страница 1 Применение ИКТ в преподавании предметов начальной школы
Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.
Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным; большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроке, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения; высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
В-четвертых, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Задача учителя - не просто научить, но заинтересовать ребёнка. Ведь все знают, что, придя в начальную школу, дети рвутся к знаниям, у них серьёзная мотивация, но спустя какое-то время они остывают к процессу обучения. Мы же применяя современные информационные технологии, показываем детям, что с переходом в среднюю школу их возможности открытия мира расширяются, и видим, что их творческая жилка не только не иссякает, но укрепляется и совершенствуется.
Задачи использования ИКТ на уроках в начальной школе:
> Создание условий для повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса.
^* Создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийных уроков.
> Создание условий для развития интереса к современным компьютерным
технологиям.
Существуют различные варианты организации деятельности младших школьников с использованием компьютера в начальной школе:
> Проведение уроков, на которых учитель начальных классов использует
ПМК: «Сетевой наставник», «Десятибалльный мониторинг», «Белорусская
лексика» и др.
-
Проведение уроков, на которых учитель начальных классов использует
авторские ММ презентации.
-
Компьютерный контроль знаний учащихся. ПМК «Учебный мониторинг» и
ДР-
> Проведение внеклассных мероприятий (игры, конкурсы, викторины,
занятия по интересам, родительские собрания) с помощью компьютера.
Дидактические цели и задачи урока иногда требуют от учителей гибкого нетрадиционного решения. И здесь незаменимыми становятся авторские мультимедийные презентации.
В своей работе учителя могут использовать пакет программ МюгозоЙ ОШсе. Например, Мюгозой Ро\уег Рот1 позволяет преподносить информацию в виде красочных слайдов с использованием мультимедийных средств, что с психологической точки зрения является более эффективным способом восприятия и запоминания информации. На уроках это также даёт возможность более полного погружения в изучаемую тему. Учебная мультимедийная программа может помочь сформировать первичные навыки, развить необходимые умения, помочь запомнить нужные правила и способствовать общему развитию кругозора. Информация преподносится не сухо, а ярко, красочно, способствуя созданию неоходимой мотивации. Невозможно заставить ребёнка заниматься чем-либо из-под палки, только наличие интереса может способствовать качественному усвоению материала. Мультимедийные установки, оказывают преподавателю неоценимую услугу, как для мотивации учащихся, так и для успешного усвоения необходимой информации. Так в своей работе мы используем мультимедийные презентации как на уроках, так и во внеклассной работе.
Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие позвательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Что даёт использование презентации?
-
Повышает интерес ребенка к учебе, его мотивацию.
-
Всесторонне развивает ребенка.
-
Позволяет ребенку работать в игровой форме, соответствующей его
возрастным особенностям.
-
Развивает эмоциональную сферу ребенка.
-
Дают возможность учителю использовать различные формы и методы работы
с наиболее рациональным использованием времени.
-
Позволяет учителю быстро обрабатывать результаты контроля.
7. Дает учителю безграничные возможности для творчества.
Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа -часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний.
При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе — это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача ~ добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке.
«Урок - это педагогическое произведение» ( Скаткин М.Н. ).
Успех этого произведения зависит от многих факторов: от знания учителем предмета и общей эрудиции, от идейной убеждённости и личного обаяния учителя и, конечно же, от методического мастерства педагога. Любые современные технологии, используемые учителем, хороши, если они дают практический результат, если учитель достиг тех целей, которые он перед собой ставил, но значение информационных технологий на современном уроке нельзя недооценивать.
Мир развивается стремительно. И компьютерные технологии уже вошли во все сферы нашей жизни. И использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, способного ориентироваться в многообразии достижений человечества
страница 1
|