Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Опыт организации работы

по профилактике правонарушений обучающихся

Солонец Надежда Адамовна, педагог социальный

ГУО «Гимназия №1 г. Старые Дороги»
Воспитательная работа по предупреждению противоправного поведения должна быть сориентирована на формирование ценностно-правового пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к правопорядку, защищенности и самозащищенности личностного достоинства учащихся, в особенности подростков с девиантным поведением. Среди направлений воспитательной работы по замещению противоправного опыта учащихся выделяются следующие:

  • диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся;

  • изучение причин, способствующих образованию у них противоправного опыта (Приложение 1);

  • осуществление работы по нравственно-правовому просвещению учащихся в процессе образования;

  • формирование позитивного нравственно-правового опыта поведения учащихся во внеурочной деятельности.

Диагностика включает определение уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся, изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта.

В процессе диагностики нравственно-правовой воспитанности личности учащегося следует выявлять:



уровень сформированности нравственно-правовых знаний: знание морали и права; принятие идеологии белорусского государства; усвоение системы нравственно-правовых ценностей (используются методики изучения: опросники, анкеты, тесты, сочинения, беседы);

уровень развития нравственных чувств и отношений: уважение законов Республики Беларусь, отношение к нормам морали и права как к ценности; гуманное отношение к окружающему миру, сформированность нравственных качеств (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки (используются методики изучения: наблюдение, беседы, тесты, ранжирование, самооценка, социометрия, методики изучения мотивов участия в деятельности, интервью и самоинтервью, эссе);

направленность опыта деятельности и поведения: социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, способность к саморегуляции, дисциплинированность, законопослушание (используются методики изучения: наблюдение, квалиметрические методики (ситуации поведенческого выбора), игры, сочинения).

Нравственно-правовое просвещение в образовательном процессе осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества. Продуктивными методами этой работы являются: лекции, беседы, диспуты, интерактивные технологии, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания и т.п. (Приложение 2, 3)

Воспитательная работа по предупреждению противоправного поведения учащихся во внеурочное время требует включения учащихся в такие виды деятельности, которые способствуют осмыслению ими знаний о морали и праве, развитию способности и умений соотносить жизненные ситуации с нравственно-правовыми нормами, адекватно их оценивать и выбирать стиль поведения (Приложение 4)

Учебно-познавательная деятельность способствует приобретению учащимися знаний в сфере права, формированию умений переносить их на собственный опыт.

Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения.

Общественная деятельность создает условия для формирования социальной позиции учащихся, определения своего места и роли в классе, гимназии. Позволяет сформировать коммуникативные умения.

Правоохранительная деятельность включает правовое поведение и контроль соблюдения правил поведения в учебном заведении и вне его.

Общение развивает коммуникативные умения, регулируемые нравственно-правовыми нормами; позитивно разрешает конфликты без ущемления прав другого человека.
Приложение 1

Изучение условий, в которых воспитывается учащийся, включает следующие направления:


  • изучение ближайшего окружения, семьи, друзей учащегося;

  • изучение положения в учебном коллективе (классе, группе), взаимоотношений с одноклассниками, педагогами;

  • установление вхождения в другие коллективы (формальные, неформальные);

  • выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию;

  • определение реакции на применяемые методы воспитания.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: анализ документации; изучение социального окружения ребенка, составление социально-педагогической характеристики семьи ребенка, посещение семьи; составление карты наблюдения за учащимся с противоправным опытом; журнал учета преступлений и правонарушений; беседа; опрос; социометрия.
Приложение 2

Внеклассное мероприятие «Живая газета»

Цель: обучение учащихся самостоятельному анализу собственного поведения; формирование ЗОЖ; развитие правового самосознания.

Ход: учащимся раздаются маркеры, карандаши, фломастеры, ватман и предлагается подготовить газету. Для этого класс делится на пары, каждая из которых должна составить мини-репортаж и поместить его в соответствующую рубрику. В конце проводится коллективный анализ газеты, обобщаются результаты.

Примерные названия рубрик:



  • Вежливость или хамство?

  • Вредные привычки или здоровый образ жизни?

  • Деньги или дружба?

  • Следовать эмоциям или разуму?

  • Быть как все или отличаться?


Приложение 3

Практикум: «Выбор образа жизни»

Цель: формирование потребности строить собственную жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.

Ход:

на доске вывешивается ватман со словами, помещенными в двух столбцах:



ненависть

любовь

болезнь

здоровье

лень

трудолюбие

война

мир

вражда

дружба

обижать

помогать

одиночество

коллективность

зло

добро

Ведущий просит учащихся раскрыть смысл выражения «Законы джунглей». Затем обращает их внимание на ватман с написанными на нем словами и предлагает, используя данные слова, составить свои «Законы жизни в обществе», например, «Делая добро другим, ты помогаешь себе». (Записывать на доске). После того, как «законы» будут сформулированы, ведущий акцентирует внимание детей на том, что в них не употребляются слова из левого столбца, и делает вывод, что в жизни нужно руководствоваться правилами, основанными на общечеловеческих ценностях.

Приложение 4

. Занятие-практикум с элементами тренинга


«Подростковая агрессия: особенности, методы коррекции»

Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств.

Задачи:

- стимуляция изучения самого себя и окружающих, эмоциональный и ролевой обмен;



  • выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;

  • научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

Ход занятия:

Педагог-психолог. Ребята, сегодня я предлагаю вам стать участниками занятия с элементами тренинга по коррекции такого эмоционального состояния как агрессия.


Человек, вступая в социальное взаимодействие, сталкивается с различными проявлениями агрессии и жестокости. Агрессивная энергия дана каждому человеку от природы. Однако люди использует ее по-разному. Одни - чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна.

Давайте посмотрим на определения:

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение.

Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим. Нужно ли вам это? Тогда мы и будем учиться этому сегодня на занятии.



Первое упражнение – разогревающее.

Педагог-психолог. Передавая мяч, назовите ваши качества: одно отрицательное и одно положительное. (Выполнение задания).

Обсуждение. Легко или трудно было сформулировать? Какие качества находили легче: положительные или отрицательные?

Педагог-психолог. Итак, вы готовы для дальнейшей работы?

Я раздам вам рисунки с изображением двух людей. Представьте, что слева – портрет человека, с которым у вас произошел конфликт, или он просто вас обидел, вы злитесь на него, сердитесь. Теперь представьте, что вы выражаете свои чувства к этому человеку. Не сдерживайте свои эмоции, определитесь в своем поведении по отношению к нему. Выразите это на бумаге: словами, рисунком, так, чтобы было понятно, как вы отреагировали. (Идет выполнение задания).



Педагог-психолог. А теперь отложите свои листочки в сторону, мы с вами еще вернемся к ним в конце занятия и проведем анализ.

А теперь я предлагаю вам коллективно решить проблему.

Скажите, как нередко подростки решают и доказывают свою правоту в спорных ситуациях? (ответы детей)

В драке, используя бранные слова, оскорбления.

Чем мотивируют они свое поведение?

(ответы):



  • Мне нельзя показать, что я слабее, чем они.

  • Кроме ругательств и оскорблений они не понимают другого языка.

  • В любом споре последнее слово должно остаться за мной.

Педагог-психолог. Проведем коррекцию их осмысления, можем ли мы опровергнуть их?

(ответы детей):

  • Если не остановить драку, можно совершить и тяжкое преступление. «Самосуд – не суд». «Самому судить – не рассудить».

  • Через оскорбления не найдешь истины. «Брань правды не любит».

  • Сильный человек не выставляет свою силу напоказ. «Сила молчит, слабость кричит». «Сила не в силе, а в правде».

Педагог-психолог. Подведем итог: что вы можете сделать, чтобы предотвратить драку, оскорбления?

(ответы детей):



  • Буду умнее всех и постараюсь предотвратить или остановить драку.

  • Уйду из такой компании.

  • Постараюсь решить вопрос с помощью слов, объяснений, т. е. мирным путем.

Педагог-психолог. Послушайте притчу. Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ.

Как вы понимаете это высказывание?



(ответы детей):

  • бороться со злом без применения силы;

  • идти на компромисс;

  • избегать деструктивных форм агрессии;

  • быть добрым;

  • уважать справедливость;

  • уметь признавать свое поражение, неправоту.

Педагог-психолог. В процессе нашей работы вы познакомились с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессивности.

Я предлагаю вам вернуться к заданию 2. Возьмите рисунки с изображением человека. Вспомните, как вы первоначально отреагировали на своего обидчика и попробуйте по-новому разрешить ситуацию с ним (выполнение задания).



Педагог-психолог. Поделитесь с группой своим опытом:

  • Какую ситуацию вы представляли, как вы отреагировали первый раз и второй, чем отличаются ваши чувства в начале и конце упражнения?

(ответы детей).

Педагог-психолог. Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?

  2. Каким способом вы справляетесь со своей агрессивной энергией? Даете ей выход или наоборот стараетесь сдерживать?

  3. Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?

  4. Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии? (высказываются все участники).

Педагог-психолог. Ребята, вернемся к нашему правилу: «Можно противостоять злу, не причиняя зло в ответ». Для этого нужно избавиться от негативных эмоций, чувств, одним словом – от деструктивной агрессии. Я предлагаю вам еще одно упражнение.

Напишите на листочках все отрицательные чувства, которые мешают вам общаться, делать хорошие поступки, то, от чего бы вы хотели избавиться.

(Выполнение задания).

Педагог-психолог. Ваши листочки с отрицательными чувствами мы сожжем. Таким образом, символически вы избавляетесь от деструктивной энергии.

(выполнение упражнения). Педагог-психолог. Чему вы научились на занятии?



  • Легко ли вам было работать?

(ответы)

  • Завершение работы. Все берутся за руки и закрывают глаза.

«Сейчас мы находимся в кругу друзей. Все мы здесь доверяем друг другу, понимаем каждого и готовы всегда прийти на помощь. Давайте искренне пожмем друг другу руки и передадим свою любовь, тепло, все самое хорошее, чистое, светлое. Пожелаем добра, взаимопонимания, надежды, веры и любви. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу».
Приложение 5

Опросник для учащихся

Заранее благодарим Вас за участие.

Необходимо выбрать один или несколько ответов, можно написать свой вариант.


  1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?

  • читать книги; смотреть телевизор;

  • встречаться с друзьями; ходить в кино;

  • слушать музыку; ходить в театры, на выставки; другое.

  1. Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть?

  • боевики; триллеры; детективы;

  • комедии; мелодрамы; классику; другое.

  1. Какие телепередачи Вас больше всего интересуют?

  • политические обзоры; спортивные программы;

  • показы мод; телеигры;

  • музыкальные программы; другое.

  1. Какая музыка Вам больше всего нравится?

  • классический рок; тяжелый рок; джаз; рэп;

  • поп-музыка; кантри; отечественная эстрада; другое.

5.Что Вы обычно читаете в свободное время?

  • поэзию; научно-популярную литературу;

  • детективы; фантастику; романы; газеты; журналы; другое.

6. Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни? (выберите главное)

  • не пить; не курить; заниматься спортом;

  • полноценно и правильно питаться; не употреблять наркотики;

  • не вести беспорядочную половую жизнь;

  • вести осмысленную жизнь;

  • жить полноценной духовной жизнью;

  • другое.

  1. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов ЗОЖ?

  • да; нет; частично;

  • эта проблема меня пока не интересует;

  • другое.

  1. Чего Вы боитесь больше всего в этой жизни?

  • стать жертвой катастрофы (авиа-, авто-, железнодорожной);

  • стать наркоманом;

  • заболеть СПИДом;

  • потерять жилье и стать БОМЖем;

  • стать жертвой массовых беспорядков, уличной драки;

  • пострадать от экологической катастрофы;

  • оказаться участником гражданской войны;

  • другое.

  1. Насколько безопасно Вы себя чувствуете?

  • ничего и никого не боюсь;

  • никогда не сталкивался с настоящей опасностью;

  • опасные ситуации возникают, но я с ними справляюсь;

  • в вечернее время предпочитаю сидеть дома;

  • другое.

  1. Какая профессия, род занятий представляется Вам наиболее престижной и достойной?

научный работник; преподаватель;

военный; врач;

рабочий; инженер;

фермер; бизнесмен;

юрист; экономист;

другое.


  1. Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам справляться с жизнью, с возникающими трудностями и проблемами?

- друзья; родители; природа; домашние животные; религия (какая?); искусство (какое?); хобби (какое?); другое.

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Пол: ________

Возраст: ____________



Спасибо!






страница 1

Смотрите также: