страница 1 Опыт организации работы
по профилактике правонарушений обучающихся
Солонец Надежда Адамовна, педагог социальный
ГУО «Гимназия №1 г. Старые Дороги»
Воспитательная работа по предупреждению противоправного поведения должна быть сориентирована на формирование ценностно-правового пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к правопорядку, защищенности и самозащищенности личностного достоинства учащихся, в особенности подростков с девиантным поведением. Среди направлений воспитательной работы по замещению противоправного опыта учащихся выделяются следующие:
-
диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся;
-
изучение причин, способствующих образованию у них противоправного опыта (Приложение 1);
-
осуществление работы по нравственно-правовому просвещению учащихся в процессе образования;
-
формирование позитивного нравственно-правового опыта поведения учащихся во внеурочной деятельности.
Диагностика включает определение уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся, изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта.
В процессе диагностики нравственно-правовой воспитанности личности учащегося следует выявлять:
уровень сформированности нравственно-правовых знаний: знание морали и права; принятие идеологии белорусского государства; усвоение системы нравственно-правовых ценностей (используются методики изучения: опросники, анкеты, тесты, сочинения, беседы);
уровень развития нравственных чувств и отношений: уважение законов Республики Беларусь, отношение к нормам морали и права как к ценности; гуманное отношение к окружающему миру, сформированность нравственных качеств (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки (используются методики изучения: наблюдение, беседы, тесты, ранжирование, самооценка, социометрия, методики изучения мотивов участия в деятельности, интервью и самоинтервью, эссе);
направленность опыта деятельности и поведения: социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, способность к саморегуляции, дисциплинированность, законопослушание (используются методики изучения: наблюдение, квалиметрические методики (ситуации поведенческого выбора), игры, сочинения).
Нравственно-правовое просвещение в образовательном процессе осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества. Продуктивными методами этой работы являются: лекции, беседы, диспуты, интерактивные технологии, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания и т.п. (Приложение 2, 3)
Воспитательная работа по предупреждению противоправного поведения учащихся во внеурочное время требует включения учащихся в такие виды деятельности, которые способствуют осмыслению ими знаний о морали и праве, развитию способности и умений соотносить жизненные ситуации с нравственно-правовыми нормами, адекватно их оценивать и выбирать стиль поведения (Приложение 4)
Учебно-познавательная деятельность способствует приобретению учащимися знаний в сфере права, формированию умений переносить их на собственный опыт.
Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения.
Общественная деятельность создает условия для формирования социальной позиции учащихся, определения своего места и роли в классе, гимназии. Позволяет сформировать коммуникативные умения.
Правоохранительная деятельность включает правовое поведение и контроль соблюдения правил поведения в учебном заведении и вне его.
Общение развивает коммуникативные умения, регулируемые нравственно-правовыми нормами; позитивно разрешает конфликты без ущемления прав другого человека.
Приложение 1
Изучение условий, в которых воспитывается учащийся, включает следующие направления:
-
изучение ближайшего окружения, семьи, друзей учащегося;
-
изучение положения в учебном коллективе (классе, группе), взаимоотношений с одноклассниками, педагогами;
-
установление вхождения в другие коллективы (формальные, неформальные);
-
выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию;
-
определение реакции на применяемые методы воспитания.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: анализ документации; изучение социального окружения ребенка, составление социально-педагогической характеристики семьи ребенка, посещение семьи; составление карты наблюдения за учащимся с противоправным опытом; журнал учета преступлений и правонарушений; беседа; опрос; социометрия.
Приложение 2
Внеклассное мероприятие «Живая газета»
Цель: обучение учащихся самостоятельному анализу собственного поведения; формирование ЗОЖ; развитие правового самосознания.
Ход: учащимся раздаются маркеры, карандаши, фломастеры, ватман и предлагается подготовить газету. Для этого класс делится на пары, каждая из которых должна составить мини-репортаж и поместить его в соответствующую рубрику. В конце проводится коллективный анализ газеты, обобщаются результаты.
Примерные названия рубрик:
-
Вежливость или хамство?
-
Вредные привычки или здоровый образ жизни?
-
Деньги или дружба?
-
Следовать эмоциям или разуму?
-
Быть как все или отличаться?
Приложение 3
Практикум: «Выбор образа жизни»
Цель: формирование потребности строить собственную жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.
Ход:
на доске вывешивается ватман со словами, помещенными в двух столбцах:
-
ненависть
|
любовь
|
болезнь
|
здоровье
|
лень
|
трудолюбие
|
война
|
мир
|
вражда
|
дружба
|
обижать
|
помогать
|
одиночество
|
коллективность
|
зло
|
добро
|
Ведущий просит учащихся раскрыть смысл выражения «Законы джунглей». Затем обращает их внимание на ватман с написанными на нем словами и предлагает, используя данные слова, составить свои «Законы жизни в обществе», например, «Делая добро другим, ты помогаешь себе». (Записывать на доске). После того, как «законы» будут сформулированы, ведущий акцентирует внимание детей на том, что в них не употребляются слова из левого столбца, и делает вывод, что в жизни нужно руководствоваться правилами, основанными на общечеловеческих ценностях.
Приложение 4
. Занятие-практикум с элементами тренинга
«Подростковая агрессия: особенности, методы коррекции»
Цель: проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств.
Задачи:
- стимуляция изучения самого себя и окружающих, эмоциональный и ролевой обмен;
-
выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;
-
научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.
Ход занятия:
Педагог-психолог. Ребята, сегодня я предлагаю вам стать участниками занятия с элементами тренинга по коррекции такого эмоционального состояния как агрессия.
Человек, вступая в социальное взаимодействие, сталкивается с различными проявлениями агрессии и жестокости. Агрессивная энергия дана каждому человеку от природы. Однако люди использует ее по-разному. Одни - чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна.
Давайте посмотрим на определения:
Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства.
Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение.
Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим. Нужно ли вам это? Тогда мы и будем учиться этому сегодня на занятии.
Первое упражнение – разогревающее.
Педагог-психолог. Передавая мяч, назовите ваши качества: одно отрицательное и одно положительное. (Выполнение задания).
Обсуждение. Легко или трудно было сформулировать? Какие качества находили легче: положительные или отрицательные?
Педагог-психолог. Итак, вы готовы для дальнейшей работы?
Я раздам вам рисунки с изображением двух людей. Представьте, что слева – портрет человека, с которым у вас произошел конфликт, или он просто вас обидел, вы злитесь на него, сердитесь. Теперь представьте, что вы выражаете свои чувства к этому человеку. Не сдерживайте свои эмоции, определитесь в своем поведении по отношению к нему. Выразите это на бумаге: словами, рисунком, так, чтобы было понятно, как вы отреагировали. (Идет выполнение задания).
Педагог-психолог. А теперь отложите свои листочки в сторону, мы с вами еще вернемся к ним в конце занятия и проведем анализ.
А теперь я предлагаю вам коллективно решить проблему.
Скажите, как нередко подростки решают и доказывают свою правоту в спорных ситуациях? (ответы детей)
В драке, используя бранные слова, оскорбления.
Чем мотивируют они свое поведение?
(ответы):
-
Мне нельзя показать, что я слабее, чем они.
-
Кроме ругательств и оскорблений они не понимают другого языка.
-
В любом споре последнее слово должно остаться за мной.
Педагог-психолог. Проведем коррекцию их осмысления, можем ли мы опровергнуть их?
(ответы детей):
-
Если не остановить драку, можно совершить и тяжкое преступление. «Самосуд – не суд». «Самому судить – не рассудить».
-
Через оскорбления не найдешь истины. «Брань правды не любит».
-
Сильный человек не выставляет свою силу напоказ. «Сила молчит, слабость кричит». «Сила не в силе, а в правде».
Педагог-психолог. Подведем итог: что вы можете сделать, чтобы предотвратить драку, оскорбления?
(ответы детей):
-
Буду умнее всех и постараюсь предотвратить или остановить драку.
-
Уйду из такой компании.
-
Постараюсь решить вопрос с помощью слов, объяснений, т. е. мирным путем.
Педагог-психолог. Послушайте притчу. Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зло в ответ.
Как вы понимаете это высказывание?
(ответы детей):
-
бороться со злом без применения силы;
-
идти на компромисс;
-
избегать деструктивных форм агрессии;
-
быть добрым;
-
уважать справедливость;
-
уметь признавать свое поражение, неправоту.
Педагог-психолог. В процессе нашей работы вы познакомились с различными «безвредными» способами разрядки собственного гнева и агрессивности.
Я предлагаю вам вернуться к заданию 2. Возьмите рисунки с изображением человека. Вспомните, как вы первоначально отреагировали на своего обидчика и попробуйте по-новому разрешить ситуацию с ним (выполнение задания).
Педагог-психолог. Поделитесь с группой своим опытом:
-
Какую ситуацию вы представляли, как вы отреагировали первый раз и второй, чем отличаются ваши чувства в начале и конце упражнения?
(ответы детей).
Педагог-психолог. Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:
-
В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?
-
Каким способом вы справляетесь со своей агрессивной энергией? Даете ей выход или наоборот стараетесь сдерживать?
-
Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?
-
Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии? (высказываются все участники).
Педагог-психолог. Ребята, вернемся к нашему правилу: «Можно противостоять злу, не причиняя зло в ответ». Для этого нужно избавиться от негативных эмоций, чувств, одним словом – от деструктивной агрессии. Я предлагаю вам еще одно упражнение.
Напишите на листочках все отрицательные чувства, которые мешают вам общаться, делать хорошие поступки, то, от чего бы вы хотели избавиться.
(Выполнение задания).
Педагог-психолог. Ваши листочки с отрицательными чувствами мы сожжем. Таким образом, символически вы избавляетесь от деструктивной энергии.
(выполнение упражнения). Педагог-психолог. Чему вы научились на занятии?
-
Легко ли вам было работать?
(ответы)
-
Завершение работы. Все берутся за руки и закрывают глаза.
«Сейчас мы находимся в кругу друзей. Все мы здесь доверяем друг другу, понимаем каждого и готовы всегда прийти на помощь. Давайте искренне пожмем друг другу руки и передадим свою любовь, тепло, все самое хорошее, чистое, светлое. Пожелаем добра, взаимопонимания, надежды, веры и любви. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу».
Приложение 5
Опросник для учащихся
Заранее благодарим Вас за участие.
Необходимо выбрать один или несколько ответов, можно написать свой вариант.
-
Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?
-
читать книги; смотреть телевизор;
-
встречаться с друзьями; ходить в кино;
-
слушать музыку; ходить в театры, на выставки; другое.
-
Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть?
-
боевики; триллеры; детективы;
-
комедии; мелодрамы; классику; другое.
-
Какие телепередачи Вас больше всего интересуют?
-
политические обзоры; спортивные программы;
-
показы мод; телеигры;
-
музыкальные программы; другое.
-
Какая музыка Вам больше всего нравится?
-
классический рок; тяжелый рок; джаз; рэп;
-
поп-музыка; кантри; отечественная эстрада; другое.
5.Что Вы обычно читаете в свободное время?
-
поэзию; научно-популярную литературу;
-
детективы; фантастику; романы; газеты; журналы; другое.
6. Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни? (выберите главное)
-
не пить; не курить; заниматься спортом;
-
полноценно и правильно питаться; не употреблять наркотики;
-
не вести беспорядочную половую жизнь;
-
вести осмысленную жизнь;
-
жить полноценной духовной жизнью;
-
другое.
-
Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов ЗОЖ?
-
да; нет; частично;
-
эта проблема меня пока не интересует;
-
другое.
-
Чего Вы боитесь больше всего в этой жизни?
-
стать жертвой катастрофы (авиа-, авто-, железнодорожной);
-
стать наркоманом;
-
заболеть СПИДом;
-
потерять жилье и стать БОМЖем;
-
стать жертвой массовых беспорядков, уличной драки;
-
пострадать от экологической катастрофы;
-
оказаться участником гражданской войны;
-
другое.
-
Насколько безопасно Вы себя чувствуете?
-
ничего и никого не боюсь;
-
никогда не сталкивался с настоящей опасностью;
-
опасные ситуации возникают, но я с ними справляюсь;
-
в вечернее время предпочитаю сидеть дома;
-
другое.
-
Какая профессия, род занятий представляется Вам наиболее престижной и достойной?
научный работник; преподаватель;
военный; врач;
рабочий; инженер;
фермер; бизнесмен;
юрист; экономист;
другое.
-
Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам справляться с жизнью, с возникающими трудностями и проблемами?
- друзья; родители; природа; домашние животные; религия (какая?); искусство (какое?); хобби (какое?); другое.
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
Пол: ________
Возраст: ____________
Спасибо!
страница 1
|