Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
В помощь учителю.

Мотивация: методики и приёмы.
Отношение ребенка к обучению в школе.
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей,

поступающих в школу, т.е. выяснить, если у них интерес к обучению.

Отношения ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками

готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не

готов ребенок учится в школе. Даже если все в порядке с его познавательными

процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в

совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к

обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков

психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет

принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых

месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.

Имеется в в иду желание приобретать новые знания, полезные умения и

навыки, связанные с освоением школьной программы.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в один балл, считается только

достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с

точки зрения правильности. Если ответ односторонний и неполный, то он

оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намека на

приобретение полезных знаний, умений, навыков. Если же ребенок отчасти уже

ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к

нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к

обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы

набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться

ребенок, набравший от 5-8 баллов. Не готовым, если сумма баллов составила

менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия

вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем обычно занимаются в школе?

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашнее задание?

8. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно

соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению

в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство

задаваемых ему вопросов: Если полученный ответ недостаточно полный или не

совсем точный, то надо задать дополнительные, наводящие вопросы и только в

том случае, и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать

окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать

тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок

правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой

методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти

в школу, если правильные ответы получены, как минимум, на половину всех

заданных вопросов.
Эмоциональное поглаживание.
Бунтующий ребенок заставляет учителя как-то анализировать собственные

действия, продумывать собственные действия, продумывать способы выхода из

конфликта. А если ребенок молчит, ушел в себя? Тогда очень плохо. Как

работать с “сомневающимися”? Приемов много. Я остановлюсь на наиболее

интересном.

Эмоциональное поглаживание. Учитель с легкостью раздает комплименты. За

один урок говорит раз двадцать “молодец”, тридцать раз – “умница” и раз

десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит ли это девальвацией похвалы?

Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и

перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить.

Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте

разберемся: “молодец”, “умница” – это что: только похвала? А может быть,

это констатация факта. Может быть, ребенок потому и старается, что поверил

учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку?

Да, я “молодец”, да, я “умница”. Я заслужил эти слова, и все время буду

доказывать, что я “молодец!” Может быть такая логика школьника, которому

именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, вполне допустимо.

Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть

ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия – это

и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.
Прием “Ожидание лучших результатов”.
Этот прием педагогического воздействия назван – ожидание лучших

результатов. Что он может дать отстающему в учении школьнику?

Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою неуспеваемость.

И это не случайно. Неуспеваемость обычно отрицательно сказывается на

отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает у

школьника плохое настроение и нередко потерю уверенности в собственные

силы. Появляется опасная ситуация: у школьника намечается тенденция к

ухудшению успеваемости, а у учителя возникает предупреждение, что

неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика.

При таких условиях прием “Ожидание лучших результатов” может

активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы.

Сущность приема состоит в том, что учитель в подходе к слабому,

неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением,

определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься

лучше. Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым

пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

В силу каких закономерностей данный прием оказывает положительное

воздействие на личность школьников? Во-первых, для ученика взаимоотношения

с учителем имеют огромное значение. Следовательно, положительная оценка его

взаимоотношений открывает перед ним радостную перспективу. Слова учителя

воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы.

Во-вторых, данный прием содействует изменению низкой самооценке

школьника. Как известно, один из факторов формирования самооценки – это

объективная оценка личности теми людьми, с которыми человек общается.

Большую роль играет оценка учителем возможностей ученика. В приеме

“Ожидание лучших результатов” проявляется уважение учителя к личности

ученика.

Передовые педагоги: используют его не только применительно к повышению

успеваемости школьника, но и к усвоению им моральных норм, формированию

полезных привычек.

Приведем пример успешного использования данного приема. “Как Витя стал

хорошим учеником. Витя относился к слабым ученикам. В первом полугодии у

него преобладали тройки, знания были слабые. Разговоры об успеваемости и

посещаемости были ему неприятны, поэтому он отвечал раздраженно, когда

беседа касалась этой темы.

Учитель искал способы повлиять на ученика. На уроках химии и биологии

он старался активизировать Витю, требуя, чтобы он все записывал. Когда Витя

отвлекался, он задавал вопрос и, если он не отвечал, учитель советовал ему

быть внимательнее. На одном уроке Витя ответил лучше обычного. В

присутствии всех учитель сказал, что он может поставить не больше тройки,

но я уверен, что ты можешь учиться на четыре и даже пять!

Через два урока вызвал к ответу Витю. Поставив четыре, он вновь

подчеркнул, что Витя может хорошо заниматься. На последующих уроках он

часто обращался к Вите. Витя стал серьезно готовиться. Получая хорошие

отметки по биологии, он стал лучше заниматься и по другим предметам.

Перестал пропускать уроки”.


Тест – опросник " Оценка настроения ".
Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов. В этом

опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить из 3

вариантов: "да", "нет", "наоборот" ( противоположное чувство). По ответам

составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент

обследование: обычное, эйфорическое или негативное.

Оценка результатов: проводиться по следующим критериям.

Настроение: 9 баллов-20 ответов «нет»; 8 баллов-19 ответов «нет»; 7

баллов- 18 ответов «нет»; 6 баллов-16-17 «нет»; 5 баллов-13-15 «нет»; 4

балла-10-12 «нет»; 3 балла-8-9 «нет»; 2 балла-6-7 «нет»; 1балл-5 и менее

ответов «нет».

Негативное состояние: ответы «да» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,

14,15,18,19,20; ответы «наоборот» в вопросах 1,6,8,12,16,17. Чем меньше

указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов-1-2 ответа; 8 баллов-3; 7

баллов-4; 6 баллов-5-6; 5 баллов- 7-8; 4 балла-9-10 ответов; 3 балла- 11-13

ответов; 2 балла – 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1,6,8,12,16,17; ответы

«наоборот» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20. Чем больше

указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно

восторженная оценка событий ): 9 баллов-6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7

баллов -8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3

балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
Вопросы:

1. Чувствую себя бодро.

2. Другие учащиеся очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее закончились бы занятия.

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости

каждого кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно,

сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного

поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все

они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются

как приятная музыка.

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

КОМПЛЕКС МЕТОДИК



Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 1

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся 4-х классов.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда







Отношение к предмету

Математика

Чтение

Русский

Окружающий мир

Другие

А

  1. На уроке бывает интересно
















  1. Нравится учитель
















  1. Нравится получать хорошие отметки
















Б

  1. Родители заставляют учиться
















  1. Учусь, т.к. это мой долг
















  1. Предмет полезен для жизни
















В

  1. Узнаю много нового
















  1. Заставляют думать
















  1. Получаю удовольствие, работая на уроке
















Г

  1. Легко дается
















  1. С нетерпением жду урока
















  1. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель
















МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 2

Цель: изучить уровень отношений к предмету.

Рекомендовано для 4-х классов


АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ2


_
(фамилия, имя, класс)
________________________________­­­­­­_______________________________________________________

(++) – очень подходит; (+) – подходит; (+-) – когда как.



Отношение к предмету

Математика

Чтение

Русский

Окружающий мир

Другие

А

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам
















Б

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу
















В

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач
















4. Проявляю интерес к обобщениям и законам
















Г

5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания
















6. Испытываю интерес к самообразованию















А – ситуативный интерес; Б – учение по необходимости; В – интерес к предмету;

Г – повышенный познавательный интерес.
Ценность микроисследования в том, что использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование уровня мотивации УД(е).

МЕТОДИКА

«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(«Психологические аспекты деятельности классного руководителя». – М., 1996)



Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям».
АНКЕТА

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

  2. Учусь потому, что заставляют родители.

  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

  10. Учусь потому, что хочу больше знать.

  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:
1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4, 5

б) мотивация благополучия – 1, 11

в) престижная мотивация – 6, 12

г) мотивация содержания – 7, 10

д) мотивация процессом – 2, 9

е) узкие социальные мотивы – 3, 8.
2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям:

а) богатство и разнообразие мотивов;



б) социальная ценность мотивов;

в) присутствие в структуре мотивации познавательных процессов.

страница 1

Смотрите также: