страница 1
Враньё
Практика показывает, что многие дети время от времени врут: то рассказывая о своих подвигах, то оправдывая своё опоздание в школу невероятными поступками. Это обусловлено желанием младших школьников приукрасить жизнь, показать свою значимость перед сверстниками.
Чаще всего лгут дети подросткового возраста. Психологи утверждают, что уже к 10—12 годам многие дети не считают ложь злом.
Дети врут и потому, что взрослые, возможно, слишком много внимания обращают на их недостатки и при этом не замечают их хоть и маленькие, но успехи, или же ребёнок просто боится взрослых, их наказания.
Иногда дети лгут потому, что взрослые сами накладывают запрет на правду. К примеру, если ребёнок сообщит матери, что ненавидит младшего брата, она может наказать его за то, что он так сказал. А если потом он соврёт, что будто теперь любит брата, мать может "вознаградить" его за эти слова. В такой ситуации ребёнок делает вывод, что говорить правду невыгодно и что маме нравится, когда он лжёт. Если вы хотите научить ребёнка быть честным, то будьте готовы выслушать от него и горькую правду, а не только приятную. Порассуждайте вслух о своём отношении к происшедшему, всем видом показывая, что вы не собираетесь его наказывать, а хотите, чтобы он извлёк урок из случившегося.
При этом не задавайте ему вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Помните, что дети не любят допросов, особенно когда знают, что родителям и так всё известно, а также вопросов-ловушек, требующих либо неуклюжей лжи, либо признания в совершённом проступке.
Иногда дети могут фантазировать, выдумывать что-то невероятное. Делают они это, когда им чего-то не хватает в реальной жизни. Если так поступает ваш ребёнок, подумайте о его душевном состоянии, поговорите с ним о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы делать. Его фантазия откроет вам всю правду. Чтобы помочь ребёнку разобраться, провести границу между действительным и желаемым, надо объяснить ему, что в воображении могут присутствовать вымысел и реальность, но не стоит их смешивать, если он хочет быть правдивым.
Чтобы ребёнок вырос честным, родителям необходимо придерживаться ряда правил:
-
Проявлять внимание, интерес и уважение по отношению к ребёнку, не быть чересчур строгими в общении с ним.
-
Не врать самим. Дети считают, что если взрослые обманывают, значит, так надо.
-
Не провоцировать ребёнка на обман, не устраивать ему допросов. Лучше всего постараться наладить доверительные отношения, проявлять постоянную готовность выслушать его, давать ему возможность выговориться, спорить, отстаивать свои взгляды.
4. Не осуждать, не делать поспешных выводов, а стремиться понять природу и первопричину детской лжи.
Предложите ребёнку договор, который в семье все будут соблюдать, общаясь друг с другом, близкими, друзьями. Пункты договора можете написать на большом листе бумаги цветными карандашами и повесить его на видном месте.
Договор
• При любых обстоятельствах говори правду, только правду. Когда тебя о чём-то спрашивают, отвечай прямо, говори то, что думаешь. Умей признавать свои ошибки и промахи, не старайся скрывать или замалчивать их.
• Пусть твои слова никогда не расходятся с делами. Обещай только то, что наверняка сумеешь выполнить. Не лукавь, не лги, не бери чужого.
• Давая волю своей фантазии, не увлекайся слишком сильно, не отходи далеко от правды.
• Не бойся предстать перед окружающими таким, каков ты есть на самом деле. Не стоит пускать пыль в глаза и преувеличивать свои достоинства, стремясь подать себя в более выгодном свете. Будь честен с самим собой, тогда тебе будет легко оставаться честным с другими
Воровство
"Детство — безоблачная пора! Игры, сладости, никаких ограничений в действиях", — думают многие взрослые. Однако педагоги и психологи утверждают, что жизнь детей порой бывает полна драм и трагедий, о которых родители узнают, только когда ребёнок начинает вести себя неадекватно, например воровать.
Речь идёт обычно о тайном присвоении и использовании денег, а также о присвоении чужих вещей. Казалось бы, ребёнок не голоден, у него "есть всё, что нужно", он знает правила поведения, а всё равно ворует. Какие же тайные силы заставляют его это делать?
Многие родители считают, что воровство — это болезнь. Действительно, психиатры утверждают, что воровство может быть симптомом некоторых психических заболеваний. Но это далеко не единственная причина детского воровства. Иногда ребёнок стремится завладеть вещью, которая ему вовсе не нужна. Такое воровство называют клептоманией. Действие это совершается обычно импульсивно, ребёнка привлекают лишь внешние свойства предмета.
И все же воровство не болезнь, а личностный ответ ребёнка на определённые травмирующие его обстоятельства. Детское воровство может проявляться как в благополучных, так и в семьях группы риска. Причём мальчиков среди ворующих детей в б раз больше, чем девочек. Дети из неблагополучных семей воруют для того, чтобы прокормить себя, младших братьев и сестёр; воруют по приказу взрослых, боясь наказания и т. д. Дети, живущие в социально благополучных семьях, воруют, желая продемонстрировать свою "взрослость", значимость ровесникам.
Часто в семьях ворующих детей нет атмосферы добра, веселья.
Если спросить ребёнка, что заставило бы его перестать воровать, он скорее всего ответит: хорошее отношение родителей и друзей; отсутствие ненависти и жадности в отношениях между людьми; наличие друзей, игрушек, материального достатка.
Интересен тот факт, что дети, прибегающие к воровству как способу решения своих проблем, знают социальные нормы (не лгать, не воровать, не употреблять спиртные напитки, наркотики и т. д.) но при этом не понимают их нравственной сущности. Они имеют лишь внешний источник причин запрета на чужую собственность ("могут наказать", "отомстят", "будет стыдно"), и поэтому воспринимают воровство как запретное действие асоциального порядка, наказание за которое может быть отсрочено или которого даже можно будет избежать. И если не предпринять своевременных мер, не объяснять детям, что воровать недопустимо, это может превратиться в устойчивую привычку.
Вот несколько рекомендаций родителям, которые хотят воспитать своего ребёнка честным:
-
Бывает, что сын или дочь приносят домой вещи, которые им не принадлежат. Если вы обнаружили это, не следует выговаривать ребёнку, читать нотации. Лучше, не унижая ребёнка, постараться донести до него, почему нельзя брать чужое ("Это не твоя кукла, а чужая. Верни её").
-
Не называйте ребёнка вором, не предрекайте, что он "закончит тюрьмой". Лучше объясните ему, что ошибиться может любой человек, главное в такой ситуации — найти силы признать ошибки и быть готовым нести за них ответственность.
-
Бесполезно спрашивать ребёнка: "Зачем ты это сделал?" Вряд ли он сможет объяснить истинные мотивы своего поступка, а необходимость ответить на вопрос взрослого приведёт ко лжи. Будет гораздо лучше, если подчеркнуть, что от него ждут доверия ("Жаль, что ты ничего не сказал мне о том, что тебе нужны были деньги. В следующий раз скажи мне").
-
Важно, чтобы ребёнок знал, что его любят, что он нужен. Старайтесь проводить с ним как можно больше времени в играх, труде, учёбе. Это позволит вам найти общий язык, построить взаимоотношения на основе любви и доверия.
-
Вы сами должны быть примером, никогда и ни при каких обстоятельствах не брать чужого.
Бродяжничество
Если ребёнок чувствует, что окружающие, в первую очередь родители не интересуются его делами, не принимают участия в решении трудных для него вопросов, он вполне может совершить побег из дома и начать бродяжничать.
Бродяжничество — это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей, иногда страха перед возможным физическим наказанием.
Значительно реже бродяжничество возникает без очевидных мотивов. В основе может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку ребёнком ситуации.
Подобное поведение обычно является следствием таких болезней, как шизофрения, эпилепсия, истерия; проявляется после ушиба головы, сотрясения мозга и т. п. Уход из дома может быть вызван и импульсивно каким-то неодолимым влечением.
Следует отмстить, что в Республике Беларусь случаи детского бродяжничества встречаются не так часто, как в других странах. Хотя в последнее время их число увеличивается.
Результаты некоторых исследований показывают, что совершают побеги из дома и бродяжничают в основном мальчики от 7 до 13 лет. В большинстве случаев это дети инфантильные, обладающие богатой фантазией, которая зачастую мешает им контролировать свои поступки.
Дети, склонные к бродяжничеству, отличаются избирательной общительностью, они большей частью недовольны окружающими, склонны к агрессивному поведению, которое является результатом недостаточного внимания родителей к их интересам, плохих отношений, сложившихся в семье. Это своеобразный призыв: "Вспомните обо мне, я боюсь потерять вас".
Важно отметить, что уходы из дома совершаются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Дети ночуют на вокзалах, чердаках, живут впроголодь, попрошайничая или воруя.
Нередко, предоставленные сами себе, они попадают в асоциальную или криминальную компанию и начинают употреблять алкоголь или наркотики.
Ваш ребёнок скорее всего не уйдёт из дома, не начнёт бродяжничать, если вы будете придерживаться следующих правил:
-
Уделять больше внимания ребёнку. Ему будет легче рассказывать родителям о трудностях в школе, на улице, дома, если он чувствует любовь и уважение к себе.
-
Если малыш убегает из школы, не хочет выполнять домашние задания, надо постараться вовремя сориентироваться в ситуации и принять необходимые меры. Поговорите сыном и дочерью, выясните, в чём состоит их страх перед школой. Понимание и поддержка — прекрасный терапевтический способ решения многих проблем.
3. Резкие слова вроде "Как ты мог так поступить?!" ни к чему хорошему не приведут. Ребёнок скорее всего и сам знает, что бродяжничать нехорошо. В такой ситуации надо сохранить выдержку, а спокойный и доброжелательный разговор с "нарушителем порядка" поможет узнать самое главное — причину бродяжничества. Если это удастся сделать, половину задачи можно считать время малыш.
4. Если после травмы, ушиба головы ребёнок стал периодически уходить из дома, надо обратиться к специалисту.
5. Сделайте жизнь ребёнка веселой, радостной, полной сюрпризов и новых впечатлений. Ведь часто дети уходят из дому из-за того, что им наскучила повседневная жизнь. Они ищут новые, яркие впечатления.
Сквернословие
Часто мы не замечаем, как произносим грубые выражения, особенно в те моменты, когда что-то не получается или раздражены по какому-то поводу, забывая о том, что ребёнок находится рядом с нами.
Детям свойственно слушать, что говорят вокруг, и воспрепятствовать этому невозможно. Поэтому почти все дети рано или поздно начинают сквернословить. Причём мальчики по сравнению с девочками употребляют ругательства чаще. Было бы даже странно, если бы ребёнок дорос до 7—8 лет и ни разу не произнёс ни одного бранного слова. Такая ситуация показала бы, что в его по ведении отсутствует непосредственность и непринуждённость. Однако необходимо отметить, что чем раньше ребёнок начинает употреблять бранные слова, тем вероятней, что за его поведением скрываются более сложные проблемы.
Каким же образом реагировать взрослому на употребление бранных слов ребёнком?
1. Постараться не ругать ребёнка, не угрожать, что его накажут, если он будет говорить бранные слова. Необходимо выразить ему своё понимание того, что ему хочется быть таким, как все в его возрасте. При этом следует отметить, что вы будете рады, если он сможет почувствовать себя своим среди сверстников без употребления таких слов.
2. Относиться к ситуации спокойно, добродушно. Ласковое обращение притупляет агрессию.
3. Учить детей тому, что браниться плохо. Объяснить, что такие слова оскорбительны для людей, при этом не наказывать ребёнка.
4. Если случится, что сын или дочь употребят какое-нибудь бранное слово при посторонних, извинитесь за их и постарайтесь сменить тему разговора, не акцентируйте внимания на случившемся.
-
Когда сын или дочь спросят вас, бранитесь ли вы сами, ответьте им правдиво, особо подчеркнув нравственный аспект ("браниться — плохая привычка"). Расскажите, что бранные слова имеют смысл и плохую энергию. Они могут обидеть человека, которому адресованы, и принести вред тому, кто сквернословит. Этот вред бывает не виден сразу, а проявляется постепенно.
-
Поощряйте ребёнка за его речь без бранных слов, показывайте, что вы цените то, что он не употребляет бранных слов.
Приобщение к алкоголю, курению
В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.
Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10— 15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2—3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет.
В качестве отрицательного примера хорошо вспомнить человека, знакомого ребёнку, который болеет или умер от болезни, вызванной курением. Даже если родители курят сами, они должны настаивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме.
Установлено, что дети, живущие в семьях, где курят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5—9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.
Ведь только 25 % вредных веществ, образующихся при сгорании табака, попадают в организм курильщика; еще 25 % остаются в окурке или полностью разрушаются, а остальные 50 % с дымом выделяются в окружающее курильщика пространство.
Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение. Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии.
По данным некоторых исследований, к 9—10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них.
В каждой семье свои праздники, к сожалению, мало таких, где праздничное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их проведения детям предлагают попробовать "средство для повзросления". А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений ("Нет, не хочу", "Спасибо, не стану!", "Мне это не доставляет удовольствия" и др.). Взрослым необходимо знать, что смертельная доза для младших школьников составляет 100—150 грамм водки, а для маленьких детей — 60—70 грамм водки.
Что же предпринять, если младший школьник находится в состоянии алкогольного отравления и у него наблюдаются боли в животе, тошнота, рвота, слабость, головокружение, слюнотечение? Во всех случаях подозрения на отравление алкоголем необходимо обратиться к врачу, чтобы предотвратить угрозу жизни ребёнка. Пока врач в пути, немедленно промойте ребёнку желудок (дайте выпить 2 — 3 стакана воды комнатной температуры и, надавив на корень языка, вызовите рвоту; повторяйте эту процедуру до тех пор, пока выливающаяся из желудка вода не станет чистой).
В семьях, где употребление алкоголя и табака — обычное дело, родители должны быть готовы к тому, что дети могут начать пить и курить. В этой связи уместно вспомнить слова А. С. Макаренко: "Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".
Приобщение к наркотикам
Приобщаться к наркотикам — значит заинтересованно относиться к информации о них; пробовать их из любопытства; употреблять редко или часто. Наркотики (от греч. narke — оцепенение) — это вещества, которые воздействуют на центральную нервную систему и весь организм человека, вызывая одурманивание, опьянение, в результате чего меняется ощущение пространства и времени, искажается восприятие своего собственного "Я", по-другому протекают эмоциональные переживания. Сильнодействующие наркотики могут парализовать работу мозга, вызвать искусственный сон, галлюцинации, быть причиной неадекватного поведения. Передозировка часто приводит к смерти. Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7—8 лет. Особенно часто экспериментируют с наркотиками подростки 12—15 лет: они начинают курить марихуану, коноплю, употреблять таблетки "экстази".
Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают.
В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Для этого родителям необходимо иметь собственные сформированные на основе специальной литературы знания об опасности наркотиков. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.
Причиной приобщения к наркотикам в детском и подростковом возрасте, как правило, является влияние семьи и сверстников. Например, приобщение возможно в семьях, где родители постоянно заняты, а дети предоставлены самим себе; где присутствует непоследовательное воспитание, когда за один и тот же поступок ребёнка могут похвалить и наказать; где стиль воспитания жёсткий или же ребёнок, наоборот, растёт в "тепличных" условиях. Дети из таких семей не способны планировать и строить жизнеутверждающие планы на будущее, а главное — не умеют брать на себя ответственность за собственную жизнь и поэтому становятся беззащитными перед наркотиками.
Ребёнок, рождённый или воспитываемый в семье, где родители пьют, также подвержен риску стать алкоголе- и наркозависимым. Ведь употребление алкоголя ассоциируется у него с праздником, хорошо проведённым временем.
Приобщению к наркотикам способствуют и психологические факторы: низкая самооценка, неуверенность в себе, неспособность выражать свои чувства и реагировать на ситуацию, низкий уровень самоконтроля и самодисциплины ребёнка, непонимание и неприятие им социальных норм и ценностей, неумение планировать своё будущее и делать правильный выбор в жизни.
Чаще всего в младшем школьном возрасте дети пробуют летучие наркотически действующие вещества (ЛНДВ). Они содержатся в средствах бытовой химии: керосине, клее, растворителях нитрокрасок, лаках, красках, эмали, пятновыводителях. Как правило, знакомство младших школьников с ЛНДВ происходит в группе вместе со старшими подростками. Сначала одурманивание химическими парами напоминает интоксикацию алкоголем, затем появляются зрительные галлюцинации. Ребёнку может показаться, что он видит свое тело изнутри, а иногда — как тело начинает делиться на части. Необычность таких переживаний и заставляет детей обращаться к наркотику снова и снова.
Родители могут определить опьянение ребёнка ингалянтами по следующим признакам: от одежды и волос исходит характерный запах керосина или клея; в карманах одежды, в школьном ранце может находиться ёмкость с летучим токсическим веществом и различные"вспомогательные" предметы: тряпки, вата, трубки, целлофановые пакеты, от которых исходит тот же запах. Кроме того, употребляемые ребёнком препараты оставляют на лице внешние следы: сыпь вокруг рта и носа, раздражение век и глаз. При этом изменяется и внешний вид ребёнка — он выглядит исхудавшим, бледным, неряшливым, пренебрегает правилами гигиены. У младшего школьника пропадает аппетит, нарушается сон, повышается утомляемость, раздражительность и плаксивость, хотя раньше это не было ему присущие. Токсикомания — один из самых опасных видов наркомании. Уже в течение
первых недель снижаются умственные способности, слабеет концентрация внимания. Полностью деградирует сфера эмоций. Под действием : токсинов происходит распад мозговой и нервной ткани и поражение центральной нервной системы, в результате чего может даже развиться болезнь Паркинсона. При разовой передозировке возможен острый токсический мозговой синдром с помрачением сознания, угрожающее жизни расстройство головного и спинного мозга, поражается иммунная система — это и предопределяет высокую смертность детей. При возрастающей зависимости и выборе более ядовитых веществ ребёнок, употребляющий их, через 1 —2 года становится инвалидом.
Как же уберечь ребёнка от наркотиков?
Для этого необходимо воспитывать в нём такие качества, как ответственность, решительность, мужественность, честность, трудолюбие, человечность. Задача, конечно, нелёгкая. При этом родители должны сами вести здоровый образ жизни, быть примером для своих детей. Ни в коем случае не употреблять наркотики и никогда не поощрять желание ребёнка выпить со взрослыми за праздничным столом. Не стоит забывать, что для ребёнка важно внимание и участие в его жизни родителей, их одобрение, а также возможность проявить себя, быть полезным.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что не все его желания могут быть немедленно удовлетворены, что для их осуществления необходимо приложить усилия. И, главное, не лишайте маленького школьника права нести личную ответственность за поступки в семье и перед другими людьми.
Важно, чтобы отношения в семье были основаны на любви, понимании друг друга. Не надо бояться рассказывать ребёнку о своем детстве, молодости, ошибках, которые сами совершали. Обсуждайте свои и его проблемы вместе, старайтесь ставить себя на место ребёнка, показывайте ему, что вы понимаете его, что у него всегда есть возможность спросить родителей о чём-то, поговорить или просто побыть с ними, даже если взрослым придётся при этом жертвовать личным
временем. Не менее важно вместе планировать что-то, придумывать интересные дела, семейные традиции общения и совместного времяпровождения.
Для маленького ребёнка родительский дом является миром, в котором он учится жить. Домашний уклад (ценности и традиции) имеет для него огромное значение. Психологическая атмосфера в доме становится для малыша образцом мироустройства; все события внешнего мира он соотносит с принципами и установками, которые усвоил именно дома. И главное — дом даёт маленькому человеку уверенность в себе, душевные силы, чувство надёжности существования. Если родители "построили" такой дом, то их ребёнок — вне опасности.
Увлечение компьютерными играми
Компьютер — это наше настоящее и будущее, он даёт возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения ими компьютера.
Одна из функций компьютерных игр — обучающая. В процессе игры ребёнок начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а лишь знаки реальных вещей, что есть несколько уровней реальности окружающего мира: реальные предметы, картинки, схемы, слова и наши мысли. Посредством компьютерных игр ребёнок может не только представить единичную конкретную ситуацию, а получить обобщённое представление обо всех похожих ситуациях или предметах, на основе чего у него развиваются важнейшие операции мышления (обобщение, классификация). К тому же в процессе игры на компьютере заметно улучшаются память и внимание детей. Компьютерные игры не только развивают интеллект ребёнка, но и формируют моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие этих качеств у шестилетних детей во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе. Но в данном случае речь идёт лишь об обучающих, развивающих играх.
Однако в общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, как правильно организовать компьютерное место.
При покупке компьютера важно обратить внимание на монитор. Отдать предпочтение лучше жидкокристаллическим моделям. Размещать монитор лучше в углу комнаты или в местах, где во время работы компьютера сзади или сбоку от него не будут находиться люди. Рядом желательно не устанавливать блестящие и отражающие свет предметы, а также источники яркого света. Помните, что вредно играть за компьютером в тёмной, неосвещённой комнате.
Посадочное место организуйте таким образом, чтобы экран монитора располагался не ближе чем на 45—70 см от глаз. Ребёнок должен опираться обеими ногами на пол, при этом не опираться грудью о край стола, не тянуться за "мышью", не перенапрягать кисть руки и всю руку.
При работе с клавиатурой руки должны быть согнуты в локтях примерно под прямым углом, а кисти в расслабленном состоянии располагаться строго перпендикулярно клавиатуре (пальцы слегка согнуты, нажатие клавиш лёгкое, без усилия). Важно выбрать удобную "мышь" и правильно работать с ней: во время игры кисть находится на "мышке" на одной линии с предплечьем и не отклоняется влево и вправо. Чередование работы с "мышью" и клавиатурой позволит руке не перенапрягаться.
Через каждые 30—40 минут работы за компьютером необходимо делать 10—15-минутный пере- рыв, во время которого целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером заранее оговорите с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию.
Поскольку длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес.
Необходимо учить и самих детей самостоятельно заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки.
Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.
страница 1
|