Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Враньё

Практика показывает, что многие дети время от времени врут: то рассказывая о своих подвигах, то оправдывая своё опоздание в школу невероятными поступками. Это обусловлено желанием младших школьников приукрасить жизнь, показать свою зна­чимость перед сверстниками.

Чаще всего лгут дети подросткового возраста. Психологи утверждают, что уже к 10—12 годам многие дети не считают ложь злом.

Дети врут и потому, что взрослые, возможно, слишком много внимания обращают на их недос­татки и при этом не замечают их хоть и маленькие, но успехи, или же ребёнок просто боится взрос­лых, их наказания.

Иногда дети лгут потому, что взрослые сами на­кладывают запрет на правду. К приме­ру, если ребёнок сообщит матери, что ненавидит младшего брата, она может наказать его за то, что он так сказал. А если по­том он соврёт, что будто те­перь любит брата, мать может "вознаградить" его за эти сло­ва. В такой ситуации ребё­нок делает вывод, что говорить правду невы­годно и что маме нра­вится, когда он лжёт. Если вы хотите на­учить ребёнка быть честным, то будьте готовы выслушать от него и горькую правду, а не только приятную. По­рассуждайте вслух о своём отношении к происшед­шему, всем видом показывая, что вы не собираетесь его наказывать, а хотите, чтобы он извлёк урок из случившегося.

При этом не задавайте ему вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. По­мните, что дети не любят допросов, особенно когда знают, что родителям и так всё известно, а также во­просов-ловушек, требующих либо неуклюжей лжи, либо признания в совершённом проступке.

Иногда дети могут фантазировать, выдумывать что-то невероятное. Делают они это, когда им чего-то не хватает в реальной жизни. Если так по­ступает ваш ребёнок, подумайте о его душевном состоянии, поговорите с ним о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы делать. Его фантазия откроет вам всю правду. Чтобы помочь ребёнку разобраться, провести границу между действительным и же­лаемым, надо объяснить ему, что в воображе­нии могут присутствовать вымысел и реальность, но не стоит их смешивать, если он хочет быть правдивым.
Чтобы ребёнок вырос честным, родителям не­обходимо придерживаться ряда правил:


  1. Проявлять внимание, интерес и уважение по отношению к ребёнку, не быть чересчур строгими в общении с ним.

  1. Не врать самим. Дети считают, что если взрослые обманывают, значит, так надо.

  2. Не провоцировать ребёнка на обман, не устраивать ему допросов. Лучше всего постарать­ся наладить доверительные отношения, проявлять постоянную готовность выслушать его, давать ему возможность выговориться, спорить, отстаивать свои взгляды.

4. Не осуждать, не делать поспешных выводов, а стремиться понять природу и первопричину дет­ской лжи.

Предложите ребёнку договор, который в семье все будут соблюдать, общаясь друг с другом, близки­ми, друзьями. Пункты договора можете написать на большом листе бумаги цветными карандашами и по­весить его на видном месте.


Договор
• При любых обстоятельствах говори правду, только правду. Ког­да тебя о чём-то спрашива­ют, отвечай прямо, говори то, что думаешь. Умей признавать свои ошибки и промахи, не старайся скры­вать или замалчивать их.

• Пусть твои слова никогда не расходятся с делами. Обещай только то, что наверняка сумеешь выполнить. Не лу­кавь, не лги, не бери чужого.

• Давая волю своей фантазии, не увлекай­ся слишком сильно, не отходи далеко от правды.

• Не бойся предстать перед окружающими та­ким, каков ты есть на самом деле. Не стоит пус­кать пыль в глаза и преувеличивать свои достоинства, стремясь подать себя в более выгодном свете. Будь честен с самим собой, тогда тебе будет легко оставаться честным с другими


Воровство

"Детство — безоблачная пора! Игры, сладос­ти, никаких ограничений в действиях", — думают многие взрослые. Однако педагоги и психологи утверждают, что жизнь детей порой бывает полна драм и трагедий, о которых родители узнают, толь­ко когда ребёнок начинает вести себя неадекватно, например воровать.

Речь идёт обычно о тайном присвоении и ис­пользовании денег, а также о присвоении чужих ве­щей. Казалось бы, ребёнок не голоден, у него "есть всё, что нужно", он знает правила поведения, а всё равно ворует. Какие же тайные силы заставляют его это делать?

Многие родители считают, что воровство — это болезнь. Действительно, психиатры утверждают, что воровство может быть симптомом некоторых психических заболеваний. Но это далеко не един­ственная причина детского воровства. Иногда ребё­нок стремится завладеть вещью, которая ему вовсе не нужна. Такое воровство называют клептома­нией. Действие это совершается обычно им­пульсивно, ребёнка привлекают лишь внешние свойства предмета.

И все же воровство не болезнь, а личнос­тный ответ ребёнка на определённые трав­мирующие его обстоятельства. Детское воровство может проявляться как в благопо­лучных, так и в семьях группы риска. Причём мальчиков среди ворующих детей в б раз боль­ше, чем девочек. Дети из неблагополучных семей воруют для того, чтобы прокормить себя, млад­ших братьев и сестёр; воруют по приказу взрос­лых, боясь наказания и т. д. Дети, живущие в социально благополучных семьях, воруют, же­лая продемонстрировать свою "взрослость", значимость ровесникам.

Часто в семьях ворующих детей нет атмо­сферы добра, веселья.

Если спросить ребёнка, что заставило бы его перестать воровать, он скорее всего ответит: хо­рошее отношение родителей и друзей; отсут­ствие ненависти и жадности в отношениях между людьми; наличие друзей, игрушек, ма­териального достатка.

Интересен тот факт, что дети, прибега­ющие к воровству как способу решения своих проблем, знают социальные нормы (не лгать, не воровать, не употреблять спиртные напит­ки, наркотики и т. д.) но при этом не понимают их нравственной сущности. Они имеют лишь внешний источник причин запрета на чужую собственность ("могут наказать", "отомстят", "будет стыдно"), и по­этому воспринимают воровство как запретное дей­ствие асоциального порядка, наказание за которое может быть отсрочено или которого даже можно бу­дет избежать. И если не предпринять своевременных мер, не объяснять детям, что воровать недопустимо, это может превратиться в устойчивую привычку.



Вот несколько рекомендаций родителям, кото­рые хотят воспитать своего ребёнка честным:

  1. Бывает, что сын или дочь приносят домой ве­щи, которые им не принадлежат. Если вы обнару­жили это, не следует выговаривать ребёнку, читать нотации. Лучше, не унижая ребёнка, постараться донести до него, почему нельзя брать чужое ("Это не твоя кукла, а чужая. Верни её").

  2. Не называйте ребёнка вором, не предрекай­те, что он "закончит тюрьмой". Лучше объясните ему, что ошибиться может любой человек, главное в такой ситуации — найти силы признать ошибки и быть готовым нести за них ответственность.

  3. Бесполезно спрашивать ребёнка: "Зачем ты это сделал?" Вряд ли он сможет объяснить истин­ные мотивы своего поступка, а необходимость от­ветить на вопрос взрослого приведёт ко лжи. Будет гораздо лучше, если подчеркнуть, что от не­го ждут доверия ("Жаль, что ты ничего не сказал мне о том, что тебе нужны были деньги. В следу­ющий раз скажи мне").

  4. Важно, чтобы ребёнок знал, что его любят, что он нужен. Старайтесь проводить с ним как мож­но больше времени в играх, труде, учёбе. Это позво­лит вам найти общий язык, построить взаимоотно­шения на основе любви и доверия.

  5. Вы сами должны быть примером, никогда и ни при каких обстоятельствах не брать чужого.

Бродяжничество

Если ребёнок чувствует, что окружающие, в первую очередь родители не интересуются его дела­ми, не принимают участия в решении трудных для него вопросов, он вполне может совершить побег из дома и начать бродяжничать.

Бродяжничество — это своеобразная форма вы­ражения протеста или обиды на учителей, родите­лей, иногда страха перед возможным физическим наказанием.

Значительно реже бродяжничество возникает без очевидных мотивов. В основе может лежать вне­запно изменившееся настроение, отрицательно вли­яющее на критическую оценку ребёнком ситуации.

Подобное поведение обычно является следствием таких болезней, как шизофрения, эпилепсия, исте­рия; проявляется после ушиба головы, сотрясения мозга и т. п. Уход из дома может быть вызван и импульсивно каким-то неодолимым влечением.

Следует отмстить, что в Республике Беларусь случаи детского бродяжничества встречаются не так часто, как в других странах. Хотя в последнее время их число увеличивается.

Результаты некоторых исследований показыва­ют, что совершают побеги из дома и бродяжничают в основном мальчики от 7 до 13 лет. В большинстве случаев это дети инфантильные, обладающие бога­той фантазией, которая зачастую мешает им контро­лировать свои поступки.

Дети, склонные к бродяжничеству, отличаются избирательной общительностью, они большей частью недовольны окружающими, склонны к агрессивному поведению, которое является ре­зультатом недостаточного внимания родителей к их интересам, плохих отношений, сложившихся в семье. Это своеобразный призыв: "Вспомните обо мне, я боюсь потерять вас".

Важно отметить, что уходы из дома совершаются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о воз­можных трудностях и лишениях. Дети ночуют на вокзалах, чердаках, живут впроголодь, попрошай­ничая или воруя.

Нередко, предоставленные сами себе, они попа­дают в асоциальную или криминальную компанию и начинают употреблять алкоголь или наркотики.



Ваш ребёнок скорее всего не уйдёт из дома, не начнёт бродяжничать, если вы будете придержи­ваться следующих правил:

  1. Уделять больше внимания ребёнку. Ему будет легче рассказывать родителям о трудностях в школе, на улице, дома, если он чувствует любовь и уваже­ние к себе.

  2. Если малыш убегает из школы, не хочет вы­полнять домашние задания, надо постараться во­время сориентироваться в ситуации и принять не­обходимые меры. Поговорите сыном и дочерью, вы­ясните, в чём состоит их страх перед школой. Понимание и поддержка — прекрасный терапевти­ческий способ решения многих проблем.

3. Резкие слова вроде "Как ты мог так посту­пить?!" ни к чему хорошему не приведут. Ребёнок скорее всего и сам знает, что бродяжничать нехоро­шо. В такой ситуации надо сохранить выдержку, а спокойный и доброжелательный разговор с "нарушителем порядка" поможет узнать самое главное — причину бродяжничества. Если это удастся сделать, половину задачи можно считать время малыш.
4. Если после травмы, ушиба головы ребёнок стал периодически уходить из дома, надо обратить­ся к специалисту.

5. Сделайте жизнь ребёнка веселой, радостной, полной сюрпризов и новых впечатлений. Ведь часто дети уходят из дому из-за того, что им наскучила повседневная жизнь. Они ищут новые, яркие впечатления.



Сквернословие

Часто мы не замечаем, как произносим грубые выражения, особенно в те моменты, когда что-то не получается или раздражены по какому-то поводу, забывая о том, что ребёнок находится рядом с нами.

Детям свойственно слушать, что говорят вокруг, и воспрепятствовать этому невозможно. Поэтому почти все дети рано или поздно начинают сквернословить. Причём мальчики по сравнению с девочками употребляют ругательства чаще. Было бы даже странно, если бы ребёнок дорос до 7—8 лет и ни разу не произнёс ни одного бранного слова. Такая ситуация показала бы, что в его по ведении отсутствует непосредственность и непринуждённость. Однако необходимо отметить, что чем раньше ребёнок начинает употреблять бранные сло­ва, тем вероятней, что за его поведением скрываются более сложные проблемы.

Каким же образом реагировать взрослому на употребление бранных слов ребёнком?

1. Постараться не ругать ребёнка, не угрожать, что его накажут, если он будет говорить бранные слова. Необходимо выразить ему своё понимание того, что ему хочется быть таким, как все в его возрасте. При этом следует отметить, что вы будете ра­ды, если он сможет почувствовать себя своим среди сверстников без употребления таких слов.

2. Относиться к ситуации спокойно, добродушно. Ласковое обращение притупляет агрессию.

3. Учить детей тому, что браниться плохо. Объ­яснить, что такие слова оскорбительны для людей, при этом не наказывать ребёнка.

4. Если случится, что сын или дочь употребят ка­кое-нибудь бранное слово при посторонних, извинитесь за их и постарайтесь сменить тему разговора, не акцентируйте внимания на случившемся.


  1. Когда сын или дочь спросят вас, бранитесь ли вы сами, ответьте им правдиво, особо подчеркнув нравственный аспект ("браниться — плохая при­вычка"). Расскажите, что бранные слова имеют смысл и плохую энергию. Они могут обидеть чело­века, которому адресованы, и принести вред тому, кто сквернословит. Этот вред бывает не виден сра­зу, а проявляется постепенно.

  2. Поощряйте ребёнка за его речь без бранных слов, показывайте, что вы цените то, что он не упо­требляет бранных слов.




Приобщение к алкоголю, курению

В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет счита­ют себя взрослыми и стремятся к завоеванию авто­ритета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хо­тя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.

Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздей­ствует в 10— 15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К ле­тальному исходу могут привести 2—3 сигареты, выкуренные под­ряд. Люди, на­чавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет.

В качестве отрицательного примера хорошо вспомнить человека, знакомого ребёнку, который болеет или умер от болезни, вызванной курением. Даже если родители курят сами, они должны наста­ивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме.

Установлено, что дети, живущие в семьях, где ку­рят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5—9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.

Ведь только 25 % вредных веществ, образу­ющихся при сгорании табака, попадают в организм курильщика; еще 25 % остаются в окурке или пол­ностью разрушаются, а остальные 50 % с дымом вы­деляются в окружающее курильщика пространство.

Губительная для здоровья привычка и употре­бление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение. Поэтому пьяный человек теряет кон­троль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии.


По данным некоторых исследова­ний, к 9—10 годам половина мальчи­ков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по соб­ственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них.

В каждой семье свои праздники, к сожалению, мало таких, где празднич­ное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их про­ведения детям предлагают попробовать "сред­ство для повзросления". А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений ("Нет, не хочу", "Спасибо, не стану!", "Мне это не доставля­ет удовольствия" и др.). Взрослым необходимо знать, что смертельная доза для младших школьни­ков составляет 100—150 грамм водки, а для ма­леньких детей — 60—70 грамм водки.

Что же предпринять, если младший школьник находится в состоянии алкогольного отравления и у него наблюдаются боли в животе, тошнота, рвота, слабость, головокружение, слюнотечение? Во всех случаях подозрения на отравление алкоголем не­обходимо обратиться к врачу, чтобы предотвратить угрозу жизни ребёнка. Пока врач в пути, немедлен­но промойте ребёнку желудок (дайте выпить 2 — 3 стакана воды комнатной температуры и, надавив на корень языка, вызовите рвоту; повторяйте эту процедуру до тех пор, пока выливающаяся из же­лудка вода не станет чистой).

В семьях, где употребление алкоголя и таба­ка — обычное дело, родители должны быть готовы к тому, что дети могут начать пить и курить. В этой связи уместно вспомнить слова А. С. Макаренко: "Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или по­учаете его, или приказываете ему. Вы воспитыва­ете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома".
Приобщение к наркотикам

Приобщаться к наркотикам — значит заинтере­сованно относиться к информации о них; пробовать их из любопытства; употреблять редко или часто. Наркотики (от греч. narke — оцепенение) — это вещества, которые воздействуют на центральную нервную систему и весь организм человека, вызывая одурмани­вание, опьянение, в результате чего меняется ощущение пространства и времени, искажается восприятие сво­его собственного "Я", по-другому про­текают эмоциональные переживания. Сильно­действующие наркотики могут парализовать ра­боту мозга, вызвать искусственный сон, галлю­цинации, быть причиной неадекватного пове­дения. Передозировка часто приводит к смерти. Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7—8 лет. Осо­бенно часто экспериментируют с наркотиками под­ростки 12—15 лет: они начинают курить марихуану, коноплю, употреблять таблетки "экстази".

Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, спосо­бами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают.

В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ре­бёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошколь­ный период, формировать у детей однозначно отри­цательное отношение к наркотикам. Для этого родителям необходимо иметь собственные сформи­рованные на основе специальной литературы зна­ния об опасности наркотиков. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.

Причиной приобщения к наркотикам в детском и подростковом возрасте, как правило, является влияние семьи и сверстников. Например, приобще­ние возможно в семьях, где родители постоянно за­няты, а дети предоставлены самим себе; где присутствует непоследовательное воспитание, ког­да за один и тот же поступок ребёнка могут похвалить и наказать; где стиль воспитания жёсткий или же ребёнок, наоборот, растёт в "тепличных" условиях. Дети из та­ких семей не способны планировать и строить жизне­утверждающие планы на будущее, а главное — не умеют брать на себя ответственность за собственную жизнь и поэтому становятся беззащитными перед наркотиками.

Ребёнок, рождённый или воспитываемый в семье, где родители пьют, также подвержен риску стать алкоголе- и наркозависимым. Ведь употребле­ние алкоголя ассоциируется у него с праздником, хо­рошо проведённым временем.

Приобщению к наркотикам способствуют и пси­хологические факторы: низкая самооценка, неуве­ренность в себе, неспособность выражать свои чувства и реагировать на ситуацию, низкий уровень самоконтроля и самодисциплины ребёнка, непони­мание и неприятие им социальных норм и ценностей, неумение планировать своё будущее и делать пра­вильный выбор в жизни.

Чаще всего в младшем школьном возрасте дети пробуют летучие наркотически действующие вещес­тва (ЛНДВ). Они содержатся в средствах бытовой химии: керосине, клее, растворителях нитрокрасок, лаках, красках, эмали, пятновыводителях. Как пра­вило, знакомство младших школьников с ЛНДВ про­исходит в группе вместе со старшими подростками. Сначала одурманивание химическими парами напо­минает интоксикацию алкоголем, затем появляются зрительные галлюцинации. Ребёнку может пока­заться, что он видит свое тело изнутри, а иногда — как тело начинает делиться на части. Необычность таких переживаний и заставляет детей обращаться к наркотику снова и снова.

Родители могут определить опьянение ребёнка ингалянтами по следующим признакам: от одежды и волос исходит характерный запах керосина или клея; в карманах одежды, в школьном ранце может нахо­диться ёмкость с летучим токсическим веществом и различные"вспомогательные" предметы: тряпки, ва­та, трубки, целлофановые пакеты, от которых исхо­дит тот же запах. Кроме того, употребляемые ребёнком препараты оставляют на лице внешние следы: сыпь вокруг рта и носа, раздражение век и глаз. При этом изменяется и внешний вид ребён­ка — он выглядит исхудавшим, бледным, неряшли­вым, пренебрегает правилами гигиены. У младшего школьника пропадает аппетит, нарушается сон, по­вышается утомляемость, раздражительность и плак­сивость, хотя раньше это не было ему присущие. Токсикомания — один из самых опасных видов наркомании. Уже в течение
первых недель снижаются умственные способности, слабеет концентрация внимания. Пол­ностью деградирует сфера эмоций. Под действием : токсинов происходит распад мозговой и нервной ткани и поражение центральной нервной системы, в результате чего может даже развиться болезнь Паркинсона. При разовой передозировке возможен острый токсический мозговой синдром с помрачени­ем сознания, угрожающее жизни расстройство голов­ного и спинного мозга, поражается иммунная система — это и предопределяет высокую смер­тность детей. При возрастающей зависимости и вы­боре более ядовитых веществ ребёнок, употребляю­щий их, через 1 —2 года становится инвалидом.

Как же уберечь ребёнка от наркотиков?

Для этого необходимо воспитывать в нём такие качества, как ответственность, решительность, му­жественность, честность, трудолюбие, человечность. Задача, конечно, нелёгкая. При этом родители дол­жны сами вести здоро­вый образ жизни, быть примером для своих де­тей. Ни в коем случае не употреблять наркотики и никогда не поощрять желание ребёнка вы­пить со взрослыми за праздничным столом. Не стоит забывать, что для ребёнка важ­но внимание и учас­тие в его жизни родителей, их одобрение, а также возможность про­явить себя, быть полезным.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что не все его желания могут быть немедленно удовлетворены, что для их осуществления необходимо приложить уси­лия. И, главное, не лишайте маленького школьника права нести личную ответственность за поступки в семье и перед другими людьми.

Важно, чтобы отношения в семье были основаны на любви, понимании друг друга. Не надо бояться рас­сказывать ребёнку о своем детстве, молодости, ошиб­ках, которые сами совершали. Обсуждайте свои и его проблемы вместе, старайтесь ставить себя на место ребёнка, показывайте ему, что вы понимаете его, что у него всегда есть возможность спросить родителей о чём-то, поговорить или просто побыть с ними, даже если взрослым придётся при этом жертвовать личным

временем. Не менее важно вместе планировать что-то, придумывать интересные дела, семейные тради­ции общения и совместного времяпровождения.

Для маленького ребёнка родительский дом явля­ется миром, в котором он учится жить. Домашний уклад (ценности и традиции) имеет для него огром­ное значение. Психологическая атмосфера в доме становится для малыша образцом мироустройства; все события внешнего мира он соотносит с принци­пами и установками, которые усвоил именно дома. И главное — дом даёт маленькому человеку уверен­ность в себе, душевные силы, чувство надёжности существования. Если родители "построили" такой дом, то их ребёнок — вне опасности.



Увлечение компьютерными играми

Компьютер — это наше настоящее и будущее, он даёт возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьюте­ром начинают отвергать реальный мир, где им гро­зят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопро­сов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игро­вой деятельности в процессе освоения ими компьютера.

Одна из функций компь­ютерных игр — обучающая. В процессе игры ребёнок на­чинает понимать, что предме­ты на экране — это не реальные вещи, а лишь знаки реальных вещей, что есть не­сколько уровней реальности окружающего мира: реальные предметы, картинки, схемы, слова и наши мысли. Посред­ством компьютерных игр ре­бёнок может не только представить единичную кон­кретную ситуацию, а получить обобщённое представление обо всех похожих ситуациях или предметах, на основе че­го у него развиваются важ­нейшие операции мышления (обобщение, классификация). К тому же в процессе игры на компьютере заметно улучша­ются память и внимание детей. Компьютерные игры не только раз­вивают интеллект ре­бёнка, но и формируют моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительно­го и моторного анализа­торов. Развитие этих качеств у шестилетних детей во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе. Но в данном случае речь идёт лишь об обучающих, развивающих играх.

Однако в общении детей с компьютером сущес­твуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, как правильно организо­вать компьютерное место.

При покупке компьютера важно обратить вни­мание на монитор. Отдать предпочтение лучше жид­кокристаллическим моделям. Размещать монитор лучше в углу комнаты или в местах, где во время работы компьютера сзади или сбоку от него не будут находиться люди. Рядом желательно не устанавли­вать блестящие и отражающие свет предметы, а также источники яркого света. Помните, что вред­но играть за компьютером в тёмной, неосвещён­ной комнате.

Посадочное место организуйте таким образом, чтобы экран монитора располагался не ближе чем на 45—70 см от глаз. Ребёнок должен опираться обеими ногами на пол, при этом не опираться грудью о край стола, не тянуться за "мышью", не перенапрягать кисть руки и всю руку.

При работе с клавиатурой руки должны быть согнуты в локтях примерно под прямым углом, а кисти в расслабленном состоянии располагаться строго перпендикулярно клавиатуре (пальцы слег­ка согнуты, нажатие клавиш лёгкое, без усилия). Важно выбрать удобную "мышь" и правильно ра­ботать с ней: во время игры кисть находится на "мышке" на одной линии с предплечьем и не от­клоняется влево и вправо. Чередование работы с "мышью" и клавиатурой позволит руке не пере­напрягаться.

Через каждые 30—40 минут работы за компь­ютером необходимо делать 10—15-минутный пере- рыв, во время которого целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно со­средотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером заранее оговорите с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмо­циональную реакцию.

Поскольку длительное сидение за компьюте­ром может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жиз­ни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плава­нию, выездам в лес.

Необходимо учить и самих детей самостоятель­но заботиться о своём здоровье, правильно орга­низовывать рабочее время, рационально чередо­вать и распределять нагрузки.



Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.


страница 1

Смотрите также: