Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Основные направления налоговой политики

в 2013 году

(Материал в помощь докладчикам)


Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель налоговой политики на эту пятилетку – это повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в этой сфере являются:

- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.

Перед налоговым ведомством сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Уменьшение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3%-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, а также сокращено количество ста­вок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога.

Также снижена налоговая нагрузка на доходы физических лиц облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих и дополнительного введения новых льгот.

С целью максимального упрощения порядка расчетов и уплаты налогов, составления налоговой отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение НДС, акцизами, налогом на прибыль по принципу начисления. С 2013 г. в Налоговом кодексе реализованы также положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Так же сегодня на практике реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов.

С 2013 года для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (доплаты). Указанный срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок - не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность.

С этого года предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 процентов за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем, эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.

Результатом упрощения налогового администрирования стало продвижение Беларуси в международных рейтингах. Наша страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.

Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в отношении налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путем внесения предложений по следующим направлениям:



  • сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата;

  • совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков;

  • изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков;

  • применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

  • проработка вопроса введения консолидированного плательщика налогов для участников холдингов.

Как известно, сами по себе налоги не попадают в государственную казну.

Для обеспечения полноты уплаты налогов и формирования доходов бюджета в запланированных объемах необходим целый комплекс условий. Основными функциями грамотно организованной и эффективной системы сбора налогов являются информирование, консультирование и оказание методологической помощи плательщикам по вопросам исполнения налогового законодательства. Сюда же следует отнести создание для плательщиков комфортных условий исполнения налоговых обязательств и минимизации издержек бизнеса на уплату налогов. Немаловажное значение имеют учет плательщиков и уплаченных ими налогов как основа аналитической составляющей налогового администрирования и, безусловно, контроль за соблюдением налогового законодательства, система мер принудительного взыскания в целях погашения задолженности по платежам в бюджет. Выстраиванием такой системы и занимается белорусская налоговая служба на протяжении последних лет.

Налоговая служба обеспечивает сбор практически всех установленных законодательством налогов, за исключением платежей, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В среднем удельный вес контролируемых МНС платежей в доходах консолидированного бюджета страны за последние пять лет составил свыше 67 %. Нетрудно посчитать: это фактически 2/3 консолидированного бюджета. Ежегодно налоговые органы не только стабильно обеспечивали формирование доходов бюджета в заданных объемах, но и превышали их. В 2008-2012 гг. ежегодно в государственную казну сверх плана поступало в среднем 1,2 трлн. руб.

В 2012 г. налоговыми органами Беларуси в консолидированный бюджет собрано 101,4 трлн. руб., в том числе в республиканский — почти 39 трлн. руб., в местные бюджеты — 62,4 трлн. руб. Объемы платежей, контролируемых МНС, по сравнению с 2011 г. возросли на 47,6 трлн. руб. В сопоставимых ценах с учетом индекса-дефлятора темп роста поступлений составил 107,7 %. Плановые назначения консолидированного бюджета обеспечены налоговыми органами на 100,5 %, дополнительно сверх плана в государственную казну поступило более 500 млрд. руб.

В разрезе всех основных доходных источников обеспечено выполнение плановых заданий, за исключением НДС. Причина необеспечения поступления НДС в бюджет в запланированных объемах кроется в росте возмещений из бюд­жета в связи с расширением экспортной деятельности субъектов хозяйствования. Всего за 2012 г. налоговыми органами возмещено плательщикам 45,7 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 10,8 трлн. руб., или в 1,3 раза, превышает прошлогодний уровень. И если в 2011 г. из бюджета было возмещено 42,9 % совокупных поступлений НДС (т.е. с учетом того НДС, который платится из стран Таможенного союза и из стран дальнего зарубежья), то в 2012 г. — уже более 50%.

В течение 2012 г. количество плательщиков, участвующих в формировании бюджета, увеличилось на 74,1 тыс., или на 2,2 %, в том числе организаций — на 8,4 тыс., или на 5,2 %, инди­видуальных предпринимателей — на 13,6 тыс., или на 6,2 %, физических лиц — на 52,1 тыс., или на 1,8 %. По состоянию на 1 января 2013 г на учете в налоговых органах состояло почти 332 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 99,1 тыс. организаций и 232,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В бюджет от всех субъектов малого предпринимательства поступило около 23 трлн. руб. налогов и сборов, или 22,7 % доходов бюджета; темп роста платежей составил 118,2 %. От организаций поступило 20,7 трлн. руб., или 20,4 % (темп роста 119,7 %); от индивидуальных предпринимателей — 2,3 трлн. руб., или 2,2 % доходов бюджета (темп роста 105,9 %). Вклад в бюджет физических лиц составил 1,9 трлн. руб. (без учета подоходного налога, удержанного и перечисленного в бюджет налоговыми агента­ми), или 1,9 % всех доходов бюджета (темп роста 125,9 %).

Доля платежей, поступивших в бюджет в добровольном порядке, в общих поступлениях, контролируемых налоговыми органами, возросла по сравнению с 2011 г. на 0,2 % и составила 97,3 %, что является, своего рода индикатором роста налоговой культуры плательщиков.

По состоянию на 1 января 2013 г. задолженность плательщиков по налоговым обязательствам составила 32,5 млрд. руб., или 0,02 % к годовому плану доходов бюджета. За последние пять лет уровень налоговой задолженности к годовому плану доходов консолидированного бюджета снижен в 6 раз: с 0,12 % по состоянию на 1 января 2009 г до 0,02 % — на 1 января 2013 г.

С 2009 г. в Беларуси внедрена и динамично развивается система электронного декларирования, которая способствует развитию цивилизованного бесконтактного взаимодействия налоговых органов с плательщиками с использованием интернет-технологий. На 1 января 2013 г. к системе электронного декларирования подключены почти 106 тыс. субъектов предпринимательской деятельности (67,2 тыс. коммер­ческих организаций и 38,6 тыс. индивидуальных предпринимателей), или 29,2 % от их общего количества.

Данная услуга в значительной степени позволяет плательщикам сэкономить время, затрачиваемое на представление в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, предусмотренных административными процедурами, в формате EXCEL и WORD. Так, в 2012 г. на портал МНС помимо 1 млн. 200 тыс. налоговых деклараций (расчетов) поступило более 120 тыс. различных электронных документов.

Согласно данным, полученным Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь при проведении анкетирования плательщиков, на вопрос «Удобно ли вам представлять декларации в электронном виде?» абсолютное большинство респондентов (89,9 %) ответило «Удобно». Лишь 7,4 % ответили «Неудобно».

В ближайшей перспективе для плательщиков планируется реализовать ряд новых электронных сервисов и услуг, в том числе направление физическим лицам извещений об уплате имущественных налогов и об объектах налогообложения; уплату налогов с использованием интернет-банкинга; заполнение ряда налоговых деклараций (расчетов) и возможность направления их на портал МНС непосредственно из бухгалтерских учетных систем, без установки на компьютере плательщика АРМ «Плательщик».

Таким образом, внедрение в практику налогового администрирования новых электронных сервисов обеспечит создание одного из компонентов «электронного правительства» по предоставлению государственных электронных услуг в сфере налогообложения.

Еще одним концептуальным направлением деятельности налоговых органов является проведение широкой информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение налоговой грамотности плательщиков. За последние два года налоговые органы перешли от простейшего информирования к реальному взаимодействию с плательщиками и общественностью. Основными направлениями их информационно-разъяснительной работы стали разъяснительно-предупредительная деятельность, просветительская деятельность.

Ежегодно налоговыми органами при участии СМИ проводится свыше 25 000 разъяснительных мероприятий, в том числе деловые встречи, круглые столы и семинары, прямые и «горячие» телефонные и интернет-линии.

Любопытный факт: при возникновении проблемных вопросов в части налогообложения за разъяснением плательщики в первую очередь обращаются в налоговую инспекцию. Такое мнение высказали 75,3 % опрошенных респондентов. О доверии налоговым органам своего района в 2012 г заявили 80,9 % опрошенных (в сентябре 2011 г. около 70 %).

Для оперативного разъяснения физическим лицам и индивидуальным предпринимателям вопросов применения актов налогового законодательства организована телефонная справочная система налоговых органов, так называемый «call-центр». В 2012 г. операторами телефонной справочной системы даны разъяснения 6 007 физическим лицам и индивидуальным предпринимателям. С января 2013 г. «call-центр» работает в автоматическом режиме и обеспечивает получение справочной информации и информации о действующих налогах в режиме автоответчика всеми плательщиками, в том числе организациями, позвонившими по телефонному номеру 8 (017) 229-79-79.

Одной из задач налоговых органов является обеспечение контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не только фискальными мерами, но и за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Для достижения поставленной цели налоговые органы последовательно разработали методы и инструменты контроля с использованием информационных технологий. На протяжении последних лет в целях совершенствования контрольной деятельности налоговых органов, придания ей предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений в сфере соблюдения налогового законодательства и осуществления предпринимательской деятельности, приори­тет был отдан таким направлениям ее развития, как упорядочение проводимых проверок, целенаправленный отбор плательщиков, углубленная предпроверочная подготовка.

С изданием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510, главным разработчиком которого явилось МНС, в качестве основополагающего принципа организации контрольной деятельности, в том числе планирования проверок, закреплен принцип управления рисками, включающий в себя возможность выявлять нарушителей и стимулировать субъектов хозяйствования к самооценке и повышению эффективности деятельности.

Благодаря отказу от тотального контроля и ориентации контрольной работы на зоны риска и выявление нелегальных схем налоговым органам удалось добиться высоких результатов контрольной работы. Результативность проверок субъектов предпринимательской деятельности, включенных в координационный план проверок, за 2012 г. составила 99,1 % (за 2011 г. — 98,9 %). Однако это не говорит о том, что все субъекты хозяйствования являются нарушителями. Причина высокой результативности проверок кроется в качественной предпроверочной подготовке налоговых органов. Из проверяемых субъектов, запланированных к проверке, 1 776 субъектов проверок, получив уведомления о проведении проверок, представили в налоговые органы уточненные налоговые декларации (расчеты), уплатив добровольно 127,1 млрд. руб. платежей в бюджет.

Применение нового метода осуществления контроля — мониторинга за три месяца 2012 г. позволило пополнить бюджет на 119,7 млрд. руб. налогов, уплаченных субъектами хозяйствования после рекомендаций в добровольном порядке.

Кроме того, в 2012 г. в ходе проверок, проводимых налоговыми органами, выявлены факты уклонения от уплаты налогов и сборов путем оформления сделок с субъектами, деятельность которых имеет признаки лжепредпринимательской структуры. По результатам указанных проверок доначислено 122,6 млрд. руб. налогов. При проведении проверок организаций, использующих различные схемы ухода от налогообложения, налоговыми органами предъявлено к уплате 103,9 млрд. руб. Из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей на общую сумму 175,4 млрд. руб. Контрольная деятельность налоговых органов позволила вывести из теневого оборота 696,7 млрд. руб. налоговых платежей.

За 2012 г. налоговыми органами проведены 57 462 проверки плательщиков, от которых в бюджет поступило 261,4 млрд. руб. От каждого рубля, полученного налоговыми органами на проведение контрольных закупок, в бюджет вернулись 1 080 руб. Всего за счет контрольных мероприятий и принятых мер по взысканию задолженности государственная казна пополнилась на 2,8 трлн. руб., что составляет 480 % выделенных средств на содержание налоговой службы.

Помимо выполнения контрольных функций деятельность налоговых органов направлена на выработку мер превентивного характера, предусматривающих ограничение взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с недобросовестными субъектами. В связи с этим Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь разработан Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который направлен на комплексное предупреждение ряда экономических правонарушений и уголовных преступлений, совершаемых организованными группами в предпринимательской среде с использованием лжепредпринимательских структур, и создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В настоящее время в данный реестр уже включены 74 субъекта хозяйствования.


Об организации и эффективности контрольной работы

налоговых органов Гродненской области за 2012 год
Как бы ни было совершенно налоговое законодательство, оно не будет соблюдаться без действенной и эффективной системы налогового контроля.

В 2012 году налоговыми органами Гродненской области проведено 7046 проверок субъектов предпринимательства и физических лиц. Если сравнить проверки предприятий и индивидуальных предпринимателей, проведенные в соответствии с Координационным планом контрольной деятельности области, то по сравнению с 2011 годом их количество немного сократилось, на 142 проверки или на 3%, что обусловлено, в первую очередь, требованиями законодательства, регламентирующего контрольную деятельность.

Вместе с тем, по-прежнему, и это неуклонная тенденция последних лет, увеличивается удельный вес субъектов, проверками которых установлены нарушения по уплате налогов. Так, за истекший год по итогам 6760 проверок выявлены факты нарушений, т.е. только 1 проверка из 100 закончилась для плательщика составлением справки об отсутствии нарушений.

В целом по результатам контрольной работы доначислено за 2012 год 26148 млн. рублей, что составляет немногим более 3,7 млн. рублей на 1 проведенную проверку.

Взыскано, или поступило в бюджет, 25,4 млрд. рублей, что составляет более 97% от допричисленных сумм.

Проверками обоснованности возврата (зачета) налога на добавленную стоимость предотвращен незаконный его возврат из бюджета в размере 3,8 млрд. руб.

Кроме того, в 2012 году инспекциями области проведена 2081 внеплановая тематическая оперативная проверка. Эффект от таких проверок зачастую даже более значим, чем от плановых документальных проверок, потому что их проведение позволяет при наличии определенной, достоверной, информации оперативно пресекать некоторые виды нарушений непосредственно в момент их совершения. Эти утверждения подкрепляет и наша статистика.

Так, оперативными проверками изъято из теневого оборота товаров, подакцизной продукции, денежных средств и валюты на 14,1 млрд. руб. Судебные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение подобных административных дел, связанных с конфискацией товаров и имущества, обратили в доход государственного бюджета товаров, на которые налоговыми инспекциями налагался арест, на 8,3 млрд. руб.

Кроме того, 1761 нарушитель понес административное наказание, сумма предъявленных штрафов составила 2,4 млрд. руб.

Хочется отметить, что система контроля налоговых органов – это доказавший на практике свою значимость комплекс мероприятий, позволяющий нам реагировать на те или иные процессы, происходящие в экономике нашей страны и затрагивающие сферу налоговых отношений, своевременно выявлять и упреждать налоговые правонарушения, при необходимости акцентировать вектор контроля на тех сферах деятельности, где создаются наиболее благоприятные с экономической точки зрения предпосылки для совершения правонарушений.

Так, в истекшем году, на особом контроле находилась деятельность субъектов, которые с целью незаконной минимизации налоговых отчислений избрали для себя в качестве контрагентов так называемые «фирмы-однодневки».

В республике уже давно налажена работа по оперативному обмену информацией о деятельности лжепредпринимательских структур, в настоящее время в соответствии с Указом Президента от 23 октября 2012 г. №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» создается государственный Реестр таких недобропорядочных организаций. И в обязанности плательщиков вменено проверять своих партнеров.

Несмотря на это, находятся, а это в основном коммерческие предприятия, которые с целью легализации незаконно ввезенных товаров либо обналичивания денежных средств, оформляют с участием, в основном минских «фирм-однодневок», товарно-транспортные накладные, которые якобы указывают на движение товарно-материальных ценностей. В ходе проверок приходится доказывать иное.

Так, проверкам была подвергнута деятельность 47 субъектов, которые имели отношения с лжепредпринимательскими структурами. По всем фактам доказано отсутствие реальных сделок и доначислено 8,2 млрд. рублей, поступило в доход бюджета 4,6 млрд. руб. Материалы 17 проверок направлены в правоохранительные органы, которыми в отношении руководителей таких фирм возбуждено 8 уголовных дел.

В истекшем году было продолжено проведение контрольных мероприятий по пресечению фактов выплаты нанимателями заработной платы работникам без оформления с ними трудовых договоров. Проверками выявлено 10 таких фактов, доначислено 26,7 млн. руб. платежей в бюджет. У 21 субъекта установлены факты выплаты заработной платы без отражения в регистрах бухгалтерского учета, так называемой «зарплаты в конвертах», по итогам этих проверок предъявлено к уплате 169 млн. руб.

Кроме того, установлено 59 фактов нарушения индивидуальными предпринимателями Указа Президента от 18.06.2005 №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» в части привлечения для занятия предпринимательской деятельностью в качестве наемных работников граждан, не являющихся членами их семей или близкими родственниками. Доначислено 148,3 млн. руб., а также наложено штрафных санкций на сумму 128,4 млн. руб.

Что касается иных сфер деятельности плательщиков, где налоговая дисциплина пока еще далека от идеальной, то можно указать следующие:

- сфера строительных услуг, где 221 проверкой выявлены различные нарушения, связанные с уплатой налогов, предъявлено к уплате 3,4 млрд. руб., в правоохранительные органы направлено 13 материалов проверок, возбуждено 2 уголовных дела;

- сфера торговли автомобильными запчастями и принадлежностями к технике, где выявлено 270 плательщиков, допустивших нарушения и которым предъявлено к уплате 2,1 млрд. руб., 128 должностных лиц привлечены к административной ответственности;

- сфера международных автомобильных грузоперевозок, у 120 перевозчиков установлены нарушения, доначислено 620 млн. руб., в правоохранительные органы направлено 3 материала проверки.

Оперативно-рейдовые мероприятия в 2012 году были сконцентрированы в основном на пресечении нелегального оборота особо ликвидных импортных товаров, ввозимых в республику незаконно, подакцизной продукции, а также на пресечении попыток отдельных граждан заниматься бизнесом без государственной регистрации и уплаты налогов.

Так, установлено 125 фактов незаконного оборота табачных изделий, изъято 1237 тысяч пачек сигарет на сумму 3,7 млрд. руб. В основном, это отечественные табачные изделия, которые маркированы акцизными марками и изначально поступили в торговлю легально. А изымаются табачные изделия у физических лиц, которые приобретают их в больших количествах для дальнейшей контрабандной переправки в сопредельные страны, где цены на сигареты значительно выше, и у них зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение. Данная работа проводится, как правило, в тесном взаимодействиями с территориальными подразделениями комитета пограничных войск и МВД.

Проверками пресечен 94 факт оборота импортных товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками. В основном, это импортные телевизоры, ноутбуки, мобильные телефоны, обувь, компакт-диски, которые ввозятся из-за границы физическими лицами без уплаты причитающихся таможенных платежей и вовлекаются в теневой оборот путем реализации на рынках либо следуют транзитом в другие регионы республики. За отсутствие маркировки наложен арест на товары общей стоимостью 811,1 млн. руб.

Оперативный контроль осуществляется и за производственной сферой. К примеру, на постоянном контроле находится деятельность коммерческих производственных предприятий, занимающихся изготовлением одежды в областном центре, деятельности которых наиболее присуща теневая составляющая. Оперативными проверками таких фирм изъято из теневого оборота готовых швейных изделий, тканей и фурнитуры на 836,3 млн. руб.

В течение года осуществлялся контроль и на автомобильных дорогах области по вопросам законности перемещения грузов. Этой работой занимаются созданные мобильные группы, в которые помимо сотрудников ИМНС входят сотрудники Госавтоинспекции и иных правоохранительных органов. Проводимые оперативно-контрольные мероприятия на автодорогах и местах реализации товаров позволили изъять из незаконного оборота товаров на 3 млрд. рублей. К примеру, достаточно много в нашу область незаконно ввозится «серых» импортных автомобильных запчастей, которых в истекшем году было изъято на 912 млн. руб.

Пресечено 88 нарушений при реализации ликвидных товаров, реализуемых посредством интернет-технологий. В последние годы наиболее прогрессивная часть населения, в основном молодые люди, рекламируют свои услуги либо предлагают к реализации товары, в основном, через интернет, зачастую забывая о необходимости государственной регистрации своей деятельности и уплаты налогов. Поэтому мы стараемся анализировать такую рекламную информацию, размещаемую на форумах, сайтах и интернет-аукционах. Итогом контроля стало изъятие у таких недобросовестных продавцов товаров на 159,4 млн. руб.

Проверками розничной торговли, на рынках и в магазинах, которые носят более профилактический характер, выявлено 898 фактов нарушений установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет. Актуальность этого направления работы остается, т.к. такое, казалось бы, незначительное на первый взгляд нарушение, как невыдача покупателю чека, несет в себе гораздо более серьезные последствие как сокрытие части выручки, и, следовательно, уплату причитающихся налогов не в полном объеме.

Особым направлением работы налоговых органов на протяжении нескольких последних лет является контроль и пресечение фактов незаконного предпринимательства. Несмотря на то, что регистрация предпринимательской деятельности на сегодняшний день максимально упрощена, законодательство позволяет оказывать некоторые виды услуг, вообще не регистрируясь в качестве ИП, а лишь уплачивая причитающийся единый налог, факты незаконного предпринимательства далеко не единичны. Это касается абсолютно всех направлений финансово-хозяйственной деятельности, а в особенности сферы пассажирских перевозок и торговли товарами.

В истекшем году выявлено 662 факта незарегистрированной предпринимательской деятельности граждан. В отношении «нелегалов» составлено 262 протокола об административном правонарушении, изъято средств и орудий незаконного «промысла», которые использовались для получения дохода, на 6,2 млрд. рублей, в том числе 94 автомобиля за осуществление гражданами нелегальных пассажирских перевозок общей стоимостью 3,7 млрд. рублей.

К примеру, в связи со значительным увеличением закупочных цен на лом черных и цветных металлов многие предприимчивые граждане решили на этом заработать, причем абсолютно незаконно. Была пресечена 81 попытка незаконной заготовки, скупки и реализации металлолома. Арестовано и изъято лома металлов в количестве 133 тонны на сумму 391 млн. руб.

К 229 гражданам в 2012 году за незаконное предпринимательство судом применена административная ответственность в виде штрафа на общую сумму 294,0 млн. рублей.

Причем, необходимо отметить, что Хозяйственный суд области в начале прошлого года коренным образом изменил подходы в избрании величины применяемой административной ответственности и зачастую применяет к нелегалам максимальные размеры штрафа – от 50 до 100 базовых величин, а ранее, как правило, ограничивался 10 Б.В. (12.7 КоАП – до 100 Б.В.)

Необходимо отметить, что контрольная работа носит не только карательный, но и предупредительный (профилактический) характер. К примеру, тем же лицам, уличенным впервые в занятии незаконным предпринимательством, налоговые органы в 2012 году вынесли 400 официальных предупреждений и разъяснили требования законодательства по регистрации их деятельности и уплате налогов, а также предложили уплатить без каких-либо санкций причитающийся единый налог на 97,4 млн. руб.

Также, в связи с внесенными изменениями в Указ Президента от 16.10.2009 №510, с октября прошлого года налоговые органы активно внедрили в работу такую новую форму контроля, как мониторинг. Всего налоговые органы провели 154 таких мероприятий. По результатам мониторингов плательщики добровольно доплатили в доход бюджета 297 млн. рублей.

По сути, мониторинг деятельности плательщика направлен на профилактику правонарушений. Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий (надзорный) орган, не применяя штрафные санкции, дает субъекту хозяйствования письменные рекомендации по их устранению и ожидает, что в дальнейшем он будет руководствоваться в своей деятельности принципом законности. Но если эти рекомендации не учтены и в процессе мониторинга будет повторно выявлено аналогичное нарушение, то положение о мониторинге позволяет сразу применить административные санкции в отношении такого субъекта.
Инспекция Министерства по налогам

и сборам Республики Беларусь по



Гродненской области



страница 1

Смотрите также: