Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И ПРАВА

индивидуальный зачет



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЕДИНСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ШУМАНСКАЯ ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА, 4 курс дневное отделение

8 029 239 61 94

ГОРКИ 2008



Местное самоуправление и государственная власть в Республике Беларусь: единство и взаимодействие

Анализируя статью 117 Конституции Республики Беларусь (далее Конституция), следует отметить, что местное управление и само­управление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в госу­дарственных и общественных делах.

Однако, как показывает мировая практика, в современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (п. 1 ст. 3).

В юридической литературе под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления [3, с. 697].

Таким образом, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами. В некоторых государствах назначение отдельных должностных лиц, осуществляющих местное управление, производится Президентом или Правительством.

Согласно ст. 2 Закона "О местном управлении и самоуправ­лении в Республике Беларусь" местное самоуправление в Респуб­лике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избирае­мые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-террито­риальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Существуют различные точки зрения относительно места местного самоуправления в системе государственных органов: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории [4, с. 800].

Однако, можно предположить, что органы местного самоуправления сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения. Это утверждение подкрепляется, в частности, ст. 120 Конституции, где говорится об обязанности местных Советов депутатов исполнять решения вышестоящих государственных органов.

Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

Комментируя статью 124 Конституции, можно сказать, что все принимаемые акты должны базироваться на актах более высокой юридической силы, исключать вторжение в компетенцию других органов.

Основным актом, развивающим конституционные положения, является Закон "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Актами Президента Республики Беларусь также урегулированы многие аспекты организации и деятельности органов местного управления и самоуправления.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что, если центральная государственная власть - это власть, обладающая правом реформировать себя, то органы местного самоуправления - власть подзаконная, которая действует в порядке и пределах, определенных верховной властью. Из этого следует, что органы местного самоуправления и центральная власть в лице Президента и органов государственного управления находятся в непосредственном взаимодействии.

Перечень использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996г. И 17 октября 2004г. / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1; 2004. №188, 1/6032.

2. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 20 февраля 1991 г. № 617-XII: в редакции Закона Республики Беларусь от 5 января 2008г. № 317-З / КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс].

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. - Москва, 1996.



4. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. / Василевич Г.А. – Минск: Книжный Дом, 2003.

5. Местное самоуправление в системе народовластия. / Овчинников И.И.. - Москва, 1999.

страница 1

Смотрите также: