Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Опыт работы специалистов СППС ГУО «Гимназия №3 г. Борисова»

по профилактике жестокого обращения, насилия в отношении детей
Борщевская Юлия Юрьевна,

педагог социальный,

Орловская Лилия Константиновна,

педагог-психолог ГУО «Гимназия №3 г. Борисова»


Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
   Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье. Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые воспитываются в неполных семьях, семьях, где роль отца исполняет отчим, многодетных семьях.

Проанализировав социально-педагогическую характеристику учреждения образования мы пришли к выводу, что в гимназии обучается большое количество детей из выше перечисленных категорий семей.



Общее количество обучающихся

915

Количество многодетных семей

26 (2, 8%)

Количество неполных семей

166 (18%)

Таким образом, профилактика жестокого обращения с детьми является нужной и актуальной для нашего учреждения образования.

Целью нашей работы в этом направлении является:

обеспечение единого комплексного подхода специалистов СППС к профилактике жестокого обращения с детьми и разрешению ситуаций, связанных с этой проблемой.


Задачи:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) Раннее выявление семейного неблагополучия;

3) Создание условий для социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся;


4) Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, законных представителей.
Профилактическая работа включает в себя четыре направления:

  • Организационное;

  • Диагностическое;

  • Реализационное;

  • Обобщающе-перспективное;


Организационное направление включает в себя разработку плана профилактической работы, изучение литературы по теме.

Диагностическое направление предполагает посещение семей обучающихся (составление актов ЖБУ несовершеннолетнего), выявление случаев жестокого обращения с детьми в семье, образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками, школе, социуме (метод анкетирования).

Кроме того источниками информации о семейном неблагополучии могут быть:

  • воспитатели группы продленного дня;

  • педагоги учреждения образования;

  • врачи;

  • участковый инспектор;

  • родственники, соседи, друзья;

  • материалы психодиагностики;

  • результаты рейдов;

  • жалобы и заявления граждан;

Реализационное направление предполагает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями; обучение детей способам решения конфликтных ситуаций, противодействия жестокому обращению, защите их прав; информирование педагогов гимназии о необходимости и формах и методах проведения профилактической работы, стратегии поведения в случаях выявления жестокого обращения с детьми.

Обобщающе-перспективное направление предполагает анализ проведенной работы и разработку стратегии дальнейшей деятельности по всем направлениям.

Алгоритм действий педагогов гимназии в случае выявления жестокого обращения с ребенком


Классный руководитель:

Сообщение специалистам службы СППС и администрации УО о выявленном случае жестокого обращения.

Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.

Оказание моральной поддержки ребенку.




Социальный педагог:

Уведомление РОО, СПЦ о выявленном факте

Проведение социального расследования

Составление индивидуального плана защиты ребенка




Педагог-психолог:

Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка)

Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.

Рекомендации учителям-предметникам и классному руководителю по организации индивидуального подхода в работе с ребенком

Дальнейшее психологическое сопровождение (арт-терапия, песочная терапия, и др.)


План работы специалистов СППС ГУО «Гимназия №3 г. Борисова»
по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации
на 2011-2012 годы



Работа с учащимися



Название мероприятия

Дата




Анкетирование учащихся 5-9 классов с целью выявления жестокого обращения с детьми.



Октябрь 2011г




Психологическая игра «Город эмоций»; ( 5-ые классы)

Декабрь 2011г




Брей-ринг «По страницам закона РБ «О правах ребенка»» (6 классы)

Апрель 2011г




Обучение учащихся 1,5,10 классов навыкам психологической адаптации

Октябрь-ноябрь 2011г, 2012г.




Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения

Октябрь-ноябрь 2011г, 2012г.




Психологический урок «Ты не одинок» (8-ые классы)


Март 2012г




Просмотр и обсуждение фильма «Я пришел из детства, как из страны». (7-ые классы)


Апрель 2012г




Игровой практикум «Один дома» (5 классы)

Март 2012




Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах гимназии







Час общения с представителем Русской Православной Церкви, отцом Сергием «Духовно-нравственные принципы во взаимоотношениях юношей и девушек» (9 классы)

Март 2012г

Работа с законными представителями




Размещение информации для родителей на интернет-сайте гимназии «Бить или не бить? Вот в чем вопрос».

Октябрь 2011г




Родительское собрание «Как правильно воспитывать подростка». (7 классы)


Декабрь 2011г




Круглый стол для родителей «Как если не так? Или правила ненасильственной педагогики»

Ноябрь 2011




Акция «Дети не для насилия»

Март 2012г




Организация общешкольного родительского собрания в рамках акции «Дети не для насилия» с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, прокуратуры, РУВД, отдела ЗАГС.

Март 2012г




Индивидуальное консультирование (по запросу)

В течение года

Работа с педагогами




Мастер-класс «Как вести себя в случае раскрытия насилия»

Январь 2011г




Групповая встреча «Подросток и субкультура».

Сентябрь 2011г




Групповая консультация для классных руководителей 5-9 классов. Обсуждение результатов анкетирования «Дети - не для насилия»

Ноябрь 2011г




Семинар «Правовые основы семьи»;

Март 2012г




Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав.

В течение года


страница 1

Смотрите также: