бизнес-образования развивающихся стран, а также стараются сделать состав студентов максимально интернациональным. На программы МВА поступают кандидаты, уже имеющие высшее образование и, как правило, несколько лет опыта работы на руководящих позициях. Длительность стажа не так значима, как качественные характеристики работы. По-настоящему важно то, где вы работали, каких успехов вы добились, как развивалась ваша карьера, насколько ответственно вы относитесь к бизнесу и т.д.
Бизнес-образование по программам МВА обычно получают следующие категории людей:
а) менеджеры, заинтересованные в карьерном росте до высших позиций в своей профессиональной области; б)так называемые «career changers» – люди, желающие сменить профиль деятельности.
Первой категории кандидатов степень МВА помогает, по оценке выпускников программ делового образования, сделать резкий скачок в карьере. Они быстрее достигают ведущих позиций, усиливается их влияние на развитие бизнеса и ситуацию в компании. Наиболее частой причиной, по которой эти люди выбирают программу МВА, становится ощущение того, что на определенном этапе они столкнулись с невозможностью дальнейшего карьерного роста. Для второго типа людей программа МВА – это уникальная возможность сменить сферу деятельности: например, занимаясь маркетингом, перейти в финансы. Но возможно и большее: выпускники, работавшие врачами, достигают успеха в области консалтинга или инвестиций. Такая кардинальная смена сферы деятельности невозможна без специального образования. При этом число выпускников, начавших профессиональную деятельность в производственном секторе, на одну пятую состоит из бывших финансистов и на 12% – из бывших консультантов.
И в том и в другом случае ожидания людей, поступающих на МВА, как правило, оправдываются. Программа хорошо известна и популярна во всем мире. Менеджеры часто рассматривают ее как обязательный элемент развития своей карьеры. Инвестиции в бизнес-образование окупаются. Это понимают как сами слушатели бизнес-школ, так и компании, готовые оплачивать обучение своих сотрудников.
Хотя квалификация, присуждаемая после окончания обучения в школе, одна и та же, каждая школа по-своему уникальна. Она дает выпускникам собственный, не похожий ни на что другое опыт. Он зависит и от числа студентов в классе, и от подхода к обучению, и от множества факторов иного рода. Именно здесь возникает поле для проведения собственной инновационной политики в области формирования программ МВА отдельными бизнес-школ.
Таким образом, в связи с тем, что система бизнес-образования до сих пор не получила должного развития в Беларуси, нам представляется правильным его дальнейшее развитее в следующем русле: а) привлечение преподавателей-практиков, которые создали и развили до успешного состояния свои собственные бизнес-проекты, б) творческое заимствование передового мирового опыта в области бизнес-образования» и прекращение всеобъемлющего бездумного копирования программ в целом, в) предоставление слушателям права выбора той или иной программы, г) расширение круга некоммерческих партнёрств бизнес-школ, д) минимизация дистанционного обучения и акцентирование на очном получении образования.
страница 1
|